БИБЛИОЛИГА - 2021

Вечерова Любовь Владимировна

ПРОЕКТ "ОТКРЫВАЯ КНИГУ..."

Командой сотрудников сельской и школьной библиотеки создан проект «Открывая книгу…», который является продолжением предыдущей программы «Открывая двери…». Каждое мероприятие точно новая дверь, ведущая в увлекательный и захватывающий мир книги. Вместе с героями художественных произведений и исторических хроник ребята смогут попасть в неизведанный, полный открытий и приключений новый мир.

Фотоальбом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_otkryvaya_knigu.docx30.44 КБ
Файл plan_raboty.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Межведомственное взаимодействие

муниципального общеобразовательного учреждения

 Чёлсменская основная общеобразовательная школа

Костромской области

и Челсменской сельской библиотеки-филиала №28 МКУК МБ им.М.Горького Галичского муниципального района

ПРОЕКТ «ОТКРЫВАЯ КНИГУ…»

Авторы проекта:

Вечерова Л.В. – педагог МОУ Чёлсменская ООШ, ответственный за библиотечный фонд

Туху А.Ю. – библиотекарь Чёлсменской сельской библиотеки-филиала №28  МКУК МБ им.М.Горького

2021 г.


Актуальность проекта

Безусловно, книга является не только основным источником знаний, но и носителем исторической и духовной памяти народа. Библиотека создала индивидуальный  стиль оформления  отделов и способы раскрытия фонда художественной и исторической литературы.

Командой сотрудников сельской и школьной библиотеки создан проект «Открывая книгу…», который является продолжением предыдущей программы «Открывая двери…». Каждое мероприятие точно новая дверь, ведущая в увлекательный и захватывающий мир книги. Вместе с героями художественных произведений и исторических хроник ребята смогут попасть в неизведанный, полный открытий и приключений новый мир.

Роль книги и библиотеки в современном мире крайне важна. Что бы ни делала библиотека, главная ее цель – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России.

Цель Проекта –  создание условий, способствующих повышению интереса местного сообщества к чтению русской и зарубежной литературы, изучению истории своей страны и повышение культурного уровня и гражданского самосознания подрастающего поколения.

Задачи Проекта:

- усилить сетевое взаимодействия школьных библиотек и Межпоселенческой библиотеки им.М.Горького Галичского муниципального района, ее филиалов с целью повышения эффективности работы по приобщению детей к книге;

- содействовать патриотическому, духовно - нравственному воспитанию местного сообщества, в том числе подрастающего поколения;

- воспитание художественного вкуса и приобщение к лучшим образцам отечественной и зарубежной литературы;

- привитие любви к художественному слову, создания среды творческого общения;

- создание условий для реализации способностей в искусстве художественного чтения.

  1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в настоящее время.

Тип проекта: информационный, межпредметный (история и литература), долгосрочный. 

Наш проект предназначен для решения нескольких проблем:

1.Проблема сохранения и развития исторической памяти.

Нет села, нет семьи на территории России, которых бы не коснулись трагические события в разные периоды нашей истории.

Русская земля свято чтит память о героях, ставших прототипами персонажей литературных произведений. И в такой ситуации на первое место, рядом с историей, встаёт литература. Книга о войне и не только о войне – это впечатляющее литературное произведение, дающее читателям  возможность прикоснуться к исторической правде. Мимо таких книг нельзя пройти стороной и забыть - они заставляют нас задуматься о жизни и смерти, войне и мире, прошлом и настоящем.  

Это прошлое нашей страны, каким бы трудным оно ни было, это достояние народа, а сохранение его в памяти народа, в памяти наших детей и внуков - важнейшая нравственная и культурная задача.

2. Вторая проблема – снижение интереса к чтению.
Благодаря чтению человек с ранних лет приобщается к культурному и научному наследию человечества, знакомится с традициями, правилами, достижениями, произведениями искусства, как своего, так и других народов.

Сегодня исследователи во всем мире отмечают наступление системного кризиса чтения. В современной России действует та же тенденция: интерес к чтению заметно понизился среди всех категорий читателей.

А ведь еще Сухомлинский В. А. утверждал: «Чтение –

 это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

И действительно, культура личности во многом складывается из культуры чтения, которая отражает многие составляющие развития личности: мировоззренческую, культурологическую, психологическую, философскую и т. д. Культура чтения выступает как показатель гармонического целостного
развития личности, его социальной зрелости, как фактор социокоммуникативного развития человека. Таким образом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного, востребованного человека.

Очень важно помогать ребенку полюбить чтение с самого младшего возраста, ненавязчиво приобщать к лучшим произведениям классической литературы во время обучения в школе.

3.Третья проблема – нравственная культура.

Нравственная культура личности -  это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию.

Воспитанию такой личности, несомненно, способствует литература в целом и чтение в частности. В процессе изучения и анализа художественных произведений происходит становление и формирование личности растущего человека.

  1. Механизм реализации

В течение всего времени действия проекта в библиотеках будут проходить акции и мероприятия патриотической  и духовно – нравственной направленности:

 - громкие чтения произведений в общественных местах: парках, аллеях, скверах;

- экскурсии по тематическим экспозициям и выставкам музеев;

- информационно-просветительские акции с демонстрацией тематических кино- и фотоматериалов, книг и документов.

Формы работы:

-   вечера – встречи, беседы, тематические вечера, литературные гостиные;

-   познавательные, патриотические, праздничные программы;

-  акции «Бессмертный книжный полк», интеллектуально – творческий книжный марафон;

-   выставки художественного творчества, оформление фотозон.

Описание проекта:

Для реализации проекта  «Открывая книгу…» скоординирована деятельность школьных библиотек и Чёлсменской сельской библиотеки,  привлечены: организаторы по воспитательной работе школ, учителя начальных классов, учителя – предметники и классные руководители.

В рамках проекта будет проведена работа с учащимися начальной и основной школы, родителями учащихся, педагогическим коллективом, жителями деревни.

Данный проект включает в себя тематические занятия и внеклассные мероприятия, направленные на познавательную, ценностно-ориентационную, творческую, коммуникативную деятельность, формирующую навыки самообразования, интерес к изучаемому материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся.

4. Ресурсное обеспечение

Условия

Содержание деятельности

Организационные

Определение темы и актуальности проекта, определение ресурсного потенциала, оформление материалов проекта.

Разработка и реализация проекта.

 Подведение итогов проекта.

Нормативно-правовые

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный закон о библиотечном деле 

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года»

Концепция поддержки детско-юношеского чтения.

Модельный стандарт общедоступной библиотеки.

Стратегия государственной культурной политики.

Приказ Минобрнауки №715 от 15.06.2016 _О развитии школьных информационно-библиотечных центров.

Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров Костромской области.

Приказ Департамента образования и науки Костромской области от 11.12.17г. о реализации проекта

Информационные

Интернет- порталы, художественная, публицистическая, научно-популярная и методическая литература, наглядные пособия

Методические

Проект «БиблиоЛига» (межведомственное взаимодействие школьных и публичных библиотек )

Кадровые

Смирнова Г.Ю. – библиотекарь МКУК МБ им. М. Горького

Вечерова Л.В. – педагог МОУ Челсменская ООШ, ответственный за библиотечный фонд

Туху А.Ю. – библиотекарь Челсменской сельской библиотеки-филиала №28 МКУК МБ им.М.Горького

Педагоги-организаторы

Классные руководители и учителя начальных классов

Материально-технические

Книжный фонд школьных, сельских библиотек, книжный фонд МКУК МБ им. М. Горького Галичского муниципального района,  сетевое обеспечение, оргтехника.

5. Планируемый результат:

  • Увеличение посещений детей и молодежи,  привлечение новых читателей, увеличение книговыдачи.
  • Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
  • Создание единого информационного образовательного пространства школы и публичных библиотек;
  • Расширение доступа к ресурсам и услугам библиотек;
  • Создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма у детей и подростков, повышения мотивации чтения исторической и художественной литературы;
  • Расширение читательского круга детей через прочтение внепрограммных произведений,  участие в конкурсах, викторинах.                                               
  • Повышение информационной и методической грамотности библиотекарей в результате совместной работы над проектом;

        6. Показатели эффективности

  • 100 % участие сотрудников публичной и школьной библиотеки, включенных в реализацию проекта;
  • Охват обучающихся, участвующих в проекте от общего количества обучающихся 1-4 кл.-100%, 5-9 кл.-60%;
  • Привлечение  не менее 30 % родителей, участвующих в совместном проекте;
  • Увеличение книговыдачи на 15%;

7. Срок реализации проекта – долгосрочный.



Предварительный просмотр:

План мероприятий проекта «Открывая книгу…»

в рамках межведомственного взаимодействия «Библиолига – 2021»

№ п/п

Название мероприятия/акции

Форма работы/тематическая дата

Сроки проведения

Ответственные

1

«Права человека»

библиотечный урок

январь

Туху А.Ю.

2

«Война глазами поколений»

урок мужества/день юного героя - антифашиста

февраль

Вечерова Л.В.

Туху А.Ю.

3

«И чувства добрые я лиры пробуждал…»

литературно – музыкальная гостиная/день памяти А.С. Пушкина

Вечерова Л.В.

4

«Хорошая книга – лучший подарок»

Акция/международный день дарения

март

Вечерова Л.В.

5

«Я открываю Некрасова»

интеллектуально – творческий марафон, посвященный 200–летию со дня рождения Н.А.Некрасова

апрель

Вечерова Л.В.

Туху А.Ю.

6

«Вперёд, к звёздам!»

интеллектуально – творческий марафон, посвящённый 60-летию первого полёта человека в космос (познавательные игры, викторины, конкурсы)

Вечерова Л.В.

Классные руководители

7

«Цена Победы»

виртуальная акция «Бессмертный полк», литературно – музыкальная композиция «Час памяти»

май

Вечерова Л.В.

Туху А.Ю.

Классные руководители

8

«Сказки Лукоморья».

литературная игра, в рамках акции к Пушкинскому  дню в  России

июнь

Туху А.Ю.

9

«В гостях у зарубежных сказочников – фантастов»

литературная игра – путешествие (к 295-летию книги Д.Свифта «Путешествие Гулливера», к 240-летию книги Р.Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена», к 150-летию книги Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»)

Вечерова Л.В.