Мои публикации

Кожемякина Людмила Николаевна

Буклет "Игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями»

 

При развитии речи детей с задержкой психического здоровья и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи. Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. И важным средством для формирования и развития лексико-грамматических навыков у  младших школьников с ОВЗ являются дидактические игры и игровые упражнения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендуемые сайты

  • www.logozavr.ru — развивающие он-лайн игры для детей.
  • www.logoped-sfera.ru — сайт журнала Логопед. Статьи, практические пособия для специалистов.
  • www.kindereducation.com — в помощь родителям. Интересные статьи, развивающие игры для детей.
  • www.adalin.mospsy.ru — в помощь родителям. Полезные пракические советы для занятий с детьми.
  • www.pedlib.ru — он-лайн библиотека. Научная и популярная литература для специалистов и родителей.
  • www.danilova.ru — портал для будущих родителей. Полезные советы для развития детей раннего и дошкольного возраста.
  • www.logopediya.com — полезная информация для родителей дошкольников и школьников. Информация для тех, чьи родные перенесли инсульты или травмы, прриведшие к распаду речи — Афазии. Полезная информация для специалистов.
  • www.lychik.ru — сайт образовательного центра Лучик Москва. Центр раннего развития, детские сады, школа, центр развития личности.
  • www.maminsite.ru — клуб мам. Семейный сайт — полезные советы, рекомендации по отдыху, советы для мам по вопросам красоты.
  • www.prognozmed.ru — сайт неврологического центра Прогноз. Информация о распространенных детских неврологических заболеваниях и их симптомах.
  • www.defectolog.ru — полезные статьи для родителей и специалистов. Развивающие игры для детей. Нормативно-правовые документы — в помощь родителям.
  • www.slovopedia.com — подборка русских толковых словарей: словарь Даля, словарь Ожегова, энцеклопедический словарь и другие.
  • www.raskraska.com — коллекция раскрасок для детей дошкольного возраста. Тематические раскраски, раскраски по мотивам российских и зарубежных мультфильмов.
  • www.friendship.com.ru — сайт в помощь родителям и детям. Познавательные статьи для взрослых и детей по кулинарии, литературе, зоологии, детским болезням и т.д.
  • www.rebenok.com — полезные советы для родителей. Интернет-магазин развивающих игр и пособий.
  • www.solnet.ee — детский портал. Полезные статьи для детей и взрослых. Детские сказки, аудиокниги, онлайн игры, сценарии праздников.
  • www.logopedspb.ru — сайт по логопедии. Полезные публикации для специалистов и родителей. Развивающие игры для детей. Форум для родителей.
  • www.logopunkt.ru — в помощь родителям и специалистам. Статьи и публикации по логопедии. Рекомендации родителям.
  • www.chertyaka.ru — для будущих родителей и состоявшихся мам и пап. Выбор имен будущему ребенку. Детские песни, сказки, чистоговорки и скороговорки.
  • www.gramota.ru — справочно-информационный портал. Русский язык для всех. Словари, правила русского языка, научная библиотека.
  • www.lyalya.com.ua — сайт детского центра развития Ляля (Украина). Обучающие программы. Перечень общепризнанных развивающих программ. Полезные советы по вопросам обучения и воспитания детей.
  • www.pochemu4ka.ru — портал для родителей. Полезные статьи, сборники упражнений и игр для развития детей. Форум для родителей.
  • www.znaika.com.ua — интернет—магазин. Информация по развитию детей от 1 месяца до школы.
  • www.u-mama.ru — портал для родителей. Информация о беременности и воспитании детей.
  • www.merrypictures.ru — сайт журнала Веселые картинки.
  • www.detisite.ru — онлайн электронная лекотека. Иллюстрированные книги для детей.
  • www.razumniki.ru — сайт для будущих родителей. Полезная информация по развитию детей раннего, дошкольного, младшего школьного возраста.



Предварительный просмотр:

Упражнение 2.

Цели. Учить ребенка составлять предложения с предлогами В, НА ПОД по двум опорным картинкам и схемам предлогов.

Содержание. Взрослый Просит ребенка посмотреть на схемы предлогов, вспомнить пространственное значение каждого из них и по двум картинкам, соединенным стрелкой, составить предложения с каждым из «маленьких слов» по очереди.

Пример: Берёзовый лист упал на корзинку. Лена нашла в корзинке жёлтый лист берёзы. Под корзинкой лежал красивый маленький лист.

Упражнение 3.

Цели. Учить ребенка определять пропущенный предлог (в, на, под) в предложении.

Содержание. Взрослый показывает малышу схемы предлогов, просит внимательно слушать предложения и догадаться, какое из трех «маленьких слов» пропустил Незнайка: в, на или под.

Дети отправились… лес. — Соседи торопятся… театр, — Лена любит детский сад («провокационное» задание).— Катя спешит… школу. —… столе стоит сервиз. —… ветках набухли почки. — Петух уселся… забор. — Коровы пасутся… лугу,— Земляника выросла… берёзой. — Марина идёт… зонтом.

Игры и упражнения, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи у детей с тяжелыми нарушениями

http://skazka-8.ucoz.ru/_pu/5/70501153.gif

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.
Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. И важным средством для формирования и развития лексико-грамматических навыков у дошкольников являются дидактические игры и игровые упражнения.

Игры и упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи

Игра «Один - много» (образование имен существительных множественного числа в И. и Р. падежах) 
Мяч – мячи - много мячей

Кукла – куклы – много кукол

Стол – столы – много столов 
Столик – столики – много столиков 
Игра «Назови ласково» (образование имен существительных и прилагательных с уменьшительно- ласкательным суффиксом)

Яблоко — яблочко 
Лимон — лимончик вкусный – вкусненький
Добрый слон — добренький слоник 
Быстрая обезьяна — быстренькая обезьянка

Игра «Вершки и корешки» 

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других — то, что растет в земле (корешки). 
Капуста 
Морковь 
Баклажан 
Свекла 

Игра «Чье гнездо?», «Чьи перья?»

Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен  существительных.  Гнездо грача – грачиное гнездо  

Гнездо журавля –  

Перо у гуся – гусиное  

Перо у утки –  

Игра «Что из чего сделано?» 

Цель: научить детей образовывать относительные имена прилагательные от имен существительных. 
Шуба из меха — меховая шуба 
Платье из ситца — 
Носки из шерсти — 
Игра «Посчитай: 1-2-5» (образование имен существительных множественного числа в И. и Р. падежах)
Автобус – один  автобус, два автобуса, пять автобусов 
Самолет –
Лодка  –
Одно дерево – два дерева – пять деревьев

Одно высокое дерево – два высоких дерева – пять высоких деревьев

Одна ветка –

Одна сосновая ветка –

Игра «Кто где живет?» 

Цель: научить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными. 
Нора (чья?) — лисья нора 
Берлога (чья?) — 
Логово (чье?) — 
Дупло (чье?) —

Упражнение «Кто внимательный?» 
Цель: научить детей правильно подбирать нужный предлог. Вставь нужный предлог, чтобы предложение было правильным. 
Дети учатся….школе. 

Дети гуляют…школой. 

Дети вышли….школы. 

Дети идут…….школе. 
Дети зашли…..школу.

Игра «Путаница» (употребление предлогов В, НА в упражнении с деформированной фразой)

Дельфин, море, плавать, в – дельфин плавает в море.

Фикус, окно, стоять, на –

Мама, ваза, конфеты, в, класть –

Пальма, финики, на, расти –

Упражнения на построение предложения.

Упражнение 1.

Цели. Учить ребенка составлять предложения с предлогами В, НА, ПОД по трем опорным словам.

Содержание. Взрослый предлагает малышу смотреть на схемы предлогов и слушать отдельные слова, например:

Лена — идти — школа.

Затем просит составить по этим словам предложение и обязательно включить в него любое из трех «маленьких слов». Аналогично происходит составление предложений с включением предлогов по следующим опорным словам: Лиса — лезть — нора. Коля — сидеть — стул. Дедушка — спать — диван. Жук — спрятаться — лист. Лебеди — плавать — пруд. Студентка — идти — зонт. Котёнок — играть — ковёр. Гриб — расти — ёлка. Пловцы — соревноваться — бассейн.

Все незнакомые ребенку слова, уточняются и проговариваются несколько раз. После составления каждого предложения ребенок обязательно называет то «маленькое слово», которое он использовал.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УДАЧИ И ДО ВСТРЕЧИ В СЛЕДУЮЩЕМ

 УЧЕБНОМ ГОДУ!

«Что можно делать летом, чтобы улучшить речь ребенка»

Лето – пора отдыха, каникул и отпусков. Поэтому, зачастую, в течение трех летних месяцев родители не проводят с ребенком никакой развивающей работы. Счастливый ребенок целыми днями находится на улице. А осенью оказывается, что поставленные звуки он уже не в состоянии произнести правильно и логопеду приходится снова ставить те же самые звуки. Вместо того, чтобы закреплять навыки звукопроизношения или ставить более сложные звуки, логопед тратит время на то, что было сделано год назад. Что же делать? И какие существуют способы стимулировать речевое развитие ребенка так, чтобы это не мешало ему отдохнуть?

1. Во-первых, нужно заглянуть в тетрадь с домашними заданиями, которые в конце учебного года вам выдал логопед. Там написаны упражнения и задания для закрепления правильного произношения тех звуков, которые были поставлены в течение этого года. Не надо пугаться объема – помните, что у вас впереди три месяца. Но и откладывать эту работу тоже не стоит, вряд ли вы потом вспомните об этом. Постарайтесь выработать какой-то ритм, например, утром или вечером делайте с ребенком артикуляционную гимнастику. Выделите время в течение недели, чтобы проработать звуки по речевым заданиям в тетради. В ненастную погоду вы можете сделать чуть больше.

2. Обязательно следите как ребенок произносит те звуки, которые логопед ввел ему в речь. Не позволяйте ребенку коверкать звуки, которые он способен правильно произнести без зеркала. Обычно если ребенок уже научен произносить звук в словах и предложениях, он вполне может обойтись без зеркала.

3. Развивайте мелкую моторику в играх с разными предметами: с водой и песком, с природными материалами (веточки, шишки, камушки, ракушки, травинки, кусочки коры и бересты и т.д.), в играх с мелкими предметами (например, от киндер-сюрпризов), с паззлами, головоломками, конструктором, декоративными камушками (для украшения цветочных горшков и аквариума), с помощью рисования, лепки (из пластилина, теста, мокрого песка, пластики), выкладывая картинок из сушеных цветов, листьев и травинок и т.д. Любая игра, в которой требуются точные и аккуратные движения пальцев рук (а особенно – кончиков пальцев), развивает мелкую моторику. Развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи на уровне мозговых механизмов.

3. С этой же целью можно использовать такие летние развлечения как: рисование пальцем и веточкой на песке, перебирание под водой камушков, имитация руками в воде плавающих рыбок, осьминогов и т.д., собирание гербариев, мелких ягод, семян и их перебирание от мусора, плетение «заборчиков» из веточек и соломинок, создание из хвойных лапок «веников» и т.д.

4. Развивайте дыхание ребенка, ведь благодаря сильному, долгому, равномерному выдоху ребенку будет легче произносить звуки, особенно – звонкие ([З], [Ж], [Л], [Р], [Рь]). Для этого можно использовать: выдувание мыльных пузырей, обдувание одуванчиков, сдувание мелких мусоринок с ладони, с подушечки пальца, дутье на воду (в воде образуется ямка), надувание воздушных шаров, дутье на вертушки, а также – свистки, дудочки, детские флейты, губные гармошки и т.д. Запомните несколько простых правил, которые необходимо соблюдать, чтобы не навредить ребенку: 1) вдох делается спокойно, беззвучно, быстро, ртом и носом одновременно или только носом. При этом нельзя поднимать плечи и закидывать назад голову, 2) выдох делается либо сильно и долго, либо сильно и коротко, 3) нельзя беспорядочно дуть много раз подряд, очень быстро – закружится голова!

5. Развивайте слуховое внимание: спросите ребенка – какие звуки он слышит? Попросите его вспомнить и сказать: что можно услышать в городе, в деревне, в лесу, дома. Попросите его послушать – кто говорит неподалеку мужчина, женщина или ребенок? Что он слышит – плач или смех? Что слышно, когда дует ветер, идет дождь? Попросите сравнить – на какие другие звуки похож этот звук? Попросите подобрать звук речи, который наиболее точно отражает услышанный шум (например, дятел стучит – «Д! Д! Д!», мотор рычит – «р-р-р» и т.д.).

6. А самое главное – укрепляйте здоровье ребенка прогулками и играми на свежем воздухе, выездами на природу, здоровым питанием, полноценным отдыхом, закаливанием, подвижными играми и спортивными мероприятиями. Постарайтесь максимально оградить его от телевизора, компьютера и игр на сотовом телефоне, поскольку это ухудшает зрение (вплоть до близорукости! ) и перенапрягает нервную систему ребенка. Помогите вашему ребенку отдохнуть не только длительно, но и с максимальной пользой.