Повышение качества образования

Кожемякина Людмила Николаевна

Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_7.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная  технология, электронный образовательный ресурс и т.п.

Обоснование выбора  

Системность использования

(периодичность, тип урока,  этап изучения темы,  этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат

(методическая и практическая направленность использования)

PR-технологии

Использование данной технологии возможно в рамках урочной и внеурочной деятельности учителя с детьми как продолжение работы на уроке (познавательная, исследовательская, речетвор-ческая, коммуникативная деятельность детей)

На уроках русского языка и литературы данная технология применяется через использование её методов и приёмов: самопрезентация, имидж, буклет, эпистолярный жанр, социальная реклама,  дискуссии, философские столы, пресс – релизы;

статьи для СМИ, сайтов в компьютерных сетях; организация брифингов, пресс-конференций, семи-наров, «круглых столов»;издание вивающего-онных материалов о своей деятельности; выпуск собственных публикаций;проведение презентаций; участие в выставках, ярмарках; публикации отчетов о деятельности и др.

Данная технология используется на уроках различных типов: уроках открытия нового знания, уроках отработки умений и рефлексии, уроках построения системы знаний, уроках развивающего контроля, уроках-исследованиях.

     Этапы урока: мотивация к учебной деятельности, реализация построенного проекта, включение в систему знаний и повторения, рефлексия учебной деятель- ности на уроке и др.

     Вид деятельности: ученик-ученик, учитель-ученик, коллективная работа, самостоятельная работа.

Цели, задачи, функции, разветвленная система различных средств и методов, приемов PR – технологии помогают в адаптации, социализации как личности, так и коллектива, семьи в целом, содействуют установлению доброже-лательных  отношений, преодолению отчужденности между субъектом и объектом социальной сферы.

Технология эпистолярного жанра

     Технология эпистолярного общенияпредпо- лагает формирование у школьников коммуника- тивной, лингвистической, языковой и культу- роведческой компетентностей; обогащение речи учащихся, развитие их  творческих способностей, способствует овладению навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью, умению анализировать текст с точки зрения наличия в нём основной и второстепенной информации, представлять тексты в виде тезисов, конспектов, сочинений различных жанров;пре- дполагаетформирование духовно-нравственных качеств личности, повышение культурного  уровня детей, гармоничное сочетание обучения русскому языку и литературе, а также осуществление меж-предметных связей.

      Введение в образовательный процесс технологии эпистолярного общения актуально, продиктовано социальной значимостью и  практической необходимостью разработки системы (методической модели) обучения эпистолярному жанру детей. Эта модель предполагает разработку, апробацию и введение в образовательный процесс разнообразных форм, видов, технологий, методов и приёмов, направленных на формирование у учащихся необходимых для практической деятельности представлений о лингвистических особенностях эпистолярного текста, его типо-логической и смысловой структуре, навыков и умений анализа текста писем, предложенных учителем, коммуникативных навыков и умений составления деловых и частных писем.

Данная технология чаще используется на уроках следующих типов: уроках открытия новых знаний, уроках отработки умений и рефлексии, уроках построения системы знаний.

     Этапы урока: мотивация к учебной деятельности, реализация построенного проекта, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, включение в систему знаний и повторения, рефлексия учебной деятельности на уроке и др.

     Вид деятельности: ученик-ученик, учитель-ученик, коллективная работа, самостоятельная работа.

Приобретение навыков и умений составления собственных писем способствует  расширению кругозора учащихся. Знакомство с образцами писем классиков русской литературы может существенно пополнить их лексический запас, обогатить речь. Обучение учащихся эпистолярному жанру способствует эффективности овладения нормами письменной меж-личностной коммуникации, формиро-ванию навыков, умений точного выражения смыслового и ком-муникативного содержания сообщения, адекватного  его понимания адресатом, а также воздействия на последнего.

Более того, овладение эпистолярным жанром даёт возможность детям научи-ться использованию в письменной речи различных стилистических средств языка в зависимости от условий и целей общения, поможет овладеть навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой спе-цифики.

Технология продуктивного чтения

Федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежит системно –дея- тельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требо- ваниям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках инфор- мации, способной конструктивно общаться, со- трудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедея- тельности. Это станет возможным при условии овладения школьниками читательской культурой.

Читательские интересы во многом определяют ли- чность человека, поэтому процесс формирования их у школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, методическая, но и как социальная проблемы.                                              

Научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию читательского интереса, развить потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредствомиспользования разно- образных форм урочной и внеклассной дея- тельности– главная задача учителя.

     Данная технология используется на уроках различных типов: уроках открытия нового знания, уроках отработки умений и рефлексии, уроках построения системы знаний, уроках-исследованиях.

     Этапы урока: мотивация к учебной деятельности, реализация построенного проекта, включение в систему знаний и повторения, рефлексия учебной деятель- ности на уроке и др.

     Вид деятельности: ученик-ученик, учитель-ученик, коллективная работа.

Правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует:

- формированию устойчивого читатель- ского интереса школьников;

- умению работать с литературой опре- деленного рода;

- умению правильно анализировать, со- поставлять,  высказывать или описы- вать  свое мнение;

- формированию навыков самостоя- тельной исследовательской деятель- ности.

Технология дифференцированного обучения

     Технология дифференцированного обучения позволяет учителю, предлагающему учащимся одинаковый объём материала, ориентировать учащихся на различные уровни требований к его усвоению. При дифференциации учащихся учитель опирается на общий уровень обученности, развития ученика; отдельные особенности психического развития; индивидуальные особенности ученика; неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам; интерес ученика к тому или иному предмету. Оценив каждого учащегося по данной схеме, можно приблизительно отнести его к той или иной группе, учитывая, что ученик может (и должен!) передвигаться из одной группы в другую.

Данная технология используется на уроках различных типов: уроках открытия нового знания, уроках отработки умений и рефлексии, уроках построения системы знаний, уроках развивающего контроля, уроках-исследованиях.

     Этапы урока: мотивация к учебной деятельности, реализация построенного проекта, включение в систему знаний и повторения, рефлексия учебной деятель- ности на уроке и др.

     Вид деятельности: ученик-ученик, учитель-ученик, коллективная работа, самостоятельная работа.

Дифференцированный подход позво- ляет в условиях классно-урочной сис- темы реализовывать творческие возмо- жности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема изучаемого материала, а по пути разнообразия заданий. Дети, испытывающие труд- ности в обучении, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности.

Технологияличностно-ориентированногообучения

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям относятся педагогические мастерские, модульное обучение, метод проектов, обучение как исследование и др.

     Метод проектов – самостоятельнаяисследо- вательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую зна- чимость.

Данная технология чаще используется на уроках следующих типов: уроках построения системы знаний, уроках раз- вивающего контроля, уроках-исследова- ниях.

Этапы работы над учебным проектом:

1.Предварительный выбор темы.

2.Составление плана.

3.Изучение литературы по данной теме и сбор материала.

4. Создание собственного текста.

5.Защита.

6.Ответы на вопросы по теме проекта.

     Вид деятельности: ученик-ученик, учитель-ученик, коллективная работа, самостоятельная работа.

     Технология личностно-ориентиро- ванного обучения актуализирует важ- нейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой дея- тельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.

Игровые технологии

«Игра – это искра, зажигающая огонек пыт- ливости и любознательности», – писал В.А. Сухо- млинский. В процессе игры активизируется мыслительная деятельность, воображение ребенка, решается учебная задача.

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполни- телями определенных ролей. Дидактические игр

Данная технология чаще используется на уроках следующих типов: уроках отработки умений и рефлексии, уроках построения системы знаний.

     Этапы урока: мотивация к учебной деятельности, реализация построенного проекта, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, включение в систему знаний и повторения, рефлексия учебной деятельности на уроке и др.

     Вид деятельности: ученик-ученик, учитель-ученик, коллективная работа.

Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими.

Информационно-коммуникационные технологии

     ИКТ помогают решать многие педагогические задачи: обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешают проблемы разноуровневого и группового обучения. Интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения, позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.

Эти технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, вовлекает их в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

     ИКТ используются на уроках различных типов: уроках открытия нового знания, уроках отработки умений и рефлексии, уроках построения системы знаний, уроках развивающего контроля, уроках-исследованиях.

     Этапы урока: мотивация к учебной деятельности, реализация построенного проекта, включение в систему знаний и повторения, рефлексия учебной деятель- ности на уроке и др.

     Вид деятельности: ученик-ученик, учитель-ученик, коллективная работа, самостоятельная работа.

     Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, органи- зовать урок в соответствии с совре- менными требованиями.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяют  реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самосто- ятельной работы как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающиетехнологиирассматри-ваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Здоро-вьесберегающиетехнологии  предполагаютсово-купность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса, включающего мероприятия медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог – медицинский работник – ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направ-ленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений счеловеком,  природой) и др.

Здоровьесберегающие образовательные техно-логии– это не только психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем, но и постоянное стремление самого педагога к самосовер-шенствованию. Учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающимобразо-вательным технологиям в том случае, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Здоровьесберегающие технологии ис-пользуются на уроках различных типов: уроках открытия нового знания, уроках отработки умений и рефлексии, уроках построения системы знаний, уроках раз-вивающего контроля, уроках-иссле-дованиях.

     Этапы урока: мотивация к учебной деятельности, реализация построенного проекта, включение в систему знаний и повторения, рефлексия учебной деятель- ности на уроке и др.

     Вид деятельности: ученик-ученик, учитель-ученик, коллективная работа, самостоятельная работа.

     Использование здоровьесберегаю-щих технологий способствуют не только сохранению здоровья ребенка, но и повышают эффективность учебно-воспитательного процесса.