Воспитание

Харисов Тимур Равильевич

мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Беседа на спортивную тему48.5 КБ
Файл Классный час18.13 КБ
Microsoft Office document icon Реферат78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на спортивную тему «Откуда игры к нам пришли?

Учитель: Харисов Т. Р.

Образовательные задачи: 

  • познакомить с различными видами спорта, историей возникновения видов спорта;
  • познакомить с олимпийской символикой;
  • закрепить навыки построения в колонну, шеренгу, прыжков через препятствия, метания в цель.

Развивающие задачи: 

  • развивать способности детей старшего возраста к самостоятельному выполнению физических упражнений согласно словесной инструкции;
  • развивать умение детей действовать коллективно, строго соблюдая правила игры;
  • продолжать развивать двигательные навыки и физические качества, необходимые в дальнейшей жизни, творческое воображение;

Воспитательные задачи: 

  • воспитывать интерес к занятиям физической культурой и спортом;
  • приобщать детей к традициям большого спорта;
  • воспитывать дружеские отношения детей в группе.

Материал и оборудование: 2 макета факелов; мягкие мячики; 2 больших мяча; гимнастические маты; мягкие кубы; 2 баскетбольных кольца; 2 длинных шнура.

ХОД  БЕСЕДЫ

Учитель: Сегодня мы с вами  вспомним историю возникновения видов спорта, что означают пять колец дружбы, которые объединяют всех спортсменов Земли. Но для начала, давайте вспомним, где проходили первые спортивные состязания, игры и для чего они организовывались?

Ответы детей: В Греции, у горы Олимп, отсюда и название первых спортивных состязаний, которые помогали подружиться людям разных государств и показать свою ловкость, смелость, быстроту, силу.

Учитель: До сих пор, как и много веков назад, в Олимпии горит священный Олимпийский огонь, и раз в четыре года зажигается факел от этого огня для того, чтобы открыть очередные Олимпийские игры в одной из стран нашей планеты. Из Олимпии этот огонь передается из рук в руки лучшими спортсменами каждой страны. Давайте мы представим, как это было. Сегодня лучшие спортсмены нашего посёлка  – это вы, и вам предстоит доставить частицу священного огня к факелу наших сегодняшних соревнований.

Учитель объясняет правила эстафеты, приглашает занять место у линии старта, раздаёт “факелы”.

Эстафета “Священного огня”

Дети делятся на две команды, строятся в 2 колонны перед линией старта. У впереди стоящих в руках “факелы”. По сигналу дети с “факелами” бегут до ориентира, огибают его и, возвращаясь, предают “факел” следующему игроку. Выигрывает команда, закончившая эстафету раньше. Ведущий одобряет действия детей, следит за четким выполнением правил игры. По окончании эстафеты объявляет команду-победителя.

Учитель: Молодцы! Вы сумели доставить священный огонь к месту проведения нашего праздника. Наш праздник объявляю открытым!

Олимпийским играм уже более 100 лет. В главных соревнованиях на Земле принимают участие спортсмены пяти континентов. Сейчас мы назовем эти

Учитель: Европа (голубой цвет), Азия (желтый цвет), Африка (коричневый), Австралия (зеленый) и Америка (красный). На самых больших и главных состязаниях, которые называются Олимпийские игры, встречаются спортсмены всех этих пяти континентов. Вот почему символом Олимпиады решено было принять 5 сплетенных разноцветных колец, которые обозначают дружбу между ними.
Мы познакомимся с народами разных стран и теми видами спорта, которым они научили другие народы. И начнем мы с Америки.

АМЕРИКА

Учитель: Для индейцев Центральной Америки, игра в мяч была самым любимым занятием. Поле для игры – это весь мир, а перемещения мяча – движение солнца и луны над этим миром. Играли в мяч командами, перебрасывая друг другу на сторону соперника, причем бить по нему разрешалось только локтями, бедрами, коленками.

Выиграть можно было сразу, если мяч пролетел сквозь кольцо, установленное высоко над площадкой. Какую игру вам напоминает индейская игра с мячом?

Дети отвечают.

Учитель: Действительно, 100 лет назад в Америке был изобретен баскетбол. Мы с вами знакомы с некоторыми элементами этого вида спорта. Давайте сыграем в американскую игру – баскетбол.

Эстафета “Баскетбол”

Дети строятся в 2 колонны перед линией старта. У каждого впередистоящего в руках большой мяч. По сигналу (свистку), дети с мячами добегают до баскетбольной корзины, выполняют один бросок, и с мячом в руках бегом возвращаются обратно. Передают мяч следующему игроку. Встают позади колонны. Учитывается скорость выполнения задания и точность попадания в корзину. По окончании эстафеты объявляет команду-победителя. Дети остаются в колоннах.

АЗИЯ

Учитель: Желтое кольцо дружбы обозначает Азию. Азиаты: Японцы, Китайцы и др. восточные народы очень увлекались различными видами борьбы. Занимаясь борьбой, они становились смелыми, сильным, быстрыми, ловкими, воспитывали в себе выдержку и уверенность в свои силы. Назовите виды борьбы, которые вы знаете?

Ответы детей. Дзюдо, сумо, самбо, айкидо, кунфу, вольная борьба и т.д.

Учитель: Молодцы! Основные приемы борьбы – это действия руками. Поэтому главное – иметь сильные руки. Какие упражнения для рук вы знаете?

Разминка: дети называют и выполняют 3–4 упражнения для плечевого пояса.

Учитель: Теперь мы готовы определить, кто же из вас самый сильный. Итак, сыграем в любимую игру народов Азии – “Перетягивание в парах”.

Ведущий объясняет правила игры, распределяет детей по парам – девочки с девочками, мальчики с мальчиками.

Игра-соревнование “Перетягивание в парах”

На полу параллельно друг другу раскладываются 2 длинных шнура (на расстоянии 30–40 см. друг от друга). Участвуют две команды. Дети обеих команд располагаются вдоль шнуров по парам, лицом друг к другу, взявшись за руки. По сигналу, дети начинают перетягивать партнера на свою сторону. Выигрывают дети, перетянувшие своего партнера за свой шнур. Побежденные игроки садятся на скамейки. Соревнования продолжаются между победителями до тех пор, пока не определится 1 победитель. Мальчики и девочки соревнуются отдельно. Определяется самый сильный мальчик и самая сильная девочка.

АВСТРАЛИЯ

Учитель: Среди морей и океанов находится самый зеленый континент нашей Земли – Австралия. Поэтому и цвет олимпийского кольца, обозначающий Австралию – зеленый. Главным занятием австралийцев являлась охота, в которой были необходимы навыки стрельбы из лука. Стрельба из лука сейчас один из олимпийских видов спорта. Занимаясь охотой, жители Австралии становились меткими, внимательными, обладали хорошей реакцией и выдержкой.

Чтобы  узнать, получатся ли из вас настоящие австралийские охотники,  для этого сыграем в игру “Охотники и звери”.

Игра “Охотники и звери”

Дети команды “охотников” стоят в шеренге вдоль одной из сторон физкультурного зала с мячиками в руках. Впереди них на расстоянии 3–4 метров стоят в шеренге дети команды “зверей”, спиной к “охотникам”. По сигналу: “Охотники!”, “охотники”, выполняют с места бросок мячика, стараясь попасть в “зверей”, целясь в ноги, а они убегают, увертываясь от мячей. Подсчитывается количество попаданий. После 2-х бросков команды меняются ролями. Определяется команда, которая выполнила большее количество попаданий.

АФРИКА

Учитель: Коричневое олимпийское кольцо, которое находится между голубым и красным, обозначает Африку. В африканских племенах важную часть их жизни составляли спортивные упражнения.

Учитель: Любимые спортивные упражнения африканцев – прыжки через быка. Захватывающее зрелище! Выполняя прыжки, африканцы удивляли своей ловкостью, прыгучестью, силой и мужеством. В олимпийском виде спорта – гимнастике есть похожее упражнение – прыжки через гимнастического коня или козла. Я предлагаю вам испытать себя на ловкость и смелость. Перепрыгивая через разные препятствия, вы можете представить, что перепрыгиваете через быка.

Игровое упражнение “Прыжки через быка”

Посреди зала на гимнастических матах стоят мягкие кубы. Дети поточным методом выполняют упражнения, самостоятельно выбирая способ перепрыгивания через кубы, стараясь не задеть их ногами. Перепрыгнув все препятствия – садятся на место.
Ведущий следит за выполнением правила.

ЕВРОПА

Учитель: Какое осталось кольцо? Какой континент обозначен этим цветом? Многие виды спорта возникли в Европе. Например, в Англии впервые стали играть в футбол. Игры с мячом – любимое спортивное развлечение англичан. А какие игры с мячом вы знаете?

Ответы детей: волейбол, баскетбол, теннис, гольф, хоккей с мячом и т.д.

Учитель: В Европе впервые стали проводиться командные соревнования, между группами были установлены единые правила. Как вы думаете, почему надо обязательно выполнять правила игры? А если правила не выполнять, что может случиться?

Ответы детей: не мешать друг другу, тогда результат будет лучше, все

Учитель: Давайте мы с вами сейчас проведем соревнования между двумя командами и узнаем, чья команда более точно выполняет правила игры.

Игра “Чья команда более ловкая?”

Зал делится на две равные части. Дети разбиваются на две команды. У обеих команд одинаковое число мячей. Под быструю музыку дети стараются перебросить через сетку наибольшее число мячей. Игра заканчивается по окончании музыки. Оставшиеся на стороне команды мячи дети собирают в корзины и выстраиваются в шеренгу перед сеткой. Подсчитывается количество мячей у каждой команды. Побеждает та команда, которая выполнит все правила и на чьей стороне окажется меньше мячей.

Учитель: Сегодня я рассказал вам об истории возникновения некоторых видов спорта и о пяти кольцах дружбы, которые объединяют всех спортсменов Земли.

Вам понравилось наше мероприятие? Что вам запомнилось больше всего?

История Олимпийских игр – это история удивительных побед, интересных событий. Спасибо вам, ребята, за активное участие, волю к победе.

До новых встреч!



Предварительный просмотр:


СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

              Учитель: Харисов Т.Р.

                                       Тема:

«От сердца к сердцу»

Цель:

  • Формирование у учащихся представления об инвалидности, осмысление положения инвалидов в обществе (классе).
  • Осмысление своего отношения к людям с ограниченными возможностями.

План:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Введение в проблему через игры с ограничениями.
  3. Беседа об инвалидности.
  4. Подведение итогов.

Ход классного часа:

Учитель: Здравствуйте! Я рад встрече с вами, дорогие ребята!» Наш урок называется «От сердца к сердцу». Почему он так называется? Это вы обязательно узнаете в конце урока.

Скажите,  вы следили, как проходят  олимпиады? Как выступают спортсмены нашей страны?

Дети: Да, последние -  это Олимпиада и  Паралимпиада в Сочи.  

Учитель: Правильно! Это 22 Олимпийские зимние игры: 6 февраля 2014 - 23 февраля 2014г.   11 Паралимпийские зимние игры: 7 марта 2014 - 16 марта 2014

Вы следили за результатами нашей паралимпийской сборной?  Как вы понимаете слово паралимпиада? ( Паралимпийские игры - это спортивные состязания, те же олимпийские игры, но для инвалидов, людей с ограниченными возможностями). Что больше всего вас потрясло, впечатлило?

Ответы детей.

Учитель: Инвалиды – некрасивое слово. В обществе принято говорить – люди с ограниченными возможностями. Какие возможности у человека могут быть ограниченными?

При каких условиях может произойти, что обычный человек стал человеком с ограниченными возможностями? (примеры из жизни). Как вы думаете, легко ли живется таким людям?

Учитель: Правильно, сложно! Физкультура и спорт призваны помочь этим людям справляться со своими проблемами, поверить, прежде всего, в себя, собственные силы и возможности! Для этой категории людей специально придумано название - адаптивная физкультура.

Адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции  инвалида в общество. У человека с отклонениями в  физическом или  психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

- осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами здорового  человека;

- способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих  полноценной  жизни;

-позволяет использовать функции разных систем и органов  вместо отсутствующих или нарушенных;

- способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок ;

- потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

- осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

-желание улучшить свои личностные качества  - стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Сегодня мы проживем некоторые ситуации, когда станем испытывать ограничения в возможностях, поделимся своими чувствами и эмоциями.

Предлагаю поиграть  в  игру "Змей Горыныч". Знаете ли вы, кто это такой? Правильно, это чудовище с тремя головами, двумя крыльями и четырьмя лапами. Чтобы начать игру, нужно разделиться на две команды. В каждой команде играющие разбиваются на тройки. Каждая тройка - "Змей Горыныч". В тройках играющие берут друг друга за талию и, таким образом, у крайних игроков остается по одной свободной руке. Ноги центрального игрока связываются с ногами соседей. Теперь вы должны в таком положении добежать до стола, на котором лежат ножницы и лист бумаги и вырезать квадрат любого размера. После этого тройка возвращается к своей команде, освобождается и связывает ноги следующей тройке. (Игра "Змей Горыныч")

В чем испытывали ограничения? Какие чувства испытывали?

Молодцы! А сейчас каждая команда   получит карточки с пословицами. Вам нужно показать другой команде пословицу с помощью жестов.

Пословицы: 

  • За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
  • Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

Командам дается две минуты на подготовку. (Игра "Отгадай пословицу")

В чем испытывали ограничения? Какие чувства?

Спасибо командам. Следующая игра называется "Водяной".

Правила игры следующие: водящий сидит в кругу, у него завязаны глаза. Играющие двигаются по кругу со словами:

Дедушка водяной,
Что сидишь ты под водой,
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.

Круг останавливается. "Водяной" встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача - определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, он меняется ролью, и теперь тот, чье имя было названо, становится водящим. (Игра "Водяной")

Вам понравилось играть в эти игры? А что было особенного в них? (ребята отвечают)

Вопросы для обсуждения:

Действительно, мы играли в игры, где вы были в чем-то ограничены: не могли видеть, свободно двигаться, разговаривать.

  • Что вы чувствовали при этом?
  • Вам было неудобно?
  • Вы хотели освободиться от ограничений?
  • Как вы думаете, есть люди, которые не могут говорить, видеть, не могут ходить продолжительное время или всегда?
  • Как мы называем таким людей?
  • Вы знаете их?
  • Чем они занимаются, как живут?
  • Как вы относитесь к таким людям?
  • Вы бы хотели с ними общаться, дружить, вместе играть?

Кто может ещё придумать какие – нибудь игры, испытания? (броски мяча одной рукой в кольцо и другие)

Давайте подведем итоги: инвалиды - такие же люди, как и мы с вами, просто в силу некоторых обстоятельств у них ограничены те или иные возможности. Но они могут играть с вами, участвовать в различных мероприятиях, делах.

Приходилось ли вам общаться или встречать таких людей в своей жизни? Как мы должны поступать по отношению к ним, чтобы украсить их жизнь? Как сами люди с ограниченными возможностями должны жить?  

Вы правильно рассуждаете, ребята! Необходимо не падать духом, проявлять волю к победе, в достижении поставленной цели, как это сделали наши паралимпийцы. Они завоевали на Олимпиаде в Сочи 80 медалей (30 золотых, 28 серебряных, 22 бронзовых). В паралимпийских играх в Сочи участвовали 47 стран, сборная России заняла 1 место в медальном зачёте и по многим видам спорта стала лучшей. Мы гордимся этими людьми и своей страной!  

И заканчивая наш урок,  давайте ответим на вопрос: "Почему этот урок называется «От сердца к сердцу»?

 Спасибо за работу. Мне было приятно общаться с вами. До свидания!



Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

Воспитание культуры здоровья школьников: сущность проблемы, стратегия решения.

ФИО автора:  Харисов Тимур Равильевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Красноярский край – территория здоровья  – 3стр.
  2. Движение - это жизнь – 4 стр.
  3. Человек – инициатор собственного поведения в отношении здоровья – 6 стр.
  4. Несколько полезных установок в общении – 8 стр.
  5. Эффективные способы снятия эмоционального напряжения – 8 стр.
  6. Деятельность школьников должна быть здоровьесберегающей и здоровьеохранной – 9 стр.
  7. Стратегическая цель – 11 стр.
  8. Список литературы – 12 стр.

Красноярский край – территория здоровья.

          Качество жизни населения - понятие комплексное. Оно включает уровень доходов населения, доступность и качество образования, здоровье и безопасность населения, качество и доступность жилья, воды, продуктов питания, экологию и другие показатели жизнедеятельности населения. Таким образом, качество жизни это,  во-первых,  здоровье и здоровый образ жизни,  и,  во-вторых, благоустройство и комфортная среда проживания.

Показатель качества жизни в Красноярском крае не самый высокий в стране.   Проблема увеличения продолжительности жизни, особенно мужчин в работоспособном возрасте  - это, прежде всего, проблема образа жизни населения края, уровня культурного развития. Низкая физическая активность, курение, алкоголизм, наркотическая привязанность – эти причины по всем медицинским данным способствуют  преждевременному старению и смертности большинства населения края. Общей важной причиной, негативно влияющей  на состояние здоровья населения, является ухудшение условий жизни, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития всех групп населения, в особенности учащихся и студентов.

Один из самых эффективных способов противостоять этим социальным недугам и привычкам является здоровый образ жизни, высокая физическая активность, регулярные занятия физической культурой и спортом.

Однако эти потенциальные возможности в крае пока являются «спящими».  Здоровый образ жизни в крае до сих пор  не является модным и его привлекательность, полезность,  и необходимость признается немногими. По  показателям  развития массового спорта и физической культуры Красноярский край значительно отстает от других регионов Сибири  и находится лишь на сорок пятом месте в стране. Систематически занимается физкультурой и спортом небольшая часть (лишь каждый шестой житель!) населения Красноярского края.

Возможности  физической культуры и спорта в оздоровлении населения, в формировании здорового образа жизни различных групп  населения, в воспитании молодежи, в преодолении и профилактике массовых  социальных недугов: молодежная криминальность, наркомания,  курение, пьянство, отсутствие устойчивых мотиваций к труду - используются не в полной мере.  Имеющийся в настоящее время уровень развития      физической культуры и спорта в крае явно недостаточен для преодоления имеющегося  острого  кризиса  качества жизни населения края.

Очевидно, что такая ситуация не может продолжаться далее.  Необходимы перемены в этой области, повышающие доступность и качество регулярных занятий физической культурой, спортом и туризмом для большинства населения края.

Реализация новой Стратегии развития физической культуры и спорта в крае    будет способствовать и улучшению ряда важных социально-экономических показателей края,  повышению производительности труда и работоспособности, уменьшению затрат, связанных с болезнями, профессиональными заболеваниями, травматизмом и т.д.  

Будущее края, его экономическое и демографическое состояние в связи с этим,  в значительной степени,  становится зависимым,   не столько  от финансовых    и природных ресурсов, а, прежде всего,  от нового фактора развития - от качества  населения, качества  его человеческого, физического и интеллектуального потенциала, который включает:

  • постоянное совершенствование,
  • переобучение и самообучение,
  • стремление к новому,
  • способность и готовность к разумному риску,
  • креативность и предприимчивость,
  • умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде,
  • готовность к работе в высококонкурентной среде.

Очевидно, что многие востребованные в наше время  умения и навыки  современного сообщества могут  быть сформированы и развиты путем систематических занятиях  физической культурой и спортом разными группами населения, в первую очередь, детьми, школьниками и студентами, что делает физическую культуру и спорт важнейшими составляющими,  необходимыми для развития  края.


Движение - это жизнь.

Культура здоровья - неотъемлемая часть общей культуры человечества.

Многие это понимают, но не многим удается воплотить это понимание в действительности. Современные дети ведут малоподвижный образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера. Многие педагоги и родители учеников не обращают внимания на эту серьезную проблему, не считая гиподинамию угрозой для здоровья. Гиподинамия - это не просто недостаток движения, это своеобразная болезнь, определение которой звучит так: "Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности".

Дети и дома, и в школе большую часть времени проводят в неподвижном положении, что увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Поэтому снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы. Гиподинамия, вызывая развитие обменных нарушений, способствует заболеванию детей ожирением. Так, по данным большинства исследователей, 70% детей страдают от последствий гиподинамии, 30-40% - имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в несколько  раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% - повышение артериального давления и т.д.

В то же время на развитие организма негативно влияют и чрезмерные физические нагрузки, особенно у ослабленных детей, что приводит к перенапряжению всех систем организма, понижению сопротивляемости инфекциям. Следовательно, специалистам в области здравоохранения, физической культуры и спорта необходимо научиться определять индивидуальный двигательный режим школьника, способствующий повышению функционирования его организма как источника здорового образа жизни. Отсутствие индивидуального подхода к обучению учащихся на уроках физкультуры и во внеклассных формах спортивно-массовой работы, требование для всех детей единых требований без учета предела их физических возможностей наносит большой  ущерб развитию личности школьника. У некоторых ребят на фоне неудач формируются защитные реакции протеста или избегания занятий физкультурой. Ребенок попадает в замкнутый круг: он не развивается гармонично физически, не накапливает собственное здоровье, часто подвергается насмешкам со стороны сверстников, что понижает его самооценку. Ребенок болезненно переживает коллективные формы соревнований: кроссы, «Веселые старты» и. т.д., в которых из-за своих слабых физических возможностей подводит весь класс и видит крайне негативное к себе отношение одноклассников. Усугубляет страдания ребенка негативное отношение родителей к отсутствию у него спортивных достижений, особенно на фоне нереализованных собственных родительских амбиций или неоправданных ожиданий от своего ребенка. Помочь такому школьнику обязаны прежде всего учителя физкультуры, родители, педагоги, классный руководитель.

Их задача - научить ребенка помогать самому себе, найти то, в чём он чувствовал бы себя комфортно и гармонично, не забывая при этом про культуру движения. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка появился интерес заниматься физической культурой, спортом, чтобы он понимал полезность движения для своего здоровья.

К сожалению, мы не часто видим заинтересованность родителей в решении проблемы гиподинамии, развития физической культуры ребенка. Родители в своём большинстве не используют своих резервов и воспитательных возможностей семьи, сами ведут нездоровый образ жизни: не занимаются спортом, имеют вредные привычки: табакокурение, употребление алкоголя и т.д., не делают утренней зарядки и не требуют этого от своих детей, предпочитают сидеть дома, вместо того чтобы пробежаться или просто пойти на прогулку перед сном, выехать на природу, встать на лыжи.

Анализ массовой практики физического воспитания в образовательных учреждениях позволяет сделать вывод: физическое воспитание сводится лишь к развитию физических умений учащихся: ловкости, силы, гибкости и компенсации недостаточной двигательной активности. В некоторых образовательных учреждениях вводится дополнительный урок физической культуры, открываются спортивные секции,  в которых  занимаются в основном физически одаренные, способные дети. Однако,  это не создает предпосылок для формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью и ведению здорового образа жизни как нормы, так как школьник исключен из этого процесса как субъект деятельности.

Человек – инициатор собственного поведения в отношении здоровья.

Несомненно, человек является инициатором собственного поведения в отношении здоровья и эти процессы носят глубоко субъективный характер, поэтому педагог-наставник и должен целенаправленно создавать такие условия обучения, в которых каждый ученик может стать субъектом своего развития, созидания своего здоровья.

Практика специалистов убеждает в том, что целенаправленная работа по формированию у школьников мотивации укрепления собственного здоровья через все формы учебной и внеучебной  работы обеспечивается следующими составляющими этого процесса:

- установкой на ценность собственного здоровья;

- приобретением знаний о своем здоровье и технологиях его индивидуального накопления;

- овладением способами поведения, сохраняющими и приумножающими здоровье;

- умением применить общие формы накопления здоровья к особенностям своего организма;

- созданием ситуации успеха в овладении навыками накопления собственного здоровья.

Существует определенный механизм приобщения детей как субъектов этой деятельности к созиданию, проектированию своего собственного здоровья. Он заключается в следующем:

- понимание  ценности собственного здоровья как уникальной и непреходящей;

- самостоятельный поиск школьником средств для достижения поставленной цели - сохранить и улучшить собственное здоровье;

- определение препятствий при  реализации поставленной цели;

- самостоятельный поиск резервов для преодоления препятствий на пути созидания здоровья, включая стимулирование  и т.д.

Школьнику необходимо задать вопросы на уточнение понимания им ценности культуры здоровья и физической культуры как важной ее составляющей:  «Что лично для тебя означает культура здоровья?», «Можно ли  сказать, что у тебя высокая степень культуры здоровья?»

Не исключено, что в основном ответ будет следующий: «Я и зарядку-то по утрам не делаю, мама часто ругает, что разрушаю себя сидением у компьютера, на улице мало гуляю. В основном смотрю телевизор, музыку слушаю».

Ведение малоподвижного образа жизни, многочасовое сидение у экрана, отсутствие закаливания организма приводят к частым болезням, что, в свою очередь, из-за частых пропусков занятий, не дает возможности усваивать учебный материал. Возникает неуспешность на уроках физкультуры и других, что вызывает насмешки одноклассников, заставляет беспокоиться, переживать, тем самым снижает и без того невысокий потенциал ослабленного организма. Чем старше будет становиться человек, тем более сложные проблемы могут возникать, если все будет продолжаться  в том же направлении.

У школьника должно появиться большое желание  стать культурным человеком, который следит за своим здоровьем, знает, как помочь своему организму справиться с проблемами в здоровье.

Какими же средствами необходимо воспользоваться, чтобы стать человеком с высокоразвитой культурой здоровья?

Ответ на этот вопрос не требует большой подготовки: делать утреннюю зарядку, чтобы стать бодрым и веселым, заниматься в какой-нибудь спортивной секции или посещать тренажерный зал, не пропускать занятий физкультуры, выполнять домашние задания по этому предмету.

Кроме занятий спортом для формирования культуры здоровья может принести пользу занятие любимым делом, например, рисованием, техническим моделированием, также необходимо закаливаться, посещать сауну и посещать другие оздоровительные мероприятия. И, конечно же, не вредить своему здоровью и здоровью окружающих.

Необходимо работать не только над собственным физическим здоровьем, но и следить за своим психологическим состоянием.

Несколько полезных установок в общении.

1. Никогда не спеши делать категорических выводов по первому впечатлению, особенно избегай негативных оценок.

2. Помни о том, что все люди разные, каждый человек уникален и неповторим. В жизни не стоит относить человека к какому-то типу, классифицировать людей.

3. Мы часто обижаемся на людей или не довольны ими, потому что они не оправдывают наших ожиданий, не помещаются в те рамки, которые мы им

отвели. Но люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.

4. Помни о том, что любой человек в своей сути имеет уникальную способность к изменению.

5. Никогда не путай поведение человека и его личность. Оценивая поступок человека, ни в коем случае не вешай ярлык на его личность.

6. Научись принимать любого человека целиком таким,  каков он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

7. Как говорил Дейл Карнеги, если хочешь переделать людей, начни с себя – это и полезней, и безопасней.

Эффективные способы снятия эмоционального напряжения.

Эффективные способы снятия эмоционального напряжения.

Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является – разговор. Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение стихов, песен, рассказов и т.д.

Хорошей профилактикой от стресса является активизация – чувства юмора (ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности). Выработка в организме активных психогармональных веществ (помогут: дыхательная гимнастика, бег, плавание, массаж, душ и т.д.).

Рекомендации психолога. Как управлять своими эмоциями.

1.Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмоций плохих или хороших.

2.Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого". Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.

3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотношения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог симпатии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы".

4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции. Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причиной заболевания. Лучше "отыграй" эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.

5. Если у тебя возникло раздражение или разозлённость, не борись с ними, а попытайся "отделить" их от себя. Понаблюдай за их протеканием,

найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, насколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.

6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно сказать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении. 

Таким образом, должны быть правильно определены средства, которые помогут повысить собственную культуру здоровья, уберечь свой организм от многих неприятностей.

Что может быть препятствием на пути достижения цели? Несомненно, лень, нежелание изменить свою жизнь к  лучшему, неуверенность в успехе и победе. Очень сложно обычному школьнику справиться с этим в одиночку. Обязательно необходимо найти наставника, учителя, который тебя поймет и поможет. Только не нужно замыкаться в себе со своей проблемой. Необходимо найти помощников для преодоления препятствий: лени, неудачных примеров для подражания и т.д.

У школьника обязательно должна появиться установка: «Я перестану болеть, не буду раздражительным, буду уверенным в себе, сумею постоять за себя, когда это необходимо, буду более привлекательным, наверное, стану популярным, у меня появится много друзей, меня будут уважать учителя, родители будут мною гордиться…»

Осознание школьниками необходимости самостоятельного накопления, сохранения здоровья и создание наставниками всех необходимых условий для этого дают действенный, стойкий положительный эффект в формировании культуры здоровья детей и подростков.

Деятельность школьников должна быть здоровьесберегающей и здоровьеохранной.

В образовательных учреждениях должны быть созданы благоприятные условия для обучения и повышения физической культуры детей на уровне технологий, подходов к организации образовательного процесса, направленных на саморазвитие и формирование здорового образа жизни, накопление и сохранение здоровья посредством таких компонентов:

- образовательного процесса, который обеспечивает индивидуальный подход к особенностям каждого ученика путем дифференциации учебных нормативов в соответствии с уровнем его развития;

- введения в учебный план дополнительного урока физкультуры и обязательного ежедневного динамического часа на свежем воздухе после третьего урока; урока хореографии, на котором дети учатся созидать жизненную энергию, формировать культуру движения, взаимодействовать друг с другом;

- формирования мотивации физического самосовершенствования, накопления собственного здоровья через систему внешкольных и внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту, пропаганду спортивных достижений учащихся нашей школы, культивирование совершенствования физического развития;

- получения удовольствия и удовлетворения от процесса ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом;

- создания оздоровительной системы физического воспитания с использованием базовых форм:

- уроков физической культуры;

- выполнения домашних заданий по физкультуре;

- самостоятельных тренировок любимым видом спорта;

- занятий ежедневной утренней гимнастикой  и вариативных форм физического воспитания:

- гимнастики в школе до учебных занятий;

-динамического часа на свежем воздухе;

-проведения подвижных игр на переменах;

-занятий в спортивных секциях в школе или учреждениях дополнительного образования;

-семейных занятий спортивными увлечениями ( походы, лыжи, рыбалка, вечерние пробежки, семейные соревнования по теннису, подтягивания на перекладине и т.д).

Интегративным показателем результата здоровьесберегающей и здоровьеохранной деятельности школьников является культура здоровья, под которой мы понимаем ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, стремление не только сохранить природный потенциал, но и приумножить его за счет волевых качеств, направленных на созидание своего организма, гармонии с самим собой и окружающим миром, способности создавать душевное равновесие у себя и окружающих, способности воспринимать и создавать прекрасное вокруг себя.

"Никакое фантастическое лечение не дает плодов, если у человека нет культуры здоровья. Чтобы победить болезни и недуги, вначале надо одолеть врага более сильного и коварного - самого себя, свою леность и стереотипное мышление, изменить в себе потребительское отношение: если я буду болеть, то общество пусть меня лечит. Молодым людям, вступающим в жизнь, нужно показать путь к здоровью, но бороться за него человек должен сам".

Стратегическая цель.

Стратегическая цель региональной политики в сфере физической культуры и спорта – улучшение   качества жизни жителей края через привлечение и участие их в регулярных, доступных, качественных  занятиях физической культурой, спортом  и  рекреационным туризмом, являющихся неотъемлемыми частями освоенного всеми здорового образа жизни.

Достижение новой стратегической цели требует создания  и реализации обновленной единой политики развития здорового образа жизни, физической культуры, спорта и туризма в крае.

Красноярский край в 2020 году обязательно станет территорией массового здорового образа жизни, массового физкультурного движения и спорта  и долгой, здоровой, обеспеченной жизни жителей края.

Список литературы

1.Стратегия развития физической культуры и спорта  
Красноярского края на период до 2020 года «Край здорового образа жизни, массовой физической культуры и спорта – 2020».

2. Голиков Н. Школа здоровья. - Тюмень: Вектор Бук, 2000, - 260 с.

3. Зискина М.А., Каюмова С.А., Пастухина Р.И. Некоторые вопросы подготовки школьного валеолога. Теория и методология валеологического курса для средней и высшей школы. Тез. докл. научно-практ. конф., Тюмень, 1996.

4. Чимаров В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях. Образование и наука, 2000, № 1(3).

5. Щедрина А.Г. Пропаганде физической культуры - научную основу. Теория и практика физ. культуры, 1990, № 1.

6. Янсон Ю.А. Оздоровительные модели физического воспитания школьников. Валеология, 1997, № 2.

7. Журнал «Мир волейбола». Выпуск № 4, апрель 2011 г.

8. Журнал «Мир волейбола». Выпуск № 2, февраль  2011 г.

9. Журнал «Мир волейбола». Выпуск № 1, январь  2011 г.