В помощь родителям

Глаголева Ольга Алексеевна

Предварительный просмотр:

https://content.schools.by/ddu95grodno/library/1_13.jpg

https://content.schools.by/ddu95grodno/library/2_14.jpg

https://content.schools.by/ddu95grodno/library/3_13.jpg

https://content.schools.by/ddu95grodno/library/4_12.jpg

https://content.schools.by/ddu95grodno/library/6_12.jpg

https://content.schools.by/ddu95grodno/library/5_12.jpg

https://content.schools.by/ddu95grodno/library/8_8.jpghttps://content.schools.by/ddu95grodno/library/7_9.jpg

https://content.schools.by/ddu95grodno/library/9_7.jpg

https://content.schools.by/ddu95grodno/library/10_4.jpg



Предварительный просмотр:

https://pp.vk.me/c623416/v623416504/21adb/dV_BLkm9nQk.jpg

https://pp.vk.me/c623416/v623416504/21ae3/FY0XzU7fqhA.jpg

https://pp.vk.me/c623416/v623416504/21aeb/-IxaQ6pxMhE.jpg

https://pp.vk.me/c623416/v623416504/21afb/UD1ZZxI6Y9I.jpg

https://pp.vk.me/c623416/v623416504/21af3/t3r0DQAjkEA.jpg

https://pp.vk.me/c623416/v623416504/21b03/59TS90WkpKs.jpg

https://pp.vk.me/c623416/v623416504/21b0b/9pbzo-lFaYI.jpg

https://pp.vk.me/c623416/v623416504/21b13/BDcJFH4K4A4.jpg

https://pp.vk.me/c623416/v623416504/21b1b/IcW6W3GDEAY.jpg



Предварительный просмотр:

Знакомство детей со звуками Л, Ль и Р и Рь

http://mallishok.ru/wp-content/uploads/2017/01/2.jpg

Все знают, что ребенок с хорошо развитой речью, умеющий четко и последовательно излагать свои мысли, аргументировать свои желания и просьбы, легко общается со сверстниками, лучше учится, быстрее адаптируется к новым условиям. Нечеткая речь накладывает негативный отпечаток на характер и психику ребенка, именно поэтому развитию речи дошкольника необходимо уделять особое внимание.

Прежде чем переходить к  комплексу упражнений для формирования правильного произношения звуков Л, Ль и Р и Рь ребенка необходимо познакомить с изучаемыми звуками.

Для произнесения звуков Л, Ль и Р и Рь необходима сложная работа различных частей языка. Родителям необходимо вместе с ребенком, сидя перед зеркалом, внимательно разобрать основные моменты правильной артикуляции данных звуков. Хорошей идей будет повесить зеркало в комнате, например, над столом, где он рисует.

 Начать знакомство ребенка со звуками можно с рассказа о вымышленном сказочном герое: гномике Звукознайке, например, который умеет правильно произносить все звуки и поможет малышу познакомиться с изучаемыми звуками.

Пример диалога с малышом.

Звукознайкин хочет проверить, умеешь ли ты слышать эти звуки и правильно их произносить. Отгадай загадку:

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

Произнеси четко слово-отгадку – лось, выделив первый звук. Скажи, твердый он или мягкий? Правильно, твердый.

Звук [л] ты слышишь и произносишь в словах: лопата, кукла, стол.

Ответь нашему гномику, в каком из этих слов звук [л] стоит в начале, в середине и в конце слова.

Посмотри на картинку и подумай, в названии каких животных звук [л] стоит в начале, в середине и в конце слова.

развитие речи ребенка дошкольника

А теперь давай вместе со Звукознайкиным немного полетаем на его волшебном самолете и узнаем, правильно ли ты произносишь твердый звук [л]. Разведи прямые руки в стороны, покачайся, делая наклоны, и на выдохе произнеси длинно твердый звук: л-л-л-л. Летит наш самолетик высоко за облаками, его не видно, только слышно, как он гудит низким тоном: л-л-л-л.

Посмотри в зеркало и запомни, как работают губы, язык при правильном произнесении звука [л]:

Губы улыбаются, старательно удерживают улыбку.

Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам.

Средняя часть спинки языка опускается.

Задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад.

Бока языка опускаются (язык принимает форму следа).

Воздушная струя проходит по бокам языка.

А теперь вторая загадка.

Ползёт наоборот,

Задом наперёд.

Всё под водой

Хватает клешнёй.

Конечно, это рак. Произнеси четко слово-отгадку. Какой звук в нем первый? Как ты думаешь, звук [р] твердый или мягкий? Правильно, твердый.

Звук [р] ты слышишь и произносишь в словах: радуга, карась, сахар. Определи место звука [р] в этих словах.

Мы с тобой уже летали на самолетике Звукознайкина. Но у него есть еще один, но он большой самолет. Интересно, сможешь ли ты завести мотор большого самолета. Согни руки в локтях перед грудью и делай вращательные движения предплечьями пред собой. Заведи мотор большого самолета на выдохе, громко рокочи: р-р-р-р-р.

Давай проверим, правильно ли у тебя работают губы, зубы, язык, когда ты произносишь звук [р].

Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит – это сильная воздушная струя заставляет вибрировать кончик языка.

Средняя часть языка – спинка – опускается.

Боковая края языка прижимаются к верхним коренным зубам.

Дрожит ли у тебя кончик языка, когда ты произносишь звук [р]? Если дрожит – можешь смело заводить моторчик своего самолета.

Родителям на заметку! Если у вашего малыша при произнесении звука [р] дрожит не кончик, а корень языка, обратитесь к логопеду.

Давай поговорим о звуке о мягком звуке [Рь]. Отгадай-ка загадку.

Круглый бок, желтый бок –

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это?

Ты, молодец! Конечно, это репка. Четко произнеси слово отгадку. Назови первый звук слова – [Рь]. Как ты думаешь, этот звук мягкий или твердый? Мягкий.

Ты слышишь и произносишь мягкий звук [Рь] в словах: речка, берёза, зверь.

Поиграй снова в самолетик. Даже если тебе не удалось завести большой самолет, вдруг у тебя получится полетать на маленьком. Заводи мотор. Руки согни в локтях перед грудью. Делай вращательные движения предплечьями перед собой, произноси на выдохе мягко: рь – рь – рь – рь. Мотор мягко заревел. Разведи прямые ручки в стороны, покачивайся, наклоняясь. Ух, ты слышишь, как гудит твой самолет.

Проверим, правильно ли у тебя работает язычок при произнесении мягкого звука рь.

Кончик языка поднимается вверх к бугорочкам и перемещается вперед к зубам.

Спинка языка поднимается к нёбу.

Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам.

Родителям на заметку! Иногда, при картавом произношении твердого звука [р], мягкий [рь] может произносится правильно.

Для звуков [л] и [р] важны также артикуляционные упражнения как «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Почистим зубки», «Качели». Данные упражнения вы найдете в статье артикуляционная гимнастика.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Буква заблудилась». Звуковая культура речи в стихах детских поэтов.

Консультация для воспитателей и родителей.

О.В. Епифанова

Работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется как в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, так и в учебной деятельности по речевому развитию детей. Взрослые исправляют ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании. В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей родного языка.
Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействие и взаимообщение между детьми. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. Среди задач ведущими являются формирование навыков правильного произношения и выработка хорошей дикции.
Итак, воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех видов детской деятельности. Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по основным направлениям:

  1. Развитие восприятия речи. Здесь должны быть решены задачи развития слухового внимания и речевого слуха (фонематического, звуковысотного, ритмического слуха, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи).
  2. Развитие артикуляционного и голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.
  3. Формирование произносительной стороны речи: правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами.

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей, задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения на основе звукоподражания, использования потешек. В старшем возрасте внимание направлено на выработку четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.
Существуют условия, выполнение которых позволяет решать обозначенные задачи:

  1. Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию звуковой культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей.
  2. Наличие полноценной окружающей речевой среды.

Для организации работы по развитию звуковой культуры речи
группах создаются и эффективно используются речевые уголки.
Где собраны и постоянно пополняются разнообразные практические и наглядные, а также методические материалы для решения всех задач по развитию звуковой культуры речи.

Среди них:

  1. альбомы на разные звуки;
  2. предметные картинки;
  3. упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики с картинками;
  4. атрибуты для формирования правильной воздушной струи,
  5. картотеки чистоговорок, скороговорок, речевых игр, стихов-диалогов и др.
  6. разнообразные речевые игры
  7. фоно - и видеотеки
  8. интересные книги

Прочитайте стихи А. Шибаевой и М. Дружининой детям, а самые понравившиеся попросите запомнить. Запишите их на диктофон, пополнив собственную фонотеку ребёнка.
А. Шибаев «Буква заблудилась»

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И – хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

Закричал охотник: - Ой!

Двери гонятся за мной!

(звери)

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

(крышу)

Посмотрите-ка, ребятки:

Раки выросли на грядке.

(маки)

Куклу, выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами!…

(жук)

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

(сом)

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это.

(без билета)

Тает снег, течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

(грачей)

Мы собирали васильки

На головах у нас – щенки.

(венки)

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

(на коне)

Жучка будку не доела:

Неохота. Надоело.

(булку)

На островок налетел ураган

На пальме остался последний баран.

(банан)

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.  

(лес)

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

(дочками)

Миша дров не напилил

Печку кепками топил.

(щепками)

Синеет море перед нами

Летают майки над волнами.

(чайки)

Сели в ложку – и айда! –

По реке туда, сюда.

(в лодку)

На поляне весной

Вырос зуб молодой.

(дуб)

Забодал меня котёл,

На него я очень зол!

(козёл)

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

(капель)

На болоте нет дорог.

Я по кошкам – скок да скок!

(по кочкам)

На волке – сметана,

Творог, молоко.

И рад бы поесть,

Да достать нелегко.

(на полке)

По дороге наша Машенька идёт,

За верёвочку козу она ведёт.

А прохожие глядят во все глаза:

Очень длинная у девочки коза.

(коса)

Я осла узнаю сам

По его большим усам!

(ушам)

Собаки, не троньте верблюда,

Для вас это кончится худо:

Он ловко дерётся с врагами

Своими большими рогами.

(ногами)

Марина Дружинина «Если буква заблудилась»

А) Распустились на цветах БАТОНЫ,

Заалели маки и пионы.

Мчится лодочка вперёд:

Лихо наш МАТРАС гребёт.

Б) На деревьях БОЧКИ -

Будут и листочки.

Я надела шарф и шапку

И взяла под мышку БАБКУ.

Есть у нашей Тани

Скоростные БАНИ.

В)  Принцесса над гвоздиками склонилась,

КОРОВА  с головы её свалилась.

Заскрипел в прихожей ВОЛ:

Кто-то в гости к нам пришёл.

ПЛОВ мы дружно смастерили,

По реке его пустили.

На СОВЕ сидеть приятно.

Почему? И так понятно.

Певицу попросили : «ВОЙ!

Как нежен дивный голос твой!»

Д) ДОМ усами шевелит:

- Отпусти меня, - велит.

ДЕДУШКИ в платьях нарядных спешат,

А каблучки по асфальту стучат.

- Дайте с нитками КАДУШКУ:

Я сейчас зашью подушку!

Нет, не поеду в зоосад:

Там ДВЕРИ хищные рычат.

Е) ЛЕС  махнул лисе хвостом:

- Я пошёл на водоём!

Склонилась ЕВА над водой,

Шумит зелёною листвой.

ПЕШКИ весело палят:

Кораблю пристать велят.

Зреет ПЛЕД на дереве прекрасном,

Скоро будет спелым, сочным, красным.

Ё) Извиваясь, ЁЖ ползёт.

- Ой, змея! - кричит Федот.

Преодолел немалый РЁВ

Спортсмен Василий Комаров.

Ж) Сделан МОРЖ из ежевики,

Земляники и черники.

Зайчик серенький сидит

И УЖАМИ шевелит.

Контролёр  ЖИЛЕТ мой взял

И немедленно порвал.

З) С ЗУБА жёлудь упадёт -

Новый ЗУБ расти начнёт.

Есть у нашей Светы

Вкусные ГАЗЕТЫ.

ЗАЙКА громко лает

И лису пугает.

И) Звёзды ярко горят в вышине,

Мы летим на РАКИТЕ к луне …

КИТЫ гонялись за мышами,

А спаниели - за КИТАМИ.

На весёлом карнавале

Люди в МИСКАХ танцевали.

Й) ГАЙКА к нам в окно стучится.

Я кричу ей:

- Здравствуй, птица!

МАЙКУ на конверт наклею -

Полетит письмо в Гвинею.

С урожаем всё в порядке:

РЕЙКА выросла на грядке.

Наконец-то гость пришёл

Ставим ЧАЙКУ мы на стол.

КАРАВАЙ по пустыне шагает,

А погонщик его подгоняет.

К) Я маме утром преподнёс

Букет прелестных белых КОЗ.

Мы гуляли по дорожке,

А вокруг летали КОШКИ

Приходите к нам, подружки!

Испекли мы к чаю КЛЮШКИ!

Л) Забибикала МАЛИНА:

- У меня спустилась шина!

Лает из БУЛКИ собака,

Видно, она забияка.

- У козлика выросли ЛОЖКИ! -

Кричали соседские кошки.

М) Мяукают МИСКИ:

- Ну где же сосиски?!

Чтобы с горочки съезжать,

Нужно МАНКИ нам достать.

Скачут МАЙКИ

На лужайке.

Завизжал сердито пёс:

МАК клешнёй вцепился в нос.

Н) Я воспитан и неглуп:

Ем своею НОЖКОЙ суп.

Грохочет громко ГНОМ -

Гулять мы не пойдём.

На поле утром рано

Бодались два БАНАНА.

Знает каждый: у быка

На макушке есть НОГА.

О) МОШКА целый день ревёт:

- Пчёлы, пчёлы, где же мёд?

Мы плыли на лодке,

Нам так не везло!

Мы сели на МОЛЬ

И сломали весло.

ВОЛКИ с ложками лежат -

Скоро ужин у ребят.

П) За лето вырос мальчуган,

Теперь он просто ПЕЛИКАН.

Мы сидели у Андрюшки

И весь вечер грызли ПУШКИ.

Погрузили в ТАПКИ чернозём,

Его на нашу дачу повезём.

Р) РЕПКА голову согреет,

Надевай её скорее.

В тишине ночной порой

СЫР летает надо мной.

ТЁРКУ возле дома

Пас Рябинкин Рома.

С) Для птиц висит кормушка,

Над ней летает СУШКА.

Страх на птичий двор навёл

Хищник с крыльями - ОСЁЛ

Т) Машет флагами народ:

В ТОРТ въезжает пароход.

Принесли мне ТЁТКУ братья,

Чтобы ею чистить платья.

Гуляли в мороз две Танюши,

Надвинули ТАПКИ на уши.

У) Посмотри-ка, тут и там

БУЛКИ скачут по ветвям!

На ТУЧКУ  песок погрузили

И быстро её покатили.

-  Зовут меня ГРУША, -

Сказал мальчуган.

- Хорошее имя! - одобрил Иван.

На ЛУЖАХ мчится с гор

Спортсмен Петров Егор.

Ф) У моей сестрички

ФАНТИКИ в косичках.

Я был у тёти на работе,

БУФЕТ цветов вручил я тёте.

Если нет скамеек - не беда!

Можно сесть на ФОРТОЧКИ всегда!

Х) Очень часто так бывает:

ХОБОТ людям помогает.

 Уж который год подряд

Мы сажаем здесь ХАЛАТ.

Любит слушать мухомор,

Как шумит от ветра ХОР.

Ч) В лесу могучий ЧУБ растёт,

Под ЧУБОМ сладко спит Федот.

На лугу цветут ромашки,

Колокольчики и ЧАШКИ.

В ЧАЕ ландыши цветут,

Птицы звонкие поют.

Ш) Закипел наш самовар,

Выпускает с шумом ШАР.

Сядь на ШАВКУ, выпей чаю,

Будет вкусно, обещаю.

Щ) В огород пришёл мой друг,

Посадил на грядке ЩУК.

ОВОЩ вьётся над быком,

Бык сердито бьёт хвостом.

ЩИТ, пустив большой фонтан,

Погрузился в океан.

Ъ) Оперу Верди СЪЕЛИ медведи,

Их поздравляли хором соседи.

Ь) В БАНЬКЕ плавает рыбёшка,

Нам принёс её Алёшка.

Оля пишет на доске,

МЕЛЬ скрипит в её руке.

Помытую посуду

На ПОЛЬКУ ставить буду.

Уселась ГАЛЬКА на сосну,

Встречает радостно весну.

Ы) ВЫДРА у меня в руке -

По волу иду к реке.

Скачет весело СЫРОК -

Шустрый маленький зверёк.

Мы дружно веником метём -

От СЫРА очищаем дом.

В ДЫМ входите, не стесняйтесь!

Раздевайтесь, угощайтесь!

Ю) Хоть Андрюшка очень мал,

Сам САЛЮТ он поливал.

Мне не холодно, друзья,

Тёплый ПЛЮЩ надела я!

Я) ФЛЯГИ развеваются -

Праздник начинается.

В ШЛЯПКУ сядем вчетвером,

И по морю поплывём.

ВЯЗЫ на столе стоят,

В ВЯЗАХ фрукты для ребят.