Заикание

Глаголева Ольга Алексеевна

Нарушение темпо—ритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания.

Профилактика заикания.

Дыхательная гимнастика для заикающихся детей.

Лечение заикания у детей.

Релаксационная гимнастика.

Речевое дыхание у заикающихся.

Массаж и самомассаж при заикании.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушение темпо—ритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания

Заикание описывается исследователями преимущественно как «детская болезнь» (И.А. Сикорский, 1889; М.Е. Хватцев, 1969; Н.А. Власова, К.-П. Беккер, 1983), а также определяется как нарушение темпо—ритмической организации речи.

Ритм речи представляет собой соотношение чередования ударных и безударных слогов и их сочетаний. Именно эти элементы существенно нарушены при заикании, что влияет на реализацию не только эмоциональных, но и смысловых компонентов речи.

Темпо—ритмическая организация речи — это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме.

Зарубежные исследователи (R.F. Curlee, 1993; П. Ине, 1995) считают, что неплавности речи детей дошкольного возраста являются фактором риска в возникновении заикания. В современной литературе (И.М. Аксарина, 1978; Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, 1998; С.Р. Асланова, 2001) существуют данные, указывающие на неплавности детской речи как на этап становления речевой функции в целом (дискоординация темпо-ритмической организации речи в возрасте 1 — 6 лет). Устная речь в этом возрасте характеризуется наличием онтогенетических пауз, которые возникают именно в период формирования фразовой речи, физиологическими итерациями (повторами звуков и частей слова), дыхательными итерациями и восклицаниями внутри слова и фразы.

Со временем не плавность речи уменьшается, и в школьном возрасте продолжает проявляться в сложных по структуре лингвистических высказываниях в виде различных повторов и пауз (N.E. Bernstein, 1981; E.D. Mysak, 1982).

Вышеописанные явления, такие как многочисленные итерации, дыхательные и звукослоговые необоснованные паузы, появляющиеся при эмоционально значимом контакте, характерны для заикания в целом. Отличие состоит в том, что при заикании они закрепляются и обретают прочную связь с вызвавшей психологический стресс ситуацией, а главное — являются судорожными, т.е. сопровождающимися мышечными сокращениями в различных отделах речевого аппарата: дыхательном, голосовом, артикуляционном.

Исследования показывают, что все показатели неречевого и речевого темпа и ритма характеризуются специфической дизритмией, отражающей дискоординацию процессов восприятия и воспроизведения речевой и неречевой информации в целом, что требует исследований этих процессов у заикающихся на более глубоком нейрофизиологическом и нейропсихологическом уровнях.

Поэтому проблема профилактики нарушения темпо-ритмической организации речи особенно актуальна.

В настоящее время комплекс профилактических мер по предотвращению заикания недостаточно развит. В дошкольном воспитании не учитываются возрастные особенности ребенка, а именно гиперсензитивный период развития речевой функции в 2,5 — 3,5 года. В то же время целенаправленное развитие темпоритмической организации двигательной сферы (в нее входят и музыкальный и речевой компоненты) способствует профилактике онтогенетической неплавности речи и судорожных запинок, гармонизирует развитие ребенка: развивает двигательную одаренность, помогает в овладении пением, позволяет оптимизировать обучение музыке и основам грамоты, избежать нарушения слоговой структуры слова и др.

Представляю вашему вниманию ряд рекомендаций, которые будут способствовать профилактике недостатков темпо-ритмической организации речи. В обучении и воспитании дошкольников в любой форме (в семейном воспитании или детском учреждении) следует выбирать наиболее оптимальную модель коммуникации взрослого и ребенка, которая на высоком уровне использовала бы паралингвистические средства вербального и невербального общения.

Образец речи взрослого должен быть совершенным с точки зрения правильного — неторопливого — темпа, четкой артикуляции, уменьшения редукции гласных, четкости, напевности, звучности голоса, ритмизации в различных ее проявлениях — колыбельных и других детских песнях, потешках, присказках, стихотворениях классиков, русских народных сказках. Особенно это важно в период младенчества, когда ритмизированная речь матери сочетается с движением (например, покачивание ребенка), а также в гиперсензитивный период развития речи. Желательно использовать образцы речи актеров, чтецов, дикторов, сказительниц. Материалы для чтения, рассказывания и пересказа должны быть доступны по возрасту и уровню речевого развития и известны как классические произведения высочайшего художественного уровня (особенно поэтические тексты). Средства вербальной коммуникации, связанные с развитием темпо-ритмической организации речи, можно развивать и с помощью невербальных средств, в том числе игровой коммуникации с музыкой и движением, например, занятий по ритмике и танцам, пению. Пению должна отводиться особая роль в системах воспитания дошкольника, так как оно объединяет музыкальные и речевые средства выразительности, направленные на воспитание ритмического чувства.



Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ЗАИКАНИЯ.

Советы, рекомендуемые заикающимся для соблюдения в обыкновенной речи, предложенные основателем курсов для заикающихся в г. Риге Георгом Фильрозе:

— говори медленно и спокойно;

— не говори громко;

— знай, что ты хочешь сказать;

— берегись желания сказать все сразу, но произноси слог за слогом, слово за словом и мысль за мыслью;

— во время речи прими правильное положение тела, особенно голову держи приподнятой, и выставь грудь вперед;

— при чтении и разговоре запасись воздухом, через глубокое вдыхание открытым ртом, пред каждым знаком препинания; не поднимай плеч;

— говори в немного низком тоне и начинай гласные буквы тихо;

— смотри на предложение как на одно слово и соединяй его части;

— говори с большим запасом воздуха.

Так как развитие речи у детей есть время преимущественного появления заикания, то отсюда вытекает для родителей обязанность следить в этот момент, чтобы у детей в речи не было никаких ненормальностей. Страдающие или страдавшие заиканием родители должны предотвращать своих детей от испуга и тяжелых болезней, могущих послужить толчком к заиканию. Затем должны смотреть, чтобы умственное развитие не брало верх над физическим, потому что тогда мысль, неудержимо стремящаяся к внешнему выражению, не находя для себя соответственно развитого органа речи, будет проявляться в небрежном произношении, могущем выродиться впоследствии в заикание. Вообще все пороки, замеченные в речи малышей, нужно исправлять сейчас же и не давать им укореняться, потому что потом отстать от них детям будет гораздо труднее.



Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика для заикающихся

Дыхательная гимнастика для заикающихся

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, тренировка дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводятся одновременно. Задания усложняются постепенно: тренировка длительного речевого выдоха сначала проводится на отдельных звуках, потом – на словах, затем – на короткой фразе, при чтении стихов и прозы.

Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лежа, сидя, стоя) и во время движения.

Задачи дыхательной гимнастики для заикающихся: освоить технику смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса; сознательно регулировать его ритм, а также правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, диктуемые логикой.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.

При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:

— Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.

— Не заниматься после еды.

— Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.

— Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.

— Дозировать количество и темп проведения упражнений.

При выполнении комплекса дыхательных упражнений целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

 

       РЕКОМЕНДАЦИИ

— Технику дыхательных упражнений следует осваивать в положении лежа, сидя на стуле, стоя, в движении. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине – это наиболее удобное положение. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа необходимо продолжить тренировки сидя или стоя. Проводить тренировки следует до тех  пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.

— Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот. Вдох от выдоха нельзя отделять паузой, вдох сразу переходит в выдох.

— Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, вдохнуть надо столько, чтобы можно было еще немного добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, экономным, без усилий.

— Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки (в первую очередь на ударные).

— На одном выдохе произносить не больше 3 – 4 слов. Слова произносить слитно, не отделяя одно от другого.

— В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха и продолжать фразу после вдоха.

— Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались.

— Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.

Комплекс дыхательных упражнений

1. Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха.

Упражнение 1. Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки.

Сделав предварительно глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнут носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая вашу руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Проделать 3 – 5 таких плавных ритмических дыханий. Научитесь произвольно владеть этим типом вдоха и выдоха.

Впоследствии необходимо делать упражнение сидя и стоя.

Упражнение 2 «Полный вдох». Это упражнение тоже сначала лучше делать в положении лежа на спине, а впоследствии сидя и стоя.

После «предварительного выдоха» сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед и развести их вверх и в стороны. Благодаря этому движению рук одновременно с сокращением диафрагмы и выпячиванием верхней передней стенки живота грудная клетка приподнимается и расширяется в своем нижнем и среднем отделе. Произойдет полный вдох.

Положить ладони на передне-боковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха. Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать.

Повторить упражнение 3 – 6 раз.

Упражнение 3. Упражнение следует делать в исходном положении лежа 5 – 6 раз подряд.

Для выполнения упражнения использовать мешочек с песком весом максимум полтора – два килограмма и размером 50 х 20 сантиметров. Мешочек положить на живот (область правового и левого подреберья).

Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны, как в предыдущем упражнении. Движением передней стенки живота необходимо поднять мешочек с песком как можно выше. На медленном выдохе мешочек опустить.

2. Упражнения для воспитания навыков правильного выдоха.

При выполнении упражнений для воспитания правильного выдоха целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Правильный выдох должен:

— происходить без толчков, ровной длительной струей;

— производиться с одинаковой легкостью в различных положениях тела;

— сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата.

2. Упражнения следует выполнять в исходном положении лежа, сидя и стоя, а также делая одновременно различные движения (подъем рук вверх или разведение их в стороны, полуприседания с прямой спиной, наклоны корпуса и т.д.) как во время вдоха, так и во время выдоха, координируя эти движения с дыханием.

Упражнение 1 «Фиксированный выдох». После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ (слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами, регулируя тем самым интенсивность выдоха). Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

Упражнение 2. Проделать упражнение «Фиксированный выдох» с мысленным счетом. Распределить длину выдоха на 10 – 12 – 15 и более секунд.

Упражнение 3. Распределить длину фиксированного выдоха до 15 секунд. Мысленно считать  до 10 или до 12, затем закончить счет вслух.

Длину выдоха в процессе тренировки необходимо постепенно увеличивать. Вместо счета можно мысленно произносить таблицу гласных: и, э, а, о, у, ы или какой-либо текст (пословицу, скороговорку, стихи).

Упражнение 4 «Форсированный выдох». Взяв вдох носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»).

Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро подбиралась по направлению внутрь и вверх, как это делается при кашлевом толчке.

Повторить 7 – 10 раз.

Упражнение 5 «Свисток». Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать. Выдыхать экономно.

3. Упражнения для воспитания навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом.

Упражнение 1. Проделать упражнение «фиксированный выдох», сочетая с произнесением звуков с-с-с, х-х-х, ф-ф-ф, ги-ш-ш. необходимо протянуть звук как можно дольше, контролируя длительность выдоха секундомером. Особое внимание обратить на ровность звучания.

Упражнение 2. Вдохнув ртом и носом, на выдохе протяжно произносить слоговые цепочки сначала с глухими звуками, затем со звонкими. Для удлинения выдоха постепенно увеличивать количество слогов на выдохе.

Образец:

а)        фаф                                        

фаф        фоф                                

фаф        фоф        фуф                        

фаф        фоф        фуф        фыф                

фаф        фоф        фуф        фыф        фиф        

фаф        фоф        фуф        фыф        фиф        феф

Варианты сочетаний: фас, фаш, фах, саф, шах, шас, хах, рам, рур, мом, лам и т.д.

б) полунапевно произносить на выдохе:

ммаммомуммэммиммымм

ннанноннуннэнниннынн

ллаллоллуллэллиллылл

лляллеллюллеллилль

ммнаммноммнуммнэммнуммниммны

в) разговорно произносить на выдохе:

мму! ммо! мма!

ммэ! мми! ммы!

РЕКОМЕНДАЦИИ

— Звуки следует произносить легко, свободно, естественно, без напряжения.

— Предлагаемые упражнения рекомендуется делать с разными согласными.

— При отработке слоговых последовательностей вначале следует все слоги произносить равноударно, а затем последовательно перемещать ударения с первого слога на второй, третий и т. д.

Например:

ММАммоммуммэммиммымм

ммаММОммуммэммиммымм

ммаммоММУммэммиммымм



Предварительный просмотр:

ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ

О курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных занятиях.

В течение последних десятилетий сложилась система комплексного медико-педагогического воздействия при лечении заикания у детей. Курс лечения проводится амбулаторно и в условиях стационара.

Курс лечения организован таким образом, что занятия по коррекции речи сочетаются с различными формами психотерапии и фармакотерапии. Речевосстановительные занятия проводятся преимущественно в группе.

 

Полный курс комплексной логотерапии включает:

— психоневрологическое обследование;

— логопедическое обследование;

— психологическое обследование;

— консультацию оториноларинголога (по показаниям);

— психокоррекционную работу;

— логопедические занятия;

— физиотерапию;

— фармакотерапию;

— логопедическую ритмику.

 

В комплексном лечебно-педагогическом процессе принимают участие разные специалисты (логопед, психотерапевт, невропатолог, психиатр, отоларинголог, ритмист, физиотерапевт). Их работа направлена на всестороннее изучение проявлений заболевания, его течения, психофизиологического состояния пациента, особенностей его личности. На основании полученных данных назначается необходимое лечение, определяются методы коррекции и приемы реабилитационных мероприятий.

 

Цель этих дополняющих друг друга и преемственных мероприятий – устранение и ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики, оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом, изменение отношения заикающегося к речевому дефекту, выработка новых поведенческих стереотипов.

 

Система логопедических занятий направлена на решение следующих основных задач:

— снятие судорожных задержек, которые являются ведущим проявлением заикания;

— стабилизация темпа и ритма речи;

— формирование навыков плавной, слитной, естественной речи в разнообразных условиях общения;

— повышение уровня языковой компетенции;

— снятие чрезмерной чувствительности к изменениям условий речевого общения и повышения устойчивости речи в психотравмирующих ситуациях.

 

В ходе логопедических занятий проводятся следующие мероприятия:

— развитие миорелаксации, двигательных координаций;

— развитие мягкого голосоведения;

— артикуляторная гимнастика;

— вокально-ритмическая тренировка;

— логокоррекционный тренинг;

— психомоторная коррекция;

— функциональные тренировки в общественных местах.

 

Весь курс лечения включает следующие этапы:

1. Диагностический.

2. Подготовительный.

3. Основной.

4. Заключительный.

5. Наблюдение пациентов с целью профилактики рецидивов в условиях диспансера (в течение полугода).

На диагностическом этапе проводится комплексное обследование пациента с целью изучения течения заболевания, характера нарушения речи и голоса, особенностей личности и выраженности сопутствующих невротических проявлений. На основании данных обследования назначается медикаментозное лечение, физиотерапия, намечается план коррекции речи и некоторых личностных особенностей.

 

Система занятий на подготовительном этапе направлена на нормализацию речевого дыхания, овладение навыками миорелаксации, четкой артикуляции, на формирование и нормализацию речедвигательных навыков и снятие нарушений плавности речи. В ходе занятий уделяется внимание технике правильного голосоведения, интонационным навыкам, стабилизации темпа речи.

 

На основном этапе приемы логокоррекции и речевые упражнения направлены на замедление темпа речи, овладение речевыми правилами, снятие судорожного компонента речи при чтении стихов, прозы, в разговорной речи.

 

Заключительный этап посвящен проверке устойчивости речи к стрессовым воздействиям. Это осуществляется через систему функциональных тренировок, на которых проводятся интенсивные тренировки речи в обычной жизненной обстановке, а также в различных эмоционально значимых условиях общения с окружающими.

 

После окончания систематического курса занятий пациентам рекомендуется посещение поддерживающих амбулаторных занятий с периодичностью один раз в две недели в течение полугода с целью профилактики рецидивов.

 

Логокоррекционная работа включает также индивидуальные и групповые психотерапевтические занятия, в ходе которых больные обучаются навыкам владеть собой в эмоционально значимых ситуациях, вырабатывают уверенность в себе, развивают свои способности к общению, включая речевое, получают консультации по семейным вопросам у психотерапевта.

 

Эффективность восстановления слитности речи, уверенного речевого общения во многом зависит от активного отношения к лечебному процессу самого заикающегося ребенка и его родителя. Поэтому уважаемые родители, если ваш ребенок заикается, и Вы хотите помочь ему избавиться от этого недуга, необходимо помнить, что:

 

— продолжительность комплексного лечения составляет один – два месяца с обязательным профилактическим контролем;

— кроме того, изложенная схема комплексного лечения заикания у детей изменятся в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Причем в отношении отдельных заикающихся этапность лечения выдерживается лишь в общем плане, содержание же всего курса лечения может видоизменяться.



Предварительный просмотр:

                                        РЕЛАКСАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Релаксационная гимнастика

Как известно, мышечная и эмоциональная раскованность – главное условие для естественной речи. Расслабление, как физическое, так и психическое, является основной целью релаксационных упражнений.

Большинство заикающихся детей в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напряжение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Научиться произвольно расслаблять мышцы, освобождаться от избыточного напряжения можно только благодаря постоянному сознательному контролю за их деятельностью. Умение расслабить мышцы возможно с помощью релаксационной гимнастики – мышечным освобождением.

Навык произвольно расслаблять мускулатуру отрабатывается путем применения специальных релаксационных упражнений, которые приучают чувствовать сильное напряжение мышц и затем расслабленное их состояние.

Прежде чем выполнять упражнения, внимательно прочтите методические рекомендации. Не спешите! Релаксационный метод предполагает постепенность освоения упражнений, основными условиями выполнения которых являются терпение и упорство.

Комплексом релаксационной гимнастики нужно овладеть настолько хорошо, чтобы довести выполнение каждого из них до автоматизма.

Рекомендации:

— Необходимо как можно сильнее произвольно напрячь и затем сразу же максимально расслабить какую-либо группу мышц (язык, шею, руку и т. д.). При этом важно создавать ощущение контраста между напряженным и свободным их состоянием.

— Силу напряжения мышц полезно контролировать как с помощью телесных ощущений  во время выполнения упражнений, так и визуально, обращая внимание на область плечевого пояса, шеи, мимических мышц лица. Такой контроль позволяет легче осуществить переход к глубокому расслаблению, в результате чего вырабатывается свобода действий и умение управлять мышцами.

— Следует помнить, что нерациональное расслабление – такое же препятствие для свободных движений, как и скованность.

— В ходе ежедневных упражнений длительностью 5 – 7 минут вырабатывается способность пользоваться мускулатурой речевого аппарата без его перенапряжения.

Упражнения для рук для детей

 Упражнение 1. Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук.

Упражнение 2. Стоя (сидя). Руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы растопырить. Поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно уронить вниз, выполнить ими маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания.

Упражнение 3. Стоя (сидя). Поднять прямые руки с напряжением вверх, затем бросить их свободно вниз с наклоном корпуса вперед.

Упражнение 4. Сидя. Опереться руками на сиденье с усилием, постепенно увеличивая напряжение в плечевом поясе, расслабиться с наклоном корпуса вперед. Затем мягко выпрямиться на стуле.

Упражнение 5. Стоя. Отведя руку в сторону или вперед, упереться ладонью в стену с усилием. Расслабиться. Вернуться в исходное положение.

Упражнение 6. Сидя. Свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать пальцы в кулак, руки прижать к туловищу, с напряжением поднять голову. Затем уронить голову и руки с одновременным наклоном туловища вперед. Выпрямиться на стуле.

Упражнение 7. Стоя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься. Резко опустить руки с одновременным расслаблением.

Упражнение 8. Стоя. Имитировать руками движения пловца, чередуя попеременное напряжение и расслабление рук.

Упражнение 9. Выполнить танцевальные движения, свободно потряхивая руками и ногами.

Упражнение 10. Сидя (стоя). Максимальное разгибание всех пальцев с помощью другой руки и последующим потряхиванием.

 

Упражнения для туловища

 Упражнение 1. Сидя прямо, локти на бедрах. Свободно наклониться вперед, голова опущена, расслабиться. Руки свободно падают вниз. В расслабленном положении выполнить легкие покачивания корпуса из стороны в сторону.

Упражнение 2. Повороты туловища с круговыми вращениями руками («мельница»).

Упражнение 3. Сидя на краю стула (стоя). Туловище немного наклонить вперед. Свободно размахивать опущенными вниз руками, корпусом, плечами.

Упражнение 4. Стоя. Замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, «провисание» («тряпичная кукла»).

Упражнение 5. Стоя. Имитация поднимания штанги с напряжение и расслаблением всего тела после ее опускания.

Упражнение 6. Сидя, корпус прямой. На вдохе напрячь мышцы живота и задержать в этом положении несколько секунд. Выдыхая, максимально расслабиться.

Упражнение 7. Стоя. Скрестить руки, обнять себя за плечи, сжимая их как можно сильнее, затем расслабиться.

Упражнение 8. «Тянуть канат». Стоя, ноги на ширине плеч. Подняться на носки и вытянуть руки вверх, захватив воображаемый канат. Напрячь мышц рук и ног (слегка приседая), «тянуть канат» вниз с усилием. Вернуться в исходное положение, расслабиться. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

Упражнение 9. «Поза фараона». Сесть на край стула, скрестив ноги. Опереться на пальцы ног, как при поднимании на носки. Руки развести в стороны ладонями вверх, пальцы сжать в кулаки. Вытянуть шею. Напрячь мышцы рук, ног, туловища. Затем максимально расслабиться. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

Упражнения для ног

Упражнение 1. Лечь на спину. Ногами с усилием упереться в стену, затем расслабиться.

Упражнение 2. Сидя. Выпрямить ноги с напряжением (потягивание), затем расслабить.

Упражнение 3. Сидя. Выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, затем, расслабив их, уронить.

Упражнение 4. Стоя. Пальцами стопы надавливать на пол, чередуя напряжение с расслаблением.

Упражнение 5. Ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании то левой, то правой ноги.

Упражнение 6. Сидя. Попеременно напряженно вращать по 30 – 40 секунд ступнями ног. Расслабиться.

Упражнение 7. Сидя на краю стула, приподнять руками полусогнутые ноги и затем, расслабив их, уронить.

Упражнения для голосового аппарата

 Зевок – это безусловный рефлекс, произвольный дыхательный акт, который состоит из медленного вдоха и быстрого и энергичного выдоха. Зевание уменьшает напряженность, скованность голосового аппарата.

Упражнение 1. Раскрыть широко рот, глубоко зевнуть. Повторить упражнение.

Упражнение 2. Зевнуть и, перебивая зевание, протяжно произнести звук м-м-м. повторить 10 – 15 раз.

Упражнение 3. Зевнуть, на выдохе произнести слоги ах, ух, ох сначала беззвучно, а затем озвучив их.

Упражнение 4. Зевание с произношением слогов мум-ми, момми, мамми. Повторить 10 – 15 раз.

Уважаемые читатели данный комплекс релаксационной гимнастики будет полезен как деткам, страдающих заиканием так и их родителям. Овладев релаксацией можно научиться снимать напряжение и усталость. Вы почувствуете себя спокойнее и раскрепощеннее.



Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ У ЗАИКАЮЩИХСЯ

Речевое дыхание у заикающихся

 

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

В момент эмоционального возбуждения четкость речи и речевое дыхание у заикающихся обычно нарушается. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.

 Объем выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает для произнесения целой фразы, речь порой неожиданно прерывается, а в середине слова делается судорожный вдох. Часто заикающиеся вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Бывает «утечка воздуха» — речевой вдох делается носом, сразу же следует выдох, и речь становится «задавленной», так как используется только остаточный воздух. Поэтому при коррекции заикания возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

— подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;

— слишком большой вдох;

— учащенность дыхания;

— укороченность выдоха;

— неумение делать незаметным для окружающих добор воздуха;

— неправильная осанка.



Предварительный просмотр:

МАССАЖ И САМОМАССАЖ ПРИ ЗАИКАНИИ.

Массаж при заикании у детей выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических мышц, и наоборот, соответственно для повышения тонуса слабых и вялых мышц.

Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемый самомассаж. Познакомлю Вас с двумя его видами: гигиеническим и вибрационным.

Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и усиливает тонус этих мышц, если они слабые.

Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, расположенных глубже в толще кожного покрова.

Самомассаж вызывает умеренное расширение кровеносных сосудов и оказывает благотворное влияние на нервную систему.

При выраженном напряжении мышц артикуляционного аппарата (спастическое состояние) нужно использовать приемы массажа, направленные на его расслабление.

Расслабление мышц шеи, лица и губ производится путем поверхностного поглаживания.

Рекомендации:

— кожа массируемых частей тела и руки должны быть чистыми;

— все движения следует проводить по рекомендуемым направлениям;

— массируемые мышцы должны быть расслаблены;

— массаж делается медленно, плавно;

— массаж следует комбинировать с миогимнастикой;

— продолжительность массажа не должна превышать 2 – 3 минут в один прием;

— движения осуществляются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смещения кожи;

— каждое движение повторяется 4 – 6 раз;

— массаж не рекомендуется проводить при респираторных заболеваниях, высокой температуре, высыпаниях на коже.

Самомассаж шеи. Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.

Упражнение 1 – медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла ладонью то правой, то левой руки.

Упражнение 2 – медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

Упражнение 3 – положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку (кончики пальцев рук касаются друг друга). Руки медленно скользят по боковым поверхностям шеи до подмышечных впадин.

 

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом поглаживания. Движения выполняются в замедленном темпе. Направление движений:

— от середины лба к вискам;

— от середины лба до ушных раковин;

— от бровей до волосистой части головы;

— от спинки носа к ушным раковинам;

— от середины верхней губы до ушных раковин;

— от линии лба вниз через лицо к шее;

— от мочек ушей по щекам к крыльям носа;

— от середины верхней губы на подбородок;

— поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимися движениями от середины лба – и снова к середине);

— по верхней губе от углов рта к середине;

— по нижней губе от углов рта к середине;

— поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта;

— легкое постукивание губ.

 

Расслабление мышц языка.

Упражнение 1 – вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (в течение 15 секунд).

Упражнение 2 – похлопывание, поглаживание, вибрация (в течение 15 секунд) языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

 

Вибрационный (постукивающий) массаж со звуком

Упражнение 1 – постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам и одновременно вслух тянуть на выдохе сонорный согласный «м». Повторить 4 – 6 раза.

Упражнение 2 – постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки носа к ушам и одновременно вслух тянуть на выдохе поочередно сонорные «и» и «п». Повторить 4 – 6 раза.

Упражнение 3 – постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное пространство и одновременно тянуть вслух на выдохе щелевой согласный «в». Повторить 4 – 6 раза.

Упражнение 4 – постукивать кончиками пальцев одной руки пространство под нижней губой и одновременно тянуть вслух на выдохе согласный «з». Повторить 4 – 6 раза.

Упражнение 5 – постукивать кончиками пальцев одной или обеих рук по верхней части грудной клетки и одновременно тянуть вслух на выдохе щелевой согласный «ж» или сонорный «м». Повторить 4 – 6 раза.

Упражнение 6 – постукивать ребрами ладоней обеих рук боковую часть грудной клетки, начиная с нижней части и вверх, и одновременно тянуть вслух на выдохе сонорный «м». Повторить 4 – 6 раза.

Упражнение 7 – постукивать кончиками пальцев одной руки область нижнебрюшных мышц одновременно с постукиванием другой рукой области поясницы. Во время постукивания тянуть на выдохе сонорный «м». Повторить 4 – 6 раза.