Проект "Добрые сердца"

Семенищева Ульяна Валерьевна

Пояснительная записка

«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

Л.Н.Толстой

Человек – существо социальное. С первых дней он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.

Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.

Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.

Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.

Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.

В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.

 

Социальный проект «Добрые сердца» направлен на включение обучающихся старшего дошкольного возраста и родителей (законных представителей) в ту атмосферу жизнедеятельности, где нуждаются в их помощи.  

Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.

Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен готовить к жизни.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.

Новизна проекта: благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.

Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Практическая значимость проекта:

Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.

3. Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для развития волонтерского движения в МАДОУ «Золушка», формирующего позитивные установки воспитанников и родителей на добровольческую деятельность.

Задачи:

1. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.

2. Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми, воспитание нравственных качеств детей (доброта, взаимопомощь, отзывчивость), самостоятельности, ответственности, навыков общения в разновозрастном коллективе.

3. Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей  детского сада.

4. Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.

5. Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении.

6. Создать методические рекомендации по организации волонтерства в детском саду и распространить опыт работы в других детских садах.

7. Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Создание волонтерской деятельности в детском саду позволит:                      

- создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;

- организовать самостоятельную деятельность детей;

- расширить представление о волонтерском движении у детей старшего дошкольного возраста, педагогов детского сада, родителей воспитанников;

- формировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

- привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;

-  организовать целенаправленную работу в ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь поколений – дети, взрослые и пожилые люди.

Предполагаемый результат. Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.

4. Содержание проекта

Детский сад - социальный институт, в котором работают люди определенного общественного склада, умеющие выстраивать рейтинг духовных ценностей, для которых понятия «помощь» и «быть нужным» являются не пустыми словами. Приоритеты специалистов детского сада расставлены в пользу нравственных идеалов.

 

Таким образом, волонтерство в нашем детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды); повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 5-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.

 

В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:

• работа с детьми 5-7 лет (волонтёрское движение);

• работа с педагогами;

• работа с семьёй.

Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты деятельности в блоке “Работа с детьми”:

• формирование милосердия;

• развитие трудолюбия;

• воспитание потребности к здоровому образу жизни;

• формирование толерантности;

• формирование сознательного, непрагматичного отношения к природе;

• формирование доброжелательности в общении со сверстниками.

Работа с педагогами и родителями предполагает 3 этапа:

1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду

2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.

3 этап. Развитие волонтёрского движения.

На 1 этапе у педагогов и родителей воспитанников формируются представления о роли и месте добровольчества в современном обществе, а детям дается определение понятия «волонтёр».

На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения(эмблема, девиз, создание альбома «Кладовая добрых дел» и т.д).

На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.

Руководитель волонтерского движения в нашем детском саду - это воспитатель, который координирует всю деятельность, организуют работу в детском саду и волонтёров по различным направлениям.

Таким образом, формирование новых видов деятельности в старшем дошкольном возрасте оказывают существенное влияние на развитие нравственных качеств детей. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердия в отношении людей друг к другу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.

Должностные инструкции членов волонтерского движения «Добрые сердца»

Волонтер имеет право:

- вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности;

-  на признание и благодарность за свой труд;

- получение дополнительных заданий, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач;

- прекратить свою деятельность в волонтерском движении.

Волонтер обязан:

- четко и добросовестно выполнять порученную ему работу;

- знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения;

Руководитель обязан:

- создать волонтеру необходимые ему условия труда;

- разъяснить волонтеру его права и обязанности;

- разрешать конфликтные ситуации, возникшие в процессе волонтерской деятельности.

 Заповеди волонтеров:

  1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
  2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
  3. Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
  4. Оценивай себя и своих друзей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

Правила деятельности волонтеров:

- Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.

- Будь генератором идей!

- Уважай мнение других!

- Критикуешь – предлагай, предлагаешь – выполняй!

- Обещаешь – сделай!

- Не умеешь – научись!

- Будь настойчив в достижении целей!

- Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания!

Кодекс волонтеров:

- Каждый становится волонтером добровольно.

- Готовы доказать на деле: «Здоровый дух – в здоровом теле!».

- Знаем сами и малышей научим. Как сделать свое здоровье лучше!

- Акции – нужное дело и важное. Мы донести это хотим до каждого!

- Кто тренируется и обучается, у того все получается.

- Ситуаций опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь «нет» и «да». И помни, что выбор есть всегда!

- День волонтера. Ждет новичков перевоплощение – испытание, клятва и посвящение!