Программы по дополнительному образованию

Семенищева Ульяна Валерьевна

В данном  разделе представлены рабочие  программы по дополнительному образованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Золушка»

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Я - волонтёр»

направленность: социально-педагогическая

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся; 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

                                   Составитель:

                                                                                                                                                Семенищева У.В.,

                                                                                                                                                 воспитатель

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел программы

стр.

Раздел 1.

1.1.Пояснительная записка…………………………………………………...............

3

1.2.Учебный план………………………………………………………………………

6

1.3.Содержание программы…………………………………………………………..

6

1.4.Планируемые (ожидаемые) результаты…………………………………………

7

1.5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы………………………

8

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации Программы

2.1.Календарный учебный график…………………………………………………...

11

2.2.Условия реализации программы…………………………………………………

11

2.3.Методические материалы…………………………………………………………

11

2.4. Список литературы……………………………………………………………….

17

                                                    Раздел 1.

  1.                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы социально-педагогическая.

Актуальность

Добровольческая (волонтерская) деятельность, добровольчество (волонтерство) — форма бескорыстного социального служения, добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем личного выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой деятельности затрат). Добровольческое движение выступает сегодня одним из ведущих российских трендов в области социальной политики и гражданской культуры. Развитие волонтерства включено в число стратегических целей федерального проекта «Социальная активность» национального проекта

«Образование», при этом отдельной задачей в документе обозначены создание и совершенствование эффективной системы школьного(дошкольного) добровольчества, повышение уровня мотивации учащихся и педагогов к участию в волонтерской деятельности. Тенденция нашла свое отражение и в Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года, где отмечена необходимость обеспечения детей и подростков возможностью участия в добровольческом движении, а также потребность в создании волонтерских объединений в образовательных организациях. Содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики. Такое внимание к детскому волонтерскому движению обусловлено его огромным значением в формировании нравственного и гражданского облика подрастающего поколения. Опыт бескорыстных деяний, отвлеченных от собственных интересов, восприимчивость к чужому страданию, неравнодушное отношение к проблемам местного сообщества и отдельных людей играют неоспоримую роль в становлении морально зрелой личности человека и гражданина, способного быть деятельным партнером своей страны в построении гуманистического общества и государства.

Программа «Я – волонтер» отвечает задачам государства и запросам общества и направлена на приобщение подрастающего поколения к благотворительной, просветительской, социально-культурной, военно-патриотической деятельности, активному участию в жизни общества с целью успешной социализации обучающихся. Пробуя себя в разнообразных формах добровольческой (волонтерской) деятельности, учащиеся получают опыт, утверждают свою жизненную позицию, что помогает в дальнейшем им профессионально самоопределиться, выработать личную и социальную готовность к принятию решений.

Важно привлечь дошкольника именно к созидательной деятельности, приобщить к ценностям культуры, морали и нравственности. В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности выделял общественно-значимую деятельность. Активное участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет ребенку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для    других.    Оказывая    безвозмездную    помощь    ближнему    и    творчески- созидательную деятельность во благо Человека, Природы и Общества, он интегрируется в общество взрослых, становится полноценным участником волонтерского сообщества, получает признание и одобрение от граждан и государственных структур, у него формируется высокая самооценка от осознания общественной значимости совершаемых ими дел.

Программа «Я - Волонтёр» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и социальной активности, помогает обрести жизненный опыт. Ребята имеют возможность проявить свою индивидуальность в форме участия в различных направлениях волонтерской деятельности.

Отличительная особенность программы

Благотворительная деятельность в России имеет большую историю, но в настоящее время волонтерство получает особую популярность в нашем обществе. По данным социологических опросов, свою готовность работать на добровольной основе декларировали 50 процентов опрошенных, но подтверждают своё участие в волонтерской (добровольческой) деятельности меньшее количество. Самым благоприятным для развития мотивации волонтеров является образовательный этап. Это обусловлено спецификой педагогического взаимодействия, которое в отличие от всех других социальных практик ставит ключевой задачей развитие личности. На текущий момент самыми растиражированными формами образовательного взаимодействия с волонтерами являются тренинги, проектные сессии, форсайт-сессии. Но оптимальным форматом реализации образовательного стандарта является дополнительное образование. Поэтому программа «Я – волонтёр» является новаторской и основывается на многолетнем успешном опыте педагогов и обучающихся в области развития детских общественных организаций и поддержки социальных инициатив дошкольников, она создает механизмы вовлечения обучающихся в многообразную деятельность на благо других и в добровольческие (волонтерские) сообщества. Таким образом, мы оказываем методическую, информационную, консультационную, образовательную и ресурсную поддержку для развития добровольческой (волонтерской) деятельности.

Ещё одной особенностью программы «Я – волонтёр» является практико-ориентированный характер, непосредственное участие детей в волонтерских акциях разного уровня. В зависимости от направленности волонтерской деятельности детей по программе "Я - волонтёр" получают первый опыт в таких профессиях, как менеджер (организатор процессов, руководитель проектов и социально-культурной деятельности); эколог; музейный работник, специалист в медиа-сфере, государственный служащий и пр. Для того, чтобы на высоком качественном уровне решить задачу активизации волонтерской деятельности в России, необходимо направить образовательный процесс на развитие необходимых для достижения заявленных целей компетенций. Программа «Я – волонтёр» позволяет обучающимся делать осознанный выбор профессии на основе личного опыта в волонтерских акциях и проектах, различной направленности, овладевать социальными и практическими навыками, напрямую относящимися к профессиональному выбору человека.

Программа адресована детям от 5 до 6 лет.

Срок освоения программы – 1 год.

Объем программы - общее количество учебных часов необходимых для освоения программы – 56.

Форма обучения – очная.

Уровень программы – стартовый.

Особенности организации образовательного процесса

В основе организации образовательного процесса деятельности лежит личностно- ориентированный подход к обучающимся, учет возрастных, коммуникативных, эмоциональных и творческих способностей.

Особенностью организации образовательного процесса по реализации программы является проведение практических занятий на разных площадках города:

участие в социально значимых районных и городских мероприятиях.

Это дает широкие возможности для погружения детей в социум, приобретения практического и социального опыта.

Формы организации деятельности

  • фронтальная (работа со всем составом одновременно, объяснение нового материала)
  • групповая (работа в малых группах, отработка и закрепление теоретических и практических умений)
  • индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, консультирование, оказание индивидуальной поддержки)

Формы занятий: беседа, игра, ролевая игра, тренинг, практикум, мастерская, конкурс, праздник, репетиция, викторина, экскурсия, виртуальная экскурсия, коллективное творческое дело (КТД); презентация (вида деятельности, проектов), акция, защита проекта, квест, проблемно-ценностное общение.

Режим занятий - 2 раза в неделю. Длительность одного занятия составляет 25 мин.

Цель и задачи программы

Цель: внедрить волонтерскую практику в деятельность ДОУ направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольника.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование у детей позитивных установок на добровольческую волонтерскую деятельность.
  • расширить представления о волонтерском движении у детей и родителей воспитанников.
  • учить детей оказывать помощь тем кто в ней нуждается.

Развивающие:

  • развивать ответственность; личностный позитивизм.
  • формировать навыки просветительской деятельности;
  • развить коммуникативные умения и навыки
  • совершенствовать навыки коммуникативной культуры, навыки работы в группе;

-        дать детям практические навыки участия в волонтерском движении;

Воспитательные:

  • способствовать раскрепощению; самораскрытию личности;
  • формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни;
  • способствовать        развитию        навыков        нравственного        поведения.
  • вовлечение родителей в образовательную деятельность.

  1.   Учебный (тематический) план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Презентация программы.

2

2

0

2.

Вводное занятие. Техника

безопасности.

4

4

0

Опрос

3.

История становления

волонтерского движения.

12

6

6

Беседа

4.

Социальные проблемы современного общества. Категории граждан, которые нуждаются в помощи.

8

6

2

Беседа, выполнение заданий педагога, практикум

Работа с родителями

5.

Особенности деятельности

волонтеров в различных направлениях

10

10

4

Фотоотчет

6.

Просветительская

деятельность, как одно из направлений волонтерского движения

11

8

4

Практикум, выполнение заданий педагога, коллективная рефлексия

7.

Патриотизм и военно- патриотическая

деятельность

17

16

6

Практикум, игровые формы контроля, коллективная

рефлексия

8.

Подведение итогов

2

-

2

Тестирование. Рефлексия

Всего

56

52

24

  1.  Содержание Программы

  1. Презентация программы.

Организация набора детей в программу. Презентация программы «Я - волонтёр».

  1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Беседа о доброте, милосердии, волонтерских организациях различных направлений деятельности, презентация волонтерских акций.

  1. История становления волонтерского движения.

Теория. Ознакомление с понятийным аппаратом (понятия «Доброта», «Помощь»,

«Забота», «Милосердие», «Волонтер», «Доброволец»). История волонтерского движения. Основные направления деятельности.

Практика. Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков и сплочение коллектива, тренинговые упражнения.

  1. Социальные проблемы современного общества.

Теория. Классификация социальных проблем современного общества, причины возникновения социальных проблем, возможные пути их решения; категории граждан нуждающиеся в помощи волонтеров, направления работы волонтеров с конкретной категорией граждан.

Практика. Изготовление тематического коллажа.

  1. Особенности деятельности волонтеров в различных направлениях.

Теория. Социальное волонтерство; экологическое направление. Волонтерство в сфере культуры, образования. Спортивное волонтерство. Патриотическое волонтерство и сохранение исторической памяти.

Практика. Занятие-игра «Сохрани здоровье». Подготовка плакатов, постов «Борьба с вредными привычками». Участие в городских акциях «Крышечки доброты», «Инклюзивный фестиваль», экскурсии по парку Победы

  1. Просветительская деятельность, как одно из направлений волонтерского движения.

Теория. Ознакомление с основами просветительской деятельности, спецификой и формами ее организации. Основы разработки сценариев, основы организации мероприятия.

Практика. Подготовка различных просветительских мероприятий, направленных на пропаганду активного образа жизни, культуру речи, а также просветительские мероприятия экологической направленности. Занятие-игра «В здоровом теле – здоровый дух». . Занятие - игра «Чтение – путь к успеху». Участие в районной акции «Переменка здоровья».

  1. Патриотизм и военно-патриотическая деятельность.

Теория. Ознакомление с понятийным аппаратом, с героическим прошлым города и страны, памятными датами военной истории страны, формами организации мероприятий по военно-патриотической направленности (акции, уроки мужества, тематические встречи).

Практика. Подготовка районных тематических акций и мероприятий «Мы с тобой, солдат!», «Сохраняя память», «День неизвестного солдата», «Их именами названы улицы» и т.д.; Участие в городских и региональных акциях и мероприятиях общественно- полезной и гражданско-патриотической направленности. Беседа-дискуссия «Есть ли сейчас место подвигу?»

  1. Подведение итогов. Итоговое тестирование

  1.  Планируемые результаты.

Предметные

Дошкольники

  • получат первоначальные знания об истории становления волонтерской деятельности;
  • получат знания об основных понятиях и принципах волонтерской деятельности;
  • будут знать особенности направлений волонтерской деятельности (событийное волонтерство, экологическое волонтерство и т.д.);

Метапредметные

Дошкольники

  • научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • научатся работать совместно с педагогом и родителями с разными источниками информации, находить, собирать информацию по заданной теме;
  • получат навык просветительской деятельности;
  • получат развитие организаторских способностей, коммуникативных умений

Личностные

Дошкольники:

  • получат положительную мотивацию к волонтерской деятельности по средствам создания благоприятного психологического климата, положительных эмоций в процессе досуговой деятельности и межличностного общения;
  • будут сформированы личностно значимые качества волонтёра (лидерские качества, ценностное отношение к здоровому образу жизни, чувство коллективизма, самостоятельности, ответственности за результат своей деятельности).

  1.  Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы

Критерии результативности.

  • знание особенностей направлений волонтерской деятельности;
  • степень социальной активности
  • уровень личностно значимых качеств волонтёра (ценностное отношение к здоровому образу жизни, чувство коллективизма, самостоятельности, ответственности за результат своей деятельности);

стремление к нравственному саморазвитию.

Формы подведения итогов.

Первый год обучения: отчет об участии в волонтерских мероприятиях (портфолио). Второй год обучения: проект собственного волонтерского проекта.

По итогам реализации всей программы – анализ портфолио достижений обучающихся, рефлексия.

Способы фиксации результата – ведение дневников, постов в социальных сетях и составление портфолио достижений участников программы, заполнение карты наблюдения.

Шкала оценки результативности Качественные показатели:

Личностные результаты

  • Мотивация к волонтерской деятельности;

Предметная компетентность

  • Знание особенностей направлений волонтерской деятельности.

Критерий – частота проявления признака. 10 баллов — качество проявляется всегда; 5-9 баллов — качество проявляется часто; 1-4 балла — качество проявляется редко; 0 баллов — качество не проявляется.

Метапредметная компетентность

  • Степень        включенности        в        деятельность        районного        ДОО        «Тинэйджер+»        и        в деятельность районного штаба ВОД «Волонтеры Победы»;
  • Социальная активность (участие в мероприятиях)

10 балла – полная степень включенности и участие в мероприятиях

5-9 баллов – средняя степень включенности и участие в более половины мероприятиях

1-4 балла – низкая степень включенности и редкое участие в мероприятиях

0 баллов – не включенность и не участие в мероприятиях

Мах

Фамилия имя ребенка

10

Мотивация к волонтерской деятельности

10

Уровень сформированности нравственных ценностей

10

Уровень личностной самооценки

10

Знание об основных понятиях и принципах волонтерской

деятельности

10

Знание особенностей направлений волонтерской деятельности

10

Социальная активность

70

Сумма

%

Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации программы.

                   2.1. Календарный учебный график

Учебный период

Количество

учебных

недель

Продолжительность каникул

Мониторинг

01.11.22 – 30.05.23

28 недель

31.12.22 – 8.01.23

Первичная диагностика - 01.11.2022г.

Итоговая -

30.05.2023г.

                              2.2. Условия реализации программы

Материально-технические условия реализации Программы

Столы для занятий 12

Компьютео

Карта города

Расходные материалы для изготовления подарков ветеранам, инвалидам, детям войны.

Методическое обеспечение: разработки занятий, массовый мероприятий, родительских собраний и другой методический материал.

2.3. Методические материалы

Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности:·

- гуманизация педагогического процесса;

-индивидуализация и дифференцированный подход;

-демократизация.

Это дает возможность педагогу в рамках реализации данной программы достичь    поставленную цель и решить педагогические задачи; а также дать возможность каждому обучающемуся – члену волонтёрского объединения, раскрыть свои организаторские  способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения.

При работе с подростками, образовательный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения:

  • игровые методы;
  • наглядно-словесные методы;
  • методы  диагностики:  
  • метод упражнения, работа с методической литературой, самостоятельная работа;
  • приемы актуализации субъективного опыта обучающихся.

С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов молодежи, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения занятий:

  • занятие -экскурсия
  • занятие -путешествие
  • занятие- исследование
  • занятие- лекция
  • занятие –игра

Методы обучения:

Обучение – подготовка волонтера (добровольца) к выполнению возложенных на него обязанностей.

Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово) Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова можно вызвать в сознании обучающегося яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Лекция. Наиболее быстрый метод предоставления необходимой информации большой аудитории слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя.

Дискуссии и «мозговые штурмы» позволяют волонтёрам думать, делать выводы, выслушивать мнения. Активное обсуждение в группах позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований. Рассказ должен:

содержать только достоверные факты;

включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;

доказывающих правильность выдвигаемых положений;

иметь четкую логику изложения;

быть эмоциональным;

излагаться простым и доступным языком;

отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении

теоретического материала различных наук.

Использование метода объяснения требует:

точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

использования сравнения, сопоставления, аналогии.

Беседа. Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Игровой. Игра помогает развить творческие способности волонтёров, опираясь на их самостоятельную работу. Это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Игры могут быть – деловым, имитационные, ролевые, сюжетные, игры- инсценировки.

Практические занятия. Такой метод обучения позволяет не только проверить знания и умения волонтёров, но и дает им возможность самостоятельно научиться чему-либо, например, самостоятельное анкетирование, опрос. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию эффективнее.

Формальное обучение. Этот вид обучения используется в самом начале деятельности волонтера (добровольца), когда надо теоретически подготовить его к выполнению конкретной работы.

Тренировка. Перед началом работы этот вид обучения помогает добровольцу приобрести практические навыки. В процессе работы тренировки помогают усовершенствовать полученные навыки.

Текущее обучение. Текущее обучение осуществляется в процессе всей деятельности волонтера (добровольца) и включает в себя запланированное и ситуационное обучение.

Запланированное текущее обучение способствует постоянному повышению квалификации волонтера (добровольца) и зависит от того, какую работу ему предполагается выполнять.

Ситуационное обучение не возможно спланировать, оно применяется для разбора проблемных ситуаций, возникающих в ходе деятельности. Руководитель может помочь добровольцу осознать то, что происходит, акцентируя внимание на следующих моментах:

Определение проблемы (что идёт не так? Что происходит?);

Определение причины проблемы (почему возникла проблема? Что эту проблему вызывает? Какие факторы привели к возникновению проблемы?);

Определение альтернативы (какие другие выходы имеются в данной ситуации? что ещё мы можем сделать? пробовали ли вы такой способ действий?);

Определение лучшего способа действий (каковы сильные и слабые стороны каждого варианта? Что вы можете сделать для решения проблемы?).

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

                     Список источников для педагогов.

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей.- М.:

«Просвещение», 1982.

  1. Ильясова А.А. Основы духовно-нравственного воспитания дошкольника.- М.: «Академия развития», 2008.
  2. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. – М., - 2006.
  3. Котова Е.В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей. М.: ТЦ «Сфера», 2007.
  4. Катигина Е.А.Праздники в детском саду. Как ребята-дошколята в сказку попали - Ярославль: «Академия развития», 2006.
  5. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь…- Ярославль: «Академия развития», 2000.

Интернет-источники

http://volonter.ru/

http://московскийдобрый.рф/ https://edu.dobro.ru/

https://добровольцыроссии.рф/ https://рдш.рф/

http://www.cogita.ru/grazhdanskaya-aktivnost/byulleten-blagotvoritelnosti/blagotvoritelnye- organizacii-sankt-peterburga


Предварительный просмотр: