2. Мои статьи и публикации

Смолина Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С.В. Смолина

студент 3 курса факультета дошкольного и начального образования, Арзамасский филиал ННГУ

Научный руководитель: к.п.н., доцент Клюева Е.В..

Процесс формирования социальной активности учащихся необходимо рассматривать как одну из задач воспитания, решение которой необходимо для усвоения и воспроизводства развивающейся личностью социального опыта, а также для успешного и гармоничного процесса социализации подростка, путем вовлечения в волонтерскую деятельность.

Ключевые слова: волонтерство; добровольческая деятельность; социальная активность; формирование социальной активности подростков.

The process of formation of social activity of students should be considered as one of the tasks of upbringing, the solution of which is necessary for the developing person to assimilate and reproduce social experience, as well as for a successful and harmonious process of socializing a teenager, by engaging in volunteer activities.

Keywords: volunteering; volunteer activities; social activity; the formation of social activity of adolescents.

Под современным развитием общества предполагается существование в нем социально-активной личности, которая способна к сотрудничеству, и обладающая творческим потенциалом, и которые отличаются такими качествами как мобильность, динамичность, добродетельность, патриотизм, испытывающих чувство гордости и ответственности за судьбу своего государства [1, c.221].

Проблему развития социальной активности подрастающего поколения и волонтерства рассматривали многие ученые, такие как Ю.Г. Волков, В.Н. Якимец, И.В. Мерсиянова, О.И. Холина, А.В. Сериков и многие другие. Например, великий педагог К.Д. Ушинский говорил о необходимости формирования данного качества личности [5, c.23].

В настоящее время волонтерство изучают И.В. Мерсиянова, И.Е.Корнеева, О.И.Холина, Л.И.Якобсон, Ф.А. Барков, Ю.Г. Волков, А.В. Сериков, В.В.Черноус, Л.И. Никовская, А.В. Соколов, В.Н. Якимец.

Обобщив подходы разных исследователей к трактовке «социальная активность», мы сделали вывод, что данный феномен – это не всякая деятельность личности, а только та, которая имеет социальное значение и осуществляется на основе в социальных фактов. Учитывая авторские подходы к определению характера социальной активности (Е.А. Ануфриев, Г.С. Арефьева, Бехтерев В.Ф., Лапина Т.С., Т.Н. Мальковская, В.Г. Мордкович и др.), можно выделить такие общие признаки категории «социальная активность»: инициативность, преобразовательная жизнедеятельность; состояние деятельности, отношение к ней; внутренняя готовность к действию, социально значимые действия; понимание ценности социальной действительности; качество индивида, показатель личности, инициативность [2, c.186].

В рамках нашего исследования, в дополнение к  понятию «социальная активность»,  важно определить понятие «формирование социальной активности подростков». С этой целью мы ссылаемся на определения термина «формирование», которые уже существуют в педагогической науке.

Так, И.Ф. Харламов определяет формирование как «результат развития личности, ее становление, преображение свойств»; Ю.К. Бабанский делает акцент в данном понятии на среде и определяет его как «процесс и результат развития под влиянием среды и воспитания»; Т.А. Ильина определяет «формирование как особую форму развития человека в процессе его жизнедеятельности и под воздействием специальных воспитательных воздействий, чем отмечает важность процесса целенаправленного воздействия на личность воспитанника» [4, c.223].

Добровольческая деятельность является одним из средств, с помощью которого новое поколение подростков занимает  активную гражданскую позицию. Участие молодежи в добровольческом движении должно рассматриваться, как системообразующий элемент формирования гражданской общественной ответственности и «выращивания» гражданской социальной активности подрастающего поколения. Формирование волонтерских качеств в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является приоритетным направлением социальной и молодежной политики государства. На II Всероссийском форуме добровольцев в ноябре 2015 г. президент нашей страны В.В. Путин подчеркнул значимость и важность волонтерского движения для дальнейшего развития и процветания нашей страны [3, c.107].

С января 2019 года началась реализация национального проекта «Образование» рассчитанная до 2024 года, целями которого, является: обеспечение всемирной конкурентоспособности образования в России, вступление РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству образовательного процесса; формирование гармоничного развития граждан и социально ответственной личности на основе духовно-нравственной культуры, исторических и национально-культурных традиций. В данный момент в национальный проект включены 9 федеральных проектов, среди которых существует проект «Социальная активность».

Федеральный проект «Социальная активность» заключается в создании условий для развития тьюторства, содействии общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства) [3, c.109].

Целевым ориентиром данного проекта является формирование добровольческих качеств путем увеличения возможностей для самореализации личности, возрастания значимости волонтерства в развитии общества, формирования и популяризации добровольческих инновационных практик в жизни общества.

  Волонтерство - это  деятельность, способная привлечь в свои ряды всех желающих, в том числе и подростков. Исследователи отмечают необходимость вовлечения подростков  в данную деятельность, что позволяет им принимать решения в данный кризисный возрастной период.  Вовлечение подрастающего поколения в волонтерскую деятельность положительно сказывается на их социальной активности. Волонтерская деятельность содействует росту перспектив в жизни, формированию целостного представления о мире и своего «Я», предотвращает развитие разобщенности в среде подростков.

Термин «волонтерство» (Volunteerism) трактуется как деятельность, которая осуществляется добровольно на безвозмездной основе и направленная на поиск путей решения проблем сообщества [2, c.185].

Важность работы волонтерства заключается не только в изменении мира, но и в изменении личности. Дети, которые благородно занимаются добрыми делами, чтобы помогать ближним, открывают в своей душе источник гордости за себя, уверенность в том, что он требуется окружающим. Занимаясь поиском путей решения проблем, у волонтера формируется ответственность, приобретается способность к мобильности, ребята становятся активными, потому что в подростковом возрасте формируются нравственные представления мировоззренческого уровня и способность осуществлять нравственный выбор.

Процесс развития социальной активности подростков путем их участия в волонтерской деятельности должен осуществляться с соблюдением следующих условий:

  • подготовка подростков к волонтерству должна осуществляться в соответствии со специально подготовленной программой;
  • необходимо обеспечить постоянное         вовлечение подростков в волонтерские мероприятия;  
  • в процессе стимулирования социальной активности подростков следует использовать специально подготовленные методы и средства [1, c.182].

Возможность реализации этих условий нами была изучена на примере практики формирования социальной активности обучающихся в г.о.г. Кулебаки Нижегородской области, в частности, работы МБОУ школа №7.

Формирование социальной активности молодежи, развитие волонтерского движения на территории г.о.г. Кулебаки сегодня является одним из основных направлений работы сферы образования, культуры и молодежной политики.

В настоящее время функционирует 25 волонтерских объединений (УО: школы – 13, ДЮЦ – 1; культура: ЦКС – 7, КДК: Новая волна - 1, Касад – 1; ЦБС ГБ№4 «Искра» - 1, Молодежная палата  - 1), с участием в них 723 человека.

По данному направлению организуются консультативные и обучающие мероприятия, формируются меры по поддержке и поощрению добровольчества (абонементы в ФОК, награждение, выдача личных книжек волонтера - на сегодняшний день выдано 95 волонтерских книжек).

Волонтеры и руководители добровольческих объединений округа принимают участие в областных и межмуниципальных слетах, семинарах, школах добровольцев.

В 2019 году было организовано обучение волонтеров на платформах «Учи.ру» и «Университет.добро.рф» по различным онлайн-курсам. Обучение прошли 24 специалиста и 33 волонтера.

Специалистами администрации и учреждений культуры проводятся информационно-мотивационные встречи с учащимися, на тему перспектив и возможностей участия добровольческих групп и объединений в конкурсах и проектах различного уровня, с демонстрацией интернет-площадок и ресурсов, на которых можно заявить о себе любому желающему подростку от 14 лет, кого привлекает проектная деятельность.

С июня по август в 2019 году  в нашем округе  был  реализован областной проект «Дворовая практика». Цель проекта – организация интересного позитивного отдыха в летний период для подростков и молодежи на дворовых площадках, где принимали участие волонтерский отряд МБОУ школы №7. В реализации проекта, работе на дворовых площадках привлекли 28 волонтеров.

Деятельность волонтеров, как подразделения школьного самоуправления, прописана в Уставе школы и утверждена «Положением о волонтерской деятельности». Команда волонтеров «Стимул» выполняет свою работу в соответствии с Программой и действует в соответствии с  утвержденным планом.

В работе волонтерского отряда «Стимул» можно выделить следующие направления: организация досуга, благотворительная деятельность, работа в обществе, коммуникация и развитие, информационно-коммуникационая деятельность, социальное проектирование, пропаганда здорового образа жизни и работа по ее профилактике.

Для осуществления вышеперечисленных направлений волонтерским отрядом применяются следующие формы деятельности: конференции, мастер-классы, лекции, выступление агитбригады, акции, беседы, телеконференции, форумы, всевозможные конкурсы и внеклассные мероприятия.

Подростки добровольнического отряда МБОУ школы №7 понимают, что нельзя заставить людей жить здоровыми и гармонично развиваться, если они этого не хотят. Но они способны помочь ему в осознании ответственности за собственную жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Другими словами, сформировать его социальную компетенцию.

В своей деятельности волонтеры тесно взаимодействуют с окружающим миром. Во-первых, они получают информационный материал, знания, обучение  и развитие различных качеств личности (работа со всевозможной литературой, встреча с волонтерами, достигших результаты в своей деятельности, тренинги). Во-вторых, происходит взаимодействие волонтеров между собой в процессе деятельности, ребята учатся работать в команде, находить компромисс, несут ответственность за свои действия. Они участвуют в организации спектаклей, проведении всевозможных акций, игр, участвуют в конкурсах и проводят социальные опросы, анкетирования. В-третьих, передают  полученный опыт своим сверстникам, выходя в учебные классы и проводя Дни профилактики с тематическими информационными материалами, семинары, беседы, тренинговые занятия, чтение сказок по профилактике для детей младшего школьного возраста, театральные постановки, конкурсы, интерактивные игры, акции, выдачу информационных листовок, разработку тематического уголка, написание статей в газету. Все это способствует формированию социальной компетентности.

Волонтерский отряд «Стимул» принял участие в конкурсе на лучшую организацию добровольческой деятельности «Волонтер года» для выявления лучших социальных практик в сфере волонтерства. Презентация лучших практик и волонтерских проектов была проведена  в рамках ежегодного образовательного форума «КулВолонтер». Форум собрал много инициативных, творческих молодых людей, представителей добровольческих  объединений и их лидеров. Программа форума была интересная и насыщенная. Работали образовательные площадки «Доброволец – это Я!», где участники смогли смоделировать свою дальнейшую деятельность в направлении волонтерства, «Волонтеры культуры», где дети узнали, что делают волонтеры в сфере культуры, посмотрели обучающее видео и прошли молодежную игру-поиск «Волонтер + Книга = Друзья», «Мастер-класс» площадка, где участники изготовили сувениры и подарки для жителей дома-интерната в рамках благотворительной акции «Твори Добро». Были отмечены все активисты волонтерского движения за оказание помощи в проведении различных мероприятий.

Итак, социальная активность может быть реализована обучающимися  посредством участия в волонтерской деятельности. Она предоставляет возможность удовлетворить личностные потребности и интересы подростков, способствует формированию их социальной активности, опыта, статуса.

В процессе развития социальной активности подростков МБОУ школы №7 посредством участия их в волонтерской деятельности была осуществлена подготовка в соответствии со специально подготовленной программой; было обеспечено  постоянное включение подростков в волонтерские мероприятия;  использовались  специально подготовленные методы и средства для стимулирования социальной активности подростков. Участие  подростков в волонтерских организациях воздействует на развитие социальной активности, что благотворно влияет на личностный рост подростков и на развитие общества в целом.

Литература

  1. Иванов, А.В. Методика формирования социальной активности учащегося [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.В. Иванов. – М.: Просвещение, 2015. – 364 с.
  2. Мельникова,         В.         Н.         Развитие         волонтерства         как общественно-педагогического движения в XX веке [Текст] / В. Н. Мельникова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. –  2018. – Т. 19, № 1.–  С. 185-187.
  3. Репешко, Е. Е.  Волонтерство в России [Текст]: основные проблемы и способы их решения / Е. Е. Репешко // Ученые записки Российского государственного социального университета, 2017. –  № 10 (110). - С. 106-109.
  4. Словарь по социальной педагогике [Текст] / Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2018. – 368с.
  5. Социальная активность человека: философский анализ[Текст]: Сб. науч. тр. // Краснодар, 2016. – 132 с.



Предварительный просмотр:

Произведения устного народного творчества  как средство формирования математических представлений  детей дошкольного возраста

Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Математика не должна быть скучной для детей, тем более у народа есть огромные запасы фольклорных произведений для детской аудитории. Память детей воспринимает не все, а лишь то, что их может заинтересовать, удивить, обрадовать или даже испугать. Они, скорее всего, запомнят то, что смогло привлечь их внимание. Поэтому необходимость соединения современных регламентов к подготовке детей дошкольного возраста с возможностью максимального использования разных форм фольклорного жанра, делает такую проблему в наше время актуальной.

Устное народное творчество - это словесное творчество народа, передаваемое (из уст в уста) из поколения в поколение.

Фольклорный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память. На занятиях по математике фольклорный материал (или считалка, или загадка, или персонажи сказок, или другой элемент устного народного творчества) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребенка определенного уровня речевого развития.     Если ребенок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач. Именно через использование устного народного творчества отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях по математике, воспитывается интерес к предмету.

Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, так как они помогают детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Для этого педагог использует такие виды фольклора, как загадки, потешки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.

  Регулярное использование на занятиях по математическому развитию детей дошкольного возраста, специально подобранного репертуара устного народного творчества, направленного на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни

Таким образом, если в работе с дошкольниками использовать элементы устного народного творчества, то это будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.



Предварительный просмотр:

Смолина Светлана Владимировна

МБДОУ детский сад №32 "Теремок"

Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста.

 Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. А одним из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей является народная культура, в том числе устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства, речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т.е. играет полноценную роль во всестороннем развитии.

Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки («петушок», «ладушки», «киса», «водичка») вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит. Знакомство с потешками надо начинать с рассказывания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказать о персонаже потешки, о его особенностях. Объяснить детям значение новых слов, услышанных в потешке.

Можно проводить игры – инсценировки. Больше использовать потешек, пословиц, поговорок во время прогулки, обращая внимание на время года и состояние погоды, чтобы прогулка проходила более эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц.

Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.

Загадки - это полезное упражнение для детского ума.

Сказки - являют собой особую фольклорную форму. Их лучше рассказывать, чем читать.

Малый фольклор позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Ведь простые стишки, сказки, потешки, песенки – учат маленького человека жизни



Предварительный просмотр:

Смолина Светлана Владимировна

МБДОУ д/с № 32 "Теремок"

«Воспитание самостоятельности детей третьего года жизни в  процессе ситуаций выбора»

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

В нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования:  воспитание  инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

 Поэтому детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного  и деятельностного  подхода  к  развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации педагогического процесса. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, достигая положительного результата. Поэтому одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность.   В  ФГОС  указывается,  что задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать как можно раньше.

Эту проблему рассматривали  и изучали в своих работах К.П. Кузовковой, Л.Ф. Островской, Т. Гуськовой, Е. О. Смирновой и др.

К  концу раннего детства у ребенка растет стремление к  самостоятельности. Это выражается в словах ребенка «Я сам!», которые свидетельствуют о кризисе трех лет.   Главной особенностью кризиса является резкий скачок в развитии  ребёнка как личности,   у него  формируется представление о себе, как о самостоятельном человеке, так как до этого он был полностью зависим от взрослого. Появление  самостоятельности  у детей не спонтанно оно обусловлено физиологическим развитием: развивается мелкая моторика рук, координация движений. Ребенок становится готов к  самостоятельности,  но, как правило, морально не готовы к ней взрослые. Во внутреннем мире ребенка произошли существенные изменения и прежние отношения  с взрослыми в совместной жизнедеятельности противоречат новому уровню развития ребенка. Нужно создать такие педагогические условия, при которых  воспитание самостоятельности  будет протекать успешно.

Впервые  проблема кризиса 3-х лет была затронута Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка», отрывки из ее дневников и монографии представлены на сайте «Структуры и развитие нервной системы ребенка». Так же исследованием развития детей в возрасте 3-х лет занимался Л. С Выготский, результаты его исследований представлены в работе «Кризис трех лет». Активное участие в исследование проблем, связанных с кризисом трех лет принимал Эльконин Д. Б., результаты его исследований отражены в работах «Психология игры в дошкольном возрасте: Психология личности и деятельности дошкольника» и «Развитие личности ребенка-дошкольника», где автор определяет сущность кризиса, его основные симптомы и дает психологическое обоснование причин и сущности кризиса 3-х лет.

   Западноевропейские  авторы  выделяют  в  кризисных  явлениях негативные моменты:  ребенок  уходит, отстраняется  от взрослых, рвет социальные связи, которые его раньше  объединяли  со взрослым. Л. С Выготский подчеркивал, что такая  интерпретация неправильна. Ребенок пытается  установить новые,  более высокие  формы  отношения с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин,  кризис трех лет  - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего Я. 

  Абрамова Г.С.  в авторском пособие для студентов ВУЗов «Возрастная психология» рассматривает особенности развития трехлетних детей, приводит примеры и обоснования изменений в психике детей данного возраста. Эти же вопросы рассматриваются авторами учебника «Детская практическая психология» под редакцией профессора Т.Д. Марцинковской.

     Изучением вопроса о стратегии воспитания занималась Зимняя И.А. «Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания»; «Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия». Ее исследования главным образом касались воспитательной стратегии в современной системе образования, для данного исследования работы Зимней И.А. интересны тем, что ее впервые был предложен термин «стратегия воспитания» и описана его сущность.

   Взрослые хотят, чтобы дети были самостоятельными, но сами не предоставляют самостоятельность. Таким образом, наблюдается противоречие между теорией и практикой. Данное противоречие высветило проблему, при каких условиях самостоятельность, как личностное качество ребенка будет развиваться.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: