Особенности развития и сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС

Пережогина Елена Васильевна

Будущее – гораздо ближе к нам, чем принято думать; оно – совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети. Одарённые дети… Произнося это словосочетание, мы подчеркиваем тем самым, что существует особая группа детей, качественно отличающихся от сверстников. Поменяем местами слова, и перед нами уже не просто новое словосочетание – "детская одаренность", а принципиально иная психолого-педагогическая проблема. В этом смысле "одаренность" предстает уже не как исключительность, а как "потенциал", "дар природы", имеющийся у каждого. Но дар не даётся даром. Эта истина давно мною понята, и уже несколько лет ведётся совместная работа с учителями предметниками, воспитателем, родителями по раскрытию дарования каждого ребёнка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одарённые дети

Слайд 2

«Особенности развития и сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС» Проблемно – творческая группа Подготовили учителя начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 им. К.Минина» г.Балахна Пережогина Елена Васильевна, Савельева Эльвира Константиновна

Слайд 3

Система работы с одаренными детьми : «Создание условий для всестороннего развития одаренных детей». «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках». «Развитие способностей одаренных детей во внеурочной деятельности». (ноябрь) (январь) (март)

Слайд 4

«Создание условий для всестороннего развития одаренных детей» Ноябрь, 2018г.

Слайд 5

Президентская программа «Дети России» «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.»

Слайд 6

ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАБОТУ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ • Постановление Правительства от 04.10.2000 г. №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (на период до 2025 года); • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. №2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»; • Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»; Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»); • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; • Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012 г.; • Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Слайд 7

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - единство образовательного пространства Российской Федерации; - преемственность основных образовательных программ; -вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, - возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей учащихся.

Слайд 8

Федеральный государственный образовательный стандарт Обучение выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения учащимися знаниями и приобретения опыта решения проблем.

Слайд 9

Федеральный государственный образовательный стандарт компетентность педагогических работников, которые должны эффективно использовать свой педагогический потенциал: IV глава, п. 22

Слайд 10

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ Учитель должен быть : увлечён своим делом профессионально грамотным способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности интеллектуальным, нравственным и эрудированным владеть передовыми педагогическими технологиями психологом, воспитателем и умелым организатором

Слайд 12

Кого считают одаренными? 1. дети с высокими показателями интеллекта; 2. дети с высоким уровнем творческих способностей; дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности 4. дети, хорошо обучающиеся в школе 5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны. Интеллектуальная (умение анализировать, мыслить); ОДАРЕННОСТЬ Творческая (не шаблонное мышление); Художественная (музыкально-художественная); Академическая (способность учиться); Психомоторная (спортивная).

Слайд 13

ОДАРЕННОСТЬ возрастная скрытая явная

Слайд 14

ОДАРЕННОСТЬ

Слайд 15

Выявление одаренных и талантливых детей

Слайд 16

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: «комплексного оценивания»; «длительности идентификации»; «использования экологически валидных методов диагностики»; подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации.

Слайд 17

ПОРТРЕТ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Слайд 18

«РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Январь, 2019 г.

Слайд 20

Составляющие успеха

Слайд 21

Призеры конкурса

Слайд 22

Электронное тестирование

Слайд 23

Умники и умницы 1 Д класса

Слайд 24

Принципы подготовки к олимпиаде ненавязчивость и добровольность высокая мотивация обучения продуманность и систематичность « Пусть победит сильнейший » « В олимпиаде есть победители, но нет побежденных »

Слайд 25

ЦЕЛЬ: обеспечить качественную подготовку школьников к участию в олимпиаде Задачи : 1. Познакомить детей с содержанием и структурой интеллектуальных заданий олимпиады и научить некоторым способам выполнения интеллектуальных действий запоминания, мышления, чтения, сопоставлений. 2. Организовать участие детей в школьном туре олимпиады. 3. Развивать познавательные процессы детей: внимание, память, мышление, воображение.

Слайд 26

Система подготовки участников олимпиад: базовая школьная подготовка по предмету; подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы); самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.); целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету .

Слайд 28

Методические приемы

Слайд 29

Исследовательская деятельность «ТРЕНИНГ» «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА» «МОНИТОРИНГ»

Слайд 30

Стендовая защита работы

Слайд 31

№ Фамилия, имя ученика 2016-2017 2017-2018 2018-2019 1 Ваткушев Тимофей «Наше наследие» - участие (район) «Наше наследие» - 2м. (район) Участие (область) 2 Хорькова Анастасия Олимпиада по русскому языку, 2 место (район) Олимпиада по русскому языку, 1 место (школа) 3 Моисеев Григорий НОУ – участие (область) НОУ – 1 место (Россия) Результативность работы

Слайд 33

«Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Д.И. Менделеев



Предварительный просмотр:

Тема ПТГ: «Особенности развития и сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС»

Время проведения: 2018-2019 уч.год

Ответственные: учитель начальных классов Пережогина Е.В.,

                            учитель начальных классов Савельева Э.К.

Цель:

повышение профессиональной компетентности педагогов при введении системы работы с одарёнными детьми.

Планируемый результат:

  • Активизация творческого потенциала педагогов через взаимообмен и взаимообогащение опытом
  • Обеспечение благоприятных условий для целенаправленного выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе
  • Формирование системы работы с одарёнными детьми через разумное сочетание современных технологий, методов и приёмов. Создание среды для творческого проявления и самовыражения.

Содержание деятельности:

  • Ноябрь: «Создание условий для всестороннего развития одаренных детей».
  • Январь: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках».
  • Март: «Развитие способностей одаренных детей во внеурочной деятельности».

«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»

Будущее – гораздо ближе к нам, чем принято думать; оно – совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети. Одарённые дети… Произнося это словосочетание, мы подчеркиваем тем самым, что существует особая группа детей, качественно отличающихся от сверстников. Поменяем местами слова, и перед нами уже не просто новое словосочетание – "детская одаренность", а принципиально иная психолого-педагогическая проблема. В этом смысле "одаренность" предстает уже не как исключительность, а как "потенциал", "дар природы", имеющийся у каждого. Но дар не даётся даром. Эта истина давно мною понята, и уже несколько лет ведётся совместная работа с учителями предметниками, воспитателем, родителями по раскрытию дарования каждого ребёнка.

Среди основных задач воспитательно-образовательного процесса школы стоит работа с одаренными детьми, имеющих все возможности проявить себя, раскрыться, развивать свои способности в процессе обучения в условиях необязательных занятий, индивидуальной работы с педагогами.

Тема сегодняшней встречи  «Создание условий для всестороннего развития одаренных детей».

Тема сложная, нам – практикам, предстоит погрузиться в теорию. Но без нее никуда. Мы разберем нормативно-правовую базу, рассмотрим понятие «одаренность» с разных сторон, разработаем принципы работы с одаренными детьми, поговорим о личностных качествах педагога, познакомимся с диагностикой и работой с родителями.

«Гений падает с неба…» – это цитата Дидро. Но у нее есть продолжение «… и на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он попадает мимо». Так вот каковы условия этого дворца, как правильно создать их – это и есть задача, которую мы должны решить сегодня.

Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Обществу во все времена были нужны одарённые люди.

Можно выделить ряд официальных документов, регулирующих работу и сопровождение  одаренных детей.

 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (от 1 июня 2012 года №761);

 Постановление Правительства от 04.10.2000 г. №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» (на период до 2025 года);

 Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 г. №61 (ред. от 26.11.2012) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы»;

 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 г. №2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»;

 Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»;

 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»);

 «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг.», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р (ред. От 05.12.2011) «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»« (вместе с «Планом действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»);

 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

 Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2011-2015 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы»;

 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012 г.;

 Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Положения ФГОС декларируют системно-деятельностный подход.

В современной образовательной системе  учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от педагога  к учащимся.

Акцент в деятельностном подходе ставится на то, что обучающийся умеет  ставить цель, искать способы достижения, быть способным к свободному выбору.

Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

Требования к результатам реализации ФГОС напрямую затрагивают и компетентность  педагогических работников, которые должны эффективно использовать свой педагогический потенциал: IV глава, п. 22

Несмотря на довольно таки обширную нормативно-правовую базу, существует множество проблем, связанных с  развитием  и социальной адаптацией  одаренных детей:

  • нет аналитических и методических разработок, обобщающих типы одаренности детей младшего школьного возраста в контексте современных учебных программ НОО;
  • нет и специальных программ, адаптированных для маленьких гениев или просто талантливых детей в той или иной области (Решения в этой сфере принимают родители, наставники-педагоги (тренеры, музыканты, актеры и т.д., порой не имеющие представления о специфике той или иной учебной программы), иногда – репетиторы);
  • Вопрос специального педагогического сопровождения, тьюторства, одаренных детей младшего возраста только ставится в современном российском образовании

Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Так ли это? Давайте разбираться вместе.

В первую очередь мы должны понять, что такое одаренность. Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.

Кого считают одаренным?

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

1. дети с высокими показателями интеллекта;

2. дети с высоким уровнем творческих способностей;

3.  дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности

4. дети, хорошо обучающиеся в школе

5. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

 Обратите внимание, Одаренность может проявлять себя не только в интеллектуальных навыках, а еще и в моторных, социальных и  артистических.  

Одаренность бывает:

1. интеллектуальной    (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.

2. творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.

3. художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунками лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства

4. академической (способность   учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью легко и быстро схватывают школьный материал.

5. психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто  в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.

Одаренность может проявляться:

1.      как одаренность ЯВНАЯ (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;

2.      как одаренность ВОЗРАСТНАЯ, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

3.      как одаренность СКРЫТАЯ (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Все дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствии не востребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс.

Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный подход к процедуре исследования.

В комплект для исследования должны входить методики, для определения уровня интеллектуального развития, для оценки творческого мышления, методики выявления уровня психосоциального развития, направленности  личности.

В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых формируются рекомендации по индивидуальному подходу.

Принципы диагностики, исходя из концепции одаренности:

 «принцип комплексного оценивания», предполагающий многофакторный анализ уровней интеллектуально-творческого, психосоциального, физического развития воспитанника; включает требование привлекать к диагностике лидерской одаренности не только психологов, но также педагогов и родителей;

 «принцип длительности идентификации», предусматривающий, чтобы процесс диагностики был развернут во времени, так как современный уровень разработанности концептуальных моделей одаренности и методического аппарата не позволяет проводить разовую диагностику без грубых ошибок;

Пионером логнитюдных (длительных) исследований одаренных людей считается американский ученый Льюис М. Терман. Наблюдая  в течение 30 лет развитие группы одаренных людей, пришел к выводу что если изначально интеллектуальные способности высокие, то и на протяжении всей жизни они останутся такими же. Однако, в 1954 году гипотеза была пересмотрена. На основании того, что многие из тех гениальных детей, которые участвовали в эксперименте ничего не добились в ни в профессиональной, ни в личной жизни, был сделан вывод, что высокий IQ не остается высоким в течение всей жизни, он может и снижаться. Другой вывод – что высокий IQ не является гарантией жизненной успешности. Таким  образом, высокий интеллект сам по себе не гарантирует достижения каких-либо успехов. Необходимыми условиями оказались энергия и настойчивость, а также позитивная поддерживающая среда. Основными способами развития одаренности таким образом, стали дополнительные занятия (кружки и секции), программа которых не входила в состав обычной школьной программы.

 «принцип использования экологически валидных методов диагностики», оценка и анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам; Пушкин

 подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области

Мы должны хорошо понимать, что одаренные дети имеют особенности развития:

  • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
  • Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
  • Не могут четко развести реальность и фантазию.
  • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
  • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам". С точки зрения их развития такие попытки полезны.
  • Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
  • Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Таким образом, если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ»

Определив таких ребят, школа должна научить их думать,

предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

  1. исследовательский;
  2. частично-поисковый;
  3. проблемный;
  4. проектный.

Формы работы, применяемые в работе с одаренными детьми:

  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах),
  • дифференцированные разноуровневые задания,
  • творческие задания; -
  • консультирование по возникшей проблеме;
  • дискуссия;
  • игры.

Очень важны для развития одаренности младших школьников:

  1. -предметные олимпиады;
  2. интеллектуальные марафоны;
  3. различные конкурсы и викторины;
  4. словесные игры и забавы;
  5. проекты по различной тематике;
  6. ролевые игры;
  7. индивидуальные творческие задания.

Перед учителем начальной школы стоит задача создания оптимальных

условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями. Школа должна взять курс на развитие и выявление способностей всех детей.

В своей работе  предусматриваю реализацию основных направлений работы

1 Диагностика психологических особенностей школьников с помощью специальных методик. Выявление учащихся, склонных к различным видам деятельности, определение уровня развития мыслительных операций, памяти, речи учащихся.

2 Игры на развитие психических процессов. Формирование более высокого уровня развития через систему специальных упражнений.

3 Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках путём усложнения содержания задания. Развитие познавательных способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучение рациональным приемам самостоятельной работы.

4 Развитие речи учащихся средством внеклассного чтения. Развитие активного словарного запаса, обогащение мировоззрения.

5 Организация совместной деятельности учащихся на уроке через организацию групповых форм работы. Каждый ученик получает возможность на уроке говорить, доказывать, объяснять

6 Система дополнительных творческих заданий. Развитие умения организовывать самостоятельную деятельность, работать с дополнительными источниками информации, в том числе и Интернет.

7 Индивидуальная работа с одаренными учащимися по направлениям. Заинтересованность в более глубоком изучении предмета, участие в олимпиадах и конкурсах

8 Участие в проектно-исследовательской работе. Заложить основы исследовательской деятельности, участие в научно-практических конференциях и олимпиадах, создание проектов.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся на уроках я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

При планировании уроков предусматриваю развитие продуктивного мышления и навыков его практического применения, большое внимание уделяю возможности детям постоянно приобщаться к новому, непрерывно развивающемуся потоку информации. На уроках дети обучаются рациональным приемам применения знания на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия. На творческом уровне развития способностей ученик способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное. Творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед учеником. Приведу примеры из собственной практики.

На уроке русского языка надо было выполнить логически поисковое задание, назвав лишнее слово из следующего ряда: волк, кошка, пушистая,, собака, корова, лошадь. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово пушистая, т. к. это имя прилагательное, а остальные – имен существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и волк (это существительное 2 склонения, а остальные - первого).

На уроке математики учащимся предлагаю задания поискового характера, задания с наращиванием условия. «К Новому году вырезали 102 снежинки. 10 мальчиков вырезали по 3 снежинки каждый». Предлагаю дополнить условие и поставить вопрос.

1. «А остальные снежинки вырезали девочки. Сколько снежинок вырезали девочки? На сколько больше снежинок вырезали девочки, чем мальчики?»

2. «Сколько снежинок вырезала каждая из девочек?» (Количество девочек может быть разным. Главное, дети должны найти второе число, на которое бы делилось 72. Это может быть и 8, и 9, и 2, и 12, и 6, и ).

3. «А 5 девочек вырезали по 12 снежинок каждая. Сколько снежинок вырезали взрослые?» (Дополненная так задача уже будет решаться четырьмя действиями).

На различных уроках я использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Дети с первого класса отмечают выбранное задание треугольниками разного цвета: желтый – первый уровень, синий – второй уровень, красный – третий уровень (задания повышенной сложности).

Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться.

Как правило, дифференцированные задания во время урока я

применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.

На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.

По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, рисуют рисунки. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.

В начальных классах действенным средством сохранения интереса к

исследованиям стало творческое проектирование. Почему бы и нам не выполнить коллективный проект (а затем и индивидуальные проекты) с ненавязчивым объяснением всей «кухни» исследования и правилами оформления его хода и результатов? В третьем классе учащиеся уже были участниками социального проекта «Поделись теплом родного очага», Братья наши меньшие» «Удивительный мир математики».

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Среди качеств, свойственных одаренному ребенку, сверхчувствительность к проблемам традиционно занимает одно из ведущих мест. Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что обыденно: «…только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем». «Все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует», - писал известный психолог С.Л. Рубинштейн.

Кто-то из великих сказал, что «на свете нет ничего интересней людей». И это правда! Здесь тысячи тем для исследований, для выполнения проектов. Исследовать можно поступки и их последствия, человеческие достоинства и недостатки. Например, «Как сохранить доброту в людях». В игровой форме четко определяются объект исследования - люди и предмет исследования - доброта.

Актуальность проекта выявили, изучив социальные проблемы живущих рядом людей. На их взгляд, самыми незащищенными оказались пожилые дедушки и бабушки, и у них возникло желание поделиться теплом сердец с одинокими людьми, волей судьбы оказавшимися в трудном положении. Оказалось, что такая активная гражданская позиция присуща как педагогам, так и учащимся, да и их родителям тоже.

Увеличение добра и тепла в отношениях между людьми становится актуальной необходимостью.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Это неизвестно! Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставьте условия для широкого проявления его возможностей

Занятия исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

Конкурсы, викторины, марафоны и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в викторинах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Ёж», «Слон», «Человек и Природа» и предметных олимпиадах разного уровня.

Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.

Одаренному ребенку нужна и дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.

Составим портрет одаренного ребенка.

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.

Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:

  • индивидуальный подход на уроках;
  • дополнительные занятия с одаренными учащимися;
  • участие в школьных и городских олимпиадах;
  • психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  • использование современных средств информации;
  • создание детских портфолио.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.

«РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренных детей необходимо выявлять в начальных классах. В начальной школе учитель видит ребенка с различных сторон, как в урочной, так и во внеурочной, внеклассной  деятельности (в этом во многом и заключается особенность начальной ступени обучения).

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;
  • развитие творческих способностей на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной, внеклассной  деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Учебная внеурочная деятельность традиционно рассматривалась как средство создания условий для непрерывного учебного диалога между педагогами и детьми, формирующего не только активное отношение к учению, но и позволяющего реализовать творческие способности каждого ребенка. Активная деятельность за пределами основных учебных занятий всегда рассматривалась не только как важный фактор усвоения учебных программ, но и как средство воспитания и развития неординарной творческой личности.

Свою работу начинаю с первоклассниками. Заинтересовать учащегося, распознать уникальность мышления, развить и привить определенные навыки, это задача учителя.

Система работы с детьми  предполагает взаимосвязь трех составляющих: семья, дети, педагоги, каждая из которых вносит свой вклад в создание развивающей среды.

Поэтому и начинаю работу с семьи.

На первом этапе предлагаю родителям тест-вопросник для родителей, определяющий одаренность и направленность школьника к той или иной области деятельности,  тест «Мой ребенок способен», выявляющий способность к творчеству.

Далее предлагаю цикл консультаций для заинтересованных родителей, в ходе которых показываем роль семьи в работе со способными детьми, необходимость насыщать ребенка не только знаниями, но духовно-нравственными понятиями.  

На следующем этапе предлагаю семьям, совместно с учителем, поучаствовать в региональном конкурсе творческих работ для младших школьников "Как хорошо уметь читать" (Организатор факультет дошкольного и начального образования Арзамасского филиала ННГУ).

Среди победителей и призеров конкурса были учащиеся 1 класса – это наш «золотой запас», пополнение.

Один из интереснейших приемов, который помогает выявить особенных детей – электронное тестирование, которое применяю, используя приложение «Дневник.ру»

С этого учебного года с первоклассниками провожу кружок «Умники и умницы».   Это комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на личностное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты.

Таким образом, уже на начальном этапе мы видим детско-родительский потенциал для дальнейшей работы.

27

Со 2 класса работа ведется более углубленно.

Ставлю перед собой долгосрочную цель: обеспечить качественную подготовку школьников к участию в различных олимпиадах.

Следует обратить внимание на ошибку педагогов, работающих с одаренными детьми:

  • Определив для себя «золотой запас» класса, мы загружаем его всеми видами олимпиад, конкурсов, забывая об особенностях психики младшего школьника.

Младший школьник любознателен, интересен, непосредственен. Важно поддержать этот интерес и увлечь.

  • Принцип № 1: ненавязчивость и добровольность. Учитывая возраст и багаж знаний, возникает необходимость в правильном подборе заданий и упражнений на первом этапе.
  • Принцип № 2: высокая мотивация обучения. Желание заниматься напрямую связано мотивацией учащегося.
  • Принцип № 3: продуманность и систематичность занятий. Задания должны быть продуманы. Систематичность занятий обязательна.
  • Принцип № 4: Наряду с принципом «Пусть победит сильнейший» при подготовке и проведении олимпиад необходимо руководствоваться и другим принципом: «В олимпиаде есть победители, но нет побежденных», так как важно и просто участие.

Совсем не легко давать какие-либо конкретные рекомендации по подготовке к олимпиадам, воспитании олимпийца. Тем не менее, есть несколько подходов при решении данной проблемы:

  • Успешная подготовка — это решение как можно большего числа олимпиадных задач.
  • Успешная подготовка — это более подробное дополнительное изучение тем.
  • Успешная подготовка – это подготовка к конкретной олимпиаде.

Определяем задачи для реализации цели:

1. Познакомить детей с содержанием и структурой интеллектуальных заданий олимпиады и научить некоторым способам выполнения интеллектуальных действий запоминания, мышления, чтения, сопоставлений.

2. Организовать участие детей в школьном туре олимпиады.

3. Развивать познавательные процессы детей: внимание, память, мышление, воображение.

 В начале учебных занятий педагогом проводится вводная диагностика для определения начального уровня умений учащихся работать в режиме теста и решать логические задачи.

Итоговый контроль – результаты школьного тура олимпиады по теме этого учебного года.

Количество баллов, набранных учеником в школьном туре олимпиады, сравнивается с количеством баллов, набранных за вводную диагностическую работу.

Положительная динамика свидетельствует о высоком уровне подготовки ребенка, равное количество баллов – о среднем уровне, отрицательная динамика – о низком уровне подготовки к Олимпиаде.

Опишу несколько методических приемов, которые я использую при подготовке олимпиадников.

  1. Погружение: индивидуальная работа ученика при поиске возможного решения поставленной задачи.
  2. Обмен опытом: работа в двойках, обмен и критика возникших идей.
  3. Мозговой штурм: обсуждение решений четверкой.
  4. Подсказка: беглое знакомство с авторским решением, с последующим самостоятельным решением.
  5. Консультации: консультация у старших и более опытных товарищей.
  6. Консультация преподавателя.

Начиная со 2 класса, дети принимают активное участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях. Дети активно включаются в подготовку и проведение конференций "Я исследователь"

Исследовательская деятельность в настоящее время рассматривается одним из наиболее благоприятных условий для развития детской одаренности.

Работу с детьми можно разделить на три составляющие.

«ТРЕНИНГ»

Учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА»

Главное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска должен постепенно возрастать.

«МОНИТОРИНГ»

Учащийся должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан, а проведенное им исследование или выполненный проект не останутся незамеченными и неоцененными.

Кроме того, современному школьнику необходимо освоить практику презентаций результатов собственной работы. Он должен овладеть умениями аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы. И для решения этой педагогической задачи результаты его исследований – наиболее подходящий материал.

Рассмотрим ряд упражнений

рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.

  1. «И все-таки у них много общего».  
  2. «Безумный генетик».
  3. «Сумасшедший архитектор».
  4. «Десять плюс десять».
  5. « И это называется…»

Упражнения для развития творческого восприятия.

Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.

  1. «На одну букву».
  2. «На несколько букв».
  3. «Переключение внимания».
  4. «Что нового?»
  5. «Метафоры».
  6. «Наполнение слов».
  7. « Цепочка ассоциаций».
  8. «Рассказ по картинкам».  
  9. «Составь комикс».
  10.  «Музыка».
  11. «Неоконченный рисунок».
  12. « Придумай название».
  13. «Рифмоплет».
  14. «Архимед».

Хочу поделиться опытом представления исследовательской работы в форме стендовой презентации.

Стендовая защита работы предполагает диалог участника конкурса с членами жюри по теме исследовательской работы. Время диалога 5-7 минут. У участника обязательно должен быть печатный вариант исследовательской работы.

Для каждой работы предоставляется стенд размером 70х90 см. (книжная ориентация). Материалы, размещаемые на стенде, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана, а могут быть выполнены на листах формата А4 .

Стенд должен удовлетворять следующим условиям:

Наглядность. При беглом взгляде на стенд у зрителя должно возникать представление о тематике и характере работы.

Соотношение иллюстративного и текстового материала устанавливается примерно 1:1. Иллюстративный материал — фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т. д. Текстовая информация должна быть выполнена кеглем, свободно читающимся с расстояния 50 см.

Оптимальность количества информации. Она должна позволять зрителю за 1–2 минуты полностью изучить стенд.

Популярность. Сложность изложения информации должна быть такой, чтобы участники конкурса понимали о чем идет речь. 

Результативность работы.

Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.
Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях.

Фамилия, имя ученика

2016-2017

2017-2018

2018-2019

1

Ваткушев Тимофей

«Наше наследие» - участие (район)

«Наше наследие» - 2м. (район)

Участие (область)

2

Хорькова Анастасия

Олимпиада по русскому языку, 2 место (район)

Олимпиада по русскому языку, 1 место (школа)

3

Моисеев Григорий

НОУ – участие (область)

НОУ – 1 место (Россия)

35

Важным моментом является подведение итогов. Школа поддерживает своих победителей:

- оформляется стенд «Наши достижения» с поздравлениями и пожеланиями с указанием фамилий детей-участников

-   проводятся общешкольные линейки, на которых ребят награждают.

Но главное учащиеся младших классов осознают, насколько важную работу они проделали, защищая честь класса, школы, стараясь не подвести ожидания одноклассников, учителей.

         Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.