Проектная деятельность на уроках окружающего мира как условие формированиякоммуникативных УУД
Для ребенка важно ощущение успешности и «нужности». Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Актуальной является проблема формирования и развития коммуникативной компетенции: неумение формулировать собственное мнение и позиции, неумение строить конструктивный диалог, неумение общаться со своими сверстниками, так как времени, предусмотренного общеобразовательной программой на развитие устной речи, недостаточно.
Уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_na_urokah_okruzhayushchego_mira_.odt | 25.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К.Минина"
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД»
Выполнила: Пережогина Елена Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №6 им.К.Минина»
ВВЕДЕНИЕ
Для ребенка важно ощущение успешности и «нужности». Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Актуальной является проблема формирования и развития коммуникативной компетенции: неумение формулировать собственное мнение и позиции, неумение строить конструктивный диалог, неумение общаться со своими сверстниками, так как времени, предусмотренного общеобразовательной программой на развитие устной речи, недостаточно.
Уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Цель работы – создать систему работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира через использование проектной деятельности.
Задачи работы:
- Изучить психолого - педагогическую и методическую литературу по теме «Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся»;
- Создать систему работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте в проектной деятельности;
- Апробировать систему на уроках окружающего мира в начальных классах.
Целевая аудитория: педагогические работники общеобразовательных учреждений, родители (законные представители) обучающихся.
Возраст детей: учащиеся начальных классов (7 – 11 лет)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Всю нашу жизнь, с большим основанием, можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать «свои жизненные проекты».
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий является актуальной социальной проблемой, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Главная задача учителя – сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию посредством проектной деятельности.
Анализ литературы по указанной теме показал, что развитие коммуникативных универсальных учебных действий, также как и организация проектной деятельности широко разрабатывается в педагогических исследованиях.
Однако проблема повышения уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в проектной деятельности изучена недостаточно.
Специфика урока окружающего мира и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования и возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе.
Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы:
- коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
- коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);
- коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).
Свою работу начали с анализа тематического планирования по окружающему миру, определив в виды коммуникативных универсальных учебных действий.
Полученные сведения обобщили в таблице «Планируемые результаты освоения учебного предмета» (приложение 1)
Следующим этапом нашей работы стало рассмотрение этапов проектов с точки зрения формирования коммуникативных универсальных учебных действий, мы выделили базовые и дополнительные КУУД. (приложение 2)
Программа «Окружающий мир» (УМК «Школа России») предполагает проведение проектов с 1 по 4 класс. Мы рассмотрели их с позиции развития коммуникативных универсальных учебных действий (приложение 3)
Проведя сравнительный анализ развития видов коммуникативных УУД с 1 по 4 класс, мы выделили: показатели развития, рекомендации педагогам, методические приемы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий. (приложение 4)
Рассмотрим динамику развития коммуникации как взаимодействие на примере 1 и 4 класса.
Видим, что к 5 классу у учащихся должно сформироваться умение отстаивать свою точку зрения, при этом они должны прислушиваться к доводам оппонента.
Мы рекомендуем продолжать формировать умение презентовать себя, а также участвовать в диспутах и дебатах внутришкольного и городского уровня.
Добиться этого можно, используя в своей работе метод «Дискуссия», применяя педагогические приемы: взаимоопрос, «Зигзаг».
Рассмотрим динамику развития коммуникации как кооперация на примере 2 и 4 класса.
У выпускника начальной школы должна формироваться способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
Мы рекомендуем проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), положительное одобрение, выработка активной позиции при общении, выступление на школьных конференциях, олимпиадах.
Добиться этого можно, используя в своей работе метод сотрудничества, применяя педагогические приемы: организация работы в группах, «Советуйтесь»
Рассмотрим динамику развития коммуникации как интериоризации на примере 2 и 4 класса.
Видим, что показатели остались прежними, однако не забываем, что предлагаемый учебный материал для работы от класса к классу усложняется.
В связи с этим, рекомендуем продолжать проведение совместных заданий на уроке (пересказ, рассказ соседу по парте), составлять рефераты, доклады (по алгоритму), участвовать в конкурсах.
Добиться этого можно, используя в своей работе метод «мозгового штурма», Проектно-исследовательский метод. Применяя педагогические приемы: «Да и нет, говорите»
Динамика развития коммуникативных универсальных учебных действий может происходить только благодаря системной работе. В ходе нашей работы мы использовали следующие методы и приемы.
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. В таблице систематизированы методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, которые можно использовать на уроках окружающего мира.
Дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться с взглядами других.
Метод сотрудничества – дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. Потребность в сотрудничестве становится главной для общения детей этого возраста.
Метод «Мозговой штурм» Решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. Это активная форма работы. Здесь учащиеся учатся кратко и лаконично выражать свои мысли. Участники учатся слушать и слышать друг друга. Выслушиваются масса идей, создаётся «Банк идей», обязательно все идеи фиксировать на доске или ватмане. Затем идеи анализируются.
Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. Е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».
В таблице систематизированы приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, используемые на уроках окружающего мира.
Рассмотрим более подробно некоторые приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Прием «Провокация». Учитель даёт правила, цитаты, формулы, где одно или несколько утверждений – неверны. Необходимо найти ошибку и доказать ошибочность, аргументируя свой выбор
Прием «Пила». Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (блоки). Каждый член группы находит материал по своей части. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме.
Одним из направлений моей работы является проведение анализа результатов эффективности использования метода проектов как в урочной, так и во внеурочной деятельности, как средства развития коммуникативных компетенций обучающихся.
Для этого проводятся модифицированные диагностические методики Г.А. Цукерман, Т. А. Нежновой, Г.Ф. Кумариной, П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой, Бурменской: «Рукавички», «Узор под диктовку», «Левая и правая сторона», «Ковер», «Дорога к дому», «Решение ситуаций», «Кто прав?»
Мониторинг проводился 2 раза в год, на начало и конец учебного года с 1 по 4 класс. Исследования проводили по видам коммуникативных УУД.
Результативность развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников по годам обучения, видим, что (приложение 5):
Показатели сформированности высокого уровня коммуникации как взаимодействие выросли с 44% (1 класс) до 68% (4 класс), низкого – упали с 23% (1 класс) до 8% (4 класс)
Показатели сформированности высокого уровня коммуникации как кооперации выросли с 35% (1 класс) до 77% (4 класс), низкого – упали с 32% (1 класс) до 0% (4 класс)
Показатели сформированности высокого уровня коммуникации как интериоризации выросли с 23% (1 класс) до 83% (4 класс), низкого – упали с 51% (1 класс) до 0% (4 класс)
Полученные обобщённые результаты диагностики коммуникативных универсальных учебных действий учащихся позволяют с уверенностью утверждать, что систематическая, правильно организованная проектная деятельность на уроках окружающего мира способствует повышению уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над проблемой формирования КУУД, внедряя полученные знания в практику работы, были достигнуты следующие результаты: среди моих учеников есть победители и призеры городских и региональных олимпиад и конкурсов. А также победитель Всероссийского конкурса «Я – исследователь»
Опытом работы делюсь с коллегами. Это выступления на научно-практических конференциях, семинарах; проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий, размещение публикаций на различных педагогических сайтах. Веду активную общественно – педагогическую деятельность, участвую в профессиональных конкурсах.
Считаем, что представленный опыт будет полезен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через проектную деятельность серьёзная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня теоретических знаний, хорошего владения технологиями деятельностного типа, умения владеть ИКТ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/ А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. – М.: Просвещение, 2008. – 151
2. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе/ О.В. Брыкова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.,1956.
4. Дубровина И.В. Психология: Учебник. - М.: Академия, 1999
5. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
6. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 – 47
7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
8. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Дисс. ... докт. психол. наук. -М.,1992.
9. www.5ballov.ru.
10. http://festival.1september.ru/
11. http://cito-web.yspu.org
12. http//doob-054.narod.ru/project.html,
13. imz.ucoz.ru›index/fgos/0-18
14. u.wikipedia.org