Речевое развитие младших школьников как одно из условий формирования коммуникативных компетенций

Пережогина Елена Васильевна

Кредо современного педагога – воспитать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, брать на себя ответственность, как того требует современное общество. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.

Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Поэтому, формирование коммуникативной компетентности учащихся – одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_mladshih_shkolnikov.odt21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К.Минина"

«Речевое развитие младших школьников как одно из условий формирования коммуникативных компетенций»

Выполнила: Пережогина Елена Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №6 им.К.Минина»

ВВЕДЕНИЕ

Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения.

Антуан Сент-Экзюпери

Кредо современного педагога – воспитать свободную личность, умеющую отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, брать на себя ответственность, как того требует современное общество. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.

Младший школьный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Поэтому, формирование  коммуникативной компетентности учащихся – одна из важнейших задач учебно-воспитательного  процесса в  школе.

Цель: раскрыть роль развития речи в формировании коммуникативных компетенций

В соответствии с целью данного исследования можно определить следующие задачи:

1. Дать определение коммуникативной компетенции.

2. Дать анализ особенностей развития коммуникативных компетенций младших школьников.

3. Сделать объективные выводы на основании проведенного исследования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Коммуникативная компетентность – готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

Коммуникативная компетенция включает в себя овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речевых и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире.

Коммуникативная компетенция - это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речевых понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала в разделах «Развитие речи» и «Культура речи» на уроках русского языка.

Условия возникновения и развития речи:

  1. Потребность высказываний. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.
  2. Наличие содержания, материала, т.е. того, о чем нужно сказать. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.
  3. Вооружение средствами языка.  Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.

Язык усваивается в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко примитивна и неправильна. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы:

  1. усвоение литературной языковой нормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах.
  2. усвоение навыков чтения и письма – важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества.
  3. совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.

Условия развития коммуникативных навыков младших школьников

 Для решения указанных задач нужна планомерная работа учителя и учащихся, с определенной дозировкой материала, с последовательным планированием как общей, «большой» перспективной цели (которая обобщенно может быть определена как «хорошая речь»), так и частных, «малых» целей каждого отдельного урока, каждого упражнения по развитию речи.

Системность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями:

  • последовательностью упражнений,
  • их перспективностью,
  • разнообразием упражнений (и пониманием конкретной, узкой цели каждого типа упражнений);
  • умением подчинять разнообразные виды упражнений общей цели.

Каждое новое упражнение, как бы ни было оно мало, связывается с предыдущими и готовит учащихся к последующим, в то же время, подчиняясь общей далекой цели, вносит что-то новое (хотя бы элемент нового!), обеспечивающее движение вперед. Элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока.

Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений:

  • умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить, умение с относительной полнотой раскрывать тему сочинения;
  • умение подчинить свое сочинение определенной (основной) мысли;
  • умение собирать материал для рассказа, сочинения или другого связного текста;
  • умение систематизировать материал, располагать его в нужной последовательности, составлять план предстоящего связного текста и писать, придерживаясь намеченной последовательности и составленного плана;
  • умение правильно выражать свои мысли;
  • умение подводить итог всей подготовительной работы;
  • умение совершенствовать написанное, редактировать собственный текст (в элементарных формах) также доступно младшим школьникам и поэтому включается в список обязательных умений. Это умение воспитывается на основе самокритического отношения к своему творчеству.

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишён возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству её функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя - средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог -двустороннего обмена информацией .

В результате такой работы, направленной на формирование основных компонентов устной связной речи, возможна их определенная социальная адаптация к условиям окружающей жизни. Этого можно достичь, используя комплексные методы, соединяющие различные виды деятельности: рисование, речь, игру, применяя методику скороговорок и вышеперечисленные направления работы. Все это способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, развитию навыков связной устной речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что – то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на младший школьный возраст. Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. Для младшего школьника грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
  2. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.
  3. На материале проведённого исследования было доказано, что использование разнообразных способов и приёмов развития связанной речи является эффективным средством формирования коммуникативных навыков.

Таким образом: если учитель будет проводить систематическую работу по формированию коммуникативных компетенций у младших школьников, то результаты развития связной речи повысятся, нашла свое подтверждение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-ех частях. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика. Пособие для логопеда/ Н.Г. Андреева; под ред.Р.И. Лалаевой.- М.: ВЛАДОС, 2006

2. Болдырев, Е.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Учебное пособие/ Е.В. Болдырев. – М.: Просвещение, 2010.

3. Гужва, Ф.К. Основы развития речи/Ф.К. Гужва. - Киев,1989.

4. Житина, Н.А. Начальное образование: становление коммуникативной компетентности: автореф. дисс. канд. пед. наук / Н.А.Житина. – СПб., 2006.

5. Интернет http://olg.ucoz.ru/

6. Интернет http://pedsovet.org/content/view

7. Кочеткова, А.В. Комплексные методы работы развития связной речи младших школьников / Кочеткова А.В.// Начальная школа. 2002.- №9 с.64-68.

8. Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх А.А. Максимова Начальная школа. – 2005.- №1.- С.30-34.