Агрессивное поведение ребенка

Шишкина Наталия Владиславовна

Причины и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agres.pptx427.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Слайд 3

Проявление агрессивности - одна из частых проблем в среде детского коллектива. Жалобы на то, что ребенок дошкольного возраста ведет себя агрессивно - одна из самых распространенных тем, с которой приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. Агрессивный ребенок приносит массу проблем окружающим и самому себе. Устойчивая агрессия деформирует его личностное развитие, снижает коммуникативные навыки, продуктивный потенциал ребенка, он становится изгоем в кругу сверстников, объектом раздражения взрослых.

Слайд 4

Виды агрессии - Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта. -Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань). - Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта, вызывающего раздражение. И проявляется в виде угроз, хамства и применение силы. -Косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки, и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу). - Инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели. -Враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

Слайд 5

Как агрессивность проявляется у детей? - Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: не удовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание. - Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др. - Крик, плач, кусание , топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его “ исследовательского инстинкта’’, с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя». - Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо. - В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.

Слайд 6

Причины появления агрессии у детей дошкольного возраста. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда детей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

Слайд 7

Факторы, которые способствуют формированию детской агрессивности. 1. Семейные факторы: • безразличие или враждебность со стороны родителей — очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним; • разрушение эмоциональных связей в семье — когда родители сосуществуют в постоянных ссорах и невозможно предугадать, что можно ждать в любую минуту; • неуважение к личности ребенка — агрессивные реакции могут быть вызваны оскорбительными и унизительными замечаниями; • чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей — чрезмерный контроль над поведением ребенка ( гиперопека ) не менее вреден, чем полное отсутствие такового ( гипоопека ). Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу;

Слайд 8

• ограничение физической и эмоциональной активности — если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно; • скандалы в семье, применение физической силы во время семейных ссор (драки); • грубое, жестокое обращение с ребенком, привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п. ; • одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь!», «Дай сдачи, ты же мужчина!» и т.п.; • просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах; • косвенная стимуляция агрессии средствами массовой информации, компьютерными играми, игрушками агрессивного характера (разного рода монстры, трансформеры и т. п.).

Слайд 9

Личные факторы: • подсознательное ожидание опасности — чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет; • неуверенность в собственной безопасности — когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным;

Слайд 10

• эмоциональная нестабильность — до 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. • недовольство собой — отсутствием эмоционального поощрения от родителей, взрослых, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования – немотивированно. • повышенная раздражительность из-за чувства вины.

Слайд 11

Ситуативные факторы: • плохое самочувствие, переутомление — чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то; • влияние продуктов питания — доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью; • влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

Слайд 12

Тип темперамента: • менее всего склонны к активной агрессии меланхолики и флегматики. Сангвиник по природе своей не агрессивен и чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации миром. Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения.

Слайд 13

Характерные особенности агрессивного поведения ребенка. - Отказывается от коллективной игры. -Слишком говорлив. -Чрезмерно подвижен. -Не понимает чувств и переживаний других детей. -Часто ругается со взрослыми. -Создает конфликтные ситуации. -Перекладывает вину на других. -Суетлив. -Импульсивен. -Часто дерется. -Не может адекватно оценить свое поведение. -Имеет мускульное напряжение. -Часто специально раздражает взрослых. -Мало и беспокойно спит

Слайд 14

Работа воспитателей с данной категорией детей должна проводиться в следующих направлениях: - В первую очередь игровая терапия – метод воздействия на детей и использованием игр. - Психогимнастика -Релаксация -Проектное рисование. -Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. -Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. -Формирование способности к эмпатии , доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.