Программа "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов с использованием игровых и рисуночных методик."

Шишкина Наталия Владиславовна

          В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы. Появление новых требований к оформлению документации, введение инклюзивного воспитания, внедрение интерактивных методов преподавания, открытость образовательного пространства, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность. Воспитателям бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.          Все это послужило основанием для разработки перспективной программы по профилактике «эмоционального выгорания» воспитателей, которая ориентирована на обучение методам профилактики и преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости с использованием игровых и рисуночных методик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyhod.docx106.4 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов с использованием игровых и рисуночных методик.

                                                                              Выполнила педагог-психолог

                                                                                                  Дошкольного отделения    

                                                                                                     ГБОУ СОШ №1457

                                                                                                             Шишкина Н.В.

                                                                                                 

                                                        МОСКВА 2

                                             Содержание

Содержание………………………………………………………..2

Пояснительная записка……………………………………………3

Тематическое планирование………………………………………5

Содержание занятий………………………………………….......10

1-я встреча…………………………………………………………10

2-я встреча…………………………………………………………11

3-я встреча…………………………………………………………16

4-я встреча…………………………………………………………19

5-я встреча…………………………………………………………23

Приложения 1 ……………………………………………………..27-39

Приложения 2 ……………………………………………………..40-43

Приложения 3 ……………………………………………………..44-45

Приложения 4 ……………………………………………………..46

Приложения 5 ……………………………………………………..47

                                           Пояснительная записка

          В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы. Появление новых требований к оформлению документации, введение инклюзивного воспитания, внедрение интерактивных методов преподавания, открытость образовательного пространства, участие в конкурсах и другие сопутствующие факторы ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность. Воспитателям бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование, в особенности тем, которые имеют достаточно большой стаж работы.

 

           Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье.

 Из-за не владения методиками быстрого восстановления психологических сил и наличия у педагога деструктивных эмоциональных навыков такое эмоциональное напряжение становится негативным, что приводит к появлению у него так называемого синдрома «эмоционального выгорания». Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения.

           Опасность СЭВ заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать! Это может приводить к тому, что реальная практика педагога пойдет в разрез с его ценностными установками: жестокое давление на детей при вполне гуманистической идеологии, и наоборот, периодически возникающие попустительство и безразличие к поведению детей при жестких авторитарных установках. Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни и даже меняться состав крови. В этот момент попытки позаботиться о себе, как правило, не дают желаемого результата. И даже профессиональная помощь врача не приносит быстрого облегчения. Поэтому самое разумное - предотвратить появление данного синдрома, «задушить его на корню».

          Все это послужило основанием для разработки перспективной программы по профилактике «эмоционального выгорания» воспитателей, которая ориентирована на обучение методам профилактики и преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости с использованием игровых и рисуночных методик.

           Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции, раскрытие творческого потенциала.

Задачи:

  • познакомить с понятием СЭВ и причинами его появления;
  • диагностика психологического состояния педагога;
  • актуализировать процесс самоанализа сотрудников;
  • познакомить с приемами саморегуляции;
  • оптимизировать педагога к себе и к своей личности;
  • снять эмоциональное напряжение;

            Сроки реализации программы по профилактике эмоционального выгорания педагогов рассчитана на 2 месяца : 1 информационно-диагностическую встречу и 4 тренинговых, проводимых раз в неделю по 1 часу в музыкальном зале дошкольного учреждения.

Участники реализации программы педагоги дошкольного учреждения 10-12 человек.

 В ходе реализации проекта по сохранению психического здоровья педагога в дошкольном образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

  • улучшится психологический климат в коллективе;
  • снизится ситуативная и личностная тревожность педагогов;
  • сформируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
  • повысится самооценка и уверенность в себе;
  • раскроется творческий потенциал к профессиональной самоактуализации.

Тематическое планирование

Тема

Содержание

Кол-во мин.

Формы работы

Методическое обеспечение

1.Информационно-диагностическая

Лекция «Что такое СЭВ. Причины его возникновения»

Диагностика СЭВ

 В. В. Бойко, Опросник выявления эмоционального выгорания MBI Маслач К., Джексон С.

60 мин.

Лекция-презинтация

(Приложение 1, 2)

Презентация по теме: «Что такое СЭВ. Причины его возникновения»

Бланки опросники тестов.(Приложение 1)

2-я встреча

1.Упражнение  «Смысл моего имени».

Обсуждение правил работы в группе

2.Упражнение «Картинка».

3.Упражнение «Коллаж эмоционального комфорта»

4.Упражнение “Кто я?”.

5.Упражнение «Ревизия взаимоотношений»

6.Упражнение “Ведро мусора”.

7.«Сеанс психофизической настройки».

8.Упражнение «Подарок».

60 мин.

Индивиду

альная

Индивиду

альная

Подгрупповая

Групповая

Все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т.д.)

Картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.

Фото, журналы, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, карандаши.

Материалы:карточки с именами известных людей, булавки.

Листы А4, цветные карандаши.

Листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”

Магнитофон. Релаксирующая музыка.

3-я встреча

1.Упражнение “Правый борт / левый борт”.

2.Упражнение «Самооценка эмоционального состояния».

3.Упражнение «Плюс-минус».

4.Упражнение  «Метафора проблемы».

5.Упражнение «Будущее, настоящее, прошлое».

6.Упражнение-медитация «Сад моей души».

7.Упражнение «Моечная машина».

8.Психологическая поддержка и обратная связь.

60 мин.

Групповая

Индивидуал.

Индивидуал.-групповая

Индивидуал. .-групповая

Индивидуал. .-групповая

Индивидуал.

Групповая

Индивидуал. .-групповая

Индивидуал.

Краски, листы А4, баночки с водой, кисточки, влажные салфетки.

ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

пластилин, дощечки, влажные салфетки.

Карандаши, фломастеры, листы бумаги А3.

Магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации.

Бумага А4, ручка.

4-я встреча

1.Упражнение  “Времена года”.

2.Упражнение “Рисунок с поводырем”

3.Упражнение «Работа с глиной».

4.Упражнение «Жизненное пространство»

 

5.Упражнение «Самохвальство».

6.Притча «История-напутствие»

7.Упражнение

« Почувствуйте счастье».

8.Упражнение «Чемодан пожеланий».

Групповая

Парная

Индивидуал.

Индивидуал.

Индивидуал.

Индивидуал.

Индивидуал.-групповая

Листы с недорисованными рисунками, фломастеры, платки, скотч.

Глина (мягкий пластилин или тесто), досочки для лепки, влажные салфетки.

Чистый лист бумаги, простой карандаш и цветные карандаши или фломастеры.

5-я встреча

1.Упражнение «Профессиональ

ный герб».

2.Упражнение «Мои сильные стороны»

3.Упражнение «Парное рисование».

4.Притча «Мастерство и знания имеют свою цену»

«Знание дорогого стоит»

5.Упражнение “Хомячок”

6.Упражнение «Созерцание природы».

7.Упражнение «Детский сад будущего».

8.Упражнение «Чему Я научился»

Индивидуал.

Индивидуал.-групповая

Парой

Групповая

Индивидуал.

Подгрупповая

Индивидуал.

Цветные карандаши  или  восковые мелки, альбомные листы ( по одному на каждого педагога), салфетки для рук.

Краски, кисти, баночки с водой (или цветные карандаши, или мелки), большие листы бумаги (по одному на двух педагогов), альбомные листы ( по одному на каждого педагога), салфетки для рук.

ЛистА3, фломастеры

Кубики, мелкие игрушки, фигурки, два столика.

Содержание занятий:

1-я встреча

1.Методика диагностики уровня эмоционального выгорания.

 Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В. В. Бойко. 

Опросник выявления эмоционального выгорания MBI.

Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени "выгорания" в профессиях типа "человек- человек". Данный вариант адаптирован Н. Е. Водопьяновой. (Приложение 1).

2.Презентация.

Цель: Познакомить педагогов с понятием СЭВ. Причинами проявления эмоционального выгорания и т.д. ( Приложение 2)

3.Раздатки с рекомендациями профилактики СЭВ ( Приложение 3)

2-я встреча

1.Упражнение  «Смысл моего имени».

Цель: дать возможность  подчеркнуть свою индивидуальность.

Материал: все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т.д.)

Психолог предлагает познакомится и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет. Чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.

Правила группы:

После знакомства ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы.

  1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий – называние друг друга на «ты», что уравнивает всех членов группы и ведущего).
  2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
  3. Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю…», «Я думаю…».
  4. Искренность в общении (говорить только то, что действительно переживается, или молчать; открыто вырожать свои чувства по отношению к действиям других участников).
  5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
  6. Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).
  7. Недопустимость непосредственных оценок человека.

2.Упражнение «Картинка».

 Цель: раскрепощение, сплочение, неформальное общение педагогов.

Материалы и оборудование: картинки различной эмоциональной нагрузки, вырезанные из старых журналов.

Инструкция. Выберите одну или несколько картинок, которые отражают ваше настроение, мироощущение, убеждение или которые вам просто понравились. Расскажите, почему вы выбрали эти картинки. (Педагоги объясняют свой выбор.)

3.Упражнение «Коллаж эмоционального комфорта».

Цель: активизация группового взаимодействия, определение условий, которые помогают обеспечить эмоциональный комфорт педагога дома и на работе.

 Материалы: фото, журналы, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, карандаши.

 Психолог: “Мы с вами уже ознакомились с основными причинами и признаками “синдрома эмоционального выгорания”. А теперь я предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта как дома, так и на работе”.

 Педагоги делятся на две группы. Психолог предлагает первой группе создать коллаж на тему “Условия эмоционального комфорта педагога на работе”, а второй – “Условия эмоционального комфорта педагога дома после работы”.

По окончании команды защищают свои проекты.

4.Упражнение “Кто я?”.

Цель: элементы ролевой игры активизируют участников, создают положительный эмоциональный настрой.

Материалы:карточки с именами известных людей, булавки.

При колите имена известных людей на спины всех участников так, чтобы они их не видели.

Попросите участников походить по комнате, задавая друг другу “закрытые” вопросы о личности их знаменитости. Например: “Этот человек – артист?” На вопросы можно отвечать

только “да” или “нет”. Игра продолжается до тех пор, пока все не выяснят, кто они. Вариант

– приложить бумажку с известным именем на лоб и в круге по очереди задавать вопросы

группе. При утвердительном ответе группы участник продолжает задавать вопросы, при

отрицательном ответе ход переходит к следующему участнику.

5.Упражнение «Ревизия взаимоотношений»

Цель: Осознание своего места во взаимоотношениях.

Материалы: Листы А4, цветные карандаши.

Содержание: Нарисуйте себя и окружающих Вас в жизни людей символически, в виде кружочков.

  • Нарисуйте стрелки от Вас к другим людям и от них к Вам.
  • Обозначьте, что именно Вы даете другим, и что они дают Вам. Это может быть что угодно: чувства, предметы, явления, действия.
  • Подпишите эти стрелки.
  • Нарисуйте также стрелки, обозначающие то, что Вы отдаете не этим людям, а в остальной окружающий мир, а также нарисуйте такие же знаки от других людей: что они отдают не Вам, а другим людям.
  • Теперь взгляните на свой рисунок и ответьте на вопросы:
  • С кем и как Вы контактируете: с кем больше, с кем меньше?
  • От кого Вы больше получаете? От кого – меньше?
  • Кому Вы больше даете? А кому – меньше?
  • Что есть общего, какие закономерности Вы видите?
  • Избегаете ли Вы контактов с кем-либо? Почему?
  • Хотели ли Вы контактов с кем-либо? Почему?
  • Избегаете ли Вы чьего-либо желания контактировать с вами? Почему?
  • Хотели ли Вы, чтобы кто-либо еще контактировал с Вами?
  • Получаете ли Вы от других все, в чем вы нуждаетесь?
  • Удается ли Вам отдавать в окружающую среду все, что Вы хотите отдать, и все, что Вам не нужно?

Теперь нарисуйте длинную линию потребностей в контактах, один конец которой соответствует полному избеганию контактов, а второй – полному и непрерывному стремлению к контактам.

Ответьте на следующие вопросы:

  • Где Вы расположите себя на этой линии?
  • По каким признакам своей жизни и событий Вы узнаете, что находитесь именно в этом месте этой линии?
  • Где Вы хотели бы быть расположены?
  • По каким признакам Вы сможете узнать, что пришли к тому, к чему хотели бы прийти?

6.Упражнение “Ведро мусора”.

 Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

 Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

 Содержание: Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.

 После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

7.«Сеанс психофизической настройки».

 «Устройтесь удобно, расслабьте все мышцы. Вам хочется отдохнуть, вы устали….Выдох удлиняется…После выдоха несколько минут не дышите. Во время удлиненного выдоха тихая, медленная волна перекатывается внутри вас, освобождая от внутреннего напряжения…Мышцы расслаблены, веки опущены, вам приятно находиться в состоянии покоя. Мозг отдыхает, нервы успокаиваются, силы восстанавливаются…Ваше сознание как мягкое облачко над лучезарным морем…Море красиво, волны катятся, бьются о берег…Солнечный луч радостно бежит по брызгам волн…Белая чайка спокойно кружит…пахнет свежестью и морем…Вы – птица…Ваши крылья – это вера в себя, силу мозга, уверенность и жизнерадостность…Ваше сердце мерно стучит…Вам легко дышится…Медленно повторяйте фразы: «Я могу легко отвлекаться от тревожных мыслей…Энергия восстанавливается с избытком…Мне становится все лучше и лучше…Я могу быть со всеми приветливым, терпеливым и добрым…Я бодр и творчески настроен…Я отдохнул…Я полон энергии, я уверен в своих силах и призвании…». Сеанс подходит к концу: «Я считаю с трех до одного…»Три» - сонливость проходит, «два» - я потягиваюсь, «один» -я бодр и полон сил!». Потянитесь. Глубже подышите…Улыбнитесь! Встаньте».

8.Упражнение «Подарок».

Содержание: Каждый участник дарит своему соседу справа «подарок», то есть сообщает ему о том, чтобы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности.

Упражнение проходит по кругу.

3-я встреча

1.Упражнение “Правый борт / левый борт”.

Цель: вовлечь участников в игру в игру, активно выполнять задания. Следует иметь в виду, что после упражнения участники будут возбуждены.

Содержание:Участники стоят в центре комнаты и представляют, что они на корабле в шторм. Если ведущий кричит: “правый борт!”, все бегут направо. Если “левый борт” – налево, а если кричат “выровнять корабль!”, то все бегут обратно в центр. Могут быть и другие задания: “вскарабкаться на такелаж, когда все представляют, что они карабкаются; “драить палубы!” и так далее.

2.Упражнение «Самооценка эмоционального состояния».

Цель: настроить на занятие.

Материалы: краски, листы А4, баночки с водой, кисточки, влажные салфетки.

Содержание: Педагоги по одному садятся за стол, расположенные по всему залу и рисуют свое эмоциональное состояние, настроение, с которым они пришли на данное занятие.

3.Упражнение «Плюс-минус».

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности. Вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Инструкция:Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

4.Упражнение  «Метафора проблемы».

Цель: показать педагогам, что они не одиноки в своих проблемах и научить разрешению их.

Материал: пластилин, дощечки, влажные салфетки.
Содержание: Ведущий тренинга предлагает всем участникам слепить из пластилина свою профессиональную проблему. Все участники садятся в круг и показывают свои метафоры проблем. Каждый участник, проходя по кругу, должен увидеть в скульптурах своих товарищей их проблемы, понять смысл предлагаемой метафоры и выбрать ту скульптуру, метафора которой покажется ему наиболее близкой к собственному образу проблемы. После этого участник молча садится на свое место. На следующем этапе участники берут свои работы и кладу их рядом с теми, чьи метафоры показались наиболее совпадающими с их виденьем собственной проблемы. В результате выявляются группы родственных по духу метафор. Последним заданием является создание метафоры победы над своей проблемой, в которой может быть скрыт способ разрешения педагогической проблемы. После выполнения этого упражнения участники обсуждают ход упражнения.

5.Упражнение «Будущее, настоящее, прошлое».

Цель: Данное упражнение способствует интенсификации процессов подачи-приема обратной связи в группе, создает высокий эмоциональный настрой у членов группы, способствует формированию позитивной мотивации, связанной с будущим  профессиональной деятельности. Раскрытие потенциала для самоактуализации.

Материалы: Карандаши, фломастеры, листы бумаги А3.
Содержание:Участникам группы с помощью цветных карандашей или фломастеров на одном листе предлагается нарисовать три рисунка: мое прошлое, мое настоящее и мое будущее в профессии. Рисунки выполняются анонимно. После завершения работы ведущий собирает рисунки и перемешивает их. Далее каждому участнику выдается не его рисунок. Предлагается подумать, что человек хотел отобразить на этом рисунке. Далее каждый из участников рассказывает группе, что, по его мнению, хотел изобразить автор рисунка, и демонстрирует рисунок окружающим. Остальные члены группы вглядываются в рисунок и пытаются изложить свою версию изображенного. После этого автору рисунка предоставляется возможность "открыть" себя группе и донести до группы оригинальную версию рисунка. При желании автор может остаться неизвестным. Так по кругу каждый участник группы выступает с рисунком и излагает свою версию. 
Ведущему следует активно стимулировать процесс интерпретации, в частности, излагая свои версии, стимулировать на это окружающих. 
Данное упражнение не должно быть "скомканным", лучше недоразобрать часть рисунков, чем формально отнестись к анализу каждого. По времени при наличии большого количества участников группы на него уходит несколько часов. 


6.Упражнение-медитация «Сад моей души».

Цель: снятие напряжения, восстановление гармоничного состояния.

Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации.

Инструкция. Сейчас я вам зачитаю текст — медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу.

После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.

7.Упражнение «Моечная машина».

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

8.Психологическая поддержка и обратная связь.

Цель: психологически поддержать педагогов.

Материалы: Бумага А4, ручка.

Содержание:Каждому присутствующему дается лист тонированной бумаги А4. Его надо разделить на 4 части. На трех написать послания трем сидящим справа после него участникам круга. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листка формулируется впечатление от прошедшего занятия – это для тренера. Оно может иметь либо конструктивную, либо эмоциональную направленность. Листочки передаются адресатам.

                                                  4-я встреча

1.Упражнение  “Времена года”.

Цель: разрядка и сплочение группы, настройка на работу.

Содержание:Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответственно дате рождения. Затем каждая группа пантомимически изображает своё время года, задача остальных – угадать, какое.

2.Упражнение “Рисунок с поводырем”

Цель: снятие возбуждения, укрепление межличностного контакта, формированию опыта беспомощности и ответственности, доверия к партнеру.

Материалы: Листы с недорисованными рисунками, фломастеры, платки, скотч.

Содержание: Группа разбивается на пары, одному из пары завязываются глаза. “Поводырь” подводит партнера к рисунку на стене и, используя только вербальные инструкции, помогает ему дорисовать элементы рисунка.

3.Упражнение «Работа с глиной».

Цель: снятие возбуждения, раскрытие внутренних и внешних ощущений.

Материалы: глина (мягкий пластилин или тесто), досочки для лепки, влажные салфетки.

Инструкция: Закройте глаза. Пальцы станут более чувствительными к глине. Но если вдруг откроете глаза, не тревожьтесь, просто закройте их снова Разминайте глину пальцами, ладонью, тыльной поверхностью кистей. Посидите минуту, положив руки на кусок глины. Сделайте два глубоких вдоха. Ощутите кусок глины таким, какой он есть; «подружитесь» с ним. Ощупайте его. Он гладкий? Теплый? Плотный? Выпуклый? Влажный? Сухой? Возьмите кусок глины и подержите его. Он легкий? Тяжелый? Отщипните кусочек двумя руками. Делайте это сначала медленно, а потом быстрее. Отщипните больше и маленькие кусочки. Сожмите глину. Теперь разгладьте ее. Разгладив, ощупайте места, которые вы разгладили. Слепите шар. Проткните его. Если глина расплющивается, опять слепите шар и проткните его. Теперь попробуйте сделать его другой рукой. Ударяйте по глине. Шлепайте по ней, ощупывайте гладкие места, которые образовались после похлопывания. Еще раз потрогайте весь кусок. Работа с глиной подошла к концу. Можно открыть глаза.

 Затем ведущий предлагает каждому ответить на вопросы.

 Что больше всего понравилось делать с глиной? (Ощущать кусок глины в руках, отщипывать, сминать, протыкать ее, пошлепывать по ней, поглаживать.)

 О чем вы думали, когда работали с глиной?

 Каждый сравнивает свои ощущения при работе с глиной с ощущением коллег

4.Упражнение «Жизненное пространство»

Материалы: Чистый лист бумаги, простой карандаш и цветные карандаши или фломастеры.

Инструкция: Нарисуйте окружность, и, разделив площадь круга на секторы, обозначьте сферы деятельности Вашей жизни. Например, воспитание детей, работа, хобби, спорт, Интернет и др.

Поделите площадь круга на сферы деятельности в процентном соотношении. Все Ваше время возьмите за 100%.

Теперь раскрасьте каждую из сфер деятельности в цвет, который, по Вашему мнению, ей более всего подходит.

Ответьте на вопросы и запишите ответы:

  • Красочная ли получилась картина?
  • На что Вы в основном тратите свое время?
  • Все ли Вас устраивает в этой схеме
  • Что бы Вы хотели изменить?

Теперь возьмите новый чистый лист и организуйте свое жизненное пространство так, как желаете Вы, со всеми «хочу» и «не хочу».

Дайте волю своей фантазии, и не важно, что «.... в моей жизни этому не быть никогда».

Создайте для себя условия, которые важны для Вас, пока хотя бы на листе бумаги.

  5.Упражнение «Самохвальство».

  Цель. Развивать умение вступать в контакт с самим собой; занимать позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.

 Содержание: Педагоги садятся на стулья расположенные по всему залу.

 Инструкция: Составьте список хороших дел, которые сегодня вы совершили (то, что не удалось осуществить, в положительные результаты Например:

  • Вовремя встал.
  • Приготовил завтрак для всей семьи и отдельно второй завтрак детям в школу.
  • Вовремя пришел на работу.
  • Сварил коллеге кофе.
  • Выполнил ....
  • Завершил работу над.....
  • Вечером поиграл с детьми, помог им сделать домашнее задание.
  • Вымыл посуду и т. д.

 Проанализируйте: трудно или легко вспомнить то позитивное, что сделали за день.

 После выполнения упражнения ведущий подводит итог: «Если такого рода записи вы будите делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько хорошего, полезного для себя и для других совершаете».

 

6.Притча «История-напутствие» из книги Носсрата Пезешкяна «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия».

История-напутствие

В одной персидской истории рассказывается о путнике, который с великим трудом брел, казалось, по бесконечной дороге. Он весь был обвешан всякими предметами. Тяжелый мешок с песком висел у него за спиной, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, а в руках он нес по камню. Вокруг шеи на старой истрепанной веревке болтался старый мельничный жернов. Ржавые цепи, за которые он волок по пыльной дороге тяжелые гири, обвивались вокруг его ног. На голове, балансируя, он удерживал наполовину гнилую тыкву. Со стонами он продвигался шаг за шагом вперед, звеня цепями, оплакивая свою горькую судьбу и жалуясь на мучительную усталость.

В палящую полуденную жару ему повстречался крестьянин. «О, усталый путник, зачем ты нагрузил себя этими обломками скал?» — спросил он. «Действительно, глупо, — ответил путник, — но я до сих пор их не замечал». Сказав это, он далеко отшвырнул камни и сразу почувствовал облегчение. Вскоре ему повстречался другой крестьянин: «Скажи, усталый путник, зачем ты мучаешься с гнилой тыквой на голове и тащишь за собой на цепи такие тяжелые железные гири?» — поинтересовался он. «Я очень рад, что ты обратил на это мое внимание. Я и не знал, что утруждаю себя этим». Сбросив с себя цепи, он швырнул тыкву в придорожную канаву так, что она развалилась на части. И вновь почувствовал облегчение. Но чем дальше он шел, тем сильнее страдал. Крестьянин, возвращавшийся с поля, с удивлением посмотрел на путника: «О, усталый путник, почему ты несешь за спиной песок в мешке, когда, посмотри, там вдали так много песка. И зачем тебе такой большой бурдюк с водой — можно подумать, что ты задумал пройти всю пустыню Кавир. А ведь рядом с тобой течет чистая река, которая и дальше будет сопровождать тебя в пути!» — «Спасибо, добрый человек, только теперь я заметил, что тащу с собой в пути». С этими словами путник открыл бурдюк, и тухлая вода вылилась на песок. Задумавшись, он стоял и смотрел на заходящее солнце. Последние солнечные лучи послали ему просветление: он вдруг увидел тяжелый мельничный жернов у себя на шее и понял, что из-за него шел сгорбившись. Путник отвязал жернов и швырнул в реку так далеко, как только смог. Свободный от обременявших его тяжестей он продолжал свой путь в вечерней прохладе, надеясь найти постоялый двор.

7.Упражнение « Почувствуйте счастье».

Цель: раскрепощение и фиксирование этого состояния.

 Инструкция: Закройте глаза. Сосредоточьтесь на себе, упокойте свое дыхание, расслабьтесь и вспомните те моменты в своей жизни, когда вы были совершенны, когда вы любили и вас любили, когда вы ощущали гармонию с миром, с собой. Ощутите все, что тогда вы видели перед собой, цвета, звуки... Какое чувство переживало ваше тело? Погрузитесь в это состояние и позвольте себе находиться в нем ровно столько, сколько вам захочется. Прикоснитесь к мизинцу правой руки- поставьте «якорь», закрепите это чувство, запомните все краски, звуки, движения. Откройте глаза.

8.Упражнение «Чемодан пожеланий».
Содержание: Участникам тренинга предлагается сказать пожелания всем участникам тренинга. Эти пожелания должны быть связаны с профессиональной деятельностью и адресованы конкретному человеку.
Все участники тренинга записывают высказываемые пожелания в свой адрес, а в конце ранжируют их по степени значимости для себя.
В конце занятия проводится опрос, в котором все желающие высказывают свое мнение о проводимом тренинге.

5-я встреча

1.Упражнение «Профессиональный герб».

Цель: развитие творческого потенциала, развитие  позитивных жизненных позициций.

Материалы:  цветные карандаши  или  восковые мелки, альбомные листы ( по одному на каждого педагога), салфетки для рук.
Ведущий предлагает каждому из участников изобразить контуры профессионального герба, который предстоит наполнить внутренним содержанием. Для этого необходимо определить некоторые моменты профессиональной деятельности:
· достижение или событие, которое участник оценивает как самое знаменательное в своей профессиональной деятельности;
· событие, которое участник считает наиболее значимым в профессиональной деятельности;
· вещи или предметы, при помощи которых вас могут сделать счастливым ваши учащиеся;
· событие, которое вам запомнилось как самое неприятное в вашей педагогической деятельности;
· ваши личностные качества, которые помогают вам в вашей педагогической деятельности.
Главное условие выполнения данного упражнения: заполняя профессиональный герб, участники должны пользоваться рисунками, а не словами. После того, как гербы наполнены внутренним содержанием, они развешиваются на стене (на доске), и получается своеобразная галерея жизненных альтернативных позиций. Участники присматриваются к различным профессиональным гербам и в ходе обсуждения отвечают на вопросы:
· что могут рассказать изображения на гербе о его владельце;
· почему внутреннее содержание рисунков столь различно;
· рисунки какого герба участникам хотелось бы изменить, и чем вызвано такое желание;
· есть ли среди профессиональных гербов самый лучший и почему.
По итогам проходит обсуждение того, что способствовало или затрудняло достижение поставленных целей занятия.

2.Упражнение«Мои сильные стороны»

Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления.
Содержание: Все садятся в круг. Каждый член группы в течение 2 минут должен рассказать о своих сильных сторонах; о том, что он любит, ценит и принимает в себе; о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Важно, чтобы говорящий не «брал в кавычки» свои слова, не умалял своих достоинств, не критиковал себя, не говорил о своих ошибках и недостатках..
Если человек говорит о себе меньше 2 минут, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что остальные члены группы остаются только слушателями, не могут высказаться, уточнять детали, просить доказательств или разъяснений. Может быть, значительная часть этого времени пройдет в молчании. Ведущий может, если он почувствует в этом смысл, спросить молчащего: «А еще какие-нибудь свои сильные стороны ты не мог бы назвать?» По истечении 2 минут начинает высказываться следующий член группы, сидящий справа от предыдущего выступающего, и так, пока не выскажутся все по очереди.

 3.Упражнение «Парное рисование».

Цель:  помочь  понять межличностные взаимоотношения и конфликты.

Материалы:  Краски, кисти, баночки с водой (или цветные карандаши, или мелки), большие листы бумаги (по одному на двух педагогов), альбомные листы ( по одному на каждого педагога), салфетки для рук.

 Содержание: каждый выберет в партнеры того, с кем он хочет познакомиться поближе или с кем у него не выяснены отношения. Партнеры садятся за один стол. Между ними кладут большой лист бумаги, и каждый получает много цветных мелков. Бумага — это пространство для совместного творчества. Партнеры начинают с того, что смотрят друг другу в глаза. Потом молча начинают рисовать на общем листе бумаги, выражая таким образом свои чувства. Общаются партнеры только посредством линий, фигур и цветов. Окончив рисование, они могут обменяться впечатлениями, поговорить о своих эмоциональных реакциях на рисунке партнера, обратить внимание на параллели между рисунками и особенностями поведения, которые авторы рисунков демонстрируют группе. При этом каждый из партнеров старается узнать что -то о другом.

4.Притча «Мастерство и знания имеют свою цену»

«Знание дорогого стоит»

«У крестьянина перестал работать трактор. Все попытки крестьянина и его соседей починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартер, поднял капот и все тщательно проверил. Затем взял молоток. Один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счет, тот, удивленно взглянул на него, возмутился: «Как, ты хочешь пятьдесят туманов только за один удар молотком!»

 «Дорогой друг,- сказал мастер, - за удар молотком я посчитал только один туман, а сорок девять туманов я должен взять с тебя за мои знания, благодаря которым я мог сделать этот удар по нужному месту».

5.Упражнение“Хомячок”

Цель: способствовать развитию воображения, находчивости, сообразительности, тренировке памяти, может выполняться в любое время занятия.

Материалы: листА3, фломастеры

Содержание: Все садятся в круг, первый участник начинает рассказ словами: “У меня живет хомячок, у него вот такие лапки” и показывает. Следующий повторяет движения предыдущего участника и продолжает рассказ: “У меня живет хомячок, у него вот такие ушки” и т.д. по принципу снежного кома. По окончании рассказа вся группа рисует хомячка, про которого они только что рассказали.

6.Упражнение «Созерцание природы».

Цель: отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.
Содержание: Участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и мысленно увидеть лес, который темной стеной подступает к озеру. На берегу озера стоит гостиница, в которой проходит тренинг. Предлагается услышать крик чайки и почувствовать прохладный ветер и т.д. затем следует мысленно отождествить себя с одним из персонажей этой картины или с одним из элементов этой картины, почувствовать себя на его месте. В тот момент, когда это начинает удаваться, участникам предлагается встать и покинуть тренинговый зал, при этом, сообщив всем, с кем или с чем отождествил себя каждый участник. Это упражнение способствует закреплению эмоциональной уравновешенности участников тренинга.

7.Упражнение «Детский сад будущего».

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, раскрытие творческого потенциала.

Материалы: кубики, мелкие игрушки, фигурки, два столика.

Содержание: ведущий предлагает участникам разбится на две группы. Каждая группа подходит к столу и совместно строит детский сад будущего. Потом каждая команда презентует свою работу, обмениваются впечатлениями. Происходит обсуждение, что одна из команд приняла бы из работы другой.

8.Упражнение «Чему Я научился»

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:

Я научился...

Я узнал, что...

Я нашел подтверждение тому, что...

Я обнаружил, что...

Я был удивлен тем, что...

Мне нравится, что...

Я был разочарован тем, что...

Самым важным для меня было...

Мне сегодня...

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате.

  Приложение 1                                        

                                               ДИАГНОСТИКА

  Методика диагностики уровня эмоционального выгорания.

  Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В. В. Бойко.

 По мнению автора, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

 Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».

 Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».

 «Напряжение».

 Переживание психотравмирующих обстоятельств;

 Неудовлетворенность собой;

 «Загнанность в клетку»;

 Тревога и депрессия.

 «Резистенция».

 Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;

 Эмоционально-нравственная дезориентация;

 Расширение сферы экономии эмоций;

 Редукция профессиональных обязанностей.

 «Истощение».

 Эмоциональный дефицит;

 Эмоциональная отстраненность;

 Личностная отстраненность (деперсонализация);

 Психосоматические и психовегетативные нарушения.

 Инструкция.

 Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

 Стимульный материал.

 1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.

 2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.

 3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).

 4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

 5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

 6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

 7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

 8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

 9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

 10. Моя работа притупляет эмоции.

 11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на

 работе.

 12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

 13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

 14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

 15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

 16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

 17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

 18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. .

 19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

 20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

 21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

 22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

 23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

 24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

 25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

 26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.

 27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

 28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

 29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

 30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

 31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

 32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах

 работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

 33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

 34. Я очень переживаю за свою работу.

 35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

 36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

 37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным уководителем.

 38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

 39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.

 40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

 41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

 42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

 43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

 44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

 45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

 46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.

 47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

 48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

 49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

 50. Успехи в работе вдохновляют меня.

 51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).

 52. Я потерял покой из-за работы.

 53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

 54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

 55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

 56. Я часто работаю через силу.

 57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

 58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги здоровье.

 59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

 60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

 61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

 62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

 63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

 64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

 65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

 66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

 67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

 68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

 69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

 70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

 71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.

 72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

 73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

 74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

 75. Моя карьера сложилась удачно.

 76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

 77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

 78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

 79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

 80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

 81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

 82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

 83. Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

 84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

 Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в «ключе». Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку — 10 баллов получил от экспертов признак, наиболее показательный для данного симптома.

 Существует трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех 12-ти симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

 Таким образом, оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что, по мнению автора, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

 Обработка данных.

 В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

 1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

 2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».

 3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12-ти симптомов.

 Ключи.

 «Напряжение»

 Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5)

 Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3)

 «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)

 Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)

 «Резистенция»

 Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)

 Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)

 Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)

 Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)

 «Истощение»

 Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)

 Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10)

 Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)

 Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

 Интерпретация результатов.

 Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

 9 и менее баллов — не сложившийся симптом,

 10-15 баллов — складывающийся симптом,

 16 -20 баллов — сложившийся симптом.

 20 и более баллов — симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

 Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

 36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

 37-60 баллов — фаза в стадии формирования;

 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

 В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы:

 какие симптомы доминируют;

 какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;

 объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

 в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;

 какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

  «Эмоционально выгорание воспитателя»

  Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение.

 Для оценки степени своего согласия с утверждением, используйте шкалу: +2 «да», +1 «скорее да», 0 «не знаю», -1 «скорее нет», -2 «нет»

 1. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые затрачиваю.

 2. Я уверен, что моя работа нужна людям.

 3. Из-за усталости или напряжения я уделяю своим делам меньше внимания, чем требуется.

 4. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающи при общении.

 5. Я не чувствую поддержки родителей своих воспитанников.

 6. Несмотря на трудности, интерес к работе сохраняется и моя работа приносит много радости.

 7. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

 8. Я часто радуюсь, т.к. вижу, что моя работа приносит пользу детям. .

 9. Я ошибся в выборе профессии (занимаю не свое место).

 10.Я обычно проявляю интерес к детям и помимо того, что касается занятий.

 11. У меня много планов на будущее в моей профессии, и я верю в их осуществление.

 12.Я постоянно ощущаю поддержку на работе от своих коллег.

 13.Утром я чувствую усталость и не желание идти на работу.

 14.Воспитанникам я уделяю много внимания, но и получаю достаточную отдачу от них.

 15.Работа приносит мне все меньше удовлетворения.

 16.Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

 17.Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.

 18.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в

 коллективе.

 19.Наша работа низко оценивается обществом, не престижна.

 20.После работы на некоторое время хочется уединится от всех и всего.

 21.Моя работа плохо на меня повлияла — притупила эмоции, сделала нервным.

 22.Мои требования к качеству выполняемой работы выше, чем результат, которых я реально достигаю в силу обстоятельств.

 23.Обстановка на работе мне кажется очень трудной, напряженной.

 24.Обычно я тороплю время: скорее бы рабочий день кончился.

 25.Во время работы я чувствую приятное оживление.

 20.Мое желание научить воспитанников не находит у них поддержки.

 27.Мне кажется, что я слишком много работаю.

 28.В последнее время я стал более «холодным» по отношению к тем с кем работаю.

 29.Последнее время меня преследуют неудачи.

 30.Если бы у меня была другая работа, я был бы более счастлив.

 31.Я часто работаю через силу.

 32.Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

 33.Работая с детьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от отрицательных эмоций.

 34.После работы я чувствую себя, как «выжатый лимон».

 35.В последнее время мне кажется, что коллеги все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

 Ниже приводится «ключ» к методике — перечисляются симптомы и соответствующие нормы утверждений (признаков). Знак (-)перед номером означает, что ответ да (+) или нет (-)» надо заменить на противоположный. Далее подсчитывается алгебраическая сумма баллов по строкам. Чем выше итоговый балл в строке, тем выше выраженность данного симптома «эмоционального сгорания».

 Неудовлетворенность собой: 1, -8, 15, 22, 29,

 Загнанность в клетку: -2, 9, 16, 23, 30,

 Редукция профессиональных обязанностей: 3, -10, 17, 24, 31,

 Редукция личных достижений: -4, -11,-18, -25, -32,

 Отсутствие социальной поддержки: 5,-12, 19, 26, 33,

 Эмоциональная опустошенность: -6, 13, 20, 27, 34,

 Личностная отстраненность (деперсонализация): 7, -14, 21, 28, 35.

Опросник выявления эмоционального выгорания MBI

Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени "выгорания" в профессиях типа "человек- человек". Данный вариант адаптирован Н. Е. Водопьяновой. Инструкция: «Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте, пожалуйста, по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте ваших мыслей и переживаний: "никогда", "очень редко", "иногда", "часто", "оченьчасто", "каждый день".

Текст опросника

Вопросы

Никогда (0)

Очень редко

(1)

Иногда (3)

Часто (4)

Очень часто

(5)

Каждый день (6)

1

Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2

После работы я чувствую себя, как " выжатый лимон".

3

Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4

Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела.

5

Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.

6

Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.

7

Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

8

Я чувствую угнетенность и апатию.

9

Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учеников и коллег.

10

В последнее время я стал более "черствым" по отношению к тем, с кем работаю.

11

Как правило, окружающие меня люди требуют от меня или манипулируют мною, они скорее утомляют, чем радуют меня

12

У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13

Я испытываю все больше жизненных разочарований.

14

Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

15

Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами.

16

Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества с моими учениками и коллегами.

18

Я легко общаюсь с людьми, независимо от их статуса и характера.

19

Я многое успеваю сделать.

20

Я чувствую себя на пределе возможностей.

21

На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22

В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Деперсонализация (максимальное кол-во баллов -30)

5,10,11,15,22

Редукция личных достижений (максимальное кол-во баллов - 48)

4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21

эмоциональное истощение (максимальная сумма баллов – 54).

1,2,3,6,8,13,14,16,20

Выводы. Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны "выгорания". О тяжести "выгорания" можно судить по сумме баллов всех шкал.

Первый компонент сгорания - эмоциональное истощение - рассматривается как основная составляющая профессионального сгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Вторая составляющая деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях - повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам, подчиненным и др.

Третий компонент сгорания - редукция (упрощение строения, связанна с утратой функций, отрицания наличия собственных закономерностей, избегание неприятного) личных достижений может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Приложение 2

Презентация.

Эмоциональное выгорание

 Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека Это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. Это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

 Причины возникновения СЭВ у педагогов.

Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;

Загруженность в течении рабочего дня;

Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;

 Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;

 Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;

Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения.

Причины возникновения СЭВ у педагогов.

Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;

Жесткие временные рамки деятельности;

ограниченность времени  для реализации поставленных целей;

Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; «Неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, группа, моральное и материальное стимулирование;

 Ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;

Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.

Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ.

Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная); Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция –защитная); Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; Окончание учебного года.

Стадии профессионального выгорания.

Первая стадия: Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; Исчезновение положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи; Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.

 Вторая стадия: Возникновение недоразумений с коллегами; Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам.

Третья стадия: Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к миру Безразличие ко всему.

Три аспекта профессионального выгорания.

 Первый — снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми. Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Симптомы появления СЭВ.

Психофизические симптомы:

чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения;

снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); частые беспричинные головные боли;

 постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

 резкая потеря или резкое увеличение веса;

полная или частичная бессонница;

постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Симптомы появления СЭВ. 

Социально-психологические симптомы:

безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Симптомы появления СЭВ.

 Поведенческие симптомы:

ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

 сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Профилактика профессионального выгорания.

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания.

 Во-первых: хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему) способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме); высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы.

В-третьих: способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Профилактика профессионального выгорания. 

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Саморегуляция психического состояния. Способы саморегуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном- отвлечение; различные движения типа потягивания, расслабления мышц. Нагрузки переключают эмоции ; рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей; мысленное обращение к высшим силам ; вдыхание свежего воздуха; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Приложение 3

 Советы, рекомендованные врачом Д. Лейком, названные привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье.

  • Привычки правильного питания, что подразумевает:
  • регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи;
  • включение в рацион фруктов и овощей, много грубой пищи, особенно цельного зерна и круп;
  • ограничение жирной пищи, растительных масел и белков;
  • очень много свежей чистой воды (не меньше 8 стаканов в день).

2. Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в неделю. Регулярные физические упражнения способствуют выведению из организма химических веществ, образующихся в результате стресса, делают релаксацию более глубокой и улучшают сон. Любые физические упражнения или спорт, если нагрузки не очень велики, полезны для организма.

3. Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом.

4. Освоение и ежедневное использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности. При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день.

5. Жить интересно. Культивировать хобби, развивать разносторонние предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни.

6. Делать перерывы в работе и активно отдыхать, устраивать разгрузочные дни с переменой деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи, близких людей или для сотрудников.

7. Сказать «нет» вредным привычкам.

8. Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания.

9. «Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой.

10. Общаться с домашним любимцем.

11. Находить время для заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые передачи, фильмы, читать книги.

12. Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие. Использовать всевозможные техники для саморегуляции психического состояния.

Приложение 4

Ректор Северного медицинского университета, один из ведущих психиатров России, академик РАМН Павел Сидоров дает ряд рекомендаций, соблюдая которые можно не только предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

  • определите и разделите краткосрочные и долгосрочные цели;
  • используйте «тайм-ауты», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
  • займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  • уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
  • вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным)
  • старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относитесь к конфликтам на работе;
  • не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.

Приложение 5

Памятка педагогу.

  • НЕ скрывайте свои чувства.
  • Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. НЕ избегайте говорить о том, что случилось.
  • Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
  • Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Памятка педагогу.

  • Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
  • Стремитесь побороть страх.
  • Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
  • Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
  • Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно.
  • Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
  • Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
  • Используйте возможность выступить с речью.
  • Следите за питанием и фигурой.
  • Позволяйте себе «маленькие женские радости». Не забывайте, что Вы красивы!!!