Сказкатерапия

Шишкина Наталия Владиславовна

Влияние сказки на развитие дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия «Путешествие в сказку» «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее » Дж. Родари .

Слайд 2

Какие проблемы дошкольников можно решить при помощи сказкотерапии : -Установление психологического комфорта в коллективе; решение конфликтных ситуаций; проблемы с адаптацией; коммуникативных и социальных навыков и т.д. (социально-коммуникативное направление); - Формирование личностных качеств воспитанников; самостоятельности; активности; проявления инициативы; чувства доброты, сострадания; позиции бережного отношения к окружающему миру; коррекция страхов и тревожности, агрессии, гендерные различия и т.д.(эмоционально-личностное) - вырабатывание интонации, выразительности, правильного темпа, силы голоса посредствами игры драматизации; знакомство и чтение сказок и т.д. (речь); - На примере сказок поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность совершать трудовые усилия, техника безопасности, математический счет и т.д.(познание)

Слайд 3

Достоинство сказок заключаются в следующем: Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. Неопределенность места действия главного героя. Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка. Победа Добра. Психологическая защищенность. Наличие Тайны и Волшебства.

Слайд 4

Признак настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Слайд 5

Рассмотрим типологию сказок, предложенную Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой . 1 Художественные сказки (народные и авторские). К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории — это сказки, мифы, притчи. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный , и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. 2 Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» обучающего и учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. 3 Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок — сообщение позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. В медитативных сказках, как правило, нет сюжета, отсутствуют конфликты и злые герои, чтобы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. 4 Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Слайд 6

Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой : I. Анализ сказки. Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам. Формула для составления вопросов следующая: 1) что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т. д. 2) что было бы, если? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т. д. 3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь? II. Проблемные ситуации. Проблемные ситуации дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке царевна-несмеяна ставится задача – почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя .

Слайд 7

III. Сочинение сказки. Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Примерная схема, используемая при сочинении сказок: Выбор главного героя. Создание места, в котором приятно находиться герою. Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они есть) . Описание любимых и не любимых занятий главного героя. Рассказ о главной мечте (желании) героя. Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте (кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со своими трудностями) Завершение сказки (осуществилась ли мечта героя) Л. Д. Короткова.

Слайд 8

Методы работы со сказкой Методом развития мышления и воображения - «Постановка проблемного вопроса». Задаем вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). К примеру: - А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? -дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему; - Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку…

Слайд 9

- учить детей сравнивать, сопоставлять; - формировать привычку доказывать, что это так или иначе; - ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции; - упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев. К примеру: «Докажи, что Аленка лучше всех»; «Кого тебе жалко в этой сказке»;

Слайд 10

Выбираем сказку. Дети ориентируются на лучшие качества того человека (или персонажа, которого выбирают себе в качестве образца для подражания. Например, Русалочка из сказки Андерсена, с которой так часто ассоциируют себя девочки, - пример жертвенной, трагичной героини. Иван-дурак - персонаж добрый, хотя и ленивый. Дядя Федор - ответственный и порядочный. «Полезная» сказка должна моделировать ситуацию, в которую попал ребенок. Например, истории из разряда «о принцессе, которая впервые пошла к зубному врачу» очень полезны в борьбе со всевозможными страхами. К педагогичным сказкам можно отнести и современные комиксы с супергероями (в обычной жизни они - простые ребята, но владеют силой, помогающей им бороться со злом, смешные стихи («Вредные советы» Григория Остера . Рассказывая такие сказки не нужно указывать на сходство ребенка с персонажем. Ребенок сам все поймет. Такие сказки нужно вместе обсудить. Вот несколько таких сказок: “Кот, Петух и Лиса” – сказка подходит для деток, которые боятся позвать на помощь, а также с помощью сказки можно объяснить, что семья всегда поможет в неприятной ситуации (вопрос – почему Кот спасает Петуха) .

Слайд 11

Функции сказок: 1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания. 2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: • о жизненно важных явлениях; • о жизненных ценностях; • о постановке целей; • о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки) . 3. В сказке в символической форме содержится информация о том: • как устроен этот мир, кто его создал; • что происходит с человеком в разные периоды его жизни; • какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; • какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; • какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; • как приобретать и ценить дружбу и любовь; • какими ценностями руководствоваться в жизни; • как строить отношения с родителями и детьми; • как прощать. Одна из важных функций сказочной истории – это хранение опыта, то есть даже после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на ребенка.

Слайд 12

Основные методы, используемые в сказкотерапии : • Рассказывание сказки. • Рисование сказки. • Сказкотерапевтическая диагностика. • Сочинение сказки. • Изготовление кукол. • Постановка сказки

Слайд 13

Приемы сказкотерапии (с 5лет) 1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. 2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. 3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Слайд 14

Структура • Жили-были. Начало сказки, встреча с ее героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Слайд 15

1 . Сказка «на новый лад» Народные сказки и их обработка — неисчерпаемый кладезь тем. Вы можете вспомнить знакомую сказку и переделать её: например, сообщить главному герою черты вашего ребенка, вплести в сюжет случай из жизни или изменить обстоятельства, в которых существуют персонажи. 2. «А что было потом» Если малыш уже хорошо знаком с какой-либо сказкой, предложите ему вместе подумать, что стало с героями после того, как сказка закончилась. Понравилось Золушке жить во дворце, или они вместе с принцем сбежали и построили собственный дом? Как делили между собой репку все герои сказки? 3. «Сказки наизнанку» Как повернулся бы сюжет «Красной шапочки», если бы волк был добрый, а девочка – злая? Колобок не убежал от бабушки и дедушки, а остался с ними… А может быть, подружился с каждым на своем пути и вместе они перехитрили лису — фантазируйте!

Слайд 16

4. «Сказочный салат» Подтолкнуть воображение к новой истории помогут известные персонажи. Например, вместо доброй тети-феи у Золушки в чулане нашлись бы сапоги-скороходы. Как она с их помощью попадет на бал? 5. «Стеклянный человечек» Придумайте необычного героя и опишите его жизнь. Какой у него дом? Поведение? Друзья? В процессе описания вы с ребенком обязательно наткнетесь на интересную деталь, которая поможет развить сюжет. 6. «Фантастическое вычитание» Попробуйте мысленно убрать из сказки что-то, что существует на свете. «Однажды Зебра проснулась без черных полосок на шерстке…», «Проснулась утром Маша, а солнца на небе – нет и нет…» 7. Смешные истории на ходу Небольшие рассказы можно быстро придумывать несколькими способами. Первый — построить историю на ошибке (например, мальчик всегда надевает носки на руки), второй — «оживить» известную вам метафору («время остановилось», «сладкие речи»). Третий способ — мысленно поместить заурядного персонажа в необычный для него контекст (рыбку — на дерево, зубную щетку — на полку с игрушками) 8. Рассказы за столом Истории для самых маленьких можно сочинять, оживляя во время кормления предметы, находящиеся на столе. Придумайте предметам или частям тела необычные свойства, например, нос-кран, ложка-корабль и т.д. — и маленькая сказка родится сама собой.