Опыт работы "Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности".

Дударева Зоя Петровна

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Поэтому для меня это направление стало приоритетным при выборе темы  самообразования «Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Детское  экспериментирование как вид познавательной деятельности»

Составила: воспитатель IКК

МАДОУ ЦРР  «Жемчужинка»  

                                                Дударева Зоя Петровна

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Поэтому для меня это направление стало приоритетным при выборе темы  самообразования «Детское экспериментирование как вид познавательной деятельности».

Перед собою я поставила  цель:

дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

  Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:

1. Обогащать память ребенка в процессе эксперимента.

2. Активизировать  мыслительные процессы и операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

3. Стимулировать развитие речи, через формулирование выявленных закономерностей.  

Детское экспериментирование, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта.

В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования определены психолого-педагогические условия реализации образовательной программы (пункт 3.2 ФГОС ДО). Учитывая специфичность и сложность такой формы работы как эксперимент, мною в группе  были созданы  следующие условия проведения экспериментирования:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей), так как дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения, т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух (пункт 3.2.5 абзац 2 ФГОС ДО);

- учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся у детей (пункт 1.4 ФГОС ДО принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка);

- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов;

- необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах), сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.) (Пункт 3.2.5 ФГОС ДО);

- в любом возрасте роль педагога остаётся ведущей, без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности;

- педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно (пункт 1.4 ФГОС ДО абзац 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности);

- в работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и активным познанием, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить (пункт 1.6 ФГОС ДО абзац 1), объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В своей работе с дошкольниками использовала все существующие разновидности экспериментов:

- Случайные эксперименты, которые не требуют специальной подготовки, активность исходит от самого ребенка. Такие эксперименты проводила экспромтом в той ситуации, которая слаживалась  на тот момент, когда дети видели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. А для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является моё постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелии.

- Запланированные эксперименты – деятельность организуется взрослым.

- Индивидуальные эксперименты - к проведению таких опытов привлекается тот ребенок, который задал интересующий его вопрос.

Экспериментальная деятельность с детьми  организовывала по пяти взаимосвязанным направлениям:

1.        “Живая природа” (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).

2.        “Неживая природа” (воздух, вода, почва и др.).

3.        “Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).

4.        “Человек” (функционирование организма и др.).

5.        “Рукотворный мир” (материалы и их свойства).

По способу применения эксперименты разделила  на демонстрационные и фронтальные.

Демонстрационные проводила саам, а дети следили за его выполнением. Такие  эксперименты проводила тогда, когда исследуемый объект существовал в единственном экземпляре, когда он не мог быть дан в руки детей или он представлял для них определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

Всё же в большинстве  случаях проводила  фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям дошкольников.

Для организации экспериментальной деятельности в режимных моментах использовала  такие формы работы как:

  • Долговременные эксперименты, как серия опытов и наблюдений, и кратковременные, возникшие как ответ на детские вопросы. Они проводились  как в условиях группы, так и на участке.
  • Экспериментальные игры с водой, песком, магнитами и др., которые позволяли дошкольникам убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
  • Действия с измерительными приборами, с лупой, компасом, оборудованием из стекла и др., которые помогали детям самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности, элементарными правилами безопасности.
  • Эвристические беседы при наличии у воспитанников богатых и точных представлений о явлениях природы.
  • Чтение научной и художественной литературы.
  • Рассматривание тематических альбомов, подборок иллюстраций, плакатов, энциклопедий.
  • Организация коллекций и выставок.
  • Организация мини-музеев.
  • Ведение дневников наблюдений и зарисовка опытов.

Все мы с вами знаем, что наши современные дети в той или иной мере зависимы от компьютера.  Поэтому для положительной мотивации воспитанников к экспериментированию я применяла в своей работе  технологию Квест – игры (игра бродилка). В которой  использовала  различные приемы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • проблемная ситуация;
  • познавательный момент (почему так?);
  • драматизация (ребенок берет на себя роль пирата, задающего вопросы или ученого, умеющего объяснить, ответить на вопросы);
  • тризовские приемы (игра “Хорошо – Плохо”).

 Включение родителей в процесс развития познавательного интереса к экспериментированию реализовался в следующих формах:

- родительские собрания;

- наглядную информацию;

- индивидуальные и групповые консультации на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

- совместная проектная деятельность.

В результате совместной деятельности воспитатели и родители  стали единомышленниками в решении поставленных задач развития детей. Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.

Своим опытом работы  поделилась  с  коллегами на методических объединениях, педсовете, провела открытое занятие, на которое были приглашены все желающие. Наблюдая за детьми сейчас уже можно видеть что:

-Ребёнок самостоятельно и целенаправленно использует материал, находящийся в исследовательском центре.

- Выполняет инструкции педагога.

-Использует схемы для проведения самостоятельных экспериментов.

-Отражает опыт и впечатления в художественно – творческой деятельности.

-Осознаёт и доказывает необходимость бережного отношения к природе.

Считаю, что единственная возможность научить ребенка жить в быстро меняющемся мире - это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указывать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу.  Не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Как раз этому и способствует исследовательская деятельность дошкольников.