Организационно-методическая работа

Владимирова Екатерина Сергеевна

Организационно-методическое направление является неотъемлемой частью деятельности каждого педагога-психолога. Подобная работа не всегда видна стороннему наблюдателю, однако, требует больших временных и энергетических затрат специалиста.

В рамках этого направления педагогом – психологом

-  во-первых, осуществляется планирование и анализ своей деятельности (составление годового,ежемесячного ,  еженедельного плана работы, годового анализа работы и т.д. );

-  во-вторых,  проводится анализ результатов диагностики, написание заключений;

-  в-третьих,ведется текущая документация ;

-  в-четвертых осуществляется подготовка материалов к консультированию, просвещению, коррекции и т.д. (изучение специализированной литературы, подбор диагностического инструментария, разработка коррекционно-развивающих программ, подготовка материалов для выступления на психолого-медико-педагогических консилиумах, методических объединенияхи  советах педагогов, оформления тематических стендов);

-  в-пятых, повышается уровень профессиональной квалификации (обучение на курсах повышения квалификации и посещение конференций и семинаров; участие в  конкурсах профессионального мастерства; работа по теме самообразования и  обобщение опыта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Песочная анимация в коррекционно-развивающей работе  

с детьми дошкольного возраста»

Подготовила: педагог- психолог

 МУ Вейделевского района ЦСПСиД «Семья»

Владимирова Е.С.

   

      Цель: создание условий для освоения практических навыков работы по песочному рисованию с детьми дошкольного возраста, повышение профессионального уровня педагогов, специалистов и воспитателей.

     Задачи:

1. познакомить с технологией песочного рисования («SandArt»);

2. обучить практическим навыкам работы по песочному рисованию с детьми;

    Материалы и оборудование: ноутбук,  презентация по теме

 (разработанная автором-составителем мастер-класса), музыка для релаксации, световой стол для рисования песком, специализированный песок

для, цветной песок, предметы для упражнений, кисточки, салфетки, подносы.

Организационная форма: мастер-класс.

Количество участников: 10 педагогов и воспитателей.

Длительность мастер-класса: 20 мин  

Содержание мастер-класса:

   

   Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на мастер-классе я постараюсь познакомить Вас техникой рисования на песке, показать возможности ее использования в работе с детьми дошкольного возраста, и  рассказать  о том, как  благоприятно песочное рисование  влияет на всестороннее развитие ребенка.

Педагог:  Рисование песком - искусство относительно молодое. Зародилось оно в 70-х годах прошлого столетия. Основоположником этой техники стала американский аниматор Кэролайн Лиф, создавшая первый песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк": Снизу стекло подсвечивалось, а сменяющие друг друга песочные рисунки проецировались на экран.  Принцип "Терапии песком" был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.
     У искусства рисования песком множество названий - песочные картины, рисунки песком, песочное шоу, картины из песка, пескография.

       Вспомните песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок.

    Рисование песком полезно для развития мелкой моторики рук, координации движений, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения, навыков самоконтроля и саморегуляции у детей, развитие социальных навыков, гармноизация психоэмоционального состояния .

на слайде:

  • развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
  • раскрытие своих уникальных способностей и развитие творческого потенциала;
  • формирование коммуникативных навыков;
  •  развитие мелкой моторики рук, координацию движения, пластику (стимулируют мыслительные процессы, улучшают память и развивают речь);
  • равноценное развитие и работа левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга, так как ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
  • гармонизация психоэмоционального состояния, релаксация и медитация (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).

       Песочную терапию можно использовать, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

Для организации занятий рисования песком требуется:

- планшет/поддон/стол - в зависимости от помещения

- кварцевый песок (манку, мелкую соль )

- мелкие камушки для украшения своих рисунков (что дополнительно развивает мелкую моторику)

- можно использовать различные мелкие фигурки в зависимости от цели проводимого коррекционно-развивающего занятия.

На слайде

Игры с песком разнообразны:

Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.

Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.

Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.

Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.

     Песочная анимация отличается от классического рисования. Чтобы начать рисовать на песке, необязательно владеть какими-то особыми умениями или образованием. Рисование песком доступно и полезно всем детям. В отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками. Это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга. Овладев основами песочной анимации, дети начинают сами придумывать и оживлять сказочные сюжеты. Кроме того, можно использовать рисование песком на коррекционно-развивающих занятиях, чтобы их «освежить», сделать более интересными. Можно включать рисование песком в структуру занятия, чтобы «переключить» детей, если они утомились, стало рассеиваться внимание. Очень хорошо использовать песок при первом знакомстве с детьми, чтобы установить контакт с педагогом-психологом, особенно если ребенок закрепощён.

           Существую различные техники рисования на песке

  • Рисование кулаком
  • Рисование ладонью
  • Симметрично двумя руками.
  • Рисование ребром большого пальца
  • Рисование щепотью
  • Рисование мизинцами
  • Рисование одним пальцем
  • Симметрично двумя руками
  • Рисование мячами с разной фактурой
  • Рисование инструментами с зубчиками
  • Рисование с использованием формочек для выпечки
  • Рисование с использованием шаблонов
  • Рисование с использованием трафаретов
  • Чтобы разнообразить детскую творческую деятельность, детям предлагаются различные инструменты, а также природный и бросовый материалы.

Звучит музыка

- Мы начинаем с вами путь по волшебному Песочному миру. Для начала давайте познакомимся с материалом, с которым мы сегодня будем работать, с помощью чего мы с вами будем сегодня рисовать - это песок.

- Положите руки на песок, и потрогайте его! Мне приятно, а вам?

- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?

- Песок, какой?

- Для того, чтобы начать рисовать нужно сначала рассыпать песок по экрану - создаем фон.

   Положите руки на ровную поверхность песка, оставьте отпечатки рук сначала внутренней, потом внешней стороной кисти. Погрузите пальчики в песок. Возьмите в ладошки песок и пересыпайте его из одной руки в другую, понаблюдайте за движением песчинок. Разровняйте песок. Поводите пальцами по песку.

   Ребенок включается в игру всем своим существом – эмоционально, психически, физически . При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а так же для релаксации.

   Самое удивительное в песочной анимации - трансформации. Очень важно что б одно изображение перетекало в другое).

1. Для развития воображения хорошо подходит игра «Волшебные превращения».  Педагог рисует на песке круг и спрашивает ребёнка, на что он похож, а затем предлагает дорисовать картинку, чтобы сразу стало понятно, что это такое. Круг можно превратить в солнышко, шарик, личико, мяч, яблоко, часы и многое другое. Игру можно превратить в конкурс: кто больше «волшебных превращений» совершит (придумает).

Рисунок всегда можно подкорректировать. Не нужно бояться сделать ошибку. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком – все поправимо.

   Для развития восприятия можно использовать игру «Что забыл нарисовать художник»? Ребенку предлагаются изображения знакомых предметов с недостающими деталями, которые нужно определить и дорисовать. Дорисовыванием иголок ежику можно завершить занятие «Прогулка в осенний лес» с детьми раннего возраста.

      Целый блок игр можно предложить с целью развития тактильной чувствительности. Например, упражнение «Необыкновенные следы». Дети на песке оставляют следы различных животных:

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

«Прыгают зайцы» - ребенок кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;     

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).

    Еще одно упражнение «Рисуем фигуры на песке». Его цель: научить ребенка зарисовывать пространственные тела и плоскостные фигуры, основываясь на тактильных представленияхХод игры: педагог предлагает ребенку потрогать фигуру или какой-нибудь предмет, только нащупав его в волшебном мешочке и не глядя, а потом нарисовать его пальчиком на песке и сказать, что он рисует.

Для развития межполушарного взаимодействия можно использовать кинезиологические упражнения, способствующие повышению обучаемости и снятию стрессового напряжения. Это техника рисования на песке двумя руками одновременно.  Процесс заключается в том, что ребенок рисует двумя руками одновременно, создавая симметричный, «зеркальный» рисунок (бабочку, елочку и т.д.)

   Сейчас мы с вами будем рисовать песком. Я вас попрошу внимательно слушать музыку и рисовать то, что я вам буду говорить. Мы постараемся с вами создать небольшой сюжет для будущей анимации.

   Для развития мышления можно предложить различные игры и упражнения. Например, для развития общей осведомленности ребенка об окружающем мире, можно использовать упражнение «Времена года». На песке оно удается особенно хорошо: педагог рисует, к примеру, дерево. Задача же ребенка добавить необходимые признаки, что бы получилось то или иное время года (по ходу упражнения пытаемся вспомнить максимальное количество примет всех четырех сезонов).

Для развития умения классифицировать, используем игру «Фрукты-овощи». Дети делятся на две команды, победит та из них, которая вспомнит и нарисует самое большое количество фруктов или овощей

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. 

Очень нравится детям игра в «Превращения» (сюжетное рисование). Освоив приёмы рисования песком отдельных предметов, образов, дети осваивают сюжетное рисование песком - приемы трансформации образов, смену сюжетов.

Алгоритм сюжетного рисования картин песком может быть следующим:

  • Рисование деревьев с различной кроной (выбор приема за детьми).
  • Рисование яблоневого сада на основе предыдущего рисунка.  Яблоки на кронах деревьев.
  • Состояние погоды, настроение в рисунке. Солнечное. Рисунок дополняется образами: солнышко, облака, травка, цветы…
  • Смена пейзажа, настроения. Идёт дождь.
  • Смена сюжета. На основе предыдущего пейзажа появляется окно. Часть пейзажа за окном отсекается.
  • Окно, за окном яблоневый сад под дождём.
  • Смена сюжета. Яблоки на подоконнике (на основе предыдущего).
  • На подоконнике рядом с яблоками появляется котенок. Он смотрит на яблоневый сад под дождем.

     Для работы с эмоциями (стабилизация эмоционального состояния, развитие позитивного мировосприятия) можно использовать следующие приемы.  Например, работа с «ресурсными состояниями». Ресурсные состояния – это те состояния, когда человек физически чувствовал себя хорошо, а в эмоциональном плане – спокойно и уверенно, или, наоборот, испытывал эмоциональный подъем. В любом случае, ресурсные состояния всегда дают силы и энергию человеку двигаться дальше, решать возникающие задачи. Рисуя на песке, вспоминаем и еще раз переживаем «положительные состояния». Это может быть рисование морского пейзажа или именинного торта, любого другого торжества. Рисунок большого праздничного торта можно еще и украсить разноцветными камушками – «мармеладками», дополнительно поработав над мелкой моторикой ребенка.

При проблемах в общении, для расширения поведенческого репертуара, можно предложить нарисовать детям «Дом дружбы» для нескольких друзей (можно использовать фигурки животных). Детям предлагается домыслить и нарисовать: чем могут друзья заниматься вместе, что у них есть для этого. Если не удается нарисовать один общий дом дружбы, а такое на практике случается, можно нарисовать отдельные дома для каждого из друзей, но соединить их между собой тропинками и «ходить в гости».

Нередко при рисовании песком дети начинают изображать образы их пугающие и тревожащие. Таким образом, рисование песком прекрасно подходит для снятия тревожных состояний, для работы с детскими страхами. Использовать можно различные методы: превратить пугающий образ страшного – в нестрашного и даже смешного и доброго. Или рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка, - «победить» страх.

И, наконец, для развития эмоционально-волевой сферы ребёнка прекрасно подойдет и просто рисование на свободную тему. Подобное рисование стабилизирует эмоциональный фон, раскрепощает и гармонизирует, помогает почувствовать себя более успешным (ведь специальных изобразительных навыков от ребенка не требуется, а нарисованное изображение легко исправить и даже ластик не потребуется!).

Таковы методы и приемы рисования песком, которые можно использовать при проведении коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками.

Рефлексия
Что вы чувствовали при «общении» с песком? Приятно вам было? Какие были ощущения? (ответы участников)

– Общение с песком это своеобразный медитативный процесс, позволяющий

расслабиться.

Итог

Можно выделить как минимум три причины, из - за которых следует научиться рисовать песком:

1. Не требует больших материальных затрат.

2. Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным.

  1. Манипуляция сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.