Статьи в сборники, газеты, журналы.

Владимирова Екатерина Сергеевна

В настоящее время существует две точки зрения на психологическое просвещение и его место в системе работы практического психолога: ряд авторов выделяет психологическое просвещение как отдельный вид работы (например, И.В.Дубровина, 2000) [1], другие, в частности, Л.Ф.Чупров (2003), рассматривает психологическое просвещение как составную часть психопрофилактической работы практического психолога.

Определение термина «психологическое просвещение»

Пcихологическое просвещение - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания. Психологическое просвещение - основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает .

Задачи психологического просвещения.

Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи:

1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);

2) информирование населения по вопросам психологического знания;

3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

Средства психологического просвещения подразделяются на:

1) вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика (печатные и электронные СМИ);

2) наглядные (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т.п. «Иногда просвещение принимает нетрадиционные формы: психолог проводит урок вместе с учителем, направляя его деятельность в желаемое русло» (М.Степанова, 2003) . Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для П.п. предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.).

Статейный материал представляет максимальные возможности для самостоятельного публицистического творчества психолога.

Источники : 

Портал психологических новостей [Психологическое просвещение: общие положения и опыт работы черногорской психологической службы с родительскими запросами в СМИ]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.79 КБ
PDF icon 155-156_ot_25_dekabria_2018.pdf360.89 КБ
Файл kak_rasskazat_rebenku_ob_usynovlenii.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Все начинается с семьи.

   

   Про родительский дом говорят: родной дом, отчий дом, домашний очаг, семейный кров… Каждый вспомнит  слова популярной песни Юрия Антонова: «Родительский дом – начало начал…». И, действительно, как счастлив тот, кого согревают воспоминания о тепле родительского дома.

    Первое, что появляется перед глазами ребенка - это его родители, бабушки, дедушки. С самого раннего возраста ребенок  учиться у взрослых не только ходить, говорить, играть, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться определенным образом к окружающим и к себе самому.

  Еще Л Н.Толстой предупреждал, что ребенок «заражается » примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями. Ребенок в семье усваивает стереотипы поведения, свойственные мужчине и женщине. Обычно мальчик внимательно следит за поведением собственного отца и старается его копировать. Девочка же неосознанно воспроизводит поведение матери. Такое поведение совершенно естественно и говорит о нормальном развитии. Воспитание характера ребенка тоже происходит в семье. Родители сильно влияют на формирование как положительных, так и отрицательных качеств своего чада.

    Влияние семьи на развитие личности ребенка велико. Полноценная семья всегда означает – спокойствие, стабильность и счастье, гармоничная семья внушает ребенку чувство уверенности в свои силы и завтрашнем дне, это то, что так необходимо для созревания полноценной личности.... Ребенку любого возраста  важно понимать, что он может получить совет, поддержку и ласку от родителей, просто быть счастливым от мысли, что родители есть у него.  Если отношение к ребенку эмоционально нейтральное, холодное, то это самым неблагоприятным образом отражается на ребенке. Такие методы воспитания ослабляют, обедняют и просто затормаживают развитие ребенка. 

    Главное для родителей — участвовать в жизни ребенка, интересоваться не только успехами, но и поражениями, рассказывать малышу, как нужно себя вести в той     или иной ситуации.      
Значение семьи в жизни каждого человека трудно переоценить. именно СЕМЬЯ всегда была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Как рассказать ребенку об усыновлении

  Часто  родители попадают в затруднительное положение, когда им надо сообщить ребенку, что он приемный. Разговоры с детьми об усыновлении — очень важный и не простой вопрос. Многие специалисты считают, что крайне не правильно по отношению к ребенку — скрывать от него столь важну ю информацию. К тому же сокрытие этой информации ведет за собой постоянную дополнительную ложь, любящие родители будут просто вынуждены обманывать детей.

Когда   ребенок чувствует себя любимым и желанным, когда родители положительно относятся к усыновлению, ребенок будет здоров и счастлив.
Однако, необходимо отметить, что сам факт усыновления несет в себе травмирующие последствия независимо от того, насколько хорош семейный климат. Для того чтобы двигаться вперед, необходимо сначала заглянуть в прошлое и, опираясь на ресурсы ребенка, проработать проблемы, которые тянутся из его раннего детства. Лишь потом, на воссозданной основе, можно строить что-то новое. Конечно, не все получается так, как хотелось бы. Время от времени происходят срывы и возвраты к прежнему. Но мы видим живых людей с реальными проблемами и реальными чувствами. Детям надо обязательно сказать, что они приемные, так как они почти наверняка узнают это. Хорошо, если ребенку расскажут про его усыновление люди, которые его любят; гораздо хуже, если он получит ту же информацию от вредного двоюродного брата или от любопытного соседа.  Очевидно, что в разном возрасте понимание усыновления у детей разное.

Грудные дети и  дети до четырех  лет  не могут понять разницы между рождением и усыновлением, в возрасте трех-четырех лет, если ребенок будет интересоваться о своем появлении в семье, может спросить, был ли он в животике у мамы, потому что он слышал, что все дети обычно бывают там. Родителям, отвечая на этот вопрос, нужно убедить ребенка, в том, что он, конечно же, был в животе у женщины и появился на свет таким же способом, как и все остальные дети. можно ответить, к примеру; «Ты живешь с нами, потому что твоя первая мама не могла заботиться о  маленьком ребенке и т.п.», главное, объяснения родителей должны быть тактичными, без трагизма и излишней эмоциональности. На вопросы следует отвечать кратко, ничего не скрывая и ничего не подчеркивая.  Это даст ребенку возможность утвердиться в том, что его любят, прежде, чем он начнет задумываться, почему его бросили.

    Но к пяти или шести годам все заметнее становится тревога, звучащая в их вопросах. Прежде, чем их нашли, их должны были бросить, а это не поддается их осмыслению, несмотря на любые объяснения.. Чем счастливее живется ребенку в семье приемных родителей, тем более невероятным представляется ему, что его могли бросить. Рассказ об усыновлении в этом возрасте должен быть простым, четким и детальным (например «Мы забрали тебя на машине из детского дома, когда тебе был один год»).

Шести – восьмилетние начинают различать рождение и усыновление как способы вхождения в семью. Принимают эту информацию как данность, могут интересовать причинами, почему родная семья не воспитывает их.

Возраст восемь-десять лет – время сбора информации и решения проблем.
    Когда родители сообщают ребенку-школьнику дополнительную информацию о его усыновлении, думается, они должны иметь в виду тот факт, что вслед за этим возможно эмоциональное расстройство, особенно у тех детей, которые
более чувствительны и лабильны. В этом случае ничего нельзя изменить, нужно, чтобы ребенок поверил в то, что любим и достоин любви. Вы можете сказать: “В данный момент ты не можешь и подумать о том, что кто-то может оставить малыша; никто из тех, кого ты знаешь, не может этого сделать. Но когда ты станешь старше, ты сможешь понять, что даже взрослые могут попасть в трудное положение и столкнуться с такими проблемами, когда вынуждены идти на такой шаг. Я только хочу, чтобы ты поверил в одно:
это никоим образом не связано с тобой, что бы ни случилось, мы не перестанем тебя любить. В подростковом возрасте в детях укрепляется чувство собственной индивидуальности, они начинают заявлять о своей независимости. Подростков, которые были усыновлены, интересует информация о том, кто они и в чем заключается их уникальность. Они размышляют о своих родителях, родных братьях и сестрах, пытаются установить, что в них есть общего и чем они различаются. Их интересуют мельчайшие подробности, касающиеся их биологической семьи, в том числе, внешность и национальность их настоящих родителей.
    Кроме того, подростковый возраст – это такое время, когда многие дети пытаются найти наиболее простое решение своих проблем. Некоторые думают, что они бы чувствовали себя в жизни более комфортно, если бы у них были какие-нибудь сведения об их настоящих родителях, а другие и не задумываются об этом.
Родителям можно посоветовать поговорить с подростками об усыновлении в абстрактном ключе, обсуждая гипотетическую ситуацию или героя фильма или книги. Или, может быть, дети охотнее обсудят эту проблему с приемными детьми из других семей, например, в группе помощи усыновленным подросткам.
  Таким образом, самое важное для усыновителей — это продемонстрировать ребенку свою готовность обсуждать этот вопрос. Вне зависимости от стараний взрослых ребенок все равно может быть печален или рассержен, узнав об усыновлении. Это не значит, что родители сделали что-то неправильно. Иногда негативные переживания естественны и их просто необходимо пережить. Наша забота как родителей заключена в том, чтобы помочь нашим детям жить по-человечески, не избегая драматических, а порой и трагических ситуаций. 

Источники: 

1. Дневники приемной матери ребенка из детского дома/ Майя Ракита -Генезис, 2017 

2.Замещающий ребёнок./ Поро Моррис - Когито-Центр, 2016

3.Когда ваш ребенок сводит вас с ума. Ле Шан Э.  - Прайм-Еврознак, 2005

4. Работа с неблагополучной семьей : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Соц. работа" / Т. И. Шульга. - Москва : Дрофа, 2005

5.https://adopting.ru/viewtopic.php?t=590