Личный вклад педагога-психолога в повышении качества образования

Стародубцева Галина Викторовна

Продукты интеллектуальной деятельности педагога-психолога, использование новых технологий,

методов и приемов и результаты коррекционно-развивающей работы с обучающимися в межаттестационный период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_ekologicheskoy_tropy.docx23.11 КБ
Файл proekt_ekolyata_-doshkolyata.docx91.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский  сад  комбинированного  вида  №1 «Светлячок»

694420,г.Александровск-Сахалинский, ул.Смирных,26

тел/факс 8(42434) 4 50 59, e-mail:   mbousvetlachok@list. ru

Сценарий открытия экологической тропы

«В гостях у Маши и Медведя»

Составила:

педагог-психолог

Стародубцева Г.В.

МБДОУ детский сад № 1

«Светлячок»

г. Александровск-Сахалинский

2018 год

Сценарий открытия экологической тропы «В гостях у Маши и Медведя»

Цель: Создание комфортной зоны для обогащения знаний детей об окружающем мире, воспитание экологической культуры детей, бережного отношения к природе.

Задачи:

- расширить знания о природе своей местности;

- развивать у детей интерес к изучению местного природного окружения;

- развивать экологическую культуру;

- воспитывать уважительное отношение к красоте и природе малой родины;

- формировать навыки сознательной заботы о природе родного края.

Оборудование:

покрывало; музыкальные фонограммы («Во поле береза стояла», релаксационная музыка, звуки птиц), красная лента, ножницы, костюм медведя для взрослого, форма эколят-дошколят (жилетки, нарукавные повязки).

Время и место проведения: 20 июня 2018 года, территория д/с «Светлячок»

Участники праздника:

воспитанники подготовительных групп

Ход проведения

Дети собираются у маршрута экологической тропы. Встречает хозяин  экологической тропы Медведь.

Медведь -Добрый день и добрый час! Ой, друзья сколько вас!

В дорогу, в дорогу скорей зову я вас!

Маршрутов так много у нас впереди!

Мы любим природу, ее бережем.

С красавицей природой, дружно мы живем!

Знают все взрослые, знают все дети, что  вместе с нами живут на планете….

1 ребенок:  Еж и синица, воробей и кузнечик, волк и медведь, стрекоза и лисица.

2 ребенок: Белые рощи, лесные дубравы, реки, речушки, деревья и травы!

3 ребенок. Все доверяют тебе, человек! Ты самый умный, а значит, в ответе за все живое, что есть на планете.

Медведь. Посмотрите, что мы видим впереди ?

Много здесь людей трудилось

А теперь настал тот час –

Посмотреть, что получилось!

Но глядите – ка, ребята:

Здесь какая – то преграда!

Ленточкой закрыта дверь…

Что – же делать нам теперь?

Прошу сюда подойти

И за дело смело взяться.

Нашему заведующему и отряду «Эколят –дошколят предлагается» разрезать ленточку.

Медведь

Я вас не пропущу, пока вы, мне не ответите на вопросы.

Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

Ответы детей:

– Лес – это наше богатство

–  Там, где лес всегда свежий воздух.

–  Лес – это дом для птиц и зверей.

– Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы – людям.

А как нужно вести себя в лесу? Познакомимся с лесным этикетом.

Дети рассматривают стенд «Лесной этикет», на котором изображены картинки с  правилами поведения «Лесной этикет». Обсуждение с детьми лесного этикета.

Медведь: Теперь всех эколят-дошколят и гостей праздника прошу пройти по экологической тропе нашего детского сада, которая ждет нас впереди! На нашей тропе есть указатели и мы подойдем:

1. Если налево пойдем, то тропинку «Живые барометры» найдем.

Здесь прекрасная ель растет, она нам и расскажет о живых барометрах. (Дети рассматривают плакат и знакомятся с информацией о живых барометрах).

2. Когда дальше налево пройдем то тропинку «Аллею берез» найдем

А вот деревья березки нас встречают, хоровод водить  приглашают. Звучит музыка дети вокруг березы водят хоровод «Во поле береза стояла».

Медведь: Идем дальше по тропинке и узнаем о деревьях, которые растут на нашей экологической тропе:

На тропинке растет береза, Наверное, ни об одном дереве не сложено столько красивых строк, как о берёзе. О ней много написано  в стихах.

Дети читают стихи:

1 ребенок: «Берёзовая роща»

Автор: Герман Ходырев

Белее снега чистого

И месяца лучистого,

Как в белых платьях девицы,

Берёзы стали в круг.

Их ветви — руки тонкие,

Как будто струны звонкие.

Лишь ветер к ним притронется —

И всё поёт вокруг.

2 ребенок:  «С добрым утром!»

Автор: С.Есенин

… Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы…

А на следующую тропинку попадем, если отгадаем загадку:

Что это за девица не швея, не мастерица, ничего сама не шьет , а в иголках круглый год. (сосна). На информационном щите можно узнать о дереве сосна.

Медведь: Прощаясь с деревьями, запомните их листву, красоту, обязательно говорить им добрые, хорошие слова.

А на следующей тропинке «Место отдыха». Здесь можно отдохнуть в беседке (дети присаживаются на скамейки) и отгадывают  загадки:

1. Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них ни въехать,

Ни войти. (Радуга)

2. Богатырь стоит богат,

угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком.

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой. (Лес)

3. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём. (Роса)

4. Живут сестра и брат:

Одну всякий видит,

Да не слышит.

Другого всякий слышит,

Да не видит. (Молния и гром)

Есть травка-полевка, синяя головка, по краям коронки

зубчики – воронки. ( Василек)

 А в «Центре воды и песка» можно с водой и песком поиграть. (Дети играют с водой и песком)

На нашей тропинке расположился «Птичий городок»,  здесь можно определить какие птицы живут в Сахалинской области, прослушайте голоса птиц. (Звучит фонограмма «Голоса птиц»).

А по тропинке дальше пойдем и  определитель насекомых найдем, внимательно на него посмотрите и каких вы знаете насекомых назовите.

На тропинке «Угадайка» Маша нас ожидает и она в своем домике приготовит разные задания и вы с воспитателем на прогулке будете выполнять задания.

А сейчас мы с вами ответим на вопросы (дети присаживаются на покрывало)

  1. Почему в лесу нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена)
  2. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? ( замазать глиной рану)
  3. Главный враг леса. ( пожар)
  1. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее
  2. плодородие)

  1. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Птицам трудно находить корм под снегом).
  2. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают много вредных насекомых)
  3. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Они являются кормом и лекарством для многих животных)
  4. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
  5. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
  6. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
  7. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
  8. У кого на сучке кладовая? (У белки).
  9. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

Тропинка «Цветочная полянка», где растут цветы и есть определитель цветов. Дети рассматривают цветы на определителе и находят цветы такие же на клумбе. По окончанию игры дети с помощью ладошек образуют цветок «Дружбы».

Медведь: А эта тропа ребята Метеостанция.  

Отгадайте загадку

Бежал по тропе луговой-

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой-

Речка сделалась рябой. (Ветер)

На этой тропинке будем наблюдать за природными явлениями с помощью дождемера и флюгера.

Проводится эксперимент «Поймай ветерок»

Детям раздаются полиэтиленовые пакеты, они наполняют их воздухом и закручивают показывая, что они поймали ветер., определяют, что у ветра нет цвета, он не видимый, нет запаха,он не пахнет, но приобретает форму данного предмета.

Дальше продвигаемся и на тропинке «Ива»  мы появимся. Можно на информационном щите  узнать о дереве ива.

И на скамейке посидеть  и спокойствие обрести. Я прошу всех ровно встать,

Что скажу, то выполнять.

Сейчас дышите… Не дышите…

Выпрямитесь, улыбнитесь.

На «раз-два» — быстро сядьте,

На «три-четыре» — быстро встаньте.

Наклонитесь вправо-влево.

Потом вдохните глубоко,

Потянитесь хорошо!

Молодцы, замечательно.

Медведь: Ребята, что вам понравилось на экологической тропе? Как вы себя чувствуете?

Медведь: Спасибо вам ребята за веселое путешествие, приходите ко мне в гости и мы узнаем с вами много нового и интересного. Берегите наш родной край, не сорите, не губите растения и вам природа ответит взаимностью.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 1 «Светлячок»

http://uploads.likengo.ru/uploads/albums/b0/4c/40e1b3941af27994377880662253.jpg

Проект «Эколята – дошколята»

по формированию у детей старшего дошкольного возраста

экологической культуры и природолюбия

Подготовила:

Стародубцева Галина Викторовна

Педагог-психолог

г. Александровск-Сахалинский

2018 г.

Паспорт проекта

Структура

Содержание

Наименование учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида  № 1 «Светлячок»

694420  Сахалинская область г. Александровск-Сахалинский , ул. Смирных, 26  тел.  , эл. адрес: 

Тема

«Эколята – дошколята» 

Руководитель проекта

Педагог-психолог МБДОУ д/с комбинированного вида № 1 «Светлячок»    Стародубцева Г.В.

Участники проекта

Воспитанники подготовительных групп «Любознайки», «Фантазеры»

Воспитатели группы

Возраст воспитанников

6-7 лет

Продолжительность проекта

Краткосрочный  01.06 - 17.08.2018 г. 

Цель проекта

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи проекта

  •      Дать ребёнку знания об окружающей его природе,       познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы.
  •      способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  •      помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
  •      расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
  •      помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
  •      разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
  •      способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Этапы работы над проектом

I этап- организационный

  •      Создание учебно-методической базы для организации и    проведения занятий.
  •       Внедрение в проект образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы.

II этап- основной

 Реализация мероприятий:

  • Экологическая тропа «В гостях у Маши и Медведя»;
  • Охрана природы;
  • Акция «Чистый дворик»;
  • Природолюбие;
  • Акция «Зеленый огонек»;
  • «Берегиня»;
  •  Кукольный театр «Берегите природу!».

III этап- заключительный

  •   Подведение итогов деятельности в рамках проект.
  •   Создание фотовыставки в рамках проекта.

Прогнозируемые результаты

  • Формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
  • повышение общей культуры ребёнка;
  • формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
  • развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
  •  расширение общего кругозора детей, развитие их     творческих способностей.

Актуальность проекта

        Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

        Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

        Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

        Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

        Цель: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру. Развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

        Задачи:

• дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

 

Календарно-тематический план проекта

    Срок проведения

Название мероприятия

Формы и методы проведения

1 этап - основной

ИЮНЬ 1 -2 неделя

Знакомство воспитанников с образами сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы

Просмотр фильма «Эколята- молодые защитники природы»

Создание костюмов «Эколята-дошколята»

Конкурс «Эмблема для костюма «Эколят-дошколят»

Посвящение воспитанников в «Эколята-дошколята» - молодые защитники природы

Чтение стихов о природе.

Взаимодействие с родителями: приобщать родителей к работе над проектом, предложить совместно с детьми продумать пункты к уставу «Эколята-дошколята».

Тематический уголок «Эколята – дошколята»

Создание уголка природы со сказочными героями – «эколятами»

2 этап - основной

            ИЮНЬ 3-4 неделя

Экологическая тропа « В гостях у Маши и Медведя»

Открытие экологической тропы МБДОУ д/с «Светлячок»  « В гостях у Маши и Медведя».

Экскурссия по экологической тропе.

«Охрана природы»

Посещение детьми краеведческого музея

имени А.П.Чехова

Просмотр мультфильма «На лесной тропе»

«Животные» - ознакомление с книгой

 «Красная книга Сахалинской области».

Анкета для родителей

«Экологическое образование в семье»

(Приложение 1)

ИЮЛЬ 1 -2 неделя

Акция «Чистый дворик»

Трудовой десант при уборке территории дошкольного учреждения.

«Природолюбие»

Художественная творческая деятельность детей по  созданию собственного плаката природоохранного содержания (Рисование листовок к пословицам и поговоркам). 

Взаимодействие с родителями: предложить родителям оказать помощь в выборе тематики и содержания плаката (Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе).

Консультация для родителей «Учите детей любить природу»

(Приложение 2)

ИЮЛЬ 3 – 4 неделя

Акция «Зеленый огонек»

Трудовой десант на клумбах детского сада: «Клумбы для бабочек» (прополка, полив).

Осмотр деревьев на экологической тропе.

Аппликация из ладошек «Цветы», «Деревья»

    «Берегиня»

   Рассматривание иллюстраций и чтение детских энциклопедий.

Создание подделок из бросового материала. Взаимодействие с родителями «Семейная мастерская».

«Экологический калейдоскоп»

Конкурсно - игровая программа (Приложение 3)

3 этап - заключительный

     АВГУСТ 1-2 неделя

Кукольный театр «Берегите природу!»

Показ кукольного театра для детей средней и старшей групп, для родителей.

Эколята-дошколята

Создание фотовыставки в рамках проекта - фотоальбом «Эколята-дошколята 2018»

         

Приложение 1

Анкета для родителей

«Экологическое образование в семье»

Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования

дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

● Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? (Если нет, то почему?)

 

а) да

б) нет

● Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

а) да

б) нет

● Кто ухаживает за животными или растениями?______________________

● Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или

ничего не делает)?

Подчеркнуть или дописать

● Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

а) да

б) нет

● Бываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где?)

а) да

б) нет

● Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод,

насекомых, птиц?

а) да

б) нет

● Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

а) да

б) нет

● Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?

а) да

б) нет

СПАСИБО!

Приложение 2

Консультация для родителей

«УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»

Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

Уважаемые родители!

         Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.

         Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:

  - Надо охранять и беречь природу.

  - Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.

   - Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.

   - Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.

 

        И ещё совет: все знания закрепляйте,  используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.

         Например:

 - Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.

«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».

«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.

        Почему она так ответила Вове?

- Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.

«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.

«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.

Что рассказал папа Серёже?

Приложение 3

Конкурсно-игровая программа «Экологический калейдоскоп»

        Задачи:

• Учить ориентироваться по карте-схеме экологической тропы.

• Расширить представление о многообразии и значении растений на экологической тропе.

• Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения и выводы.

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе.

Материал: 5 конвертов, загадки о деревьях, насекомых, набор картинок с фруктами и овощами, игра «Четвёртый лишний», картинки с лекарственными растениями.

Ход:

Психолог с детьми выходит на прогулку и обращает внимание детей на конверт и зачитывает письмо:

«Незаметно пролетело время и скоро ребята настанет пора прощаться с вами, ведь вы идёте в школу. За этот год вы многое узнали и многому научились. Я

приготовил для вас подарки, но их ещё нужно найти. Ведь достаться они должны самым достойным. В дорогу друзья!»

Ребята, Медведь приглашает нас пройти по экологической тропинке. Рассматриваем карту схему. Идём?

Первая остановка «Деревья и кусты». Вот и конверт с заданиями.

1. Задание – «Отгадай загадки» - дети должны отгадать загадки о деревьях и кустах.

Стоит зелёный кустик

В красный горошек.

А тронешь – укусит. (шиповник)

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это -

Мы от этого чихаем.

(тополь)

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви - только на макушке.

(Сосна)

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

(Береза)

2. Задание – «С какого  дерева листик?»

3. Задание – Кто сажает лес? (птицы, ветер, звери, человек)- дети должны сказать какими способами и при помощи чего деревья и кусты рассаживаются.

Вторая остановка «Птичья кормушка».

1. Задание – «Четвёртый лишний» - дети должны посмотреть на картинку, и назвать какая птица не обитает в нашем крае.

Третья остановка «Метеостанция».

1 Задание. – «Флюгер» - детям, нужно определить направление ветра

2 Задание. – Вспомнить «живые барометры», по которым можно определить состояние погоды.

Четвёртая остановка «Насекомые».

1 Задание. - «Отгадай загадки»

2 Задание. – Какое насекомое сильнее слона? (муравей) Почему?

Какое насекомое лучше всех приспосабливается к плохим условиям проживания? (таракан)

Пятая остановка «Угадай-ка».

1 Задание. - Назвать правила сбора лекарственных трав.

2 Задание. – «Помоги больному» - дети должны посоветовать больному травы – при ранке, от простуды.

Посмотрите, ребята, здесь записка. Медведь просит нас подойти к нему. Интересно зачем? Как вы думаете? (дети высказывают свои предположения)

Только где же он? Он решил с нами поиграть в прятки! Кто его найдёт нас всех к себе зовёт. (дети находят вместо Медведя корзинку)

Что же это вы нашли? Здесь опять записка.

«Мне грустно с вами расставаться, но, чтобы вы помнили обо мне даже в

школе, я дарю вам эмблему «Знатоки природы». Психолог раздаёт всем ребятам подарки от Медведя.

Приложение 4

Кукольный театр «Берегите природу»

Сценарий экологического праздника, по охране окружающей природы

Цель: Формирование  любви и бережного отношения к лесу и его обитателям.

Задачи:   Расширять знания детей о значимости чистоты для жизни планеты и о роли человека. Развивать связную речь. Закрепить правила культурного и безопасного поведения на природе. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения.

По центру стоит ширма для кукольного спектакля, оформленная рисунками детей по пословицам о природе.

Звучит сказочная музыка, и на ее фоне голос Сказочника (Голос).

Голос – В некотором царстве, царстве-государстве,

              А сказать точнее в том, где мы все сейчас живем

              Жил когда-то Царь Горох, вроде царь-то был не плох,

              Только вот царевна дочь горевала день и ночь.

              Ее звали не Татьяна, не Любовь, а Несмеяна…

На ширме появляется Несмеяна, плачет

Несмеяна – А-а-а-а, ничего я не хочу!

                    В жизни не захохочу!

Голос – И царю, понятно дело, это вскоре надоело.

              И решился царь-отец реву положить конец.

На ширме появляется Царь

Царь – Отчего не весела, голову повесила?

             Почему кручинишься, топорчишься, морщинишься?

Несмеяна – Не хочу я веселиться, грусть унять я не могу.

                    И в слезах своих горючих очень скоро утону-у-у…

Царь – Может, хочешь мармелада?

             Или может, шоколада?

             Ну, или пряник, наконец?

Несмеяна – Не хочу я, царь-отец…

                     Замечать я вот что стала – сейчас весна, а птичек мало (плачет).

Царь – (удивленно) Птичек мало? Вон, смотри – птичка раз, и два, и три…

Несмеяна – (передразнивая) Раз, два, три… Вы что, забыли,

                     Птички стаями здесь жили.

                     А как раньше по весне птицы песни пели мне…

Царь – А еще за что обидно?

Несмеяна – Бабочек совсем не видно…

                    Рыбки, звери и цветочки… Где они?

Царь – (задумываясь, чешет голову) Да…. Вот что, дочка.

             Надо вправду убедиться, что с природою твориться.

             

Царь - Сей же час, донесите мой указ:

«Всем, кто слышит нас сейчас,

Во леса, в поля ступайте, жизнь природы наблюдайте.

Вдруг кому грозит беда, мне расскажете тогда!»

Царь и Несмеяна уходят за ширму, звучат фанфары, глашатаи достают трубы, встают по центру зала, трубят и зачитывают царский указ

Голос – Внимание! Внимание!

                      Всем, кто слышит нас сейчас

                      Царский слушайте указ:

                      Во леса, в поля ступайте, жизнь природы наблюдайте.

                      Вдруг кому грозит беда, Царю расскажете тогда!

Снова звучат фанфары, глашатаи уходят

Из-за елки, из-за кулис слышится голос Аленушки, она выглядывает и тихо зовет Иванушку

Аленушка – Иванушка… Иванушка…

Иванушка выглядывает из-под кулис, стоя на коленях

                      Ты слышал про указ? Велят скорее в лес бежать…

Иванушка – Да, слышал (выходят, сходятся в центре)

                      Жизнь природы наблюдать.

                      И проверить, царь сказал,

                      Чтоб никто не обижал, ни растения, ни зверей.

Аленушка – Ну так что ж, пойдем?

Иванушка – Пойдем скорей…

Аленушка – А вот и лес! Смотри, вон птичка пролетела (птичка на леске).

Иванушка – Ну что же, принимаемся за дело.

                      Давай здесь спрячемся, чтоб ей не помешать

                      И будем потихоньку наблюдать.

Прячутся – садятся на пеньки возле елочки

Влетаю птички, летают, кружатся

Аленушка – Как хорошо, спокойно с виду,

                      Не попал никто в обиду.

Иванушка – Здесь порядок и покой (слышится треск)

                       Ой, а это кто такой?

Слышится треск, входит Хулиган с рогаткой и палкой, целится в птичек, мнет траву, наступает на цветочки, пугает птиц, пинает… и поет

Хулиган – (поет) Выйду на улицу, в лес загляну,

                    Всех распугаю, все ветки согну.

                    Я – хулиган, самый грозный здесь я,

                    Ну, берегись, мать-природа меня.

                    Какая полянка хорошая. Сейчас отдохну (садится на пенек), да и что-то я проголодался (поглаживая живот). (Потирает руки) Так, деревьев здесь много, веток наломаем, большой костер получится…

Хулиган идет к березкам и поет

Хулиган – Во поле березка стояла,

                   Во поле кудрявая стояла.

                   Лю-ли, лю-ли стояла, лю-ли, лю-ли стояла.

                   Я пойду, пойду, погуляю,

                   Белую березку заломаю.

                   Лю-ли, лю-ли заломаю, лю-ли, лю-ли заломаю.

Ломает ветки и разжигает костер (поднимает), садится на пенек, достает из сетки печенье, конфеты, ест и пьет молоко (кефир), все разбрасывает вокруг себя

Хулиган – Как мне нравится на природе отдыхать. Кругом птички поют, деревья шелестят, красота… (зевает, потягивается). Что-то я уморился, пойду, вздремну часок-другой… (уходит за елочки).

Выбегают 3 Зайчика, резвятся, играют

Зайчик 1 – Ах, как приятно нам поймать

                    Весенний лучик солнца.

Зайчик 2 – Мы любим, бегать и скакать,

                    Друг с другом в прятки поиграть.

Зайчик 3 – Шалить, смеяться, хохотать

                    И никогда не унывать.

                    А давайте поиграем в жмурки…

Все – Давайте!!!

Зайчик 1 - А кто будет ловить?

Зайчик 2 – Давайте я посчитаю…

Считает считалочку про зайцев, затем играют в жмурки со словами «Раз, два, три, давай скорее нас лови»

Зайчики бегают, смеются, затем ловящий начинает хромать, садится на пенек, кричит и плачет

Зайчик – Ой, беда! Скорей спасите!

                 Помогите! Помогите!

                 Наступил на что-то я,

                 Лапка бедная моя…….

К Зайчикам подбегают Аленушка и Иванушка

Аленушка – Здравствуйте, зверята, милые зайчата,

                       Почему не скачете? И о чем вы плачете?

Зайчик 1 – Мы поранили лапки о консервные банки…

Зайчик 2 – Кто-то здесь разбил стекло,

                    В лапку врезалось оно…

Иванушка – Ах, как гадко! Ах, как скверно!

Аленушка – Это хулиган, наверно…

Иванушка – Я зайчатам помогу.

Аленушка – А я здесь мусор уберу…

Иванушка с Зайчиками уходит, Аленушка собирает мусор, слышится вой, входит Медведь

Аленушка – Мишка, это ты кричал?

                      Ты тоже, что ли захворал?

Медведь – Да я совсем не заболел.

                   Я в своем родном лесу,

                   Чуть живьем и не сгорел.

Аленушка – Как же, Миша, так случилось?

                      Правило ведь надо знать,

                      Что в лесу нельзя медведям

                      Ведь со спичками играть.

Медведь – Да не я! Я что уж, глупый, чтобы спичками шалить?

                   Развели костер здесь жаркий, ума нет, чтоб потушить.

Просыпается Хулиган, выходит, потягивается

Хулиган – Ну чего вы расшумелись? Спать мешаете….

Аленушка – Вот так ничего себе… Да как тебе не стыдно. Ты почему природу нашу губишь?

Хулиган – (целясь рогаткой) Что хочу, то и делаю.

                   Хочу – птиц пугаю, хочу – костры разжигаю,

                   А захочу – всем цветам головы сворочу!

Медведь – Пчелки, пчелки, бью тревогу,

                   Прилетайте на подмогу…

Вылетают пчелки, окружают хулигана

Пчела 1 – Ж-ж-ж, это ты сорвал в лесу все цветы?

Пчела 2 – Нам теперь негде взять цветочную пыльцу, а без нее мы не сможем дать мед.

Пчела 3 – За это мы тебя ужжжалим…

Пчелки летят за Хулиганом, он отмахивается и кричит

Хулиган – (кричит) Караул!!! Спасите!!! Ой, пчелочки, больше не буду!!! Спасите!!! (бежит прячется за березки) Эй, деревья, помогите, разгоните этих пчел своими ветками.

Голос березок – Не проси у нас помощи, Хулиган. Ты наши ветки ломал, листочки срывал, теперь мы болеем.

Хулиган бежит, попадается в лапы Медведя

Медведь – Это ты в лесу костры разводишь? Весь лес из-за тебя чуть не сгорел.

Хулиган падает на колени

Хулиган – Спасите! Медведюшка, я все понял, я больше не буду. Я больше никогда не буду природу губить.

Хулиган – А рогатку я выброшу (бросает на землю). Ой (поднимает) выброшу в мусорку.

В центр выходят Аленушка и Иванушка

Аленушка – Мы все здесь с Иванушкой увидали,

                      И для царя подробно записали.

Иванушка – Наблюдениям конец, поспешим мы во дворец!

Убегают Иванушка и Аленушка

Голос – Между тем, через поля, через реки и моря.

               Во Горохову столицу мчат Иванушка с сестрицей

               С донесеньем для царя, мол, тревожились не зря.

Звучит песня «Как прекрасен этот мир» на ширме появляются Цари и Несмеяна, с другой стороны зала входят Аленушка и Иванушка

Иванушка – Царь Горох! Вы ждали нас?

                       Вот, исполнен ваш приказ.

Аленушка – Жизнь природы наблюдали,

                      Непорядки записали (Дает ему листок)

Несмеяна – Непорядки! Так и знала, ведь не зря я горевала.

Царь – Ладно, дочка, погоди, все страданья позади.

             Я издам такой указ, чтобы каждый день и час

             Люди всей большой земли, Мать-природу берегли!!!

Звучит музыка «Лес».

Голос – Пусть и взрослые, и дети правила запомнят эти.

               Люди, слушайте, указ, выполняйте сей же час.

  1. Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай.

  1. Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

  1. Деревьев ветки не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

  1. Из рогатки не стрелять

И костры не разжигать.

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают!

  1. Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги

Ведь они нам не враги!

Общий поклон, представление артистов.