Организация сопровождения семьи обучающегося

Стародубцева Галина Викторовна

Методический материал для работы с родителями     

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский  сад  комбинированного  вида  №1 «Светлячок»

694420,г.Александровск-Сахалинский, ул.Смирных,26

                                    тел/факс 8(42434) 4 50 59, e-mail:   mbousvetlachok@list. ru

СБОРНИК РЕКОМЕНДАЦИЙ

для родителей

                                                                                          Подготовила

Стародубцева Галина Викторовна

        педагог-психолог

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

  1. В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите спокойно, сдержанно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка.)
  4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  6. Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
  7. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
  9. Во время игр ограничивайте ребёнка лишь одним партнёром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  10. Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно риводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  11. Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис).
  12. Помните о том, что присущая детям с синдромом дефицита внимания гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Рекомендации для родителей тревожных детей

Повышаем самооценку ребёнка

Необходимо:

обращаться к ребёнку по имени;
хвалить его даже за незначительные успехи (причём похвала должна быть искренней и ребёнок должен знать, за что его похвалили).
отмечать его в присутствии других детей.
чтобы ребёнок, чаще участвовал в таких играх, как «Комплименты», «Я дарю тебе», которые помогут узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».

Снимаем мышечное напряжение

Рекомендации:

Играть в игры, связанные с телесным контактом.
Проводить упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж и просто растирания тела.
Ещё один способ излишней тревожности – раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут приготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесёт им ещё больше удовольствия.

Обучаем детей управлять своим поведением

Рекомендации:

Взрослым желательно привлекать ребёнка к совместному обсуждению проблемы (в детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих ситуациях). Желательно, чтобы каждый ребёнок сказал вслух о том, чего он боится. Предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о них. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.
Нельзя сравнивать детей друг с другом – это приём категорически запрещён (когда речь идёт о тревожных детях). Желательно вообще избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. (Иногда травмирующим
фактором, может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.) Лучше сравнивать достижения ребёнка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребёнок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: «Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил рисунок последним».
Если у ребёнка появляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие – либо виды работ, учитывающие скорость. Такого ребёнка следует спрашивать в середине занятия. Нельзя его подгонять и торопить.
Обращаясь к тревожному ребёнку с просьбой или вопросом, желательно установи с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимете ребёнка до уровня ваших глаз.
Совместное со взрослыми сочинение сказок и историй учит детей выражать словами свою тревогу и страх. И даже если они приписывают их не себе, а вымышленному герою, это помогает снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокаивает.
Очень полезно играть с детьми в ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребёнка (например, ситуация «боюсь воспитателя» даст возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны» позволит действовать от имени фашиста, бомбы, т.е. чего- то страшного). Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребёнка, а кукла ребёнка – роль взрослого, помогут ребёнку выразить свои эмоции, а взрослому – сделать много интересных и важных открытий.
Очень полезно играть с детьми в подвижные игры. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре («война», «казаки – разбойники») ребёнок переживает и сильный страх, и волнение, что помогает ему снять напряжение в реальной жизни.
Обучать ребёнка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.

Рекомендации для родителей агрессивных детей

При взаимодействии с агрессивным ребёнком:

  1. принимайте ребёнка таким, какой он есть;
  2. предъявляя к ребёнку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
  3. расширяйте кругозор ребёнка;
  4. включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивая его значимость в выполняемом деле;
  5. игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью надо терпением – это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей и воспитателей.
Объяснением. Подскажите ребёнку, чем интересным он может заняться.
Поощрением. Если вы хвалите ребёнка за хорошее поведение, это пробудит в нём желание ещё раз услышать эту похвалу.

Если ребёнок испытывает страхи:

- принимайте ребёнка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться;
- развивайте в ребёнке положительные эмоции, почаще дарите ему своё время и внимание;
- с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребёнка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;
- заранее проиграйте с ребёнком ситуацию, вызывающую страх.

Если ребёнок лжёт:

- чаще хвалите, ободряйте ребёнка, поощряйте его за хорошие поступки;
- если вы уверены, что ребёнок лжёт, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину;
- найдя возможную причину лжи, постарайтесь деликатно устранить её так, чтобы разрешить эту проблему;
- не наказывайте ребёнка, если он сам сознается во лжи, даст оценку собственному поступку.

Рекомендации родителям застенчивых детей

Родители занимают в жизни ребенка основное место.
Кто, как не они, должны помочь своим детям в преодолении застенчивости?
Первое, над, чем следует задуматься, - это изменение стиля семейного воспитания.
Известный американский психолог и психотерапевт Луиза Хей говорит, что ребенок относится к себе так же, как относятся к нему родители. Он точно так же себя ругает, как это позволяют себе родители. Он начинает себя не любить, а от нелюбви к себе рождаются все проблемы человека, в частности, болезни. "Никогда ни при каких обстоятельствах нельзя критиковать себя. Себя нужно любить".
Человеку дана одна жизнь, во всяком случае, на земле. Если верить Эрику Берну, жизненный сценарий ребенку задают его родители. И он должен жить именно по своему собственному сценарию, а не ориентироваться на чужие стандарты, которые могут измениться.

Основные задачи родителей:

- Развить у детей позитивное самовосприятие. - Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку. - Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.
ПОЗИТИВНОЕ САМОВОСПРИЯТИЕ. Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. Известно изречение: "Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают ваши друзья". Естественно, прежде всего, сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой. Помните, что ненависть к себе порождает утрату смысла жизни.
В. Леви, отечественный психотерапевт и психолог, советует: - не сравнивать себя с другими, потому что каждый человек - индивидуальность; - перестать себя оценивать; - принимать себя как данность. Родители могут изменить Я-концепцию (Я-концепция - это самовосприятие) ребенка в позитивном направлении, если будут соблюдать определенные принципы. У хороших родителей должны быть в наличии: - Эмпатия - способность к пониманию ребенка и сопереживанию. Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие. Это приведет к тому, что ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его высмеют и предадут. Этого допускать нельзя. - Безусловное позитивное отношение - принятие ребенка со всеми достоинствами и недостатками, не давая воли чувству неудовлетворенности и желанию сию же минуту ребенка изменить.
Это, разумеется, не означает безоговорочного одобрения всего негативного, что есть у вашего ребенка. Просто вы должны понимать трудности, которые возникают у ребенка, и принимать ограниченность его возможностей на данной стадии развития. - Искренность - неподдельное выражение своих чувств, естественность. Ребенок должен испытывать чувство безопасности и непринужденности.

Самооценка и уверенность в себе.

1. Повышение самооценки начинается с похвалы.
2. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха.
Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.

3. Изменяйте не ребенка, а его поведение.
Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков и высокого уровня тревожности. 4. Понижайте тревожность всеми возможными способами.
Например, ребенок комплексует из-за того, что у него криво растут зубы. Обратитесь к стоматологу, поставьте пластину.Хорошим помощником для снятия тревожности могут быть упражнения на расслабление - релаксация, медитация. 5. Обучайте ребенка навыкам общения.
Объясните ему, что для того, чтобы быть интересным для ровесников, нужно много читать, интересоваться явлениями и событиями и таким образом привлечь к себе внимание. 6. Не позволяйте никому насмехаться над своим ребенком.

Воспитание чувства собственного достоинства.

Внушите ребенку, что он не может обладать только негативными качествами (если ему так кажется). Обязательно в нем есть много хорошего. Задача родителей - найти сильные стороны личности своего ребенка и помочь ему самому их обнаружить.
Задача родителей - научить детей пользоваться достоинствами, не зацикливаясь на недостатках, то есть "включать" компенсаторные механизмы. Тогда ребенок поймет: "Да, я слаб в математике, но зато я лучший спортсмен".
Детям можно предложить самовыразиться в какой-то роли. Например, мысленно превратиться в другого человека, поговорить чужим голосом, придумать ситуации и проиграть поступки, не свойственные ребенку.
Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но "соглашатели" убивают собственную личность.
Как можно раньше приучите детей к ответственности за свои поступки и принятию решений.
Научите спокойно относиться к ошибкам, на которых учатся все и от которых никто не застрахован.
Ребенок, преодолевший болезненную застенчивость, откроет для себя новый мир, почувствует вкус жизни и будет успешен и счастлив.

Учим детей самостоятельности

Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?
Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без машинки. Решай сам".
У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе - если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.
Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.
Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.
Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

Ох уж эти ссоры, или немного о детской конфликтности

Советы, касающиеся особенностей взаимодействия родителей с конфликтными детьми.
• По возможности сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими детьми. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда им некогда или нет сил контролировать своих детей, но именно в этот момент и может разразиться буря.• Никогда не обвиняйте в причинах конфликта своего или чужого ребенка, не разобравшись в причинах ссоры. Не стоит стоять горой и покрывать своего ребенка – скорее всего в ссоре виноваты обе стороны. • После ссоры обсудите с ребенком причины произошедшего, постарайтесь вместе с ним определить те действия, которые вызвали конфликт, вместе найти иные способы преодоления сложной ситуации. • Никогда не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет сознательно провоцировать их. • Показывайте ребенку пример эффективного общения. Не вступайте в конфликты, не ругайтесь и не ссорьтесь с ребенком. Если вы недовольны его поведением, объясните причины своего настроения и попытайтесь показать ребенку, как можно исправиться.
Правила дружбы
• Помогай товарищу. Если у тебя что-то получается лучше – научи его. Если твой друг попал в беду, помоги ему, чем можешь. • Делись с друзьями. Не старайся взять себе самое лучшее. • Останови друга, если он делает что-то нехорошее. Если товарищ не прав, скажи ему об этом. • Не ссорься, не спорь по пустякам, не зазнавайся, не завидуй. Радуйся успехам своих друзей вместе с ними. • В игре соблюдай правила, старайся выигрывать честно. Не радуйся, когда другой проигрывает, не смейся над ним. • Обидно, когда ты проигрываешь, но не стоит падать духом и злиться на своих друзей – ни на того, кто выиграл в игре, ни на того, по чьей вине произошло твое поражение. • Если ты поступил плохо, не бойся признать свою ошибку. Умей спокойно принять помощь, замечания, советы от других ребят.

Советы родителям импульсивных детей

1. Прежде всего, определите условия, которые оказывают на ребенка наиболее неблагоприятное возбуждающее воздействие. Постарайтесь лишний раз не подвергать ребенка воздействию таких условий.
2. Введите в его деятельность различные игры, во время которых он может учиться сдерживаться и регулировать свою деятельность. Это могут быть как подвижные игры, так и учебные, например такие, как "Говори - не говори" по команде, "Запрещенное движение", "Съедобное - несъедобное". Поощряйте его во всех случаях и сразу, не откладывая на будущее, когда он пытался сдержаться.
3. Старайтесь давать ребенку короткие, четкие и конкретные инструкции.
4. Постарайтесь заранее обсудить с ребенком правила поведения в той или иной ситуации.
5. Почаще предоставляйте ребенку право выбора, при этом он должен объяснить, чем обусловлен его выбор. Необходимость объяснять причину своих поступков поможет ребенку лучше осознавать их, а значит, контролировать свое поведение.
6. И, наконец, самый главный совет. Общаясь с импульсивным ребенком, сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенку передается ваше возбуждение.

Советы родителям подвижных детей

1. При подготовке ребёнка к школе помните: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» (М. Монтень).
2. Воспитание и обучение правополушарных и левополушарных детей, мальчиков и девочек необходимо проводить по различным методикам.
3. Раннее начало знакового обучения недопустимо. Оно способствует формированию минимальных мозговых дисфункций.
4. Детей до семилетнего возраста следует воспитывать и обучать как правополушарных, так как это соответствует возрастному этапу их развития.
5. Неподвижный ребёнок не обучается. Любая информация должна закрепляться движением.
6. При любой ассиметрии полушарий необходимым условием высокой интеллектуальной активности ребёнка, его успешного обучения и высокой стрессоустойчивости является полноценное развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).
7. При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела, чем при подготовке девочек.
8. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария»). Мальчики в этом случае истощаются информационно. Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
9. Лень ребёнка – сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной им методики работы с данным ребёнком.
10. Сделайте своей главной заповедью – не навреди!

Советы родителям медлительных детей

Организация жизни медлительного ребёнка требует выполнения некоторых условий:
1. Спокойно разговаривать с медлительным ребёнком.
2. Не проявлять спешки и не нервничать, делая что- то с медлительным ребёнком.Не подгоняйте его. Предоставьте ему дополнительное время для того, чтобы он смог доделать какое-то задание, поделку или рисунок и т.п. без спешки. Даже если придётся доделывать в несколько этапов.
3. Четкий режим дня, когда и что доделать, в какой последовательности.
4. Медлительным дням нужны постоянные трудовые обязанности: вешать одежду на место; следить за своим внешним видом; стирать свои мелкие вещи и т.д.
5. Тренировку проводить в игровой форме и на хорошем эмоциональном форме.



Предварительный просмотр:

Отчет о проекте «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу!»

педагога-психолога в летний период (старшая группа)

        Семья была и есть главным институтом воспитания ребенка, его развития, формирования личных качеств, опорой и поддержкой. Чаще всего большую часть времени рядом с ребенком проводит мама. Современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим, непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда и компьютер.

        На вопросы психологов: «Интересно ли вам общаться со своим малышом? Сколько времени вы с ним проводите?» - большинство молодых отцов отвечали так: «Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить… А пока пусть мама с бабушкой нянчат. А пока пусть бабушка с мамой нянчат. Не мужское это дело». Упущены с самого начала в раннем детстве  первые контакты с ребенком, общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры. Все это сказывается впоследствии на взаимопонимании между отцами и детьми, в отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу.

        Исходя из сказанного выше, был разработан и реализован проект  «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу!».

        Цель проекта: мотивирование родителей (отцов) на более активное участие в воспитании детей, совершенствование психолого-педагогической работы МБДОУ по гармонизации детско-родительских отношений через комплексное воздействие на участников образовательных отношений.

        Задачи:

  1. Создание в семье атмосферы взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки.
  2. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
  3. Создание условий для поддержания уважительного отношения к отцу.

В проекте принимала участие старшая группа «Смешарики» - 10 детей, родители – 3чел, воспитатель.

План мероприятий проекта «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу»

Понедельник  Акция «В садик с папой». (фото утренний приход пап с детьми, разучивание стихов о папе)

Вторник Аудиозапись детей «Мой папа самый, самый …». Рисование «Портрет папы»

Среда  «День папы» Мини презентация «Расскажу вам про папу». Конкурс чтецов перед воспитанниками младших групп.

Четверг «Папа может все» (выставка работ совместно с папой). Мини дискуссия для пап «Мальчишки и девчонки».

Пятница «Для меня всегда герой – самый лучший папа мой». Утренний прием  - прослушивание аудиописьма «Мой папа самый, самый …» Конкурс «Угадай-ка». Вручение памятных медалей «Самый лучший папа».

Результат проекта: Выход на новый уровень партнерских отношений педагогов с семьей каждого воспитанника. Формирование атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в семье.

Педагог-психолог Стародубцева Г.В.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 «Светлячок»

694420, г. Александровск-Сахалинский, ул.Смирных,26

                        тел/факс 8(42434) 4 50 59, e-mail: mbousvetlachok@list. ru

Рекомендации родителям (тревожный ребенок)

  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно.

  • Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

  • Заранее готовьте ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.

  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ...»

  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

  • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

  • Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.

  • Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Вы можете  сами применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка.

  • Упражнение  «Ласковый мелок»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

Взрослый говорит ребенку следующее:

«Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

     Эту игру можно использовать перед сном, во время отдыха.

  • Повышение веры в себя, самоподдержка, поиск актуальных потребностей через сказку. Очень хорошо в работе с детками помогает метафора растения. Придумайте и нарисуйте с ребенком сказку о том, как одно зернышко попало в землю, пустило корни и выросло сильным и могучим! Как за ним ухаживали, поливали. Как солнышко его грело. Можно спросить у ребенка, как себя чувствует дерево? Что еще ему необходимо, чтобы чувствовать себя хорошо? может больше влаги или нужен забор, чтобы почувствовать себя в безопасности. Может ему нужны друзья-животные, насекомые, птицы. Или другие растения рядом.
  • Составляйте с ребенком расписание, планируйте день. Это можно делать на большом листе бумаги, рисовать цветными карандашами или яркими фломастерами. Можно использовать наклейки.
  • Акварельные краски и гуашь отлично помогают отреагировать эмоции. Простые задания, вроде : нарисуй страх, гнев, печаль помогут ребенку допережить то, что не удалось освободить во время стресса.
  • Очень важно позаботиться о том, чтобы был полноценный хороший сон, еда, достаточно воды и витаминов. Прогулки на свежем воздухе и спокойная атмосфера дома. 

Педагог-психолог Стародубцева Г.В.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский  сад  комбинированного  вида  №1 «Светлячок»

694420,г.Александровск-Сахалинский, ул.Смирных,26

тел/факс 8(42434) 4 50 59, e-mail:   mbousvetlachok@list. ru

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ «В кругу семьи»

средняя группа

                                                                                          Подготовила

Стародубцева Галина Викторовна

        педагог-психолог

Акция «В кругу семьи»

Цель проекта: формировать осознанное понимание значимости семьи в жизни ребёнка.

Задачи: Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

Материалы: Аудиозапись «Детской песни про семью» (в исполнении Ларисы Григорьевой. Слова и музыка Александра Ермолова), дидактические картинки «Семья», листочки с шаблонами божьих коровок по количеству детей, пластилин.

Ход деятельности:

Психолог незаметно включает аудиозапись песни «Детская песня про семью» в исполнении Ларисы Григорьевой. Обращает внимание детей на песню, предлагает её послушать.

Психолог: Мальчики и девочки, понравилась вам эта песня?
Ответы детей (да, понравилась).
Психолог: а какая она – грустная или весёлая?
Ответы детей (она весёлая).
Психолог: верно, это весёлая песня. А про кого она?
Ответы детей (про маму, папу, бабушку и дедушку).
Психолог: правильно, дети. А как назвать одним словом всех, кого вы перечислили?
Ответы детей (семья).
Психолог: правильно! Именно про семью мы с вами и прослушали сейчас песню. Как замечательно, когда у человека есть семья, когда близкие люди всегда рядом. Посмотрите несколько картинок с изображением семьи.
Воспитатель показывает картинки с изображением семьи.
Психолог: дети, посмотрите, какие счастливые семьи здесь изображены! А как я поняла, что они счастливые?
Ответы детей (потому, что они улыбаются).
Психолог: да, верно. Когда человек счастлив, он улыбается. Когда есть семья – мама, папа, брат или сестра, бабушка и дедушка, то это настоящее счастье. Дети, а вы любите свою семью?
Ответы детей (да, любим).
Психолог: это очень хорошо! Не сомневаюсь, что ваша семья тоже вас любит. А давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Назови ласково». Я вам показываю картинки, а вы говорите, кто это, и как ласково можно назвать членов семьи. Договорились?
Ответы детей (да!).
Игра «Назови ласково» с показом дидактических картинок «Семья».
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабулечка, бабуля
Сестра – сестрёнка, сестричка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Брат – братишка
Психолог: молодцы, дети, всех назвали ласково. Сразу видно, что вы любите свою семью и дома обращаетесь к родственникам ласково.

Изготовление талисамана для семьи «Божья коровка».

На листочке изображен шаблон «Божьей коровки». Дети пластилин размазывают по шаблону, выбирая цвет соответствующий насекомому.

Дети дарят талисман родителям.

Родителям предложен перечень художественной литературы, который можно прочитать в кругу семьи в выходные дни. Затем дети рассказывают, о том. что читали им родители.



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Ребенок:

а) Фамилия, имя_______________________________________________________________

б) сколько лет, месяцев_________________________________________________________

2.  Мать:

      а) Фамилия, имя, отчество______________________________________________________

      б) образование, специальность, место работы______________________________________

      _____________________________________________________________________________

3.Отец:

       а) Фамилия, имя, отчество______________________________________________________

       б) образование, специальность, место работы______________________________________

        ____________________________________________________________________________

4. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком)_____________________________________

5. Есть ли другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними_____________________

    ______________________________________________________________________________

6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан___________________________________

    ______________________________________________________________________________

7. Была патология беременности, родов (какая)________________________________________

    _______________________________________________________________________________

8. Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания, травмы перенес___________________

     _______________________________________________________________________________

9. Основные виды  игр и занятий дома________________________________________________

     _______________________________________________________________________________

10. Какие игрушки любит, кто их убирает _____________________________________________

      ______________________________________________________________________________

11. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, насколько часто________________________

      ______________________________________________________________________________

12. Часто ли в Вашем доме бывают гости (чаще 1 раза в неделю, чаще 1 раза в месяц, реже)

       кто они ______________________________________________________________________

13. Насколько часто Вы с ребенком ходите куда-нибудь и куда___________________________

       _____________________________________________________________________________

14. Как вы наказываете ребенка, какая мера наиболее действенна_________________________

      ______________________________________________________________________________

15. Какие меры поощрения Вы применяете, какая мера поощрения наиболее действенна_____

      ______________________________________________________________________________

16. Посещает ли ребенок детский сад, сколько времени, как относится к посещению д/с______

       ______________________________________________________________________________

17. Какие у ребенка отношения с детьми, если есть трудности – какие _____________________

      ______________________________________________________________________________

18. Что Вас беспокоит в ребенке_____________________________________________________

19. Что Вы хотели бы узнать и какие советы получить от нас____________________________

       _____________________________________________________________________________