Участие педагогического работника в экспериментальной и инновационной деятельности (в межаттестационный период)

Стародубцева Галина Викторовна

Представлен методический материал  педагога-психолога ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_glina.docx18.52 КБ
Файл kinesiologiya_psiholog.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Мастер класс теоретическая часть

«В чем польза работа с глиной для детей»

Добрый день уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию теоретическую часть мастер-класса

«В чем польза работа с глиной для детей»

 

Рефлексия «Дерево чувств «Яблоня»

На листе нарисовано дерево.  Раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зеленые.

Участники приклеивают яблоки на яблоню:

Зеленые – хорошее настроение

Красные- грустное настроение

Предлагаю педагогам разделится на две команды (участники рассчитываются на «Елочка», «Шишка», образуется две команды)

 Дискуссия с мячом

 Команда «Елочка» – плюсы в использовании глины

Команда «Шишка» - минусы в использовании глины

Затем минусы и плюсы в использовании пластилина

«В чём польза работы с глиной для детей»

Слайд 2

Здоровье – это, прежде всего гармония

с собой и природой.

Если человек отдаляется от нее, перестает

прислушиваться к своему организму,

то он оказывается незащищенным от заболеваний.

                                                      (Народная мудрость)

Слайд 3

Немного о физиологии

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

 Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия.

Слайд 4

        Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно, от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение.

        Глина — это как раз тот материал, с которым он может легко справиться. Она лучше пластилина, потому что гораздо мягче. И она лучше карандашей и красок, потому что из нее получается реальная вещь, которую можно взять в руки и которой можно поиграть. С глиной каждый легко может стать мастером.

        Обычно считается, что глина — это материал для декоративно-прикладного творчества и из нее нужно делать поделки, сувениры и украшения.

        Но глина — это еще и прекрасный материал для детских игр. Пока она влажная и пластичная, с ней можно обращаться, как с песком в песочнице, строя из нее все необходимое для игры, не боясь сломать или испортить. Когда поделка из глины высохнет, она становится достаточно прочной и может еще некоторое время поработать игрушкой.

Слайд 5

Что такое лепка?

        В лепке сочетаются два вида деятельности: умственная и физическая. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия, овладеть умениями и практическими навыками, которые пригодятся ребенку в будущем для выполнения разнообразных работ.

        В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение преодолевать трудности в работе, помогать товарищу и т. п. При регулярных занятиях лепкой ребенок становится усидчивым, инициативным, пытливым, начинает планировать свои действия и доводить их до конца.

        Любые занятия лепкой помогают ребенку осваивать пространство, развивают его конструктивные способности, учат находить правильные соотношения частей и целого, развивают мелкую мускулатуру пальцев.

Таким образом:

Лепка чрезвычайно полезна - этот вид творчества, который:

• прекрасно координирует движение рук;

• способствует развитию речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев;

• формирует образное мышление и воображение;

• учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета.

Слайд 6

        Лепка из глины особенно полезна, потому что внимание ребенка не отвлекается на разные цвета, и он сосредоточивается именно на пространственных особенностях работы. Кроме того, глина имеет характерную и очень разнообразную фактурувлажность, вязкость, что развивает осязание и чувствительность к материалу. Обожженная глиняная работа становится настоящей игрушкой, скульптурой или украшением, которым ребенок может пользоваться в настоящей жизни или играть и очень этим гордиться.

        В ребенке постоянно вертится рой фантазий, которые он не может ни высказать, ни воплотить из-за своих ограниченных технических возможностей. Взрослым кажется, что сам он не может ничего путного выдумать и сделать. Конечно, он не может сделать, потому что у него маленькие, слабенькие ручки, небольшой опыт, мало слов для самовыражения. Но идей у него предостаточно, и часто они вовсе не так фантастичны, как кажется взрослым.

        Для деток лепка из глины — не просто удовольствие, а еще и полезное развивающее занятие. Работа с глиной развивает тактильные и моторные навыки, а также чувство формы и объема. С помощью лепки из глины дети и взрослые снимают напряжение и страхи, развивают мелкую моторику рук. В процессе занятий у ребенка развивается творческое воображение и фантазия, улучшается мелкая моторика рук и самое главное, ребенок приобретает навыки взаимодействия с другими детьми. Кроме того, развивая мелкую моторику рук, у ребенка лучше проходит развитие речи. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

        В дополнение к этому работа с глиной имеет глубокое психологическое воздействие. Она сближает людей с их чувствами. Она позволяет облегчить понимание и выход эмоций (особенно негативных, таких, как раздражение, агрессия, гнев, например, дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те, кто испытывает чувство неуверенности и страха, могут обрести ощущение контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необходимое ощущение своего Я. Дети, находящиеся под сильным контролем со стороны взрослых, могут расслабиться и вдоволь навозиться в глиняной «грязи», снимая тем самым накопленное напряжение. Работа с глиной – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей.

        Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ психологической разгрузки: сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций и укрепить здоровье.        

         Рефлексия «Дерево чувств «Яблоня»

На листе нарисовано дерево.  Раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зеленые.

Участники приклеивают яблоки на яблоню:

Зеленые – хорошее настроение

Красные - грустное настроение



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

        Сегодня представляю вашему вниманию  мастер класс по теме: «Кинезиологические упражнения в коррекционной работе педагога-психолога с дошкольниками».

Слайд 2

Хочу познакомить  с одним  из методов здоровьесберегающей технологии – кинезиологические упражнения.

        

Слайд 3

Посмотрите, пожалуйста, на символ «перекрестие». Это нам позволит оптимизировать работу правого  и левого полушария и более эффективно воспринимать информацию.

Слайд 4

В 2014 году мною были пройдены курсы семинара-тренинга «Телесно-ориентированные методы снятия учебного и рабочего стресса» и получен сертификат, где были изучены способы выполнения  упражнений образовательной кинесиологии, которые будут представлены вашему вниманию.

Слайд 5

        Для ребенка 2-7 лет средой жизнедеятельности является дошкольная образовательная организация, где дети проводят до 70% времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед ним детский сад, она должна предполагать создание условий, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья.

В качестве психолого-педагогических условий, направленн--ых на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, возможно  опираться на кинезиологические упражнения.

Слайд 6

        Термин кинезиология  происходит от греческих слов «кинезис» – движение, «логос» – наука.

        Таким образом, кинезиология – научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях.

        Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу полушарий.

Слайд 7

По исследованиям физиологов:

 Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

 Щелкнуть 1 раз

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия. Причинами  нарушения работы головного мозга могут быть травмы при родах, наследственность, травмы, полученные в период жизни.

Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга.

Как же добиться межполушарного взаимодействия?

Межполушарное взаимодействие можно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических  упражнений или еще называют «гимнастика для мозга»

Слайд 8

Комплекс специальных кинезиологических упражнений был разработан и апробирован доктором философии Полом Деннисоном – основателем образовательной кинесиологии. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. В 1987 г. результаты Гимнастики мозга были оценены экспериментально. В России Гимнастика мозга впервые появилась в 1988 г.

Слайд 9

Сиротюк А.Л. выпустила книгу «Коррекция развития интеллекта дошкольников», где включены психогимнастика, пальчиковые игры, программа развития интеллекта и использованы кинезиологические  упражнения.

 Кинезиологические        упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, снимают стресс, нервное напряжение.

Слайд 10

Упражнения собраны в 4 группы:

        Первая группа: включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами); они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики. Ведущий механизм «единства мысли и движения», лежащий в основе этих упражнений, способствует совершенствованию и интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.

И включают такие упражнения упражнения: «Взгляд на перекрестие» , «Ленивые восьмѐрки» «Перекрѐстные шаги» , «Слон».

        Вторая группа: это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела, и необходимы для детей, которые себя плохо ведут, не слушаются воспитателя, нарушают правила поведения, имеющим сложности в общении,

Когда мышцы растягиваются и принимают естественное состояние и длину. Они посылают в мозг сигнал о том, что человек находится в спокойном, расслабленном состоянии и готов к познавательной работе.

Это такие упражнения как «Помпа» , « «Сова»

Третья группа: Упражнения, повышающие энергию тела.

Которые обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эта группа упражнений обеспечивает необходимой скоростью и интенсивностью протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга.

Упражнения, повышающие энергию тела: «Вода» «Думательный колпак» «Кнопки мозга»

Четвертая группа: Упражнения на позитивный настрой,  для успокоения. Это позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, т. к. влияют на эмоциональную систему мозга. Они стабилизируют и ритмируют нервные процессы организма.

Упражнения, углубляющие позитивное отношение: «Крюки» «Позитивные точки».

А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю быть активными участниками.

Слайд 11

Уважаемые коллеги, сейчас мы узнаем как применить на практике в режимные моменты метод кинезиологических упражнений :

  • Утренний прием – разучивание упражнений, главное обращать внимание на правильность выполнения.
  • На утренней гимнастике , где могут быть включены упражнения.
  • При проведении НОД.

Слайд 12

Перед тем как выполнять упражения необходимо наполнить стаканы водой и выпить. Это упражнение вода, так как вода  наполняет клетки кислородом.

Слайд 13

И только потом приступаем к выполнению следующих упражнений.

  1. Комплекс упражнений, используемый перед началом занятий, как эффективная подготовка к восприятию информации:

Щелкнуть 1,2

  • «Думающий колпак». Возьмите правое ухо правой рукой, левое – левой таким образом, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные – спереди.
  1. Массируйте край уха, продвигаясь сверху вниз, чуть оттягивая и выворачивая к затылку. Затем разомните мочку уха.
  2. Повторите 3 и более раза.

Щелкнуть 1,2

  • «Кнопки мозга». Выполнение упражнения способствует обогащению мозга кислородом. Можно выполнять стоя или сидя.
  1. Поставьте ноги удобно, параллельно друг другу и немного скосолапив, колени расслаблены.
  2. Положите одну руку на пупок. Большим и средним пальцем другой руки массируют углубления между первыми и вторыми ребрами под ключицами слева и справа от грудины.
  3. Продолжайте выполнять упражнение по собственным ощущениям, дышите в обычном темпе.
  4. Поменяйте руки и повторите упражнение.

Щелкнуть 1,2

  • «Перекрестные шаги».
  1. Ладонью  левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его.
  2. Ладонью  правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его.
  3. Повторите движение как минимум по три раза каждой рукой.

Слайд 14

  1. Комплекс упражнений, которые можно применять как динамические паузы:

Щелкнуть 1,2

  • «Сова». Правой рукой захватите мышцу посередине левого плеча (надостную мышцу).
  1. Поверните голову немного влево, к руке, которая сжимает мышцу. Одновременно выполняйте следующие движения: рука сжимает мышцу, шея вытягивается немного вперед, подбородок выпячивается, глаза расширяются, губы сворачиваются трубочкой и произносят звук «УХ».
  2. Возвращаемся в исходное положение: рука опускает мышцу, шея и глаза занимают свое исходное положение, губы расслабляются.
  3. Выполняйте упражнения, чередуя пункты 2 и 3. С каждым «УХ» перемещайте голову по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу (5 – 6 «УХ» в одну сторону).
  4. Делайте упражнение по ощущениям, сколько считаете нужным.
  5. Поменяйте руку и повторите то же самое.

Щелкнуть1,2

  • «Помпа». Стойте прямо, одну ногу выставите вперед и согните колено, другое отведите назад и расположите на носочке. Вес тела перенесите на переднюю ногу.
  1. Глубоко вдохните. С выдохом сгибайте колено ноги, выставленной вперед, а отведенную назад ногу опускайте с носка на всю стопу. Тело должно оставаться в прямом положении, не наклоняясь вперед.
  2. Возвратитесь в исходное положение, затем повторите.
  3. Поменяйте ноги и сделайте то же самое. Следите за тем, чтобы вес тела всегда приходился на ногу впереди.

Слайд 15

Щелкнуть 1,2

  • «Ленивые восьмерки».

Вытяните руку перед собой, чуть согнув в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец выпрямите на уровне переносицы. Прямо перед собой этой рукой начинайте движение по форме перевернутой восьмерке (знак бесконечности). Держите голову прямо и расслаблено. Следите за движением пальца только глазами: то есть глаза вслед за рукой рисуют восьмерку, при этом голова все время удерживается в прямом положении. Большой палец начинает движение от центра и идет вверх, далее против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Движения должны быть медленными и осознанными.

Щелкнуть 1,2

  • «Слон».

Поставьте ноги на ширине плеч, чуточку скосолапьте, расслабьте колени. Плотно прижмите левое ухо к левому плечу. Вытяните левую руку, как хобот. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки.

Рукой рисуйте ленивую восьмерку, начиная от центра, идя вверх по часовой стрелке. Глаза следят за движением кончиков пальцев. Старайтесь рисовать всем телом, для этого нужно немного присесть и корпусом задавать движение руке. Для того чтобы задействовать аудиальный канал восприятия, одновременно с движением гудите «У», но можно выполнять упражнение без звука. Выполняйте упражнение медленно от трех до пяти раз левой рукой и столько же правой

Слайд 16

  1. Упражнения, которыми можно закончить занятие:

Щелкнуть 1,2

  • «Крюки» 
  1. Скрестите лодыжки.
  2. Скрестите руки. Для этого вытяните руки вперед тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и выверните их в внутрь. Опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

Щелкнуть 1,2

  • «Позитивные точки».
  1. Найдите точки на лбу, расположенные посередине между линией волос и бровей. Положите на них средний и указательный пальцы обеих рук.
  2.   Держите пальцы на этих точках. Если вы переживаете за предстоящую стрессовую ситуацию, можете представить ее успешное разрешение. Упражнение выполняйте сидя или стоя. (Посчитать до 10)

        Предложенные  упражнения очень просты и практичны в применении.

        Хотелось бы обратить внимание на несколько важных моментов при проведении подобных упражнений: - кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающий эффект, - под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.

Слайд 17

В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом была для вас работа; лучшим днем был день – «сегодня»; самым большим даром - любовь, а самым большим богатством – здоровье!

Цель:  Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

        Задачи:

1. Познакомить участников мастер класса с методом кинезиология.

2. Разучить с участниками мастер класса кинезиологические упражнения, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для собственного.

Слайд 3

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее…Белый свет течет по вашим плечам…, помогает им стать мягкими и расслабленными… А нежный свет течет дальше по груди.., по животу…Пусть свет гладит ваши руки, пальцы. Свет течет и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы все сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с Вами на протяжении всего мастер – класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начнем мастер – класс по теме: «Кинезиологические упражнения в коррекционной  работе педагога-психолога с дошкольниками».