Участие в муниципальном конкурсе "Педагог года 2020"

Стародубцева Галина Викторовна

Представлен методический материал педагога-психолога (мастер-класс, обобщение опыта, конспект занятия). 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс «Путешествие по «реке времени»

        Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с  этнофункциональным подходом  в воспитании детей дошкольного возраста.

        Задачи:                                                          
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по реализации этнокультурного компонента в ДОО.                                                                    
2. Содействие формированию мотивации участников мастер-класса к применению полученных знаний в профессиональной деятельности. 

Добрый день, уважаемые жюри, участники.

        Психолог: Нашу встречу предлагаю начать с экспресс-опрос,

        Но для начала работы нужен помощник, который будет записывать ответы.

        Экспресс опрос необычный. Нам поможет символ русской культуры и русского народа.

Появление предмета (деревянного ложки) из большой матрешки.

Передаем ложку по кругу и отвечаем на вопросы экспресс опроса.

Вопросы этнофукциональной анкеты, ребята отвечают ассистент записывает.

Обобщение по опросу:

 1 вариант

        Если ответы экспресс опроса рассматривать с точки этнокультурного подхода можно сказать, что участники экспресс опроса психическое здоровье в норме, адаптивность к собственной культуре и высокая толерантность (дружественность) к иной среде.

2 вариант

        Если больше любовь к другой этнокультуре пальмы, пустыня нужно обратить на этот момент внимание и больше интерес к собственной этнокультуре.

        Открываем секрет вы поучаствовали в опросе этнофункционального интервью, который показал, что отношения к этносреде согласованны, проявляет интерес к родной природе.

        Существует понятие этнофункционально согласованны и рассогласованны. Для ребенка, родившегося в средней полосе России этнофункционально-согласованными будут такие элементы среды, как заяц, волк, медведь, береза, а рассогласованными ягуар, тролль, пальма.

        Знакомы ли вам такие понятия этнокультурное воспитание, этносреда, этнофункциональный подход, этнос, этнокультурные образовательные технологии.

        Насколько вы знакомы с этими терминами, предлагаю тест упражнение «Сосуд». Перед каждым из вас условно сосуд знаний, прямо на нем обозначьте линию - уровень компетентности этнокультурного просвещения. Постарайтесь объективно подойти к оценке своих знаний. Скажите, есть у кого-то сосуд знаний полный. Сегодня мы постараемся наполнить этот сосуд, познакомиться пополнить багаж этнокультурных знаний.

Актуальность этнофункциональный подход к развитию личности, рекомендованный Александром Владимировичем Сухаревым- профессором, деканом факультета психологии Государственной Академии славянской культуры, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.

Принцип этнофункционального развития постулирует необходимость определенной специфики последовательности и содержания этапов (стадий) развития ментальности каждой этносреды и личности в данной этносреде. Согласно этнофункциональному подходу, предполагается, что в своем естественном развитии личность должна пройти ряд последовательных стадий. Повторяющих общий план развития этносреды ее рождения и проживания. Это. В свою очередь, является залогом психического здоровья, а также высокой адаптивности к собственной этнокультурной среде и толерантности (дружественности) к иной.

Так, в исторической динамике развития русской этнокультурной среды выделяют такие стадии:

1. Природная (1-5)

2. Сказочно-мифологическая, (2-5 лет) с помощью взрослых – родителей или воспитателей;

3. Религиозно-этическую, оптимально для освоения от 5 до 8 лет;

4. Научно-познавательную, соответствующую этапу «просвещения» в развитии русской этносреды, оптимальный период для начала освоения которого наступает с 7-8 лет.

Слово «этнос» имеет греческие корни и дословно переводится как «народ». Этнос как форма существования человека, его культуры и осознания себя. При этом обязательно учитывается воздействие природных факторов.

        Предлагаю помечтать, пофантазировать о будущем, о прошлом.

На ватмане рисую точки синей краской, затем размазать краску.

Это река времени. Тема нашего мастер класса «Река времени».

Отмечаю точку отсчета. Вправо это путешествие в будущее, влево в прошлое.

И я предлагаю в увлекательное путешествие по «реке времени». С помощью шариков мы определимся куда отправимся в путешествие: красный шарик – это будущее, синий – это прошлое. Шарики находятся в матрешке. Желающий участник выбирает шарик. И определяемся в путешествии.

Синее это прошлое, красное это будущее. Ребята выбирают шарик.

  • В будущее –  Пройдет время, и вы станете взрослыми, закончите школу. Получите образование, создадите семью и у вас будут дети. И у вас возникнут различные ситуации, которые необходимо будет разрешать.
  • 1 команда Ситуация в «Магазине игрушек»

        Вы мама, папа, бабушка, дедушка. Пришли в магазин игрушек купить игрушку для своего ребенка. Вашему ребенку 3 года. Применяя этнофункциональный подход по Сухареву А.В. вам необходимо выбрать несколько игрушек для детей. И объяснить свой выбор.

  • 2 команда Ситуация «Переезд в другую страну»

         Вы молодая семья. Проживаете в центре Сахалинской области. У вас престижная работа, у мамы и папы. В семье растет ребенок. Которому 4 года.

Вам предлагают очень выгодный контракт на 5 лет, с условием переезда всей семьей в другую страну (Израиль). Ваш выбор: остаться в России до достижения ребенка школьного возраста или переехать в другую страну.

  • Прошлое

Игра «Этноалфавит»

        Составить «этноалфавит» в команде. 2 команды, предлагается на ватмане с алфавитом вписать в каждую строку этноалфавита слова, начинающиеся с той или иной буквы и раскрывающие смысл этнической культуры русского народа. Среди понятий могут быть любые термины, предметы, явления, нравственные понятия, духовные и материальные ценности, составляющие содержание культур народов. Можно вспомнить русские народные сказки, предметы быта.

        Команды представляют свою работу.

        Итог: существуют много этнокультурных технологий. Обратите внимание на слайд.

  • Технологии изучения национального костюма.
  • Технологии изучения национальной символики
  • Технологии изучения национальной кухни
  • Технологии изучения танцевальной культуры
  • Технологии обучения фольклору
  • Технологии обучения праздников, обрядов, ритуалов.
  • Технологии обучения декоративно-прикладному искусству

        Сегодня рассмотрим технологию обучения декоративно-прикладному искусству, куда входит ознакомление с народной игрушкой.

        Народная игрушка – простая, сделана с любовью и лаской, веселая, задорная, мудрая, яркая, развивающая.

        Предлагаю участникам выбрать народную игрушку. Прикоснитесь к игрушке, почувствуйте ее простоту и силу. Прикоснитесь душой и сердцем. Зарядитесь положительной энергией этой игрушки. Я думаю этот заряд останется с вами на долгое время.

        Наше путешествие завершилось.

        Упражнение «Сосуд». Наполним сосуд знаний обозначьте линию уровень компетентности этнокультурного просвещения.

        Спасибо за работу. Вручение на память – закладок «Сказки Сахалина».



Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Тема: Эколого-психологический тренинг - как эффективный метод обогащения чувственного опыта и стабилизации эмоциональной сферы дошкольника.

Слайд 2.

Актуальность:

Актуальность данной темы обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования(утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) который  направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой и отчуждением его от природы в силу ряда определённых причин (причин техногенного характера, урбанизации, использование гаджетов детьми, повсеместная компьютеризация).

В следствие этого происходит нарушение в эмоциональной-волевой   сфере дошкольников: повышенная агрессивность, тревожность, неусидчивость, которая является одной из наиболее острых проблем на сегодняшний день.

Слайд 3

Детский писатель Михаил Пришвина говорил: «Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя».

По мнению доцента педагогических наук, автора концепции экологического образования дошкольников Рыжовой Н.А, отчуждение ребенка от природы  может быть частично преодолено посредством «Экологизации образовательного пространства, позволяющего восполнить дефицит эмоционально-чувственного общения ребёнка с природой на основе единства чувственного и социального окружения человека». Дети подсознательно стремится к природе, - ведь природа окружает их с ранних лет и своей необычностью, разнообразием эмоционально воздействует на них.

Как отмечает С. Н. Николаева в своей работе «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» осознанно – правильное отношение ребенка к природе складывается из знаний о ней, желания ее сохранить, понимания и сочувствия, эмоционального отклика ко всему живому.

Все эти проявления можно рассмотреть как с экологических позиций, так и с психологических. Очень важно донести до ребенка понимание того, что любой член человеческого общества имеет права и обязанности перед окружающим миром и живущими в нем людьми.

Экология чувств (ощущение и выражение различных эмоций, умение рассказать о них, выбрать для этого нужный момент и правильный тон, экология пространства (соблюдение чистоты в своем дворе, районе, городе, поведение в местах общественного пользования, эстетичность оформления своего дома, детского сада) –

 все это обучающие ситуации, в которых мы формируем у ребенка – дошкольника бережное отношение к собственному и чужому здоровью, к окружающей территории, учим прикладывать усилия, чтобы стать отзывчивым, заботливым по отношению как к миру и живущим в нем людям, так и к самому себе.

Дошкольный возраст – сенситивный период для принятия образцов поведения. И здесь очень важно не упустить тот момент, когда ребёнок как губка впитывает в себя всё то, что видит, слышит и чувствует вокруг, подражая и копируя образцы нашего взрослого поведения в окружающем мире.

В психологическом плане ответственное отношение - это сложное образование. В его становлении и развитии в равной мере участвуют и знания, и чувства.

Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания должны осознаваться. Это осознание приходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания».

Для детей, выросших в сельской местности, знания и эмоциональное отношение к окружающей их природе являются частью их повседневной жизни. В отличие от них, городские дети получают абстрактные знания, которые не имеют применения в их каждодневной жизни. Эти знания, конечно, им необходимы, так как взаимодействие с природой важный аспект жизни каждого человека.

Но как быть, если дети ежедневно видят урбанизированную среду обитания? Для городских детей  знания, полученные на занятиях, экскурсиях, в походах, в результате проектной деятельности, необходимо закрепить еще и выполнением специально разработанных упражнений и практических занятий, что обеспечивает личную значимость знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к миру природы.

Это представляется возможным при использовании эколого-психологического тренинга

Слайд 4

Эколого-психологический тренинг -эта комплексная форма экологического образования, основанная на общей методологии социально-психологических тренингов и направленная на коррекцию и развитие отношений дошкольника к себе (в первую очередь, к своему духовному и физическому здоровью) и к окружающей социоприродной среде.

По мнению Е.А.Гринёвой целью экотренинга является формирование у детей «экологического чувства», чувства сопричастности всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», создание определённой «блокировки» совершения экологических ошибок, как в будущей их социальной деятельности, так и в быту, прививать детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное. Кроме того, занятия экотренингом дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряжённость и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность, вызванные оторванностью  от естественной среды  и вынужденным проживанием в «каменных джунглях».

В настоящее время тренинг эффективно используется в психокоррекции, в психотерапии и в обучении.

Поэтому в своей работе   при планировании коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в эмоциональной сфере эколого-психологический тренинг применяем в системе.

Для выявления эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста был подобран комплекс диагностических материалов, включающий следующие методики:

1.Экспресс-диагностика С.Д.Забрамной ,

2.Проективная методика «Дом-дерево-человек» (оценка агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения:конфликность,негативизм,враждебность.

3.Тест тревожности «Р.Тэммпл, В.Амен,М.Дорки).Цель определение уровня тревожности .

4. Адаптированная этнофункциональная анкета

4.Анкетирование родителей воспитанников по темам:

  • «Тревожность»
  • «Агрессивность»
  • «Гиперреактивность»

Слайд 5

При проведении диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста в 2018 году были выявлены следующие  проблемы в эмоциональной сфере:

Из 30-ти обследованных дошкольников (6-7 лет) выявлено, что

 20% детей показали высокий уровень тревожности,

20% дошкольников высокий уровень агрессивности

13% высокий уровень повышенной двигательной активности.

Слайд 6

Анкетирование детей по этнофункциональному развитию выявило :

20%  природа не интересует, предпочитают игры в телефоне, на планшете

20% любимый образ природы отсутствует

13% любимое животные человек паук, монстры

20% интерес к сказкам не проявляют

Слайд 7

По выявленной проблеме был составлен проект «В мире природы» для детей старшего дошкольного возраста, с использованием эколого-психологического тренинга.

Цель проекта:  коррекция эмоционально-волевой сферы

Задачи:

  • Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, мышление, память, внимание, речь.
  • Обогащать чувственный опыт детей.
  • Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
  • Развивать рефлексию эмоциональных состояний.

Слайд 8

Ожидаемые результаты по завершению реализации проекта:

1. Обогащение чувственного опыта.

2. Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, чувства сопричастности к природе родного края.

3. Формирование экологических установок личности.

4. Формирование умений и  навыков     взаимодействия с природой.

5. Снижение психоэмоционального напряжения.

Слайд 9

Сроки реализации: Краткосрочный  (июнь-август 2018 г.)

Участники проекта: дети 6-7 лет, родители воспитанников, воспитатели

Слайд 10

Методы реализации проекта (базовые методы тренинга): психогимнастика, игровые методы (дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные), групповая дискуссия.

Слайд 11.

Проект включал три этапа:

-организаационный, основной и заключительный.

Этапы проекта

1 этап – организационный

  • Подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации природы родного края (птицы, животные), аудиоматериалы (голоса птиц Сахалинской области, голоса животных, звуки природы) презентации водной стихии (озеро Октябрьское, скалы «Три брата»);
  • Подготовка природного и бросового материала для организации творческой и познавательной деятельности.
  • Составление анкеты для родителей
  • Организация видовых точек на экологической тропе «В гостях у Маши и Медведя» - видовые точки «Угадай-ка с Машенькой», определители: насекомых, птиц Сахалинской области, растений Сахалинской области, информационный стенд «Войди в природу другом»
  • Подготовка информационных щитов около деревьев
  • Подготовка информационного материала для родителей «Влияние экологического воспитания на эмоциональное развитие дошкольников».
  • Составление комплекса   эколого-психологического тренинга в проекте «В мире природы».

Слайд 12

При разработке проекта «В мире природы» в его основу был положен принцип ФГОС ДО п.1.4. «Учета этнокультурной ситуации развития детей»

Слайд 13

и применен этнофункциональный подход к развитию личности, рекомендованный Александром Владимировичем Сухаревым- профессором, деканом факультета психологии Государственной Академии славянской культуры, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.

Согласно этнофункциональному подходу, предполагается, что в своём естественном развитии личность должна пройти ряд последовательных стадий, повторяющих общий план развития этносреды ее рождения и проживания. Это, в свою очередь, является залогом психического здоровья, а также высокой адаптивности к собственной этнокультурной среде и толерантности (дружественности) к иной. На необходимость и обязательность последовательного прохождения каждой  стадии в развитии личности указывал А.В. Запорожец.

Так, в исторической динамике развития русской этнокультурной среды выделяют три такие стадии:

1. Сказочно-мифологическая, (2-5 лет) с помощью взрослых – родителей или воспитателей;

2. Религиозно-этическую, оптимально для освоения от 5 до 8 лет;

3. Научно-познавательную, соответствующую этапу «просвещения» в развитии русской этносреды, оптимальный период для начала освоения которого наступает с 7-8 лет;

        Например, для ребенка, родившегося в средней полосе России этнофункционально согласованными будут такие элементы среды как заяц, волк, медведь, береза, а рассогласованными ягуар, тролль, пальма.

2 этап – основной этап

Слайд 14

        Основной этап проекта был реализован с 1 июля по 31 августа с детьми подготовительных групп. Игры – тренинги проводились по подгруппам. 2 раза в неделю. В зависимости от погодных условий изменялось место проведения: в «Зимнем саду» или  на экологической тропе детского сада.

Слайд 15.

        Специальная экологическая среда тропы «В гостях у Маши и Медведя» с особым природным ландшафтом была главным  ресурсом для реализации проекта «В мире природы», так как соблюдалось главное требование: близкий контакт с природой, возможность хорошо рассмотреть природные объекты.

Слайд 16

В зимнем саду доу (кабинете педагога-психолога ) созданный  центр воды и песка  позволял закрепить знания детей о свойствах природных материалов и проводить релаксацию и коррекцию эмоциональных состояний .

Слайд 17

        Экологическая тропа была интересная для детей. Детей привлекали красочно оформленные персонажи –жители экологической тропы,

Слайд 18

познавательными для детей были оформленные инфощиты около деревьев,

Слайд 19

определители растений, птиц, насекомых Сахалинской области.

        Внедрение региональной составляющей в содержание проекта дало возможность организовать целенаправленную работу по этнокультурному воспитанию дошкольников и стабилизировать эмоциональную сферу дошкольников.

Слайд 20

        Комплекс эколого-психологического тренинга включает 6 тем («Охрана природы», «Чистый дворик»  «Природолюбие», «Зеленый огонек» . «Берегиня»,  «Экологический калейдоскоп». Каждая тема включала 2-3 игровых тренинга из разных групп упражнений

 

Слайд 21

Три группы упражнений:

        1. Группа упражнений, направленная на расширение опыта взаимодействия с природой. «Волшебные дощечки». «Узнай по голосу» и др.

        2. Группа упражнений, направленных на развитие экологической эмпатии. «Разведчики природы»,  «Я – березка»

        3 группа упражнений направлена на коррекцию способов взаимодействия с природными объектами, экологизацию мировоззрения, расширение субъективного экологического пространства. «Лесовичок», «Мы –гусеницы», «Жук вверх ногами», «Природные человечки».

Слайд 22

Структура тренинга

Организационный момент – прослушивание музыки из серии «Голоса птиц», «Звуки природы»

Беседа по фрагментам прослушанной музыки

Игра-превращение

Игра «Узнай на ощупь, по запаху»

Продуктивная деятельность (рисование лепка, конструирование из природного, Бросового материала) под музыку

Рефлексия

При проведении экологических тренингов использовалсь следующая стратегия. В начале предлагались упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта взаимодействия с природой. Затем на формирование экологической эмпатии, стимулировании идентификации с природными объектами. Это создавало психологическую основу и готовность к освоению компетентных технологий взаимодействия с природными объектами.

Особенно понравились детям игры-упражнения:

Слайд 23

Дидактическая игра-тренинг  «Мы гусеницы»

Цель: расширять чувственный опыт детей. Стимулировать проявление эмпатии, стремление передавать образ животного в мимике, движениях, жестах.

Детям предлагали цветные гольфы и они превращались в гусениц. При показе иллюстрации капли воды дети эмоционально показывали, как гусеницы пьют.

Слайд 24

Затем с помощью небольших покрывал дети превращались в кокон. И под музыкальное сопровождение дети превращались в бабочек, выбирали наиболее понравившуюся бабочку.

Слайд 25

Дидактическая игра-трениг «Жук вверх ногами»

Цель: Расширение чувственного опыта детей, эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания. Стимулировать чувства эмпатии.

Детям предлагали превратиться в жуков , которых перевернули на спину. При выполнении этого тренингового упражнения дошкольники высказывали свои ощущения, что им очень тяжело лежать, неудобно. Неудобно было имитировать движения жуков ( шевелить ручками и ножками лежа на спине). Далее проводилась игра-имитация ,где взрослый с помощью опавшего листочка( бумажный листок) помогала  жукам ( деткам) перевернуться на  брюшко. При выполнении этой игры-имитации дошкольники высказывали свои ощущения, что им было щекотно и некоторым детям неприятно.

В следующей части игры-тренинга дошкольники уже превратившись обратно в детей должны были выполнить задание жуков ( картинка) которые перевернуты на спину  аккуратно( вспомнив свои ощущения от предыдущего задания) перевернуть с помощью опавшего с дерева листочка   и перенести на  цветок. Дети очень аккуратно и осторожно переносили жучков.

Слайд 26

Дидактическая игра «Ароматная сказка»

Цель: Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.

Каждому ребенку предлагается понюхать полотняный мешочек, в котором «спрятана» ароматная сказка, представить где живет герой сказки (море, луг, лес). Объяснить свои ощущения и свой выбор. Постараться представить себя в гостях у этого героя, рассказать о своих ощущениях и впечатлениях. Сначала предлагается один мешочек, затем он меняется, а когда у детей накопится чувственный опыт, можно дать 2-3 мешочка с запахами и предложить придумать «ароматную сказку», опираясь на возникшие ощущения и ассоциации, с помощью карточек Проппа.

Слайд 27

Дидактическая игра «Волшебные дощечки»

Цель: Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.

Предложить ребенку исследовать каждую карточку(с наклеенным на них природным материалом) разными способами: рассмотреть пощупать, понюхать и т.д.

Определить природный материал, вспомнить, где его можно встретить в природе. Затем с закрытыми глазами обследовать одну из карточек и рассказать о своих ощущениях. Представить себя на том месте, где встречается этот материал, рассказать о воспоминаниях, связанных с данным местом, об опыте использования этого природного материала.

Придумать название карточке. Затем послушать небольшой рассказ воспитателя, стихотворение, связанное с описанием природы. По правилам тренинга дети должны подобрать карточку, подходящую к этому описанию и объяснить свой выбор. Более сложное задание: предложить ребенку выбрать карточку, похожую на туман над рекой, осенний ветер, птичий щебет, грибной дождь и т. д. При этом он не только должен сделать выбор, но и зарисовать свои ощущения.

Слайд 28.

Упражнение-трениг «Вторая жизнь вещей»

Цель: Коррекция способов взаимодействия с природой.

Детям предлагалось выбрать какой-либо предмет, рассказать, как он был использован людьми раньше.

Исследовать предмет, рассказать, на что он похож, придумать и  выполнить апппликацию, поделку используя разнообразный материал, предмет: фантики от  конфет, вилки, стаканчики, ложки.

И предлагалось придумать  применение некоторых поделок .

Слайд 29

Очень интересны были варианты детей: одни предложили сделать выставку, другие подарить поделки- игрушки младшим дошкольникам, а третьи предложили придумать сказку и поставить кукольный театр .

        Результаты реализации проекта «В мире природы»  были очень заметны : о них говорили родители, воспитатели.

 Положительный эмоциональный фон тренинговых игр  помогал снимать у детей стресс и агрессивность, наблюдалось снижение психоэмоционального напряжения.

Дети были активны, проявляли доброжелательные отношения к своим сверстникам, в играх соблюдали правила.

Слайд 30

3 этап – заключительный

        На заключительном этапе проведена итоговая диагностика, беседа с родителями.

Получены следующие положительные результаты итоговой диагностики:

        Из 30-ти обследованных дошкольников ( 6-7 лет) выявлено, что

 уровень тревожности снизился на 17% и составил 3%

уровень агрессивности снизился на 14% и составил 6%

повышенной двигательной активности снизилась на 7% и составила 6%.

Слайд 31

3% природа не интересует, предпочитают игры в телефоне, на планшете

3% любимый образ природы отсутствует

6% любимое животные человек паук, монстры

6% интерес к сказкам не проявляют

        Таким образом: Использование эколого-психологического тренинга позволило эффективно решить задачи коррекции эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.



Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие по программе

«Приключения будущих первоклассников» по теме:

 «В поисках звезд»

для детей подготовительной группы

Цель: развитие слухоречевой памяти.

Задачи:

- Обучить детей способам эффективного запоминания с преимуществом смыслового.

- Активизировать распределения внимания в деятельности, сохранять устойчивую работоспособность в «зашумленных» условиях.

- Увеличивать объем слухоречевой памяти.

- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, совершенствовать коммуникативные навыки.

Материалы: ширма, 4 мяча, игрушка волк, модули , простые карандаши,  по количеству детей, альбомный лист (по количеству детей),  карточки с заданием «Найди звездочки и зачеркни» (по количеству детей), аудиозапись голоса героя Большой Ух, музыка из мультфильма «Большой Ух», 4 звезды большие, звезды-сюрприз по количеству детей, рисунок стрелочки, письма от Волчонка и Большого Уха.

Ход НОД:

Психолог: Ребята давайте встанем в круг, поздороваемся с гостями и поиграем в игру «Здравствуйте!»:

- Здравствуй небо (руки вверх)

- Здравствуй земля (руки вниз),

- Здравствуйте все мои друзья. (руки вперед и разводим в стороны)

А теперь возьмемся за руки и посчитаем, сколько нас. И скажем дружно:

Всем привет и добрый день,

Нам здороваться не лень.

Улыбнулись и подарили друг другу улыбку.

Психолог: Ребята, а вы любите играть? (ответы детей)

Слайд 1. 

Звучит музыка из м/ф «Большой ух»

Слайд 2 б.у.

Психолог: Ой, а я что-то слышу., давайте посмотрим кто к нам пришел

На экране появляется Большой ух.

Психолог: Кто к нам пришел? Давайте узнаем, как его зовут?

Ответы детей

Слайд 3.

Большой Ух: Здравствуйте , ребята, меня зовут Большой Ух. Как вы думаете почему меня так назвали?

Слайд 4. пустой

Психолог Какие предположения

Ответы детей

Психолог: А у вас есть уши. Покажите их. Давайте их помасируем сверху вниз

Психолог А для чего вам нужны уши?

Ответы детей,

Психолог подтверждает высказывания   детей,  слышать и слушать

Психолог: А что думает Большой Ух,  давайте послушаем,

Слайд.5

Большой ух: Уши нужны чтобы слушать и  слышать, а еще дети важно запоминать, что услышали. Это бывает непросто.

Слайд 6

Большой ух: Ребята мне нужна ваша помощь, с неба упало четыре звезды и мой друг волчонок очень переживает. И я хочу отправиться в путешествие, чтобы найти звезды для моего друга волчонка, но одному скучно. Ребята,  а вы любите путешествовать.

(ответы детей).

Слайд 7

Слайд 8

Большой ух: Ребята вам нужно будет найти 4 звезды. Когда найдете звезды и закончите путешествие, вас ждет сюрприз.

Слайд 9 пустой

Психолог: Ну а теперь в  путь. Чтобы найти звезду, нужно подойти к стрелочке, встать плечом друг к другу. Сделать 3 больших шага, повернуться налево и найти звезду.

Дети нашли…

Слайд 10

На экране высвечивается красная звезда.

Слайд 11. пустой

Психолог: Ребята присаживайтесь на ковер и слушайте задание.

Слайд 12

Большой Ух: Ребята послушайте слова  и запомните их.

 Слова Ложка, зима, лес, суп, дорога, заяц, машина, варежки.

Слайд 13 пустой

Психолог: Что запомнили расскажите.

(Ответы детей)

Психолог: Чтобы хорошо запомнить слова мы поиграем в игру «Найди пару». Я раздам вам картинки, а вы найдете себе пару. (ложка-суп, зима-варежки, заяц-лес, дорога-машина). Давайте расскажем, как вы себе нашли пару.

(Ответы детей).

Психолог: Ребята назовите слова, которые надо было запомнить.

(Ответы детей).

Психолог: Как хорошо запомнили все слова. Немного отдохнем.

Слайд 14 музыка

Разминка под музыку. Упражнение «Если нравиться тебе, то делай так…»

- перекрестные шаги (левая ладошка касается поднятого правого колена и наоборот)

- слон (взмах левой рукой слева направо , приподняться на носочках, слегка присесть, правой рукой то же самое)

- сова (движение шеей вперед, назад)

Слайд 15

Психолог: Двигаемся дальше. И найдем еще звезду. А она находится (на столе или под столом)

Дети нашли…

Слайд 16

Высвечивается звезда желтая

Слайд 17 пустой

Психолог Ребята, присаживаемся за столы и слушайте задание.

Слайд 18

Большой Ух: Ребята вам нужно на маршрутных листах вычеркнуть все звезды

Слайд 19.пустой

Психолог: Еще послушаете  рассказ и  его запомните. Когда буду читать, вы на листочках будете вычеркивать звезды. Внимательно слушаем:

Лев и мышь (Басня) Л.Толстой

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее.

Мышь стала просить, чтобы он пустил ее. Она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю».

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил ее.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву.

Мышь услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и сказала:

«Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро».

Психолог: Отложите карандаши и отвечайте на вопросы:

- Что делал лев?

- Кто пробежал?

- Что сделал лев?

- Что просила мышка?

- Что пообещала сделать мышка?

- Что случилось со львом?

- Что они с ним сделали

- Как поступила мышка?

Психолог: Расскажите рассказ про мышку и льва.

(Рассказ детей)

Слайд 20 звуки моря

Психолог: Ребята вы хорошо запомнили рассказ, а теперь вставайте в круг и поиграем в игру «Четыре стихии»

Дети стоят в кругу, на слово «земля» играющие опускают руки вниз, на слово «вода» – вытягивают руки вперед, на слово «воздух» – поднимают руки вверх, на слово «огонь» – производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Слова называть  вразнобой, дети выполняют соответствующие движения.

Слайд 21

Психолог: Продолжаем путь и полетим на ракете . Присаживайтесь на посадочные места. (Дети присаживаются на круглые модули)  и мы полетели.

Слайд 22

Психолог: Говорим все вместе громко «У-У-У», а теперь тихо «у-у-у». Ракета приземлилась. Посмотрите под своими сиденьями и найдите звезду.

Дети нашли..

Слайд 23

На экране высвечивается синяя звезда

Слайд 24 пустой

Психолог Большой что хочет нам сказать

Слайд 25

Большой Ух : Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Что написано в письме», тогда вы узнаете, что написал я в письме волчонку, а волчонок написал мне.

Слайд 26 пустой

Психолог:  Письма будем читать шепотом, я на ушко вам скажу  и вы передадите друг другу.

Письмо Большого Уха: Скоро прилечу, встречай.

Письмо Волчонка: Жду. Приготовил пирог.

Психолог:  Ну вот мы и прочитали письма. Наше путешествие продолжается.

Слайд 27

Большой ух. Ребята, отгадайте загадку: Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что же его бьют?

А за то, что он надут.

Правильно, отгадали.

Ребята, эта звезда на   красном          мячике.

Слайд 28 пустой

Дети нашли…

Слайд 29

На экране высвечивается зеленая звезда

Слайд 30 пустой

Психолог: Присаживайтесь за столы.

Ребята, вам нужно будет нарисовать то, что услышали. Слушайте.

« В воскресенье я слепил 2 замечательных снеговика. Первый высокий, второй пониже. У снеговиков вместо глаз угольки, а нос – морковка. Руки второго снежные комки. А у первого вместо рук- прутья. На голове самого высокого снеговика  - ведро.»

Дети рисуют

Слайд 31

Когда закончат рисовать на экране высвечивается рисунок  снеговиков.

Психолог у вас получились интересные снеговики и свои рисунки разместим на мольберте.

Слайд 32

Большой ух Ну вот ребята мы и все звезды для моего друга волчонка. А волчонок дарит вам звезды. Я вас благодарю за интересное путешествие. До свиданья, до новых встреч.

Слайд 33

Психолог: 

Какие задания были трудные?

Какие игры вам понравились?

В какие игры вы хотели поиграть еще раз?

Вот наше путешествие закончилось.