Мастер классы
1. Ссылка на видео Мастер класс "Идеи Орф педагогики в развитии личностного потенциала ребёнка"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида городского округа Стрежевой (МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)
🖂 636785, Томская область, г. Стрежевой, ул. Кедровая дом73
🕿8 (382-59) 3-30-93 E-mail: Semicvetik@guostrj.ru
МАСТЕР КЛАСС
на тему: «Идеи Орф педагогики в развитии личностного потенциала ребёнка, способности к творческому самовыражению»
Подготовила: музыкальный руководитель
Ильтубаева Н.Г.
Стрежевой 2021
Пояснительная записка
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало,
творческое мышление… Привитие желания и умение творить скажутся
в любой сфере будущей деятельности ребенка»
К. Орф-немецкий композитор, автор уникальной концепции
музыкального образования детей
Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в своей работе идей Орф педагогики. Развитие профессионального самосознания, творческого потенциала, коммуникативной компетенции педагогов.
Задачи:
Развивающие:
- Продемонстрировать коллегам приемы формирования у воспитанников основных принципов орф-педагогики;
- Прокомментировать эффективность применения приемов;
- Отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.
- Развивать логическое, образное мышление и память;
- Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха и изобретательность в звукотворчестве;
- Развивать ассоциативное мышление и воображение.
Образовательные:
- Учить фантазировать, импровизировать, обогащать словарный запас;
- Расширять и систематизировать элементарные музыкальные знания;
- Ознакомить с способами соединения игры на музыкальных инструментах, ритмических движений, пения художественным образом;
Воспитательные:
- Учить слушать и следовать инструкции мастера;
- Формировать умение работать в коллективе;
Основные этапы мастер-класса:
1. Постановка педагогической проблемы, введение в тему, теоретический блок.
2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
3. Рефлексия, обсуждение результатов.
Участники: музыкальные руководители и педагоги дошкольных образовательных учреждений.
Форма проведения мастер-класса:
-фокус группа из 4-7 педагогов, педагоги слушатели, без участия детей;
-лекция +практическая работа.
Ход мастер-класса
Слайд 1 «Идеи Орф педагогики в развитии личностного потенциала ребёнка, способности к творческому самовыражению»
Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? (как вы думаете? Ваши варианты? Обращение к педагогам)
Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им и ударять по нему. Дети не устают дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для детей остаются необыкновенно привлекательными.
Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать, при этом что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, получая от этого большое удовольствие!
Это и есть идея Орф педагогики! И сегодня в рамках мастер класса я хочу поделиться своим опытом и продемонстрировать элементы Орф подхода.
Слайд 2 «Заставка Карл Орф- информация»
Основателем данной педагогической концепции является немецкий композитор и педагог Карл Орф.
Орф подход –это синтез искусства и творчества, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, речи, движения.
Слайд 3 Орф педагогика (музыка, речь, движение)
Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей, но и полноценно развивать личность ребёнка, речь, коммуникативные способности, внимание, воображение, мышление.
Слайд 4 Ценность концепции К.Орфа
Основными видами деятельности на Орф- занятиях являются: речевое музицирование, озвучивание сказок и шумелок, игра на детских музыкальных и шумовых инструментах. Именно на этих видах деятельности мы и остановимся.
Предлагаю фокус группе принять участие в практической части моего мастер класса! Давайте познакомимся и поздороваемся!
Игра «Назови ласково»
(Задачи: отработка ритмической структуры слова, чёткого произношения звуков в словах, обогащение словарного запаса, развитие слуховых функций, памяти, внимания, координации, двигательной активности)
Сейчас каждый из вас по цепочке назовёт и прохлопает своё имя, а вся группа следом проговорит это имя ласково, сопровождая это шлепками по бедрам. Вот так!
Один: «На-та-ша» – (хлопки)
Все: «На-та-шень-ка» (шлепки по коленям), и.т.д.
Эта игра называется «Назови ласково», она позволяет не только настроить детей на дальнейшую работу, раскрепостить их, снять эмоциональное напряжение, но и активно помогает развивать словарь, отрабатывать ритмическую структуру слова!
В дальнейшем педагог может изменить задание и в зависимости от лексической темы, предложить детям называть своё имя и добавить к нему слово, например, по теме «Лето».
Игра «Летнее знакомство»
Немного поменяем звучащие жесты, на имя мы будем хлопать, а на ассоциацию по теме «Лето» разводить руками. Внимание!
На-та-ша (хлопки)
Я-го-ды (развела руками), возможные варианты слов: отпуск, жара, солнце, море, мошка, клубника и др.
Слайд 5 «Звучащие жесты»
Я упомянула такой термин как «Звучащие жесты». Это ритмичная игра со звуками своего тела, игра на его поверхностях: хлопки, шлепки, щелчки, притопы. Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе у детей развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.
Коллеги сейчас мы с вами сыграем в ритмическую игру «Фрукты» со звучащими жестами.
Игра «Фрукты»
Проговариваем и звучим (2 повтора)
лимон – 2 хлопка,
апельсин – шлёпаем по коленям – 3 раза,
банан – 2 хлопка,
мандарин– шлёпаем по коленям – 3 раза
Теперь без слов, только «Звучащие жесты»
Повторить молча
Звучащие жесты в орфовской педагогике принято на определённом этапе «переносить» на инструменты. Большой интерес вызовут у детей самодельные шумовые инструменты.
Слайд 6 «Самодельные шумовые инструменты»
На этот раз это будут фрукты, название которых мы декламируем!
Коллеги возьмите по паре одинаковых фруктов в последовательности «Лимон», «Апельсин», «Банан», «Мандарин».
Своего рода у нас получились фруктовые маракасы, наполненные крупой. (показать, как играть)
Давайте разделимся на партии по названиям фруктов! Звучит тот фрукт, который проговаривается.
Повторить на фруктах без музыки с речевым сопровождением
А теперь добавим лишь музыку, на 1 часть мы проговариваем стих, а на 2 играем молча
«Фруктовый оркестр», муз. А.Жилинского
Таким образом ритмичное декламирование текста переросло в речевое музицирование, а впоследствии в готовый праздничный номер, фруктовый оркестр, который смело можно представить на утреннике! И заметьте весь этот процесс проходил ненавязчиво, в доступной игровой форме.
Слайд 7 «Фото с оркестрами детей»
Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.
В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом. Перенести образные ассоциации на предложенные педагогом предметы. Это могут быть и музыкальные и самодельные шумовые инструменты, необычные предметы в виде орехов, расчестки, скрипящих мешочкой, кугиклы (подуть)
Коллеги на столе находятся разные музыкальные инструменты и предметы, с помощью них я предлагаю Вам озвучить чудесную «Осеннюю сказку».
Слайд 8 «Текст осенней сказки»
Для удобства предлагаю встать вокруг стола, поработать с текстом, распределить роли, подобрать соответствующие инструменты! В тексте отмечены паузы где необходимо ваша импровизация с предметом! Вам всё понятно?! Приступайте к выполнению! Как будете готовы прошу вас вместе с инструментами вернуться к стульям.
А пока наша фокус группа выполняет своё творческое задание, я предлагаю залу выполнить со мной
Ритмическую зарядку «Тюшки -тютюшки»
Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – Сначала хлопаю я, потом повторяем вместе. (хлоп, хлоп, ХЛОП, хлоп, хлоп, ХЛОП)
Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по коленкам. (шлеп, шлеп, ШЛЕП, шлеп, шлеп ШЛЕП)
Тюшки – тютюшки, сделаем щелкушки! (щёлк, щёлк, ЩЁЛК, щёлк, щёлк, ЩЁЛК)
Тюшки – тютюшки, сделаем бомбушки (бом, бом, БОМ, бом, бом, БОМ)
Тюшки – тютюшки, сделаем топотушки! (топ, топ, ТОП, топ, топ, ТОП)
Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки и шлепушки!
Тюшки-тютюшки, сделаем бомбушки и топотушки!
А теперь повторим это всё под музыку!
«Оркестр звучащих жестов» муз. А.Жилинский
Хочу заметить, что игра звуками собственного тела это и есть первая бессознательная импровизация ребенка! Кроме того, звуковые жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.
Наша фокус группа готова! Предлагаю послушать импровизацию «Осенняя сказка»
Тихо бродит по дорожке
Осень в золотой одежке /тихо бьют ладошками по барабану
Где листочком зашуршит /шуршалки
Где дождинкой зазвенит /колокольчик
Раздается громкий стук , это дятел - тук да тук! /деревянные кубики
Дятел делает дупло, белке будет там тепло /орешки
Ветерок вдруг налетел
По деревьям пошумел /`шуршалки`
Громче завывает
Тучки собирает /свистульки
Дождик - динь, дождик - дон!
Капель бойкий перезвон /треугольники
Все звенит, стучит, поет
Осень яркая идет! /все инструменты.
У нас получилась замечательная импровизация! Благодаря вашей фантазии наша сказка ожила! Аплодисменты фокус группе!
Благодаря данной деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка: Звукоподражание различными способами способствует развитию творческой фантазии. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.
Также можно заучивать стихотворения, составлять описательные рассказы, использовать данные приёмы в театрализации.
Слайд 9 «Вопросы к рефлексии»
Коллеги, сегодня мы прожили вместе мастер-класс по теме «Идеи Орф педагогики в развитии личностного потенциала ребёнка, способности к творческому самовыражению». Предлагаю Вам поделиться своими впечатлениями продолжив одну из предложенных фраз:
«Мне было интересно…»
«Сегодня я узнала…»
«Я буду применять …»
«Мне захотелось…»
«Теперь я могу…»
Действительно, для применения Орф-педагогики не нужно иметь специального музыкального образования, такой вид деятельности можно и нужно использовать и воспитателям, логопедам, родителям!
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок-музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление…»