Мастер классы

Ильтубаева Наталья Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида городского округа Стрежевой (МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)

🖂 636785, Томская область, г. Стрежевой, ул. Кедровая дом73

🕿8 (382-59) 3-30-93 E-mail: Semicvetik@guostrj.ru

МАСТЕР КЛАСС

на тему: «Идеи Орф педагогики в развитии личностного потенциала ребёнка, способности к творческому самовыражению»

C:\Users\Se\Desktop\Наталья Геннадьевна\наталья ганнадьевна\метод материал\публикации и конкурсы\Новая папка\мастер класс\IMG-20200818-WA0039.jpg

Подготовила: музыкальный руководитель

Ильтубаева Н.Г.

Стрежевой 2021

Пояснительная записка

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало,

творческое мышление… Привитие желания и умение творить скажутся

в любой сфере будущей деятельности ребенка»

К. Орф-немецкий композитор, автор уникальной концепции

музыкального образования детей

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в своей работе идей Орф педагогики.  Развитие профессионального самосознания, творческого потенциала, коммуникативной компетенции педагогов.

Задачи:

Развивающие:

  1. Продемонстрировать коллегам приемы формирования у воспитанников основных принципов орф-педагогики;
  2. Прокомментировать эффективность применения приемов;
  3. Отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.
  4. Развивать логическое, образное мышление и память;
  5. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха и изобретательность в звукотворчестве;
  6. Развивать ассоциативное мышление и воображение.

Образовательные:

  1. Учить фантазировать, импровизировать, обогащать словарный запас;
  2. Расширять и систематизировать элементарные музыкальные знания;
  3. Ознакомить с способами соединения игры на музыкальных инструментах, ритмических движений, пения художественным образом;

Воспитательные:

  1. Учить слушать и следовать инструкции мастера;
  2. Формировать умение работать в коллективе;

Основные этапы мастер-класса:

1. Постановка педагогической проблемы, введение в тему, теоретический блок.

2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

3. Рефлексия, обсуждение результатов.

Участники: музыкальные руководители и педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Форма проведения мастер-класса:

-фокус группа из 4-7 педагогов, педагоги слушатели, без участия детей;

-лекция +практическая работа.

Ход мастер-класса

Слайд 1 «Идеи Орф педагогики в развитии личностного потенциала ребёнка, способности к творческому самовыражению»

Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? (как вы думаете? Ваши варианты? Обращение к педагогам) C:\Users\Se\Desktop\Наталья Геннадьевна\наталья ганнадьевна\метод материал\публикации и конкурсы\межрегиона ПЕДАГОГ БУДУЩЕГО 2021\мастер класс\IMG-20200818-WA0035.jpg

 Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им и ударять по нему. Дети не устают дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для детей остаются необыкновенно привлекательными.

 Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать, при этом что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, получая от этого большое удовольствие!

Это и есть идея Орф педагогики! И сегодня в рамках мастер класса я хочу поделиться своим опытом и продемонстрировать элементы Орф подхода.

Слайд 2 «Заставка Карл Орф- информация»

Основателем данной педагогической концепции является немецкий композитор и педагог Карл Орф.

Орф подход –это синтез искусства и творчества, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, речи, движения.

Слайд 3 Орф педагогика (музыка, речь, движение)

Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей, но и полноценно развивать личность ребёнка, речь, коммуникативные способности, внимание, воображение, мышление.

Слайд 4 Ценность концепции К.Орфа

Основными видами деятельности на Орф- занятиях являются: речевое музицирование, озвучивание сказок и шумелок, игра на детских музыкальных и шумовых инструментах. Именно на этих видах деятельности мы и остановимся.

Предлагаю фокус группе принять участие в практической части моего мастер класса! Давайте познакомимся и поздороваемся!

Игра «Назови ласково»

(Задачи: отработка ритмической структуры слова, чёткого произношения звуков в словах, обогащение словарного запаса, развитие слуховых функций, памяти, внимания, координации, двигательной активности)

Сейчас каждый из вас по цепочке назовёт и прохлопает своё имя, а вся группа следом проговорит это имя ласково, сопровождая это шлепками по бедрам. Вот так!

Один: «На-та-ша» – (хлопки)

Все: «На-та-шень-ка» (шлепки по коленям), и.т.д.

Эта игра называется «Назови ласково», она позволяет не только настроить детей на дальнейшую работу, раскрепостить их, снять эмоциональное напряжение, но и активно помогает развивать словарь, отрабатывать ритмическую структуру слова!

В дальнейшем педагог может изменить задание и в зависимости от лексической темы, предложить детям называть своё имя и добавить к нему слово, например, по теме «Лето».

Игра «Летнее знакомство»

Немного поменяем звучащие жесты, на имя мы будем хлопать, а на ассоциацию по теме «Лето» разводить руками.  Внимание!

На-та-ша (хлопки)

Я-го-ды (развела руками), возможные варианты слов: отпуск, жара, солнце, море, мошка, клубника и др.

Слайд 5 «Звучащие жесты»

Я упомянула такой термин как «Звучащие жесты». Это ритмичная игра со звуками своего тела, игра на его поверхностях: хлопки, шлепки, щелчки, притопы. Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе у детей развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.

Коллеги сейчас мы с вами сыграем в ритмическую игру «Фрукты» со звучащими жестами.

Игра «Фрукты»

Проговариваем и звучим (2 повтора)

лимон – 2 хлопка,

апельсин – шлёпаем по коленям – 3 раза,

банан – 2 хлопка,

мандарин– шлёпаем по коленям – 3 раза

Теперь без слов, только «Звучащие жесты»

Повторить молча

Звучащие жесты в орфовской педагогике принято на определённом этапе «переносить» на инструменты. Большой интерес вызовут у детей самодельные шумовые инструменты.

Слайд 6 «Самодельные шумовые инструменты»

На этот раз это будут фрукты, название которых мы декламируем!

Коллеги возьмите по паре одинаковых фруктов в последовательности «Лимон», «Апельсин», «Банан», «Мандарин».

 Своего рода у нас получились фруктовые маракасы, наполненные крупой. (показать, как играть)

 Давайте разделимся на партии по названиям фруктов! Звучит тот фрукт, который проговаривается.

Повторить на фруктах без музыки с речевым сопровождением

А теперь добавим лишь музыку, на 1 часть мы проговариваем стих, а на 2 играем молча

«Фруктовый оркестр», муз. А.Жилинского

Таким образом ритмичное декламирование текста переросло в речевое музицирование, а впоследствии в готовый праздничный номер, фруктовый оркестр, который смело можно представить на утреннике! И заметьте весь этот процесс проходил ненавязчиво, в доступной игровой форме.

Слайд 7 «Фото с оркестрами детей»

Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом. Перенести образные ассоциации на предложенные педагогом предметы. Это могут быть и музыкальные и самодельные шумовые инструменты, необычные предметы в виде орехов, расчестки, скрипящих мешочкой, кугиклы (подуть)

Коллеги на столе находятся разные музыкальные инструменты и предметы, с помощью них я предлагаю Вам озвучить чудесную «Осеннюю сказку».

Слайд 8 «Текст осенней сказки»

Для удобства предлагаю встать вокруг стола, поработать с текстом, распределить роли, подобрать соответствующие инструменты! В тексте отмечены паузы где необходимо ваша импровизация с предметом! Вам всё понятно?! Приступайте к выполнению! Как будете готовы прошу вас вместе с инструментами вернуться к стульям.C:\Users\Se\Desktop\Наталья Геннадьевна\наталья ганнадьевна\метод материал\публикации и конкурсы\межрегиона ПЕДАГОГ БУДУЩЕГО 2021\мастер класс\IMG-20200818-WA0041.jpg

А пока наша фокус группа выполняет своё творческое задание, я предлагаю залу выполнить со мной

Ритмическую зарядку «Тюшки -тютюшки»

Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – Сначала хлопаю я, потом повторяем вместе. (хлоп, хлоп, ХЛОП, хлоп, хлоп, ХЛОП)

Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по коленкам. (шлеп, шлеп, ШЛЕП, шлеп, шлеп ШЛЕП)

Тюшки – тютюшки, сделаем щелкушки! (щёлк, щёлк, ЩЁЛК, щёлк, щёлк, ЩЁЛК)

Тюшки – тютюшки, сделаем бомбушки (бом, бом, БОМ, бом, бом, БОМ)

Тюшки – тютюшки, сделаем топотушки! (топ, топ, ТОП, топ, топ, ТОП)

Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки и шлепушки!

Тюшки-тютюшки, сделаем бомбушки и топотушки!

А теперь повторим это всё под музыку!

 «Оркестр звучащих жестов» муз. А.Жилинский

Хочу заметить, что игра звуками собственного тела это и есть первая бессознательная импровизация ребенка! Кроме того, звуковые жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

Наша фокус группа готова! Предлагаю послушать импровизацию «Осенняя сказка»

Тихо бродит по дорожке
Осень в золотой одежке
/тихо бьют ладошками по барабану 
Где листочком зашуршит /
шуршалки
Где дождинкой зазвенит /колокольчик
Раздается громкий стук , это дятел - тук да тук! /
деревянные кубики 

Дятел делает дупло, белке будет там тепло /орешки 
Ветерок вдруг налетел
По деревьям пошумел /`
шуршалки`
Громче завывает
Тучки собирает /
свистульки

Дождик - динь, дождик - дон!
Капель бойкий перезвон /
треугольники

Все звенит, стучит, поет
Осень яркая идет!
/все инструменты.

У нас получилась замечательная импровизация! Благодаря вашей фантазии наша сказка ожила! Аплодисменты фокус группе!

Благодаря данной деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка: Звукоподражание различными способами способствует развитию творческой фантазии. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

Также можно заучивать стихотворения, составлять описательные рассказы, использовать данные приёмы в театрализации.

Слайд 9 «Вопросы к рефлексии»

Коллеги, сегодня мы прожили вместе мастер-класс по теме «Идеи Орф педагогики в развитии личностного потенциала ребёнка, способности к творческому самовыражению». Предлагаю Вам поделиться своими впечатлениями продолжив одну из предложенных фраз:

«Мне было интересно…»

«Сегодня я узнала…»

«Я буду применять …»

«Мне захотелось…»

«Теперь я могу…»

Действительно, для применения Орф-педагогики не нужно иметь специального музыкального образования, такой вид деятельности можно и нужно использовать и воспитателям, логопедам, родителям!

 «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок-музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление…»