Главные вкладки

    Мастер классы

    Ильтубаева Наталья Геннадьевна

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Семицветик» комбинированного вида городского округа Стрежевой (МДОУ «ДС №12 «Семицветик»)

    🖂 636785, Томская область, г. Стрежевой, ул. Кедровая дом73

    🕿8 (382-59) 3-30-93 E-mail: Semicvetik@guostrj.ru

    МАСТЕР КЛАСС

    на тему: «Идеи Орф педагогики в развитии личностного потенциала ребёнка, способности к творческому самовыражению»

    C:\Users\Se\Desktop\Наталья Геннадьевна\наталья ганнадьевна\метод материал\публикации и конкурсы\Новая папка\мастер класс\IMG-20200818-WA0039.jpg

    Подготовила: музыкальный руководитель

    Ильтубаева Н.Г.

    Стрежевой 2021

    Пояснительная записка

    «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало,

    творческое мышление… Привитие желания и умение творить скажутся

    в любой сфере будущей деятельности ребенка»

    К. Орф-немецкий композитор, автор уникальной концепции

    музыкального образования детей

    Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в своей работе идей Орф педагогики.  Развитие профессионального самосознания, творческого потенциала, коммуникативной компетенции педагогов.

    Задачи:

    Развивающие:

    1. Продемонстрировать коллегам приемы формирования у воспитанников основных принципов орф-педагогики;
    2. Прокомментировать эффективность применения приемов;
    3. Отработать приемы в деятельностно - имитационном режиме.
    4. Развивать логическое, образное мышление и память;
    5. Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха и изобретательность в звукотворчестве;
    6. Развивать ассоциативное мышление и воображение.

    Образовательные:

    1. Учить фантазировать, импровизировать, обогащать словарный запас;
    2. Расширять и систематизировать элементарные музыкальные знания;
    3. Ознакомить с способами соединения игры на музыкальных инструментах, ритмических движений, пения художественным образом;

    Воспитательные:

    1. Учить слушать и следовать инструкции мастера;
    2. Формировать умение работать в коллективе;

    Основные этапы мастер-класса:

    1. Постановка педагогической проблемы, введение в тему, теоретический блок.

    2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

    3. Рефлексия, обсуждение результатов.

    Участники: музыкальные руководители и педагоги дошкольных образовательных учреждений.

    Форма проведения мастер-класса:

    -фокус группа из 4-7 педагогов, педагоги слушатели, без участия детей;

    -лекция +практическая работа.

    Ход мастер-класса

    Слайд 1 «Идеи Орф педагогики в развитии личностного потенциала ребёнка, способности к творческому самовыражению»

    Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? (как вы думаете? Ваши варианты? Обращение к педагогам) C:\Users\Se\Desktop\Наталья Геннадьевна\наталья ганнадьевна\метод материал\публикации и конкурсы\межрегиона ПЕДАГОГ БУДУЩЕГО 2021\мастер класс\IMG-20200818-WA0035.jpg

     Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им и ударять по нему. Дети не устают дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для детей остаются необыкновенно привлекательными.

     Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать, при этом что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, получая от этого большое удовольствие!

    Это и есть идея Орф педагогики! И сегодня в рамках мастер класса я хочу поделиться своим опытом и продемонстрировать элементы Орф подхода.

    Слайд 2 «Заставка Карл Орф- информация»

    Основателем данной педагогической концепции является немецкий композитор и педагог Карл Орф.

    Орф подход –это синтез искусства и творчества, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, речи, движения.

    Слайд 3 Орф педагогика (музыка, речь, движение)

    Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей, но и полноценно развивать личность ребёнка, речь, коммуникативные способности, внимание, воображение, мышление.

    Слайд 4 Ценность концепции К.Орфа

    Основными видами деятельности на Орф- занятиях являются: речевое музицирование, озвучивание сказок и шумелок, игра на детских музыкальных и шумовых инструментах. Именно на этих видах деятельности мы и остановимся.

    Предлагаю фокус группе принять участие в практической части моего мастер класса! Давайте познакомимся и поздороваемся!

    Игра «Назови ласково»

    (Задачи: отработка ритмической структуры слова, чёткого произношения звуков в словах, обогащение словарного запаса, развитие слуховых функций, памяти, внимания, координации, двигательной активности)

    Сейчас каждый из вас по цепочке назовёт и прохлопает своё имя, а вся группа следом проговорит это имя ласково, сопровождая это шлепками по бедрам. Вот так!

    Один: «На-та-ша» – (хлопки)

    Все: «На-та-шень-ка» (шлепки по коленям), и.т.д.

    Эта игра называется «Назови ласково», она позволяет не только настроить детей на дальнейшую работу, раскрепостить их, снять эмоциональное напряжение, но и активно помогает развивать словарь, отрабатывать ритмическую структуру слова!

    В дальнейшем педагог может изменить задание и в зависимости от лексической темы, предложить детям называть своё имя и добавить к нему слово, например, по теме «Лето».

    Игра «Летнее знакомство»

    Немного поменяем звучащие жесты, на имя мы будем хлопать, а на ассоциацию по теме «Лето» разводить руками.  Внимание!

    На-та-ша (хлопки)

    Я-го-ды (развела руками), возможные варианты слов: отпуск, жара, солнце, море, мошка, клубника и др.

    Слайд 5 «Звучащие жесты»

    Я упомянула такой термин как «Звучащие жесты». Это ритмичная игра со звуками своего тела, игра на его поверхностях: хлопки, шлепки, щелчки, притопы. Благодаря тесной взаимосвязи речи, музыки и жестов на начальном этапе у детей развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность.

    Коллеги сейчас мы с вами сыграем в ритмическую игру «Фрукты» со звучащими жестами.

    Игра «Фрукты»

    Проговариваем и звучим (2 повтора)

    лимон – 2 хлопка,

    апельсин – шлёпаем по коленям – 3 раза,

    банан – 2 хлопка,

    мандарин– шлёпаем по коленям – 3 раза

    Теперь без слов, только «Звучащие жесты»

    Повторить молча

    Звучащие жесты в орфовской педагогике принято на определённом этапе «переносить» на инструменты. Большой интерес вызовут у детей самодельные шумовые инструменты.

    Слайд 6 «Самодельные шумовые инструменты»

    На этот раз это будут фрукты, название которых мы декламируем!

    Коллеги возьмите по паре одинаковых фруктов в последовательности «Лимон», «Апельсин», «Банан», «Мандарин».

     Своего рода у нас получились фруктовые маракасы, наполненные крупой. (показать, как играть)

     Давайте разделимся на партии по названиям фруктов! Звучит тот фрукт, который проговаривается.

    Повторить на фруктах без музыки с речевым сопровождением

    А теперь добавим лишь музыку, на 1 часть мы проговариваем стих, а на 2 играем молча

    «Фруктовый оркестр», муз. А.Жилинского

    Таким образом ритмичное декламирование текста переросло в речевое музицирование, а впоследствии в готовый праздничный номер, фруктовый оркестр, который смело можно представить на утреннике! И заметьте весь этот процесс проходил ненавязчиво, в доступной игровой форме.

    Слайд 7 «Фото с оркестрами детей»

    Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок.

    В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом. Перенести образные ассоциации на предложенные педагогом предметы. Это могут быть и музыкальные и самодельные шумовые инструменты, необычные предметы в виде орехов, расчестки, скрипящих мешочкой, кугиклы (подуть)

    Коллеги на столе находятся разные музыкальные инструменты и предметы, с помощью них я предлагаю Вам озвучить чудесную «Осеннюю сказку».

    Слайд 8 «Текст осенней сказки»

    Для удобства предлагаю встать вокруг стола, поработать с текстом, распределить роли, подобрать соответствующие инструменты! В тексте отмечены паузы где необходимо ваша импровизация с предметом! Вам всё понятно?! Приступайте к выполнению! Как будете готовы прошу вас вместе с инструментами вернуться к стульям.C:\Users\Se\Desktop\Наталья Геннадьевна\наталья ганнадьевна\метод материал\публикации и конкурсы\межрегиона ПЕДАГОГ БУДУЩЕГО 2021\мастер класс\IMG-20200818-WA0041.jpg

    А пока наша фокус группа выполняет своё творческое задание, я предлагаю залу выполнить со мной

    Ритмическую зарядку «Тюшки -тютюшки»

    Тюшки – тютюшки, сделаем хлопушки! – Сначала хлопаю я, потом повторяем вместе. (хлоп, хлоп, ХЛОП, хлоп, хлоп, ХЛОП)

    Тюшки – тютюшки, сделаем шлепушки! – шлёпают по коленкам. (шлеп, шлеп, ШЛЕП, шлеп, шлеп ШЛЕП)

    Тюшки – тютюшки, сделаем щелкушки! (щёлк, щёлк, ЩЁЛК, щёлк, щёлк, ЩЁЛК)

    Тюшки – тютюшки, сделаем бомбушки (бом, бом, БОМ, бом, бом, БОМ)

    Тюшки – тютюшки, сделаем топотушки! (топ, топ, ТОП, топ, топ, ТОП)

    Тюшки-тютюшки, сделаем щелкушки и шлепушки!

    Тюшки-тютюшки, сделаем бомбушки и топотушки!

    А теперь повторим это всё под музыку!

     «Оркестр звучащих жестов» муз. А.Жилинский

    Хочу заметить, что игра звуками собственного тела это и есть первая бессознательная импровизация ребенка! Кроме того, звуковые жесты являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.

    Наша фокус группа готова! Предлагаю послушать импровизацию «Осенняя сказка»

    Тихо бродит по дорожке
    Осень в золотой одежке
    /тихо бьют ладошками по барабану 
    Где листочком зашуршит /
    шуршалки
    Где дождинкой зазвенит /колокольчик
    Раздается громкий стук , это дятел - тук да тук! /
    деревянные кубики 

    Дятел делает дупло, белке будет там тепло /орешки 
    Ветерок вдруг налетел
    По деревьям пошумел /`
    шуршалки`
    Громче завывает
    Тучки собирает /
    свистульки

    Дождик - динь, дождик - дон!
    Капель бойкий перезвон /
    треугольники

    Все звенит, стучит, поет
    Осень яркая идет!
    /все инструменты.

    У нас получилась замечательная импровизация! Благодаря вашей фантазии наша сказка ожила! Аплодисменты фокус группе!

    Благодаря данной деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка: Звукоподражание различными способами способствует развитию творческой фантазии. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

    Также можно заучивать стихотворения, составлять описательные рассказы, использовать данные приёмы в театрализации.

    Слайд 9 «Вопросы к рефлексии»

    Коллеги, сегодня мы прожили вместе мастер-класс по теме «Идеи Орф педагогики в развитии личностного потенциала ребёнка, способности к творческому самовыражению». Предлагаю Вам поделиться своими впечатлениями продолжив одну из предложенных фраз:

    «Мне было интересно…»

    «Сегодня я узнала…»

    «Я буду применять …»

    «Мне захотелось…»

    «Теперь я могу…»

    Действительно, для применения Орф-педагогики не нужно иметь специального музыкального образования, такой вид деятельности можно и нужно использовать и воспитателям, логопедам, родителям!

     «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок-музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление…»