Русский язык

Костылева Татьяна Владимировна

Состав слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon состав слова82.5 КБ
Файл состав слова (презентация)1.47 МБ

Предварительный просмотр:

  1.  Урок русского языка  УМК «Перспективная начальная школа»,2 класс. Тема: «Состав слова».

Учитель: Костылева Т.В

  1. Тип урока первичного предъявления новых знаний или УУД

Цели деятельности учителя: способствовать воспитанию потребности совершенствовать свою устную и письменную речь; создавать условия для формирования интереса к слову; объединить знания учащихся о частях слова в целостное представление о том, что у каждого слова есть определённая структура, состав, формировать умения разбирать слова по составу и объяснять значение слов с разными  суффиксами и приставками; формировать навык работы со словарями. 

  1. Планируемые результаты образования:

Предметные: – выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;  пользоваться обратным словарем; объяснять значение слова с разными приставками 

 Личностные: проявлять интерес к изучению  русского языка;  уметь анализировать проводить самооценку своей работы; осознавать свои возможности в учении; адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями  и трудолюбием;

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов УУД):

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу, способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи); соотносить  учебные действия с алгоритмом;  оценивать свою деятельность. 

 Познавательные: стимулировать самостоятельную поисковую деятельность, делают выводы в результате совместной деятельности класса и учителя,  умению обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы и умению использовать знаково-символические модели (схемы) для обозначения частей слов.

Коммуникативные: проявлять познавательную инициативу, анализируя материал междисциплинарного характера; соотносить  учебные действия с алгоритмом;  оценивать свою деятельность; слушают и понимают речь других.

5. Формы работы учащихся: работа в парах, группах; фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.

6. Оборудование:   Учебник:  Н.А. Чуракова  «Русский язык.  2  класс» 2-3 часть. Толковый словарь. Ожегова Словообразовательный словарь. Потиха,  проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, обучающая программа-тренажёр по русскому языку «Фраза», карточки для групповой работы, карточки для дифференцированной работы,  карточки- схемы, лист оценки.

Технологическая карта урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организа-ционный этап (психологический

настрой на урок)

 включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Добрый день! Добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели.

И тихонечко все сели.

Прозвенел звонок весёлый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Что вы ждёте от урока?(Слайд 2)

Девиз урока: Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

- Сегодня вы будете сами оценивать свои знания. Готовы? На парте лежит Лист оценки. (Слайд 3) Критерии оценивания будем определять

вместе.

Записываем число. Классная работа. Пишем правильно и аккуратно. Стараемся так писать в течение всего урока.

(1 мин)

Приветствие  учащихся.

 Критерий оценивания.

2б – без ошибок

1б- 1ош, исправление

0б – 2 ошибки

Р:-умение настроиться на успешную работу.

К: -умение слушать и слышать.

Л:-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

2 Постановка  У.З.

1)Актуализация опорных знаний

2) Самооценка детей(«знаю», «могу»)

 повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.  

1)Словарная работа 3Х3

Урожай, Родина, народ;

Столица, обед, спасибо;

тетрадка, адресок, ветерок;

2)Дифференцированная работа со словарными словами (Тренажёр. ИКТ) (Слайд 4)

- проверка по словарю А-Я.и по слайду.

- слова третьей строчки нашли в словаре?

Как образовались эти слова?

(3 мин)

Алгоритм оценивания при работе со словарными словами.

1.А -Я

2.3х3

3.Самопроверка

4.Самооценка

- они изменены

Работа самостоятельно. Тренажёр.

Нет(адрес -адресок)

 При помощи суффикса.

Р:-соотнесение того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно.

К: -умение излагать свое мнение,

- формулируют выводы..

П:-умение анализировать , сравнивать,

классифицировать объекты, выбирая обоснование для классификации (по существенному признаку).

Л:-развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

3) Проблема- постановка практической задачи (мотивация «не знаю, но хочу научиться»)

Создать условия для определения темы урока формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций.

Постановка У.З

Составление плана урока.

(Слайд 4)-Помогите определить тему урока. Из первых букв словарных слов 2 и 3 строки составьте слово.

- Какое значение может иметь слово состав?  

Мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать?

Назовите тему урока.

- Поставьте Учебную задачу.

Чтобы нам ничего не упустить, составим план работы.

План урока:1)А-Я

2)Открытие новых знаний

3)Провести исследование, 4)Составить алгоритм действия.

5)Применение новых знаний

Учебник с.74 (состав поезда – состав слова)

_ ребята, я обнаружила  конверт «Части слова»

 О каких частях слов вы уже слышали?

 (Достаю из конверта схемы обозначения части слова)

-Ученики  объясняют каждую часть слова. (3 мин)

Толковый словарь

Интернет

Тема урока: «Состав слова»

Я хочу узнать…

Я хочу научиться…

      1)А-Я

2)Открытие НЗ

3)Исследование,

4) алгоритм действия.

5)Применение НЗ

Читают разговор Маши, Миши и Волшебницы.

Дети объясняют каждую часть слова

Л:Самоопределение,     смыслообразование, формирование  эмоционального настроя.

К:Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем.

Р: Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала

4)Формулирование новой У.З.

осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;

Решение У.З..

Применения приёма«Кластер»

-Ребята, тема нашего урока: «Состав слова»,значит, нам надо установить определённый порядок в слове.

(схема на доске или на экране)

В слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не может. Что это за часть?

-Как найти корень слова?

Где находится приставка?

Где находится суффикс? Где (почти) всегда находится окончание? (1 мин)

Составляют схему слова

Корень

Подобрать однокоренные слова

Р:-соотнесение того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно.

К:-умение излагать свое мнение,

-выстраивать речевые конструкции.

3.Решение поставленной задачи

1)«Открытие» нового способа действия»

Нас встречает ПРОВОДНИК

- Сколько может быть частей в этом слове?

- Из каких частей состоит это слово?

 Знакомство с алгоритмом разбора слова.

Работа в паре. (предположение детей)

Читают предположение Маши и Миши с.75

Р:- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

К: -умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

П:- постановка и решение проблемы

2) Преобразование-

моделирование

Знакомство с алгоритмом разбора состав слова

Составление алгоритма разбора  слов по составу

 

Алгоритм определения состава слова. – С чего начинаем выделять части слова?

Окончание

основа

Корень

Приставка

Суффикс (ученики на доске прикрепляют карточки-схемы схему)

Р:-умение апеллировать к правилу или схеме для подтверждения своего ответа. Преобразование

Схемы.

физминутка

Я приглашаю вас проехать на паровозике. (1 мин)

Танец-игра «Паровозик»

4. Первичное закрепление (учебных действий) 1)Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным.

Познавательные: обще-учебные- осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические-дополняют и расширяют имеющие знания и представления о составе слова

Работа по учебникуЧ.3, с.75

№79

-Откройте обратный словарь на букву А.  Найти группу слов на –иха. Что можете сказать о составе этих слов? Как называются части, из которых состоит каждое слово? Есть ли в словах одинаковые части? Какие именно? Что общее придаёт этот суффикс? Окончание в этих словах, делает их чем-то похожими? Какого они все рода?

Разберите по алгоритму.

ежиха

Проверка по образцу

Работа по учебникуЧ.3, с.76

№80

- Что вы можете сказать о составе этих слов? Сколько частей в этих словах?

- Как называются эти части? Как называются такие окончания?

Разберите по алгоритму в парах  

Образец ЛУЧИК  (10 мин)

Работа по алгоритму.

Проверка по образцу

Критерии оценки.

Я-А

Выделить части слова

с/п (по образцу ЕЖИХА)

с/о

ОЦЕНИВАНИЕ Работа в парах

 Я-А

Выделить части слова

с/п (по образцу ЛУЧИК)

с/о

ОЦЕНИВАНИЕ

Р:- умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности;

- составление плана и последовательности действий;

К: -умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками (в паре)

П:-умение использовать алгоритм учебного действия, умение работать со словарём

2)Первичное закрепление.

Проговаривание

 проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Алгоритм определения состава слова. Проверка по  слайду (Слайд 5, 6,7) (1 мин)

Проговаривание в парах

К:-умение взаимодействовать со сверстниками.

3)диагностическая работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Дифференциро-ванное задание.

Работа по карточкам

-Вы можете выбрать вариант А или Б.(простой или усложнённый)

Проверка по слайду (Слайд  8(А), 9(Б)

(2мин)

Работа в парах. Тренажёр.ИКТ

Поверка по эталону.

Оценивание.

П:-умение использовать алгоритм учебного действия (словообразование);

Р:-оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности;

5.Рефлексия

1)Самостоятельная работа.

 Включение будущего нового материала

Выполнение упражнения в тетради для самостоятельной работы №2 №52 (с.39-40)

- Что обозначают слова , которые выписали?

-В какой форме записаны слова? (н/ф) Какое значение имеет приставка ПО -? ПЕРЕ-?

Проверка по слайд (Слайд 10)

(5 мин)

Прогностическое оценивание

Слова-действия

Чу-щу

Родственные слова.с/п

с/о

Проверка по слайду

оценивание

Р:-контроль и адекватная самооценка результатов своей  деятельности и деятельности других учащихся.

К:-умение строить логические высказывания и аргументировать их.

П:-умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Л:-самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация.

Закрепление изученного (дополнительный

материал)

Образование слов –действий при помощи приставки

Работа по слайду. (Слайд 11)

 Составить как можно больше слов с данными приставками.

-Почему разные значения слов получились, мы же взяли слово-действия одно УЧИТЬ?

П:-умение использовать алгоритм учебного действия (словообразование);

2)Постановка У.З. на следующий урок Включение будущего нового материала

Постановка У.З на следующий урок каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Составить пословицу (даю слова: всегда, грамоте, учиться , пригодится) (слайд 12)

- разобрать по составу Грамоте и учиться.- Где возникла трудность при разборе?

-Значит, остаются вопросы на следующий урок?

Работа в группе. Составляют пословицу: Грамоте учиться всегда пригодится.

Р:-самопроверка и самоконтроль.

К: - умение работать в группах, умение излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;

-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками 

Р:-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

4).Домашнее  задание Творческое задание

РТ у. 54- «4»

«5»- Иллюстрации к теме урока

«Состав слова».

 (2 мин)

Р:- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

К: – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Л:-самоопределение смыслообразование и нравственно-эстетическая ориентация.

Диагностические задания на осознание и понимание нового.

Мини-тест        (Слайд 13)

Составляют слово оценка

6.Итог урока.  Оценивание.

Метод «интервью» или «микрофон» осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.                                                                                                                                                                                  

(Слайд 14)

-Работа с Листом оценки. Подсчёт баллов. Определяем уровень.

_ Что особенно понравилось на уроке?

-Как пригодятся эти знания в жизни?

-Какое задание показалось самым трудным?(Слайд 15)

 Мне понравилось на уроке …

Мне удалось на уроке…

Я порадовался на уроке за …

Я могу похвалить себя за …

Мне надо еще поработать над …

(5мин) (Слайд 16)

Подсчитывают баллы .определяем процент выполнения. уровень

Р:-контроль и адекватная самооценка результатов своей  деятельности К:

-умение строить логические высказывания и аргументировать их.

П-умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Л:-самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 классе Состав слова Костылева Татьяна Владимировна учитель начальных классов МБОУ Кутуликская СОШ

Слайд 2

Цель: формировать умения выполнять разбор слова на основе словообразовательного анализа; формировать умения пользоваться обратным словарем, толковым словарём, находить информацию в интернете; закреплять умения объяснять слова с разными частями слова, учить приёмам анализа и синтеза; Задачи: актуализировать знания учащихся о частях слова, повторить основные признаки частей слова, установить определённый порядок состава слов, уметь анализировать проводить самооценку своей работы, создавать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка,

Слайд 3

«Мир освещается солнцем, а человек знанием».

Слайд 4

Критерий оценивания 2 б – без ошибок 1 б – 1 ошибка, исправление 0 б – 2 ошибки и более

Слайд 5

Словарная работа Урожай, Родина, народ; столица, обед, спасибо; тетрадка, адресок, ветерок;

Слайд 6

Помни, при разборе слова Окончание и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка – впереди.

Слайд 7

Состав слова окончание приставка корень суффикс основа

Слайд 9

Разбор по составу (а) за маз к а лес н ой охот ник по езд школь ник а ОЙ

Слайд 10

Разбор по составу (б) пере воз к а при школь н ый до беж а л а аптеч к а медвед иц а а ый а а а

Слайд 11

РТ у.52 посидеть -сидеть посмотреть – смотреть порисовать- рисовать п оиграть- играть полепить- лепи ть Кучу – чу-щу Переделать дел

Слайд 12

Образуй однокоренные слова, прибавляя к ним приставки. учить вы об до при пере про из по на от под раз

Слайд 13

пословица Грамоте учиться всегда пригодится.

Слайд 14

14 Корень мой находится в цене , В очерке найди приставку мне , Суффикс мой в тетрадке все встречали , Ну , а окончание в слове - карта . Вся же в дневнике я и в журнале . ОЦЕНКА ( ^

Слайд 15

10-9 б – 100-90% высокий уровень 8 б – 80% - повышенный 7 б – 70% - базовый уровень 6 б -60% -пониженный

Слайд 16

Сегодня на уроке: Я узнал … Я понял … Мне понравилось … Было трудно… Для меня было открытием, что… Могу порадоваться успехам …

Слайд 17

Спасибо за урок ! В добрый путь по дороге знаний! приставка суффикс корень окончание Знайте все, что части слова Вам всегда служить готовы!

Слайд 18

Используемые источники: http://www.mouschool12.ucoz.ru/photos/novosti_2010-11/Solnishno.png - солнышко http://s52.radikal.ru/i137/0811/09/7158a9878ebe.png -смайлик http://stat17.privet.ru/lr/0932d9170b0a3f34046e6a4fcac6df40 http://pedsovet.su/load/321-1-0-14568 - шаблон презентации