Родительские собрания

Костылева Татьяна Владимировна

Формирование адекватной оценки качества знаний с позиции педагога, родителей

Оценка. Отметка. Как к ней относиться?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание 4 четверть 1 класс !3.04.2016

Формирование адекватной оценки качества знаний с позиции педагога, родителей, первоклассника.

13.04.2016

Форма проведения: круглый стол

Цель: создание условий для формирования адекватной оценки качества с позиции родителей учащихся класса.

Задачи: ознакомить родителей учащихся с понятием «качество знаний» ученика; создать условия для осознания и адекватной оценке качества знаний родителями и их детьми; способствовать формированию правильного отношения к оценке качества знаний учащихся педагогом.

Выступление учителя.

Способность к самоконтролю предполагает привлечение внимания ребёнка к содержанию собственных действий, способность к оценке результатов этих действий, а также своих возможностей.

Для успешной учёбы в школе ребёнку необходимо уметь слушать и выполнять инструкции, подчинять свои действия правилам при последовательном выполнении указаний взрослого.. Очень полезна игра в школу. Хорошо, если в этой игре примут участие сверстники, что поможет оживить обстановку, внесёт  в занятие элемент игры, соревнование.

  Работа по исследованию развитости самооценки учащихся данного класса только начата. Тем более полезна эта работа в период безоценочного обучения, что позволяет подготовить детей к правильному восприятию оценки его качества знаний со стороны педагога. Также эта работа позволяет наметить пути по формированию самооценки. Результаты проведённого теста позволяют сделать выводы, что учащиеся класса не совсем готовы к самоконтролю действий, к оценке результатов собственных действий и своих возможностей.

Мною проводилась работа по выявлению развитости самооценки в виде наблюдений за учащимися в процессе учебной деятельности, во время специально организованных упражнений, а также в непосредственной обстановке.

«Самооценка – ценность…, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, её взаимоотношение с другими людьми».(психологический словарь)

«Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоциональными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения» (педагогическая энциклопедия)

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, требовательность к себе, к событиям жизни. Самооценка может характеризоваться по следующим параметрам:

По уровню (высокая, низкая);

По соотношению с реальной успешностью (адекватная, неадекватная – завышенная, заниженная).

Наиболее развитым является такой характер самооценки, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватной оценкой им  своих качеств.(психологич. справ)

Самооценка мл.школьника во многом зависит от отметок. Она обнаруживает склонность к переоценке достигнутых результатов и возможностей. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные отметки. Слабоуспевающим школьник становится тогда, когда  обнаруживается определённое расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. Сначала это расхождение недостаточно осознаётся, не принимается школьником: большинство неуспевающих детей 1-2 классов переоценивают результаты своей учебной деятельности.  К 4 классу , отстающие в учёбе, имеют пониженную самооценку, и так из класса в класс видна нарастающая тенденция учеников в недооценке своих и так ограниченных успехов. Тот, который терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и , наоборот, успех уже полученный ранее, предрасполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности отстающих детей неуспеха над успехом, что постоянно подкрепляется низкими оценками их работы учителем, ведёт  к нарастанию неуверенности в себе и чувства неполноценности. Низкую самооценку поддерживают и оценки учеников по классу, которые переносят неуспехи детей в учении на все другие сферы деятельности. Система оценочных действий учителя является более сложной, мощной и тонкой, чем это можно представить на первый  взгляд.

Поэтому родителям важно уяснить сейчас, что эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приёмами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Степень положительной оценки может быть разной: одна удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других, другие претендуют на оценку выше обычной, третьи- на оценку выше всех остальных. Детям младшего школьного возраста важно, чтобы положительная оценка была общепризнанной – и учителем, и родителями, и одноклассниками. Самооценка позволяет судить о том, как происходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому важно прослеживать уровень самооценки каждые полгода (учителю, психологу).Важно чтобы и родители были ознакомлены, могли применить эти знания при организации общения со своим ребёнком на тему «Учебная деятельность».

Большую роль в формировании самооценки и уровня притязаний играет мотивация достижений успеха. Если ребёнок часто не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив достижения успеха ослабляется. Сначала  возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими, а в результате всего этого может возникнуть ценностная переориентация личности.

Для изучения самооценки использовала методику А.И.Липкиной «Три оценки».

Исследования американского психолога Герлока: В его опытах одни и те же дети выполняли различные задания. На протяжении всего эксперимента одни –порицались, другие –одобрялись, третьи –никак не оценивались.

 Результаты показали, что лучше выполнили те учащиеся, деятельность  которых  подкреплялась одобрением. Худший результат у тех , кто не оценивался.

Итак, оценка знаний учащихся учителем нужна. Но важно знать психологические особенности отношения к оценке школьника, важно знать, как ребёнок соотносит уровень своих знаний и школьную отметку за эти знания. Не всегда эти критерии бывают взаимосвязаны. Поэтому важно ответить на вопросы6

  1. В каком соотношении должны находиться самооценка учащимися и оценка учителя?
  2. Как могут взаимооценки влиять на самооценку учащегося?
  3. В каком отношении находятся самооценка учащегося, оценка учителя и оценка знаний родителями учащегося?

Характерными особенностями учащихся 1 класса является то, что их самооценка совпадает с оценкой учителя у отстающих детей на 63%, у среднеуспевающих детей – на 78%, у отличников – 93%.

Адекватность оценки: в 1 классе с адекватной оценкой соглашаются 48% учащихся, с завышенной оценкой -50%, с заниженной -2%. (анкетирование родителей с.88)

Дети научатся правильно оценивать себя, если будут реально представлять свои возможности, особенности. Если у ваших детей не будет получаться хорошо и правильно оценить себя, нужно будет постараться нам, взрослым, найти пути взаимодействия с ребёнком для достижения поставленной цели. Для этого нужно уметь хорошо представлять себе, как это сделать. Попробуем выполнить одно упражнение «Что я знаю о себе» ПР. 38 с.

Родителям стоит задуматься, насколько предъявляемые вами требования к качеству знаний учащихся соответствуют реальным возможностям детей. Следует помнить, что эти требования должны быть адекватными, иначе у детей будет формироваться неадекватная, заниженная самооценка, которая «деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию. Самооценка складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также в результате сопоставления образа реального «я» (каким человек видит себя) с образом идеального  «я» (каким человек желает себя видеть)»

Проект решения родительского собрания.

  1. Принять к сведению выступление учителя о формировании самооценки учащихся.
  2. Для выявления собственных личностных качеств и возможностей учащимся класса необходимо участие в массовых внеклассных мероприятиях, поэтому провести мероприятие на котором дети смогут показать свои способности.
  3. Родительскому комитету продумать поощрение учащихся в конце  учебного года.


Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 2-м классе "Отметка. Оценка. Как к ней относиться


Цели:

  1. Объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей,
  2. Познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре учебной работы, с нормами оценок и как к ним относиться.

Оборудование:

  • памятки для родителей,
  • листы индивидуальных достижений учащихся.

Повестка дня:

1. Отметка. Как к ней относиться? (лекция)

Тренинг “Первые школьные отметки” (приложение 1)

2. Итоги 1 четверти.

3. Отчет родительского комитета о проделанной работе и план работы на 2 четверть.

Со 2 класса  наши дети получают оценки. Сегодня мне хочется вместе с вами поговорить о том,что стоит за отметками учеников. Всегда ли должны радовать “5” и огорчать “3”? Как нам, взрослым, относиться к отметкам наших маленьких детей?

Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учились они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей.

А вот если ребенок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Я ставлю ему “3”, больше поставить не могу, так как его работа выполнена хуже, чем у других, детей, а ведь они смотрят в тетради друг у друга, сравнивают… Так вот, часто, эта скромная “3”- свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, заслуживает похвалы.

Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому чтобы у ребенка в тетради были одни “5”.

Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”.

Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после “5” вдруг полученная “4” вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока еще едва заметные.

Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5-6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу.

Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие ,не пугайтесь”3” по письму и, самое главное не учите ребенка лгать! (пример)

Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым.

В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий.

Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.

Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас интересуют прежде всего оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение.

Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.

Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: "Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?".

Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры"

Как помочь ребенку?

а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные.

б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём  и всегда -невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности -например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.

в) Помнить о том, что отличная оценка -не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.

Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:

1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности.

2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.

Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё

3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.

Итоги 1 четверти. Работа с листами достижений.

Оцените достижения своих детей. (приложение 2)

Литература:

  1. Материалы газет “ Первое сентября”.
  2. Журнал “Классный руководитель” 2007 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. Антон Семенович Макаренко

Слайд 2

Повестка дня. Итоги первой четверти. Что влияет на учебу?Отметка.Оценка.Как к ней относиться. 3. Советы родителям. 4.Разное.

Слайд 3

Как помочь ребенку? а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные.

Слайд 4

) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём и всегда -невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности -например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.

Слайд 5

) Помнить о том, что отличная оценка -не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.

Слайд 6

Наши действия 1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности. 2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё 3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.

Слайд 7

Итоги первой четверти Качество обучения – 49 % Успеваемость - .

Слайд 8

Итоги административных контрольных работ Техника чтения: 40слов- «3» 50слов- «4» 60слов- «5» «5» -5 «4» - 7 «3» - 8 «2»-2 Успев:92% Качест:52%

Слайд 9

Что влияет на учебу? Здоровье психическое и физическое. «Психологическое здоровье» - это, прежде всего, открытые и доверительные отношения, это «здоровая и адекватная» самооценка, это умение уступать и договариваться, это способность оценивать себя со стороны. Подрастающего ребенка следует учить справляться с различными стрессовыми и критическим ситуациями, управлять своими мыслями и чувствами, уметь не идти «на поводу» у своих эмоций, быть сдержанным и выносливым не только физически, но и эмоционально.

Слайд 10

Что влияет на учебу?

Слайд 11

Что влияет на учебу?

Слайд 12

Что влияет на учебу?

Слайд 13

Что влияет на учебу?

Слайд 14

Что влияет на учебу? Индивидуальные особенности познавательной сферы: Уровень развития памяти, внимания, мышления, речи; несформированность необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), плохое речевое развитие, недостаточное развитие внимания и памяти. Зрелость коры головного мозга. Преобладающий канал восприятия и тип памяти (визуал, аудиал или кинестетик ).

Слайд 15

Что влияет на учебу? Личностные особенности: Уровень тревожности. Уверенность в себе. Отношение к ситуациям проверки знаний. Отношение к ожиданиям окружающих.

Слайд 16

Что влияет на учебу? Мотивация обучения. 1.Внешняя: отметки вынужденный долг учёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения избегание наказания. 2. Внутренняя: удовлетворение от самой деятельности стремление к успеху понимание необходимости для жизни учение как возможность общения.

Слайд 17

Что влияет на учебу? Коммуникативные навыки: умение выстраивать отношения с учителями и сверстниками. Взаимоотношения между учениками в классе могут сильно влиять на успеваемость учащихся. При нормальных отношениях и при мотивациях большинства учеников, направленных на учебу, класс считается сильным, и, как правило, большинство ребят хорошо учатся.

Слайд 18

Что влияет на учебу? Навыки самообразования: 1. Скорость и качество чтения. 2. Управление информацией. 3. Саморегуляция.

Слайд 19

Что влияет на учебу? Увеличивается количество предметов и, соответственно, информационный поток, что вызывает перегрузки и отставание в учебе. Ученик за время обучения решает 30000 задач, прочитывает 800 000 страниц текста, из-под его пера выходят 500 сочинений и изложений, он получает около 2000 отметок.

Слайд 20

Что влияет на учебу? Качество выполнения домашнего задания. Объем домашних заданий по всем предметам в 2классе– до 1 -2часов

Слайд 21

Шкала трудности учебных предметов и любимые предметы Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности) Любимый предмет Русский язык. 11 7 Математика. 3 16 Литератур.чтение. 1 10 Ин.яз. 4 9 Ознаком.с окружающ. 4 5 Технология 4 3 Физическ.культура. 3 5 Музыка. 3 5 ИЗО 3 6

Слайд 22

Не навреди! Родители нередко предъявляют к ребенку необоснованные требования — они хотят, чтобы их дети были отличниками любой ценой, при этом нанося ребенку непоправимый вред.

Слайд 23

Советы родителям Правило первое: не бей лежачего . “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.

Слайд 24

Советы родителям Правило второе: не более одного недостатка в минутку . Знайте меру, иначе ребенок станет нечувствительным к вашим оценкам. .

Слайд 25

Советы родителям Правило третье: за двумя зайцами погонишься… Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы в данный момент для ребенка.

Слайд 26

Советы родителям Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение .

Слайд 27

Советы родителям Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами.

Слайд 28

Советы родителям Правило шестое: не скупитесь на похвалу . Ведь родительское: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Слайд 29

Советы родителям Никогда не выполняйте домашнее задание за ребенка !

Слайд 30

Советы родителям Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Мы всегда рады видеть ВАС!