Статья "Роль предметно-развивающей среды в развитии речи дошкольников"

Кузьмина Галина Александровна

"Предметно -развивающая среда, как важна для детей в саду она!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл docsreda_i_gry.docx462.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль  предметно – развивающей  среды  в  развитии  речи  детей старшего дошкольного возраста».

   

Предметно-развивающая среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Размещение оборудования по секторам (центрам развития), позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности. Так как основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра, то большая часть группы выделена для сюжетных игр – это: «семья», «больница», «магазин», «кафе», «ателье», «почта», «парикмахерская», «школа». Для развития сюжета предложены  муляжи фруктов, овощей, посуда, куколки, тряпочки и многое другое.

 Для развития творческих замыслов в играх для девочек имеются предметы женской одежды, украшения, платочки, банты, зонтики и др.

Одним из любимых занятий для мальчиков, являются игры с правилами дорожного движения. Для этого им предложены дорожные знаки, светофоры, машины специального назначения (пожарная, скорая помощь, полиция), и, конечно же материалы для строительства улиц, переход, мостов, проезжей части и тротуаров. Для «автосервиса» имеются всевозможные инструменты (гайки, болты, отвёртки, ключи). Для развития творческих способностей детей имеются разные виды конструктора: деревянный, пластмассовый, «Лего», а так же мелкие предметы и игрушки для обыгрывания построек.

Особым интересом у детей группы пользуется театрально-игровая деятельность. Дети с большим удовольствием разыгрывают сценки, участвуют в инсценировках, ставят спектакли и показывают их детям младших групп.

В группе организованы выставки детского творчества (рисунки, поделки из природного материала и т.д.). Ежемесячно проходят выставки на тему «Волшебное искусство оригами».

Предметно-пространственная среда группы была создана так, что бы, не только обеспечить совместную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой самообразования.

Поэтому при проектировании были учтены индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка, интересы, склонности и предпочтения: любознательность, исследовательский интерес и творческие способности. В сфере художественного и творческого развития личности особую ценность имеет центр изобразительной деятельности. Ребёнок может рассмотреть репродукции великих художников, познакомиться с поделками народных мастеров и умельцев. Дети пробуют себя в самостоятельно выбранной художественной деятельности. Дети используют в работе разнообразные средства изображения: трафареты, печати, поролон, ватные палочки и др.

Для детей, которые нуждаются в повышенной двигательной активности, в группе имеется спортивный инвентарь: мячи, обручи, кегли, скакалки, а также флажки, ленты, султанчики и др.

               Для удовлетворения своих любознательных потребностей дети могут воспользоваться энциклопедиями с иллюстрациями, а также детскими журналами,  альбомами, книгами.

В группе  создана творческая мастерская по интересам детей:

     * оригами

     *квилинг

     *бисероплетение

     *пластилинография

     *поделки из природного материала

Поддержка  иннициативы  детей  в  различных  видах  деятельности.

Социально-коммуникативная: Беседа на тему «Дорогая моя столица». Формировать у детей представление о Москве, как о главном городе нашей страны. Побуждать детей называть свой домашний адрес.

Познавательно-исследовательская: Чтение произведений, рассматривание картин и иллюстраций о Москве.

Презентация «Достопримечательности Москвы».

Речевая:Составление рассказа «Мой родной город древний и молодой», заучивание стихов и пословиц о Москве. Побуждать составлять короткий последовательный рассказ на заданную тему. Выразительно читать стихи, понимать смысл пословиц.

Продуктивная: Аппликация «Московский Кремль»; конструирование «Я – архитектор своего города». Побуждать создавать конструкции по замыслу. Развивать стремление украшать свой город.

Игровая:С/р игра «Экскурсия по Москве». Совершенствовать умение объединяться в подгруппы, развивать сюжет, брать на себя роль экскурсовода.

                           

Социально-коммуникативная: Беседа на тему «Дорогая моя столица». Формировать у детей представление о Москве, как о главном городе нашей страны. Побуждать детей называть свой домашний адрес.

Познавательно-исследовательская: Чтение произведений, рассматривание картин и иллюстраций о Москве.

Презентация «Достопримечательности Москвы».

Речевая:Составление рассказа «Мой родной город древний и молодой», заучивание стихов и пословиц о Москве. Побуждать составлять короткий последовательный рассказ на заданную тему. Выразительно читать стихи, понимать смысл пословиц.

Продуктивная: Аппликация «Московский Кремль»; конструирование «Я – архитектор своего города». Побуждать создавать конструкции по замыслу. Развивать стремление украшать свой город.

Игровая:С/р игра «Экскурсия по Москве». Совершенствовать умение объединяться в подгруппы, развивать сюжет, брать на себя роль экскурсовода.