Технологическая карта

Технологическая карта Качуриной В.С. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

«Начальная работа над произведением крупной формы»

Предмет Специальность: скрипка.

Преподаватель Качурина В.С.,ДШИ им. М.А. Балакирева

Ученик: Петроченкова Аня 5 класса  семилетнего обучения.

Концертмейстер: Черненкова Е.В.

Тема урока: «Начальная работа над произведением крупной формы»

Рабочая программа: Адаптированная рабочая образовательная программа «Специальность. Скрипка».

Цель урока: формирование навыков начальной работы над произведением крупной формы через анализацию теоретических знаний.

Задачи:

Образовательные: - обучить ученика принципам начальной работы над произведением крупной формы, активизируя его знания, память, внимание;

      - продолжить закрепление следующих специальных умений по предметам «сольфеджио», «специальность»: определение размера, тональности, длительностей, ритмического рисунка, штрихов и др.;

      - создать условия для отработки навыков и умений начальной работы над произведением крупной формы;

Развивающие: - развить у ученицы навыки начальной работы над произведением крупной формы и применить их на практике, включая в процесс работу внимания, слуха, теоретических знаний;

       - развить умение анализировать нотный текст, сравнивать и делать выводы;

       - содействовать развитию умений осуществить рефлексную деятельность;

Воспитательные: - воспитание внимания и работоспособности на уроке;

     - воспитание умения работать в нестандартных условиях;

     - воспитать у ученицы самостоятельность в применении полученных навыков начальной работе над произведением крупной формы.

Тип урока: урок практического применения умений и навыков.

Межпредметные связи: Сольфеджио.

Форма работы: - индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Применение практических технологий: технологии развивающего обучения, исследовательского обучения.

Необходимое оборудование: скрипка, смычок, пюпитр, стул, фортепиано, нотный материал для работы на уроке.

Планируемый результат (УУД):

Личностные: проявлять интерес к теме урока, желание на практике применить свои знания;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

   - умение преобразовывать теоретические знания с целью выявления общих законов, определяющих начальную работу над произведением крупной формы;

   - продолжить формирование навыка начальной работы над произведением крупной формы.

Регулятивные УУД:

    - выполнять учебные задания в соответствии с целью урока;

    - соотносить приобретенные знания с задачами начальной работы над произведением крупной формы;

     - выполнять учебное действие в соответствии с планом урока.

Коммуникативные УУД:

     - четко формулировать ответ, высказывание;

     - вести диалог с преподавателем и находить общее решение;

     - грамотно использовать знания теоретической базы для представления результата урока.

Предметные:

     - вывести алгоритм начальной работы над произведением крупной формы.

Пояснительная записка к открытому уроку

«Начальная работа над произведением крупной формы»

Начальный этап работы над произведением крупной формы от ученика определенных навыков чтения нот с листа развивающихся систематически и теоретических знаний. Приступая к работе над новым произведением, такой музыкант затратит на начальную работу над произведением крупной формы  меньше времени, гораздо быстрее разберется в нотном тексте, что в свою очередь помогает ему быстрее охватить произведение в целом, уяснить его художественный замысел.

На начальном этапе работы над произведением крупной формы детям трудно исполнить сразу музыкальное произведение целиком. Для того чтобы назвать ноты, разобрать длительности, определить размер, ритм, необходим определенный опыт.

В условиях ДШИ , где учатся дети с разной степенью одаренности нельзя надеяться на то, что обучающиеся с легкостью будут читать нотный текст. Для формирования этого навыка нужна кропотливая, систематическая работа преподавателя и обучающегося.

Вначале обучающемуся необходимо привыкнуть к нотам, и их графическому изображению, учиться находить ноты-звуки на инструменте, понимать простые ритмические рисунки, которые потом нужно исполнить на открытых струнах, используя типовые штрихи. Необходимо развивать умения обучающихся смотреть вперед, охватывая взглядом следующие такты, мысленно пропевая исполняемую мелодию. Можно выделить основные направления начальной работы над произведением крупной формы:

- необходимо формировать умение ученика осуществлять предварительный анализ глазами, без инструмента, сначала подробный и тщательный вместе с преподаватнлем;

   - учить определять жанр и характер произведения по формулам сопровождения, понимать образное содержание произведения;

   - обладать ощущением единой ритмической пульсации, мыслить с опорой на сильные доли;

   - ученик должен уметь группировать ноты, объединять их по смыслу;

    - практическое знание аппликатурных формул гамм, арпеджио, аккордов;

    - умение ориентироваться на грифе, не отвлекаясь от нотной записи текста, развивать тактильные ощущения и интонационную чистоту;

    - осознавать фразировку, музыкальные предложения, период, различать структуру в простых музыкальных формах;

    - понимать сходство и различие мотивов, фраз, предложений, понимать художественный образ произведения;

    - развивать память ученика.

Очень полезна для начальной работы над произведением крупной формы ансамблевая игра с преподавателем. Ансамблевое исполнение более быстро прививает учащимся многие необходимые навыки: умение хорошо слышать партнера, регулировать интонацию, регулировать звучность партий, добиваться ритмической слаженности, вступать в нужное время.

Систематически продуманная работа над произведением крупной формы, ее правильное соотношение с прохождением основной программы не только способствует более быстрому продвижению ученика, но что не менее важно, пробуждает творческий интерес к предмету.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Организационный

(этап мотивации)

Приветствует ученицу, сообщает тему и структуру урока.

Настраивается на работу

Ставит перед собой цель: «Что я хочу узнать и показать сегодня на уроке»

Концентрирует внимание

Планирует учебное сотрудничество с учителем и концертмейстером

Получает позитивный настрой на урок, раскрепощается в условиях проведения урока в нестандартной форме

самоопределяется и настраивается на урок

Актуализация знаний

Представляет исполнительские, технические возможности ученицы (ритм, память, чувство ансамбля с концертмейстером) через исполнение произведения А.Комаровского Вариации на тему: «Пойду ль я, выйду ль я»

 Слушает задание, готовится к исполнению произведения

Настраивается на характер пьесы, готовит исполнительский аппарат

Показывает концертмейстеру готовность к началу исполнения произведения

Исполняет произведение А.Комаровский Вариации на тему «Пойду ль я , выйду ль я»

При исполнении произведения  чувствует ансамбль с концертмейстером, слушает аккомпанемент

Исполнение пьесы в характере, с динамическими оттенками, свободно и уверенно

Создание проблемной ситуации.

Формулирование проблемы: тема и цель урока

Обозначает проблему по чтению с листа обучающихся ДШИ, ученицы в частности

Внимательно слушает информацию

Анализирует информацию применительно к себе, извлекает необходимые отправные точки для дальнейшей работы на уроке

Готовится выполнять задания, сотрудничать в применении умений и навыков необходимых для раскрытия темы урока

Настраивается на диалог с преподавателем, работу с концертмейстером

Концентрируется на обозначенной проблеме урока

Готовится применять умения и навыки, полученные в специальном классе и на уроках

сольфеджио

Проверка усвоения знаний теоретической базы.

Открытие нового знания для применения в развитии навыка чтения с листа

Повторение длительностей, ритмических фигур .

Практическое упражнение на знание грифа и написания нот.

Внимательно слушает задания, активизирует мышление

Ставит перед собой цель справиться с заданиями  на основе имеющегося запаса теоретических и практических знаний

Работает индивидуально и в паре с преподавателем

Вступает в диалог с преподавателем  во время   работы, отвечает на вопросы,  рассуждает, демонстрирует практические навыки на инструменте

Применяет умения и навыки, полученные в специальном классе и на уроках сольфеджио

В ситуации затруднения регулирует свою деятельность

Первичное применение нового знания

Организует

работу с нотными текстами, путем подводящего диалога побуждает ученицу к работе, обращает внимание на:

- ощущение единой ритмической пульсации,  опору на сильные доли,  непрерывность читаемого текста;

- умение быстро группировать ноты, объединять их по смыслу;

- умение определять похожие интонации,  восходящее и нисходящее движение  опевание звука и др.

 - практическое знание аппликатурных формул гамм, арпеджио, аккордов;

-  умение ориентироваться на грифе, не отвлекаясь от нотной записи текста;

Настраивается  на практике применять  знания, накопленные в процессе совместной с преподавателем  работы  с нотными текстами за инструментом

Готовится  анализировать нотный текст, сравнивать, делать выводы, планирует свою деятельность, применяет знания теоретической базы и демонстрирует результат

Сотворчество с преподавателем, концертмейстером, контроль и коррекция своих действий, ориентация на действия партнеров (преподавателя, концертмейстера) в заданиях работы с  нотным материалом.

 Взаимодействует в практической и теоретической деятельности  с  учителем, концертмейстером, учитывает  и координируют свои действия

Контроль за своей работой, оценка и коррекция деятельности

Проявляет познавательную инициативу

Самостоятельная работа по закреплению навыка

чтения с листа

Создает условия для начальной работы над произведением крупной на примере вариаций на тему «Пойду ль я, выйду ль я»

Готовится применять полученные знания в процессе индивидуальной работы  

Самостоятельно выполняет действия по заданному алгоритму

Показывает концертмейстеру готовность к началу исполнения произведения

Самостоятельное исполнение произведения в сопровождении концертмейстера

Контролирует  правильность выполнения заданий, осознает качество и уровень усвоения материала

Проявляет познавательную инициативу. Контролирует свои действия

Рефлексия

Анализирует, дает оценку успешности достижения цели урока и намечает перспективу на будущее.

Определяет степень своего продвижения к цели

Осознает значимость применения полученных умений и навыков по начальной работе над произведением крупной формы.  

Выражает готовность использовать полученные навыки в практической деятельности обучения игре на инструменте

Планирует дальнейшее сотрудничество, использует критерии для обоснования своих суждений

Контроль,  выделение  и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Проводит самооценку

Домашнее

задание

Предлагается  домашнее задание для закрепления навыков начальной работы над произведением крупной формы.

Определяет степень  соответствия своих умений, навыков, знаний для выполнения домашнего задания

 Самостоятельно применяет полученные навыки урока, инициативно использует дополнительные источники информации для восполнения недостающих знаний