ЭССЭ "Я - УЧИТЕЛЬ"

Эссе "Я - Учитель"

     Обычный выходной. Обычная семья гуляет в парке: мама, папа, дети. Внезапно  мама, забыв зачем сюда пришла, несется снимать какого-то мальчика с дерева, затем объясняет двум девочкам, что нехорошо бросать бумажки на детской площадке. Если рядом заплачет ребенок, эта женщина уже рядом. Всем сразу ясно: эта женщина – учитель. Эта женщина – я. Так проходят мои прогулки.

     Кто-то скажет: "Не обращай внимания, это чужие дети". Я не понимаю: что значит чужие? Моя семья давно к этому привыкла. Сестра вздыхает: "Налицо профессиональная деформация личности". Ну и пусть. Я не могу пройти мимо, когда плачет малыш, когда старшие обижают младших. Нет, конечно же, я не буду лезть с нотациями к группе подростков, слишком громко разговаривающих на улице, но как не остановиться рядом с несчастным мальчишкой, у которого порвалась лямка на рюкзаке, а он тщетно пытается её завязать?

     Я думаю, самый страшный враг цивилизации - это безразличие. Мы, современные взрослые, стали слишком равнодушными. Печемся о правах, независимости, но забываем о простом сочувствии, милосердии.  Кем же станут сегодняшние дети, выросшие в мире без душевного тепла, сердечной отзывчивости? Что они вспомнят из своего детства?

     Когда я была маленькой, на вопрос "Кем ты станешь?", - я всегда отвечала: "Не учителем".  Моя семья – это настоящая педагогическая династия. Самые светлые воспоминания детства  связаны с моей бабушкой: просторный светлый кабинет, моя строгая и спокойная бабушка, на окнах сельской школы легкие занавески и цветущие герани. С самого раннего детства я вижу этот бесконечный кропотливый  труд. Я даже представить себя не могла в роли учителя. Надо уметь всегда быть собранной, идеально прилежной, в любой ситуации владеть собой, знать свой предмет, уметь разбираться в людях, понимать каждого и так далее.  Возможно ли сочетать в себе все эти качества?

     А вот другая картина из семейного альбома. Филолог - нет, точнее так - Литератор. Стройная, подтянутая, с русой косой, оплетенной вокруг головы, и идеальной осанкой. На каждый случай жизни - народная мудрость; каждому ученику - доброе слово и искреннее понимание. Рядом с ней грозный хмурый мужчина становится мальчишкой, а забавный школяр чувствует себя значимой фигурой, личностью. Идем по улице, а люди, идущие навстречу, улыбаются, здороваются, даже не замечая сами, светлеют лицом и расправляют плечи.

     Возможно, это современный ритм жизни растворил в прогрессе и бездушных технологиях тот чудесный образ Учителя, который был для меня идеалом в детстве... но всю жизнь я пытаюсь приблизиться к вечным ценностям, которые могли транслировать миру эти необычные люди.

     Пройдя разными жизненными перекрестками, на каждом из них выбирая свой собственный путь, я пришла в Школу. Шаг за шагом, преодолевая лень и усталость, бытовые трудности и непонимание окружающих, прочитывая страницу за страницей, я стала  Учителем. Каким? Ответит время. Ответит словами и поступками моих учеников.

     Иногда мне кажется, что я никогда и не существовала вне этих стен, без этих шумных коридоров, таких разных и всегда новых детских эмоций, голосов, вопросов.

     Каждый день, разговаривая с детьми, смотрю в глаза нового чуда жизни и спрашиваю себя: «Кто я для него?  Что хорошего я могу ему дать? Что я должна сделать?».

     Да, моя задача - давать знания. Но знания эти не просто  научные факты в череде теоретического познания мира. Ребенок воспринимает мир всеми органами чувств сразу. Я нужна, чтобы помочь наполнить его не только информацией, но смыслом, образами, эмоциями,  убеждениями и противоречиями.

     Альберт Эйнтштен сказал: «Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили». Хочется верить, что мои ученики станут истинно образованными людьми, несущими в себе крупицы человечности и душевного тепла.

     Для меня Школа - это не смысл жизни, это образ мысли. А я – Учитель. И в этом МОЙ МИР, такой, какой он есть: искрящийся, разный, живой и жизненно необходимый.

 

 

Марина Елена

Апрель 2017 г.