"Путь к успеху" (Подготовка к Олимпиадам по биологии и экологии)

Использование предложенных материалов поможет вам при подготовке к предметным Олимпиадам по биологии и экологии.

На пути к успеху знания лишними не бывают!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

О креативности и творчестве
         

      Современное общество испытывает потребность в творческих, креативных личностях, потому что именно они обладают более высоким уровнем адаптации к новым условиям жизни, что в большей мере соответствует постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру.

      Развитие творческого потенциала, креативного мышления  учащегося является важным фактором  адаптации и включения в активную деятельность при изменчивости современного мира. Развитие творческих способностей и креативного мышления обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успешности в любой сфере деятельности.
     Креати́вность -  творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.     Данное определение характеризует креативность как психическое состояние, как состояние мышления конкретного человека в отличие от творчества как вида деятельности. На современном этапе развития педагогики и психологии определение понятия «креативность» и представление о системе структурных компонентов нельзя считать окончательно устоявшимися.
     Креативное мышление - это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей. 
     Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее. 
Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей. 
Творческое мышление отличается оригинальностью, гибкостью, образностью. В основе творческого мышления лежит синтез логического мышления и воображения. Эти процессы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, но их роль неодинакова на разных этапах творческого процесса. 
Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, то есть совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее. 
Креативность и творчество  - не одно и то же. Творчество  - это создание продукта искусства. Креативность -  это генерация принципиально новых, неведомых ранее идей. Творческое мышление моделирует художественные образы и воплощает их в каком-либо сценарии или предмете. Креативное мышление  - это способность к изобретательству и научным открытиям. Несомненно, сочетание двух типов мышления позволяет достигать максимальных результатов в любой деятельности. Таким образом, возможно параллельное развитие и творческого и креативного мышления. В чем состоит развитие креативного мышления? Конечно, есть люди, обладающие таким талантом с детства. Как правило, они отличаются открытостью, инициативностью. Как минимум, такой человек — незаурядная личность и творческая натура. Все дети очень креативны  — это подтверждают многие тесты. Но со временем вырабатывается стереотипность мышления, которая сводит способности нестандартного поведения на «нет». Поэтому главная задача для развития креативного мышления — уход от привычного поведения. 

Характеристики творческого мышления: 
Зоркость в поисках: способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее "усвоенного".
Способность к свертыванию мыслительных операций: в процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. 
Гибкость мышления: способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию, отсутствие гибкости называют инертностью, ригидностью.
Гибкость интеллекта: способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Особенно трудно отвергнуть гипотезу, если она своя, придумана самостоятельно, усилиями собственной мысли. 
Способность к переносу: весьма существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой.
Боковое мышление: широко распределенное внимание повышает шансы на решение проблемы. 
Цельность восприятия: способность воспринимать  действительность  целиком, не дробя.

Готовность памяти: "выдать" нужную информацию в нужную минуту. 
Способность к оценочным действиям: к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и по ее ходу.
Беглость речи. 
Способность к доведению дела до конца. 
Профессиональные способности.
Критерии креативности:
Восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
Гибкость: способность применять разнообразные стратегии при решении проблем; во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во — вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
Беглость: количество идей, возникающих в единицу времени; способность продуцировать большое количество идей 
Оригинальность: способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
Метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
Удовлетворенность: итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.
Сопротивление замыканию: способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
Абстрактность названия: это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.
Разработанность: способность детально разрабатывать возникшие идеи.
    Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект – не одно и то же. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ обладают креативностью. 

   
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. 
Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Источники:
1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей  - СПб.: Издательство «Питер», 1999. -  368 с.

2. П.Торренс. Тест креативности.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Царство животные

Слайд 2

Отличительные признаки царства Животные Гетеротрофное питание Подвижный образ жизни Активный обмен веществ Ограниченный рост (диффузный – всей поверхности) Симметрия тела (радиальная, двусторонняя) Типы тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная Имеют экскреторные органы У большинства имеется нервная и гуморальная регуляция Имеется защитная (иммунная ) система

Слайд 3

Животные – эукариотические организмы Отличительные особенности животной клетки: Лишена клеточной стенки Не содержит пластид Запасающее вещество – гликоген Имеет центриоли

Слайд 4

Организация организма животных Системы органов животных Опорно-двигательная Кровеносная Дыхательная Эндокринная Пищеварительная Выделительная Нервная Половая

Слайд 5

Организация организма животных

Слайд 6

Организация организма животных

Слайд 7

Организация организма животных

Слайд 8

Роль животных в природе и жизни человека: Консументы – потребители органического вещества Среда обитания для внешних и внутренних паразитов Биологическая очистка воды Образование осадочных пород Потребление продуктов жизнедеятельности растений Участие в почвообразовании Источники пищи сырья, медикаментов Возбудители заболеваний Эстетическое значение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спорофит и гаметофит Для большинства водорослей и всех растений суши , размножающихся и спорами (мхи и папоротниковидные), и семенами (голосеменные и покрытосеменные), существует чередование двух стадий в их жизненном цикле , которое может быть не совсем верно называться «чередованием поколений»

Слайд 3

Спорофит «несущий споры» Называют ту часть жизненного цикла растений. Которая заканчивается образованием бесполых структур – спор Все клетки спорофита содержат нормальный (диплоидный) набор хромосом – 2 n НО: Споры, прежде, чем высыпаться из коробочки (у мхов) или из спорангия (у папоротников) или споры семенных растений (из которых потом формируются гаметофиты) – претерпевают мейотическое или редукционное деление, становясь гаплоидными ( n ) . Поэтому все клетки той структуры растения, которое сформируются из этих гаплоидных спор, будут, естественно, тоже гаплоидными.

Слайд 4

Гаметофит «несущий гаметы» Называют ту часть жизненного цикла растений, которая завершается образованием половых структур - гамет Все клетки гаметофита содержат половинный (гаплоидный) набор хромосом – n НО: Как формируются гаметы? Поскольку все клетки гаметофита формируются из гаплоидных спор, значит они образуются митозами, то есть специальные половые клетки – гаметы на нем тоже образуются митозами – они ведь сразу гаплоидные (у животных гаметы образуются мейотическим или редукционным делением)

Слайд 5

Таким образом: Почему споры – это бесполые клетки, а гаметы – половые клетки? Каждая гаплоидная спора (одна) не сливаясь ни с какой другой клеткой, то есть сама по себе, прорастая, образует новый организм (вернее другую жизненную стадию организма) , генетически идентичную наследственному аппарату этой споры. Спора, являясь продуктом спорофита, сама образует будущий гаметофит. Такое размножение и называют бесполым. Ткани гаметофита гаплоидные (они же развивались из гаплоидных спор), из них формируются гаметы. Каждая гаплоидная гамета не образует новый организм . Только после стадии оплодотворения ее другой гаметой, после объединения генетического материала ( n ) женской и (n) мужской гамет, образуется диплоидная ( 2n ) зигота. Именно эта диплоидная зигота и даст начало новому диплоидному организму – спорофиту. Гаметы, являясь продуктом гаплоидного гаметофита, только сливаясь попарно обеспечат дальнейшее развитие организма. Поэтому такое размножение называется половым. У растений не только гаметы (половые клетки), являются гаплоидными ( n) , но и бесполые клетки споры, тоже являются гаплоидными ( n) .

Слайд 6

Что является спорофитом и гаметофитом у споровых и семенных растений? Среди споровых растений только у мхов их взрослое вегетирующее растение является гаметофитом ( n ), образующимся из зеленой нити – протонемы (предростка) – ( n ). Мхи раздельнополые растения. На рисунке показано, что после оплодотворения ( n+n ) , на женском гаметофите формируются коробочки (2 n ) – это спорофит мхов . В коробочках после мейоза формируются гаплоидные споры ( n ). У мхов стадия гаметофита – преобладает над спорофитом .

Слайд 7

У папоротников и всех семенных растений их основной жизненной формой, самим вегетирующим растением является спорофит

Слайд 8

Чередование поколений у растений Только у нитчатых водорослей(1) и мхов (2) стадия гаметофита ( n ) является преобладающей У папоротников (3) гаметофит представлен маленьким заростком У голосеменных (4) и покрытосеменных (5) вообще редуцирован до микроскопических размеров Мхи – тупиковая ветвь эволюции царства растений. Все современные семенные растения произошли от вымерших папоротников, способных к семенному размножению

Слайд 9

В чем биологическая роль чередования поколений? Эволюция размножения шла от бесполого размножения, свойственного одноклеточным, к половому размножению. От организмов с гаплоидным числом хромосом в клетках – к организмам с диплоидным набором хромосом Диплоидность – возможность обладать более разнообразной генетической информацией, а значит и возможность иметь эволюционные преимущества. Примитивные формы размножаются только бесполым путем, а у более сложных форм бесполое размножение чередуется с половым В процессе эволюции в цикле развития закономерно уменьшается роль (продолжительность существования и размеры) гаплоидной фазы и увеличивается роль диплоидной фазы

Слайд 10

Тычинка Пестик Внешнее строение Тычинка (мужская часть цветка) состоит из тычиночной нити и пыльника. Тычиночная нить чаще простая, неветвящаяся. Если тычиночная нить отсутствует, то тычинку называют сидячей. В самом центре цветка располагается один или несколько пестиков. Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. Внутреннее строение Пыльник, как правило, состоит из двух половинок (тек), каждая из которых содержит по два пыльцевых гнезда ( микроспорангия ). Таким образом, у подавляющего большинства цветковых растений тычинка несет четыре микроспорангия. Из клеток спорогенной ткани пыльника сначала образуются материнские клетки пыльцы. Внутри завязи образуются семяпочки, где расположен женский спорангий ( мега - или макроспорангий ). Он окружен одним или двумя интегументами (покровами). Как правило, каждая семяпочка содержит одну диплоидную материнскую клетку макроспоры, которая в результате мейоза образует четыре гаплоидные макроспоры . Лишь одна из них становится археспориальной и развивается в макрогаметофит , а три других разрушаются. Обратим внимание на наличие и развитие спор у семенных растений

Слайд 11

Развитие микро- и мегаспор В результате мейоза каждая материнская диплоидная клетка пыльцы образует четыре гаплоидных микроспоры , которые после митотического деления ядра превращаются в микрогаметофиты (или пыльцевые зерна пыльцы). При митотическом делении ядра образуется крупное ядро пыльцевой трубки ( вегетативное ядро ) и меньшее по размерам генеративное ядро . В большинстве случаев на этой стадии пыльца освобождается из пыльника и переносится на рыльце пестика того же или ближайшего цветка. Строение пыльцы довольно однообразно, но покровы ее отличаются разнообразием. В типичном случае макроспора увеличивается в размерах и ее ядро делится три раза подряд митозом. Образующийся макрогаметофит , называемый зародышевым мешком , представляет собой восьмиядерную клетку с четырьмя ядрами у каждого конца. По одному ядру с каждого конца перемещаются к центру (эти ядра называются полярными ). Одно из трех ядер, находящееся на том конце спорофита, где расположено микропиле (вход в семяпочку), становится ядром яйцеклетки, а два других (синергиды) и три ядра (антиподы), находящиеся на другом конце, в последующем (после оплодотворения) исчезают.

Слайд 13

Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений Опыление (попадание пыльцы на рыльце пестика) Прорастание пыльцевой трубки (вегетативное ядро) Генеративное ядро мигрирует в пыльцевую трубку с образованием двух ядер – спермиев (митоз генеративного ядра) Проникнув в макрогаметофит через микропиле , кончик пыльцевой трубки лопается и оба генеративных ядра проникают в макрогаметофит Перед оплодотворением полярные ядра образуют одну диплоидную клетку, каждая из шести оставшихся окружается цитоплазмой и образует клетки. Формируется восьмиядерная семиклеточная структура зрелого женского гаметофита. Одно из ядер спермиев перемещается к ядру яйцеклетки и сливается с ним, образуя диплоидную (2n) зиготу, давая начало новому поколению спорофита. Другое генеративное ядро (спермий) перемещается к двум полярным ядрам, все три ядра сливаются и образуют ядро эндосперма, содержащее тройной набор хромосом ( Зn ). Открытие двойного оплодотворения принадлежит русскому ученому академику С.Г.Навашину (1898 г.). Триплоидность эндосперма впервые была доказана его сыном А.С.Навашиным в начале ХХ века. После двойного оплодотворения: из зиготы образуется зародыш (2n), из триплоидной клетки - эндосперм (запасающая ткань, Зn ), из покровов - семенная кожура (2n), из всего семязачатка - семя. с инергиды и антиподы после оплодотворения растворяются, а питательные вещества используются при развитии зародыша, иногда они могут превращаться в запасающую ткань.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вводная лекция Ботаника Ботаника изучает жизнь растений, их строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие. Название этой науки происходит от греческого слова "ботанэ", что значит «зелень, трава, растение».

Слайд 2

Характерные признаки растений Автотрофное питание (встречаются миксотрофы , гетеротрофы – паразиты) Неподвижный образ жизни (относительная неподвижность организма и его связь с субстратом) Неограниченный рост Имеется клеточная стенка (целлюлоза) Запасное вещество – крахмал Имеются пластиды, вакуоли Клеточный центр отсутствует

Слайд 3

Процессы жизнедеятельности регулируются особыми веществами — фитогормонами . Для растений характерны особые ростовые движения — тропизмы и настии. Тропизмы — движения, связанные с ростом частей тела растения, вызванные односторонним воздействием какого-либо фактора среды (например, рост стебля в сторону света). Настии — движения в ответ на изменение факторов среды, действующих ненаправленно (например, движения лепестков цветка при смене дня и ночи). Особенности жизнедеятельности растений

Слайд 4

Эволюция растений Появились на Земле около 2 млрд.лет назад Первоначальное развитие в водной среде, затем осваивание суши Крупные ароморфозы: Возникновение фотосинтеза Возникновение эукариотического строения клетки Возникновение мейоза и оплодотворения Возникновение многоклеточности и дифференциации клеток с образованием тканей и органов Возникновение чередования поколений гаплоидного и диплоидного Возникновение семени Возникновение цветка. Эволюция растений шла в направлении от споровых к семенным, от низших к высшим

Слайд 5

Семенные: Споровые: Систематика растений Царство Растения Подцарство Низшие растения Подцарство Высшие растения Не имеют сформированных органов и тканей Существуют одноклеточные и колониальные формы Занимают (преимущественно) водную среду обитания Тело расчленено на вегетативные и генеративные органы Имеют сформированные ткани Занимают все среды обитания Группа отделов Водоросли: Отдел Зеленые водоросли Отдел Красные водоросли Отдел Бурые водоросли … Отдел Моховидные Отдел Плауновидные Отдел Хвощевидные Отдел Папаротнико- видные Отдел Голосеменные Отдел Покрытосеменные

Слайд 6

Жизненные формы растений Дерево — многолетнее растение с одним одревесневшим стволом; Кустарник — многолетнее растение до 5 м, с большим количеством равных по размерам стволов (калина, бузина); Кустарничек — низкорослое многолетнее растение (до 50 см) с древеснеющими, сильно ветвящимися побегами, обычно не имеющими явно выраженного главного ствола (черника, брусника); Полукустарник , полукустарничек — многолетние растения, у которых нижние части надземных побегов одревесневают и сохраняются несколько лет, а верхние части ежегодно отмирают (полынь, астрагал); Травы — жизненная форма растения, несущего один или несколько неодревесневающих стеблей (однолетние, двулетние, многолетние). Жизненная форма — внешний вид растения. Основными жизненными формами растений являются:

Слайд 7

Значение растений Космическая роль растений: Накапливая органические вещества в процессе фотосинтеза, растения создают основной запас биомассы на планете (являются продуцентами) Кислород, выделяемые растениями в процессе фотосинтеза, служит источником аэробного дыхания и образует озоновый слой атмосферы Продуценты Формирование и поддержание газового состава атмосферы Формируют биотопы Формирование климата Защита и формирование почвы Участие в круговороте воды Участвуют в круговороте минеральных веществ Формирование залежей полезных ископаемых Место обитания животных, бактерий, грибов Источник питания живых организмов



Предварительный просмотр:

C:\Users\guest\Desktop\рис 2 герб.jpg

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ,

НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Краснодарского края

 «Центр  развития одаренности»

350000 г. Краснодар, ул. Красная, 76

тел. (861) 259-79-40

е-mail: cro.krd@mail.ru

Региональная политехническая олимпиада школьников

2018-2019 учебный год

Муниципальный этап

10 класс, задания

Председатель предметно-методической комиссии: Романова М.Л., к.п.н., доцент

1. Первую половину расстояния между станциями поезд шёл со скоростью в 2 раза большей, чем вторую половину. Средняя скорость поезда равна vср. Найти скорость поезда на второй половине пути.

2. Резиновый мяч массой m и объёмом V погружают в воду на глубину h и отпускают. На какую высоту Н, считая от поверхности воды, поднимется мяч? Сопротивление воды и воздуха не учитывать.

3. Некое тело, состоящее из вещества с плотностью ρ1, совершает на пружине колебания с периодом Т1. Каков будет период колебаний груза, если к колеблющемуся на пружине телу прикрепить тело такого же объёма, но из вещества с плотностью ρ2?

4. С какой силой должен человек тянуть верёвку, чтобы удержать доску, если масса человека m? Массой доски, блока и верёвки можно пренебречь.

5. Спутник массой m летит на высоте h1 от поверхности Земли по круговой орбите. Постепенно, в силу торможения о верхние слои атмосферы, радиус орбиты спутника уменьшается (при этом можно считать, что орбита спутника остаётся круговой). Какую энергию теряет спутник при торможении при переходе на орбиту высотой h2? Считать ускорение свободного падения не меняющимся с высотой, т.е. .

6. Два электрона движутся навстречу друг другу со скоростью v каждый. На какое минимальное расстояние d сойдутся электроны?

Уважаемый участник олимпиады!

Задания и ответы олимпиады будут опубликованы на сайте ГБУ ДО КК «Центр развития одаренности» (www.cdodd.ru) в день проведения олимпиады в 15.00 в разделе «Методическая копилка/Олимпиадные задания региональных олимпиад муниципального и зонального этапов».

Уточните у организаторов, где и когда будут опубликованы результаты проверки олимпиадных работ.

В случае несогласия с выставленными баллами вы можете подать апелляцию, предварительно просмотрев Вашу оцененную работу, обратившись в муниципальный орган управления образованием. Там же Вы можете получить подробную информацию о месте и времени проведения просмотра олимпиадных работ и апелляции.