НОД по познавательному развитию (старшая группа)

Проходская Елена Владимировна

НОД в старшей группе

Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)

Тема: Народы Севера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narody_severa.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в старшей группе 

Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)

Тема: Народы Севера

(дети стоят около воспитателя)                                                                   Воспитатель: Ребята я хочу вас пригласить в путешествие.                                                       Вы любите необычные путешествия?                                                                           Тогда приглашаю вас присесть вот к этому очагу.

(дети садятся на ковер вокруг «очага»)                                                          Воспитатель: Прислушайтесь внимательно к музыке.

(звучит «северная» мелодия)                                                                             Воспитатель: Интонации, какого народа мы слышим в этом музыкальном произведении? Правильно ребята, мы с вами услышали музыку народов севера.                                           Паша, расскажи нам, пожалуйста, стихотворение про Север.

(ребенок читает стихотворение)                                                                 Воспитатель: Суровый Север лишь на первый взгляд!                                                 Пусть ветры завывают за стеною,                                                                                     Здесь каждый будет нас увидеть рад                                                                                   И обогреть душевной теплотой.                                                                         Воспитатель: Народы севера, а это нивхи, эвенки, уильты после трудового дня очень любят посидеть у очага.                                                                                                                                    Здесь они отдыхают, рассказывают своим детям сказки, поют песни, а их дети играют.                    И мы сейчас с вами поиграем в игру «Белый шаман».                                                           Ребята, а вы знаете, кто такой шаман?                                                                             Это, обычно мужчина, который одет в малицу, поверх который надеты бусы – обереги из костей зверей и птиц.                                                                                                                  В руке шаман держит бубен, которым задает ритм пляскам, играм, и веселью.

 Игра «Белый шаман»                                                                                         (Играющие ходят по кругу, держась за руки и произносят слова:                                                           У шамана дом большой,                                                                                             Он сидит, глядит в окно.                                                                                               Олень по тундре бежит                                                                                 И копытцами стучит.                                                                                 Тук-тук-тук, дверь отвори,                                                                                                           И за шаманом повтори.

В центре круга - водящий. Он бьет в бубен и делает какое то движение, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить движение водящего)

(дети садятся вокруг очага)                                                                         Воспитатель: Кто это зашел к нам в гости?                                                                                

 (показ куклы в национальной одежде)                                                                                                 Воспитатель: Это мальчик оленевод – Юха.                                                                                         Давайте поздороваемся с ним.                                                                 Посмотрите, он одет в национальный костюм Эвенков.                                                                                На севере очень холодно, поэтому люди научились делать теплую одежду из меха оленя, песцов, лисиц и горностаев.                                                                                  Давайте внимательно рассмотрим его одежду.                                                                          Какая она?

Дети: эта одежда не пропускает холодный воздух, она мягкая, удобная, красивая – украшенная разноцветными узорами                                                                                       Воспитатель: Что то наш гость загрустил.                                                                                                       А давайте поиграем с Юхой в нашу игру «Рукавичка»!                                                              

Игра «Рукавичка» (дети встают в круг и передают друг другу рукавичку, а воспитатель с игрушкой пытаются ее поймать)

(дети садятся у очага)                                                                         Воспитатель: Юха не смог поймать рукавичку, но наша игра ему очень понравилась и рукавички тоже.                                                                                                                             А зачем нужны рукавички зимой? (ответы детей)                                          Воспитатель: Давайте подарим эти рукавички нашему гостю на память.                                       Юха сказал мне, что ему очень понравилась девочка в национальной одежде уильтов. Кто же эта девочка?                                                                                   Так это же наша Настенька                                                                                             Летом Уильты носили халаты - нарядные халаты шились из яркой ткани, их вышивали орнаментами. Они передавались по наследству от матери к дочери и хранились женщинами как большая ценность.                                                                          

Воспитатель: Настя покажи нам свой наряд (девочка встает в центр круга и кружится)                                                                                                                      А что ты знаешь о своем наряде? (девочка рассказывает стихотворение про наряд)

Воспитатель: У каждого народа есть своя национальная музыка и танцы, в которых они передавали движениями восход солнца, полет чаек над морем, лов рыбы.                                                            Давайте мы сейчас потанцуем такой танец.                                                              

Нивхская игра «Ручейки, реки, озера»

Звучит музыка в высоком регистре – это побежали ручейки.

Дети, сложив ладони и вытянув руки перед собой, быстро бегают по одному.

Звучит музыка в среднем регистре – это реки широкие.

Дети, цепляясь друг за другом, бегут парами.

Звучит музыка в низком регистре – это озера глубокие.

Дети выстраивают в круг и опустив головы приседают на колени.

Воспитатель: Вот и закончилось наше необычное путешествие.                                               Вам понравилось оно?                                                                                  Что вам больше всего запомнилось?                                                          Мальчик Юха еще погостит у нас в группе. Мы ему расскажем много интересного и научим играть в разные игры.