Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне 2020г

Проходская Елена Владимировна

Обобщение педагогического опыта по теме "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx103.53 КБ

Предварительный просмотр:

                   Министерство образования Сахалинской области

ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»

 Кафедра (педагогики и психологии)


СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ                                                        3

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА                                                        6

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА                                                13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                        15

РЕЦЕНЗИЯ                                                                                        17

ПРИЛОЖЕНИЕ А. ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА        

«ТЕАТРАЛЬНАЯ МОЗАИКА»                                                                17

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. КАРТОТЕКА ИГР ПО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ                        33

ПРИЛОЖЕНИЕ В. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ                60

ПРИЛОЖЕНИЕ Г. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ                63

ПРИЛОЖЕНИЕ Д. КОНСПЕКТ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ПО

СКАЗКЕ «РЕПКА»                                                                                66

ПРИЛОЖЕНИЕ Е. КОНСПЕКТ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ПО

СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК                                                                                70

ПРИЛОЖЕНИЕ Ё. КОНСПЕКТ ДРАМАТИЗАЦИИ СКАЗКИ

«ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»                                                                        76

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ                                                              79

ПРИЛОЖЕНИЕ З. КОНСПЕКТ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ПО СКАЗКЕ

«ВОЛК И КОЗЛЯТА»                                                                                82

ПРИЛОЖЕНИЕ И. КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО

СПЕКТАКЛЯ «ПАСХАЛЬНЫЙ КОЛОБОК»                                                87

ПРИЛОЖЕНИЕ Й. КОНСПЕКТ  ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ПО

СКАЗКЕ В.СУТЕЕВА «ПОД ГРИБОМ»                                                        89

ПРИЛОЖЕНИЕ К. КОНСПЕКТ ДРАМАТИЗАЦИИ СКАЗКИ  

М.Ю. КАРТУШИНОЙ «ЗАЯЦ - ПОРТНОЙ»                                                93

ПРИЛОЖЕНИЕ Л. КВЕСТ-ИГРА «МОНЕТЫ ДЛЯ

БУРАТИНО»                                                                                      101

ПРИЛОЖЕНИЕ М. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ

ПОСТАНОВКА ПО ПДД «ДОРОГА К ТЕРЕМКУ»                                      105

ПРИЛОЖЕНИЕ Н. ПРОЕКТ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»                              119

ПРИЛОЖЕНИЕ О. ДИАГНОСТИКА ПО РАЗВИТИЮ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ                                                              126

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

                                                                     

Автор опыта: Проходская Елена Владимировна, МБДОУ №6 д/с «Радуга» с.Троицкое, педагогический стаж-20 лет, воспитатель, контактный телефон 89990702744.

Тема опыта: «Театрализованная деятельность как средство развития

творческих способностей дошкольника» 

Условие возникновения, становления опыта.

Овладение творческими способностями является важным приобретением в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Согласно ФГОС ДО «творческое развитие является одним из основных механизмов в развитии ребёнка». В дошкольном возрасте происходит налаживание эмоционального контакта и делового сотрудничества ребёнка с взрослым, эмоциональное участие в совместной деятельности со сверстниками. Здесь же происходит развитие понимания языковых средств (слова, фразы), ребёнок включается в общение через движение, действия, эмоции и смысл, речь становится связной, последовательной. Работая воспитателем, столкнулась с тем, что большинство дошкольников не умеют выразить свои мысли, скованно их творческое воображение. Это приводит к тому, что дети не умеют общаться друг с другом, с окружающим миром, не имеют творческой инициативы. Считаю, что наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий, в которых воспитанник может выразить себя, свою индивидуальность, творческие способности. А именно – театрализация! Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребёнок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику, жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегчённо вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. Особо любимы детьми сказки, язык которых отличается большой живописностью, в нём много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно детям, потому что в его основе лежит игра. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребёнка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас детей, исчезает скованность, развивается эмоциональность, воображение, фантазия. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Изучая психолого-педагогическую, методическую литературу, а также опираясь на педагогический опыт, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность оказывает большое влияние на творческое развитие ребёнка. А также стимулирует активную речь дошкольника за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатства родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации персонажей сказок, их поступков, дошкольник старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Основатель Московского кукольного театра С.В. Образцов однажды высказал мысль о том, что «каждому ребёнку свойственно стремление к актёрству». А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничного настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир игры, мы многому можем научиться и научить наших детей. Мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Актуальность опыта.

Развитие творческих способностей - одна из важнейших линий развития ребёнка. Благодаря театру малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Основная задача любого дошкольного учреждения - коммуникативное развитие дошкольников по федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В стенах детского сада происходит первоначальное становление коммуникативных и творческих умений ребёнка. Коммуникабельность помогает детям  понять  друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Результаты наблюдений свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих скованность, зажатость, страх, неудобство по отношению к сверстникам. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс коммуникации на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст родителей, практически не видит книгу, а уж развивающие игры и упражнения по освоению речи-вообще редкость. Вот и получается, что к моменту поступления в школу, ребенок стеснителен, напуган, не уверен в себе. Развить коммуникабельность дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра. Она оказывает большое влияние на раскрепощенность, уверенность в себе, открытость. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить дошкольника играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт - всё это помогает осуществить театрализованную деятельность.

Теоретическое обоснование опыта.

В ходе изучения методической литературы по данной теме и опыта работы коллег-дошкольников, можно с точностью сказать, что театрализация является большим помощников в развитии творческих способностей дошкольников. Помимо образовательной деятельности необходимо использовать в своей работе мероприятия, которые помогли бы направить творческие способности дошкольников в нужное русло. В ходе инновационной деятельности необходимо исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий. Методические пособия и работы Дронова Т. И. , Маханева М. Д. , Артемовой Л.В помогут в работе по развитию творческих способностей дошкольников через театрализацию.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей

повышения эффективности процесса развития творческих способностей детей в дошкольном образовательном учреждении посредством театрализованной деятельности как основного инструмента всестороннего развития.

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

                                                               

Целью опыта является создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- создание условий по развитию творческой самостоятельности, ответственности, инициативности ребёнка; воспитание общительного, творческого, эмоционального, владеющего словом, понимающего партнёра; совершенствование игровых навыков детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций и систематизацию накопленного материала, включая такие составляющие, как дидактические игры, театральные игры, подбор иллюстративного материала к сказкам.

- развитие положительного отношения к себе, к окружающим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей: воспитание и развитие памяти, мышления, внимания, воображения, вера в предполагаемые обстоятельства в каждом ребёнке; совершенствование общения и речевой выразительности.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта организация учебно-воспитательного процесса основана на следующих методах и приёмах:

-организация непосредственно-образовательной деятельности;

-самостоятельная деятельность детей;

- игры по артикуляционной и дыхательной гимнастике;

-целевые прогулки и наблюдения;

-чтение стихов, потешек, загадок, аудиозапись сказок;

-словесные подвижные игры;

-беседы;

-праздники и вечера развлечений;

-работа с родителями;

-дидактические игры;

-рассматривание иллюстраций;

-создание игровых ситуаций;

-рассказ, показ;

-игры-драматизации.

На первоначальном этапе работы были проведены исследования. В процессе игровой деятельности детей был определен уровень коммуникации каждого ребёнка в группе и сделан вывод, что дети младшего дошкольного возраста проявляют незначительный интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют речью и навыками кукловождения. Полученные результаты зафиксированы в индивидуальных диагностических картах, это позволило эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для достижения цели определена последовательность действий:

-изучение научно-методической литературы по теме;

-создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с дошкольниками;

-разработка парциальной программы «Театральная мозаика» (Приложение А)

-взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства.

Планируя театрализованную деятельность с дошкольниками, руководствовалась следующими факторами:

-возрастные особенности и опыт детей, ведущий вид деятельности;

-доступность содержания деятельности;

-сохранения положительного настроя детей, активизация любознательности;

-постепенное усложнение;

-цикличность.

Работа была начата с создания предметно-пространственной развивающей среды со средней группы.  В группе оборудован театральный уголок, а также уголок «уединения», где ребёнок мог побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации сказок. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности размещены разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, а также маски, куклы, резиновые игрушки, декорации. Кроме того, периодически обновлялся материал, ориентируясь на интересы детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком. Поскольку развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования, в зоне театрализованной деятельности, размещены разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья. В группе функционирует уголок по развитию речи «Речевичок», в котором находится: художественная литература, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, дидактические игры по речевому развитию и мелкой моторики, потешек, где дети, как с воспитателем, так и самостоятельно занимаются деятельностью. Для работы по развитию коммуникабельности подобрана картотека игр на развитие эмоций, а также картотека дидактических игр по следующим направлениям:

-формирования грамматического строя речи «Телефон», «Давайте хохотать», «Одинаковые картинки», «Загадка-описание» и т.д.

-развития связной речи «Подскажи словечко», «Кто что делает?», «Кто как передвигается?», «Времена года» и т.д.

-развития звуковой культуры речи «Из какой сказки персонаж?», «Кто поёт песенку?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т. д.

Оформлена картотека театрализованных игр: «Не хочу манной каши», «Зверята», «Варим кашу» и т. д (Приложение Б).

Для более успешной работы сделан предметно-развивающий материал: стаканчиковые театры: «Тактильные дорожки», «Пришей пуговку», «Посади бабочку и пчелку на цветок», «Яблоня», «Три медведя», «Петушок и бобовое зернышко»,  «Маша и медведь», пальчиковый театр «Снегурушка и лиса»,  театр на фланелеграфе «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Рукавичка», Лепбук «Птичья столовая», дидактические игры, пособие для развития дыхания «Одуванчик», «Буря», игры на развитие мелкой моторики «Угости ёжиков»,  «Что везет грузовик?»; дидактические игры «Веселые цыплята» и другие (Приложение В).

В художественном уголке, размещены книжки-раскладушки, книжки-малышки, иллюстрации к русским народным сказкам. Всё это привлекает внимание детей. Они с интересом рассматривают иллюстрации, рассказывают потешки, стихи, играют с играми и пособиями.

Важное значение для развития творческих способностей и снятие эмоционального напряжения, имеет развитие мелкой моторики через «пальчиковые игры». Одним из средств развития движения пальцев рук и речи детей является «Театр пальчиков». Это замечательна палочка-выручалочка» помогала соблюдать один из важнейших принципов «от простого к сложному». Начиная с простейших потешек («Мальчик-пальчик», «Семья»), переходили к более сложным, требующим от ребёнка внимания, терпения и старания («Апельсин», «Капуста», «Жил-был зайчик…»). Исполняя потешки, дети показывают фигуры и проговаривают слова в такт, с движениями пальцев. Помогая малышам овладеть потешками, пальчиковыми играми, детскими песенками, постепенно переходим к театрализованной деятельности. Любимые детьми русские народные сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Курочка ряба» показываем в разных вариантах театра: настольный, фланелеграф, ложковый, стаканчиковый, пальчиковый, кукольный. После неоднократного показа, предлагаем воспитанникам совместный показ сказок, на что они откликаются с большим интересом и желанием. Дети передвигают фигурки, управляют куклами, поизносят монологи, вступают в диалог между персонажами. В играх-драматизациях с детьми младшего дошкольного возраста особое значение отводится небольшим этюдам, в которых показываются образы сказочных героев (например, лиса: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша). Кроме этого рассматриваются с детьми иллюстрации к сказкам в разной мере исполнения художников В. Васнецова, Е. Рачаевой, В.Г Мельниченко, В. Лебедевой, А. Жуковой, М. Тюрина, проводятся беседы. Такая работа позволяет детям сформировать представления о характере и образе сказочных героев, обогатить словарный запас.

С детьми среднего дошкольного возраста часто используются игры с разными видами театра «Придумай сказку», дети с удовольствием включаются в придумывание новых интересных сюжетов сказок. Большой интерес у воспитанников вызывает игра-пантомима, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предлагается детям с помощью указанных образных средств, представить следующие ситуации: «Я мыл посуду и разбил чашку», «Я пришивала пуговицу и уколола палец». Также ребята изображают распускающийся цветок, качающееся дерево, прыгающего зайца и т.д.

При чтении произведения используются средства интонационной выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом инсценировать прочитанное. Также проводятся беседы, на выяснение, насколько ребёнок понял суть данного произведения, эмоциональное состояние героев. Например, при чтении стихотворения С.Я Маршака «Сказка о глупом мышонке» спрашиваем детей: «Какое настроение было у героев сказки? Как вы догадались? Каким голосом они пели песенку? Что произошло с мышонком? Почему?».

Для развития у воспитанников умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, используются специальные упражнения, проблемные ситуации. Например, при чтении отрывка из сказки «Волк и семеро козлят», спрашиваем: «Кому принадлежит эта песня, волку или козе? Почему вы так думаете?». При рассматривании иллюстрации с медведем, спрашиваем: «Из какой сказки медведь? Почему так решили?». Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему дети именно так думают, они вспоминают текст и представляют определённый образ. Правильно поставленный вопрос позволяет ребёнку думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её образной и выразительной.

При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделяется анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинках («Что с ним, почему он плачет?», «Как вы думаете, кто ему помог?»). Когда текст хорошо усвоен, переходим к обучению детей средствам выразительности (интонация, мимика, жесты). При этом используются знакомые и любимые сказки. Фрагменты из сказок используются как игровое упражнение. Например, предлагается детям попроситься в теремок, как мышка или лисичка, потом совместно с ребятами решаем, кто из них был более похожим по голосу и манерам на данных персонажей. Затем правила игры усложняются, предлагается одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действия за каждого. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, его голос и привычки легко всеми улавливались.

Передать характер персонажей в движении оказывает музыка и песенки, которые подбираются индивидуально для каждого героя сказки.

В средней группе пополнилась предметно-развивающая среда по театрализованной деятельности: «Угостим белочку», лэпбук «Волшебные сказки», «Что с начало, что потом», речевая игра «Рукавичка», «Сказка о глупом мышонке» и другие (Приложение Г). Начиная со средней группы, воспитанники показывают малышам и родителям театрализации сказок: «Репка» (Приложение Д), «Теремок» (Приложение Е), «Заюшкина избушка» (Приложение Ё), «Кошкин дом», «Колобок».

В старшей группе театральный уголок пополняется пособиями и речевыми играми, которые мастерятся совместно с детьми: дидактическая игра «Дракоша», «Дружба в сказках», «Найди друга», «Музыкальные конфеты»; театр на палочках «Заяц-Хваста»; театр на капсулах «Под грибом», теневой театр «Буратино», «Гуси-лебеди», пальчиковый театр «Маша и медведь», «В гостях у Пяточка»; стаканчиковый театр «Петушок и бобовое зёрнышко», платочный театр, планшетный, подушечный  (Приложение Ж).

Для снятия мышечного напряжения используются следующие игровые упражнения: «Найди взглядом товарища», «Не перепутай движения»; словесные игры «Два круга», «Передай хорошее настроение»; пальчиковый игротренинг «Утро», «Стирка», «Погрозим», «Сорока», что помогает развивать мелкую моторику.

Для обучения детей средствами речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика: «Салат», «Семья», «Замок», «Чистим зубки», «Лошадка», «Мяч» и другие. Предлагается детям поиграть, произнести слова с разной интонацией: «принеси», «здравствуйте», «помоги» (приветливо, небрежно,  ласково, требовательно). Привлекается внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне куклу», «Папа ушёл на работу». А так же используются игровые упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда….», «Я грущу, когда...».

Для развития дикции используются скороговорки, игры «Подскажи словечко» и т.д. С целью развития воображения, мышления, памяти предлагаются игровые упражнения «Закончи истории», «Закончи предложение».

Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительной пластикой и мимикой. Для развития пластической выразительности предлагается воспитанникам: пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, мультфильма) по их выбору; от лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку); изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя по-разному. При выполнении этих упражнений, следилось за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику. Особенно нравятся ребятам игровые упражнения на развитие выразительной мимики: солёный чай, ем лимон, сердитый папа, горячо - холодно, обиделись, сладкая конфета, мне грустно, как кошка выпрашивает сосиску.

В процессе образовательной деятельности осуществляется поддержка инициативы и самостоятельной творческой деятельности детей. В свободной деятельности дети импровизируют небольшие диалоги: например, лисы и зайца, лисы и собаки, лисы и петушка и т. д; стараются следить за своей речью и речью других, отрабатывают жесты, мимику, движения, голос.

Совершенствованию навыка диалогической речи воспитанников способствовало рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников И. Хохлова, В. Лебедева, Т. Мавриной, Е. Рачёва, беседы об особенностях иллюстрирования художниками драматических моментов сказки.

Заключительным и самым значимым для детей этапом является постановка сказок. Работа по подготовке театрализованных спектаклей осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе происходит знакомство воспитанников с художественным произведением, средствами образовательной деятельности с просмотром презентации, чтением, рассказом. Как показала практика, и опыт наиболее интересным материалом служат сказки. Для них характерен драматический конфликт между действующими лицами, острота ситуации, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. В процессе ознакомления детей с произведением обсуждается характер, поступки героев, одновременно обогащается словарь детей эмоционально - оценочной лексикой. Далее читается текст по ролям, распределяются роли, уточняются предполагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей, организуются репетиции по отрывкам. Детям необходимо помочь объединиться в небольшие творческие группы, вместе подготовить, оформить и проиграть фрагмент инсценировки, научить детей модулировать голосом: говорить громко, тихо, грубо, мягко, передавать радость, печаль, грусть, страх, произносить текст в характере разных персонажей, выполнять имитационные движения. После таких упражнений ребята становятся более раскрепощёнными, свободными, лёгкими в общении, проявляют своё творчество. После разучивания текста начинается работа над пластикой движений: ребята учатся посредством движений передавать характер литературного героя (например: лиса хитрая ,ходит на цыпочках, заглядывает всем в глаза, вертит головой в разные стороны, хочет все понравиться). В процессе работы над образом используются видеофрагменты из мультипликационных и художественных фильмов. Обсуждаются, какими средствами актёр создаёт образ (с какой интонацией говорит, как ходит и т. д.). Обсуждение и подготовка декораций, костюмов осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями.

Театр-это средство эмоционально-эстетического воспитания в детском саду, позволяющий формировать опыт социальных навыков поведения, способность проявлять чувство симпатии, сопереживать героям. Каждая сказка или литературное произведение имеют нравственную направленность, прививая дружбу, доброту, смелость. Уже со средней группы воспитанники проявляют творческую самостоятельность в передаче образов, выразительных речевых и пантомимических действий под музыку.

Итогами работы в подготовительной группе была театрализация сказок, которые воспитанники показали детям из других групп и родителям: «Волк и козлята» (Приложение З), «Пасхальный колобок» (Приложение И), «Под грибом» (Приложение Й), «Заяц-портной» (Приложение К), где ребята показали своё актёрское мастерство, творческие способности. Проведена квест-игра «Монеты для Буратино» (Приложение Л), театрализованная постановка по ПДД «Дорога к теремку» (Приложение М). Добиться положительных результатов в театрализованной деятельности позволили реализованные проекты (один из них) «В гостях у сказки» (Приложение Н), цель которого направлена на формирование творческих способностей и  познавательного интереса старших дошкольников к авторской сказки. В процессе успешной реализации проекта повысилась творческая активность детей: они с удовольствием участвовали в драматизации сказок, пересказывали их, придумывали свои сюжеты, использовали сюжеты сказки в своей игровой деятельности. Совместно с детьми родители изготовили различных сказочных персонажей, которых дети применяли в театрализованной деятельности. Вся проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании: у детей повысился уровень творческих способностей (Приложение О), вырос интерес к театрализованной деятельности; заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей неоспоримо. С помощью театрализации можно решать практически все задачи программы.

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

                                                                 

Сравнив результаты мониторинга по театрализованной деятельности, видно, что удалось добиться положительных результатов за три учебных года. Уровень развития творческих способностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности значительно вырос. Повысился интерес к театрально-игровой деятельности.

Диапазон представленного опыта является систематизацией и обобщением накопленного опыта по созданию целостной системы работы, направленной на достижение положительных результатов в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Основной целью развития творческих способностей у дошкольников является развитие театрализованных способностей, их эмоциональной сферы, формирования эмоционального восприятия жизни. Разрабатывался, подбирался, анализировался методический материал по театрализованной деятельности. Предпринята попытка доказать, что одним из эффективных способов развития творческих способностей у дошкольников является театрализованная деятельность, так как она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Именно через театрализованную деятельность каждый ребёнок может проявить свои чувства, желания и взгляды, причём не только наедине с собой, но и публично,  не стесняясь, присутствие слушателей и зрителей. Поэтому в работу по развитию творческих способностей у дошкольников включены разнообразные театральные игры и игровые упражнения, этюды и театральные постановки. Диапазон представленного опыта включает в себя работу по внедрению театрализованной игры во все виды образовательной деятельности с дошкольниками.

Выбранная тема, достаточно полно раскрыта в работе и подтверждает свою актуальность. Проведённая работа по внедрению в процесс развития творческих способностей ребёнка театрально-игровой деятельности оправдала себя: дети стали более раскрепощёнными, открытыми, улучшилась речь и взаимопонимание.

Результаты проделанной работы:

-у детей повысился интерес к театрально-игровой деятельности;

-усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа;

-расширились преставления детей об окружающей действительности;

-обогатился и активизировался словарь детей;

-усовершенствовалась интонационная выразительность речи у детей;

-развилась память, мышление, воображение;

-усовершенствовалось умение правильно оценивать свои и чужие поступки;

-появился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

Практика показала, что работа по развитию творческих способностей не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся работа направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе.  Для этого были проведены: круглый стол «Роль театра в развитии творческих способностей детей»;  родительское собрание «Мы играем в театр», где я познакомила родителей с содержанием и значением театрализованной деятельности для дошкольников; мастер-классы по изготовлению театральных персонажей (Пушистики, стаканчиковый театр по сказке К. И. Чуковского «Телефон»); консультации «Домашний театр», «Воспитание сказкой», «Расскажи сказку». В родительском уголке находятся рекомендации по развитию речи и театрализованной деятельности, различные памятки, словесные дидактические игры по развитию речи, буклеты. Родители принимают активное участие в изготовлении костюмов, декораций, атрибутов. Совместно с родителями проводятся утренники, викторины, спектакли. Родители участвуют в совместных творческих выставках поделок по сказкам.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности в развитии творческих способностей неоспоримо. С помощью театрализации можно решать практически все цели и задачи программы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- Москва, 2003. - 134 с.

2. Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии - Москва: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.

3. Арёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада - Москва, КНОРУС, 2016. - 73 с.

4. Бочкарёва Л. П. Воздействие книг и картин на игровые образы  В сб.: Воспитание детей в игре - Москва, КНОРУС, 2017. - 67 с.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- Москва, 1991. - 194 с.

6. Гербова В. В. Учусь говорить: Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе Радуга. - 2-е изд.-Москва: Просвещение, 2016. - 40 с.

7. Горбушина Л. А., Николичева А. П., Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста: Учебное пособие: Москва: КНОРУС, 2015. - 89 с.

8. Домашний театр.  Через игру- к совершенству. Москва: Лист, 2016. - 92 с.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: ООО Речь, 2015. - 252 с.

10. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей. Художественное слово в воспитании дошкольников. Москва, 2015. – 143 с.

11. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольника. Пособие для воспитателей детских садов Москва: Просвещение. 2017. -  82 с.

12. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Дис. канд. пед. наук. - Москва, 1994. – 272 с.

13. Лапутина О.С. Развитие творчества в играх-драматизациях. В сб.: Москва, Просвещение, 2015. – 357 с.

14. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 67 с.

15. Мелик-ПашаевА.А. Педагогика искусства и творческие способности. - Москва, 1981. - 344 с.

16. Менджерицкая Д.В. Игра-драматизация./ В сб.: Воспитание детей в игре. Москва: А.П.О, 2015. - 315 с.

17. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр// Дошкольное воспитание.-1989. - №1.

18. Новотворцев Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 2017г. – 94 с.

19. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - Москва: Школьная пресса, 2004. - 128 с.

20. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 30 с.

21. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.: Арктика, 2016. – 4 с.

22. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969. – 100 с.

23. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - Москва, 1972. – 360 с.

24. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. - 157 с.

        

Проходская Елена Владимировна «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»