Самообразование

САМООБРАЗОВАНИЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Воспитатель: Фирсова Валентина Николаевна

МАДОУ ДСКВ- Югорка

группа «Птичка»

Тема: «Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность в условиях реализации ФОП ДОУ.»»

Цель, задачи:

1. Развитие логического мышления каждого ребенка, представления о математических понятиях (кодирование и декодирование информации);

2. Формирование умения самостоятельно решать учебные и практические задачи;

3. Развитие познавательных интересов, мыслительных операций;

4. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.

5. Развитие речевой деятельности.

Тема самообразования

Период работы

над темой

Выступления

Открытые занятия

Работа в группе

Методические

пособия, игры

Знакомство с палочками Кюизенера

2021-2024г.

Родительский всеобуч «Что такое логические игры? Их значение в развитии детей»

Игра «Аппликация из палочек Кюизенера»

- Знакомство детей цветом и размером объектов, с математическими представлениями.

- Игры с палочками, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку).

З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва, 1990г.,

набор «Палочки Кюизенера»

Использование блоков Дьенеша в совместной работе с детьми (старший возраст)

-2021г.

Родительский всеобуч «Использование блоков Дьенеша для развития логики ребенка»

Игра «Построй дорожку» (цвет, форма)

  - Актуализация умения детей распознавать геометрические фигур и выделить их из множества фигур разной формы.

-Решение простейших логических задач на разбиение по свойствам.

- Закрепление умения понимать символы, обозначающие цвет,

форму, размер и толщину предметов.

Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г., Е.А.Носова «Логика и математика для дошкольников»-Санкт-Петербург, 2004г.

Набор «Блоки Дьенеша»,

Игры по одному и двум свойствам (цвет и размер, цвет и форма, форма и размер): «Найди клад», «Угадай-ка», «Построй дорожку»

Использование блоков Дьенеша в совместной работе с детьми (старший возраст)

2021-2022г.г.

Семинар-практикум для педагогов «Математика - это интересно!»

Открытое занятие для родителей «Игра как средство всестороннего развития.»

- Выявление и абстрагирование свойств предметов

- Сравнение предметов по одному, двум, трем свойствам, классификация предметов

З.А.Михайлова «Математика – это интересно»-Санкт-Петербург, 2002г.

Набор «Блоки Дьенеша»,

Игры по  двум и трем свойствам (форма, цвет и размер, цвет и форма, форма и размер): «Засели домики», «Чудесный мешочек», «Необычные фигуры»

Формирование способности решать математические, интеллектуальные задачи через развивающие игры

2022г.-2023г.

Обмен опытом работы по обучению математике на тему «Математическое развитие в играх дошкольников».

Родительское собрание «Игра-логика».

- Развивать умение разбивать множество на классы по совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», умение с помощью этих операций строить правильные высказывания

 В. Волина «Веселая математика» - Москва, 1999г.

Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург, 2002г.

Изучение инновационных методик в подготовке детей к школе

2023-2024г.г.

Использование блоков Дьенеша в диагностировании детей

Триз-развитие логического мышления.

- Развивать умение кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов

-Изучение интернет-странички «Все о блоках Деньеша»

Микляева Н. «Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей»

- Логические блоки Дьенеша

- «Раз - ступенька, два ступенька» Л. Г. Петерсон.

                                           

Вывод

Каждый ребёнок дошкольного возраста – это маленький гений, неудержимо стремящийся к познанию мира в игре. Всё зависит от игр, в которые малыш имеет возможность играть.

Дошкольный возраст гораздо более важен для развития творческих талантов, чем период обучения в школе.

Работая в детском саду воспитателем, я столкнулась со следующей проблемой: овладение элементарными математическими понятиями требует от ребёнка высокого уровня развития процессов логического мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации и сравнения), гибкость мыслительных процессов, математической памяти, - все эти способности слабо развиты у детей, посещающих логопедические группы.

С какими трудностями я столкнулась в своей практике:

  • несовершенство анализа и синтеза не позволяет воспринимать математическое задание полностью;
  • не умение связать части в единое целое;
  • не умение устанавливать связи и зависимости;
  • снижена способность к обобщению;
  • узость восприятия: дети выхватывают отдельные части в объекте, затрудняются в установлении связей между ними.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается небольшая задержка развития логического мышления, иногда дети устанавливают сходство и различие между предметами и явлениями окружающего по несущественным признакам; классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуационных связей; не сформированы многие обобщающие понятия.

Задержка развития логического мышления сочетается у детей с ОНР с низким уровнем сформированности познавательных интересов. Этой группе детей характерным является органический психо-синдром, который проявляется в замедлении психических процессов, плохой переключаемости интеллектуальной деятельности, повышенной раздражительности с чертами однообразия, повышенной истощаемости.

Однако дети, пользуясь оказываемой им помощью могут перенести способы решения на аналогичные задачи.

У детей с отклонениями в развитии в той или иной степени нарушена речевая деятельность. Речевые нарушения у разных категорий детей проявляются в многообразных формах, по-разному поддаются педагогическому воздействию, что обусловлено различными первичными нарушениями. В этой связи особую актуальность приобретает изучение взаимосвязи речи и моторного компонента в условиях нарушенного развития.

Аналитический обзор литературных данных показывает, что существует онтогенетическая взаимосвязь развития мелкой моторики и речи, и что движение руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» - говорил В.А.Сухомлинский.

Исследователями учёных института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. М.М.Кольцова подчёркивает, что влияние импульсации мышц руки наиболее ощутимо в детском возрасте, когда идёт формирование речевой моторной области. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и является, по мнению М.М.Кольцовой «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (1973, с 130)

Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении Л.С.Выготский  (1983г.) писал, что, будучи относительно самостоятельной, не зависимо от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера даёт богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.

В своей работе по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша,Палочек К. учитываю особенности мыслительной деятельности с ОНР (замедленное развитие локомоторных функций, отставание двигательной сферы), а также коррекционную направленность работы.

Для логопедической работы можно использовать любые виды игр, применяемых в детском саду.

Проведение дидактических игр должно считаться с индивидуальными особенностями детей, слабым давать более лёгкие задания, сильным – более трудные, робких - подбадривать, бойких – подзадоривать, слишком резвых – притормаживать. При подборе этих игр надо учитывать элементы занимательности, интерес к её содержанию («душу» игры, как указывала Н.К.Крупская) и ясность цели. Игры полезны лишь тогда, когда доставляют радость, удовольствие.

«Игра без активной деятельности – всегда плохая игра» - нельзя забывать и этих слов А.С.Макаренко.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако не многие из них дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительных умений на протяжении всего дошкольного возраста. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

В моей работе блоки Дьенеша с их ориентацией на индивидуальный подход, занимают не последнее место.

Начиная работу по блокам Дьенеша,  выявляю на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш.

Ориентируясь на примерный уровень развития ребёнка, предлагаю игру «Выложи дорожку» (по двум свойствам – цвет и форма). Если не справляется, предлагаю более (по одному свойству). Самостоятельное и успешное решение – ступенька, от которой начинаем движение вперёд.

Предоставляю возможность самостоятельно знакомиться с логическими блоками. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства геометрических фигур, ввожу понятие «КОД» - графическое изображение данного свойства. Это в дальнейшей работе позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

Работа с детьми логопедической группы в 2021 – 2023 гг. внесла значительные коррективы в мой план развития логического мышления. Т.к. у детей этого набора значительно ниже уровень развития. Причин этому много: во-первых, наследственность – много детей с неблагополучных семей, неполных семей; во-вторых, современная занятость родителей, которым порой не до занятий со своим ребёнком.

Разработанное мною диагностирование уровня развития логического мышления, помогает мне отслеживать путь развития каждого ребёнка в начале моей работы и перед выпуском в школьную жизнь.

Упражнения с геометрическими фигурами подобраны так, чтобы ребёнок учился опознавать их по цвету, размеру, толщине, в разном пространственном положении.

Нахождение взаимосвязей, обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень развития. У детей развивается внимание, наблюдательность, речь, мышление и его компоненты (анализ, синтез, обобщение и конкретизация в их единстве). Всё это готовит детей к усвоению научных понятий в школе.

Связь количественных представлений с представлениями геометрических фигур создаёт основу для общего математического развития детей.



Предварительный просмотр:

Буклет для родителей.

Дидактическая игра : «СЛОЖИ КВАДРАТ».

Цель: ▪ развитие цветоощущения, ▪ усвоение соотношения целого и части; ▪ формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых. Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

. Задания к игре: 1. Разложить кусочки квадратов по цвету 2. По номерам 3. Сложить из кусочков целый квадрат 4. Придумать новые квадратики. МАТЕМАТИКА И ПЛАСТИЛИН. Для запоминания цифр и геометрических фигур ребенок вместе со взрослым лепит их из пластилина. Взрослый вырезает цифры из бархатной бумаги, а ребенок водит по ним пальчиком. НАКРЫВАЕМ НА СТОЛ. Кухня - это отличный плацдарм для математики. Нужно накрыть на стол – поручите это дело ребенку, поручить достанет необходимое количество столовых предметов, принесет из холодильника 2 или 3 яблока, принесет 2 чашки и стакан. Задания рождаются сами собой, только стоит начать! СЛОЖИ КВАДРАТ. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10х10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру. ПРИЧИНЫ, по которым играть в математические игры с детьми дома стоит: 1. Игры превращают математику в развлечение. Для многих детей математика - скука и безрадостный труд. А играть весело. У детей меняется отношение к математике, поскольку они начинают ассоциировать ее с чем-то интересным. Математика - это весело! 2. Игры помогают ребенку видеть связь математики с жизнью. Очень многие дети думают, что математика нужна только в школе. Помочь детям увидеть связь математики с жизнью - значит дать им мотивацию к изучению математики. 3. Игры помогают детям понять, что математику творят люди для своей пользы и удовольствия. Часто дети думают, что все задания, которые они решают по математике, придуманы компьютером. Но в играх они сами могут даже менять правила, если хотят. Все это дает им понимание, что математика - человеческих рук дело, и они могут в нем участвовать. 4. Игры помогают детям понять, что математика - дело коллективное. Очень часто на занятиях ребенок остается один на один с математикой. В реальной жизни математики нередко работают вместе. Игры с другими детьми - большая помощь в обучении. Детям нравится играть вместе. Часто за компанию они делаю то, что никогда бы не захотели/не смогли делать сами. Плюс они учатся друг у друга - одни объясняют гораздо проще, чем взрослые, и от этого растут в своих глазах, другие слушают объяснения и (может быть, впервые) понимают непонятную тему. 5. Математические игры помогают автоматизировать навыки. В игре часто приходится делать что-то несколько раз, что легко ведет к автоматизации навыка. 6. Игры помогают сделать математику понятной. В играх есть возможность, повторяя одно и то же по многу раз и общаясь со сверстниками, понять, что математика - не волшебство, ее можно и нужно понимать. 7. Игры помогают детям изучать математику разными способами. В играх можно все потрогать, посмотреть, подвигаться, пообщаться с другими. Такой способ несомненно помогает лучшему усвоению.  Математические игры с ребенком . ЦЕПОЧКА ПРИМЕРОВ Цель: упражнять в умении производить арифметические действия. Ход игры: Взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например, 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д. СОСТАВЛЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР (из палочек) Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом. 1. Составить из равных треугольника из 5палочек 2. Составить 3 равных треугольника из 7палочек 3. Составить 4 равных треугольника из 9палочек 4. Составить 3 равных квадрата из10 палочек 5. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника 6. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника 7. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники) СОСТАВЛЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР С УСЛОЖНЕНИЕМ Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см) Задания: 1. Составить квадрат и треугольник маленького размера 2. Составить маленький и большой квадраты 3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2. 4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по развитию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности: «Птичка»

Тема: «Образование чисел второго десятка».

:

подготовила :Фирсова В.Н

г.Покачи.2021г.

Цель: познакомить с образование чисел второго десятка, актуализировать математические представления.

Задачи занятия:

Обл. Познание:  - формировать понимание отношений между числами натурального ряда;

- закреплять умение устанавливать соответствие между числом и цифрой;

- повторить прямой и обратный порядковый счёт;

- закреплять знание геометрических фигур, их свойств;

-закреплять умение решать логические задачи;

- закреплять умение пользоваться цифрами и арифметическими знаками на сравнение числа (>; < ;=)

Обл. Коммуникация: - способствовать свободному общению между детьми и взрослыми;

- развивать диалогическую речь;

- уметь отвечать на вопрос полным ответом;

- воспитывать умение понимать учебную задачу.

Обл. Социализация: - приобщать к элементарным нормам и правилам взаимодействий со сверстниками;

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца;

- развивать познавательный интерес в разрешении проблемных ситуаций.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

-  Ребята, какое у вас сегодня настроение?

- А если настроение хорошее, значит нам с вами любое дело по плечу.  

-Посмотрите, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем и подарим им свои улыбки!  

-Молодцы, теперь мы можем приступить к работе.    

-Тогда занимайте места за столами и внимательно слушайте первое задание:  

       1.Математическая  разминка.  

Перед каждым из вас, на столе, стоит коробочка с математическим набором, откройте её и выложите перед собой с лева направо по порядку цифры первого десятка (от 1 до 10)      

       - вспомните порядковый счёт от 1 до 10.  

                                                  - вспомните обратный счёт  от10 до 1.  

                                                   - назовите число, следующее после числа 6.(покажите цифру)  

                                                  - увеличьте число 8 на 1.(покажите ответ)      

                                                 -уменьшите число 10 на 1.    

-назовите число больше 4, но меньше 6 .  

                                                          -какое число стоит между числами 7 и 9?  

Число «десять» записывается с помощью двух цифр (1и 0).

Возьмите палочки 10 и завяжите в пучок (10) мы положим их под цифрой 10.

Когда-то, очень давно, вместо слова десять люди говорили «дцать». Сейчас мы так не говорим, но слово «дцать» сохранилась. И название чисел, которых мы узнаем образуется при помощи слова «дцать». Например одиннадцать.

Записывается 1 и 1. Десяток и одна единица. И т.д.

2. Игра « Кто знает, пусть дальше считает» (развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления).

Оборудование: мяч

Описание. В соответствии с командами ребенок, которому бросают мяч, считает по порядку до 10 и больше.

Инструкция: «Посмотрите, какой у меня красивый мяч. Сейчас мы поиграем в игру «Кто знает, пусть дальше считает». Все играющие должны встать в круг. Я с мячом встану в центр круга и буду называть числа, а вы, кому я брошу мяч, будете считать дальше до 10.

Примечание. Усложненным вариантом может быть такой. предупреждает: «Дети, будьте внимательны! Я могу взять мяч раньше, чем вы досчитаете до 10, и брошу его следующему ребенку со словами: «Считай дальше».

Вы должны запомнить, на каком числе остановился ваш товарищ, и  продолжить счет. Игра проходит в быстром темпе.

3. Перед вами конвертики с разрезанными фигурами. Соберите фигуру, и назовите и цвет полученной фигуры.

- Ну вот и всё ,мы справились со всеми заданиями ,устали?

4. Физминутка «Дружба»

5. Решение   логических задач:

                                   1.По тропинке зайчик шёл,  

                                     Подосиновик нашёл,  

                                     Походил вокруг осин  

                                      И нашёл ещё один.                

Сколько всего подосиновиков нашёл зайчик?  / 2./

                                    2.Пять зелёных лягушат  

                                       На песочке в ряд лежат.  

                                       Одному из пяти братцев  

                                       Захотелось искупаться  

                                       Остальным же неохота  

                                       Возвращаться вновь в болото.

Сколько лягушат осталось лежать на песке?  / 4./  

                                      3.Дядя ёжик в сад зашёл,  

                                      Десять спелых груш нашёл.  

                                      Семь из них он дал ежатам,  

                                      Остальные же – зайчатам.  

Сколько груш ёж дал зайчатам? / 3./  

                                    4.Мама- белка для детишек  

                                    Собрала десяток шишек.  

                                    Сразу всё не отдала,  

                                    По одной всего дала.  

                                   Старшему-еловую,  

                                   Среднему-сосновую,    

                                   Младшему-кедровую.  

Сколько шишек осталось у мамы-белки? / 7./  

                            5.Шесть весёлых медвежат  

                               За малиной в лес спешат,  

                               Но один малыш устал,  

                               От товарищей отстал,  

                               А теперь ответ найди,  

Сколько мишек впереди?  / 5./  

                                  6.Раз к зайчихе на обед  

                                  Прискакал дружок- сосед.  

                                   На пенёк они присели  

                                   И по две морковки съели.    

                                   Кто считать ,ребята, ловок?  

                                  Сколько съедено морковок? /4./  

6. Решение примеров: Больше, меньше, равно.

7. Игра с блоками Дьяноша (обручами).

8. Игра «Выложи из палочек фигуры».



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по развитию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности: «Птичка»

Тема: «Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет».

:

подготовила :Фирсова В.Н

г.Покачи.2020.г.

Цели:

1. Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет) .

2. ПОЗНАКОМИТЬ С ЗАДАЧАМИ НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ(ЦЕЛОГО) ;УЧИТЬ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ,ЗАПИСЫВАТЬ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ,ИСПОЛЬЗУЯ ЗНАК «+»;

3. Упражнять в решении примеров на увеличение и уменьшение числа на 1 и на 2.

4 Совершенствовать умение моделировать описанные в задаче взаимосвязи между данными и искомыми с использованием не только наглядного материала, но и разного вида схематических изображений.

5. Упражнять в составление числа из двух меньших.

6. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? А так как страна Сказок и страна Математика – это близкие подруги, то предлагаю вам сегодня русскую народную сказку «Колобок» превратить в сказку математическую. Хотите посмотреть, что из этого получится? Тогда вспомним начало сказки:

«Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

-Испеки мне, старуха, колобок.

Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остудиться… » (показ картинки)

- Что было дальше?

Дети. Колобок соскочил с подоконника и покатился по дорожке.

Воспитатель. Катится, Колобок, катится и вдруг видит на тропинке грибок растет, а за ним кто-то прячется. Как вы думаете, кто спрятался за грибом? Правильно – Ёжик.

Ёжик. Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня Ёжик, лучше задай мне задачки.

Воспитатель. Давайте поможем Колобку решить задачи, иначе Ёжик может съесть его.

Задания Ёжика.

1. Три яблока из сада Ёжик притащил,

Самое румяное Белке подарил.

С радостью подарок получила Белка.

Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке. (2)

2. Две мышки проникли в квартиру,

Решили попробовать сыру.

Тут следом явились подружки –

Три сереньких мышки-норушки.

Кот спал в это время на крыше,

Про этот не ведая пир.

А ну, сосчитай, сколько мышей

Съели оставленный сыр? (5)

3. Вот 8 зайчат по дорожке идут.

За ними в вдогонку двое бегут.

Так сколько ж всего по дорожке лесной

Торопится в школу зайчишек зимой? (10)

4. Сколько орехов в пустом стакане? (0)

5. Если съесть 1 сливу, что останется? (косточка)

6. У кого больше лап: у утки или утенка? (поровну)

7. Сколько хвостов у четырех котов? (4)

Воспитатель. Отпустил Ёжик Колобка. Покатился Колобок дальше. Докатился до полянки, на которой встретил Зайку. (показ картинки Зайца)

Заяц. Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, Зайчик, ты мне лучше вопросы трудные задай.

Вопросы Зайца.

Как называются цифры расположенные в ряд?(цифровой ряд)

Как называются цифры расположенные в обратном порядке?(обратный счет)

Как называются цифры расположенные по порядку?.

Назови число последущее числу..

Назови предыдущее число.

Назови соседей числа.Знаки  -+ =  больше меньше

Воспитатель. Отпустил Заяц Колобка. Катится Колобок дальше, видит, дуб стоит, на дубе дупло. Кто живет в дупле? Правильно – Белка.

(показ картинки Белки)

Белка. Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня Белка, лучше задай мне наитруднейшую задачку.

Задание Белки – составить и решить задачу по картинке.

Посмотрите внимательно на картинку и составьте по ней задачу. Не забудьте, что в задаче должны быть условие и вопрос.

(несколько детей рассказывают, какие задачи они составили)

«На пруду плавали 4 утки, к ним приплыли еще 2 утки. Сколько всего уток плавает в пруду? »

- Сколько? (6)

- Как вы узнали? (к 6 прибавили 2 получили 6)

- Запишите решение этой задачи на фланелеграфе.

(на фланелеграфе появляется запись 4+2=6)

Рассмотрите рисунки на доске. Составьте по ним математические задачи.

3+4=7

5-3=2

Воспитатель. Отпустила Белка Колобка и покатился Колобок дальше. Докатился Колобок до горки, а горка оказалась норкой. Кто в норке живет? Правильно – Мышка. (показ картинки Мышки)

Мышь. Колобок, Колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня, лучше подари мне игру.

Физкультминутка

Дружат наши пальчики..

Воспитатель. Покатился Колобок дальше. Видит на встречу Волк.

(показ картинки Волка)

Волк. Колобок, Колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня, лучше в игру мою поиграй «Продолжай – не зевай».

3 – это 2 + …

4 – это 2 + …

5 – это 4 + …

6 – это 3 + …

7 – это 5 + …

8 – это 7 + …

Воспитатель. Снова покатился Колобок дальше. Катится Колобок дальше и видит стройную березку, а за березкой на пне сидит Лиса чем то огорченная.

Лиса. Колобок, Колобок, я тебя съем!

-Не ешь меня, задай лучше мне наисложнейшее задание.

-Я никак не могу решить головоломки. Помоги мне их решить. Поможешь я тебя не съем.

Воспитатель. Поблагодарила Лиса Колобка, отпустила его и покатился Колобок дальше навстречу новым приключениям.

Вот и сказке нашей конец. Получилась у нас математическая сказка?

Понравилась вам наша сказка?

И Колобку понравилась сегодняшняя прогулка по лесу.

        

3 – это 2 + …

4 – это 2 + …

5 – это 4 + …

6 – это 3 + …

7 – это 5 + …

8 – это 7 + …



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по развитию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности: «Птичка»

Тема: «Закрепление и повторение, логические задачи».

:

подготовила :Фирсова В.Н

г.Покачи.2022г.

Цель: Закрепить и повторить пройденный материал.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить счет в пределах 20;

объяснить то, что в двух неделях 14 дней;

продолжать учить решать логические задачи;

закрепить умение ориентироваться на плоскости;

Развивающие:

способствовать развитию зрительного внимания; логического мышления;

развивать внимание.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение отвечать на вопросы

Ход НОД

К нам пришло письмо. Хотите узнать от кого?(Да)детям группы Птичка. Незнайка. Хотите узнать, что в нём?

Мотивация:

Чтение письма

«Дорогие ребята! Я как и вы скоро пойду в школу, а для того чтобы хорошо учиться нужно много знать и уметь .А так же решать необычные задачи ,выполнять задания на смекалку и сообразительность .Я  то же хочу пойти в школу.. Помогите мне пожалуйста

Поможем незнайке?(дети-да)

Задание №1 – Как называться числа расположенные в ряд?(цифровой ряд) 0-19

-Как называться цифры в обратном порядке?(обратный счет) .(19-0)

-Назови соседей чисел.

-Назови последующие число.

-Назови предыдущее число.Молодцы!Вы справились с заданием.

Задание №2«Не зевай, на вопросы отвечай!» 

Пройди лабиринт и соедини линиями числа от 1 до 20.

Задание №3- «Не зевай, на вопросы отвечай!»

Задание №4 Реши неравенства

 3 – это 2 + …

4 – это 2 + …

5 – это 4 + …

6 – это 3 + …

7 – это 5 + …

8 – это 7 +

Задание № 5Составь условие и реши задачу. 

Задание №6 Физ минутка.С Незнайкой

Наш Незнайка потянулся.

Руки в боки, и нагнулся.

Встал, присел и снова встал.

На носочки встал легонько.

И за парту сел тихонько.

Задание №7 «Не зевай, на вопросы отвечай!» Поставь знаки Бльше,меньшеи равно

C:\Users\дом\Desktop\Срезовое в погот гр матем\olimpiada-dlia-starshikh-doshkol-nikov_12.png

Задание №8 «Не зевай, на вопросы отвечай!»

Посчитай листки календаря и скажи сколько дней  в неделе? А сколько дней в 2

неделях.?

Задание №9«Не зевай, на вопросы отвечай!»

Решение задачи логические

Это загадки на сообразительность:

- Сколько спинок у трех свинок (3)

- Сколько рогов у двух быков (4)

- Сколько домишек у ста муравьишек (1)

- На столе лежало 3 яблока и 4 апельсина. Сколько всего овощей лежало на столе?

- На дереве сидели 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны.

Сколько ворон? (2)

10 Задание Разминка с офтальмологом

 Задание №11 Геометрические фигуры.

Задание №13«Не зевай, на вопросы отвечай!»

Решение и запись примеров.(один у доски)C:\Users\дом\Desktop\i-58-24.jpeg

Задание №14«Не зевай, на вопросы отвечай!» Времена года, части суток, месяца

Задание №12

Прямая

Луч

Отрезок

Ломаная

Кривая

Кривая замкнутая

Пересекающиеся прямые

Задание №15 Измерение.Дано три линейки со шкалой. Нужно закрасит красным цветом ту полоску под шкалой ,которая показывает 7 сантиметров.

 Задание №16«Не зевай, на вопросы отвечай

Найди отличие  у Незнайки

Задание №17 «Не зевай, на вопросы отвечай.Выложи по схеме из палочек.

Вывод занятия:Что вам понравилось на заняти? Ребята вы молодцы. Мы напишем письмо Незнайке и отправим ваши решения  и поможем ему подготовиться к школе.(Медали –готов к школе)

Г.Покачи.2023г

Выполнила  воспитатель: Фирсова В.Н.

 



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по развитию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности: «Птичка»

Тема: «Число 14, логические задачи».

:

подготовила :Фирсова В.Н

г.Покачи.2021г.

Цель: Познакомить с образованием числа 14 и с новой счетной единицей – десятком;

Задачи:

Образовательные:

Закрепить счет в пределах 14;

объяснить то, что в двух неделях 14 дней;

продолжать учить решать логические задачи;

закрепить умение ориентироваться на плоскости;

Развивающие:

способствовать развитию зрительного внимания; логического мышления;

развивать внимание.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение отвечать на вопросы.

Ход НОД

К нам пришло письмо. Хотите узнать от кого?(Да)детям группы Птичка. Незнайка. Хотите узнать, что в нём?

Мотивация:

Чтение письма

«Дорогие ребята! Я как и вы скоро пойду в школу, а для того чтобы хорошо учиться нужно много знать и уметь .А так же решать необычные задачи ,выполнять задания на смекалку и сообразительность .Я почти ничего не знаю и не умею. Помогите мне пожалуйста

Поможем незнайке?(дети-да)

Задание №1 – Как называться числа расположенные в ряд?(цифровой ряд) 0-13

-Как называться цифры в обратном порядке?(обратный счет) .(13-0)

-Назови соседей чисел.

-Назови последующие число.

-Назови предыдущее число.Молодцы!Вы справились с заданием.

Задание №2- «Не зевай, на вопросы отвечай!» Мы с вами уже начали изучать двузначные числа. То есть такие числа, которые записывают с помощью двух цифр.

Сегодня мы расскажем Незнайке по подробнее.

Почему называют двузначными, мы сейчас разберем.

 (Работа за столами. У детей на столах счетные палочки.).

-Что такое десяток? Это цифры от 0 до 10.Возьмите счетные палочки .Выложите 10 палочек.

-Молодцы! К 10 +1=11,К 11+1=12,12+1=13,!3+1=14

Сегодня мы с вами познакомились с числом 14.(это 1 десяток и 4 единицы)

Задание №3 «Не зевай, на вопросы отвечай!»

-Написание числа 14.Дети пишут на листочках.Молодц

Физическая  минутка. С  Незнайкой

 

Задание №4 «Не зевай, на вопросы отвечай!»

Напиши сколько флажков на верхней верёвочке сколько на нижней? Сколько всего?

Задание №5 «Не зевай, на вопросы отвечай!»

Напиши в квадрате скольким детям хватит варежек?

Задание №6 «Не зевай, на вопросы отвечай!»

Посчитай листки календаря и скажи сколько дней  в неделе? А сколько дней в 2

неделях.?

Задание №7«Не зевай, на вопросы отвечай!»

Решение задачи составление условий.

8.Разминка с офтальмологом.

Задание №9«Не зевай, на вопросы отвечай!»

Решение и запись примеров.(один у доски)

Задание №10«Не зевай, на вопросы отвечай!» Времена года, части суток, месяца

. Задание №11«Не зевай, на вопросы отвечай

Найди отличие  снеговиков.

Вывод занятия.Ребята вы молодцы. Мы напишем письмо Незнайке и отправим ваши решения и рисунки и поможем ему подготовиться к школе.(Угощение.)

 



Предварительный просмотр:

Отчет  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

:

подготовила :Фирсова В.Н

г.Покачи.2023г.

Актуальность темы:  Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.  Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс.  Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов.

 Актуальность данной темы обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить. Прежде чем начать управлять собой - ему предстоит овладеть многими способами действия с предметами, усвоить определенные правила. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Осознав важность выше изложенного, я определила тему своей работы «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических дидактических игр».

Цель:  способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.

 

Задачи:  

1. Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в развивающих математических играх, логических задачах.  

2. Развитие логического мышления с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр.

 3. Формирование качеств личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывать усидчивость.

4. Научить детей планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

5. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка.

6. Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук  

роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей, не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как «открытие» закономерных связей и отношений этого мира. Поэтому обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

Поэтому мною была выбрана тема «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических дидактических игр», цель которой способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.

Задачи:  1. Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в развивающих математических играх, логических задачах.  

2. Развитие логического мышления с использованием дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр.

 3. Формирование качеств личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывать усидчивость.

  4. Научить детей планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

 5. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка.

6. Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук.

 Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа: 1. Изучена литература, подобран материал, математические настольные игры, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления; 2. Составлен перспективный план по данной теме для детей среднего дошкольноМетоды и приемы взаимодействия педагога с детьми:

1. Словесные:  вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение;

2. Наглядные: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца;

3. Практические:  игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка.

В своей работе я использовала:

Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);

Проведенная работа показывает, что различные виды игр дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие. Использование занимательного материала в организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений обеспечивает для каждого ребёнка ситуацию успешности, а у малоактивных детей воспитывается чувство уверенности в себе и своих возможностях.  Дети  учились  сравнивать, анализировать, синтезировать, классифицировать.  Испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности. Дети делают первые шаги по высказыванию своего суждения, доказательства. Меньше времени затрачивают  на выполнение заданий. Улучшилась речь детей, они богаче используют свой словарный запас.  

Применение дидактических, развивающих  игр способствуют развитию памяти, мышления детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Занимательные  развивающие, дидактические игры и упражнения дали большой заряд положительных эмоций, помогли детям закрепить и расширить знания по математике,  материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике.

 Оформлена папка с Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Создать картотеку дидактических игр для родителей.

Подготовила :Фирсова В.Н.

Г.Покачи 2023г



Предварительный просмотр:

        ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников

:

подготовила :Фирсова В.Н

г.Покачи.2023г.

«Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                   В.А.Сухомлинский                                             

Актуальность

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

       Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

       Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

       Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.Показать полностью

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГА :Фирсовой В .Н.



Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»