Взаимодействие с социумом


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное детское образовательное

учреждение детского сада комбинированного вида «Югорка»

.Система коррекционной работы с агрессивными детьми в группе компенсирующей направленности «Птичка».

Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Агрессия есть определенное действие, причиняющее ущерб другому объекту.

Агрессивность — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Становление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов, как биологических, так и социальных.

Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, социального окружения, а также средств массовой информации.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

Существенным фактором, стимулирующим агрессивное поведение, является враждебность, то есть негативное отношение ребенка к окружающему миру. В сочетании с обидой и подозрительностью оно формирует искаженную картину мира и грубо нарушает систему взаимоотношений и взаимодействия с окружением.

Таким образом, причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье с первых дней жизни ребенка.

Агрессия в детском возрасте

Некоторые трудности в поведении детей дошкольного возраста носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 год, 3 и 7 лет). Эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника.

Существует несколько видов детской агрессии. Ребенок может проявлять физическую агрессию, то есть нападать на окружающих или ломать вещи, и вербальную — оскорблять окружающих, ругаться. Также его агрессия может быть направлена на самого себя: он причиняет себе боль, находя в этом какое-то утешение.

По способам проявления агрессии у дошкольников их можно разделить на несколько групп. Это зависит от врожденных особенностей нервной системы (темперамента) и условий воспитания.

  • Агрессивно-гиперактивный ребенок. Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» (ребенок — центр внимания семьи) или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.
  • Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Обидчивость может быть следствием как недостатков воспитания, так и особенностей созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность и ранимость будут провоцировать агрессивное поведение.
  • Ребенок с оппозиционно–вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в их взаимоотношениях что-то не складывается: с ребенком редко общаются; ему скучно, и он переносит на взрослых собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.
  • Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты от мнимой угрозы, «нападения».
  • Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, дерется, обзывает других детей, мучает животных, и при этом ему трудно понять, что обиженному плохо и больно.

В дальнейшем любого несовершеннолетнего по характеру проявления агрессии в отклоняющемся поведении можно отнести к одной из перечисленных групп. Это позволяет в практической работе делать выводы о причинах подобного поведения и выбирать верную стратегию дальнейшего взаимодействия.

Практическая часть

Профилактика и коррекция детской агрессивности

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку.

Для профилактики детской агрессивности очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.

Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.).

Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз.

Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.

Чем больше будет агрессии со стороны взрослого, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам — родителям, педагогам ребенок отыграется на кошке или побьет младшего.

Таким детям необходимо предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева.

  • Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
  • Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и рукам специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.
  • Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти. Это помогает успокоиться.
  • Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
  • Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.

Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует:

  • обратить особое внимание на игры ребенка;
  • обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;
  • следить за тем, какой пример вы подаете ребенку;
  • быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни;
  • поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает;
  • научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет.

Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом.

Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации окружающих, с юмором относиться к неудачам и знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться с ними самостоятельно.

Только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, противостоять волне агрессии, захлестывающей детей с экранов телевизоров, мониторов компьютеров и страниц популярных газет и журналов.

Основные рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с агрессивным поведением:

Главная работа воспитателей должна состоять в создание благоприятных и психологических условий, для детей в преодолении взаимодействия родителя

с собственными детьми при помощи коммуникативных навыков и практической тренировки, начиная свою работу с определенной семьей. Обязательно с ребенком и с его семьей нужно провести диагностирование, узнать какие у них семейные взаимоотношения и дисгармония между собой, только потом, можно будет проводить коррекционную работу с агрессивным ребенком, использую как индивидуальную, так и групповую форму работы. Говоря о просветительской и профилактической работе, она должна проводиться совместно с ребенком и его родителями, включая роль педагога-воспитателя.

  • С детьми и их родителями необходимо проводить  ролевые игры:

«Мирись, и больше не дерись» (ребенку в этой игре, прежде всего, нужно помочь понять и осмыслить ее смысл, что обязательно нужно проявить толерантность и уважение к своему сверстнику);

«Моя крепость – это мой дом» (дети и родители должны вместе проанализировать свои взаимоотношения, узнать причину конфликтов, наметить пути разрешения этого конфликта).

  • Родительские собрания обязательно должны проходить совместно с родителями, где также должны решаться и следующие задачи: между родителями и детьми должно быть взаимоуважение и взаимопонимание, чтобы они доверяли друг другу, также необходимо сформировать в семье готовность обсуждать с детьми все конфликтные и спорные ситуации.

Задача воспитателя заключается, в том, чтобы работа шла совместно с семьей агрессивного ребенка, что семья должна также принимать полное участие в  изменение стиля воспитания  такого ребенка. Нужно проводить и практиковать индивидуальные работы, совместные консультации специалистов, как с детьми, так и с родителями.

По необходимости с родителями и детьми агрессивного поведения необходимо проводить терапевтические занятия и детско-родительские консультации.

Игровая коррекция агрессивного поведения у дошкольников

По коррекции агрессивности и агрессивного поведения необходимо вести специальную терпеливую и систематическую работу в четырех направлениях:

• работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева;

• обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;

• работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;

• прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.

Работа с гневом и обучение самоконтролю

«Мешочек криков». Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и визгов. Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «мешочком криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.

Работа с чувствами

«Страна чувств». Когда ребенок знает и названия эмоций, и какие ощущения за ними стоят, можно перейти к зримым образам чувств и применению творчества в работе с ними. Вспомните с ребенком еще раз, какие чувства вы знаете. Предложите юному художнику изобразить, как выглядит домик каждого чувства и какие вещи в нем хранятся. Возможно, в новых образах вы увидите что-то схожее с жизнью самого ребенка.

Формирование конструктивных навыков общения

«Словарик добрых слов». Агрессивные дети часто страдают от бедного словарного запаса, вследствие чего даже при общении с симпатичными им людьми они часто употребляют привычные грубые выражения. Язык не только отражает наш внутренний мир, но и может влиять на него: вместе с появлением хороших слов наше внимание акцентируется на тех приятных качествах и явлениях, которые они обозначают.

Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности: комкать и рвать бумагу; бить подушку или боксерскую грушу, топать ногами; написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу; втирать пластилин в картонку или бумагу; посчитать до десяти; спортивные игры, бег; вода хорошо снимает агрессию.

Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Игры и упражнения, рекомендуемые для агрессивных детей

«Сороконожка», «Волшебные шарики», «Цветик-семицветик», «Серебряное копытце». Цель которых: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива; снять у детей эмоциональное, мышечное напряжение; помочь детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Для того чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями.



Предварительный просмотр:

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Югорка»

Беседа в старшей группе компенсирующей направленности «Птичка».

Тема: Пожар.

Программное содержание: Продолжать знакомство детей с правилами пожарной безопасности, осторожному обращению с огнем. Учить отвечать на вопросы по иллюстрации, эмоционально читать стихотворение С.Я. Маршака «На площади Базарной…»

Материал: Иллюстрации по пожарной безопасности (будь осторожен с огнем) С.Вахринцева, шарик надувной, лист бумаги, краски, кисти и непроливайки.

Ход занятия:

Шипит и злится

Воды боится,

С языком, а не лает,

 Без зубов, а кусает

(огонь)

 Сегодня я хочу рассказать вам об огне. Очень давно наши предки знали много способов добывания огня. Они считали огонь живым существом, он помогал выжить, спасал от холода, его использовали в охоте на зверей, а так же для приготовления пищи. Древние люди считали огонь божеством и поклонялись ему. Проходили века, а люди все больше узнавали о свойствах огня. Огонь в человеческом представлении перестал быть божеством. Он стал другом и помощником. Как в древности он согревает, помогает готовить пищу, применяется в промышленности. Но огонь как вы знаете, может быть не только другом. При не умелом обращении с ним он превращается в злейшего врага человека и всего живого. С ним нельзя играть!

Давайте рассмотрим иллюстрацию «Будь осторожен с огнем»

- скажите от чего начался пожар?

- что нужно сделать при пожаре, куда позвонить?  (01)

- почему произошел пожар?

- какие беды приносит пожар?

- какие правила безопасности при пожаре вы знаете?

- кто тушит пожары?

- чем тушат пожары? (вода, пена)

Физкультурная минутка (игра с надувным шаром, шар передается и говорятся слова)

1.Где с огнем беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда, грозить нам будет злой … (пожар).

2.Раз, два, три, четыре

У кого пожар в квартире?

3. Дым столбом поднялся вдруг,

Кто не выключил … (утюг).

4. Красный отблеск побежал,

Кто со спичками играл?

5.Стол и шкаф сгорели разом,

Кто сушил белье над газом?

6. Пламя прыгнула в листву,

Кто у дома сжег траву?

7. Кто в огонь бросал при этом,

Незнакомые предметы?

8. Помни каждый гражданин:

Этот номер – 01

9. Дым увидел – не зевай

И пожарных вызывай!

Издавна, помощником пожарных была вода. Пожарные через рукав (шланг) закачивали воду в резервуары и подавали при тушении пожара. Иногда при тушении пожара используется пожарная пена. Тушат пожар – пожарные, при помощи пожарных машин, поездов и вертолетов.

- Какими, по характеру, должны быть пожарные?  (Сильными, добрыми, умными, смелыми, храбрыми, ловкими)

Я предлагаю вам нарисовать пожарные машины.

- рассматривание рисунков, обсуждение.

- выводы (что узнали нового)

- чтение стихотворения С.Я.Маршака «На площади Базарной…»

На площади базарной,

 На каланче пожарной

Круглые сутки

 Дозорный у будки

Поглядывал вокруг

 - На север,

 На юг,

На запад,

 На восток,

 - Не виден ли дымок.

 И если видел он пожар, Плывущий дым угарный, Он поднимал сигнальный шар Над каланчой пожарной. И два шара, И три шара Взвивались вверх, бывало. И вот с пожарного двора Команда выезжала. Тревожный звон будил народ, Дрожала мостовая. И мчалась с грохотом вперед Команда удалая. Теперь не надо каланчи, - Звони по телефону И о пожаре сообщи Ближайшему району. Пусть помнит каждый гражданин Пожарн



Предварительный просмотр:

Буклет на тему:  «Готовим ребенка к школе»

Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

Физическая готовность . На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, находится в основной группе здоровья, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный, больной ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.

Эмоционально-волевая готовность.

Ребенок должен быть подготовленным в этом плане. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер. Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы - внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье, - успешен в школе.

Интеллектуальная готовность к школе. Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу.

  • Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.   
  •  Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.    Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учиться, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку.                              
  • Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением  
  •  Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения. Если, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними в первом классе.      
  • Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека. 
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за консультацией к учителю или школьному психологу.       
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы - это учитель.  Уважайте мнение первоклассника о своем     педагоге           
  • Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий.

 

   



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Югорка»

Доклад

«Влияние сенсорных игр и упражнений  на коррекцию речевых нарушений у дошкольников»

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории:

Фирсова Валентина Николаевна

г. Покачи

Предметом особой тревоги нашего общества в последние годы стало отмечающееся ухудшение физического и психического здоровья населения. Глубокие социальные, экологические и другие изменения повлекли резкое увеличение разного вида патологий у детей. Особенно отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте. С каждым годом речевые отклонения в нагрузку усложняются и нарушениями в неврологическом, психическом и психологическом направлениях. Нередко стали такие диагнозы как задержка психического развития, дизартрии, ринолалии. У детей с различными речевыми расстройствами помимо собственно речевого недоразвития исследователи отмечают недостаточную сформированность внимания, памяти, восприятия, и представлений об окружающем, а также моторную неловкость общих движений и движений кистей и пальцев рук. Дети с различными нарушениями речи нуждаются в коррекции не только речевых функций, но и коррекции интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, и одной из причин этих нарушений является недоразвитие сенсорных процессов. Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательных областей коры головного мозга. Усвоить сенсорный эталон — это не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Дети с нарушениями речевой функции имеют несформированность отдельных когнитивных функций и эмоционально-волевых процессов. Среда имеет огромное значение для развития детей. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды. Также одним из эффективных аспектов в реабилитационном процессе детей с ОНР (общим недоразвитием речи), является кружковая работа по сенсорному развитию. Её назначение многофункционально: дети, пришедшие в логопедическую группу, уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, а занятия приводят часто к умственному переутомлению, сохранить и укрепить психофизическое и эмоциональное здоровье воспитанников, улучшить память, внимание, включить сенсомоторные механизмы способствующие развитию речи и поможет организация кружковой работы. Ведь совершенствование сенсорных действий происходит не само собой, а в процессе правильно организованного обучения практики, позволяет проводить диагностику на определение уровня развития сенсорных функций: зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия. Влияет на психическое и эмоциональное состояние детей через комплексное воздействие звука, цвета, формы, света, запаха. Нормализует нарушение мышечного тонуса, развитие движений пальцев и кистей рук. Корригирует речевые нарушения и высшие психические процессы. Развивает общую, мелкую моторику, дыхание. Мною составлены положения к проведению развивающих занятий на кружковой работе по сенсорному развитию:

1. Использовать приемы и дидактические игры которые бы позволили задействовать все анализаторы, так как каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Чем больше количество информации получит мозг ребенка через анализаторы, тем лучше будет он функционировать, тем богаче будет его опыт.

2. При необходимости каждое упражнение адаптировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возможностей - двигательных и интеллектуальных.

3. При необходимости неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом.

4. Проводить работу по принципу от «простого-к сложному».

Для решения задач сенсорного воспитания использую разнообразные методы.

1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например«Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма - круглое, окраска - жёлтое, на вкус - сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.

4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.

5. Метод упражнения, т. е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.

Наряду с использованием «абстрактного» дидактического материала я включаю и «естественный» материал (шишки, цветы и т. п.) Таким образом, основной упор в развитие сенсорного восприятия делается на знакомство со свойствами реальных предметов.

В ходе коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо использовать дидактические игры и упражнения.

В основу игр положены следующие принципы:

1. Деятельность детей должна быть интересной, мотивированной, продуктивной.

2. Задача с сенсорного развития следует тесно увязывать с окружающей жизнью.

3. Предлагая ребенку задания, нужно дать ему возможность отыскать решение самостоятельно.

4. В процессе выполнения игр и упражнений необходимо развивать язык, память, мышление детей.

5. Задача состоит в том, чтобы не столько добиться, чтобы ребенок, в конце-концов правильно выполнил то или иное действие, сколько выработать у него определенные способы деятельности.

Разработанные игры можно использовать и как диагностические, и как развивающие. Подойти к ним с таких позиций помогла теория Л. С. Выготского о зоне актуального и ближайшего развития.

Уровень актуального развития - это тот уровень развития психических процессов, который сложился в ребенке на сегодня. Он определяется характером задач, которые ребенок в состоянии выполнить самостоятельно.

Уровень ближайшего (потенциального) развития определяется теми задачами, которые ребенок может решение связать с помощью взрослого, в сотрудничестве с ним.

На протяжении дошкольного детства сенсорная культура состоит во взаимосвязи с развитием речи и мышления. Восприятие является основой, которая питает мышление чувственным материалом в окружающем мире. Обучение сенсорным действиям сочетается с различными видами деятельности, обеспечивает жизненную пригодность сенсорных знаний и умений.

В каждом возрасте сенсорное развитие имеет свои задачи. И в детях 5 - 7 лет надо не только формировать сенсорные эталоны, учить обследовать предметы, но и развивать аналитическое восприятие.

Психологи отмечают, что в процессе развития человека первым формируется восприятие, на основе которого у ребенка складывается сенсорный опыт. Именно эта связь приводит к функционированию в учебной деятельности различных видов мышления: наглядно - образного, практического и словесно - логического, или понятийного.

Поэтому необходимо с дошкольного возраста на основе специальных систем упражнений развивать ребенка. Целью сенсорного развития детей является формирование у них сенсорных способностей. Способности, с одной стороны, является условием успешного выполнения определенного вида деятельности, а с другой - развиваются в процессе этой деятельности. Важно не столько, сколькими знаний обладает ребенок, сколько то, как он ими владеет и как осваивает новые. Знания и умения - единственный и эффективный путь формирования способностей. Поэтому, широкий перенос способов действий в игровые ситуации, позволяет лучше формировать обобщенные умения, которые становятся основой воспитания сенсорных способностей ребенка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка»

Доклад.

Тема «ДОУ и семья – партнерство ради будущего»

ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьей. К важнейшим задачам, решаемым ФГОС ДО, относятся обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления  здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей -  к формированию компетентного родителя и осознанного родительства -  основных факторов  успешной социализации ребенка.

У педагогов   и родителей дошкольников -  единые цели и задачи:

-  сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными;

-  чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.

Правовой основой взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие документы:

     - Декларация прав ребенка — это первый международный документ, в котором родители призываются к признанию и соблюдению прав детей на образование, физическое, умственное, нравственное и духовное развитие в условиях свободы и достоинства;

     - Конвенция о правах ребенка — признает за каждым ребенком юридическое право на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества; увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие, защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее;

     - Конституция РФ, п. 4, ст. 43 — право ребенка-дошкольника на образование гарантируется государством;

     - Семейный кодекс РФ, ст. 63: в нем оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное м развитие ребенка. В нем указано, что обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей;

Закон «Об образовании в РФ»: в нем указано, что родители являются первыми педагогами ребенка-дошкольника и именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития его личности;

-  Закон «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации», где изложены основные гарантии прав ребенка.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогами условий семейного воспитания, а родителями - условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Цель такого  взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в рамках социально-коммуникативного развития представлены  в содержательном разделе основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ ДСКВ «Югорка», г. Покачи.

Взаимодействие с семьями в процессе реализации программы -  значимое направление работы детского сада наряду с непосредственно-образовательной деятельностью и деятельностью, осуществляемой в режимные моменты.

Работа детского сада с семьей была и остается одним из наиболее важных и вместе с тем сложных аспектов педагогической деятельности практически в каждом дошкольном учреждении.

Это объясняется рядом причин:

- низким уровнем социально-психологической культуры участников взаимодействия (родителей и воспитателей), а значит, неумением общаться, налаживать деловое и личное сотрудничество;

- неумением родителей анализировать собственную воспитательную деятельность;

- непониманием воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьей социальными заказчиками выступают семья, родители, а не дошкольное учреждение;

- недостаточной информированностью родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.

 

Принципы взаимодействия ДОУ с семьями по социально-коммуникативному развитию:

Принцип гуманизации обеспечивает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья».

Принцип индивидуализации ориентирован на глубокое изучение особенностей семей воспитанников, а так же создание управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия;

Принцип открытости  предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов образовательно-воспитательного процесса, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы.

Требования ФГОС ДО к организации работы с  родителями:

В соответствии с ФГОС ДО дошкольная организация обязана:

  • информировать   родителей   (законных        представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих   для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также  о  Программе;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
  • обеспечить вовлечение  семей   в непосредственно  образовательную деятельность, в  том   числе   посредством     создания образовательных  проектов  совместно  с  семьёй  на  основе     выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями  (законными  представителями)   детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Организуя взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ по социально-коммуникативному развитию  мы выделяем  4 этапа:

Первый этап

Трансляция родителям положительного образа ребенка.

Второй этап

Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не  могли бы получить  в семье

Третий этап

Ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка.

Четвертый этап

Определение перспектив дальнейшего сотрудничества

Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Беседа с родителями проходит под девизом «Ваш ребенок лучше всех» Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов».

Второй этап - трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли быполучить  в семье. Об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах образовательной  деятельности. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех» - каждое его достижение представляют родителям как исключительное,  даже если им самим так не кажется.

Третий этап ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. На данном этапе главная  роль принадлежит родителямТолько на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках), причем не только положительных, но и отрицательных. Воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.Важно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегой по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия. Позиция воспитателя в диалоге партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных).

Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества по формированию личности ребенкаи  выработку согласованных действий и взглядов на воспитание. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов может начинать давать советы родителям.

Сотрудничество с семьями по вопросам социально-коммуникативного развития мы делим на информационный и практический блоки

Информационный блок включает ознакомление родителей с задачами социально-коммуникативного развития, его значением  в жизни ребенка, порядком создания необходимых условий  в семье для решения данных задач. Неотъемлемой частью такой  работы является  выявление отношения родителей к воспитанию вообще и социально-коммуникативному в частности, их положительного опыта и типичных трудностей, а также потребностей  в получении помощи от специалистов в приемлемых для них формах по вопросам организации социально-коммуникативного развития  в семье.

Практический блок. Цель – организация продуктивного общения всех участников образовательных отношений (педагогов, детей, родителей).

Формы работы  с родителями по социально-коммуникативному развитию дошкольников:

Массовые:

1. Собрания-беседы на воспитательные темы: «Совместный труд с детьми дома», «Игра как средство воспитания»,«Защита прав и достоинства ребенка», «Знаете ли вы своего ребенка?»

2. Собрания по обмену опытом воспитания детей в семье «В каждом доме – свои традиции»; «Детские праздники в семье»,

3. Собрания-консультации«Чем и как занять ребенка дома», «Какие игрушки нужны вашим детям», «Как отвечать на детские вопросы», «Готовимся к школе»

4. Собрания в форме «круглого стола»: «Зачем учиться быть родителем?», «Родительство: искусство или призвание?»,  «Современный родитель – образованный родитель»; «Воспитаниеребенка начинается с себя», «Учимся вместе в интересах детей», «Родителями не рождаются, а становятся»;

5. Тематические выставки «Профессии наших родителей» «Давайте познакомимся», «Наша улица».

6. Информационные бюллетени, памятки, листовкина темы: «Любите своего ребенка», «Создание благоприятной семейной обстановки», «Как правильно общаться с детьми», «Ребенок и компьютер», «Как воспитать ребенка  оптимиста»

7. Настольная тематическая информация «Приобщение детей к игре», «Учите детей трудиться», «Возрастные особенности детей», «Наши верные друзья – полезные привычки»;

8. Анкетирование «Какие мы родители», «Познакомимся поближе», «Воспитание чувств», «Ваши отношения с детьми», «Совместный досуг»

9. Дискуссии «Мой родительский стаж», «Идеальный родитель: какой он?

Групповой формой сотрудничества с родителями является работа с родительским комитетом. Родительский комитет помогает детскому саду: в организации педагогической пропаганды среди родителей, в организации общих родительских собраний, в благоустройстве и озеленении участка, в изготовлении пособий.

К индивидуальным формам работы с родителями относятся: 

1. Беседы «Воспитание культуры поведения дошкольников», «Этот сложный возраст» (кризис 3-лет);

2. Консультации (исходя из запросов родителей), например:  «С кем и как дружит мой ребенок»;

3. Педагогические поручения;

4. Посещение семьи на дому на тему «Психологический климат в семье»

Переходя от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к равноправному общению, совместному приобретению опыта мы используем также и новые формы взаимодействия педагогов и родителей:

Презентация дошкольного учреждения: активизация родителей за счет включения их в различные виды деятельности; организации экспертизы со стороны родителей; принятие во внимание предложений семей «Один день из жизни 2-й младшей группы», «Дом, в котором мы живем».

Педагогические ситуации целесообразны при условии решения типичных для конкретной  семьи ситуаций и при участии семей воспитанников: «Игра с ребенком в жизни вашей семьи», «Внутрисемейные отношения  и эмоциональное самочувствие ребенка»

Конференции с родителями. На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами

«Зачем человеку детство», «Развитие игровой деятельности детей в семье»

Игровые тренинги: «Мир оптимистов», «Больше позитива», «Давайте поиграем»

Семейные газеты на темы: «Я и моя семья», «Наши достижения», «Коллаж интересов. Родители оформляют информацию о семье, о ребенке, его достижениях, увлечениях и т. д.

Организация взаимодействия с семьей – работа, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Взаимодействуя  с родителями по социально-коммуникативному развитию, мы помогаем им:

  • в процессе общения  увидеть отличие мира детей от мира взрослых
  • знакомя с правами детей,  помогаем преодолеть авторитарное отношение к ребёнку;
  • раскрывая нравственные основы и аспекты воспитания,  помогаем  формировать отношение к ребенку, как к равному себе; открываем  сильные и слабые стороны ребёнка, чтобы  учитывать их в дальнейшем  в решении задач воспитания;
  •  учим  проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Педагогу важно создать необходимые условия для взаимодействия детского сада и семьи:

•        выработать единые требования, предъявляемые к ребенку дома и в ДОУ;

•        согласовать требования с педагогическими установками родителей;

•        выработать общий подход к решению проблем развития дошкольников по социально-коммуникативному развитию;

•        обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения опыта семейного воспитания и передачи родителям информации о технологиях образовательного процесса

Чтобы лучше узнать семьи наших воспитанников, родителям было предложено: заполнить «социальный паспорт семьи»; ответить на вопросы анкет; обозначить проблемы, которые они испытывают в воспитании детей.

Сбор информации показал, что родители некомпетентны в вопросах развития детей. Анкетирование и наблюдения за стилем общения родителей с детьми показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, страхов, агрессивности, раннего обучения. Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных с ранней подготовкой их к школе.

В воспитании сегодняшнего малыша — будущего гражданина — должны быть заинтересованы и родители, и ДОУ. Родители должны стремиться вырастить, хорошо воспитать малыша, педагоги — помочь в этом родителям.

       Вывод: Проводимая  в ДОУ работа содействует тому, что родители становятся полноправными участниками образовательного процесса: вместе с детьми участвуют в проектах, конкурсах, выставках, утренниках, праздниках, развлечениях, больше внимания уделяют их социально-коммуникативному развитию, выступают инициаторами мероприятий, которые можно провести в группе и на уровне детского сада. Все это способствует обогащению семейного опыта, сплочению взрослых и детей в общих делах, а главное – созданию в семьях условий для успешной социализации дошкольников.

Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание детей, и в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие



Предварительный просмотр:

Игротека.

Игры, которые помогут весело и полезно провести время и не требуют никакого реквизита.

Во время поездки в машине, по дороге в детский сад, в очереди и в путешествии подойдут отличные игры для отвлечения внимания от гаджета и помогут весело и полезно провести время.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ

Игроки загадывают друг другу три слова из одной группы предметов и четвёртый — из другой. Остальные должны угадать, что лишнее. В этой игре важно не только угадать лишнее, но и объяснить своё решение. И если объяснение хорошее, то вполне можно признать правильным и не то решение, какое задумал автор.

Например: огурец, банан, морковка, вишня (лишняя вишня, она маленькая и не длинная, а круглая). Груша, картошка, яблоко, персик. Здесь будет лишняя картошка: это овощ, а не фрукт.

Огурец, помидор, киви, горох. Лишними могут быть и помидор — он другого цвета, и горох — он растёт в стручках, и киви — он пушистый, и огурец — он длинный.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Игроки договариваются, на какую букву они будут придумывать слова, а потом начинают придумывать слова и давать им смешные определения.

Например, все придумывают слова, начинающиеся на «К».

— Это много веток, меньше, чем дерево.

— Это очень колючее растение из пустыни.

— Это очень кислая красная ягода.

— Это часть обуви, бывает очень высокий и тонкий.

— Это напиток, похожий на кофе с молоком по цвету.

ТРОЙНАЯ ЧЕПУХА

Каждый выбирает букву, которая ему нравится, и старается придумать смешную фразу из трёх и более слов таким образом, чтобы каждое слово начиналось с выбранной буквы.

Вот примеры от Маши, 7 лет:

— Красный крокодил кидал кривые кактусы к куче коричневых колючих кошек, крутя крабовое коллекционное колечко.

— Синий сурок скинул серый след с сиреневого солнца, сушёную солёную сову, словно старый садовый сонный стол, стирающий северную скалистую серу.

ЛУЧШИЙ ДЕНЬ ЖИЗНИ

Детям по очереди предлагают рассказать, каким они видят лучший день в своей жизни. Порция шоколадного мороженого на завтрак вместо каши, а потом до изнеможения прыгать на кровати. Затем нарядиться и отправиться в парк развлечений, прокатиться там на чертовом колесе, сходить в дом-вверх дном, до отвала наесться картошкой фри, покататься на пони, а завершить день в кафе, где взять три пирожных с кремом и большой ванильный коктейль. Или идеальный день вашего ребенка совсем другой? Долгий путь – прекрасная возможность об этом узнать. Вы можете быть очень удивлены его историей, а некоторые мечты можно реализовать уже в отпуске — хотя бы насчет мороженого.

«И ЧТО С ЭТИМ БУДЕМ ДЕЛАТЬ?»

Веселая игра, позволяющая прокачать ресурсное мышление, вдоволь похулиганить и покреативить. Наверняка у вас в машине (ну или в рюкзаке или карманах куртки) есть невероятное количество неожиданных предметов — начиная с зубочистки и заканчивая пластиковыми стаканчиками, резинками для волос и сломанными ручками. И теперь ваша задача — придумать, что же с этим делать. Выбросить не предлагать. Сломанную шариковую ручку можно использовать как трубочку, чтобы играть в воздушный футбол, а еще ее можно использовать как шпильку для волос и делать лунки для посадки семян. Пластиковый стаканчик — отличный трафарет или подзорная труба в игре, а еще мини-парник и даже шкатулка. Мышление и расширение кругозора ребенка в играх и живом общении.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР С ДЕТЬМИ «НЕПОСЕДАМИ» ДЛЯ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПТИЧКА».

Часто родители описывает поведение ребят, «словно на голове стоит». А воспитатели наблюдают, как ребенок вбежал с трактором в круг уже играющих детей. Имитируя гонки на быстрой скорости, уронил постройки ребят. Отбросил трактор, схватил игрушку, привлекшую его внимание, не обращая на возмущенные крики ребят. И в следующую секунду он уже с гиканьем бежит за мальчишкой вокруг стола. Но и эта игра не имеет логического конца. Вскоре мальчика привлекает мысль, что можно побороться с ребятами на ковре. Игрушка летит в сторону...

Такой ребенок берется за многое, но не достигает результата, хаотично переключаясь с одного вида деятельности на другой.

Предлагаю интересные и увлекательные игры для детей с повышенной двигательной активностью, импульсивностью, сопровождаемые трудностями переключения и концентрации внимания:

ФОТОГРАФ

Вариант 1. Выбирают фотографа. Участники изображают групповую фотографию. Фотограф запоминает расположение и позы участников, после чего выходит за дверь. Дети меняют позы (не более четырех). Вернувшись, фотограф должен расставить всех по местам так, как было.

Вариант 2. Педагог просит несколько человек выйти за двери, а остальных детей - описать, во что был одет тот или иной ребёнок.

СЧИТАЛОЧКИ-БОРМОТАЛОЧКИ

По просьбе воспитателя дети повторяют фразу: «Идет - бычок - качается». В первый раз произносят вслух все три слова, во второй раз вслух только «идет - бычок», а слово «качается» про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только слово «идет», а слова «бычок - качается» про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз все три слова произносят про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это будет выглядеть следующим образом:

Вариант 1

Идет - бычок - качается.

Идет - бычок - хлопок.

Идет - хлопок - хлопок.

Хлопок - хлопок - хлопок.

Вариант 2

Ехал - грека - через - реку.

Ехал - грека - через - хлопок.

Ехал - грека - хлопок - хлопок.

Ехал - хлопок - хлопок - хлопок.

Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.

Вариант 3

Подарил - утенку - ежик - пару - кожаных - сапожек.

Подарил - утенку - ежик - пару - кожаных - хлопок.

Подарил - утенку - ежик - пару - хлопок - хлопок.

Подарил - утенку - ежик - хлопок - хлопок - хлопок.

Подарил - утенку - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.

Подарил - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.

Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.

ЧТО ИСЧЕЗЛО?

Перед каждым ребенком разложены предметы. Нужно внимательно посмотреть на них и запомнить. Закрыть глаза (в это время педагог убирает один предмет). Задача - назвать исчезнувший предмет.

НОС — УХО — ГЛАЗ

Ведущий называет слово, а дети должны показать его. При этом ведущий может «обманывать»: говорить «нос», а показывать «ухо» и т.д. Дети должны быть очень внимательными, чтобы показать слово верно.

ГДЕ ЧЕЙ ДОМИК?

Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Ребенок должен определить, где, чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Если задание для ребенка покажется сложным, разрешите ему сначала несколько раз выполнить задание, проводя карандашом по линиям, а затем попросите его справиться с заданием без «рисования».



Предварительный просмотр:

Консультация в группе компенсирующей направленности «Птичка» на тему:

Важно знать о детском гневе

Злиться это нормально, держать гнев в себе – нет.

Гнев – способ доказать собственную значимость

Появление гнева у ребенка – всего лишь попытка сначала обозначить, а после – удовлетворить собственные потребности.

Гнев – не показатель того, что ребенок плохой, злой и неблагодарный.

Дети не умеют спокойно и обоснованно говорить о том, чего хотят. А о том, чего не хотят – тем более

Маленькому человеку гораздо проще прокричать маме в лице неприятную и страшную фразу в духе «Я тебя ненавижу», нежели пояснить, чем же она вызвала его раздражение и обиду.

Чем сильнее ребенок сдерживает собственный гнев, тем меньше он заботится о своих желаниях, тем слабее вера в то, что взрослые заботятся о его потребностях.

К сожалению, вместе с этими ощущениями к детям постепенно приходит понимание своей незначительности, подавляется его «Я».

Травмированное «Я» можно сравнить с увядающим цветком.  

Непрожитый гнев может стать причиной самоистязаний и болезней

Многие дети, не имеющие возможность выразить свой гнев, начинают вредить самим себе – причинять себе то, что хотелось бы сделать своему обидчику.

Дети могут делать себе больно (царапать кожу, ощущать боли в животе) – это реакция на агрессивные фразы «Никогда не смей так говорить».

Дети понимают, что выражать свои эмоции открыто – опасно. Поэтому ищут другие, более безопасные способы. Боль в животе у детей возникает от того, что не сказано, скрыто, оставлено при себе без надежд и пояснений.

Дети, которым не разрешают злиться, могут уйти в себя, стать замкнутыми и холодными или поразительно вежливыми, послушными и удобными, дружащими с правилами.

На первый взгляд, такой ребенок идеален. На деле, до идеальных состояний очень далеко.

Последствия от сдерживания агрессии в детстве остаются до конца жизни

В детстве ребенок часто слышит, что злиться это плохо. Принимает решение не раздражать маму своими вопросами, а вместо – это терпеливо мочит, держит в себе чувства и переживания.

Во взрослой жизни – это отразится на во взаимодействии с другими людьми.

Детская агрессия

Детская агрессия берется не из воздуха. Детский гнев может быть скрытым сопротивлением родительским ссорам или разводу, на пережитую растерянность и боль отказа близкого человека.

Даже малыша можно научить выражать гнев

Для начала ребенок должен просто понять, что он злится. Не обижен, не стыдится, не радуется, а именно злится.

Затем собственную злость надо принять. Это сложно. Особенно в системе координат, где гневаться – все-таки чаще плохо, а не хорошо.

На самом деле злиться - это нормально. Злятся все: и взрослые, и дети.

За принятием собственной злости следует выбор способа выразить негодование. Ребенку можно предложить каждый вечер делиться тем, что вызвало в течение дня негативные эмоции. Здесь главное – не осуждать, а спокойно слушать.

Так же не стоит забывать про физическую активность. Злящемуся ребенку можно посоветовать побегать или по прыгать, попинать мяч, скомкать газету, покричать на подушку.

Ярость можно выражать в игре, в работе с глиной или пластилином, рисунках.

Из книги Вайолета Оклендера



Предварительный просмотр:

Гаджет – МИР ребенка!

Проблема всего общества сегодня – ребенок все свободное время от детского сада смотрит в экран гаджета. Родители устали повторять по несколько раз, что бы ребенок услышал просьбу. Для решения этой проблемы взрослому нужно набраться терпения и установить границы ребенок – гаджет.

 

Как преодолеть гаджет зависимость:

1.        Помогите ребенку чувствовать себя хорошо

Ребенок, зависимый от электронной игры, - это ребенок с эмоциональными проблемами. Не игровая зависимость привела к проблемам, а наоборот. Помогайте ребенку чувствовать себя хорошо, быть счастливым и любимым. Обнимайте, выражайте радость от общения с ним, проводите время вместе.

2.        Установите четкие правила относительно гаджетов

Обдумайте и решите, на какое время и при каких условиях вы считаете занятия с гаджетами возможными. Запишите для себя эти правила, прочитайте их и убедитесь, что они понятны и непротиворечивы. Сообщите ребенку о своем решении.

! НЕ пытайтесь избежать негативных эмоций. Придерживайтесь этого решения.

3. Будьте последовательны

Как можно меньше использовать гаджеты сами. Развлекайтесь и отдыхайте без них.  Когда вы заняты, а ребенку нечем заняться, предложите игру и сами покажите начало какой-то игры. Например, рассадите несколько игрушек, и проиграть в детский сад, больницу, школу. Словесные игры: живое – не живое, съедобное – не съедобное, много – мало, назови предметы круглой формы.

! НЕ поддавайтесь соблазну успокоить и занять ребенка гаджетом.

4.        Меняйте свое поведение

Чтобы ребенок избавился от зависимости, меняйте свое поведение, а не поведение ребенка. Его изменения последуют за вашими.

5.        Создавайте впечатления

Всегда предлагайте приятную альтернативу занятиям с гаджетом. Увеличивайте количество впечатлений и эмоций в жизни ребенка.  Больше гуляйте, общайтесь, читайте, исследуйте, рисуйте, ищите, экспериментируйте. Чаще выражайте любовь к ребенку, интерес к нему, живите с ними, а не воспитывайте его.

! Не увеличивайте ценность гаджета

Не используйте разрешение или запрет на гаджет в качестве поощрения или наказания. Уменьшите количество и репертуар электронных игр на гаджете.

Дарите своим детям радость своего, родительского, общения. Теплоту своих объятий. Как известно ребенку нужно минимум 9 раз в день. Для поддержания здоровья – 4 объятия в день, для нормального личностного роста – 12.



Предварительный просмотр:

Советы родителям     генеративного ребенка.

 Активный ребенок:

- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.

- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.

- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок:

- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? 

1. Создать ему определенные условия жизни.

Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными. 

2. Воспользуйся такими советами:

- Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.

- Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

- В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.

- Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей.
- В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

- "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

- Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
 

- Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!

- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.

- Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

- Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.



Предварительный просмотр:

Памятка по пожарной безопасности.

Уважаемые родители!

В целях вашей безопасности и безопасности ваших детей как можно чаще беседуйте с малышами о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях. Но главное: научите детей избегать потенциальную опасность. Например, опасность пожара. Не забывайте повторять с детьми правила пожарной безопасности.


Вопросы, на которые каждый ребенок должен знать правильный ответ:

Что нужно делать, если возник пожар в квартире? (позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112 и сообщить адрес пожара, свою фамилию, что и где горит)

Можно ли играть со спичками и зажигалками? (нельзя, спички – одна из причин пожара)

Чем можно тушить пожар? (одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем)

Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой? (нельзя, нужно просить взрослых включить или выключить электроприборы)

Назови номер пожарной службы? (01 или с сотового телефона 010, 112)

Главное правило при любой опасности? (не поддаваться панике, не терять самообладания)

Можно ли без взрослых пользоваться свечами, бенгальскими огнями у елки? (нет, нельзя, может возникнуть пожар)

Можно ли дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками? (нельзя, вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни).

В случае возникновения пожара, если рядом нет взрослых, детям нужно действовать следующим образом:

Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.

Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных.

Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры.

Ребенку необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.

Покидая квартиру в случае пожара:

не задерживайтесь, собирая вещи;

по возможности выключите все электроприборы и свет, отключите электричество на щитке, расположенном на лестничной площадке;

плотно закройте за собой все двери;

предупредите соседей;

спускайтесь по лестнице, не пользуйтесь лифтом;

ждите приезда пожарных возле дома.

Уважаемые родители!

Не проходите мимо детей, играющих с огнем.

Не забывайте выключать электроприборы.

Не разрешайте детям включать электроприборы.

Не разрешайте детям разводить костры. Костер надо раскладывать так, чтобы он был защищен от внезапных порывов ветра, которые могут разнести пламя по окрестности.

Применяя химические препараты, будьте осторожны. Ознакомьтесь и строго выполняйте инструкцию, напечатанную на этикетке.

Не загромождайте основные пути эвакуации, балконы и лоджии.

Изучите сами и разъясните детям правила пользования первичными средствами пожаротушения.

Берегите себя и своих близких и не забывайте,

что самая доходчивая форма обучения –

личный пример!



Предварительный просмотр:

МАДОУДСКВ  «Югорка»

Развиваемся играя

Игра это самое ценное в дошкольном возрасте, а игра в семейном кругу это: обмен эмоциями с родными, совместное занятие, прикосновения и общение. Это то внимание, которое нужно Вашему ребенку ежедневно, для полноценного развития.

Развивающая игра «маленький жук»

Предлагаю Вашему вниманию игру «маленький жук». Она хорошо развивает пространственные ориентировки, помогает ребенку выучить основные направления (вправо, влево, вверх, вниз), заставляет думать на несколько ходов вперед. Самый простой вариант игры представляет собой игровое поле, расчерченное на квадраты 2х2 см (вар. 1). Размер поля может быть от 6х6 квадратов до 10х10 квадратов. Еще Вам понадобится фишка, пуговица, или другой маленький предмет (жук), который можно двигать по полю. Ставим «жука» на левый нижний квадрат. Заранее договоритесь, кто будет командовать, а кто передвигать фишку. Жук может ползти на 1, 2 или 3 клетки вправо, влево, вверх или вниз. По диагонали жук не ползает. Жук может ползти только по прямой. Поворачивать во время выполнения хода нельзя. Команду старайтесь произносить полностью, того же добивайтесь и от ребенка. Команда: «Жук ползёт на 3 (1 или 2) клетки вверх» - выполнение команды. Следующая команда: «Жук ползёт на 2 (1 или 3) клетки вправо» - выполнение команды. Цель – провести жука в верхний правый квадрат. Если команда дана неудачно, жук падает с поля. Можно менять места старта и финиша. Например: верхний левый квадрат – нижний правый квадрат, или верхний левый квадрат – нижний правый квадрат. Можно усложнить игру, поставив на пути жука препятствия. Для этого надо вырезать из чёрного картона квадратики 2х2см и расставить их в любом порядке на поле (вар.2). Теперь жуку придётся думать над тем, как обогнуть эти клетки. Направление движения можно менять только перед началом хода.

Героя вашей игры ребенок может выбрать сам. Возможно это будет бабочка или балерины, а может быть это поле морского путешествия и это корабли ловко обходят айсберги! В общем, границ вашим желаниям и фантазиям нет.

Веселого Вам путешествия

Предлагаю к Вашему вниманию варианты поля

Вар1. «игровое поле»

Вар 2. «усложненное игровое поле»                                        



Предварительный просмотр:

Увлекательные занятия для снятия психоэмоционального напряжения в группе компенсирующей направленности «Птичка».

Ребенок - это самый активный житель в доме, его деятельность разнообразна, многочисленные игрушки, рисование, лепка и взрослый мир информационного потока, который в наше время заполняет телевиденье и современные гаджеты. Взрослые иногда стараются ограничить детей от электронного мира, но это не просто. Каждому родителю известно, как у ребенка быстро происходит эмоциональное перенапряжение, и малыши начинают капризничать.

Помочь своему малышу снять психоэмоциональное напряжение – это организовать игры и экспериментирование с водой. Предлагаю вашему вниманию доступные игры и эксперименты, которые помогут Вам совместно с ребенком провести время вместе снимать напряжение играя и познавая окружающий мир.

Ручеёк и водопад

Регулируя струю воды из крана можно поиграть в ручеёк (тонкая струя) и водопад (полный напор). Вокруг ручейка можно делать «колечки» из пальчиков (развитие мелкой моторики, наполнять различные ёмкости с узким и широким горлышком, подставлять ладошку под струю (массаж). Проведите эксперимент, что быстрее наполнит ведерко: ручеек или водопад? Что сильнее льется на ладошку?

Рыбалка

В любую широкую ёмкость (таз, ведро) высыпаются детали мозаики - это рыбки, а вместо удочки - обычная ложка, или ложка с длинной ручкой, с дырочками и т. п. Можно просто вылавливать «рыбок», складывая их в чашку, а можно сортировать их по цвету (красных «рыбок» - в красную баночку - чашку, желтых «рыбок» - в желтую, по форме, по размеру - все зависит от разнообразия мозаики и вашей фантазии. Эта игра хорошо развивает координацию движений.

Переливание

Для игры приготовьте несколько сосудов различной формы (высокие, низкие, маленькие, большие, лучше прозрачных (пластиковые бутылки, баночки из-под косметических средств, продуктов и т. п.). Стеклянные банки и бутылки лучше не используйте - они тяжелые и могут разбиться.

В процессе переливания воды из банки в банку ребенок получает представления о свойствах воды: меняется форма, но объем не меняется. Кроме того, развивается координация движений. Игра станет еще интереснее, если использовать воронку, дуршлаг, маленькое сито.

Закон Архимеда

Интересное исследование можно провести, заполнив ведро с водой тяжелыми предметами. Сколько надо ложек, монет (или др. тонущих предметов, чтобы вода поднялась и начала выливаться из ведра. Параллельно проведите опыты: тонет - не тонет. Соберите разнообразные предметы домашнего обихода (прищепки, ложки, предметы из пластмассы, металла, дерева, бумаги, игрушки. Поочередно опуская их в воду, ребенок определит, что тонет, а что нет. Задайте вопросы: почему тонет? - тяжелый, а почему утонул бумажный кораблик? - намок, стал тяжелым и т. п. Если вы насыпали в воду много монет, предложите ребенку их собрать, не выливая воду - это полезно для мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.

Цветные льдинки

У вас получилась разноцветная вода после рисования красками? Теперь разлейте её с помощью ложки в специальные контейнеры для льда и через несколько часов получите удивительные цветные льдинки, для которых можно найти столько способов применения!

Можно опустить льдинку в банку с водой и наблюдать, как лед тает, окрашивая воду. Можно растопить льдинку на ладошке: какого она стала цвета? Ладошка замерзла? Это новые знания для ребенка о свойствах льда - он холодный, тает в воде. Проведите эксперимент: тонет ли лед?

Царство мыльных пузырей

Взболтайте в тазике несколько капель шампуня и перед вами пенное царство. Объясните ребенку, что вся эта пена состоит из маленьких мыльных пузырьков, рассмотрите их через лупу. В пене можно прятать ручки - свои и мамины, и искать их. Если бросить в пену монетки, они исчезают одна за другой, без следа, и найти их - задача маленького исследователя. Искать можно любые игрушки и предметы. Это развивает тактильное восприятие.

Холодная - теплая

Предложите ребенку определить, какая вода бежит из крана, или налита в таз (ведерки).

Можно начинать с двух контрастных температур, постепенно расширяя опыт ребенка, предлагая определить, какая вода из 3-х, 4-х ведерок самая теплая, самая холодная, какая комнатной температуры.

Игра помогает развивать ощущения ребенка, восприятие, расширяет словарный запас, умение сравнивать (компонент логического мышления).

Брызгалки и фонтанчики

Очень полезна для развития мелких мышц руки игра с резиновыми грушами - спринцовками разного размера (их легко купить в аптеке). Для начала научите ребенка наполнять водой новую игрушку - это не так легко для маленьких пальчиков. На стену ванной можно поместить «цель» (картинку из бумаги, наклейку) и «расстреливать» её струйками из «резиновой груши». Очень весело брызгать. Опустив «грушу» под воду можно устроить подводный фонтан, особенно интересно, если вода для фонтана будет закрашена краской.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Математическая сказка «Колобок»

Слайд 2

Колобок получился румяный , душистый, но очень горячий. Положила его бабка на окошко студить . Долго лежал колобок на окошке , надоело ему лежать. Спрыгнул он с окошка и покатился по дорожке.

Слайд 8

6 4 + 2 = + =

Слайд 9

7 3 + 4 = 2 5 - 3 =

Слайд 11

физминутка

Слайд 13

1 3 это 2 + 1 4 это 3 + 1 5 это 4 + 1 6 это 5 + 1 7 это 6 + 1 8 это 7 +

Слайд 15

6 v 5 6 = 6

Слайд 17

Молодцы