перечень программ по музыке

Ольга Александровна Кочурова

перечень федеральных ппрограмм по предмету МУЗЫКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл federalnyy_perechen_programm_po_muzyki.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальное искусство

Важнейшим принципом организации учебного предмета «Музыкальное искусство» является единство двух начал: познание природы музыки через исполнительский опыт и активное восприятие образцов музыкального искусства. Приоритетным направлением музыкального развития школьников следует считать освоение опыта творческой деятельности: хоровое исполнение, пластическое интонирование и музыкально-ритмическое движение, элементарное музицирование, импровизации, освоение элементов музыкальной грамоты.

^ Начальная общеобразовательная школа по предмету «Музыка»

реализуется через пять линий программ и учебников.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. – С.71. - (Стандарты второго поколения).

Все пять линий программ гармонично сочетают концептуальную часть, где бережно сохранены живая мысль и взгляд Д.Б. Кабалевского. Прослеживаются сквозные темы:

Композитор - исполнитель - слушатель.

Интонация - развитие - формы.

Музыкальный образ, музыкальная драматургия.

В новых вариантах примерных программ снято поурочное планирование, смягчены некоторые идеологические постулаты, что связано с изменившимися условиями жизни нашего общества; обновлен музыкальный материал, введены примерные требования к уровню музыкального развития учащихся начальной школы.


1 линия — завершенная,

1 - 8 классы


Музыка. Начальная школа. 1 - 4 классы. Авторы: Алеев В.В., Науменко Т.И, Кичак Т.Н. 

^ М.: Дрофа, 2003.

(Представлена в сборнике программ к комплекту учебников «Классическая начальная школа»)


Курс открывает учащимся возможность творческого самовыражения, проявляющегося в различных формах исполнительской деятельности — хоровом пении, пластическом интонировании, художественной импровизации, музыкально-драматической театрализации.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Песенный материал не столько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы
.

Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности.

Учебно-методический комплект по музыке для 1 - 4 классов состоит:

- Учебник «Музыка». 1 - 4 кл.

- Рабочая тетрадь. 1 - 4 кл.

- Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя. 1 - 4 кл.

- Фонохрестоматия. Кассеты I, II. 1 – 4 кл.

http://www.drofa.ru


2 линия — завершенная,

1 - 8 классы


Музыка. Начальная школа. 1 - 4 класс. Авторы: Критская Е.Д. Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

^ М., Просвещение, 2002.

(Представлена в сборнике программ к комплекту учебников «Школа России»)


Учебно-методический комплект по музыке для 1 - 4 классов состоит из учебников, рабочих тетрадей, хрестоматий нотного материала для учителя, аудиокассет с записями музыкального материала, а также методического пособия для 1 - 4 классов.

Учебники разработаны в соответствии с программой «Музыка. Начальные классы» тех же авторов. Учащиеся познакомятся с произведениями народной, классической, духовной и современной музыки, основными музыкальными жанрами, с некоторыми видами музыкального искусства, основными музыкальными понятиями и терминами.

Рабочие тетради дополняют материал учебников. Предложенные в них занимательные игровые задания и вопросы помогут учащимся повторить и закрепить основные темы учебника.

Хрестоматия музыкального материала и аудиокурс: MP3, содержащие музыкальный материал, позволят учителю озвучить страницы учебника, сделать уроки музыки и выполнение домашних заданий еще более интересными и эмоциональными.

Методическое пособие адресовано учителям, которые работают с УМК «Музыка» для начальной школы. В пособии последовательно от класса к классу раскрываются все темы учебников, даются рекомендации, как лучше и эффективнее использовать все элементы комплекта. Пособие поможет учителю интересно и содержательно проводить уроки музыки.

http://www.prosv.ru


3 линия — завершенная,

1-4 классы


Музыка, 1 - 4 кл., программа.

Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.

М.: Вентана-Граф. (Представлена в сборнике программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»)


Учебно-методический комплект по музыке для 1 - 4 классов состоит:

- Учебник «Музыка» 1 - 4 кл.

- Блокнот «Музыкальное искусство», 1 - 3 кл.

- Нотная хрестоматия «Музыкальное искусство», 1 - 3 кл.

- Методическое пособие «Музыкальное искусство», 1 - 4кл.

- Фонохрестоматия к учебнику «Музыка», в 2 частях (аудиокассеты). 1 класс.

- Фонохрестоматия к учебнику «Музыка», в 2 частях (CD-диски).

- Записная книжка музыканта», рабочая тетрадь, 4 класс.

Программа разработана в рамках модели образования «Начальная школа XXI века» (под научным руководством проф. Н.Ф. Виноградова), базируется на концепции Д.Б. Кабалевского. Методологическая основа построения программы (идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества) выводит на педагогическую технологию развивающего музыкального образования, т.е. вся познавательно-творческая деятельность школьников протекает прежде всего в сфере теоретического (постигающего) мышления. Программа обеспечена учебниками, рабочими тетрадями, пособиями для учителя и методиками.

http://www.vgf.ru


4 линия –

завершенная,

1-4 классы


Музыка. 1 - 4 кл.

Автор: Ригина Г.С.

М.: Федоров.

(Представлена в сборнике программ для четырехлетней школы. Система Л.Н. Занкова)


Данный курс представляет собой систему музыкального обучения, творческого развития и воспитания учащихся в начальной школе.

Программа по музыке связана с общей системой образования, которая много лет разрабатывается в Федеральном научно-методическом центре им. Л.В. Занкова. Предложен целостный подход к музыкальной деятельности, включающий не только слушание музыки, но и активную музыкальную деятельность детей: хоровое пение и доступный им вид сочинения музыки - двигательную, вокальную и ритмическую импровизацию.

Мировая практика музыкального воспитания опирается на свои национальные традиции. Хоровое пение - в традициях светского и духовного образования России. Кроме того, это наиболее массовый и доступный вид музицирования. Поэтому в данной системе хоровое пение занимает ведущее место в рамках урока «Музыка» и целостного подхода к музыкальной деятельности детей.

В целом, уроки музыки протекают как творческий познавательный процесс, включающий интересную и доверительную беседу, доброжелательное и уважительное общение с ребятами, косвенное управление их музыкальной деятельностью, умение давать возможность ребенку проявить свою индивидуальность и самостоятельность.

Учебно-методический комплект по музыке для 1 - 4 классов состоит:

- Учебники (1 - 4 кл.).

- Рабочие тетради (1 - 4 кл.).

- Нотные хрестоматии (1 - 4 кл.).

- Книга для учителя (1 - 4 кл.).

- Фонохрестоматии. Комплекты кассет.

Учебно-методический комплект по системе общего развития – результат многолетнего успешного сотрудничества с ФНМЦ им. Л.В. Занкова.

http://zankov.ru


5 линия –

завершенная,

1 - 4 классы


Программы, методические рекомендации, поурочные разработки «Музыка» / Т.И. Бакланова. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 144 с. - (Планета знаний).


Это первый комплект учебников, в которых полностью реализован новый государственный образовательный стандарт и воплощены идеи модернизации российского образования. Это учебники, которые с полным основанием можно назвать учительскими.

Среди авторов - четыре заслуженных учителя России, школьные методисты и психологи, доктора педагогических наук и преподаватели педагогических вузов. УМК «Планета знаний» состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным предметам для всех классов начальной школы.

Целью данного комплекта является создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр. Содержание УМК предоставляет учителю возможность использовать разные формы и методы обучения. Структура учебников и рабочих тетрадей, сам учебный материал, разнообразные виды заданий направлены на реализацию индивидуального подхода к темпу развитию каждого ребенка.

http://www.ast.ru



^ Основная общеобразовательная школа представлена

двумя основными линиями программ и учебников

Примерные программы основного общего образования. Искусство. - М.: Просвещение, 2010. – С. 18. - (Стандарты второго поколения).


1 линия — завершенная,

1 - 8 классы


Музыка.

Основная школа. 5 - 9 классы.

Авторы: Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н.

М.: Дрофа


В учебно-методический комплект по музыке для каждого класса входят:

- Учебники.

- «Дневник музыкальных размышлений».

- Нотные хрестоматии.

- Методические рекомендации для учителя.

- Фонохрестоматии.

Все комплекты построены в русле единой концепции музыкально-эстетического воспитания школьников. Темы, раскрываемые в учебниках, выстроены по восходящей линии.

Большое внимание уделяется изучению русской художественной культуры, прежде всего отечественных музыкальных традиций. Русская мифология, народное творчество, мир чувств, отраженный в русской литературе, православная культура — все это послужило источником русского музыкального искусства.

Учебники не содержат готовых, предназначенных для заучивания формулировок, в них нет однозначных ответов, но есть побуждения к размышлению, вслушиванию, постижению.

Дневники музыкальных размышлений предлагают обобщающие задания дидактического и творческого характера. Фиксация в дневнике собственных музыкальных впечатлений — важный момент в художественно-эстетическом развитии подростков. Он предполагает осмысление проблем, которые поднимаются в учебнике, а также содержит нацеленность на формирование письменной культуры в изложении собственных музыкальных мыслей.

В нотных хрестоматиях и фонохрестоматиях собраны музыкальные произведения и их фрагменты, предназначенные для изучения на уроках музыки.

http://www.drofa.ru


^ 2 линия — завершенная,

1 - 8 классы


Музыка. Основная школа. 5 - 7 класс. Авторы: Критская Е.Д. Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

М.: Просвещение


Линия учебно-методических комплектов для 5 - 7 классов продолжает линию учебных изданий по музыке для начальной школы авторов Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.

Комплекты состоят:

1) из учебников;

2) творческих тетрадей для учащихся (5 - 6 классов);

3) хрестоматий нотного материала для учителя;

4) фонохрестоматий музыкального материала (аудиокассеты, MP3 CD);

5) пособия для учителя с примерными поурочными разработками.

В основу учебников и пособий положены принципы увлеченности, триединства деятельности композитора, исполнителя, слушателя, тождества и контраста, интонационности, развивающие идеи художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

Авторы продолжают знакомить учащихся с произведениями русских и зарубежных композиторов.

Помещенные на страницах учебников и тетрадей многочисленные репродукции картин известных художников и отрывки из литературных произведений помогут лучше понять и почувствовать музыку.

Пособия адресованы учителям, которые работают с учебно-методическими комплектами «Музыка» для основной школы. В пособиях последовательно, от класса к классу, от урока к уроку, раскрываются все