Разработки уроков

Ольга Александровна Кочурова

Они из джаза

Музыка Американских негров

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Они из джаза…»

(исполнители джазовой музыки)

(урок в 7 классе, учитель Черненко Т.Г)

Цель: формирование  всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности учащегося.

Задачи:

  1. Расширение представлений о различных стилях и направлениях музыки;
  2. Закрепление знаний об особенностях джазовой музыки;
  3. Знакомство с зарубежными исполнителями джазовой музыки;
  4. Развитие слушательской  и исполнительской  культуры учащихся.
  5. Познание значимости музыки в жизни человека.
  6. Формирование личностного отношения к музыке.
  7. Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, акустическая система, мультимедийная презентация  со встроенными видеофрагментами по теме урока. Джазовые произведения в исполнении Луи Армстронга, Эллы Фицджеральд, Гленна Миллера.

Ход урока.

Слайд 2. Объявление темы урока.

Слайд 3.Повторение.  Особенности джаза:

Вот что говорит А.М. Джонс, один из ведущих музыковедов-африканистов: “ В создании ритмических конфликтов он находит наслаждение”.

      Наряду с отказом от “чистых тембров” для американской музыки характерны также звуки с неопределенной или неустойчивой высотой. Вообще, точность воспроизведения фиксированной высоты звука для африканца не имеет того значения, какое придает ей музыкант европейской традиции.

         Все эти элементы, присущие музыкальной культуре  негров, нашли свое отражение в джазе: очень часто солист уходит от основной ритмической линии, которую держит ритм – группа, использование “дерти-тонов” и тонов с неопределенной высотой (эти тоны можно воспроизвести только на музыкальных инструментах с нефиксированной высотой звука, например, почти на любом духовом инструменте (саксофоне, трубе и т.д.), чего нельзя сказать о фортепиано, где высота звука фиксированная.

Слайд 4. Основные особенности джаза - это импровизационность …

Музыканты должны уметь импровизировать либо коллективно, либо сольно на фоне отрепетированного аккомпанемента.

Слайд 5.  Свобода ритма, Джазовый ритм обозначается словом  «свинг».

Что же касается джазового ритма (он обозначается словом свинг от английского swing - качание),

то один из американских джазовых музыкантов писал о нем так: «Это чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя фактически темп остается неизменным».

Слайд 6. свободное дыхание мелодии, особая гармония.

Слайд 7. Новая тема. Распространение джаза.

Джаз  распространился сначала в Америке, а затем и во всем мире. Он перестал быть искусством негров: очень скоро в джаз пришли белые музыканты. Имена выдающихся мастеров джаза известны всем. Это Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бении Гудмен, Глен Миллер. Это певицы Элла Фицджералд и Бесси Смит. Музыка джаза повлияла на симфоническую и оперную. Американский композитор Джордж Гершвин написал «Рапсодию в стиле блюз» для фортепиано с оркестром, использовал элементы джаза в своей опере «Порги и Бесс».

Слайд 8. Видео фрагмент «Основоположники джаза»

Слайд 9. Легенда джаза – Луи Армстронг

Р. Гоффэн, автор одной из первых книг о джазе, в 1930 году писал: «Армстронг не просто «король джаза», он душа этой музыки... Он являет собою тот уровень, на который в джазовой музыке равняется все. Он — единственный неоспоримый гений, которым обладает американская музыка». Л.С. Мархасев отмечает: «До сих пор есть многие, которым, мягко говоря, неприятны «горловой» голос Луи Армстронга, его «скэт» — звукоподражания: бессмысленные на первый взгляд звукосочетания, заменяющие слова. Говорят: «Он не поет, а хрипит, давится». Но Армстронг довел до предела — и предел этот нередко совершенен — народную негритянскую манеру подражать в пении инструментам. Отсюда дробящиеся, шершавые «комки звуков» в горле Армстронга, его клокочущее вибрато, его «скэт» — выкрики, то горестные, то радостные, его «о, yes», вздохи, бормотания, смех... В нем джаз обрел не только единственного в своем роде певца, но и единственный рождающийся раз в столетие двуликий «инструмент джаза» где труба и голос неразделимы».

Луи Даниел Армстронг родился 4 июля 1901 года. Он родился в Новом Орлеане, на родине американского джаза. Детство его прошло в одном из бедных кварталов города, где царили свои законы, далеко не всегда совпадавшие с официальными. Отец Армстронга, истопник на скипидарной фабрике, бросил семью, когда Луи был еще младенцем. Поэтому мальчик практически вырос на улице, зарабатывая на жизнь, чем придется: разгружал суда в порту, развозил уголь, продавал газеты.

Из-за глупой выходки, когда Луи ради баловства выстрелил из пистолета на улице, его задержали и отправили в негритянский приют для беспризорных детей, где он провел восемнадцать месяцев.

В колонии был духовой оркестр. Спустя какое-то время Армстронг стал осваивать альтгорн.Освободившись в шестнадцать лет, Армстронг продолжал зарабатывать на жизнь с помощью музыки. Такой путь прошли практически все негритянские джазисты. Вначале он играл в составе духовых оркестров в барах и на речных пароходах, плававших по Миссисипи, в спортивных залах, на танцах и праздниках.

В 20 е годы Армстронг пытается организовать свою группу, но это у него получилось не сразу. Не успев собраться, группы распадались, хотя некоторые из них стали известными, как, например, «Горячая пятерка» и «Горячая семерка». Армстронг привлекал всех своей задушевной и чистой игрой на трубе, своими импровизациями и сиплым голосом.

В 1925 году Армстронг возвращается в Чикаго. Армстронг записывает первую пластинку, где использует «скэт». Эту манеру исполнения вскоре перенимают многие джазовые музыканты, так что возникает своеобразное модное поветрие.

Ударник «Кайзер» Маршалл рассказывает, что Армстронг начал петь с оркестром совершенно случайно. «Однажды мы уговорили Армстронга выйти на сцену, — говорит Маршалл, — и спеть. Он пел и подыгрывал себе на трубе... Публика пришла в восторг и с тех пор каждый четверг требовала, чтобы Луи пел».

В 1929 году Армстронг переехал из Чикаго в Нью-Йорк. Здесь его ожидал еще больший успех, особенно после его выступления в бродвейском ревю «Горячий шоколад».

В 1933 году он совершает большие триумфальные гастроли по странам Европы, удивляясь тому, что его прекрасно знают и что джаз имеет популярность за пределами Америки.

К окончанию Второй мировой войны распространившаяся мода на вокалистов создает новые, более благоприятные условия для творчества Армстронга-певца.

Все чаще грампластинки Армстронга становились бестселлерами.

Слайд 10. Видеофрагмент «Бинг Кросби, Луи Армстронг и его оркестр»

На одном уроке невозможно познакомиться со всеми джазовыми звездами.

Слайд 11. Но никак нельзя умолчать об удивительной певице Элле Фицджеральд. 

Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. По крайней мере, никто не мог превзойти её в мастерском владении техникой голосовой импровизации — пение скэтом .

Обладательница тринадцати премий «Грэмми». При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок. Была награждена медалью Национального искусства Рональдом Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем (ст.). Награждена французским Орденом искусств и литературы (1990).

Элла Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния. Ее отец оставил семью, девочку воспитывал отчим. Элла росла в бедности, больше всего любила петь и танцевать. После смерти матери ее взяла к себе тетя.

В школьные годы девочка охотно пела, но предпочитала пению танцы. Ее природная застенчивость препятствовала желанию стать эстрадной артисткой.

В 1934 году негритянская девчонка-сирота  едет в Нью-Йорк. Здесь она записывается на любительский конкурс. Тогда она думала, что будет, как и знаменитая Этель Уотерс, в первую очередь танцовщицей и немного певицей. Однако в последнюю минуту Элла выбрала пение.

Выступление в знаменитом гарлемском кинотеатре «Аполло», где она имела успех, явилось важным событием в ее жизни. Именно на этом состязании она привлекла к себе внимание руководителя свингового джаз-бэнда Чика Уэбба. Он предложил девушке стать солисткой его ансамбля.

В 1935 году певица записала с группой Уэбба свой первый альбом «Любовь и поцелуи», немедленно вошедший в джазовые хит-парады. В 1938 году вместе с Элом Фелдманом создала прославившую ее композицию «Э-тискет, э-таскет», сочетавшую в себе не только джазовые, но и поп-мотивы.

После успеха «Э-тискет, э-таскет» ряды поклонников певицы пополнились многими миллионами новых. Кстати, именно тогда среди почитателей творчества Фицджеральд оказался и знаменитый Фрэнк Синатра.

В 1947 году появилась знаменательная запись Фицджеральд «Как высоко луна» — она продемонстрировала амплитуду голоса певицы. Потом прозвучал знаменитый «Мэкки-Нож» Эллы, оставивший далеко позади и Фрэнка Синатру, и Бобби Дарина.

Эти записанные в 50 е годы альбомы останутся лучшим свидетельством самой плодотворной эпохи американской музыки. Элла Фицджеральд совершила настоящее чудо: она скрупулезно воспроизводила тексты, отыскивая в них скрытые сокровища, о которых до нее никто даже и не догадывался.

Слайд 12. Видеофрагмент выступления Эллы Фицджеральд.

Слайд 13. Белые в джазе

Положение белого музыканта в джазе всегда было двусмысленным. Джаз повсеместно считается негритянской музыкой, на белого музыканта здесь смотрят как на чужака, причем не только негры, настороженно относящиеся к тем, кто вторгается, как они считают, в их “семейные дела”, но и некоторые белые, утверждающие, что “истинный джаз”- прерогатива негров.

  Вначале неграм льстило, что джаз все больше привлекает к себе белых музыкантов. Однако уже в середине 30-х годов, в период свинга, когда белые музыканты стали пользоваться широкой известностью, отношение к ним негров по вполне понятным причинам изменилось  - ведь белым лучше платили и предлагали более выгодную  работу. Бесспорно, что джаз возник в негритянской среде, что большинство выдающихся джазменов - негры и что основные этапы развития джаза как  музыкального жанра связаны именно с неграми. Но нельзя недооценивать и роль белых музыкантов в формировании джаза.

           Итак, в конце 20-х годов группа белых музыкантов, включая Тигардена, Пи Ви Рассела, Бенни Гудмена, Бикса Бейдербека и других, впервые в истории джаза могла на равных соперничать с лучшими негритянскими джазменами. И хотя в джазе продолжали доминировать негритянские артисты (так, видимо, будет всегда), белые музыканты уже заговорили в полный голос. В целом белые и негритянские исполнители работали обособленно, что крайне ограничивало их влияние друг на друга.

О́лтон Гленн Ми́ллер  — американский тромбонист, аранжировщик, руководитель одного из лучших свинговых оркестров (конец 1930-х — начало 1940-х годов) — оркестра Гленна Миллера.

Первый тромбон 14-летнему Гленну подарил мясник, в лавке которого он временами подрабатывал. Он заиграл на нём в школьном танцевальном оркестре. 17-летний Гленн был так захвачен новомодными танцевальными ритмами, что в день вручения школьных аттестатов сбежал из дома, чтобы поиграть на танцах в оркестре соседнего городка. Уже в пору учебы в Колорадском университете Миллер стал играть в танцевальном оркестре.

Поворотным пунктом в его музыкальной карьере стал интерес, который проявил к нему  Бен Поллак, когда пригласил играть в своем оркестре и писать для него аранжировки. Биг-бэнд Поллака был подлинным джаз-оркестром, и именно там Миллер прошёл джазовое крещение.

Серьёзной подготовкой к руководству собственным оркестром стала для Миллера работа аранжировщиком в оркестре братьев Джимми и Томми Дорси,.

В 1937 году Миллер решил реализовать свою мечту и собрать собственный биг-бэнд. Однако первый блин оказался комом: оркестр не вызвал особого интереса у публики и просуществовал лишь чуть более года.

 В январе 1938-го Миллер предпринял вторую попытку, включив в новый оркестр как своих старых друзей, так и рекомендованных ими музыкантов  Именно из этого ростка и взошло могучее древо миллеровского бэнда, звучанию которого подражают бесчисленные его музыкальные клоны в разных странах.

Его оркестр обрёл фантастическую, невиданную в джазе популярность, не меркнущую до нашего времени. Обширный репертуар отличался тем, что маэстро предложил слушателям оригинальные произведения, впервые прозвучавшие именно в его оркестре и определившие эстетику коллектива. Характерными были даже сами названия композиций, например, «Коктейль лунного света» или «Серенада в стиле блюз». Помимо мечтательных, лирико-романтических и элегических баллад особенную популярность снискали быстрые моторные пьесы, такие, как «Чаттануга Чу-Чу» и «В настроении», ставшие первыми образцами танца, который в дальнейшем получит название джайв. Оркестр Миллера стал не только самым высокооплачиваемым оркестром в мире, но и самым востребованным оркестром конца 30-х-начала 40-х годов.

Два популярнейших кинофильма, в которых снялся биг-бэнд Гленна Миллера, — «Серенада солнечной долины» (1941) и «Жёны оркестрантов» (1942) — завершили восхождение его лидера на Олимп американской популярной музыки.

Сразу же профессиональные и самодеятельные советские эстрадные оркестры начали копировать миллеровские оркестровки, и музыка «Серенады»  широко звучала в России вплоть до 1948 года, когда оджазированная эстрадная музыка была запрещена в СССР; тогда же запрещено было и употребление в советских СМИ слова «джаз». Спустя некоторое время «Чаттануга Чу-Чу» в исполнении оркестра Гленна Миллера стала своеобразным «гимном» стиляг.

В годы войны

После вступления США в войну с Японией (декабрь 1941) Гленн Миллер решил записаться добровольцем во флот. Однако он вышел из призывного возраста (ему было 38), и его прошение было отклонено. Тогда он написал в августе 1942 года письмо в министерство обороны, предлагая создать армейский оркестр для работы в войсках, «чтобы, — как он витиевато выразился, — вдохнуть немного энергии в ноги наших марширующих солдат и немного больше радости в их сердца». Предложение Миллера было принято. 27 сентября 1942 года его оркестр дал свой последний концерт в Пассейке, штат Нью-Джерси.

Война близилась к концу, союзники освободили Париж. Планировалась переброска оркестра Миллера на континент. Майор Гленн Миллер должен был вылететь в Париж, чтобы подготовить там условия для предстоящего рождественского выступления своего оркестра в зале «Олимпия». 15 декабря 1944 года он вылетел во Францию на небольшом одномоторном самолёте.Стоял густой туман.Самолёт, в котором он летел, так и не достиг Франции, его след затерялся где-то над Ла-Маншем. Ни тело Миллера, ни остатки его самолета не были найдены.

Слайд 14. Видеофрагмент выступления оркестра Глена Миллера

Слайд 15.  Заключительный слайд.

Слайд 15.  Размышление:  дети вспоминают правила написания синквейна

Слайд 15.  Пример синквейна учителя.

  1. дети пишут  синквейн по теме урока, выбирая тему на свое усмотрение.

Пение:

  1. Распевание на песне «Таинственный остров» ( кроме того исполнение носит закрепительный характер)
  2. Продолжение разучивания песни «Падают снежинки».

Домашнее задание.

Составить рассказ о наиболее понравившемся джазовом музыканте.

«Падают снежинки» - наизусть.



Предварительный просмотр:

                               

                             Урок в 5-ом классе

Тема: «Сказочные образы А. С. Пушкина в музыке русских композиторов»

Цель: продолжить изучение темы «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»;

познакомить с фрагментами из опер Н. А. Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане» и М. И. Глинки «Руслан и Людмила»;

  через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и       доступной форме.

Задачи: Направить учащихся на осмысление музыкальных образов сказочных     героев;

        Развивать навык слушания музыки через различные формы и методы;

       Развивать образное восприятие, самостоятельность мышления;

Развивать вокально-хоровые навыки выразительного творческого        исполнения.

        Воспитывать чувство прекрасного через произведения искусств.

Закрепить с учащимися понятия о соблюдениях правил пения в хоре, охране   здоровья, голоса.

        Воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока: углубление и расширение темы.

Методы: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности –

объяснительно-иллюстративный;

частично-поисковый;

репродуктивный.

стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности:

метод эмоциональной драматургии;

создание нравственных переживаний;

ситуация занимательности;

словесное рисование;

сравнение, анализ обобщение.

по источнику информации и характеру деятельности:

словесный;

наглядный;

практический;

аудиовизуальный;

вокальная импровизация;

игровой.

Формы роботы: фронтальная, групповая,  индивидуальная.

Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.

Оборудование: аудиозапись, иллюстрации литературных героев, портреты А. С.   Пушкина, М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, «карточки – помощники», презентация.

Музыкальный материал: Три чуда из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», « Марш Черномора» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», В. Шаинский «Песня о сказках».

Построение урока с учётом основных требований с позиций здоровьесбережения:

             рациональная плотность урока – 70%;

оптимальное количество видов учебной деятельности;

использование методов и приемов, способствующих развитию памяти,  мышления, воображения, творческого самовыражения, а также способствующие самопознанию, самооценке учащихся;

благоприятная психологическая атмосфера, обязательное создание ситуаций успеха для учащихся, эмоциональные разрядки на уроке;

физкультминутка на 20 минуте урока;

включение элемента игротерапии;

включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем  охраной голоса и влиянием музыки на здоровье;

                                                 

                                                        Ход урока

  Организационный момент.

Вход под песню «В мире много сказок».

Слайд №1.

Приветствие.

Знакомство с темой урока.

У: Ребята, можем ли мы прочитать тему сегодняшнего урока?

Слайд №2.

Д: Нет. Пропущены слова.

У:  Давайте исправим это положение. Чтобы вставить первое слово, вы должны вспомнить о чём говорилось в песне, под которую вы входили в класс?

Д: о сказках.

У: правильно, значит, о каких образах пойдёт речь на уроке?

Д: о сказочных.

Слайд №3.

У: первое слово сказочные. Чтобы узнать, о каких сказочных образах пойдёт речь на уроке, мы обратимся к иллюстрациям.

Слайд №4.

Герои все разные, но очень нам знакомые. А вот посмотрите внимательно и скажите, есть ли среди этого списка герои, которых объединяет что-то общее.

Д: На верхних рисунках изображены герои сказок А. С. Пушкина.

Слайд №4.

У: Вот мы и узнали о сказочных образах, какого писателя пойдет речь.

Слайд №5

Давайте прочитаем получившуюся тему у рока, я думаю, вы без проблем отгадаете оставшееся слово.

Д: Музыка.

 Слайд №5

У: Какая же цель нашего урока?

Д: выяснить, какие музыкальные произведения появились благодаря сказкам А.С. Пушкина

У: Мы не только должны с ними познакомиться, но также услышать, как композиторы  с помощью музыки рисуют пушкинских героев, а мы, как благодарные слушатели, используя все богатство русского языка, попытаемся охарактеризовать услышанную музыку.

Слайд №6

У: Обратите внимание, наши герои расположены по разную сторону от автора, как вы думаете, почему?

Д: Это герои разных произведений: «Сказка о царе Салтане» Слайд№6. и «Руслан и Людмила»

Слайд №6.

У: Давайте сначала остановимся на героях «Сказки о царе Салтане». Назовите их.

Д: Белочка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь. Три чуда, которыми удивлял всех царь Гвидон.

У: Правильно. Послушайте, как о первом чуде пишет Пушкин.

Слайд №7

У: Какую вы музыку слышите?

(ответы детей)

У: Ребята, какими Пушкин рисует нам богатырей?

Слайд №8.

У:  А какую музыку мы бы написали к этому образу?

( ответы детей)

У: Царевна- лебедь. Что о ней пишет автор?

Слайд №9.

У: А какую музыку вы бы написали к этому образу?

( ответы детей)

Слайд№10.

У: Творенья музыки, что может быть чудесней?

    Они рождают в людях красоту,

    Они способны излечить недуги,

    Осуществить заветную мечту.

Красота спасёт мир, а знакомство с красивой музыкой зарядит нас положительными эмоциями, что благотворно скажется на нашем здоровье.

Слайд № 11.

В своё время русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков,

познакомившись с текстом этого произведения, создаёт оперу «Сказка о царе Салтане».

Сейчас послушайте фрагменты оперы Н. А. Римского-Корсакого и постарайтесь услышать, какими увидел композитор пушкинских героев?

(слушание музыки)

Дети анализируют услышанные фрагменты.

У: Итак, какое же музыкальное произведение своим появлением обязано сказке Пушкина?

Д: опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Физкультминутка

У: А сейчас под мелодию уже знакомой музыки, сделаем гимнастику для глаз.

Слайд № 12.

(звучит мелодия «Во саду ли в огороде», выполняется гимнастика)

Хорошее зрение всем нам приятно

Мы книжки читаем, всё видим вокруг.

Давайте беречь наше зренье, ребята,

Оно очень нежный и хрупкий наш друг.

Итак, зрение улучшили, а теперь отправляемся в сказочную обсерваторию.

Игра «Обсерватория»  Приложение 1.

Слайд №13.

Слайд №14.

У: Итак, мы открываем страницы поэмы «Руслан и Людмила».

Какими словами начинается это произведение?

Д:  «У Лукоморья дуб зелёный,

      Златая цепь на дубе том.

      И днём и ночью кот учёный

      Всё ходит по цепи кругом…»

Слайд №15.

У:  Ребята, представляете, слова настолько напевны, что я попыталась положить их на музыку. Вот, что у меня получилось.

(исполнение учителя)

Пение – залог здоровья

Пойте дружно, детвора,

Но сначала повторите

Нужные нам правила.

Спинки ровные у нас – это раз,

Поём чётко мы слова – это два,

На учителя смотри – это три,

Дышим ровно, ротик шире

Это кажется четыре.

Дружно петь и не кричать

Это будет ровно «пять».

У: Давайте исполним две фразы подряд, а потом каждый подумает, какой музыкой он бы закончил это четверостишье?

(дети исполняют и импровизируют)

У: Кто является главным отрицательным героем поэмы?

(ответы детей)

Слайд №16.

У: Ребята, как вы думаете, почему отсутствует иллюстрация, изображающая Черномора?

Д: Наверное, мы должны сами его нарисовать.

Слайд №16.  

У: А поможет нам в этом М.И. Глинка – автор оперы «Руслан и Людмила». Одним из самых ярких фрагментов оперы является «Марш Черномора», который мы сейчас с вами послушаем. Затем каждая группа постарается дать красочную описательную характеристику музыкального образа Черномора. Для этого вам даются карточки-помощники, в которые вы должны вписать недостающие слова. Наш  язык обладает множеством ярких и выразительных слов, и они вам помогут при составлении характеристики.

(обращаемся к словарю музыкальных эмоций)

 Слайд №17.

У: Перед тем как слушать внимательно прочитайте текст, который вы получили,  и посмотрите, на что вам  обратить внимание во время прослушивания музыки.

Приложение 2.

У: Итак, звучит марш Черномора из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

(слушание)

У: А сейчас вам дается минута, для того, чтобы заполнить пропуски и после этого прочитайте нам свои впечатления от музыкального образа Черномора.

( чтение характеристик по группам)

У: Как замечательно звучат слова

Как будто музыка в них льется

Эпитетов, сравнений и эмоций красота

Все это русским языком зовется!

Посмотрите, какие красочные литературные характеристики у нас получились под впечатлением музыки Глинки  и благодаря благозвучности и красочности русского языка.

Я думаю, каждый из вас имеет представление о том, каким изобразить Черномора на своих рисунках. Это и будет вашим домашним заданием.

Слайд №18.

А сейчас подведем итог нашего урока.

Слайд №19.

Что было бы с музыкой, если бы не написал Пушкин своей гениальной сказки?

Д: Римский-Корсаков не создал бы оперу «Сказка о царе Салтане», а Глинка—оперу «Руслан и Людмила».

У: Дарите людям красоту

Её, увы, сейчас так мало,

Чтоб и во сне и наяву

В душе их музыка звучала.

Слайд №20. (на фоне музыки песни «В мире много сказок» дети выставляют своё эмоциональное настроение от урока и получают оценки за работу)



Предварительный просмотр:

йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс

«Музыка Американских негров»

Разработка урока музыки для 4 класса

Г.Братск.2012

Учитель музыки 1 категории МБОУ “СОШ №12 города Братска      Кочурова      Ольга     Александровна


                           

 Вход под музыку Пола Уинтера  «Песня Земле»

«Америка ,Америка

Ты света изобилия

Америка, Америка

Чудесная страна»

 Учитель:«Мне часто снится сон, что я на большом корабле переплываю океан и попадаю в свободную ,необычайно красивую  страну,  где  мне  кажется  что  все  люди  счастливы.

Давайте попробуем угадать  по музыке ,в какую страну мы отправляемся сегодня.

                                                     Звучит музыка: Клодд Дебюсси  «Маленький

                                                      негритёнок»      

 Задание:  Охарактеризуйте музыку .  Определить главную особенность       музыки - ритм. Придумайте  рассказ по услышанной     музыке с учетом    

ритмических и особенностей произведения .

О каком мальчике идет речь в музыкальном произведении?

      Ученики: Самое главная  особенность музыки американских негров -РИТМ. Все они делали в ритме :танцевали ,ходили, говорили ,пели, работали.

А в произведении изображён маленький весёлый негритёнок ,который шагает пританцовывая ,вприпрыжку, ритмично и радостно ,даже комично. Белый мальчик так ходить не умеет.

     Учитель: «Без соли негритянских ритмов ,без живой ,кровоточащей души африканской музыки не возник бы джаз. Замечено, что негры как никто ,одарены особым ритмическим инстинктом ,жаждой петь и танцевать, которая у них сродни обычной жажде петь и танцевать ,которая у них сродни обычной человеческой жажде –воздуху или воды…»

Вопрос: А вы знаете как негры попали в Америку и какую роль сыграли в развитии современного музыкального искусства?

Учитель:  «Невольничьи  корабли пересекли Атлантику, везли в своих смрачных трюмах настоящих гениев музыкального искусства, сокровища африканской полиритмии. Зов-ответ ,зов-ответ -доносилось  из тюремных трюмных люков.

-Вся жизнь –это ритм:-говорили негры

Интересно было наблюдать как работают негры. Обычно самый сильный  начинал запевать ,ударяя лопатой или  киркой, а остальные подхватывали импровизируя  и исполняя свою  песню.

«Свистал бич ,гулко шлёпалась кирка хлопка ,тяжко вонзалась лопата ,стучал молот ,вызванивали шаг кандалы…»

Не желая  смириться ,негры, хранили в памяти ритмы Африки, вслушивались в песни и музыку ,звучавшую вокруг и сами пробовали петь чужие песни. Но чтобы не пели негры, их музыка рвалась, словно останавливалась- она словно говорила в ритме.

Вопрос:Для чего нужна песня на плантации?

Ученик:Так  с помощью песни  негры общались ,ведь разговаривать во время работы им было запрещено

Учитель: Дюк  Эллингтон рассказывал:  «Страшась молчания чёрных рабов, рабовладельцы заставляли их петь ,желая не дать  им возможность разговаривать  ,а значит сговариваться о планах мести»

 «Пусть поют, -снисходили к пению черных белые надсмотрщики и плантаторы ,-Ведь у рабов нет ничего ,кроме лачуг ,ладоней, пустых ящиков, банок ,досок и палок.»

Первые негритянские песнопения –это трудовые песни.

Вопрос: Прослушайте трудовую песню и раскройте основные музыкальные особенности такой музыки.

                                                     Звучит музыка в исполнении  ансамбля Боба  

                                                    Макферрин  «Трудовая песня»);

-Определить колличество голосов и их отличие(4 голоса );

-Способ исполнения(сочинение)музыки(импровизация);

-Вид исполнения(ансамблевая )

-Элементы имитации, подражания (подражание музыкальным инструментам)

Учитель :Вы знаете где возник джаз.?  В негритянской церкви.

Обращая чернокожих невольников свою веру, плантаторы приучали рабов петь молитвы, надеясь навсегда привить покорность и смирение.

Но негры влили в библейские молитвы горячую  африканскую кровь, свои легенды и конечно заразительный ритм. И в церковном пении вдруг  забился и задрожал нерв древних ритуальных плясок.

Так возникли спиричуэлсы -негритянские религиозные песнопения ,полные духовной мощи энергии, ритмов.  

«Кто первый поднял свой взор от рабских оков?

Кто первый всю немощь ,всю немоту одолел?

Кто первый , подобно пророкам давних веков,

Внезапную силу в себе ощутив ,запел»

                                            Негритянский поэт Джеимс  Джонс

 Спиричуэл – церковная, хоровая музыка.

Послушаем и затем исполним известное хоровое произведение в стиле спиричуэлс.                                                        Звучит музыка: Молитва

«Кто-то ко мне стучится ,

Кто –то ко мне стучится в дверь

Эй брат мой разве неслышно

Кто-то ко мне стучится в дверь…

Ждет за дверью вас справедливость

Кто-то ко мне стучится в дверь..»

 Вопрос: Охарактеризуйте музыку . Расскажите о  чём говорится в произведении ,раскройте смысл религиозного песнопения

Разучивание песни хором:

Учитель: Негры воспринимали христианство, как обещание будущего лучшего мира, где кончатся их страдания. Будучи безграмотными ,они даже плохо знали текст священного писания и свободно приспосабливали его к своим представлениям ,то есть переделывали музыку и текст на свой лад

Солист (священник )дерзко задавал вопрос ,хор ему отвечал, прихожане оглушая церковь хлопками, притопываниями в такт . Резкая остроритмичная музыка вызывала чувство экстаза, единения и подъёма сил»

Спиричуэлсы бывают как грустные ,так и яростно веслые ,даже карнавальные .Например, молитва под названием «Восставшие кости». Нынче спиричуэлсы -украшение репертуара всех выдающихся негритянских певцов и джазовых музыкантов.

Спиричуэлсы открыли Америке и миру величие и щедрость души негритянского народа.

Спиричуэлсы были верным предвестьем новой музыки-джаза.

Что бы понять язык негров  их внутренний мир, нужно узнать их музыку.

Вопрос: Можно ли с помощью песни общаться друг с другом? .

Ученик: Это одни из немногих народов для которых песня ,музыка стала средством общении я, в основе которой лежит ударный ритм и импровизация.

Учитель: « Спиричуэлс  несомненно африканского происхождения. Афро-Американцы часто устраивали состязания крикунов (шотс  холлерс-песни - выкрики).Негры гордились своим музыкальным криком. Человек 10 одновременно громко и ритмично выкрикивая пели свою негритянскую молитву, каждый из поющих вступал отдельно от  остальных и со своей темой песни ,при всём при этом голоса поющих сливались в единое целое ,хотя невозможно было разобрать ни слова в этом чётком ритме. Эффект такого исполнения поражал своей первобытной мощью. В одном из таких состязаний участвовал белый композитор Джорж Гершвин.

.Джорж Гершвин- американский композитор ,первым обратил внимание на музыку, культуру и самобытность афро -американцев. Что -бы создать свою известную оперу «Порги и Бесс» на основе негритянских песнопений Джорж  отправился в негритянское гетто .Три месяца он записывал истории песни ,мелодии ,сказки негритянского народа.

«Однажды я вечером подошёл к заброшенной хижине, служвшей местом религиозных песнопений ,только собрались войти как Джорж схватил меня за руку. Песня которую я часто слышал, но необращал внимание ,буквально поразила. Молодая негритянка укачивала малыша и пела ему задушевную песню-блюз ,пела о своих печалях и невзгодах. Позже эта песня под названием «Колыбельная Клары»или «Колыбельная в стиле блюз стала самым попылярным  произведением Джоржа Гершвина , вошедшая в оперу «Порги и Бесс»

Звучит песня:  Джорж Гершвин  “Samataim»

Вопрос:О чем говорилось в песне?Можно ли угадать по музыке?

В чём особенность блюза, чем она отличается от других  стилей созданных неграми в Америке.

Ученик:-сольное звучание

              -Импровизация

              -Минорное звучание

              -Особый блюзовый лад

              -Мелодичная –ритмичность

               -Неторопливый темп

Исполнение песни «Колыбельная в стиле блюз»на русском языке.

Учитель:  Блюз –это печальная песня одинокого негра. В блюзах вся история негритянского народа ,все унижения, нужды, страдания и испытания .Корни блюзов -в рабстве.

«Блэк- энд -блю»-черный и печальный .Слово скупое как слеза, песня исторгаемая их самого сердца ,это исповедь души. В каждой фразе исполнители брали особую ноту ,которая вызывала особое переживание и ощущение глубокой тоски

Негртянский поэт Лингстон Хьюз замечал:  «Блюзы на меня всегда производили впечатление беспредельно грустной музыки…В блюзах горечь не смегчена слезами, а ,наоборот ,ожесточена смехом ,противоречивым смехом»

Обманутая любовь, разлука , страдания и дорога-всё это блюз

Лучшими исполнителями блюза были- Бесси  Смитт, Луи Армстронг, Элла Фицжеральд, Арета Френклин и др.

Блюзовая музыка постоянно видоизменяется ,она легла в основу многих современных стилей и направлений. 

Блюзы стали главным искусом всех джазовых музыкантов ,оттачивавших свое мастерство в импровизациях .В начале века сложилась своеобразная  музыкальная форма блюза ,при этом певец может смеяться разговаривать и пританцовывать .Песня напоминала разговорную речь.

Вопрос: Можно ли  негритянский блюз  и спиричуэлс назвать развлекательным стилем музыки?

Вопрос: Какие черты зарождающегося джаза проявились в блюзах и спиричуэлсах?

Ученик: Музыке  свойственны свобода импровизаций .Каждый участник может проявлять свою фантазию и мастерство, с  неизменностью основного ритма ,точно как и в джазе.

Учитель: Что бы понять язык негров ,их   внутренний мир ,нужно узнать их музыку. Это одни из немногих народов для которых песня ,музыка стала средством общения, основе которой лежит ударный ритм и импровизация.

 «Америка-юность в ритме этом  живёт

В ритме этом родится

В ритме этом поёт»                                      

                                                                      Звучит музыка: Группа «Time six»

Вопрос: С какими стилями афро- американских негров вы познакомились на уроке?

Ученики: Трудовая песня, Спиричуэлс, Блюз ,Джаз.

Вопрос: Какие ещё стили созданные  американскими неграми  вы знаете?

Ученики: Рэп, рок, рок-энд-ролл

 Тест  на тему  «Музыка Американских негров»

Подобрать к каждому жанру свой стиль и вид  музыкального исполнения .

Жанр

Виды исполнения

стиль

Песня

Танец

Инструментальная пьеса

опера

Сольное

Хоровое

Ансамблевое

оркестровое

Блюз

Ритм-энд-блюз

Спиричуэлс

Трудовая песня

Джаз

 

 Подберите к каждому знакомому стилю своё средство выразительности и  определите способ исполнения

Стиль

Средства выразительности

Способ исполнения

Спиричуэлс

Трудовая песня

Блюз

Джаз

Ритм

Танцевальность

 Мелодизм

Лад минор

Лад мажор

Быстрый темп

 Медленный темп

Громко

 Тихо

Духовые музыкальные инструменты

Импровизация

 Имитация

Вариация

Полифония

Полиритмия

Урок музыки в 4 классе  .Тема урока:  «Музыка Американских негров»

Автор урока: учитель музыки Кочурова Ольга Александровна

Форма урока: урок –путешествие.

Цель урока: Расширение представлений  и  раскрытие специфических особенностей музыки американских негров.

Задача обучающая:

1)Научить  разбираться  в жанровом многообразии  и  стилевых особенностях  музыки Американских –негров  

3)Иметь  представление о средствах музыкальной выразительности

4)Сформировать общее представление о музыке Американских негров

5) Научить определять способы изложения и видовые особенности музыки.

7)Обучить  исполнительским  навыкам учащихся.

Задача развивающая:

1) Развить творческое  мышление ,уметь строить гипотезы и догадки

2)Развить ритмический и интонационный слух

3)Развить индивидуальные творческие способности на основе изученного материала

3)Обогатить эмоционально чувственный опыт учащихся

4)Научить  работать на уроке в групповой и коллективной форме.

Задача воспитательная:

1)Воспитать любовь и уважение к музыкальной культуре Америки

2)Расширить представление об истории, быте и специфических особенностях музыки Американских негров

3)Получить возможность почувствовать глубокое единство и общность музыкальных культур разных народов, рас и национальностей

4)Развить художественный кругозор учащихся.

5)Вызвать личностное отношение учащихся к произведениям

6)Создать условия для осмысление жизненных истоков произведений музыки через собственное творчество

Методы:

Эмоциональной драматургии

Моделирование художественно-творческого процесса

Словесный, наглядный ,практический


   










        

                                                                               

         

        

                                                             



Предварительный просмотр:

Федорова Наталия Вячеславовна

МБОУ «Гимназия №1», учитель музыки

Конспект урока с презентацией

 2011-2012 год

Конспект урока музыки для 5 класса по теме «Импрессионизм в музыке и живописи» по программе «Музыка. 5 класс» для общеобразовательных учреждений авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с направлением в искусстве 19 века «импрессионизм», выделить основные его черты; показать взаимосвязь изобразительного искусства и музыки как возможности отражения мира; развивать мышление, речь; воспитывать эстетический вкус и интерес к искусству

Файл упакован в архив в формате ZIP

Данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался

Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи

Цели урока: познакомить учащихся с направлением в искусстве 19 века «импрессионизм», выделить основные его черты; показать взаимосвязь изобразительного искусства и музыки как возможности отражения мира; развивать мышление, речь; воспитывать эстетический вкус и интерес к искусству

Тип урока: получение новых знаний

Методы и приемы: словесный, наглядный, обобщение, работа в группах, проблемные вопросы и задания, творческое задание

Структура:

  1. Организационный момент, приветствие
  2. Формулировка темы урока детьми совместно с учителем в процессе рассматривания картины
  3. Открытие новых знаний в процессе творческой работы
  4. Первичное восприятие и усвоение нового материала
  5. Первичное закрепление новых знаний
  6. Домашнее задание
  7. Обобщение полученных на уроке знаний
  8. Вокально-хоровая  работа
  9. Рефлексия

Музыкальный и наглядный материал: иллюстрации картин импрессионистов и кхудожников-классиков, запись К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна», компьютерная презентация

 Виды деятельности учащихся: решение проблемных вопросов и творческих заданий, работа в группах , вокально-хоровая работа, слушание музыки, познавательная деятельность, самопроверка заданий, самооценка

        Ход урока:        

I.Организационный момент, приветствие

II.Формулировка темы урока детьми совместно с учителем в процессе рассматривания картины

На экране проецируется картина К.Моне «Восход солнца. Впечатление» (слайд 1)

У: Ребята, что вы можете сказать об этой картине? Как бы вы ее назвали?

Д: картина красивая, на ней изображена природа, встает солнце (высказываются предположительное название картины)

У: Именно эта картина молодого французского художника 19 века Клода,  в числе  написанных его сотоварищами, была выставлена в 1879 в Париже на одной из выставок. И она сыграла особую роль в появлении нового направления в искусстве того периода. Группа молодых художников отказалась от участия в Салоне, ежегодной французской традиционной выставке выпускников Академии художеств и в качестве протеста организовала свою. Люди, пришедшие туда, а среди них были и преподаватели Академии, и ценители высокого искусства, и просто зеваки, были настроены по-разному. Кто-то из них восхищался работами, кто-то был шокирован, кто-то считал все происходящее бредом, а кто-то – всего лишь скандальным способом обратить на себя внимание. Но все посетители были под большим впечатлением. В том числе и от картины, которую мы только что рассматривали. Она называется «Восход солнца. Впечатление». Именно оно, впечатление, сопровождало всех, никто не остался равнодушен. С ним, с впечатлением от увиденного, все посетители уходили с выставки. Стало ясно, что на свет появилось новое направление в искусстве, которое просто впечатляет. По-французски впечатление – «импрессион». И как же, на ваш взгляд, назвали это новое направление?

Д: импрессионизм

III.Открытие новых знаний в процессе творческой работы в группах

У: Совершенно верно. О нем мы и поговорим сегодня на уроке. Импрессионизм в изобразительном искусстве просуществовал недолго, чуть больше 30 лет. Но до сих пор он завораживает, удивляет, впечатляет. Но давайте разберемся, что такого необычного в картинах этих художников. Сейчас вы разделитесь на группы, и будете рассматривать иллюстрации к картинам художников-импрессионистов по примерному плану (слайд 2):

  1. Впечатление от картины
  2. Свое название картины
  3. Название автора (в сравнении со своим)
  4. Особенности или то, что привлекло и удивило

Затем мы обсудим ваши впечатления и попытаемся понять, чем же так необычны работы художников-импрессионистов.

Эта работа проводится в среднем 3-4 минуты. Затем на экране проецируется каждая из иллюстраций, рассматриваемых учениками. Дети выступают согласно своим группам, называя автора и делясь своими впечатлениями. После этого учитель подводит итог, выделяя вместе с детьми черты импрессионизма в изобразительном искусстве

IV. Первичное восприятие и усвоение нового материала

У: Итак, что чаще всего изображено в работах художников?

Д: люди, быт, природа (слайд 3)

У: Какую цветовую гамму они используют?

Д: пастельные, но разнообразные, с многочисленными оттенками

У: Но ведь и раньше художники изображали людей и природу (слайд 4). И палитра красок была разнообразной. Что же все-таки отличает эти работы?

Д: контуры как бы размыты, расплывчатые, линии нечеткие; в образах из-за этого есть какая-то загадка, что-то неуловимое

У: Действительно, художники-импрессионисты передавали в работах свои мимолетные впечатления, едва уловимые психологические состояния человека. Вот почему нет четких линий. Именно это так потрясло весь профессиональный мир, за это их невзлюбили и вместе с тем восхищались. Но эти молодые художники вопреки всему, вооружившись тем, чему их учили педагоги в Академии художеств, поднялись на новую ступеньку творчества. И до сих пор радуют своих поклонников. Богатые люди могут позволить себе иметь дома многомиллионные картины и радовать себя и своих близких их великолепием. Ну а те, кто не может себе это позволить, имеют возможность наслаждаться великими творениями, посещая крупные музеи мира. А как вы думаете, мог ли импрессионизм с его основными чертами, которые мы выделили, проявиться в музыке?

Д: …?

V.Первичное закрепление новых знаний

У: Давайте послушаем одно музыкальное произведение, которое поможет нам в этом разобраться. Для начала, дайте название этой музыке в соответствии с ее звучанием.

Слушание К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

Дети делятся впечатлениями, предлагают свои названия

У: Автор, а имя его Клод Дебюсси (слайд 5), назвал свою музыку «Девушка с волосами цвета льна». Как видите. Ваши названия несколько отличаются, но тоже интересные.

Д: довольно необычное название, особенно в цвете волос и вообще, если о нем говорить

У: Согласна, но мы чуть позже к этому вернемся. А пока. Давайте еще раз послушаем это произведение и попробуем нарисовать словесный портрет этой девушки, что она делает, какое у нее настроение.

Повторное слушание

У: Итак, какую девушку вы нарисовали?

Д: она спокойная, задумчивая

У: А как это слышно в музыке?

Д: музыка неторопливая, небыстрая

У: А темп все время звучит одинаково неторопливо?

Д: Нет, музыка как бы покачивается, то чуть ускоряется, то замедляется и даже как бы зависает; свободный темп

У: А какое настроение у девушки: она смеется, плачет, сердится?

Д: она спокойна, может быть мечтает или что-то вспоминает.

У: А какие краски вы бы подобрали, если бы хотели изобразить ее на холсте?

Д: неяркие, но красивые; светлые, пастельные

У: А какие музыкальные краски использует композитор: гармонию, тембр, регистр?

Д: Гармония светлая, но насыщенная и разнообразная, мелодия плавно переплывает из верхнего регистра в нижний и обратно. Музыку исполняет фортепиано, но такое ощущение, что тембр его меняется.

У: А как бы это можно было отразить в картине?

Д: наверное, не конкретизируя детали, чтобы чувствовалось дыхание, свобода

У: Так значит, черты какого направления мы уловили в этом произведении?

Д: импрессионизма

У: А с чертами какого жанра перекликаются черты импрессионизма?

Д: свободный темп, переменный лад, украшения – это черты романтизма

У: Абсолютно верно, но что отличает романтизм от импрессионизма?

Д: у романтиков выражаются чувства, переживания, а у импрессионистов – впечатления

У: И что может являться подтверждением этих впечатлений в  произведении?

Д: наверное, цвет волос девушки?

У: Конечно. Французский композитор Клод Дебюсси (слайд 6) – один из ярчайших представителей импрессионизма в музыке. И он, так же как и художники-импрессионисты, передавал в своей музыке впечатления от увиденного, прочувственного, пережитого им. У него. Прекрасного пианиста, написаны разнообразные произведения, которые раскрывают тайны бытия и души человека.

VI.Домашнее задание

У: Но не только Дебюсси является представителем импрессионизма в музыке. А вот кто еще и какие произведения дошли до наших дней – это вы узнаете и проанализируете самостоятельно дома с помощью Интернет-ресурсов (список сайтов детям известен). А с проверки выполнения домашнего задания мы начнем следующий урок. А сейчас давайте вспомним черты импрессионизма в музыке и изобразительном искусстве

VII.Обобщение полученных на уроке знаний

Дети называют черты, которые появляются на экране в виде таблицы (слайд 7)

У: Вот теперь наверняка никто из вас не сомневается в том, что импрессионизм проявился в равной степени в музыке и изобразительном искусстве. Но тем и интересно искусство. Ведь наш мир настолько разнообразен и посмотреть на то. Что в нем происходит, можно по-разному и через призму разных видов искусств и жанров. Например, как в песне «Непогода»  М.Дунаевского, нашего современника, который написал ее к кинофильму «Мэри Поппинс, до свидания».

VIII.Вокально-хоровая работа

Исполнение песни учителем, обсуждение характера звучания и настроения исходя из содержания. Разучивание 1 куплета, работа над ритмическими и интонационными трудностями.

IX.Рефлексия

У: Надеюсь, что эта песня о плохой погоде не испортила вам настроение. А вот увидеть это я смогу из ваших оценок. На нотном стане закрепите красную нотку, если вы работали на уроке плодотворно и узнали много нового, желтую – если вы немного ленись, но все-таки довольны уроком, ну а черную – если вам было скучно и вам на уроке не понравилось. И я отмечу наш урок.

Учитель вместе  с детьми анализирует получившийся нотный стан, даже можно исполнить мелодию, которая получилась.

Прощание с классом

Используемая литература:

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыки. – М., 2000.
  2. Интернет-ресурсы
  3. Кабалевский Д.Б.Как рассказывать детям о музыке? – М., 2005.
  4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 5-7 классы». Методическое пособие. - Москва «Просвещение», 2006.
  5. Музыкальное образование в школе / Под редакцией Л.В.Школяр. – М., 2001.
  6. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Уроки музыки 5 класс». Пособие для учителя. - Москва «Просвещение», 2007.
  7. Серия «Художники». – М., ООО «Издательский дом «Комсомольская правда» - Группа «Сегодня», 2010.



Предварительный просмотр:

Тема урока: « Путешествие в музыкальную сьтрану».                            

Тип урока: обобщение знаний .

Форма урока- интегрированный(игра -квест)

Цель урока:  Совершить путешествие в музыкальную страну  знакомство с музыкальными жанрами ,культурными заведениями , музыкой.

Задачи: .Сделать 7 остановок .выполнить задания и собрать все музыкальные ключики

Учебные :

- закрепить понятия: песня .танец. марш, композитор ,исполнитель ,вокалист, хор, ансамбль, оркестр, виды оркестра, театр, опера,балет, театр ,концертный зал

-сформировать понятие  о  голосах (партии)в хоре;

-закрепить полученные знания, разгадав кроссворды и выполнив творческие задания на разные темы пройденных уроков;

-выполнить творческую работу в форме пения в хоре, предварительно выучив вокальное произведение и  сделав вокально-технические упражнения

Развивающие цели :

- развивать умение слушать музыку; размышлять  и  иметь личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;

- развивать умение сопереживать характеру произведения;

- развивать творческие способности (пение);

- развивать умения и навыки индивидуального и коллективного сотрудничества  ( пение в хоре, вокальных  упражнений );

Воспитательные цели:

- воспитывать устойчивый интерес и потребность к урокам музыки;

- воспитывать уважение к произведениям русских и зарубежных композиторов – песенников.

 

                       Планируемые результаты.

Личностные:

-  готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

-усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства ;

- овладение художественными умениями  и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

- наличие  определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

-приобретение устойчивых навыков самостоятельной целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально- творческих задач;

Метапредметные –

отражают характерный  уровень сформированности  универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

Регулятивные УУД:

– умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с полученной информацией;

- планировать своё действие ;

-- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные пути решения задач;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: определять понятия, обобщать знание, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-  находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, а также в средствах информационно-коммуникационных технологий;

- стремиться к самостоятельному общению с искусством и творческому самообразованию;

– делать выводы о результатах совместной работы;

- умение анализировать собственную учебную деятельность;

- владение основами самоконтроля, самооценки;

- умение определять понятия, классифицировать, обобщать;

 

Предметные результаты:

отражают  сформированность  потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества;

дети стремятся:

-познакомиться с видами музыкального театра,

-понимать музыкальные термины: песня, танец ,марш, музыкальные ноты, хор, ансамбль, вокалист ;

-знать названия  и расположение музыкальных нот; названия музыкальных произведений П.И.Чайковский"Танец Феи Дражже",Вальс Цветов;"Шуман-пеьесы из фортепианного цикла- Карнавал:"Арлекин"."Пьеро";Сен-санс "Карновал Животных-"Лебедь"

-закрепить полученные знания, разгадав кроссворд и творческие задания на заданные  темы;

-петь песню «Весёлые нотки» ,"Песня бременских музыкантов"

Межпредметные связи:

-литература, изобразительное искусство, физкультура(дыхательная гимнастика).

 

Методы обучения – наглядный, словесный; метод сравнения.

Оборудование : мультимедиа проектор, экран, компьютер, колонки, синтезатор.

Используемая  литература: нотное издание «Музыка» для 1-7 классов, составитель В.В.Фадин, издательство «Учитель» 1997 г.;

 интернет-ресурсы: комплекс упражнений дыхательной гимнастики по методу А.Н. Стрельниковой .

Презентация «Путешествие в музыкальную страну



Предварительный просмотр:

"Путешествие в музыкальную страну "Волшебный Нотоград"

Проектная  работа

Саповец Дианы Павловны,

учащейся 7 класса.

Руководитель:

Кочурова Ольга Александровна,

учитель музыки

Водитель – автор проекта Саповец Диана Павловна.

 А штурман, знающий дорогу, и он же механик, владеющий теорией ПД, – учитель Кочурова Ольга Александровна, учитель музыки

Пассажиры целевая аудитория учащиеся 1-4 классов. 

Объект проекта – город.

Здание - предмет проекта.

Структура игры:

1.организация

2.введение-сюжет

3.задания

4.награды

Целью путешествия- знакомство с музыкальными жанрами ,культурными заведениями , музыкой.

Задача: пройти весь путь .Сделать 7 остановок и собрать все музыкальные ключики

Путевой лист, в котором: 
пассажирам вместе с нотками пройти по улицам музыкального города от начала до конца. Сделать остановки (муз. школа, кинотеатр, цирк, театр, музей, концертный зал) на важную встречу с обитателями этих заведений и собрать семь музыкальных ключиков.

Этапы:

Введение. (слайд 1-5)

Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в музыкальную страну "Нотоград", где мы посетим культурные заведения и познакомимся с её обитателями.

Самостоятельно пройти по улицам музыкального города и  сделать остановки и отгадаем загадки .А наградой будет собранные музыкальные ключики. 

Карта пути (слайд 6), в котором: 
‒ обозначен маршрут путешествия,

Демонстрируется карта путешествия:

определены город и остановки, по которому будут доставлены пассажиры;  названы пассажиры-ученики;

Первая остановка (слайд 7-11)- Музыкальная школа

Спросить какие знания и умения получают дети обучаясь в музыкальной школе.

Обучающимся предлагается узнать нотки. Угадать  на картине музыкальные инструменты. Детям предлагается спеть и станцевать вместе с нотками под видео клип. На слайде изображено дальнейшее направление движения и награда -музыкальный ключик который нашли. (слайд12)

Вторая остановка-кинотеатр. (слайд 13-19)

предлагается ответить  на вопросы: где в кинотеатре можно услышать музыку(в кино и мультфильмах.).Ответить на вопросы на каких инструментах играли герои мультфильмов и спеть песню вместе с Бременскими музыкантами. На слайде изображено дальнейшее направление движения и награда -музыкальный ключик который нашли. (слайд 20)  Третья остановка-библиотека. (слайд 21-26)

Задать вопрос:"Есть ли музыка в библиотеке?, Что можно узнать о музыке в библиотеке?Угадать загадки о композиторе, исполнителе и слушателе.

На слайде изображено дальнейшее направление движения и награда -музыкальный ключик который нашли. (слайд 27)

Четвертая остановка-цирк. (слайд 28-33)

Задать вопрос:"Где в цирке мы можем услышать музыку?" .Какую роль в цирке играет музыка?"Познакомиться с композитором Р.Шуманом ,автором цикла "Карнавал"для фортепиано, Угадать музыкальные загадки .Выбрать по картине звучащий персонаж: Арлекин ,Пьеро или Коломбина. Угадать какой танец  танцевал клоун на празднике .Определить жанры музыки на картине (песня ,танец или марш). На слайде изображено дальнейшее направление движения и награда -музыкальный ключик который нашли. (слайд 34)

Пятая остановка- Музей. (слайд 35-42)

Узнать что такое музей. Какие бывают музеи и можем  ли мы "увидеть"и услышать  музыку в музее .Бывают музыкальные музеи ? Решить музыкальный ребус найти и назвать все музыкальные инструменты на картине. Узнать зачем нужна  музыка в музее .Пройтись по картинной галерее. Назвать звучащую картину. На слайде изображено дальнейшее направление движения и награда -музыкальный ключик который нашли. (слайд 43)

Шестая остановка- музыкальный театр. (слайд 44-49)

Угадать музыкальные загадки об  исполнителях: хоре и солисте; жанрах музыки - балете и  опере. На слайде изображено дальнейшее направление движения и награда -музыкальный ключик который нашли. (слайд 50)

Седьмая остановка- концертный зал. (слайд 51-56)

Угадываем музыкальные загадки о музыканте, духовом оркестре ,дирижёре ,квартете. На слайде изображено дальнейшее направление движения и награда -музыкальный ключик который нашли. (слайд 57)

Подводим итог путешествия : (слайд 58-60)

Подсчитываем нотки и наградой будет просмотр видео концертного выступления и релаксация под музыку.

Результат проекта ИТОГ

Выполнены все задания и собраны все семь музыкальных ключиков

Послушаем  и помечтаем под музыку в концертном зале.