"Содружество"

инновационный проект "Содружество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sodruzhestvo.docx59.58 КБ
Файл sodruzhestvo.docx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Аргументированность разработки инновационного проекта «Содружество»

Ни для кого не секрет, что помимо экономических трудностей Россия в конце XX начале XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые накрепко связывали старшее и младшее поколения. Поэтому так важно в наши дни возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, вынесших из общественных катаклизмов чистоту помыслов, чувство любви к Отечеству, к своему народу, заряд оптимизма. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности, отбивает у детей желание проявлять себя творчески.

На современном этапе главная задача художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – повернуться лицом к народной музыке, фольклору, начиная с раннего детства.

Будущее общества в социальном и культурном плане определяется сохранением исторических и национальных корней. Сегодня практически каждый понимает, что это во многом зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений.

Цель проекта – посредством взаимодействия различных видов искусств и спорта, понимания учащимися окружающей действительности, осмысления исторического развития народной культуры способствовать решению проблемы формирования творчески активной личности, целостного развития личности.

В отличие от традиционных принципов межпредметных связей, свойственных для современной школы, решается комплексный подход на принципиально ином, качественном уровне – взаимосвязи художественной, спортивной деятельности с общим развитием личности, с познанием детьми окружающего мира.

Степень интеграции социума в программу деятельности социокультурного центра

Инновационный творческий проект «Содружество» реализуется на базе МБОУ «Гимназия №2» с 2009 года. Проект возник в результате сотрудничества гимназии с Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Центр детского творчества», Муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Музыкальная школа имени Ю.Д. Кузнецова», Муниципальным автономным учреждением города Нижневартовска Городским Драматическим Театром и Специализированной Детско-юношеской спортивной школой Олимпийского резерва (СДЮСШОР).

В основу экспериментального учебного плана  положен принцип активного воздействия на формирование личности ребёнка очень действенного сочетания в процессе обучения двух блоков предметов – общеобразовательных и дополнительных. Общеобразовательный блок – школьный компонент (обучение по программе «Школа – 2100»). Дополнительный блок – блок специальных предметов (художественно-эстетическое, музыкальное, спортивное образование).

Главный принцип организации образовательного процесса – это равенство основного и дополнительного образования и их взаимодополнение.

Структура проекта

 Музыкальный фольклор направлен на формирование у детей понимания целостности эстетической культуры в процессе развития исторической памяти, приобщения их к традиционной музыке.

Включение учащихся в творческий процесс осуществляется в ходе воспроизведения фольклорного материала в игровой форме с использованием музыкальных сказок, пословиц, загадок, проигрывания обрядов, связанных с праздниками народного календаря.

Главное содержание занятий музыкального фольклора составляет пение и участие детей в игровой обрядности. Используется культурно-образовательный подход, когда содержание образовательного процесса максимально наполняется русским и этнографическим и историческим материалом. Широко используются русские народные песни, музыка, хоровое пение, былины, а также родиноведческий материал.

Методика развития творческих способностей ребёнка средствами театрального искусства включает в себя систему театрально- эстетического воспитания, разработанную профессором, театральным педагогам М.П. Стуль, систему, созданную в НИИ художественного воспитания АПН России.

Тематический план и программа курса «Театральные игры» включают теоретическую и практическую подготовку учащихся.

Ведущими проблемами курса являются: познание окружающего мира через театр, организация самосознания личности посредством театра, повышение уровня креативности.

Задачами курса обучения являются: формирование способности творческого восприятия окружающего мира, развитие эмоционального мира, коммуникативных способностей, навыка слогового и звуко-буквенного анализа, обогащение словарного запаса, развитие памяти, природных задатков ребёнка.

Одним из важнейших и обязательных методов в работе является метод практического обучения и воспитания. Он заключается в том, что после каждого года обучения учащиеся реализуют свои познания и умения в творческом показе, работе над спектаклем. Работая коллективом, они обучаются общению друг с другом, учатся друг у друга. Идёт коллективное мышление и коллективное творчество.

Задачей физического воспитания детей является правильное физическое развитие, укрепление здоровья, а также вооружение жизненно важными двигательными навыками и обеспечение высокой физической работоспособности. Решающим фактором, обеспечивающим нормальное физическое развитие школьников, служит физическое воспитание, в котором большое место занимают физические упражнения.

 Во все времена в Китае люди, добившиеся в жизни значительных успехов, достигшие высокого положения в обществе, занимались ушу.  Исторически ушу зарождалось как система знаний, обеспечивающая тотальное выживание в любых условиях. Обязательной составляющей этой системы являлась такая подготовка, которая развивала его способность к моментальному принятию наилучшего решения и мгновенному действию. Затем следовали методики, позволяющие восстановить затраченные ресурсы и развить потенциальные (скрытые) возможности организма.

     Давая определение ушу современным языком, можно сказать, что ушу – это система знаний, умений и навыков по ориентации в окружающей среде, ее преобразованию, а также по работе со своим организмом, дающая человеку в конечном счете возможности добиться удачи и счастья в этой жизни.

Основная задача обучения – это раскрытие человеком себя как свободной личности, его развитие и самореализация. Также основными задачами Ушу являются: укрепление здоровья, продление жизни, самооборона (последнее — не во всех стилях). Обучение включает работу без оружия (тушоу) и работу с оружием (дайсе). То и другое существует в виде отдельных упражнений, технических комплексов (таолу) и произвольных упражнений.

Умственное развитие включает в себя формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе развитие познавательных интересов, развитие речи как средства познания, овладение способами умственной деятельности, к которым относятся такие действия, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Решение этой задачи связано также с развитием умений принимать и понимать умственные задачи, выбирать способы их решения, планировать свою деятельность, оценивать результаты.

Умственное развитие ребенка невозможно без усвоения определенного объема знаний об окружающих предметах, природе, о человеке и его жизни в обществе. Овладение ими позволяет ребенку участвовать в повседневной жизни, строить свои взаимоотношения со взрослыми и детьми.

Умственное развитие ребенка не может протекать интенсивно без наличия у него познавательных интересов, т.е. стремления узнать новое, получить информацию о незнакомых объектах и явлениях. Познавательные стремления способствуют лучшему усвоению нового материала.

Итак, как уже было отмечено, народная культура является одним из наиболее важных средств в нравственно-эстетическом воспитании детей. Она формирует у ребёнка определённые жизненные идеалы, способствует активному личностному осмыслению действительности.

В результате реализации инновационного проекта «Содружество» происходит гармоничное, духовное, физическое, интеллектуальное,  разностороннее развитие ребёнка, нацеленного на идеал «хорошего», «доброго», «прекрасного». Происходит воспитание в ребёнке чувства самоценности, осознание и понимание нужности трудовой подготовки, уважение к труду людей. Почитание родителей, близких, знание родословной своих предков, воспитание любви к родному дому, малой Родине. У учащихся развивается интерес к народной культуре, эмоциональная отзывчивость на прекрасное и безобразное в окружающей действительности. Обогащается интеллектуальная, информационная сторона развития учащихся. Происходит приобщение детей к народной культуре. Формируется духовно-нравственное отношение к природе, обществу, себе.

Кадровый потенциал.

         Каждое структурное подразделение имеет свой педагогический коллектив.

  1. Интеллектуальное направление.

ФИО руководителей

Должность, звание

1

Шабалина Ольга Александровна, руководитель интеллектуального направления

Учитель начальных классов МБОУ гимназия №2, I квалификационной категории

2

Гребенюкова Наталья Владимировна.

Воспитатель группы продлённого дня высшей квалификационной категории

3

Орпанен Анжелика Валерьевна

Учитель английского языка МБОУ гимназия № 2 высшей квалификационной категории

4

Пашинина Яна Петровна

Учитель английского языка МБОУ гимназия № 2 высшей квалификационной категории

5

Симушина Светлана Вячеславовна

Учитель изобразительного искусства и художественного труда МБОУ гимназия № 2

6

Грязнов Владимир Сергеевич

Учитель физической культуры МБОУ гимназия № 2, I квалификационной категории.

7

Галина Галия Кадировна

Учитель музыки МБОУ гимназия № 2 высшей квалификационной категории

8

Шаталина Елена Александровна

Учитель информатики МБОУ гимназия № 2, I квалификационной категории

  1. Музыкальное направление (музыкальный фольклор)

ФИО руководителей

Должность, звание

1

Рассохацкая Оксана Викторовна, руководитель музыкального направления

преподаватель по классу фольклора, руководитель детского фольклорного ансамбля «Отрадушка», учитель высшей категории, кандидат культурологии

2

Шарафутдинов Руслан Маратович

преподаватель игры на народных инструментах, концертмейстер высшей категории

3

Моргунова Наталья Вячеславовна

преподаватель по классу о фортепиано, теоретик, учитель I квалификационной категории

4

Нарзяева Олеся Викторовна

Педагог дополнительного образования, кружок художественно- прикладного творчества «художественное ремесло»

5

Васильева Ольга Владимировна

преподаватель по классу фольклора, руководитель ансамбля русской народной песни «Ларец», учитель второй квалификационной категории

6

Камзин Алексей Николаевич

преподаватель игры на народных инструментах, концертмейстер высшей категории

  1. Театральное направление

ФИО руководителей

Должность, звание

1

Наумова Наталья Ивановна, руководитель театрального направления

художественный руководитель городского Драматического театра, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ

2

Михеева Алёна Георгиевна

преподаватели по театральным играм, сценическому мастерству, актриса городского Драматического театра

3

Шемяков Виталий Викторович

преподаватели по театральным играм, сценическому мастерству, актёр городского Драматического театра

  1. Спортивное направление

ФИО руководителей

Должность, звание

1

Креймер Игорь Александрович, руководитель спортивного отделения

директор городского Драматического театра, Вице-президент Федерации УШУ России, заслуженный тренер России, старший тренер сборной Югры по УШУ.

2

Назинкин Алексей Александрович

тренер по УШУ, чемпион мира и Европы, абсолютный чемпион России, мастер спорта России международного класса.

Уровень сотрудничества учреждений, входящих в социокультурный центр и результативность.

В рамках реализации проекта комплексного образования «Содружество» в 2009 г.  На базе 1а класса МОУ Гимназии №2 и фольклорного класса хорового отделения Детской музыкальной школы им. Ю.Д. Кузнецова г. Нижневартовска началась реализация авторской программы «Музыкальный фольклор Сибири», был создан детский  фольклорный ансамбль «Отрадушка».  С ноября 2010г. Коллектив был предан в МАОУ ЦДТ в рамках сотрудничества по проекту с Гимназией №2. Руководитель – кандидат культурологии, педагог Рассохацкая Оксана Викторовна.    Концертмейстер – лауреат международных и всероссийских конкурсов, педагог Шарафутдинов Руслан Маратович.

Также на базе 1 а класса МБОУ гимназия №2 был создан ещё один коллектив – ансамбль русской народной песни «Ларец». Руководитель Васильева Ольга Владимировна, концертмейстер Камзин Алексей Николаевич. Ансамбль русской народной песни «Ларец» занимается на базе музыкальной школы имени Кузнецова.

В марте 2011 года ансамбль «Ларец» принимал участие в зональном этапе Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского художественного творчества «Открытая Европа» в г. Нижневартовске и стал лауреатом I степени.

Ноябрь 2011 года – диплом участника Московского международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Открытая Европа» в г. Москва.

2012 год – диплом Iстепени в региональном конкурсе-фестивале молодых исполнителей народной песни «Вечёрки» г. Мегион.

Ансамбль русской народной песни «Ларец» является активным участником  гимназических и классных мероприятий: «Осенняя ярмарка», «День рождения гимназии», фестиваль «Дружбы народов», праздник «Здравствуй матушка весна»,галла-концерт «День рождения города».

          Фольклорный ансамбль «Отрадушка» занимается на базе гимназии и работает по программе возрождения и развития музыкально-поэтического фольклора русскоязычного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Основное направление – сохранение, возрождение традиционной русской культуры. Путем планомерного творческого процесса освоение участниками коллектива лучших образцов музыкального фольклора, дальнейшая его популяризация.

           На базе ансамбля работает творческая лаборатория, к каждому календарному празднику дети своими руками мастерят рождественские звезды, куклы-масленицы, расписывают пасхальные яйца и т.д., родители разрабатывают и шьют костюмы.

           В период 2011 года работа коллектива была направлена на подготовку и проведение мероприятий в рамках  Фольклорного театра. Одними из наиболее важных  событий были премьеры спектаклей «Снегурочка», «Год коловорот», «Сибирская вечерка», «Масленица», «Закликание весны» поставленных на основе этнографического и фольклорного материала различных регионов России. В постановке принимали участие участники старшего и младшего состава коллектива.

           Начиная с 2009 года в рамках проекта «Народный календарь» коллектив активно сотрудничает с Городским драматическим театром. Со сцены театра зрители увидели спектакль-реконструкцию календарного обряда – «В гости масленка пришла». Совместно с артистами приняли участие в музыкальном оформлении спектакля «Зимний лес полон чудес».

           В январе 2011 на базе Музея истории быта впервые в городе была проведена реконструкция праздника Масленица.

Коллектив принимает активное участие в мероприятиях гимназии: конференциях, олимпиадах, фестивалях, концертах.

27.04.2011. в ГДТ состоялся концерт «Земля русская», выпущен диск по итогам концерта в гимназии 07.04.2011.   В течение отчетного периода продолжалось сотрудничество с Музеем истории русского быта. Коллектив на базе Музея принял участие в мероприятиях различного уровня:

1.01.09. «День знаний в русской традиции»

28.10. «Капустинские посиделки»

13.01. «Святочный вечер»

24.02. «Масленица широкая»

Коллектив принимает активное участие в мероприятиях гимназии: конференциях, олимпиадах, фестивалях, концертах:

16.09. «Осенняя ярмарка»

22.09. «Золотая осень» - «Завивание капусты»

03.11. «День рождения гимназии»

10.11.Фестиваль «Дружбы народов»

13.12. Сольный концерт «Святочный вечер»

27.01. Неделя творчества «Город будущего»

02.03. Праздник «Здравствуй матушка весна»

06.03. Галла-концерт «День рождения города»

Коллектив является участником городских, окружных мероприятий. Знаковым событием стало участие ансамбля в гастрольной поездке с 10.-14.12, посвященной Дню рождения ХМАО-Югра в г.Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийский район. В рамках поездки ансамбль принял участие в 5 Всероссийском съезде «Дедов Морозов и Снегурочек», а также выступил с сольной концертной программой «Святочный вечер»:

11.12. Церемония открытия съезда «Дедов Морозов и Снегурочек»

11.12. сольный концерт в Детском доме «Радуга»

12.12. сольный концерт п.Горноправдинск

12.12. выступление в Долине ручьев  праздник «У костра»

13.12. сольный концерт МОСШ №2 г.Ханты-Мансийска

13.12. выступление на «Шоу Дедов Морозов»

За  2011 год  ансамбль и его солисты принимали активное участие в мероприятиях различного уровня, являются обладателем наград   фестивалей и конкурсов:

04.01.-14.01.2011

VII Международный конкурс-фестиваль

«Рождественская карусель» г. Сочи

Диплом лауреата 1 степени – старшая группа номинация народный вокал ансамбль;

Диплом лауреата 1 степени – младшая группа номинация народный вокал соло Ульянчик Арсений;

Диплом лауреата 2 степени – младшая группа номинация народный вокал соло Ольга Наумова;

Диплом лауреата 2 степени – средняя группа номинация народный вокал соло Попова Виктория;

Диплом лауреата 2 степени – младшая группа номинация фольклор соло Рассохацкая Мария;

Диплом лауреата 2 степени – младшая группа номинация фольклор соло Рассохацкая Наталья;

Диплом лауреата 3 степени – младшая группа номинация народный вокал соло Кучерявая Екатерина;

Диплом лауреата 1 степени – младшая группа номинация фольклор соло Попов Сергей.

24.03.-28.03.2011.

Vмеждународный фольклорный конкурс-фестиваль

 «Истоки» г.Барнаул

Гран-При –  средняя группа номинация фольклор ансамбли «Отрадушка»

Диплом лауреата 1 степени – старшая группа номинация фольклор соло Рассохацкая Наталья

Диплом лауреата 2 степени – средняя группа номинация фольклор соло Рассохацкая Мария

Диплом 1 степени – средняя группа номинация фольклор соло Попов Сергей

06.04.-30.04.2011

Городской фестиваль-конкурс «Самотлорские роднички»

Диплом лауреата 1 степени – 2 возрастная категория номинация народный вокал соло Рассохацкая Мария

Диплом лауреата 1 степени – 2 возрастная категория номинация народный вокал ансамбли «Отрадушка»

20.06-03.07.2011.

III Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Брызги талантов»  ВМЦ «Орленок» г. Туапсе

Гран-При –  средняя группа номинация фольклор ансамбли «Отрадушка»

За отчетный период в рамках участия в Международных конкурсах фольклорный ансамбль принял активное участие в мастер-классах известных деятелей культуры и искусства, педагогов в области традиционной культуры и фольклора:

30.06.2010 – Мастер класс по фольклорной хореографии центральной России, Туапсе;

02.07.2010 – Мастер класс заслуженного работника культуры Карелии Жиго В.П., музыкальная культура финно-угорских народов: игра на кантеле, народные финские песни, г. Туапсе;

10.01.2011 – Мастер класс славянского композитора, заслуженного деятеля искусств Белоруссии Э. Ханка, г. Сочи;

27.02.2011 – Мастер класс заслуженного деятеля искусств РФ, профессора, руководителя научного центра народной музыки, художественного руководителя фольклорного ансамбля при Московской консерватории имени П.И. Чайковского, Гиляровой Н.Н., г. Нижневартовск.

Творческая деятельность фольклорного ансамбля  периодически освещается в средствах массовой информации: газетах, местном телевидении, радиопередачах. Прошли репортажи о фольклорном ансамбле «Отрадушка» в телевизионных передачах городских компаний «Самотлор», «Сфера» и «Транзит». Информация о коллективе также  освещалась в местных газетах «Местное время», «Варта».

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Создателем и руководителем фольклорного ансамбля «Отрадушка» является Оксана Викторовна Рассохацкая.  Она работает по авторской  комплексной программе «Музыкальный фольклор Сибири», удостоенной Гран-При на окружном конкурсе методических работ среди учреждений дополнительного образования в 2006г.

Основная цель в работе с коллективом изучение этнокультурной специфики музыкального фольклора русскоязычного населения Сибири, этнической культуры региона истоки традиций, их сегодняшние особенности, пути органического вписывания традиций в общую культуру и ее обогащению, что способствует сохранению ценных элементов культурного наследия.

 Руководителем создана обширная библиотека нотного материала согласно возрастным особенностям участников коллектива; создана коллекция традиционных костюмов, собрана экспозиция предметов народных промыслов и быта,  фонотека народной музыки пользуется большим спросом музыкальных руководителей и педагогов образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования;  разработаны методические материалы и проведены мастер-классы  по темам: «Сценическая интерпретация фольклора», «Песенные традиции казаков», «Праздники народного календаря».

В качестве дидактического материала использует видеоматериалы (образцы музыкального, устного, декоративно-прикладного народного творчества, этнографией), разнообразный нотный материал, наглядности народных промыслов.

На базе МБОУ гимназия №2 в 2011-2012 учебном году открыт центр традиционной культуры, в котором собраны подлинные экспонаты народной культуры, привезенные  участниками ансамбля из творческих экспедиций.

Уровень разработки реализации проекта

Данный проект не финансируется.  Приобретение костюмов осуществляется за счет спонсорских средств родителей.

Примерная смета расходов предполагаемых затрат на  реализацию проекта «Содружество»

Наименование расходов

Сумма затрат, руб.

Витрины для Центра традиционной культуры: размещение экспонатов, наградного материала  

             18 000,00 х 3

Русские национальные костюмы: сарафаны, рубахи, штаны, кушаки, платки, обувь (женские, мужские)  

 20 000,00 х 24

Мебель в стиле русской избы: стол, лавки, комод, шкафы для хранения костюмов и утвари.

200 000,00

Диски DVD   (лицензионные)

500,00 х 10

Оргтехника: компьютер, принтер, сканер.

30 000,00

Музыкальный центр

10 000,00 х 1

Приобретение  расходных материалов (канцтовары)

10 000,00

ИТОГО

789 000,00

Тиражируемость  (перспективность применения проекта)

Данный проект был представлен на форуме «Образование – обществу» в марте 2012 года в городе Нижневартовске. Этот проект можно реализовать в любом образовательном учреждении при взаимодействии с внешкольными учреждениями в рамках социального партнерства.



Предварительный просмотр: