Русский язык

Кузнецова Марина Александровна

Урок русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка во 2 классе20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку

во 2 классе

по теме "Имя существительное"

учитель начальных классов

Кузнецова М.А.

2016 г

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе

Тема: Имя существительное. Обобщение.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Образовательная цель: обобщение знаний учащихся по теме

"Имя существительное

Задачи:

  • развивать умение высказывать свое мнение и выражать свои эмоции;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • развивать умение извлекать информацию из схематической информации, правил; представлять информацию в виде таблицы -опоры; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.
  • развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами заданий; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную личностную рефлексию.
  • развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре. развивать устную и письменную речь учащихся.
  • развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;
  • создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать любовь к животным.

Ход урока

І Стадия Вызова

1. Приветствие гостей

-Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Мы начинаем наш урок русского языка во 2 классе.( слайд №1)

- Сегодня у нас на уроке присутствуют гости.

- Поздоровайтесь с гостями, ребята (учащиеся поворачиваются к гостям лицом и приветствуют гостей)

Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие, Захотели вновь прийти.

2. Коррекция настроения

Погладьте себя по голове

Обнимите себя

Пожмите соседу руку

Улыбнитесь друг другу

-Надеюсь, ваше настроение улучшилось?

-Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

2. Актуализация опорных знаний.

1) Психологический настрой. Создание коллаборативной среды.

-Девизом нашего урока сегодня будет следующая пословица. Начнём с её проговаривания: Дерево держится корнями, а человек друзьями (Слайд №2)

- Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?

- Нам предстоит много работать на уроке. Работать вы будете в паре. И без дружбы и взаимопомощи, конечно, не обойтись. Поэтому вам....

1.Нужно иметь зоркий глаз

2. Уметь слушать и слышать друг друга

2) Минутка чистописания

-Начнём мы наш урок с минутки чистописания (слайд №3)

- Отгадайте букву, которую мы сегодня будем писать. Ключ к отгадке зашифрован в задании. Прочитай слова и подбери к ним слова противоположные по смыслу.

короткий - ....(длинный)

враг - ...(друг)

ночь - ...(день)

злая - ....(добрая)

-Какую букву мы будем писать? Объясните свой выбор.

-Верно! Сегодня мы будем писать заглавную и строчную букву Дд. (показ на доске)

-Поставьте точку под той буква, которая у вас получилась лучше всего. (самооценка)

3) Словарная работа. (слайд №4)

-Какие звуки обозначает эта буква? Какие они?

-Я подобрала несколько слов, которые начинаются на эту букву

Девочка, дружить, деревня, дятел, дорога,

-Прочитайте их и найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (дружить - обозначает действие, отвечает на вопрос что делать?)

-Оценить свою работу на уроке вы сможете с помощью Светофора. Познакомьтесь с опорой, которая расскажет вам, что обозначает каждый цвет. (на доске)

Справился! зелёный

Всё отлично!

Сомневаюсь! жёлтый

Есть вопросы!

Не справился! красный

Было трудно!

-На столах у вас лежат соответствующие смайлы: красный, жёлтый и зелёный.

-Выписываем все остальные слова, ставим ударение и подчёркиваем непроверяемые безударные гласные.

Самопроверка ( слайд №4)

4) Постановка учебной задачи и критериев успеха

Звучит звук сообщения sos.( слайд №5)

-Что это за странный звук? Что случилось?

- К нам сегодня поступило срочное сообщение!

Давайте его прочитаем.( один из учащихся читает его на слайде)

-Внимание! Внимание!

Потерялась часть речи!

Просим помощи!

Царство Морфологии

- Что будем делать?( искать)

- С чего начнём поиск? ( со сбора информации)

-Какую информацию нам необходимо выяснить?

1. Как называется часть речи ? ( слайд №6)

2. На какие вопросы отвечает?

3. Что обозначает?

4.Какие имеет постоянные признаки ?

5. Как изменятся? Непостоянные признаки.

5) Постановка учебной цели

-Какова же наша конечная цель? ( ответы детей)

- Наша цель: найти часть речи и собрать информацию о ней ( слайд №7)

6) Введение в замысел урока

-А как называют тех людей, которые ищут, какой либо предмет или кого-то, добывая информацию? (ответы учащихся)

-Мы будем сегодня следопытами. А кто такие следопыты?

- Я попросила ученицу нашего класса заглянуть в толковый словарь и узнать значение этого слова

"Словарь Ожегова говорит о том, что слово следопыт имеет два значения:

1.Следопыт — охотник, выслеживающий зверя по следам 

2. Следопыт — человек, который собирает материалы о былых исторических событиях, об исторических лицах 

-Как вы думаете, какое значение слово больше подходит нам?

- Ну, полученную информацию нужно куда, то записывать!

- У вас на партах лежат Листы по сбору информации в виде таблицы. В эту таблицу вы и будете записать полученную информацию об этой части речи.

Ну, что же нам пора в путь, юные следопыты! Время не ждёт!

ІІ Стадия Осмысления

1. "Островок прошлого"

- Часть речи, которую мы сегодня должны найти появилась очень давно, поэтому чтобы собрать информацию о ней нам нужно заглянуть в прошлое. (картинка первобытных людей) (слайд №8)

У вас на жёлтых карточках записаны слова в столбиках. Как вы думаете, какое слово в каждом столбике появилась у древних людей раньше, чем другие? Подчеркните его.

Карточка №1

зверь

звериный

озверел

рыбачить

рыба

рыбная

огненный

огнемёт

огонь

- А почему вы выбрали эти слова?

-Конечно, человек сначала придумал имя каждому предмету.

- А на какие вопросы отвечают эти слова? (кто? что?)

-Можете ли вы назвать имя этой части речи?

- Конечно это ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Оцените свою работу, используя сигнальные смайлы светофора.

Какую же информацию мы занесем в лист сбора информации?

2. Долина "Окружающий мир"( слайд №9)

-Первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления.

Чтобы собрать новую информацию об имени существительном мы отправимся с вами в долину " Окружающий мир"

- Какие предметы относятся к окружающему миру?) предметы природы и предметы сделанные руками человека)

-Рассмотрите картинки на слайде. Распределите эти слова на два столбика и запишите в тетрадь.(Корова, тюльпан, снег, учитель, бабочка, линейка, змея, берёза) - слайд

Какие получились у вас слова в каждом столбике?

По какому признаку вы их делили? Объясните свой выбор.

Самопроверка ( на слайде появляются правильные ответы) - слайд

Самооценивае - Светофор

Как называются слова каждой группы?

- Одушевлённые и неодушевлённые - постоянные признаки имён существительных.

-Запишите эту инфорамацию в таблицу

3. Страна "Мультяшкино"( слайд №10)

А теперь мы отправляемся в одну из самых любих мест всех детей в страну "Мультяшкино"

-Посмотрите сюжет из одного мультфильма.

- Как называется этот мульфильм? ( Трое из Простоквашино) слайд №11

Вы помните всех его героев? Вот сейчас мы это проверим.

Возьмите оранжевую карточку. Вспомни, как звали героев этого мульфильма и найди соответствия

кот Шарик

пёс Мурка

корова Матроскин

почтальон Дядя Фёдор

мальчик Печкин

-Проверим, правильно ли вы справились с заданием. Самопроверка. Самооценивание слайд 11

-Чем различаются по написанию слова первого и второго столбика?

- Почему слова во 2 столбике написаны с большой буквы?

- Какие ещё слова называются именами собственными? Как называются остальные слова? (нарицательными)

-Собственные и нарицательные - тоже постоянные признаки имён существительных.

- Запишите эту информацию в таблицу.

4. Физминутка "У жирафа пятна, пятна"слайд №12

5. Тайны русского языка

-Движемся дальше мои следопыты. Следующая страница "Тайны русского языка" слайд №13

- Подбери к слову Родина однокоренные слова: родители, родня, родственники, природа, народ. Какой у них корень?

-Одним из самых главных славянских богов являлся Род. Именно он указал людям, что их главная задача на земле - продолжение рода

- О каком постоянном признаке пойдёт речь? (о роде)

- Сколько родов у имени существительного? Назови их.

- Какие существуют способы определения рода?

Возьмите белую карточку и определите род имён существительных

Работа по перфокарте

Карточка №3

Определи род имён существительных.

слова

м.р.

ж.р.

ср.р

молоко

земля

портфель

мышь

ягода

солнце

рожь

мороз

- Какие слова вы отнесли к мужскому роду и почему?

- Какие слова вы отнесли к женскому роду и почему?

- Какие слова вы отнесли к среднему роду и почему?

- Назовите существительные, оканчивающиеся на шипящую. Почему в конце этих существительных нужен мягкий знак?

Самопроверка. Оценивание слайд № 14

Какую информацию мы запишем в наш лист? Запишите её в таблицу( бывают ж.р., м.р., и ср, р.)

7. Солнечный городок

-Ну а сейчас мы отправляемся на последнюю станцию нашего путешествия "Солнечный городок" слайд №15

-Кто жил в Солнечном городке? Назови главного героя этого городка, вокруг которого крутятся все события? Незнайка считал что грамотно писать можно научиться очень легко и быстро. Знайка решил его проверить, и дал ему задание: Составить предложения из слов. Вот эти слова. слайд 15

Составь предложения из слов. Запиши их в тетрадь Выдели окончание в том слове, где его необходимо было изменить.

1.Росли, в, душистые, ландыш, лесу.

2. Соловьи, звонкую, песню, пел, свою.

- Помоги Незнайке собрать предложения

- Что называется предложением?

-Какая часть слова помогает связывать слова в предложении?

-Когда будете составлять предложения, будьте внимательны! В каждом из них есть слово, в котором нужно изменить окончание - иначе предложение будет нарушена связь.

-Составление предложения. И запишите одно из них в тетрадь.

Самопроверка. слайд 15

-В каком слове вы изменили окончание? Сравни слово в задании и в записанном предложении Как изменилось слово, когда вы поменяли окончание? ( по числам)

Самооценивание.

Какой можно сделать вывод об имени существительном?( изменяется по числам, т.е. может стоять в ед.ч. и во мн. ч.)

-Какую информацию мы запишем в лист сбор информации?

- Запиши в таблицу эту информацию.

ІІІ Стадия Рефлексии

1. Возвращение к поставленной цели и критериям успеха.

-Ну, что же, юные следопыты, наше путешествие подошло к концу. Давайте вернёмся к поставленной цели и выясним, достигли ли мы её?

-Какова была наша цель?( наша цель: найти часть речи и собрать информацию о ней)

- Какую информацию вы собрали?

Учащиеся озвучивают полученную информацию.(слайд №16)

2."Гора успеха"- самооценка деятельности ( на доске прикреплён постер горы)

- Сегодня мы много потрудились, чтобы собрать информацию. Преодолевали различные трудности. Это я думаю можно сравнить с поднятием на высокую гору.

-Перед вами Гора успеха. Вам необходимо прикрепить стикеры.

Вершина горы - Всё отлично! У меня всё получилось! (на доске опора)

Склон горы - Было нетрудно. Но есть вопросы. Нужно поработать!

Подножия горы - Было много трудностей. Но постараюсь их преодолеть!

ІV Домашнее задание( ученик группыА,В,С)

1. Сочинить синквейн по теме урока.

2. Задание по карточке.

3. Упражнение в учебнике

Спасибо, дети за урок,

Надеюсь, он пошёл вам впрок!

Всем гостям спасибо за внимание!

До новых встреч!

 « Письмо из Простоквашино».

Учитель достает из саквояжа письмо, читает:

Дорогие ребята!

Пишет вам почтальон Печкин. Я на пенсии, да что- то скучно стало. Занимаюсь самообразованием. Помогите, пожалуйста, решить трудную задачу. Почему пишутся по- разному одни и те же слова?

Заранее вам благодарен и желаю хороших отметок.

Почтальон Печкин.

- Учитель достает из саквояжа задание. На доске пары слов:

Надежда – надежда

Шарик – шарик

Родина – родина

1. Орг.момент. Психологический настрой на урок. 

Учитесь с улыбкой, 

Шутите, учась! 

Любая ошибка 

Исчезнет, боясь 

Весёлой науки 

И радостных глаз. 

Учитесь без скуки- 

Как мы! В добрый час! 

2. Помогите Рассеянному расставить кавычки. 

Дом отдыха Турист, пёс Шарик, газета Призыв, господин Иванов, сказка Спящая царевна, математик Ильин, духи Москва, город Москва, автомобиль Москвич, гора Алатау, журнал Мурзилка.

3. Игра «Путаница»

Река Лондон 

Город «Ассорти» 

Фирма Иртыш 

Конфеты «Атамекен» 

Автомобиль Алатау 

Горы «Ниссан» 

Сироп «Одноклассники» 

Сайт «Лазолван» 

5. Приём «Копилка знаний». 

Придумать предложения со словами: Серёжка—серёжка, малыш—Малыш, Светлана—«Светлана», Рыбаков—у рыбаков, Поля—возле поля, сказки—«Сказки». Почему одни и те же слова пишутся по-разному?
Что сегодня вы должны сложить в копилку знаний?

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней,

(показать «силу»)

Здоровей и веселей!