5.Материалы по организации предметно-развивающей среды

1.Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС ДОО

2. Организация и наполнение развивающей предметно - пространственной среды в средней группе.

3. Требования СанПиН к размещению оборудования в помещениях ДОО;

Скачать:


Предварительный просмотр:

департамент образования администрации Владимирской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«МУРОМСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ»

Тема: « Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС ДО»

Выполнила:

Казакова Мария

Студентка 3 курса

 Специальность:

44.02.01 (050144) Дошкольное образование

2017 год

Предметно-пространственная среда – это естесственная комфортабельная обстановка рационально-организованная в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами

Нормативно-правовые документы Концепция содержания непрерывного образования. Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерством образования РФ 17.06.2003 Сан ПиН . Сан ПиН 4.1.3049-13 « Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО от 15.05.2013. Психолого-педагогические требования Минобрнауки России. Письмо Минобрнауки России № 61/1912 от 17.05.1995. Методические указания « О психолого-педагогической ценности игр и игрушек».

Требования безопасности. ГОСТ 25779 – 90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля». ГОСТР51555-99 «Игрушки». Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства». ФГОС ДО. ФЗ №1155 от 17.10.2013. Закон « Об образовании». №273 – ФЗ от 29.12.2013 ФЗ № 185 от 02.07.2013

Требования к развивающей предметно –пространственной среде Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых; двигательную активность детей; возможность для уединения (п. 3.3.2 ФГОС ДО); реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей (п. 3.3.3 ФГОС ДО)

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

-содержательно-насыщенной ;

-полифункциональной;

-трансформируемой;

-вариативной;

-доступной ;

-безопасной (п. 3.3.4 ФГОС ДО)

Развивающая предметно-пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей:

1.Социально-коммуникативное развитие;

2.Познавательно развитие;

3.Речевое развитие;

4.Художественно-эстетическое развитие;

5.Физическое развитие

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности: в младенческом возрасте (2 мес. — 1 год):

Непосредственное эмоциональное общение со взрослым;

Манипулирование с предметами;

Познавательно-исследовательская деятельность;

Восприятие музыки, детских песен и стихов;

Двигательная активность и тактильно-двигательные игры

В раннем возрасте ( 1 год – 3 года): Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; Экспериментирование с материалами и веществами; Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями; Восприятие смысла музыки, сказок и стихов; Двигательная активность; Рассматривание картинок;

В дошкольном возрасте (3 года- 8 лет): Игровая; Познавательно-исследовательская; Самообслуживание и элементарный бытовой труд; Изобразительная (рисование лепка, аппликация) Двигательная Коммуникативная; Восприятие художественной литературы и фольклора; Конструирование из разного материала; Музыкальная;

Насыщенность среды должна соответствовать: возрастным возможностям детей; содержанию Программы Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами. Насыщенность среды обеспечивает: — игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей

Трансформируемость пространства Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

Полифункциональность материалов Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности

Вариативность Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей

Доступность — свободный доступ детей, в том числе с Доступность для воспитанников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; — исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность Соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды в средней группе

Слайд 2

Сенсорное, математическое развитие Материалы по сенсорному развитию: коробочки-вкладыши, плоскостные сенсорные эталоны, геометрические головоломки, настенные панно для обогащения сенсорных представлений, развития мелкой моторики, мягкие пазлы , шнуровки, настольно-печатные игры, логические блоки Дьенеша , геометрические головоломки на фланелеграфе « Танграм », игры: «Составь картинку», «Волшебный круг», счетные палочки Кюизенера с комплектом дидактических картинок, игры типа лото, домино, мозаика.

Слайд 3

Творческая мастерская 1. Краски: гуашевые , пальчиковые, акварельные; цветные восковые мелки; цветные карандаши, кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; 2. бумага : разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; 3. раскраски , наличие места на стене для творчества детей; 4.поролоновые губки-штампы, штампы-печати, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; 5. иллюстрации сказок, репродукции, предметы росписи народных промыслов (дымковская игрушка, архангельские птицы из щепы, жостовские подносы, кружево вологодское, городецкие доски), репродукции живописи (пейзажи, натюрморт); 6. цветные мелки для рисования на асфальте

Слайд 4

Игровая 1. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: куклы, кукольные мебель и одежда, коляски для кукол, разнообразные резиновые игрушки; 2. А трибуты для сюжетно-ролевых игр: «Больница», «Магазин игрушек», «Морское плавание», «ПДЦ», «Парик­махерская», «Семья »; 3.машинки разных размеров, кубики, раз­личный строительный материал для создания построек

Слайд 5

Физкультурный уголок Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс

Слайд 6

Театрализованная 1. Ширма , настольный театр: плоскостной, конусный, театр игрушек; 2. атрибуты перчаточного театра, пальчиковый театр, деятельность, театр на фланелеграфе ; 3. декорации ; 4. элементы костюмов для литература персонажей (маски, юбки, платочки, парики и др.), домашний театр, театр предметов; 5. полка с книгами (по 5—6 прочитан­ных и 1—2 новые). Все материалы периодически обновляют­ся, в литературном уголке репродукции иллюстраций В. Сутеева , Ю. Васнецова, Е. Чарушина

Слайд 7

Уголок экспериментирования 1. специально оборудованный столик для экспериментирования с атрибутами: весы, мерные емкости для воды и сыпучих материалов; 2. природный материал: шишки, каштаны; 3. одинаковые емкости с материалом для экспериментов: мука, песок, крупа, кусочки различных по фактуре тканей, маленькие емкости для изготовления цветного льда, глина, инструменты для выдувания мыльных пузырей, материал для игр с зеркалом, звуками, светом

Слайд 8

Конструирование Крупный строительный пластмассовый материал, мелкий деревянный для создания построек, конструкторы типа « Лего », кубики большие и малые, индивидуальные наборы строитель­ного материала, пластины из толстого картона, тонкой фанеры различные по конфигурации (квадратные, круглые, много­угольные и т.д.) для перекрытий в постройках детей

Слайд 9

Используемая литература: https://yandex.ru/images/search?text= уголок%20экспериментирования%20в%20средней%20группе& img_url =https%3A%2F%2Fshutilova-nfdou42.edumsko.ru%2Fuploads%2F6000%2F23836%2Fsection%2F604520%2FIMG_20161207_075937.jpg&pos=1&rpt= simage https://yandex.ru/images/search?text= блоки%20дьенеша& img_url =https%3A%2F%2Fotvet.imgsmail.ru%2Fdownload%2F215871477_2c44b7ff20379bc5e71473a09924348a_800.jpg&pos=2&rpt= simage https://yandex.ru/images/search?text= мягкие%20пазлы& img_url =https%3A%2F%2Fold.prodalit.ru%2Fimages%2F905000%2F901668.jpg&pos=2&rpt= simage https://yandex.ru/images/search?text= гуашь& img_url =https%3A%2F%2F2.s7.arpaddr.com%2F2%2F35%2F24%2F855116224110789776%2Ffullsize.jpg&pos=15&rpt= simage https://nsportal.ru/user/866483/page/5-materialy-po-organizatsii-predmetno-razvivayushchey-sredy https://yandex.ru/images/search?text= игра%20парикмахер%20для%20детей https://nsportal.ru/user/835115/page/7-pedagogicheskie-razrabotki https:// nsportal.ru/user/835115/page/5-materialy-po-organizatsii-predmetno-razvivayushchey-sredy


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Требования СанПиН к размещению оборудования в помещениях ДОУ

Слайд 2

6.1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской мебели для сидения и столов должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальными стандартами. Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность. Помещения дошкольных образовательных организаций (групп) компенсирующего вида оборудуются в зависимости от осуществления квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Слайд 3

6.2. Раздевальные оборудуются шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудуются индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждая индивидуальная ячейка маркируется. В раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей. В тамбурах вновь строящихся объектов дошкольных образовательных организаций допускается установка стеллажей для игрушек, используемых на прогулке. 6.3. Для осмотра и переодевания (пеленания) детей младенческого и раннего возраста помещение раздевальной (приемной) оборудуются пеленальными столами, стульями, раковиной для мытья рук, шкафом для одежды матерей. Место для грудного кормления детей оборудуется столом и стулом.

Слайд 4

6.4. В групповых для детей раннего возраста рекомендуется устанавливать в светлой части помещения групповой манеж размером 6,0 х 5,0 м с высотой ограждения - 0,4 м, длинной стороной параллельно окнам и на расстоянии от них не менее 1,0 м. Для ползания детей на полу выделяют место, ограниченное барьером. Рекомендуется устанавливать горки с лесенкой высотой не более 0,8 м и длиной ската - 0,9 м, мостики длиной 1,5 м и шириной 0,4 м с перилами высотой 0,45 м. Вблизи буфетной рекомендуется устанавливать пеленальные столы и специальные столики с выдвижными креслами для кормления детей 8-12 месяцев. Возле пеленального стола устанавливается бак с крышкой для грязного белья. 6.5. В групповых для детей 1,5 года и старше столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

Слайд 5

6.7. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств. 6.8. Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет и антибликовое или матовое покрытие. 6.9. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением. 6.10. В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий. 6.11. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.

Слайд 6

6.12. Во вновь строящихся дошкольных образовательных организациях в составе групповых должны быть предусмотрены отдельные спальные помещения. Спальни оборудуются стационарными кроватями. При проектировании групповой допускается предусматривать наличие раздвижной (трансформируемой) перегородки для выделения спальных мест (спальни), которые оборудуются раскладными кроватями с жестким ложем или на трансформируемыми (выдвижными, выкатными ) одно - трехуровневыми кроватями. 6.13. В существующих дошкольных образовательных организациях при отсутствии спален по проекту или недостаточной площади имеющихся спальных помещений допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных ) одно - трехуровневых кроватях. При использовании раскладных кроватей в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья. Кровати должны соответствовать росту детей. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами. 6.14. В существующих дошкольных образовательных организациях допускается использование спальных помещений, предусмотренных проектом, в качестве групповых или кабинетов для дополнительного образования. 6.15. Дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Следует иметь не менее 3 комплектов постельного белья и полотенец, 2 комплектов наматрасников из расчета на 1 ребенка. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.

Слайд 7

6.16. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне размещаются детские умывальники и душевой поддон. 6.16.1. Туалетную для детей раннего возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы. 6.16.2. В туалетной младшей дошкольной и средней группы в умывальной зоне устанавливаются 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза.

Слайд 8

6.16.3. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливаются умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальная раковина для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы рекомендуется устанавливать в закрывающихся кабинах, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м. При проектировании и реконструкции дошкольных образовательных организаций в сельской местности оборудование туалетной и умывальной зон допускается определять заданием на проектирование. 6.16.4. При проектировании и реконструкции дошкольных образовательных организаций в старших и подготовительных группах предусматриваются раздельные туалетные комнаты (кабинки) для мальчиков и девочек. 6.17. При круглосуточном пребывании детей рекомендуется оборудовать ванные комнаты для помывки детей, оборудованные душевыми кабинами (ваннами, поддонами с подводкой горячей и холодной воды со смесителем). 6.18. Умывальники рекомендуется устанавливать: - на высоту от пола до борта прибора - 0,4 м для детей младшего дошкольного возраста; - на высоту от пола до борта - 0,5 м для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Слайд 9

6.19. Унитазы оборудуются детскими сидениями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами. 6.20. Для персонала дошкольного учреждения рекомендуется организовать отдельную санитарную комнату на каждом этаже здания дошкольной образовательной организации с унитазом и умывальником. 6.21. В туалетных помещениях (рядом с умывальниками или напротив них) устанавливаются вешалки для детских полотенец (отдельно для рук и для ног) по списочному составу детей, хозяйственный шкаф и шкаф для уборочного инвентаря. Допускается использование одноразовых полотенец для рук в туалетных для детей. Допускается устанавливать шкафы для уборочного инвентаря вне туалетных комнат .

Слайд 10

Список используемой литературы: http://docs.cntd.ru/document/499023522 http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70314724/#ixzz4XqI53I41 http://centromebel.com/img/images/kinder/10.jpg http://bigpo.ru/potra/ Публичный+доклад+деятельности+муниципального+дошкольного+образовательного+учреждения+Центра+развития+ребенка+–+ детского+сада +№88+«Улыбка» a/277519_html_4435a010.jpg https:// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=17b64a769c6841a7fdd8dbbaacb507f6&n=33&h=295&w=295 https:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=44f8fdfe1310ef54e5984b9a1f9b3b69&n=33&h=295&w=467 https:// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=6626a671d37a305a4152064f87b73f96&n=33&h=295&w=382 https:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c21f82c10ce7ee530e519af0f696a4d7&n=33&h=295&w=443 https:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b6a27299525ce1d7a804b09849db5bcd&n=33&h=295&w=451 http:// klimatok.com.ua/images/detskie-sanuzly.jpg https:// im1-tub-ru.yandex.net/i?id=9d93b9b4f10fc75c1c7450c01d48608e&n=33&h=295&w=394 https:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=fd6cbc1b2b77f57d50cd8d78eae09c55&n=33&h=295&w=394