Деятельностный подход на уроках физики

Елена Дмитриевна Мельник

Применение деятельностного подхода на уроках физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon открытый урок на основе деятельностного подхода "Поверхностное натяжение жидкости"68.5 КБ
Microsoft Office document icon открытый урок на основе деятельностного подхода "Интерференция и дифракция света"1.42 МБ
Microsoft Office document icon Приложение у уроку "Интерференция и дифракция света"1.37 МБ
Microsoft Office document icon Исследовательские задания29.5 КБ
Microsoft Office document icon Экспериментальное задание для 8 класса "Изготовление волосного гигрометра"91 КБ
Microsoft Office document icon Рекомендации для выращивания кристаллов в домашних условиях. 10 класс.42.5 КБ
Microsoft Office document icon открытый урок в 8 классе с позиции деятельностного подхода. Тема: "Носители электрического заряда. Проводники и диэлектрики"54 КБ
Microsoft Office document icon открытый урок-конференция Тема: Производство и передача электроэнергии. Различные типы электростанций.86 КБ
Microsoft Office document icon открытый урок Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.946.5 КБ
Microsoft Office document icon Домашняя лабораторная работа "Сравнение количества теплоты"41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, 10а! Сегодня я хочу продемонстрировать вам опыт:

Опыт № 1 «Игла на поверхности воды»

Оборудование: Для этого опыта нам потребуется пинцет, иголка, стакан, вода.

Что делаем?

Наполняем стакан до краев водой. Пинцетом берем аккуратно иглу и очень осторожно положим на поверхность воды.

Что наблюдаем?

Игла лежит на поверхности воды, а не тонет.

Как объяснить?

Так происходит потому, что молекулы воды образуют пленку, способную выдержать вес легкого тела. Это явление называется поверхностным натяжением.

Подобный пример мы можем наблюдать в жизни,  летом6 жук-водомерка и ему подобные насекомые, живущие у прудов, имеют длинные ножки, покрытые волосками. Эти насекомые пользуются поверхностным натяжением, чтобы бегать по воде в поисках пищи. Поверхностная пленка прогибается под их тяжестью, но она достаточно прочна, чтобы выдержать их вес и не лопнуть.

В нашем опыте, когда ты наполнишь стакан до краев, присмотрись поближе к поверхности воды: если вода готова перелиться через кромку стакана, то её поверхность выпукла. Поверхностное натяжение стремиться заключить воду как бы в мешочек. Если воды совсем мало, то поверхностное натяжение придает её форму шара – капли.

Опыт № 2

«Лодка с мыльным двигателем»

Оборудование: тазик или раковина, кусочек картонки, ножницы, жидкое мыло, вода.

Что делаем?

Наполняем тазик, раковину водой, вырезаем из картонки треугольную лодочку. Когда вода в тазике успокоится, положи лодочку в угол тазика, острым углом по направлению к центру. Намочим палец жидким мылом и опусти в воду за лодочкой.

Что наблюдаем?

Лодочка начинает двигаться к противоположному краю тазика.

Как объяснить?

В начале нашего опыта лодочка стоит неподвижно, так как  поверхностное натяжение держит её со всех сторон с одинаковой силой. Мыло уменьшает натяжение за лодочкой, и она движется в сторону, где сила натяжения сильнее. Для повторения опыта воду в тазике надо заменить.

МАОУ СОШ № 40 гУлан-Удэ

Дата: 27.11.14

Класс: 10а

Урок: физика

Учитель: Дудина Е.Д.

           План урока

  1. Запись  Д/З  № 19.27  № 20.37  № 20.42
  2. Проверка Д/З
  3. Изучение новой темы.
  4. Рефлексия. Закрепление новой темы

            Вопросы:

  1. Что такое плавление? Что такое кристаллизация?
  2. Какой пар называют насыщенным?
  3. Формула для расчета влажности воздуха. Прибор для измерения влажности. Принцип работы.

Переходим ко второму этапу урока – изучение новой темы.

Тему урока я не сообщаю. Проделав опыт, вы должны будете сформулировать тему урока сами.

        Инструктаж:

Перед началом выполнения опыта не забывайте о правилах работы с приборами: спичками в глаза не тыкать, с  бутылками и жидкостями быть осторожными, не проливать. Каркас не опускать в разные растворы – иначе опыт не получится. Строго следовать инструкциям.

Давайте обратимся к технологической карте по выполнению опыта.

Технологическая карта

Опыт № 1  «Опыт с каркасами и мыльными пленками»

Оборудование

Что делаем?

Что наблюдаем?

Как объяснить?

  1. Сосуд с мыльным раствором.
  2. Каркас с нитью для получения мыльных пленок.

1. Взять каркас за рукоятку.

Опустить в мыльный раствор для получения мыльной пленки. Вынуть каркас из раствора.

2. По любую сторону от нитки проткнуть пленку карандашом.

Прорвав пленку с одной стороны от нитки, мы видим, как другая часть пленки сократится и натянет нитку.

На поверхности жидкости действуют силы поверхностного натяжения, которые и натягивают нить.

Значит тема нашего урока – «Поверхностное натяжение жидкости»

Работа с учебником. Откройте страницу 222. Давайте рассмотрим рис № 30.7

Молекула А на поверхности жидкости, молекула В внутри жидкости.

Молекула В окружена другими молекулами, притягивающими её со всех сторон. Если в какой-нибудь момент времени соседние молекулы тянут молекулу В вправо, то через ничтожный промежуток времени те же молекулы расположатся немного иначе и будут тянуть молекулу В уже влево. Поэтому молекула В движется то в одну, то в другую сторону, и нет никакого направления, в котором бы молекула В двигалась преимущественно. Совсем в другом положении находится молекула А. Со стороны жидкости её притягивают много молекул, а со стороны воздуха очень мало. В результате молекула А стремится уйти внутрь жидкости. Это и проявляется как стремление жидкости уменьшить свою свободную поверхность.

На доске                                           Конспект

Отношение силы, действующей вдоль поверхности на участок границы жидкости к длине этого участка называется поверхностным натяжением.

М _ _ _ _ L_ _ _ _ _ _ _  N                      MN - граница поверхности жидкости

                                                                 L  - длина границы участка

                                                                  F - сила, действующая на этот участок

                    F                                        

        δ =   F      Н

                                                                       L      м

                                                               δ =   Е      Дж

                                                                        S       м2 

Ребята, скажите, пожалуйста, а какие примеры вы можете привести из живой природы на пример наблюдения поверхностного натяжения жидкостей?

Значения поверхностного натяжения некоторых жидкостей

Вода чистая         0,075 Н/м

Раствор мыла      0,040 Н/м

Спирт этиловый 0,022 Н/м

Ртуть                    0,470 Н/м

Железо расплавленное 0,450 Н/м

Посмотрите внимательно на эти значения. Давайте сравним значения для чистой воды и мыльного раствора.  А теперь вам предлагаю проделать второй опыт.

Опыт № 2  «Спички на поверхности воды»

Оборудование

Что делаем?

Что наблюдаем?

Как объяснить?

  1. Блюдце с чистой водой.
  2. Спички
  3. Мыльный раствор «FAIRY»
  1. Очень аккуратно располагаем на поверхности воды спички в форме квадрата.
  2. Внутрь квадрата капнуть капельку мыльного раствора

Капнув внутрь квадрата мыльный раствор мы наблюдаем, что спички расплываются, увеличивая площадь квадрата, будто что-то их выталкивает к краям посуды.

В начале нашего опыта спички неподвижны, так как  поверхностное натяжение держит их со всех сторон с одинаковой силой.

 Мыло уменьшает натяжение внутри квадрата  и они движутся в сторону, где сила натяжения сильнее.

Мыло расплывается, а вода стягивается.

Для повторения опыта воду в тазике надо заменить.

Моющее действие мыла.

Всем хорошо известно, что без мыла бывает трудно отмыть руки. Почему мыльный раствор помогает отмыть загрязнения? Молекулы мыла обладают особым строением: они состоят из активной части и хвоста. Активная часть сильно взаимодействует с водой, а углеводородный хвост слабо взаимодействует с водой. При отмывании загрязненной поверхности мыльным раствором молекулы мыла концентрируются (адсорбируются) на отмываемой поверхности и оказываются ориентированными активными концами к воде. В этом случае поверхность тела лучше смачивается водой. Вода растекается по поверхности, вытесняя с неё частицы грязи.

Теперь переходим ко второму вопросу нашей темы: «Собственная форма жидкости».

В земных условиях мы привыкли, что жидкость принимает форму того сосуда, в который его наливают. Но данная форма не является собственной формой жидкости.

Как вы думаете, а какая у жидкости собственная форма?

Собственная форма жидкости – шар. Примеры:

1. Утром роса на траве

2. Случайно разлитая ртуть

3. В космосе, в состоянии невесомости.

4. Капли воды на парафине

5. Мыльный пузырь

Почему собственная форма  - шар? Из геометрии известно, что если взять тела равного объема, то минимальную форму будет иметь шар.

Жидкость принимает форму, при которой площадь её поверхности становится минимальной.

А теперь давайте проделаем опыт № 3

Опыт № 3  «Собственная форма жидкости»

Оборудование

Что делаем?

Что наблюдаем?

Как объяснить?

  1. Сосуд с растительным маслом
  2. Йод
  3. Фурацилин
  4. Пипетка
  1. Набрать в пипетку раствор фурацилина. Опустить пипетку на глубину и резко выдавить раствор, убрать пипетку.
  2. Набрать в пипетку йод. Опустить пипетку на глубину, выдавить йод.

Фурацилин, йод плавают в виде крупной капли, почти шаровой формы.

Плотности жидкости должны быть равные. Гидростатическое давление внутри капли уравновешивается таким же давлением со стороны растительного масла. Поэтому такая опора оказывает очень малое почти слабое влияние на форму капли.

А сейчас переходим к 3 этапу урока – закрепление новой темы.

Просмотр видеоролика «Поверхностное натяжение». Видеоролик подготовлен самими учащимися.

Тест «Поверхностное натяжение жидкости»

А1  Поверхностное натяжение жидкости объясняется

  1. растеканием молекул по всей площади
  2. притяжением молекул по всей площади
  3. стремлением молекул занять минимальную площадь поверхности
  4. стремлением молекул занять всю площадь поверхности

А2  Поверхностное натяжение жидкости обозначается 

     1. L  

     2. δ

     3. S

     4. F

А3  Единица измерения поверхностного натяжения жидкости

      1. м/Н

      2. Н

      3. Дж/м

      4. Н/м

А4   Формула для расчета поверхностного натяжения жидкости

  1. F=δˑS
  2. δ=F:L
  3. E=S:F
  4. E=F:δ

А5  Рассчитайте силу поверхностного натяжения воды, действующей на участке  длиной  10см.

  1. 0,0075 Н
  2. 0,075 Н
  3. 0,75Н
  4. 7,5Н

А6  Рассчитайте на каком участке мыльного раствора сила поверхностного натяжения равна 0,008Н?

  1. 0,2 м
  2. 0,3 м
  3. 0,4 м
  4. 0,8 м


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Используемый в работе материал с курсов повышения квалификации:

Исследовательские задания на уроках физики

Задача: «определить высоту трехэтажного дома (школы), в котором вы живете или учитесь (скорость звука не учитывать).

Эта задача ставится перед учащимися после изучения темы «Свободное падение тел».

Оборудование: консервная банка, секундомер

Ход работы: банку опускаем вниз, засекаем время, после удара банки о землю выключаем секундомер. Это будет время падения. Решение: h=gt2 /2, по данной формуле определяем высоту здания. Полученные таким образом знания глубже и прочнее усваиваются учеником, ведь оно приобретается в процессе активных самостоятельных действий. Многообразие типов экспериментальных задач позволяет использовать их на различных уроках, в зависимости от преследуемых целей.

Экспериментальная задача или занимательный опыт могут быть использованы:

1. Для создания проблемной ситуации или в качестве демонстрации перед изучением нового понятия или явления; Например, перед изучением темы в 10 классе «Закон Бернулли» создают проблемную ситуацию, показывая занимательный опыт: два воздушных шарика на нитках прикрепим к штативу рядом друг к другу. Учитель просит учащихся подуть между шариками. Что видим? Шарики притянулись друг к другу. Перед учащимися ставится задача: объяснить данный опыт после объяснения новой темы.

 2. Для проверки степени понимания учениками изучаемого на уроке материала; Например, после изучения темы в 8 классе «Источники питания» в конце урока можно дать учащимся медную монету, фольгу, ломтик соленого огурца, наушники и попросить соорудить гальванический элемент, проверив его работу наушниками.

Тема: «Атмосферное давление», экспериментальная задача: показать действие атмосферного давления. Оборудование: пластиковая бутылка, шило, стакан с водой. Решение: шилом проделать отверстие в нижней части бутылки с водой, закрытой крышкой, если крышку открыть вода из бутылки выливается, если закрыть вода не выливается.

3. Для закрепления изученного материала; Например, после изучения темы в 10 классе «Закон сохранения энергии», класс разделить на группы и каждой группе дать экспериментальную занимательную задачу, будет закрепление изученного материала и каждая группа представит свой проект в виде решения экспериментальной задачи:

1 группа: Определить, какую часть энергии теряет упругий шарик при одном соударении с поверхностью стола.

Оборудование: упругий шарик, штатив с лапкой линейка.

Решение: Линейку прикрепить к лапке штатива, шарик опускаем с высоты начала линейки, замерив начальную высоту, после того как шарик подпрыгнул после удара о стол замерить высоту подъема и по формуле Wp= Q + Wp1, Wp=mgh, Wp1=mgh1, Q=Wp-Wp1

2 группа: Определить, какую часть энергии теряет груз на пружине выйдя из состояния полного растяжения пружины.

3 группа: Определить какую часть энергии теряет шарик на нити, совершив одно колебание.

4 группа: Чему равна работа силы сопротивления в воде. Оборудование: груз на мягкой пружине, стакан с водой, штатив с лапкой линейка.

 4. Для проверки домашнего задания;

5. Для проведения контрольных и самостоятельных работ. Несмотря на неоспоримые и многочисленные достоинства экспериментальных задач, их использование в школьном процессе сопряжено с известными трудностями, а потому не распространено широко в школе. Главная проблема заключается в достаточно высоком уровне сложности для школьников экспериментальных задач. Ведь решение их требует от учащихся проявления творчества, смекалки, что вызывает у основной массы школьников большие затруднения. Это говорит о том, что решать подобные задачи школьникам без специальной подготовки трудно. Поэтому, предлагается предварять решение экспериментальной задачи разбором подобной теоретической.

Например, задача экспериментальная :

«Определите период вертикальных колебаний, совершаемых грузом, висящем на упругом резиновом жгуте длиной (в нерастянутом состоянии) l0=20см.

Оборудование: резиновый жгутик, груз, линейка. Парная теоретическая: Определить жесткость пружины, если колебания тела 51 массой 100г на ней вызывает удлинение 2 см.

Экспериментальная задача: Определить коэффициент трения скольжения деревянного бруска по крышке стола.

Оборудование: деревянный брусок с крючком, резиновый шнур длиной 15-20 см, нить длиной 20-30 см, миллиметровая линейка.

Парная теоретическая задача: Определить коэффициент трения при равномерном скольжении бруска массой m по крышке стола под действием пружины, если ее удлинении x, а коэффициент жесткости k.

 Школьникам с различными способностями нужно предлагать парные задачи с различной степенью приближения к экспериментальной по содержанию. Положительный результат во многом будет определяться умением учителя варьировать степень приближения теоретических парных задач к содержанию экспериментальных, реализуя индивидуальный подход в обучении, ориентируясь на уровне подготовки и способности каждого ученика.



Предварительный просмотр:



 

влажность воздуха

Покажем, как можно для измерения влажности использовать волос.

Для опыта понадобится волос длиной 12-15 см, целлофановая ленточка, тоненькая плоская палочка, карандаш, клей и большая стеклянная банка.

Ленточкой прикрепите волос к центру палочки. Один конец палочки покрасьте фломастером и при- крепите второй конец волоса к карандашу, Положите карандаш на горлышко банки так, чтобы палочка на волосе свисала внутрь банки, не доставая до дна. Если палочка не висит горизонтально» уравновесьте капнув клея на поднявшийся конец.

Поставьте банку в та
кое место, чтобы ее никто
не трогал. В течение недели
понаблюдайте, в какую
сторону указывает палочка
окрашенным концом. на
правление, указываемое:па
лочкой, постоянно меняет
ся.        

ПОЧЕМУ?        

Вы изготовили волосяной гигрометр. Гигрометр - это инструмент, измеряющий влажность воздуха, иными словами, количество влаги в воздухе. Когда влажность возрастает, волосок вытягивается, а когда становится суше, он укорачивается (закручивается Эти движения передаются палочке, в результате чего  она поворачивается в разные стороны.


 

палочкой нужно вырезать для фигуры отдельно
она была подвижна и очень легка. Поставьте фигурку
на подставку лицом к закругленному углу и прикре
пив ее булавками к картону, но так, чтобы между
нею и картоном оставалось небольшое пространство.
Булавки можно вставить где-нибудь на платье фигур-
Ки, а одной булавкой прикрепить фигурку в том месте, где присоединена к ней правая рука так, чтобы двигалась на булавке, как на оси. Возьмите волосок от овса (ость) или человеческий волос и прикрепите его сургучом одним концом сзади к голове фигурки, а другим к верхнему концу правой руки так, чтобы при закручивании и раскручивании волоска рука могла подниматься и опускаться. Подышите подольше на волосок» он сделается влажным, раскрутиться, и рука вашей фигурки опустится, а палочка в руке фигурки остановится на какой-нибудь точке картона. Напишите на этом месте цифру 10 и «очень влажно». Поднесите к прибору зажженную свечку, волосок высохнет, снова закрутится, и рука с палочкой поднимется кверху до известной высоты. Отметьте здесь 0 и напишите «сухо». Разделите теперь расстояние между этими двумя точками «10» и «О» на десять равных частей  и ваш прибор готов. Это самодельный гигроскоп, то есть прибор для определения влажности воздуха

Самодельный гигроскоп: Вырежьте из толстого картона квадрат, закруглите у него левый  верхний угол и загните нижнюю сторону в виде подставки. Затем вырежьте из тонкого картона человеческую фигурку. Правую руку с



Предварительный просмотр:

Выращивание кристаллов в домашних условиях.Что нужно знать! 

Выращивание кристаллов - процесс очень интересный, но бывет достаточно длительным. Полезно знать, какие процессы управляют его ростом; почему разные вещества образуют кристаллы различной формы, а некоторые их вовсе не образуют; что надо сделать, чтобы они получились большими и красивыми.
Если кристаллизация идёт очень медленно, получается один большой кристалл (или монокристалл, например при выращивании искусственных камней), если быстро — то множество мелких (или поликристалл, например металлы).
Выращивание кристаллов в домашних услолвиях производят разными способами. Например, охлаждая насыщенный раствор. С понижением температуры растворимость веществ уменьшается (в основном, это касается безводной соли), и они, как говорят, выпадают в осадок. Сначала в растворе и на стенках сосуда появляются крошечные кристаллы-зародыши. Когда охлаждение медленное, а в растворе нет твёрдых примесей (скажем, пыли), зародышей образуется немного, и постепенно они превращаются в красивые кристаллики правильной формы. При быстром охлаждении возникает много мелких кристалликов, почти никакой из них не имеет правильную форму, ведь их растёт множество и они мешают друг другу.
Выращивание кристаллов можно осуществить и другим способом - постепенным удалением воды из насыщенного раствора. И в этом случае чем медленнее удаляется вода, тем лучше получается результат. Оставьте открытым сосуд с раствором при комнатной температуре на длительный срок, накрыв его листом бумаги, — вода при этом будет испаряться медленно, и пыль в раствор попадать не будет. Растущий кристаллик можно либо подвесить в насыщенном растворе на тонкой прочной нитке, либо положить на дно сосуда. В последнем случае кристаллик периодически надо поворачивать на другой бок. По мере испарения воды в сосуд следует подливать свежий раствор. Даже если нащ исходный кристаллик имел неправильную форму, он рано или поздно сам выправит все свои дефекты и примет форму, свойственную данному веществу, например превратится в октаэдр, если используете соль хромокалиевых квасцов, ромб - если используете медный купорос.
Выращивание кристаллов - процес занимательный, но требующий бережного и осторожного отношения к своей работе. Теоретически размер кристалла, который можно вырастить в домашних условиях таким способом, неограничен. Известны случаи, когда энтузиасты получали кристаллы такой величины, что поднять их могли только с помощью товарищей.
Но к сожалению есть некоторые особенности их хранения (конечно каждая соль и вещество имеют свои особенности). Например, если кристаллик квасцов оставить открытым в сухом воздухе, он, постепенно теряя содержащуюся в нём воду, превратится в невзрачный серый порошок. Чтобы предохранить его от разрушения, можно покрыть бесцветным лаком. Медный купорос и поваренная соль - более стойки и Вы смело моженте с ними работать.

Выращивать кристаллы можно из разных вещест: например из сахара, даже каменные - искуственное выращивание камней, с соблюдением строгих правил по температуре, давлению, влажности и других факторов (искусственые рубины, аметисты, кварц, цитрины, морионы).
В домашних условиях, конечно, всего этого у нас не получится, поэтому поступим другим образом. Будем выращивать
кристаллы соли. У всех у нас есть дома обычная пищевая соль (как наверное, занете, что её химическое названгие хлорид натрия NaCl). Подойдёт и любая другая соль (соль - с химической точки зрения), например, можно получить красивые синие кристаллы из медного купороса или или любого другого купороса (например железного). Можно использовать квасцы (двойные соли металлов серной кислоты), тиосульфата натрия (раньше использовался для изготовления фотографий). Для всех этих солей (да и вообще для соли) не требуется особых каких-то условий: сделали раствор, опустили туда "зародыш" (всё это подробно описано ниже) и растёт он себе, каждый день прибавляя в росте.
Да, не следует раскрашивать раствор, где растёт Ваш кристалл, например красками или чем нибудь подобным, - это лишь испортить сам раствор, а кристалл всё же не покрасит! Лучний способ получить цветные кристаллы - это подобрать нужную по цвету соль! Но будте внимательными: например кристаллы жёлтой кровной соли имеют красно-ораньжевый цвет - а раствор получается жёлтым.
Вот теперь можем приступить!

Кристаллы поваренной соли 

Кристаллы поваренной соли - процесс выращивания не требует наличия каких-то особых химических препаратов. У нас всех есть пищевая соль (или поваренная соль), которую мы принимаем в пищу. Её также можно назвать и каменной - всё одно и то же. Кристаллы поваренной соли NaCl представляют собой бесцветные прозрачные кубики. Начнём. Разведите раствор поваренной соли следующим образом: налейте воды в ёмкость (например стакан) и поставьте его в кастрюлю с тёплой водой (не более 50°С - 60°С). Насыпьте пищевую соль в стакан и оставьте минут на 5, предварительно помешав. За это время стакан с водой нагреется, а соль растворится. Желательно, чтобы температура воды пока не снижалась. Затем добавьте ещё соль и снова перемешайте. Повторяйте этот этап до тех пор, пока соль уже не будет растворяться и будет оседать на дно стакана. Мы получили насыщенный раствор соли. Перелейте его в чистую ёмкость такого же объёма, избавившись при этом от излишек соли на дне. Выберите любой понравившийся более крупный кристаллик поваренной соли и положите его на дно стакана с насыщенным раствором. Можно кристаллик привязать за нитку и подвесить, чтобы он не касался стенок стакана. Теперь нужно подождать. Уже через пару дней можно заметить значительный для кристаллика рост. С каждым днём он будет увеличиваться. А если проделать всё то же ещё раз (приготовить насыщенный раствор соли и опустить в него этот кристаллик), то он будет расти гораздо быстрее (извлеките кристаллик и используйте уже приготовленный раствор, добавляя в него воды и необходимую порцию пищевой соли). Помните, что раствор должен быть насыщенным, то есть при приготовлении раствора на дне стакана всегда должна оставаться соль (на всякий случай). Для сведений: в 100г воды при температуре 20°С может раствориться приблизительно 35г поваренной соли. С повышением температуры растворимость соли растёт.
Так выращивают кристаллы поваренной соли (или кристаллы соли, форма и цвет которых Вам больше нравится)

Кристаллы медного купороса 

Кристаллы медного купороса - выращиваются подобным образом, также, как с поваренной солью. Сначала готовится насыщенный раствор соли, затем в этот раствор опускается понравившийся маленький кристаллик соли медного купороса. Если Вы решили не переливать раствор из ёмкости, в которой его готовили, то тогда надо кристаллик подвесить, что бы он не касался других кристалликов, оставшихся на дне! Выращивание кристаллов производят не только из растворов, но и из расплавов соли. Ярким примером могут служить жёлтые непрозрачные кристаллы серы, имеющие форму ромба или вытянутых призм. Но с серой, особо, работать не советую. Газ, образующийся при её испарении, вреден для здоровья.
Можно избежать роста отдельных граней кристаллика. Для этого эти грани надо нанести раствор вазелина или жира.

Кристаллы меди:

Теперь вырастим красные кристаллы меди. Нам необходимы медный купорос, поваренная соль, стальная пластинка по форме сечения ёмкости (немного меньшего периметра. Можно использовать стальную стружки или кнопки), где будут расти кристаллы меди и кружок из промокательной бумаги в форме сечения. Итак, положите немного медного купороса на дно пузырька (желательно равномерно по площади). Сверху насыпьте поваренной соли и закройте всё это вырезанным кружком бумаги. На неё положите железную пластинку (или засыпте стальной стружкой). Всё это вместе надо залить насыщенным раствором поваренной соли (такой раствор мы готовили из поваренной соли). Оставьте ёмкость приблизительно на неделю. За это время вырастут иглоугольные красные кристаллы меди. Когда идёт процесс роста старайтесь не переносить ёмкость, а также очень нежелательно изымать кристаллики из раствора.

Можно вырастить многослойные разноцветные кристаллы соли. Их получают путём приготовления растворов квасцов (двойные соли серной кислоты) и переносят поочерёдно выращиваемый кристаллик из одного раствора в другой. Если смешать горячие концентрированные растворы сульфатов алюминия Al2(SO4)3 и калия K2(SO4), а полученный раствор охладить, то из него начнут кристаллизоваться квасцы — двойной сульфат калия и алюминия 2KAl(SO4)2•12Н2О. Квасцы растворяются в воде так: 5,9 г на 100 г воды при 20 °С, но уже 109 г — при 90 °С в пересчёте на безводную соль. При хранении на воздухе квасцы выветриваются. При температуре 92,5 °С они плавятся в своей кристаллизационной воде, а при нагревании до 120 °С обезвоживаются, переходя в жжёные квасцы, которые разлагаются лишь при температуре выше 700 °С. Молекулы воды, входящие в состав квасцов, связаны химической связью с ионами калия и алюминия, поэтому соли квасцов имеют формулу, которую правильнее записывать в виде комплексной соли [K(H2O)6][Al(H2O)6](SO4)2.

Кое-что о жидких кристаллах — это вещества, которые ведут себя одновременно как жидкости и как твёрдые тела. Молекулы в жидких кристаллах, с одной стороны, довольно подвижны, с другой — расположены регулярно, образуя подобие кристаллической структуры (одномерной или двумерной). Часто уже при небольшом нагревании правильное расположение молекул нарушается, и жидкий кристалл становится обычной жидкостью. Напротив, при достаточно низких температурах они замерзают, превращаясь в твёрдые тела. Регулярное расположение молекул в жидких кристаллах обусловливает их особые оптические свойства. Их свойставми можно управлять, подвергая действию магнитного или электрического поля. Это используется в жидкокристаллических индикаторах часов, калькуляторов, компьютеров и последних моделей телевизоров.

Итак, процесс вращивание кристаллов в домашних условиях разделим на основные этапы:
Этап 1: Растворить соль, из которой будет расти кристалл, в подогретой воде (подогтерть нуждно для того, чтобы соль растворилось немного больше, чем может раствориться при комнатной температуре). Растворять соль до тех пор, пока будете уверены, что соль уже больше не растворяется (раствор насыщен!)
Этап 2: Насыщенный раствор перелить в другую ёмкост, где можно производить выращивание кристаллов (с учётом того, что он будет увеличиваться). На этом этапе следите, чтобы раствор не особо остывал.
Этап 3: Привяжите на нитку кристаллик соли, нитку привяжите например к спичке и положите спичку на края стакана (ёмкости), где налит насыщенный раствор (
этап 3). Кристаллик опустите в насыщенные раствор.
Этап 4: Перенесите ёмкость с насыщенным раствором и кристалликом в место, где нет сквозняков, вибрации и сильного света (выращивание кристаллов требует соблюдение этих условий).
Этап 5: Накройте чем-нибудь сверху ёмкость с кристалликом (например бумагой) от попадания пыли и мусора. Оставте раствор на пару дней.
Важно помнить!
1. кристаллик нельзя при росте без особой причины вынимать из раствора
2. недопускать попадание мусора в насыщенные расствор
3. периодически (раз в неделю) менять или обновлять насыщенные раствор

Графики растворимости соли в воде 

Вернуться к первой странице



Предварительный просмотр:

Урок физики в 8 классе с позиций деятельностного подхода

Разработала урок:

учитель физики МБОУ СОШ № 40 г.Улан-Удэ Дудина Елена Дмитриевна

Программа: 2ч в неделю

Учебник Л.Э. Генденштейн, А.Б.Кайдалов, В.Б. Кожевников

Задачник: Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик, И.М. Гельфгат

ТЕМА: Носители электрического заряда. Проводники и диэлектрики.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся со строением атома,

                              научить рисовать и объяснять строение простейших атомов

                              сформировать понятие «электрон»

                             «положительный ион», «отрицательный ион».

                             показать различие между «проводниками и диэлектриками»

Развивающая: внимание, мышление, умение делать умозаключения, выводы.

Воспитательная: умение работать в команде, уважение к одноклассникам.

Оборудование к уроку:

- таблица «Опыт Резерфорда»

- таблица «Строение атома»

- таблица Менделеева

- электрометры

- металлический стержень

- демонстрационный стенд «Проводники и диэлектрики»

- Тесты по физике 8 класс к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 8 класс» Автор: А.В.Чеботарева Издательство «Экзамен» Москва 2011г.

ПЛАН УРОКА

  1. Устная разминка. Проверка домашнего задания.
  2. Постановка цели урока.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление изученного материала. Решение задач. Тестирование.
  5. Запись домашнего задания.

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ  

    № 10.3  № 10.5   № 10.6

 

2.      ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА, ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

1.

Описание опыта Резерфорда по рассеиванию альфа-частиц.

Проблемный вопрос или мотивационный этап. Граница между знанием и незнанием материала.

Почему так произошло?

Почему альфа-частицы отклонялись на некоторый угол?

Сформулируйте цель урока-что сегодня мы должны изучить?

Беседа.

Разрешение проблемной ситуации. Целеполагание урока. Учащиеся формулируют цель урока.

Работа в группах по 2 человека.

Задание: Работа с текстом. Прочитать пунк 1 параграфа 8

«Строение атома и носители электрического заряда».

Учебник

Таблица «Опыт Резерфорда»

2

Задание: нарисовать- как по прочитанному представляют себе строение атома

Рисуют в тетрадях схему строения атома.

3

Учитель открывает таблицу «Строение атома».

Объяснение строение атома одним из учащихся у доски.

Таблица

«Строение атома»

4

Учитель объясняет строение атома водорода и лития.

5

6

Проверка заданий у доски.

Работа в группах с таблицей Менделеева.

Всего 7 групп.

Задания:

Схематично представить строение атома:

  1. гелия
  2. бериллия
  3. бора
  4. углерода

Таблица Менделеева

7

Учитель объясняет понятие «электрон» - важнейшего понятия раздела «электричество». С введением этого понятия начинается формирование знаний об элементарных частицах.

Краткая запись в тетрадях следующей информации:

Наименьший заряд – это заряд электрона.

Обозначается электрон – е.

Масса электрона чрезвычайно мала

m = 9,1ˑ10-31 кг

Это примерно в 3700 раз меньше массы молекулы водорода.

Электрический заряд нельзя снять с электрона. Это свойство присуще электрону.

Заряд электрона равен

q = - 1,6ˑ 10-19 Кл

тетради

8

Задание: найти в тексте определения: + ион, - ион.

Работа с текстом.

Зачитывают вслух.

учебник

9

Работа с задачником

Работа в группах.

№ 10.13

Какой заряд приобретает нейтральное тело, когда оно теряет часть электронов?

 № 10.16

Может ли существовать электрический заряд без частиц? Объясните свой ответ.

№ 10.21

Чем нужно потереть стеклянную палочку, чтобы она зарядилась положительно?

 № 10.22

Чем нужно потереть эбонитовую палочку, чтобы она зарядилась отрицательно?

задачник

8

Учитель вводит понятие о проводниках и диэлектриках на основании 2 опытов.

Опыт 1

 Взять два электрометра и один из них зарядить. Соединяя электрометры металлической палочкой, убеждаются, что электрический заряд передается от одного электрометра к другому.

Вопрос: как называются вещества, обладающие свойством передавать электрический заряд?

Опыт2

Соединяя электроскопы каучуковой палочкой или палочкой из какого-нибудь другого диэлектрика, убеждаются, что заряд в этом случае не передается.

Демонстрация стенда «Проводники и диэлектрики»

Учащиеся формулируют вывод, что вещества, обладающие этим свойством, называют проводниками.

Учащиеся формулируют вывод, что вещества, обладающие этим свойством, называют изоляторами или диэлектриками.

Стенд

«Проводники и диэлектрики»

9.

Тестирование

10

Взаимопроверка теста.

Выставление оценок.

11.

Оценивание работы в группах самими учащимися.

12.

Домашнее задание: (по желанию) Создать видеоролик продолжительностью 3-5 минут или

 выполнить физический эксперимент  «Электризация тел в нашей жизни» . Заполнить таблицу.

Что делали?

Что наблюдали?

Что объяснили?

Для всех- Решить задачи:

Второй уровень № 10.25

                            № 10.37

Третий уровень № 10.45

 



Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 40

Учитель физики: Дудина Елена Дмитриевна

Дата урока: 03.11.10.

по расписанию 1 и 2 уроки физики

Класс: 11 А

Урок-конференция

Тема: Производство и передача электроэнергии. Различные типы электростанций.

Цель урока: обобщить знания по различным типам электростанций: АЭС, ТЭС, ВЭС, ГЭС, СЭС. Освещение проблем, возникающих при эксплуатации того или иного типа электростанции, пути решения проблем.

Задачи урока:

А) Образовательная: активизация познавательной деятельности, формирование качественно нового взгляда на природу – сознательное её восприятие и действенное отношение к её охране.

Б) Воспитательная: способствовать формированию доброжелательных отношений, взаимопомощи, взаимоконтроля.

В) Развивающая: формирование умений делать выводы и обобщения, развитие речи, мышления.

Тип урока: урок самостоятельного поиска материала, обобщение, синтез знаний и связь с экологией.

Вид урока: урок-конференция.

Средства обучения: готовятся учащимися самостоятельно: графики, схемы, рисунки, таблицы.

Учителем подготовлено ТСО: телевизор, видеомагнитофон, видеосюжет «Энергетическое кольцо», раздаточный материал.

Подготовка:

за 1 неделю класс делится на 5 групп

Группа

Распределение ролей

1.

Представители ТЭС

теплоэлектростанции

Энергетик

Инженер

Медик

Эколог

Экономист

2.

Представители АЭС

атомной электростанции

Энергетик

Инженер

Медик

Эколог

Экономист

3.

Представители ГЭС

гидроэлектростанции

Энергетик

Инженер

Медик

Эколог

Экономист

4.

Представители ВЭС

ветроэлектростанции

Энергетик

Инженер

Медик

Эколог

Экономист

5.

Представители СЭС

солнечной электростанции

Энергетик

Инженер

Медик

Эколог

Экономист

Группа инженеров: Производство электроэнергии на АЭС, ТЭС, ВЭС, ГЭС, СЭС, принцип работы электростанции.

Группа экологов: контроль выбросов вредных веществ в атмосферу, загрязнение вод или повышение температуры.

Группа медиков: диагностика влияния работы электростанции на организм человека.

Группа энергетиков: проблема производства, использование и передача электроэнергии.

Группа экономистов: анализ ресурсов для электростанции, перспектива функционирования электростанции, потребление электроэнергии на душу населения.

        План урока

План конференции

Этап

Ход урока

Деятельность

Время

1.

Первый урок

Организационный момент.

 Постановка цели урока учителем.

Цель урока: обобщить знания по различным типам электростанций: АЭС, ТЭС, ВЭС, ГЭС, СЭС. Освещение проблем, возникающих при эксплуатации того или иного типа электростанции, пути решения проблем.

Во время конференции вы должны внимательно

слушать выступления представителей другого типа

электростанции. В ходе конференции вы должны заполнить в тетрадях таблицу:

Вид электростанции

Достоинства

Недостатки

ТЭС

АЭС

ГЭС

ВЭС

СЭС

Каждый выступающий должен выделить в своем сообщении достоинство или недостаток электростанции.

учитель

3 мин

2.

Слово передается двум учащимся на

открытие конференции

           Основные диаграммы:

- процентная выработка электроэнергии

  различными типами электростанций;

- главные потребители электроэнергии;

- схема передачи электроэнергии;

- смысл использования трансформаторов.

учащиеся

5 мин

3.

ТЭС

гео ТЭС

Учащиеся

8 мин

4.

      ГЭС

ПЭС

            проект «Гольфстрим энерджи»

Учащиеся

8 мин

            АЭС

Учащиеся

9 мин

5.

           ВЭС

Учащиеся

7 мин

6.

          Второй урок

          СЭС

Учащиеся

10 мин

7.

Просмотр видеофильма «Энергетическое кольцо»

на доске заранее записаны два вопроса к видеофильму:

  1. Как меняется потребление энергии в течении суток?
  2. Смысл энергетического кольца?
  3. В чем заключается эффективное использование электроэнергии?

Учитель,

Учащиеся

отвечают на вопросы

5 мин

2 мин

8.

Краткая памятка «Первая помощь при электротравме»

Учитель,

учащиеся

3 мин

9.

Решение задач «Переменный ток»

учащиеся

15- 18  мин

10.

Вывод по  двум урокам. Объявление оценок.

учитель

2 мин

        

ПЕРЕМЕННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК

1. Значение силы переменного тока, измеренное в амперах, задано уравнением

     i = 0,1 · sin 100 π t    Укажите все правильные утверждения.

А. Амплитуда силы тока 0,1 А

Б. Период равен 100с

В. Частота равна 50 Гц

2. Значение ЭДС измеренное в вольтах, задано уравнением е = 50 · sin  80π t

    Укажите все правильные утверждения.

А. Амплитуда ЭДС 100В

Б. Период равен 0,025с

В. Частота равна 40 Гц

3.       По графику, изображенному на рисунке, определите амплитуду силы тока, период и  

                         частоту. Напишите уравнение мгновенного значения переменного тока.

i

12                        

        0,01        0,03

        t , с

4.  Значение напряжения, измеренное в вольтах, задано уравнением u = 120 cos 40π t, где

      t выражено в секундах. Чему равна амплитуда напряжения, период и частота?

5. Мощность переменного тока в первичной катушке равна 280 Вт. Какова сила тока во вторичной катушке, если напряжение на её клеммах равно 70В.

А. 0,25 А     Б. 0,4 А        В. 4А       Г. 10 А

6. Первичная катушка трансформатора имеет 120 витков обмотки. Какое количество витков имеет обмотка вторичной катушки, если трансформатор понижает напряжение в 12 раз.

А. 10 витков     Б. 11 витков     В. 20 витков     Г. 22 витка

7. Мощность переменного тока, проходящего через резистор с сопротивлением

    R = 120 Ом равна 1,2 Вт. Каково действующее значение напряжения на концах этого резистора?

А. 10В      Б. 12В        В. 24В      Г. 100В

Самоанализ урока.

Роль и место урока в теме: последний итоговый урок по теме: Производство, передача и использование электроэнергии.

 Тип урока: урок самостоятельного поиска материала, обобщение, синтез знаний и

 связь с экологией.

Вид урока: урок-конференция.

Цель урока: обобщить знания по различным типам электростанций: АЭС, ТЭС, ВЭС,

ГЭС, СЭС. Освещение проблем, возникающих при эксплуатации того или иного типа электростанции, пути решения проблем.

Задачи урока:

А) Образовательная: активизация познавательной деятельности, формирование качественно нового взгляда на природу – сознательное её восприятие и действенное отношение к её охране.

Б) Воспитательная: способствовать формированию доброжелательных отношений, взаимопомощи, взаимоконтроля.

В) Развивающая: формирование умений делать выводы и обобщения, развитие речи, мышления.

Средства обучения: готовятся учащимися самостоятельно: графики, схемы, рисунки, таблицы.

Учителем подготовлено ТСО: телевизор, видеомагнитофон, видеосюжет «Энергетическое кольцо», раздаточный материал.

Соответствие содержания цели урока. Содержание полностью соответствует цели урока.

Методы ведения урока:

  1. На уроке были использованы формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
  2. Вид обратной связи: фронтально-содержательная, выборочно-содержательная.

Форма обучения: учебная конференция. Реализовано через выступления учащихся  в форме  коротких докладов-сообщений, анализа «добытой» информации.

Уровень усвоения.

  1. различение типов электростанций
  2. запоминание
  3. понимание
  4. умения решать типовые тестовые задачи на переменный ток.

Достижение цели урока.

Урок цели достиг.

  1. Что необходимо учесть в будущем:  установить жесткий регламент времени выступления учащихся.
  2. При возможности проведения урока с использованием компьютера – давать задания учащимся подготовить презентации по каждому типу электростанции.


Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ № 40

Дата: 26.01.2018г

Класс: 9А

Урок: Физика.

Учитель: Мельник Елена Дмитриевна

Тема: Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

Урок изучения нового материала.

Цели деятельности учителя

Создать условия для формирования экспериментальных навыков, трудолюбия, аккуратности; формирование исследовательского мышления, умения решать тестовые задания по теме: «Магнитное поле»

Термины и понятия

Магнитное поле, магнитные полюса, чем порождается магнитное поле, гипотеза Ампера, магнитные линии, направление магнитных линий, характеристика магнитного поля по магнитным линиям, величина силы действия магнитного роля на данную точку пространства, неоднородное и однородное магнитное поле, схематичное изображение магнитных полей.

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Владеют базовым понятийным аппаратом по теме: «Магнитное поле»; имеют представление об основных изучаемых понятиях как важнейших физических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные физические процессы и явления.

Познавательные: на основе эксперимента делают умозаключения, выводы, проводят анализ.

Регулятивные: Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок, осуществляют самоанализ и контроль своей учебной деятельности.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: проявляют способность к эмоциональному восприятию физических понятий, тестовых заданий, рассуждений, осознают необходимость и важность изучения предмета.

Организация пространства

Формы работы:

 Групповая  (Г), парная (П), индивидуальная (И)

Образовательные ресурсы:

  1. Приборы и материалы: магниты,  провода, ключ, источник тока, катушка, штатив, магнитная стрелка
  2. Тестовые задания, технологическая карта урока.
  3. Учебник
  4. Проектор, ноутбук, экран.

1 этап. Актуализация опорных знаний

Цели деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Формулировка

 темы урока

учащимися

Учитель: Ребята, здравствуйте!

Сейчас я вам прочту легенду, а вы постараетесь ответить:

  1. О каком камне идет речь в легенде?
  2. Нужно сформулировать тему урока.

Легенда.

Много веков назад в поисках овцы пастух зашёл

 в незнакомые места, в горы. Кругом лежали чёрные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным

наконечником камни притягивают к себе, словно её

хватаети держит какая-то невидимая рука. Поражённый

чудесной силой камней пастух принёс их в ближайший

город – Магнесу. Здесь каждый мог убедиться в том,что рассказ пастуха не выдумка – удивительные камни

 притягивали к себе железные вещи! Более того, стоило

 потереть таким камнем лезвие ножа, и тот сам начинал

притягивать железные предметы: гвозди, наконечники

стрел. Будто из камня, принесённого с гор, в них

 перетекала какая-то сила, разумеется, таинственная.

Итак,

1. О каком камне идёт речь в легенде? 

3. Сформулируйте тему урока.

Учитель: Откройте тетради, поставьте дату и запишите тему урока:

«Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле».

Учащиеся слушают легенду.

Учащиеся отвечают на вопросы.

  1. В легенде речь идет о магните.
  2. Тема урока: «Магнитное поле»

3 мин

Постановка цели и задач урока

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на технологическую карту урока.

«Шаги познания»

  1. Область изучения.
  2. Что я уже об этом знаю?
  3. Что мне предстоит узнать?
  4. Действия и шаги исследования.
  5. Заключения. Выводы.

С областью изучения мы определились – это магнитное поле.

А теперь перейдем ко второму шагу – «Что вы уже об этом знаете?»

Посмотрите на вопросы и ответьте на вопросы:

  1. Что такое постоянный магнит?
  2. Что вам известно о магнитах? Какие виды магнита по форме вы знаете?
  3. Что вам известно с уроков физики 8 класса, географии, истории, биологии о магнитном поле?
  4. Где находятся самые большие залежи магнитного железняка?
  5. Характеристика магнитного поля по его магнитным линиям.
  6. Неоднородное и однородное магнитное поле и их отличия.

Учитель: Давайте вернемся к  «Шагам познания».

На все ли вопросы вы смогли ответить?

Так что же нам предстоит сегодня изучить. Сформулируйте задачи урока.

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Тела, которые долгое время сохраняют свою намагниченность, называются  постоянными

магнитами.

- Любой магнит имеет 2 полюса: северный и южный.

- одноименные полюса магнита отталкиваются, а разноименные притягиваются.

- Самые сильные места магнита это его полюса.

- Самые большие залежи магнитного железняка находятся на Урале, Украине, Карелия,

Курская область.

- магнитное поле Земли

- магнитная буря

- древний Китай – использование металлической иглы как компаса

- ориентировка полета птиц по магнитному полю

- ориентировка рыб по магнитному полю

- медицина: магнитотерапия

Учащиеся формулируют задачи урока:

- Научиться давать характеристику магнитного поля по его магнитным линиям.

- Познакомиться с понятиями неоднородное и однородное магнитное поле и их отличиями.

4 мин

        2 этап.  Изучение нового материала

Цели деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Изучение нового материала.

Ребята, мы с вами перешли к 4 шагу «Действия. Исследования».

У вас на столах имеются приборы и материалы.

Проведя эксперимент, вы должны ответить на поставленные вопросы.

Учитель: Переходим к выполнению эксперимента № 1

Учитель:

Запишите в тетрадь:

Магнитное поле существует вокруг всех движущихся заряженных частиц

Учитель: 

Кто из вас помнит строение атома?

Ампер- ученый, который выдвинул гипотезу , объясняющую появление  магнитного поля.

Откройте учебник, § 42. Найдите, пожалуйста, в тексте,

 В чем заключалась гипотеза  Ампера?

Учитель: Обратите внимание на рисунок № 85.

В магнитах элементарные токи ориентированы одинаково. Магнитные поля, образующиеся вокруг каждого такого тока, имеют одинаковые направления, поэтому они усиливают друг друга.

Учитель: Вернемся к 1-му эксперименту.

Как можно обнаружить магнитное поле?

Переходим к выполнению 2 –го эксперимента.

Как можно обнаружить магнитное поле?

Учитель: Время вышло. Катушку отключите от источника тока.

Заслушиваем ваши ответы на вопрос:

Как можно обнаружить магнитное поле?

Учитель: Давайте сделаем запись в тетрадь

Как можно обнаружить магнитное поле?

  1. по его действию на стрелку
  2. по его действию на движущийся заряд
  3. по его действию на проводник с током

Учитель: Откройте § 42 Магнитное поле и его графическое изображение.

Найдите в тексте определение,

Что называется магнитной линией?

Учитель:  Найдите в тексте:

  Как проводится магнитная линия?

Учитель на доске объясняет направление магнитной линии.

Учитель: Обратите внимание на слайд 

На нем изображены магнитные линии магнитного поля.

 Как вы думаете, в какой точке магнитное поле сильнее, слабее и почему?

Учитель: Найдите в учебнике рисунок № 88.

На рисунке изображен длинный проводник ВС с током.

Вокруг проводника изображены магнитные линии магнитного поля. Какие по форме магнитные линии?

В какой точке магнитное поле сильнее?

Учитель: Кто сможет объяснить направление магнитных линий на рис № 89?

Учитель: Мы перешли к изучению понятий неоднородное и однородное магнитное поле и их отличия

На доске таблица:

Параметр

Неоднородное

магнитное поле

Однородное

магнитное поле

Прием стрела

Направление

линий

1. искривлены,

2. их густота

различна

1.параллельны

2. их густота одинакова

сила,

действую

щая в

разных

точках

 сила различна

сила одинакова

 а) по модулю

б)  по направлению

примеры

1. поле вне магнита

2. поле прямолинейного проводника с током

1. поле внутри магнита

2.поле внутри длинной катушки с большим числом витков.

3 этап. Первичное закрепление.

Учитель: Давайте вернемся к задачам урока

- Научиться давать характеристику магнитного поля по его магнитным линиям.

- Познакомиться с понятиями неоднородное и однородное магнитное поле и их отличиями.

Обратите внимание на слайд, дайте характеристику этих полей по рисункам.

Эксперимент № 1

Как взаимодействует стрелка с проводником с током?

Что такое электрический ток?

Где существует магнитное поле?

Оборудование

Что делаю?

Что наблюдаю?

Как объяснить?

 катушка,

магнитная стрелка, источник тока, штатив, ключ, провода.

Вывод учащихся:

Магнитное поле существует вокруг всех движущихся заряженных частиц.

Учащиеся производят запись в тетрадь.

Ответ учащихся:

Согласно гипотезе Ампера в атомах и молекулах вещества в результате движения электронов возникают кольцевые токи.

Ответ учащихся:

Когда мы подносили магнитную стрелку к катушке с током, она отклонялась. Следовательно, магнитное поле можно обнаружить по его действию на магнитную стрелку.

Эксперимент № 2

Выяснить: вокруг магнита есть магнитное поле или магнит размагнитился.

Как можно обнаружить магнитное поле?

Оборудование

Что делаю?

Что наблюдаю?

Как объяснить?

 катушка,

источник тока,

штатив, ключ, провода, магнит

Ответ учащихся:

1. Магнитное поле можно обнаружить по его действию на проводник с током.

Учащиеся производят запись в тетрадь.

Ответ учащихся:

Магнитные линии – это воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелочки, помещенные в магнитное поле.

Ответ учащихся:

Магнитная линия проводится так, чтобы в любой точке этой линии касательная к ней совпадала с осью магнитной стрелки, помещенной в эту точку.

Ответ учащихся:

Слева магнитное поле сильнее, чем справа, потому, что линии расположены гуще.

Учащиеся:  Магнитные линии – замкнутые окружности.

Учитель:  Обратите внимание на доску.

Рисунок:

Внутри магнита магнитная линия направлена с юга на север. Вне магнита с севера на юг.

Учащиеся  делают характеристику полей.

На слайде:

        

        

4 этап.  Рефлексия.

Учитель: Ребята, а сейчас проведем краткое повторение изученного материала:

Вы видите начало предложения и завершаете его.

  1. Вокруг чего существует магнитное поле?
  2. Как можно обнаружить магнитное поле?
  3. Какими по форме являются магнитные линии?
  4. Как направлены магнитные линии внутри магнита?
  5. Как направлены линии вне магнита?

Ученики проговаривают то, чему научились и узнали на уроке.

Учащиеся  отвечают на вопросы.

  1. Магнитное поле существует вокруг магнита и вокруг движущихся заряженных частиц.
  2. Магнитное поле можно обнаружить:

а) по его действию на магнитную стрелку

б) по его действию на движущийся заряд

в) по его действию на проводник с током.

  1. Магнитные линии являются замкнутыми.
  2. Внутри магнита линии направлены с юга на север.
  3. Вне магнита: линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный полюс.

5 этап урока.   Тестирование.

Учитель:

Сейчас пройдет тестирование, в котором вы проверите то, как вами усвоен материал.

Учащиеся проходят тестирование по вариантам.

6 этап Проверка теста.

Учитель: Время вышло. Поменяйтесь, пожалуйста, листочками. Проведем взаимопроверку теста.

Проверка теста

Вариант 1

1

2

3

4

5

6

4

2

4

1

2

1

Вариант 2

1

2

3

4

5

6

4

3

4

1

4

4

                      Выставление оценок

Поднимите руку, кто получил «5»

Поднимите руку, кто  получил  «4»

Поднимите руку, кто  получил  «3»

7 этап. Запись Д/З:

Для всех: Составить таблицу неоднородное и однородное

магнитное поле, их отличия.

Те, кто сдает ОГЭ: https://physoge.sdamgia.ru/test?theme=12

Задание 13 № 120, 309

8 этап Формирующее оценивание





Предварительный просмотр:

Лабораторная работа

8 класс «____»                  Фамилия, Имя ______________________________

Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры

Оборудование: мерный стакан или мензурка, термометр, стакан.

масса

горячей

воды

m1  ,  кг

начальная

температура

 горячей

 воды

tг     ,°C

масса

 холодной

воды

m2     , кг

начальная

температура

 холодной

 воды

tх         ,    °C  

температура

 смеси

tсм     ,    °C 

количество

теплоты, отданное горячей водой

Qг    ,   Дж

количество теплоты,

которое получила

холодная  вода

Qх     ,   Дж

Вывод: ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа

8 класс «____»                  Фамилия, Имя ______________________________

Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры

Цель работы: Определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной водой при теплообмене, и объяснить полученный результат.

Оборудование: мерный стакан или мензурка, термометр, стакан.

масса

горячей

воды

m1  ,  кг

начальная

температура

 горячей

 воды

tг     ,°C

масса

 холодной

воды

m2     , кг

начальная

температура

 холодной

 воды

tх         ,    °C  

температура

 смеси

tсм     ,    °C 

количество

теплоты, отданное горячей водой

Qг    ,   Дж

количество теплоты,

которое получила

холодная  вода

Qх     ,   Дж

Вывод: ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа

8 класс «____»                  Фамилия, Имя ______________________________

Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры

Оборудование: мерный стакан или мензурка, термометр, стакан.

масса

горячей

воды

m1  ,  кг

начальная

температура

 горячей

 воды

tг     ,°C

масса

 холодной

воды

m2     , кг

начальная

температура

 холодной

 воды

tх         ,    °C  

температура

 смеси

tсм     ,    °C 

количество

теплоты, отданное горячей водой

Qг    ,   Дж

количество теплоты,

которое получила

холодная  вода

Qх     ,   Дж

Вывод: ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________