Конспект занятия

Файзуллина Раиса Васильевна

Конспект занятия "Дети войны!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_deti_voyny.docx36.63 КБ
Файл prezentatsiya_deti_voyny.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСК ДЕТСКИЙ САД № 49 «РОДНИЧОК»

        

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

 КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

ТЕМА: «ДЕТИ ВОЙНЫ»

                         Выполнила: музыкальный руководитель

  Файзуллина Раиса Васильевна

Нижневартовск, 2017г.

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ


(Слайд№2)

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: 

рассматривание иллюстраций, книг о Великой Отечественной войне; чтение стихотворений и рассказов о войне; прослушивание музыкальных произведений о Великой Отечественной войне; заучивание стихотворений и песен о войне.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:  

фашисты, Великая Отечественная война, концентрационный лагерь, тыл, землянка,  ветераны, георгиевская ленточка.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

диалог (беседа на актуальную тему);

Интеграция образовательных областей: 

«социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие»;

(Слайд№3)

ЦЕЛЬ: 

воспитание у детей старшего дошкольного возраста  нравственно-патриотические  чувства на основе изучения повседневной жизни, быта, героических подвигов детей войны  (1941-1945гг.).

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- Расширять знания у детей о сверстниках, о детях войны;

- Дать детям понятие о значимости Дня Победы.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Развивать любознательность, кругозор детей,  через   историю  и исторические факты своей страны;

- Развивать у детей способность сопереживать другим людям;

- Развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение слушать и анализировать музыкальное произведение;

- Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, принимать активное участие в диалоге с воспитателем;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- Воспитывать уважение к памяти воинов - победителей,  к традиции преемственности поколений;

- Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к детям войны, нынешним ветеранам  ВОВ, желание заботиться о них,;

- Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.

(Слайд№4)

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

- практический:   игра  «Самолёты»;

- наглядные: презентация по теме  «Дети войны»;

- словесные: рассказы по теме занятия, беседа с детьми по содержанию, чтение детьми стихотворений, прослушивание аудиозаписей, ответы на вопросы.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийное  устройство, экран, ноутбук; фотографии  детей  военных лет; Парада Победы, презентация по теме занятия;

Аудиозапись песен «День Победы» Д. Тухманова, слова Владимира Хоритонова; «Священная война» А. Александрова, В. Лебедева-Кумача, 

Георгиевские ленточки по количеству детей; стихи о детях войны.

ХОД НОД (непосредственно образовательная деятельность).

  1. Вводная часть

Дети входят в зал под фонограмму песни «День Победы»  музыка Давида Тухманова, слова Владимира Хоритонова.  Дети проходят маршевым шагом, выполняя перестроения за ведущим.  Ведущ-(ий) (-ая) (имя ребёнка).

Музыкальный руководитель:  Ребята, сегодня вы вошли в зал под фонограмму песни «День Победы» авторы этой песни композитор Давид Тухманов , текст к песне написал Владимир Хоритонов.  Эта песня будет звучать  снова и снова на парадах в разных городах России, напоминая всем о Победе  нашей армии, нашего народа над фашизмом.  Что же такое «фашизм»? Согласно фашистской идеологии (свои  взгляды  на отношения друг к другу, свои  правила  в  жизни), «слабые» должны были подчиняться «сильным». В фашистском государстве не могла существовать никакая иная политическая партия,  кроме фашистской. Мне хотелось бы задать вам вопрос, как вам живётся в нашей стране, имя которой Россия?

(Ответы детей)

(Слайд№5)

(Слайд№6)

Музыкальный руководитель: дети нашей страны посещают детские сады, учатся в школе, институтах? Ходят в кино, посещают развивающие  и развлекательные центры, занимаются в спортивных школах, вокальных, хореографических кружках, можно сказать занимаются любимым делом по интересам? Какое у вас любимое занятие?

(Ответы детей)

  1. Основная часть

Музыкальный руководитель:  А как жили дети во время войны?

Ребенок:

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край
Солдаты подарили вы планете
Великий май, победный май!

Ребенок:

Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
В судьбу решая будущих столетий
Вы бой вели, священный бой!

Ребенок:

Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли
Солдаты мая, слава вам на веки,
От всей земли, от всей души!

(Слайд№7)

Музыкальный руководитель: малыши не посещали детские сады, многие из них были отправлены  в тыл - это особое место, где нет военных действий, где находятся заводы, фабрики для того, чтобы готовить для советских солдат все необходимое для победы над врагом.  К сожалению, не все дети были отправлены в тыл. Дети, оказавшиеся на территории, где шли ожесточенные бои, были вынуждены собирать мерзлую картошку или репу на полях, варили суп из воды и травы, не доедали, постоянно голодали, спали в верхней одежде, потому что приходилось спать на соломе или на  досках,  в землянке. (Слайд№8)  Землянка это укрытие в земле, потому что единственное место, где можно было укрыться, было под землей. Здесь они жили, спали, рядом готовили еду, и играли. Одежды тоже не было, они практически были одеты в лохмотья взрослой одежды. (Слайд№9)

Предлагаю послушать отрывки из стихотворения Л. Тасси 

Читают дети:

Ой, Мишка, как же страшно мне! 

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»

Музыкальный руководитель:  Как бы страшно не было, дети всегда хотели играть. Самодельные игрушки для девочек и мальчиков делали родные, раненые солдаты, сами дети.  Мальчикам вырезали лошадок из деревянных палочек, а девочкам делали кукол из тряпочек и соломы. Да, дети постоянно носили игрушки, которые были  еще с довоенных лет, дети прятали их от немецких солдат, спали с любимыми игрушками, кормили. Они временно заменяли мам, которые постоянно работали, пап, которые громили врага, чтобы освободить страну от  немецких фашистов.

(Слайд№10)

Звучит песня «Священная война»

 Музыка А. Александрова,  Слова В.Лебедев-Кумача.

Музыкальный руководитель: Эта песня была написана в 1941г. Т.е. в год начала войны в Советском союзе. Песня являлась гимном, которая поднимала людей  на священный бой за свою Родину, за Отчизну.  Услышав эту песню, этот призыв, встала вся страна, весь народ на борьбу с немецким фашизмом. Все,  даже дети.

(Слайд№11)

Читает воспитатель:

РАССКАЗ ТАНКИСТА.
Л. Твардовский.

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут его, забыл его спросить…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен,—
И не поймёшь, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился,— столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка: —
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали.— Вот здесь.— И с разворота
Заходим в тыл, и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал-
Был трудный бой.
Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Музыкальный руководитель: Девочки помогали солдатам в госпиталях, писали письма  их родным, стирали бинты, мыли пол, просто беседовали с солдатами, и солдаты сдерживали крики и стоны от страшных ран, видя этих маленьких худеньких девочек.  Дети пели песни и танцевали, читали стихи под аплодисменты солдат.

Дети осиротевшие, потерявшие родных и близких, бродили  от деревни к деревне, от  села к городу, искали себе какое-либо пропитание. Многих ребят,   солдаты, жалея, оставляли в своих  полках. (Слайд№12)

 Этих детей войны называли «сыновьями  или  дочерьми  полка». Они часто  участвовали в военных вылазках,  где нужна была ловкость и бесстрашие  маленьких героев. Детям выдавали такое же оружие, как у взрослых.  Многие были награждены орденами и медалями, а  четверо детей награждены звездой  Герой Советского Союза. Это самый значимый знак  за мужество защитникам Отечества.  Дети мечтали о военных профессиях,  но большинство, конечно,  мечтали  о профессии лётчика.

Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам превратиться в военных летчиков и поиграть в игру «САМОЛЁТ».

Физкультминутка «Самолёт»:

Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)

Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)

Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)

Делай "раз", делай "два". (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Хлопаем ладоши.)

Руки в стороны держите. (Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)

Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Опустили руки)

И на место ты садись! (Сели на места.) .

Звучит фонограмма «Бухендвальдский  набат»

автор слов — А. Соболев, автор музыки — В. Мурадели.

(Слайд№13)

В песне «Бухендвальдский набат»  поэт и журналист А.Соболев написал о страшных зверствах фашистов  в концлагерях.  Детей, которых фашисты захватывали насильно и заставляли делать тяжелую работу в лагерях, за колючей проволокой, которая огораживала этот лагерь, чтобы никто не убежал.  На детях проводили опыты, для  изготовления лекарств, брали кровь, чтобы лечить своих раненых  солдат. (Слайд№14) Детей не называли по именам,  детям делали наколки именного номера на руке. Детей сжигали в газовых печах, когда они не могли двигаться от истощения или болели.  

Читает музыкальный руководитель:

Варварство
Муса Джалиль.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

(Слайд№15)

Музыкальный руководитель: 

Давайте, молча, вспомним о войне

Мы вспомним тех, кто не вернулся с боя

Кто жизнь отдал за Родину свою

Почтим минутою молчанья - стоя.

    Ребята, встанем и почтим память солдат, узников концлагерей, работников тыла  и детей  погибших в ту страшную  войну  минутой молчания.

Минута молчания. Садитесь,  пожалуйста.

Фонограмма в исполнении  Иосифа Кобзона

«Поклонимся Великим  тем годам!»

(Слайд №16)

Многие люди,  в память о павших героях Великой Отечественной войны,  прикрепляют на  лацканы пиджаков, блузок, машины и т.п. Георгиевскую ленточку. Георгиевская лента-биколор (двуцвет) оранжевого и черного цветов. Она ведёт свою историю от ленты к солдатскому ордену Святого Георгия Победоносца. Эта лента с небольшими  изменениями вошла в наградную систему СССР кА «Гвардейская лента» - знак особого отличия солдата. Черный цвет ленты означает дым, а оранжевый - пламя.

Каждому из вас я хочу подарить Георгиевскую ленту в память о  детях войны, которые  умерли от голода, холода, погибли в боях и концлагерях фашистских. Слава героям Великой Отечественной войны!  Вечная память о детях героях Великой Отечественной войны!

(Слайды №17, №18,№19,№20)

Предлагаю исполнить песню «Пионеры-герои»  музыка Александры Пахмутовой,  слова Николая Добронравова,  мы слушали эту песню

 в исполнении  детского  хора под управлением  В. Соколова.

(Слайд №21)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ЗАНЯТИЯ: 1. Хотелось бы отметить ведущего Р.Александра, за выполнение маршевого шага, он выполнял его в ритм музыки; 2. Дети пели,  чисто интонируя мелодию песен. 3. Скажи, пожалуйста, о чем мы  сегодня с вами беседовали? (Ответы детей) Верно, о  детях, которые  наравне с  взрослыми пережили все тяготы страшной войны. Я верю, что ребята вашей группы станут достойными гражданами нашей Родины России и будут помнить о великом подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕТИ ВОЙНЫ» Выполнила: Музыкальный руководитель Файзуллина Раиса Васильевна

Слайд 2

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : рассматривание иллюстраций, книг о Великой О течественной войне; чтение стихотворений и рассказов о войне, прослушивание музыкальных произведений о Великой Отечественной войне; заучивание стихотворений и песен о войне. СЛОВАРНАЯ РАБОТА: фашисты, Великая Отечественная война, концентрационный лагерь, тыл, землянка, ветераны, георгиевская ленточка. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ : диалог (беседа на актуальную тему); Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие»;

Слайд 3

ЦЕЛЬ: воспитание у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотические чувства на основе изучения повседневной жизни, быта, героических подвигов детей войны (1941-1945гг.). ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: - Расширять знания у детей о сверстниках, о детях войны; - Дать детям понятие о значимости Дня Победы. РАЗВИВАЮЩИЕ: - Развивать любознательность, кругозор детей, через историю и исторические факты своей страны; - Развивать у детей способность сопереживать другим людям; - Развивать память, внимание, мышление, связную речь, умение слушать и анализировать музыкальное произведение; - Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, принимать активное участие в диалоге с воспитателем; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - Воспитывать уважение к памяти воинов - победителей, к традиции преемственности поколений; - Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к детям войны, нынешним ветеранам ВОВ, желание заботиться о них,; - Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам.

Слайд 4

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: - практический: Игра «Самолёты»; - наглядные: презентация по теме «Дети войны»; - словесные: рассказы по теме занятия, беседа с детьми по содержанию, чтение детьми стихотворений, прослушивание аудиозаписей, ответы на вопросы. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийное устройство, экран, ноутбук; фотографии детей военных лет; Парада Победы , презентация по теме занятия; Аудиозапись песен «День Победы» Д. Тухманова , слова Владимира Хоритонова ; «Священная война» А. Александрова, В. Лебедева-Кумача, Георгиевские ленточки по количеству детей; стихи о детях войны.

Слайд 17

ПОМНИМ! ГОРДИМСЯ !

Слайд 18

ПАМЯТИ ПАВШИМ БУДЬТЕ ДОСТОЫНЫ!