Статья

Файзуллина Раиса Васильевна

Статья "Гендер" в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gender_v_muzykalnom_razvitii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

«ГЕНДЕР» В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»    Ж. Руссо

        Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Соответственно, отношения мамы  и папы, бабушек и дедушек, отражается  в поведении детей.

        Часто девочки в игровых ситуациях занимали место мальчиков, и, соответственно мальчики надевали юбки бабушек, платки и шляпки мам.

          Повышенный  интерес к проблеме гендерной социализации пришёл с реформой в образовании. Что такое  гендер?  Гендер (от «Gender») — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определения понятиям «мужчина» и «женщина».

        По мнению Е.В. Назайкинского,  проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации, лежащая на стыке ряда наук (социологии, психологии и медицины) – одна из важнейших и актуальных проблем педагогики. Без ее решения затруднительно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.

        Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на развитие личности.

        Можно отметить, что во всех программах музыкального развития дошкольников присутствуют обучающие, воспитательные и развивающие задачи. Однако ни в одной из них не учитываются гендерные особенности ребенка, состояние его здоровья, слабо отображены разные физические показатели двигательной активности. В результате этого, содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются: в физическом развитии и социальном поведении, в интеллектуальных, визуально-пространственных способностях и уровне достижений, в проявлении агрессии и многом другом.

        Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности.  Девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают  качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.

        Наблюдая за детьми старшего возраста, сделала вывод, что различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.

        Работая в своём образовательном учреждении по программе И.Каплуновой «Ладушки», мы пришли к выводу, что необходимо уделить большее внимание состоянию здоровья детей и их гендерным особенностям.

        Гендерный подход в работе с детьми необходимо учитывать с младшего возраста. Дети младшего дошкольного возраста с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения и голоса. Педагоги распределяют роли для мальчиков и для девочек. Известно, что для мальчиков предлагаются такие роли, как Медведь,  Волк, Ежик, Ворон, и т.д. Для девочек же – роли Лисички-Сестрички, Бабочки, Белочки, Кошечки.

        В музыкально - ритмических движениях  использую подход  дифференцированный: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты).

        Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле и его позитивному принятию. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений.

         Неоценимую помощь  в решении задач  воспитания детей с учётом их гендерных особенностей  оказывает народный фольклор (потешки, частушки, дразнилки поговорки, народные игры).  В подготовке к занятиям и развлечениям, всегда учитываю гендерные  особенности детей. 

        Наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах. Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. Дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

        Музыкальное воспитание в детском саду подчинено общей цели гармонического развития личности ребенка и строится с учетом своеобразия музыкального искусства и особенностей дошкольников.

        Подавая образцы настоящего мужского и женского поведения, мы создаем те условия, которые необходимы маленькому человеку для, успешного социального развития; помогаем нынешним девочкам стать женственными, нежными, заботливыми, любящими матерями и женами, а мальчикам — порядочными, надежными мужьями, не боящимися ответственности, отцами, и настоящими защитниками Отечества.