ГОТОВИМСЯ К ОГЭ(ГИА)!

 

Как готовиться к ГИА? Когда начинать подготовку? По каким материалам и каким способом? Как организовать подготовку к  ГИА, чтобы успешно справиться с экзаменом ... Часто эти  вопросы становится серьёзной проблемой для школьника, учителей  и родителей. Я предлагаю некоторые материалы в помощь учителям русского языка и литературы и школьникам для подготовки к ГИА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест по теме «Готовимся к ГИА. Задание А4. Фонетический анализ слова» за 9 класс

1. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове РАДОСТНЫЙ есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
2) В слове ПЛАТЬЕ звуков меньше, чем букв.
3) В слове ГВОЗДЬ последний звук [т’].
4) В слове РОСКОШЬ все согласные звуки твёрдые.

2. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове АЛЛЕЯ звуков меньше, чем букв.
2) В слове СЧАСТЛИВЫЙ есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
3) В слове МОЛОТЬБА есть звук [д’].
4) В слове МАЛЫШ все согласные звуки твёрдые.

3. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЕЖЕВИКА звуков больше, чем букв.
2) В слове ЛЕСТНИЦА есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
3) В слове ЮБКА есть звук [п].
4) В слове ОТРЕЖЬТЕ мягкость согласного [ж’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПРОГРАММА звуков меньше, чем букв.
2) В слове МЫШЬ один из согласных звуков мягкий.
3) В слове СЕРДЦЕ есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
4) В слове СЪЕЗД последний звук - [т].

5. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове УЧАСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
2) В слове МЕСТНОСТЬ звуков меньше, чем букв.
3) В слове КОСЬБА есть звук [з’].
4) В слове ЮБИЛЯР все согласные звуки мягкие.

6. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ВТРОЕ первый звук - [ф].
2) В слове ВЕСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
3) В слове БУЛЬОН звуков меньше, чем букв.
4) В слове ПОЁШЬ есть мягкий звонкий звук [й’]

7. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЧУВСТВО есть буква, обозначающая непроизносимый согласный.
2) В слове ИЗВЕСТНОСТЬ звуков меньше, чем букв.
3) В слове ПРОСЬБА есть звук [с’].
4) В слове ПИСЬМО мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

8. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ОБЪЯСНИ звуков больше, чем букв.
2) В слове ПРАЗДНИК есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
3) В слове СДАЧА первый звук – [з].
4) В слове ПЛЯСАТЬ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Я.

9. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ОБЪЯВЛЕНИЕ звуков больше, чем букв.
2) В слове ТРОСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
3) В слове ОТГАДАТЬ второй звук - [д].
4) В слове ПЕСНЯ все согласные звуки твёрдые.

10. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЯРОСТНЫЙ есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
2) В слове ВЬЮГА количество звуков равно количеству букв.
3) В слове СДЕЛКА первый звук – [с].
4) В слове БОРЬБА мягкость согласного [р’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора 1. Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. 2. Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала: « Ка-кую тебе?» 3. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке. 4. « Горяченького захотел, голубчик мой!» – приговарива-ла она, выбирая самый лучший, румяный пирожок. ответ

Слайд 3

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора 1. И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. 2. Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. 3. Серая громада висла над переулочком, по утрам застила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. 4. Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. ответ

Слайд 4

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора ответ 1. Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит гораздо старше. 2. Загорелся спор, и неожиданно студенты поняли, что прав Ландау! 3. Благодаря этой книге он понял, что для человека нет ничего недостижимого! 4. Добиваясь больших успехов, он при этом избегал громких слов и ненавидел хвастовство.

Слайд 5

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора ответ 1. Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс. 2. Наш вагон был относительно пуст – в нём ехали не-сколько домохозяек с детьми и пожилые люди. 3. – С какой это стати я стану с тобой разговаривать? 4. Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.

Слайд 6

1. Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, ра-ненное на всю жизнь музыкой. 2. Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы. 3. Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата бы-ла гладкая палочка. 4. Прошло немалое время, пока я узнал музыку. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора ответ

Слайд 7

ответ Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора 1. Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. 2. Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: «Жучка, Жучка!» 3. Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. 4. Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мыс-ли роем теснятся в его голове.

Слайд 8

ответ Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора 1. Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать рус-ский язык и литературу. 2. Какое это было счастье – полных три года он восста-навливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Гер-ценом ... 3. Всё время мучительно думал: нужны ли все эти куль-турные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? 4. Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.

Слайд 9

ответ Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора 1. Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. 2. Музей не возьмёт копии. 3. Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызы-вающий , полный непонятной для неё претензии. 4. Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал.

Слайд 10

ответ Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора 1. « Вам чего? » – грубо спросил Санька с тем выражени-ем , с каким в деревне все разговаривают с побирушками . 2. « Возьми-кась » , – проговорил Санька, ощущая, как растёт в нём ехидная злость, и сознание превосходства, и непонятное презрение к этим троим. 3. Детдомовские, все втроём, двинулись на него – Сань-ка приготовился к драке. 4. Санька кинулся было в избу, но столкнулся на пороге с матерью, которая держала в руках чугунок.

Слайд 11

ответ Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора 1. Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой. 2. Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. 3. Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шуме-ла буря. 4. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объяв-лявший программу концерта, назвал её имя.

Слайд 12

ответ Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора 1. И всё, что может быть осыпано, – плечи, столы, закус-ки , причёски танцующих – было осыпано разноцветными копеечками конфетти. 2. Я не знаток и не такой уж любитель так называемых бальных танцев. 3. Когда-то давно, в далёкой юности, залюбовался, пом-ню , Утёсовым, который танцевал фокстрот в ресторане ленинградского Дома искусств. 4. Оба они должны были казаться мне людьми немолодыми.

Слайд 13

ответ Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора 1. Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё. 2. Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд – против вет-ра . 3. Собака посмотрела на него большими впалыми глаза-ми и снова обратила взгляд к морю. 4. Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.

Слайд 14

ответ Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора 1. Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией. 2. Все двинулись к дверям, в классе оставался только Петруха Васильев, который спокойно, ни на кого не обра-щая внимания, что-то пис á л в тетради. 3. Петруха беспокойно посмотрел на хмуро насупивше-гося Носкова , но ничего не ответил. 4. Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

Слайд 15

ответ Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора 1. Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. 2. До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать де-тей . 3. Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. 4. Впереди было ещё почти два года блокады...

Слайд 16

Использованные материалы 1. Шаблон презентации – Ахметшина Н.Ю. Мальчик с книгами – http://dutsadok.com.ua/publ/ljudi/malchik_s_knigami/1-1-0-58 Девочка, сидит на книгах, читает книгу – http://dutsadok.com.ua/publ/ljudi/devochka_sidit_na_knigakh_chitaet_knigu/1-1-0-54 2. Открытый банк заданий ГИА-9. Раздел «Выразительность русской речи» – http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/10


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Выпишите из данных предложений слово с непроизносимой согласной. (1) О, какая странная была эта ночь! (2)Был уж очень поздний, может быть, предрассветный час. (3)Пока мы пели, пили, говорили друг другу вздор и смеялись, здесь, в этом чуждом нам мире неба, тумана и моря, взошла кроткая, одинокая и всегда печальная луна, и воцарилась глубокая полночь, совершенно такая же, как пять-десять тысяч лет тому назад. проверка поздний

Слайд 3

ЗАМЕНИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ бессонная ночь СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ проверка ночь без сна

Слайд 4

Выпишите грамматическую основу проверка нечто вставало; месяц замер, глядел

Слайд 5

Сколько грамматических основ в предложении? проверка 1

Слайд 6

Замените в данном предложении слово «гробовой» нейтральным синонимом . проверка необыкновенной

Слайд 7

Интернет-ресурсы http://www.chehov.name/images/stories/mypic/2010/ege.gif фон 1 слайда



Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ (ЗАДАНИЕ№12)

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Надо было хорошенько обдумать,(1) как сказать ему,(2) что она,(3) Динка,(4) повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда,(5) не поедет с ним кататься.

 

Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Маше сулили чин академика,(1) Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи,(2) а я просто была их подругой. Мне ничего не сулили.Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко,(3) чем собственными достоинствами,(4) именно потому,(5) что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.

 Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он большой,(1) зелёный,(2) есть где играть и в мяч,(3) и в пряталки,(4) и в разные другие игры. Ребята играли почти каждый день,(5) особенно летом. И я постепенно перезнакомился с ними,(6) и все мы относились друг к другу по-хорошему.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Я пришёл к Пожалостиным,(1) сказал,(2) в чём дело,(3) и попросил эти доски показать. Старушка выносит доски,(4)завёрнутые в чистый рушник.

Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Мы,(1)как дрова,(2) таскали на телегу стеклянные пирамиды,(3) циркули,(4) банки со змеями и лягушками.

Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий,(5) Анна Николаевна вдруг задумчиво проговорила:

 – Деньги-то ещё остались. Чего бы ещё купить?

Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он сидел всё в одном и том же месте,(1) около ножки кровати,(2) и,(3) когда кто-нибудь наклонялся над ним,(4) он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.

Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда у него,(1) у Веньки,(2) будет собственный сын,(3) он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. Он внимательно изучит,(4) в чём будут ходить друзья сына,(5) и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку...

Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки,(1) но все отказались самым решительным образом. Венька не мог даже предположить,(2) что ещё кого-то в классе не любят так же,(3) как его самого.

Очень хорошо зная,(4) как тяжело быть одному,(5) Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.

Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Мамина ладошка коснётся твоих волос,(1) потреплет их игриво,(2) и вот ушли все неприятности и огорчения,(3) как будто мама отвела их от тебя своей материнской рукой. Самое дорогое сокровище,(4) самая большая ценность в нашей жизни – руки нашей мамы!



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 3

1

Замените словосочетание «с жаром спорили», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

2

Замените словосочетание «родительская поддержка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «комната мамы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

4

Выпишите грамматическую основу из второй части сложного предложения.

В конце октября к утру стало холодать так сильно, что нам приходилось ночью топить печь.

5

Выпишите грамматическую основу из второй части сложного предложения.

Иван каждый месяц высылал сестре с племянником в деревню сто рублей, хотя для него это было подчас нелегко.

6

Выпишите грамматическую основу из предложения. Будьте, уважаемые читатели, требовательнее к молодым литераторам!

7

Укажите количество грамматических основ в предложении.

Чем больше земного имеешь, тем от большего количества неприятностей и случайностей хочется застраховаться, тем больше забот, которые усложняют жизнь.

Ответ: ___________________________.

2

Укажите количество грамматических основ в предложении.

События, о которых моя повесть, произошли в августе сорок четвёртого года, когда наши войска успешно прорвали оборону противника, окружили кишинёвскую группировку гитлеровцев и взяли большое количество пленных.

Ответ: ___________________________.

3

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда родители мои приехали в Москву,(1)в ней,(2)кроме ле-гендарных «сорока сороков» церквей,(3)были целы и Красные ворота,(4)и прежний Арбат,(5)среди живописных переулков которого я вырос,(6)и ещё многие и многие районы дореволю-ционной застройки.

Ответ: ___________________________.

4

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного пред ложения, связанными сочинительной связью.

Зимние каникулы были короче летних,(1)однако приносили с собой ёлочные праздники с Дедами Морозами,(2)

Снегуроч-ками,(3)а также с нарядными пакетами,(4)в которые завора-чивали подарки,(5)и нра вились мне они больше всех других каникул

1Среди предложений 1–6 найдите предложение с обособленным обстоятельством

Напишите номер этого предложения.

(1)Вот мы стоим у края плоскогорья, а до долины, лежащей далеко внизу, по меньшей мере триста метров. (2)Со скалы, которая нависает над нею, можно окинуть взглядом всю её на многие километры вокруг. (3)Глядя на неё сверху, представляешь себе, что здесь земная кора как бы провалилась и часть плоскогорья опустилась вниз. (4)По обе стороны долины, насколько можно охватить взглядом округу, протянулись гигантские уступы – отвесные неприступные скалы. (5)Ширина доли ны – двадцать километров, а каменные стены, ограждающие её,

одинаковой высоты и похожи друг на друга, как похожи между собой близнецы. (6)Мрачные и дикие, нависают они над приветливой, сияю щей долиной, и она напоминает прекрасную картину в грубой, топорной раме.

2Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

(1)Однажды утром, гуляя по лесу, я размышлял о том, что значит талант. (2)Вдруг вижу: на высокой ёлке, на самом верхнем её паль-чике, сидит маленькая птичка. (3)Я присмотрелся, и оказалось, что птичка эта поёт, потому что клювик её то откроется, то закроется. (4)Но такая эта птичка была невеликая, что звуки самой песенки до

меня не долетали и оставались все там, наверху. (5)Только птичке, выводившей свою песню, это было не важно: она пела потому, что славила утреннюю зарю, а вовсе не для того, чтобы песенку услы-шали все вокруг и её похвалили. (6)Так я нашёл ответ на вопрос о том, что такое талант. (7)Это, по-моему, есть способность делать в жизни больше, чем нужно только себе.

3Среди предложений 1–6 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством.

Напишите номер этого предложения.

(1)Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. (2)Батюшка у окна читал Придворный Календарь, ежегодно им получаемый. (3)Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не пере-читывал он её без особенного участия, и чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи. (4)Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обы чаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее. (5)Таким образом Придворный Календарь подолгу, иногда по целым месяцам, не попадался ему на глаза. (6)Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук

4В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вво-дном слове.

Друзья поступили,(1)как подобало мужчинам,(2)истинным черномор цам: выразили свои чувства сдержанными воскли-цаниями и тотчас перешли к делу.

– Куда идёшь,(3)Петька?

– На море,(4)дело есть одно,(5)Гаврик. А ты?

– На Ближние Мельницы,(6)к брату.

– Зачем?

– Надо,(7)значит. Пойдёшь?

– На Ближние Мельницы?

– А что же?



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

2022-2023 учебный год

10-11  класс

Продолжительность – 120 минут

Уважаемый участник олимпиады!
Вам предстоит выполнить письменные задания.
Время выполнения заданий соревновательного тура – 2 астрономических часа(120 минут).
Выполнение письменных заданий целесообразно организовать следующим образом:
 не спеша, внимательно прочитайте задание;
 обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;
 если Вы отвечаете на задание, связанное с заполнением таблицы или схемы, не старайтесь детализировать информацию, вписывайте только те сведения или данные, которые указаны в вопросе;
 особое внимание обратите на задания, в выполнении которых требуется выразить Ваше мнение с учетом анализа поставленной проблемы. Внимательно и вдумчиво определите смысл вопроса и логику ответа (последовательность и точность изложения).
Отвечая на вопрос, предлагайте свой вариант решения проблемы, при этом ответ должен быть кратким, но содержать необходимую информацию.
Задание соревновательного тура считается выполненным, если Вы вовремя сдаете его членам жюри.


Максимальная оценка-85 баллов

ЗАДАНИЕ 1.  Расставьте ударение в словах:

Включат, диспансер, завидно, заржаветь, камбала, колосс, некролог, обеспечение, симметрия, ходатайство.

ЗАДАНИЕ 2.  

Какие из приведенных слов являются заимствованными? По каким признакам каждого заимствованного слова вы пришли к такому выводу?

Город, обаяние, маркетинг, пафос, аэродром, препона, конферансье, ошеломить, сарафан, штаб.

ЗАДАНИЕ 3.  От географических названий образуйте нарицательные существительные со значением «житель данной местности».

Архангельск –

Одесса –

Кострома –

Киев –

Курск

Пермь-

Рим –

Баку –

ЗАДАНИЕ 4. Объясните разницу в значении паронимов, составив с каждым предложение:адресат – адресант, дипломат – дипломант, гарантийный – гарантированный.

ЗАДАНИЕ 5.

 Прочитайте стихотворение-«азбуку» В.Я. Брюсова «Июльская ночь».

Алый Бархат Вечереет,                                      Улетели Феи  Холить

Горделиво Дремлют Ели,                                  Царство Чары Шаловливой,      

Жаждет Зелень  - И iюль                                   Щебет Ѣдких Эпиграмм…

Колыбельной  Лаской  Млеет…                         начинаетЪ снЫ неволитЬ,

Нежно Отзвуки  Пропели…                                мVро льёт нетерпеливый

Разостлался Синий Тюль.                                 Юга Ясный θимиам. 

Назовите буквы, которые 1) исключены из состава современного русского алфавита, 2) сохранились в современном алфавите, но утратили первоначальное значение, 3) есть в современном алфавите, но не названы в стихотворении.

ЗАДАНИЕ 6

В современной науке в зависимости от морфологических и синтаксических свойств местоимения разделяют на следующие классы: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-наречия, местоимения-предикативы (выступают в роли сказуемого), местоимения-числительные.

Многие местоимения-существительные имеют формы всех падежей, однако из этой закономерности есть исключения. Например, у местоимения себя нет формы именительного падежа. Некоторые местоимения на более ранних этапах истории русского языка имели больше форм, чем сейчас.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте приведённые отрывки (1, 2) из текстов XVIII–XIX вв. и найдите в них местоимения-существительные, которые не имеют в современном русском языке форм всех падежей. Выпишите их в начальной форме и укажите разряд.

(1) Рой пчёл, по чудному случаю покрывший его лице, привёл его домашних в удивление. Они поверили, что Бог назначил его к нечему великому.

(2) …Он иногда плакал, а иногда, возводя глаза на небо, просил отпущения грехов некому, о имени которого не упоминал тогда.

2. Запишите в начальной форме два представленных в современном русском языке местоимения с той же приставкой и с тем же значением, что и подчёркнутое слово в предложении (3). Если какое-либо из них может иметь несколько вариантов в той же грамматической форме, что и подчёркнутое слово, перечислите все эти варианты.

(3) Я сей град, ради некакой надобности, воздвигнул, я же его, ради той же надобности, и разрушить хочу.

3. Выпишите из предложения (4) местоимение-наречие, определите его значение. Назовите представленное в современном русском языке местоимение-наречие того же разряда и образованное таким же способом, как и выписанное вами в данном пункте слово. Определите его значение, приведите пример употребления.

(4) Негде написано, что земледелец сеет со слезами, а с радостию пожинает.

*Примечание.

Все примеры приводятся в современной орфографии и пунктуации.

ЗАДАНИЕ 7

Какое значение вносят морфемы в общий смысл слова «перестройка»: сравнить корень, приставку, суффикс. Сравните окончание с отдельно взятыми фонемами или слогами с точки зрения их значимости. Имеют ли самостоятельное значение слоги и фонемы в слове «перестройка». Каким частям слова свойственная значимость?

ЗАДАНИЕ 8

Установите соответствие между типом словаря и словарной статьей. 1) энциклопедический; 2) этимологический; 3) грамматический; 4) толковый; 5) словарь литературных эпитетов.

а) ТЁРН, ТЕРН, -а; м. Колючий кустарник или дерево рода слив с мелкими тёмно-синими плодами, терпкого кисло-сладкого вкуса; плоды такого дерева. Заросли, кусты тёрна. Варенье из тёрна. Жареный гусь с маринованным тёрном. Терновый, -ая, -ое. Т. куст.

 б) ТЕРН. • Жгучий (Фруг). • Колючий (Дрожжин, Полежаев). • Язвительный (Фет, Фруг).

в) ТЕРН (терновник) — дерево или кустарник рода слива семейства розоцветных. Выращивают в основном в Европе; в России — в Поволжье. Плоды (1-4 кг с куста) терпкокислые; используются для изготовления варенья, мармелада.

г) ТЕРН. Народн. тёрен, род. п. тёрна, укр. те́рен, род. п. те́рну, др.-русск. тьрнъ, ст.-слав. трънъἄκανθα (Супр.), болг. трън, сербохорв. трн̑ , род. п. трн̑ а, словен. tŕn, чеш. trn "шип, колючка", trní ср. р. "колючий кустарник", слвц. tŕň м. "колючка", tŕniе ср. р. "колючий кустарник", польск. tarn, cierń, др.-польск. tarn, cirznie, в.-луж. ćerń м., н.-луж. śerń. Праслав. *tьrnъ, собир. *tьrnьĵe, родственно др.-инд. tŕ̥ṇam ср. р. "трава, стебелек", гот. Þaúrnus м. "терн, колючка"; см. Мейе, Ét. 447; Траутман, ВSW 324; Уленбек, Aind. Wb. 115; Торп 182; Шахматов, ИОРЯС 7, 1, 305.

 д) ТЁРН. Тёрн, тёрны, тёрна, тёрнов, тёрну, тёрнам, тёрн, тёрны, тёрном, тёрнами, тёрне, тёрнах.

ЗАДАНИЕ 9.

Даны следующие предложения со словом что:

        1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

             2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?

             3. Всё утро я думал, что скажу матери.

             4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.

             5. Что, у вас каждый день такой?

             6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.

Определите в каждом случае, какой частью речи является слово что  и какова его функция в высказывании.

ЗАДАНИЕ 10

Даны четыре фрагмента из поэтических текстов:

I.

Чуть свернешь, покинув тропы торные,

К откровенью Смуты ― и на миг

Будто злое зелье наговорное

Обожжет из кубка древних книг.

(Д. Андреев. Подмена)

II.

…А он взывал: «Пречистая, внемли! Житейский путь мой каменист и торен. Кабатчикам попал я в кабалу. Нордау Макса принял я хулу, да и его ли только одного!»

То был Верлен.

(Л. Мартынов. Проблема перевода)

III.

… Старый Мазай

Любит до страсти свой низменный край.

Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,

Торной дорогой ходить ему — скука!

(Н. Некрасов. Дед Мазай и зайцы)

IV.

Что ж! Пойду дорогой торной,

Думал я, толпе вослед,

Скромен, тих, благонамерен,

Бросив юношеский бред.

(А. Плещеев. Много злых и глупых шуток…)

Вопросы и задания:

1. Лингвист А. предположил, что в одном из приведённых выше фрагментов слово торный имеет авторское (окказиональное) значение, противоположное тому, в котором оно употреблено в трёх остальных фрагментах. Истолкуйте оба этих значения, соотнеся их с фрагментами поэтических текстов. Объясните, как возникло авторское (окказиональное) значение.

2. Назовите глагол, от которого образовано слово торный.

В данном прилагательном и производящем глаголе представлен корень, который в исторически родственном им бесприставочном глаголе содержит иную гласную. Укажите этот бесприставочный глагол.

3. Перед вами ещё один поэтический фрагмент. В нём лирический герой обращается к Африке:

V.

Дай за это дорогу мне торную__

Там, где нету пути человеку,

Дай назвать моим именем черную

До сих пор не открытую реку.

(Н. Гумилёв. Вступление к сборнику «Шатёр»)

В некоторых изданиях на месте подчёркивания стоит запятая, в других изданиях она отсутствует.

Объясните, возможно ли понимание в данном фрагменте слова торный в окказиональном значении, если на месте подчёркивания есть запятая.

КЛЮЧИ:

Задание 1.

Модель ответа.

Включат, диспансер, завидно, заржаветь, камбала, колосс, некролог, обеспечение, симметрия, ходатайство.

Критерии оценивания: по 0,5 балла за верный ответ.

Итого: максимум 5 баллов.

Задание 2.

Модель ответа:

 К заимствованным словам относятся:

1) маркетинг (английское -инг);

2) пафос (греческое -ос);

3) аэродром (латинский словообразовательный элемент аэро);

4) конферансье (французское - конечные ударные -е/-э, -и, -о);

5) сарафан (тюркизм: «сингармонизм» - гармония гласных);

6) штаб (немецкое начальное шт-).

Критерий оценивания: 1 балл за каждое правильно выбранное слово и по 1 баллу за каждый комментарий к слову. Итого: мaксимум 12 баллов.

Задание 3.

Модель ответа:

архангелогородцы, -ец, -ка 
одесситы, -ит, -ка 
костромичи, -ич, жительница Костромы 
киевляне, -ин, -ка 
куряне, -ин, -ка
пермяки, -як, -ячка 
римляне, -ин, -ка 
бакинцы, -ец, -ка

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждое верно образованное слово.

Итого: максимум 8 баллов 

Задание 4.

Модель ответа:

Адреса́т (или получатель) — человек или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.
Адреса́нт (или отправитель) — человек или организация, которые адресуют почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение

Дипломат – должностное лицо, специалист, занимающийся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений. 
Дипломант – лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п.

Гарантийный – относящийся к гарантии.
Гарантированный – обусловленный законом, обеспеченный.

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждое правильно составленное предложение.

Итого: максимум 6 баллов

Задание 5.

Модель ответа:

 1) Исключены из состава современного алфавита буквы, имевшие названия «и десятиричное» (с точкой сверху), «ять», «ижица», «фита». 2) Сохранились в современном алфавите, но утратили первоначальное значение буквы, называвшиеся «ерь» (мягкий знак) и «ер» (твердый знак). 3) Есть  в современном алфавите, но не названы в стихотворении буквы Ё и Й. 

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждый  правильный ответ .

Итого: максимум  3 балла.

Задание 6

Модель ответа:

1. Это неопределённые местоимения нечто, некто.

2. Некий и некоторый. У некий имеются вариантные формы некой и некоей, каждая из которых в современном русском языке могла бы служить переводом подчёркнутой формы.

3. Негде ‘где-то’ / ‘кое-где’. Современное слово — некогда в значении ‘когда-то’.

Возможные примеры употребления: «Требовались новые люди, и скоро Новосёлов сделался директором того самого института, который некогда с таким трудом окончил». [В. П. Катаев. Фиалка (1973)] / «Единственный хищник ― динго, и то его считают одичалой домашней собакой, некогда привезённой сюда аборигенами». [Д. А. Гранин. Месяц вверх ногами (1966)]

Критерии оценивания:

1. За указание местоимений некто и нечто — по 1 баллу (всего 2 балла). За верно указанный разряд местоимений — 1 балл. Всего 3 балла.

2. За указание местоимений некий и некоторый — по 1 баллу (всего 2 балла). За указание вариантных форм: некой — 0,5 балла, некоей — 1 балл (всего 1,5 балла). Всего 3,5 балла.

3. За указание слова негде — 0,5 балла; за определение значения ‘где-то’ / ‘кое-где’ — 1 балл (всего 1,5 балла). За указание слова некогда — 0,5 балла; за определение значения ‘когда-то’ — 1 балл; за приведение корректного примера — 0,5 балла (всего 2 балла). Всего 3,5 балла.

Итого: максимум 10 баллов.

Задание 7

 Какое значение вносят морфемы в общий смысл слова «перестройка»: сравнить корень, приставку, суффикс. Сравните окончание с отдельно взятыми фонемами или слогами с точки зрения их значимости. Имеют ли самостоятельное значение слоги и фонемы в слове «перестройка». Каким частям слова свойственная значимость?

Модель ответа:

 в слове пере-строй-к-а выделяются: корень строй-, приставка пере-, суффикс –к- и окончание –а. Каждая из этих морфем обладает определённой значимостью. Корень выражает основную идею общего значения слова, суффикс и окончание указывают на то, что данное слово обозначает действие, названное корнем как предмет (в широком смысле), является существительным, приставка пере- указывает на направление того действия, которое обозначено корнем. Своей значимостью морфемы отличаются от фонетических частей слова – звуков и слогов, которые сами по себе никаких значений не выражают. Это же слово перестройка можно поделить на звуки: [п-е-р-е-с-т-р-о-й-к-а], на слоги: пе-ре-строй-ка. И те и другие лишены самостоятельного значения.

Критерии оценивания: по 3 балла за каждый из трёх ответов на вопрос.

Итого: максимум 9 баллов.

Задание 8

Модель ответа:

Ответ: 1- в; 2 – г; 3 – д; 4 – а; 5 – б

Критерии оценивания: за каждое верное соответствие – 2 балла

 Итого: максимум 10 баллов.

ЗАДАНИЕ 9.

Даны следующие предложения со словом что:

        1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

             2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?

             3. Всё утро я думал, что скажу матери.

             4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.

             5. Что, у вас каждый день такой?

             6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.

Модель ответа

1. В первом предложении что  – подчинительный союз, его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.

2. В втором предложении что – это вопросительное местоимение, его функция – специальный вопрос (или помогает задать вопрос).

3. В третьем предложении что- относительное местоимение в роли союзного словаФункция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.

4. В четвертом предложении что  – подчинительный союз, его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.

5. В пятом предложении что-частицаФункция- предание предложению определенного эмоционального оттенка. А данном предложении недоумения.

6. В шестом предложении что- относительное местоимение в роли союзного словаФункция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.

Критерии оценивания: за правильно указанную часть речи 1балл, за указание функции 1балл(всего 2 балла за правильный ответ)

Итого: максимум 12 баллов

Задание 10

Модель ответа.

1.

I, III, IV: торный ‘гладкий / ровный / привычный / лёгкий / проходимый’.

II: торный ‘трудный, непроходимый’. Это значение возникло в результате контаминации со словом тернистый.

2. Торить (допустимо: проторить), тереть (сравни: торная дорога протёртая дорога).

3. Если запятая есть, слова «там, где нету пути человеку» можно интерпретировать как уточнение к прилагательному торный. Тогда прилагательное можно понять в окказиональном значении. Возможно и ещё одно объяснение: слово там — это обстоятельство, которое относится ко второй части предложения (строки 3-4), тогда дальнейший контекст никак не влияет на интерпретацию слова торный, которое в таком случае можно понять и как ‘лёгкий, ровный’, и как ‘тернистый’.

Критерии оценивания:

1. За указание на пример II, в котором слово торный имеет авторское (окказиональное) значение, — 2 балла.

За истолкование значения ‘трудный, непроходимый’ — 2 балла.

За истолкование в примерах I, III, IV слова торный как ‘гладкий / ровный / привычный / лёгкий / проходимый’ — 1 балл.

За указание на то, что в примере II контаминация с тернистый, — 2 балла.

Всего за п. 1 — 7 баллов.

2. За указание на глагол торить (допустимо: проторить) — 1 балл. За указание на глагол тереть — 2 балла. Всего 3 балла.

№ заданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кол-во баллов

5

12

8

6

3

10

9

10

12

10

Итого

85 баллов.



Предварительный просмотр:

Тренажер.     Языковые средства выразительности

Средства речевой выразительности — это речевые обороты, основной функцией которых является придание языку красоты и выразительности, многогранности и эмоциональности.
Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением) средства.
Фонетические средства выразительности
1. Аллитерация — повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков.
Например: Город грабил, грёб, грабастал.
2. Ассонанс - повторение гласных. Например:
Мело, мело по всей земле
Во вс
е пределы.
Св
еча горела на столе,
Св
еча горела...(Б.Пастернак)

3. Звукоподражание - Воспроизведение природного звучания, имитация звука. Например:
Как носят капли вести о езде,
И всю-то ночь всё цокают да едут,
Стуча подковой об одном гвозде
То тут, то там, то в тот подъезд, то в этот.


Лексические средства выразительности (тропы)
1. Эпитет — Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление
Например: золотая роща, весёлый ветер
2. Сравнение - Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.
Например: И берёзы стоят, как большие свечки.
3. Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве.
Например: Ситец неба голубой.
4. Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы.
Например: Спит черёмуха в белой накидке.
5. Метонимия - замена одного слова другим на основе смежности двух понятий.
Например: Я три тарелки съел.
6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, yпотре6ление целого вместо части (и наоборот).
Например: Швед, русский колет, рубит, режет...

7. Аллегория - иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).
Например: Лиса – аллегория хитрости, заяц - трусости
8. Гипербола - преувеличение.
Например: Двести лет тебя не видел.
9. Литота - преуменьшение.
Например: Подожди 5 секунд.
10. Перифраза - пересказ, описательный оборот, содержащий оценку.
Например: Царь зверей (лев).
11. Каламбур - игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.
Например:
Сев в такси, спросила ТАКСА:
"За проезд какая ТАКСА?"
А водитель: "Денег с ТАКС
Не берем совсем. Вот ТАК-С!"

12. Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов.
Например: звонкая тишина, горячий снег
13. Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов.
Например: зарыть талант в землю.
14. Ирония - тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Например: Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши.
Синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры)
1. Инверсия — нарушение прямого порядка слов
Например: Тебя мы ждали долго.
2. Эллипсис - пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого.
Например: Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги.
3. Умолчание - прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять.
Например: Я страдал... Я хотел ответа... Не дождался... Уехал...
4. Вопросительное предложение - синтаксическая организация речи, которая создаёт манеру беседы.
Например: Как заработать миллион?
5. Риторический вопрос - вопрос, в котором содержится утверждение.
Например: Кто ж не сможет его догнать?

6. Риторическое обращение - выделение важных смысловых позиций.
Например: О Море! Как же я скучал!
7. Синтаксический параллелизм - сходное, параллельное построение фраз, строк.
Например: Уметь просить прощения — показатель силы. Уметь прощать — показатель благородства.
8. Градация - расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.
Например: Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.
9. Антитеза - стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий.
Например: Волос длинный - ум короткий.
10. Анафора — единоначатие.
Например:
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.

11. Эпифора — повтор конечных слов.
Например:
Лес не тот!
Куст не тот!
Дрозд не тот!


12. Парцелляция — разделение предложения на части.
Например: Зашёл человек. В кожаной куртке. Грязный. Улыбнулся.

Таблица –помощник

Подсказки в задании.

Прочитайте текст и выполните задания 22−27.

 

(1)Тот, кто любит искусство истинно, кто любит поэзию, литературу, не должен искусственно ограничивать себя только одной сферой и пребывать в полном равнодушии к музыке, танцу, изображению…

(2)Людям свойственно всестороннее, гармоническое развитие интересов и вкусов. (3)И я даже как-то не представляю себе человека, который любил бы серьёзную музыку и оставался бы глух к поэзии Пушкина, Блока, Маяковского, никогда не читал бы Толстого, Чехова. (4)Или страстного знатока литературы, поэзии, который не бывал в Эрмитаже, Третьяковской галерее, в Русском музее. (5)Не очень поверю я в его любовь к стихам: стихи полны впечатлений от полотен великих художников, от ландшафтов России, от городов мира…

(6)Где найти чудака, который изучает Шекспира, а в театре никогда не бывал? (7)Уж кто его любит, не пропустит «Гамлета» ни в театре, ни на экране! (8)Даже тот, кто не обладает активным музыкальным слухом, если он человек культурный по-настоящему, он ходит на концерты, слушает музыку в записи или по радио. (9)Как можно добровольно отказаться от величайших ценностей, накопленных человечеством? (10)Как можно без них правильно судить об искусстве и о его воздействии на людей?

(11)По счастью, человек, развивший в себе способности воспринимать искусство, не ограничивает себя какой-то одной областью (если даже он профессионально работает в ней), а, наоборот, стремится как можно больше узнать и ощутить эту благотворную связь искусств между собой.

(12)Разве наше представление о Пушкине ограничивается его сочинениями? (13)Нет! (14)Мы не можем назвать почти ни одного большого русского композитора, который не создал бы оперу на пушкинский текст, не положил бы на музыку пушкинские стихи. (15)Даргомыжский написал на текст Пушкина «Русалку»; Мусоргский  — народную драму «Борис Годунов»; Римский-Корсаков  — «Сказку о царе Салтане», «Моцарта и Сальери», «Золотого петушка»; Чайковский  — «Онегина», «Пиковую даму», «Мазепу»; Рахманинов  — «Алеко»; Глиэр  — «Медного всадника»…

(16)Пушкинские сюжеты в изобразительном искусстве составляют целую пушкиниану, которую начинают такие художники, как Брюллов, Репин, Врубель. (17)А какие вдохновенные иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина создал выдающийся советский гравёр Владимир Фаворский! (18)И отличные иллюстрации к «Борису Годунову»  — художникграфик Евгений Кибрик.

(19)А облик самого Пушкина! (20)Памятник работы скульптора Опекушина на Пушкинской площади в Москве. (21)Памятник в СанктПетербурге, созданный скульптором Аникушиным: вдохновенное изображение Пушкина в момент вдохновенного чтения стихов  — разве это не продолжение пушкинской темы в искусстве?

(22)А исполнение стихов Пушкина и его прозы… (23)Например, Игорь Владимирович Ильинский «рассказывает» «Золотого петушка» так, что пушкинская сказка начинает сверкать новыми красками  — чистыми, звонкими, радует тонким юмором, остротой, сатирой на царей и их приближённых.

(24)А разве воплощённый Шаляпиным образ Бориса Годунова в опере Мусоргского не продолжение Пушкина? (25)Или шаляпинский Мельник в «Русалке»? (26)А шаляпинский же Сальери?..

(27)Каждый, кого интересует не только отдельное произведение, но и совокупность впечатлений, которую составляет понятие «культура», каждый культурный человек стремится воспринять все грани искусства, все его сущности, или, как ещё говорят, ипостаси.

(28)Знакомство с искусством, поэзией, литературой вызывает стремление не только воспринимать прекрасное, но и многое знать об этом прекрасном и о том, кем оно создано, как создано, когда. (29)Рождается желание глубоко постигнуть, осмыслить явления и сопоставить одно явление с другим. (30)Отсюда наш интерес к истории искусства, литературы, к биографии создателей гениальных творений, к процессу их творчества, к той эпохе, в которую они жили.

(31)Разрозненные впечатления соединяются в общую картину культуры. (32)Каждому явлению отводится своё место. (33)И каждое явление оценивается не только само по себе, но и в сопоставлении с другими. (34)Значительное, великое мы научаемся отличать от пошлого и преходящего. (35)Великие творения слушаем, смотрим и перечитываем неоднократно. (36)И с каждым разом находим в творениях всё больше красот.

(По И. Л. Андроникову*)

Ираклий Луарсабович Андроников (1908−1990)  — советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий.

Задание 26.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

 

«Текст написан в публицистическом стиле, о чём свидетельствуют разнообразные изобразительно-выразительные языковые средства. Литературовед Ираклий Луарсабович Андроников очень эмоционально рассказывает о приобщении людей к искусству. Для большей убедительности писатель использует такое синтаксическое средство, как (А)____ (в предложениях 3, 4, 15), и такой приём, как (Б)____ (предложения 12−14). Троп — (В)_____ («чистыми, звонкими красками», «тонким юмором» в предложении 23) и приём  — (Г)_____ («каждый», «все» в предложении 27)  — придают тексту яркость и выразительность».

 

Список терминов:

1)  сравнение

2)  эпитеты

3)  вопросительные предложения

4)  антитеза

5)  восклицательные предложения

6)  ряд(ы) однородных членов предложения

7)  лексический повтор

8)  вопросно-ответная форма изложения

9)  метафора

Лексика

Тропы

Синтаксис

1)  сравнение

3)  вопросительные предложения-синтаксическое средство

2)  эпитеты

4)  антитеза-прием

9)  метафора

5)  восклицательные предложения- синтаксическое средство

6)  ряд(ы) однородных членов предложения- синтаксическое средство

7)  лексический повтор-прием

8)  вопросно-ответная форма изложения-прием

Пояснение

а

6)  ряд(ы) однородных членов предложения 

б

8)  вопросно-ответная форма изложения 

в

2)  эпитеты 

г

7)  лексический повтор 

«Текст написан в публицистическом стиле, о чём свидетельствуют разнообразные изобразительно-выразительные языковые средства. Литературовед Ираклий Луарсабович Андроников очень эмоционально рассказывает о приобщении людей к искусству. Для большей убедительности писатель использует такое синтаксическое средство, как (А) 6)  ряд(ы) однородных членов предложения (в предложениях 3, 4, 15), и такой приём, как (Б) 8)  вопросно-ответная форма изложения (предложения 12−14). Троп  — (В) 2)  эпитеты («чистыми, звонкими красками», «тонким юмором» в предложении 23) и приём  — (Г) 7)  лексический повтор («каждый», «все» в предложении 27)  — придают тексту яркость и выразительность».

 

A

Б

В

Г

6

8

2

7