Уроки литературы


Предварительный просмотр:

ПРАКТИКУМ ПО ТВОРЧЕСТВУ А.Т.ТВАРДОВСКОГО (9 КЛАСС)

1.Когда А.Т. Твардовский впервые побывал в Москве?

2.Что из творчества А.Т.Твардовского стало первой значительной поэтической удачей?

3.Какая тема стала центральной в творчестве А.Т.Твардовского в 30-х годах?

4.Какие вузы закончил А.Т.Твардовский?

5.Главным редактором какого журнала был А.Т. Твардовский?

6.Стихотворение «Я знаю: никакой моей вины…» было написано А.Т. Твардовским в 1968 году. Известно, что в первоначальной редакции произведение имело другой конец:

Речь не о том. Но все же… что же все же? Не знаю.

 Только знаю, в дни войны На жизнь и смерть у всех права равны.

Почему изменил концовку стихотворения?

7.Твардовский был военным журналистом, но ему никогда не разрешали участвовать в боях. На фоне какого эмоционального порыва поэт создал это стихотворение?



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе. Поэтическая мастерская. А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Цели урока: краткое ознакомление с фактами биографии А.А. Фета, его литературной деятельностью; повторение понятий «лирика», «лирический герой», «лирический образ», «эпитет», «метафора», «олицетворение», «строфа» и др.; учить понимать мысль поэта о безыскусственности лирики, стремление Фета остановить мгновение и запечатлеть его в слове, понимать, какие чувства испытывает лирический герой стихотворения при восприятии картин природы; объяснять роль восклицания, слышать музыкальный ритм поэтической речи Фета, определять средства художественной выразительности и объяснять их роль в стихотворении

Образовательные:

- познакомить с жизнью и творчеством Фета, пробудить интерес к его лирике, помочь понять настроение, чувства поэта;

- совершенствовать умения выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста;

- способствовать взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития учеников, разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества школьников на уроке (ученик-учитель, ученик-ученик);

Развивающие:

- развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;

- развивать образное и аналитическое мышление;

- развивать навыки совместной работы, межличностного общения;

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства;

- воспитывать эстетический вкус;

- формировать познавательную активность учащихся.

Оборудование: презентационный материал о А.А. Фете, мультимедийная установка, высказывание Фета «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит», учебник литературы под редакцией В.Я. Коровиной, 6 класс; фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» под ред. В.Я. Коровиной.

Тип урока: поэтическая мастерская построения знаний.

Формы работы: фронтальная, групповая (в парах, в четвёрках), индивидуальная

МЕТОДЫ

I. По источнику получения знаний:

1. Словесные (беседа, рассказ);

2. Практические (анализ лирического произведения).

II. По уровню активности познавательной деятельности:

1. Эвристический (творческая работа; поиск учениками решений поставленных образовательных и воспитательных задач);

2. Объяснительно-иллюстративные (беседа, словесные объяснения);

3. Исследовательский (творческий подход к решению задач и применение знаний).

III. По функциям:

1. Методы поисковой и творческой работы учащихся по восприятию и усвоению материала;

2. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и знаний (умение четко формулировать мысли, применять полученные знания в актах коммуникации, умение

самостоятельно мыслить).

Межпредметные связи:

– с историей (информация о биографии писателя);

– с русским языком (характеристика отдельных частей речи).

Оргмомент  1 мин.

Учитель: Я рада вновь вас видеть! Сегодня  с нами на уроке гости. Мы их приветствуем. Давайте подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.  Хочу пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями и  вы получили удовольствие от работы. Садитесь.

Мотивация 

Целеполагание и планирование деятельности. 1 мин.

Демонстрация  слайдов - картин художников – экспрессионистов

3 мин.

Кластер со словом природа /вижу, слышу, чувствую/2 мин.

Вызов

Формулировка темы урока 1 мин.

Постановка цели 2 мин.

Учитель: Сегодня я приглашаю вас в поэтическую мастерскую. Вам предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить ряд заданий, побывать в роли литературоведов и творцов.  Сегодня мы продолжим учиться видеть, слышать и понимать красоту художественного слова. Для работы нам понадобятся учебник и тетрадь по литературе.

Учитель: Тему, над которой мы будем работать в поэтической мастерской,  вы сформулируете сами, а для этого мы побываем в виртуальной картинной галерее. Посмотрите на экран. . В нашей мастерской репродукции картины известных художников. /слайды./

Что объединяет эти картины? (Это картины родной природы - пейзажи).

Учитель: Ребята, я попрошу вас составить кластер со словом природа. Запишите ассоциации, которые возникают в вашем воображении, когда вы слышите это слово. 

/чтение 1-2 работ/

Учитель: Замечательно, у вас очень разнообразные представления о родной природе. И эти представления сформированы не только нашими собственными наблюдениями, но и различными произведениями искусства, в том числе и поэтическими.

- Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Правильно, сегодня мы поговорим о том, как изображается природа в поэзии.

- Сегодня в центре нашего внимания стихотворение поэта 19 века. Его портрет перед вами. /слайд 15/ Послушайте строки из стихотворений, принадлежащих перу поэта и постарайтесь вспомнить их названия.

  • Ласточки пропали,
    А вчера зарёй
    Всё грачи летали
    Да, как сеть, мелькали
    Вон над той горой.

  • Чудная картина,
    Как ты мне родна:
    Белая равнина,
    Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

  • Зреет рожь над жаркой нивой,
    И от нивы и до нивы
    Гонит ветер прихотливый
    Золотые переливы.

  • О первый ландыш! Из-под снега
    Ты просишь солнечных лучей…

Вы узнали, кто это? Правильно, А.А. Фет. /слайд 16/

Учитель:  Итак, сформулируйте тему урока. Природа в поэзии А.А.Фета. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила». /слайд 17/

Учитель: Какие же цели мы поставим? Что вы должны узнать и чему научиться  в поэтической мастерской? Используйте слова-помощники:

Список на доске: узнать, познакомиться, учиться, уметь, выяснить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, понять. (познакомиться с творчеством поэта. Учиться  выразительно читать, работать с текстом стихотворение. Понять, что хотел сказать автор своим произведением)

Презентация. Очерк жизни и творчества А.Фета 3 мин.

Работа ученицы в качестве домашнего задания

Учитель: Сейчас  мы  познакомимся с очерком жизни и творчества А.А. Фета, который в качестве домашнего задания приготовила Кузнецова Д.

Прослушивание стихотворение

 1.08 мин.

Беседа на выявление восприятия текста. Обмен мнениями 2 мин.

Учитель: Природа – любимая тема А. Фета.

А сейчас  сядьте удобнее и настройтесь на восприятие лирического произведения. Послушайте стихотворение Фета  в исполнении мастера художественного слова народной артистки Алины Покровской. /слайд 18/

Фонохрестоматия

- Ребята, понравилось ли вам стихотворение?

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение в исполнении актрисы?

- Посоветуйтесь друг с другом и назовите одно слово, которое точно опишет ваше чувство, которое вы испытали, слушая стихотворение.

Работа с эпиграфом, записанным на доске 1 мин.

 «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит» /А. Фет/

Учитель: Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. /читать с доски/

- Как вы понимаете эти строки?

И сегодняшняя наша задача проанализировать стихотворение поэта, заглянуть в его поэтическую мастерскую, увидеть и почувствовать, что же он скрыл за своими строками.

Работа с текстом стихотворения /самостоятельно по учебнику/ 2 мин.

Учитель: Текст стихотворения откройте в учебнике ( стр.203).

Прочитайте его самостоятельно и вдумчиво. Сопоставьте своё чтение с чтением актрисы.

Анализ стихотворения 10 мин.

1 строфа

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

2 строфа

Ветер. Кругом всё гудет и колышется,

Листья кружатся у ног,

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

3 строфа

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мёртвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

- Сколько строф в стихотворении?

Прочитаем внимательно первую строфу…/слайд 19/ и вопросы на слайдах

Учитель: Что вы представили, когда услышали первую строку стихотворения?

Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь?

Ответы: лес; человек пробирается сквозь чащу деревьев….

Учитель: Случалось ли вам быть в одиночку в осеннем лесу? Что вы чувствовали, переживали?

Ответы: страх, радость, тревогу, спокойствие….

Какие чувства испытывает герой, оставшись один в лесу?

Ответы: ему жутко, грустно, но в то же время весело.

Учитель: Вы правы, в осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе. сам герой говорит: «Я ничего не пойму». Он в растерянности. Не потому ли чувство смешанное, что Фет этой строкой создает атмосферу таинственности, сказочности?

 А строка «Ель рукавом мне тропинку завесила...» - метафора : ель - женщина-колдунья, ветка - рукав ее платья.

 Как вы думаете, что автор этим хотел передать?

Может автор сравнивает ель с женщиной – колдуньей, которая преградила дорогу путнику, манит его

вглубь леса и закрывает от его взора лесные тропинки?

- Прочитайте 2–4 строчки: какой гласный звук повторяется в них чаще других? Каким он является: ударным или безударным? Какое чувство вызывает повторение этого звука?

- Путник словно бы не осознает себя; главное его ощущение — ветер, который заполняет собой все окружающее пространство.

Читаем 2-ю строфу…/слайд 25/ и вопросы на слайдах

С какого слова – предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему? 

Ответы: со слова «ветер», возможно, автор показывает одиночество героя.

На какие части делится вторая строфа?

Ответы: строфа делится на две части: кругом всё гудёт и колышется и неожиданный звук

рога.

- Как вы понимаете значение глагола “гудет”? (издает гул, урчание). Каким является это слово: общеупотребительным или диалектным? Как, по-вашему, отличается смысл глагола “гудет” от смысла глагола гудит?

- Какое слово разделяет строфу?

Ответы: Разделяет строфу слово «чу».

Учитель: Правильно. А к какой части речи оно (слово «чу») принадлежит? И с какой целью используется?

Ответы: Чу – междометие, которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки. Междометие носит просторечный характер. 

Учитель: А каким словом можно заменить это просторечное междометие?

Ответы: вдруг, слышишь….

Учитель: И что же герой неожиданно слышит?

Ответы: взывающий рог.

Учитель: Правильно. А что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?

Ответы: если ученики не знают, то учитель объясняет. Статья учебника (с. 209, ч. 1) говорит: “Но неожиданно до слуха доносится звук „тонко взывающего рога“. На самом деле с помощью рога посылали сигналы друг другу охотники. Осенью открывался охотничий сезон, помещики съезжались вместе и с собаками охотились на различного зверя, причем часто охота длилась много дней и уходила довольно далеко от жилья. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и переживание одиночества развеивается при воспоминании об охоте, от мысли о близком присутствии человека”.

- Как вы понимаете значение «взывающий»?

Ответы: взывающий – обращаться с призывом, звать.

Учитель: Часто ли это слово «взывающий» употребляется в современной речи?

Постарайтесь подобрать к нему синонимы.

Ответы: Не употребляется, потому что высокого стиля. Синонимы: зовущий, зазывающий, ведущий, вызывающий, приглашающий...

Учитель: Литературовед Б.Я.Бухштаб пишет, что «природу Фета мы видим всегда в определенный час суток и в точно определенное время года… Пейзажи Фета не просто весеннее - летние, осенние или зимние. Фет изображает более частные, более короткие отрезки сезонов – например, приметы поздней осени или ранней весны.» Как вы считаете, о каком времени года идет речь в этом стихотворении. Подтвердите строчками.

С помощью звукописи Фет передает нам, как сквозь шум ветра и шуршание листьев (“неожиданно слышится”) доносится иной звук: “тонко взывающий рог” (в этой строке “работают” и ударные гласные, и сочетание согласных [вз]). Звук рога словно бы прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии.

- Как меняется настроение во второй части строфы?

Ответы: Звук рога будто прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии.

Молодцы! Теперь читаем 3-ю строфу… /слайд 32/ и вопросы на слайдах

Рассмотрим первую строку 3-ей строфы: «Сладостен зов мне глашатая медного!». Сладостен - краткое прилагательное мужского рода единственного числа именительного падежа; Какова полная форма слова «сладостен»?

Ответы: сладостный.

Учитель: Верно. А, как вы думаете, в чем отличие значений прилагательных «сладкий» и «сладостный»?

Ответы: Сладкий – имеющий вкус, свойственный сахару или меду.

Сладостный – приятный, доставляющий удовольствие. 

- Глашатай - в старину вестник, всенародно объявляющий что-нибудь.

- Найдите в предыдущей строке слово, однокоренное существительному зов. Какие гласные чередуются в этом корне? Какие согласные остаются неизменными?/вз/

Учитель: Здесь зов «глашатая медного» – символ жизни, присутствия человека – противопоставлен символу угасания природы – «мертвым листам»

А теперь обратимся к двум последним строчкам стихотворения.

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

К кому или к чему обращается герой в этих строчках?

Ответы: к глашатаю медному, то есть к рогу. Если нет ответа, то учитель поясняет.

Учитель: Наверное, герой обращается к рогу – глашатаю медному. Вы согласны?

Ответы: Да, согласны. Если нет, то слушает возможные варианты и их аргументацию.

Учитель: Как вы понимаете выражение странник бедный: «бедный» в значении «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»?

Ответы: несчастный, одинокий.

- Какие слова в стихотворении кажутся вам высокими и обычно не употребляются в устной речи? Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении?

Взывающий, сладостен, глашатай.

  • Жизнеутверждающий пафос:

даже когда ты один и тебе всё препятствует, выход есть всегда, только нужно собраться и услышать звук спасительного рога.

И словно весь мир вокруг оживает — раздвигаются ветви деревьев, отрывая путь страннику, солнце выходит из-за туч, чтобы порадоваться внезапному счастью героя. И вот мы уже вместе с ним спешим навстречу этому счастью, навстречу любви, навстречу жизни.

- Обратите внимание на разную длину строк. Как это связано с теми чувствами, которые передает поэт?

- Как высчитаете, они напоминают вам порывы ветра?

Ответы: Да, они похожи на порывы ветра.

Творческая работа. Поэтическая мастерская 8 мин.

Творческий процесс: поиск и анализ информации, планирование, распределение ролей в группе, подготовка к защите.

 Представление группами задания –мини – проекта  3 мин.

Реализация построенного проекта

Учитель: Итак, ребята, сейчас вам предстоит выполнить самостоятельно исследовательскую работу. Вы будете работать в парах. /слайд 40/

«Чтецы» готовят выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь в своём чтении не только раскрыть сложную гамму переживаний лирического героя, но и передать мелодию, создаваемую чередованием длинных и коротких строк стихотворения.

«Психологи» отвечают на вопросы: какие чувства, ощущения преобладают в частях стихотворения, почему лирический герой переживает смятение чувств , на что надеется и т.д., составляют эссе (подобно предложенному в учебнике с.219), в котором передают психологическое состояние лирического героя стихотворения.
«Художники» создают на доске коллаж, выбирая из предложенных иллюстраций те, которые, по их мнению, вызывают ассоциации со стихотворением Фета. - Какую иллюстрацию к этому стихотворению вы могли бы нарисовать? Какие краски выбрали бы?

«Литературоведы» представляют анализ стихотворения, опираясь на вопросы:
а) Тема, идея стихотворения
б) Художественные образы

в) Художественные приёмы и изобразительно-выразительные средства.

(Метафоры - " ель рукавом мне тропинку завесила", "листья кружатся у ног" - помогают понять душу природы; эпитеты - " глашатай медный", "тонко взывающий рог", " странник бедный" - делают текст выразительным, мелодичным, аллитерация «кругом всё гудёт и колышется, листья кружатся у ног» помогает благодаря обилию шипящих и свистящих звуков передать шум деревьев на ветру).

«Аналитики» Ответить на вопросы «Почему нам нужно обращаться к творчеству А.А. Фета? Что нам дает чтение стихов этого поэта?»

«Философы» Мережковский сказал: «Стихи Пушкина – золотые, стихи Лермонтова стальные, стихи Некрасова – каменные». Подберите определение к стихам Фета.

Формулировка выводов 1 мин.

Учитель: Теперь давайте сделаем выводы – о чём стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»? (класс принимает участие в формулировке выводов урока). /слайд 41/

- Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.

- Фет в стихотворении создает образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину.

- В строках стихотворения поэт использует предложения разных структур.

Итак, мы видим, что в этом стихотворении А.А. Фета состояние природы сливается с человеческими эмоциями. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя стремятся отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности

Чайковский писал о Фете: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным…». Согласны ли вы с этим высказыванием?

- Меняется политическая обстановка, меняется жизнь общества, но вечными остаются общечеловеческие ценности: любовь, красота, природа, музыка – все то, что составляет мир поэзии А.А.Фета.

Рефлексия 2 мин.

Учитель:  Сейчас я даю вам минутку на размышление, пожалуйста, подумайте, что дал вам сегодняшний урок. Подведем итоги нашей мастерской. Я предлагаю вам оценить собственный вклад в работу на уроке и продолжите предложения. /слайд 42/

Сегодня на уроке

    Я понял, что….

    Я для себя открыл…

    Мне понравилось…

Подведение итогов учебного занятия 

0,5 мин.   

Благодарность за сотрудничество.

Контроль и самоконтроль 1 мин.

Учитель:  Сегодня на уроке мы все хорошо поработали. Но нам нужно выставить оценки. Давайте вместе попробуем это сделать. Каждый оценит свою работу. /слайд 43/

Домашнее задание 1 мин.

Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила». /слайд 44/

Индивидуальное задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения А. А. Фета «Морская даль во мгле туманной...» (текст дан на форзаце учебника).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  https://ege.fipi.ru/os11/images/chk_ds.gif

09C27C

Рабочий лист. Подготовка к ЕГЭ. Д.И.Фонвизин «Недоросль». Подборка материалов ФИПИ.

К какому литературному направлению, возникшему в России во 2-й четверти XVIII века, традиционно относят поэзию Г.Р. Державина? (Укажите название направления в единственном числе именительного падежа).

Укажите название литературного направления, возникшего в России во  2-й четверти XVIII века, которое нашло воплощение в творчестве Г.Р. Державина.

  https://ege.fipi.ru/os11/images/chk_ds.gif

9264D5


Как название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?

  https://ege.fipi.ru/os11/images/chk_ds.gif

226CC0


Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема «злонравия» и форм его проявления?

  https://ege.fipi.ru/os11/images/chk_ds.gif

D13AF9


  https://ege.fipi.ru/os11/images/chk_ds.gif

803C20


В бланк ответа впишите название драматического жанра, к которому принадлежит пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль».

  https://ege.fipi.ru/os11/images/chk_ds.gif

D16457


Назовите литературное направление, в рамках которого протекало творчество русского драматурга Д.И. Фонвизина, автора комедий «Недоросль» и «Бригадир».

  https://ege.fipi.ru/os11/images/chk_ds.gif

DBDEBD


Почему комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?

  https://ege.fipi.ru/os11/images/chk_ds.gif

B6883C


  https://ege.fipi.ru/os11/images/chk_ds.gif

D81844


Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В основе действия пьесы «Недоросль» лежит ______________, требующий своего разрешения. Чтобы сообщить о месте и времени действия, психологическом состоянии героев, их жестах, интонации и проч., автор может использовать ______________, то есть сопроводительные замечания к тексту пьесы, дающиеся, как правило, в скобках.


Правдин. Тебе не стыдно, Кутейкин?

Кутейкин (потупя голову).    Посрамихся, окаянный.

Стародум (Цыфиркину).    Вот тебе, друг мой, за добрую душу.

Цыфиркин.    Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам не заслужа, век не потребую.

Милон (давая ему деньги).    Вот еще тебе, друг мой!

Цыфиркин.    И еще спасибо.

Правдин дает также ему деньги.

Цыфиркин.    Да за что, ваше благородие, жалуете?

Правдин.    За то, что ты не походишь на Кутейкина.

Цыфиркин.    И! Ваше благородие. Я солдат.

Правдин (Цыфиркину).    Поди же, мой друг, с богом.

Цифиркин отходит.

Правдин. А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре, да потрудись рассчесться с самой госпожою.

Кутейкин (выбегая).    С самою! Ото всего отступаюсь.

Вральман (Стародуму). Старофа слуха не остафте, фаше фыскоротие. Фосмите меня апять к сепе.

Стародум.    Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей?

Вральман.    Эй, нет, мой патюшка! Шиучи с стеш-ними хоспотами, касалось мне, што я фсе с лошатками.

                                                             < …>

Г-жа Простакова, Стародум, Милон, Софья, Правдин, Митрофан, Еремеевна

Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милона).    Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам...

Правдин.    Всего счастья, на которое имеют право честные сердца.

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына).    Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

Митрофан.    Да отвяжись, матушка, как навязалась...

Г-жа Простакова.    И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)

Софья (подбежав к ней).    Боже мой! Она без памяти.

Стародум (Софье).    Помоги ей, помоги.

Софья и Еремеевна помогают.

Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.

Митрофан.    Да она как будто неведомо...

Правдин.    Грубиян!

Стародум (Еремеевне).    Что она теперь? Что?

Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув руками). Очнется, мой батюшка, очнется.

Правдин (Митрофану).  С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить...

Митрофан (махнув рукою).    По мне, куда велят...

Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии).    Погибла я совсем! Отнята у меня власть!  От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!

Стародум (указав на г-жу Простакову).    Вот злонравия достойные плоды!

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Одним из характерных приемов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии?

 

Текст фрагмента представляет собой чередование кратких высказываний разных лиц. Как называется такой тип речевого общения в драматическом произведении?

 

Найдите и запишите слово из последней реплики Простаковой, которое относится к просторечию.

https://ege.fipi.ru/os11/images/addfav.gif https://ege.fipi.ru/os11/admin/images/view0.gif https://ege.fipi.ru/os11/images/chk_ds.gif

CAC0CA


Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?

Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.

Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?

Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.

Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.

Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.

Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?

Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?

Митрофан (тихо матери). А я почём знаю.

Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.

Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чём спрашивают.

Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?

Правдин. География.

Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.

Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.

Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он её и расскажет.

Правдин. Описание земли.

Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?

Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.

Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.

Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать всё то за вздор, чего не знаешь.

Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лёжа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?

Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.

Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмём дядю Вавилу Фалелеича. О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!

Правдин. Что ж такое?

Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею,* и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете учёный лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?

Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неучёным человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче учёного.

Стародум (Милону). Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.

(Д.И. Фонвизин, «Недоросль».)

* шеей к ремню у седла

 

 

Назовите жанр, к которому принадлежит фонвизинский «Недоросль».

 

В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене?

 

Укажите название господствовавшего в ХVIII веке литературного направления, принципы которого нашли свое отражение в драматургии Д.И. Фонвизина.

 

В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещённости и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой Д.И. Фонвизина?

 

Основу действия пьесы составляет разговор действующих лиц, обмен репликами. Как называется данная форма общения персонажей?

 

Герои «Недоросля» носят фамилии, звучание которых является их своеобразной характеристикой. Как называются такие фамилии?

 

Каким термином обозначаются авторские замечания и пояснения по ходу действия пьесы (Г-жа Простакова (тихо Митрофану))?

 

В чем заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана?

 

Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл (например, батюшкин сундук из рассказа г-жи Простаковой)?

  https://ege.fipi.ru/os11/images/chk_ds.gif

3D3B7E


 

  https://ege.fipi.ru/os11/images/chk_ds.gif

29ED45

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Явление I

Стародум и Правдин

Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.

Стародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?

Правдин. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.

Стародум. Благодарение богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!

Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.

Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...

Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...

Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.

Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

Правдин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...

Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, – тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

Правдин. Справедливо. Великий государь дает...

Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.

Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...

Стародум. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...

Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Укажите название жанра драматургии, к которому принадлежит пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль».

 

Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами

 

Как называются изречения, выражающие в лаконичной форме законченные и обобщенные мысли: «Великий государь есть государь премудрый», «каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно...», «наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло» и др.?

 

Укажите фамилию героини пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», которая в данном фрагменте пьесы названа «злой помещицей».

  https://ege.fipi.ru/os11/images/chk_ds.gif

A0F57D


Г-жа Простакова. Простил! Ах, батюшка!.. Ну! Теперь-то  дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки.

Правдин. А за что вы хотите наказывать людей ваших?

Г-жа Простакова. Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?

Правдин. А вы считаете себя вправе драться тогда, когда вам вздумается?

Скотинин. Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

Правдин. Когда захочет! Да что за охота? Прямой ты Скотинин. Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен.

Г-жа Простакова. Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?

Стародум. Мастерица толковать указы!

Г-жа Простакова. Извольте насмехаться, а я теперь же всех с головы на голову…(Порывается идти.)

Правдин (останавливая ее). Поостановитесь, сударыня. (Вынув бумагу и важным голосом Простакову.) Именем правительства вам приказываю сей час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

Простаков. А! До чего мы дожили!

Г-жа Простакова. Как! Новая беда! За что? За что, батюшка? Что я в своем доме госпожа…

Правдин. Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может. (Простакову.) Подите.

Простаков (отходит, всплеснув руками). От кого это, матушка?

Г-жа Простакова (тоскуя). О, горе взяло! О, грустно!

Скотинин. Ба! ба! ба! Да эдак и до меня доберутся. Да эдак и всякий Скотинин может попасть под опеку… Уберусь же я отсюда подобру-поздорову.

Г-жа Простакова. Все теряю! Совсем погибаю!

 (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Назовите художественный прием, заключающийся в том, что подразумеваемый смысл слова или фразы противоположен буквально высказанному («Мастерица толковать указы»).

 

Каково авторское отношение к персонажам, участвующим в данной сцене «Недоросля»?

 

Какие злонравные поступки госпожи Простаковой привели к ее разоблачению и наказанию в данной сцене «Недоросля»?

 

Как называется в литературоведении выразительное оценочное определение («Госпожа бесчеловечная»)?

 

Какие действующие лица, участвующие в приведенной сцене, принадлежат к кругу просвещенных дворян?

 

Как называется момент наивысшего напряжения в развитии драматического сюжета, к которому относится приведенный фрагмент?

 

Как называются фамилии, отражающие особенности характеров и мировоззрение персонажей (Простакова, Скотинин и т.п.)?

 

В каких произведениях русской литературы действие строится на противопоставлении воззрений персонажей и в чем их взгляды перекликаются с позициями участников данной сцены «Недоросля»?

 

К какому драматическому жанру принадлежит пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

 

Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе («отходит, всплеснув руками»; «вынув бумагу и важным голосом Простакову»)?

  https://ege.fipi.ru/os11/images/chk_ds.gif

B4A6D0


Те же и Скотинин.

Правдин. Как вы подкрались, господин Скотинин! Этого бы я от вас
и не чаял.

Скотинин. Я проходил мимо вас. Услышал, что меня кличут, я и откликнулся. У меня такой обычай: кто вскрикнет  Скотинин! А я ему: я! Что вы, братцы, и заправду? Я сам служивал в гвардии и отставлен капралом. Бывало, на съезжей в перекличке как закричат: Тарас Скотинин! А я во всё горло: я!

Правдин. Мы вас теперь не кликали, и вы можете идти, куда шли.

Скотинин. Я никуда не шёл, а брожу, задумавшись. У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из неё гвоздем не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне.

Правдин. Что ж бы вас так теперь занимало?

Скотинин. Ох, братец, друг ты мой сердешный! Со мною чудеса творятся. Сестрица моя вывезла меня скоро-наскоро из моей деревни в свою, а коли так же проворно вывезет меня из своей деревни в мою, то могу пред целым светом по чистой совести сказать: ездил я ни по что, привёз ничего.

Правдин. Какая жалость, господин Скотинин! Сестрица ваша играет вами, как мячиком.

Скотинин (озлобясь). Как мячиком? Оборони Бог! Да я и сам зашвырну её так, что целой деревней в неделю не отыщут.

Софья. Ах, как вы рассердились!

Милон. Что с вами сделалось?

Скотинин. Сам ты, умный человек, порассуди. Привезла меня сестра сюда жениться. Теперь сама же подъехала с отводом: «Что-де тебе, братец, в жене; была бы-де у тебя, братец, хорошая свинья». Нет, сестра! Я и своих поросят занести хочу. Меня не проведёшь.

Правдин. Мне самому кажется, господин Скотинин, что сестрица ваша помышляет о свадьбе, только не о вашей.

Скотинин. Эка притча! Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужу не трону, и мою чужой не тронь же. (Софье.) Ты не бось, душенька. Тебя у меня никто не перебьёт.

Софья. Это что значит? Вот ещё новое!

Милон (вскричал). Какая дерзость!

Скотинин (к Софье). Чего ж ты испугалась?

Правдин (к Милону). Как ты можешь осердиться на Скотинина!

Софья (Скотинину). Неужели суждено мне быть вашею женою?

Милон. Я насилу могу удержаться!

Скотинин. Суженого конём не объедешь, душенька! Тебе на своё счастье грех пенять. Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житьё одним свиньям.

Правдин. Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.

Скотинин. Худой покой! ба! ба! ба! да разве светлиц у меня мало? Для неё одной отдам угольную с лежанкой. Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку.

Милон. Какое скотское сравнение!

Правдин (Скотинину). Ничему не бывать, господин Скотинин! Я скажу вам, что сестрица ваша прочит её за сынка своего.

Скотинин. Как! Племяннику перебивать у дяди! Да я его на первой встрече, как чёрта, изломаю. Ну, будь я свиной сын, если я не буду её мужем или Митрофан  уродом.

(Д.И. Фонвизин, «Недоросль»)

 

 

Укажите литературное направление, требования которого (например, принцип «трёх единств») отражены в «Недоросле».

 

Укажите жанр, к которому относится пьеса «Недоросль».

 

Имена и фамилии героев пьесы характеризуют их. Как называются подобные имена и фамилии?

 

Установите соответствие между женскими персонажами пьесы и сведениями о них, указанными в списке действующих лиц: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  

ПЕРСОНАЖИ

 

СВЕДЕНИЯ

А) 

г-жа Простакова

Б) 

Еремеевна

В) 

Софья

   

1) 

племянница Стародума

2) 

помещица, мать Митрофана

3) 

няня Митрофана

4) 

дворовая девка

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Каким термином обозначаются пояснения автора к тексту пьесы, дающиеся, как правило, в скобках («вскричал», «озлобясь» и т.п.)?

 

Узнав о своём сопернике, Скотинин готов расправиться с ним. Как называется острое противостояние интересов героев пьесы?

 

Как называется значимая подробность, являющаяся средством характеристики персонажа («я на них всех свиней со бела света выкуплю»)?

 

Какие признаки указывают на то, что Скотинин  сатирический персонаж?

 

В каких произведениях русской литературы показано противостояние между благородными и подлыми героями и в чём эти произведения можно сопоставить с «Недорослем»?

  https://ege.fipi.ru/os11/images/chk_ds.gif

6C4EDF



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ. А.Блок «Двенадцать»

«Под сенью дружных муз…»: работа с иллюстрациями Ю. П. Анненкова

к поэме «Двенадцать»

(Иллюстрации размещены на доске.)

Юрий Анненков. Иллюстрации к поэме А. А. Блока «Двенадцать». 1918

Комментарий. Многоликость поэмы обладала огромной притягательно-

стью для иллюстраторов. Первым иллюстратором поэмы был Юрий Павлович

Анненков. Он увидел нового поэта, услышал новый голос, он искал в новой поэ-

ме ключевую фразу, сказанную когда-то поэтом: «Музыка есть сущность мира».

Два художника, два современника, они слышали и видели революцию. В дан-

ном случае живопись является ещё одним доказательством объективно сти Бло-

ка. Анненков вносит главный элемент в первые же иллюстрации — движение,

которое корёжит мир, создаёт неустойчивость, ненадёжность, то ли катастрофу,

то ли переустройство. Геометрические казусы придают пространству скачущий,

несколько несуразный облик. Искажения, изломы, странные конфигурации.

Искажены и лица людей. Рушатся дома, падают кресты с церквей. Винтовки,

штыки, возбуждённые лица людей, пламя охватывает дома.

«Улица ворвалась в мастерскую художника, и золотое время одиноких стран-

ствий миновало» (А. А. Блок). Картина погрома. Бутылки коньяка. Разбиваю-

щиеся вдрызг окна, мечущиеся фигурки людей, чёрные силуэты воору жённых

отрядов. Испуганно глядит из окна обыватель. А. А. Блок называл иллюстра-

ции Ю. П. Анненкова к поэме параллельным графическим текстом, рисован-

ным близнецом.

• Почему А. А. Блоку понравились иллюстрации Ю. П. Анненкова к поэме?

• Охарактеризуйте стиль, в котором созданы художником Ю. П. Анненковым

иллюстрации к поэме «Двенадцать».

Выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (работа в парах)

• Вы ознакомились с различными мнениями писателей, критиков, литера-

туроведов о творчестве Блока, о его поэме «Двенадцать». Докажите право-

мерность оценки современника поэта Сергея Митрофановича Городецкого,

которую он дал поэзии Блока: «Острая значительность его поэзии для наших

дней и бессмертие её в истории большой русской литературы определяются

той исключительной честностью песнопения, с которой он выполнил свой

подвиг и которая делает самые фантастические строки его стихов фактиче-

ским документом его эпохи».



Предварительный просмотр:

Открытое внеклассное занятие в рамках Дня открытых дверей «По страницам сказок Г.Х. Андерсена»(5 класс)

1. Учитель слайд 1-4

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке словно дом…

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…(Д. Кугультинов)

Давайте и мы с вами откроем обложки-двери книг, книг со сказками Г.Х.Андерсена и совершим удивительное путешествие в этот замечательный волшебный мир.

Сказки Андерсена полюбились и детям и взрослым, они обрели бессмертие. В сказках оживает каждая вещь – мельница, монетка, фонарь, ветер, огоньки, а люди, цветы, деревья и животные каждый живут особенной и удивительной жизнью. В своих произведениях писатель часто изображает несчастных и обездоленных детей, неравенство между бедными и богатыми, высмеивает людей эгоистичных и властных. С годами Андерсен все больше стал уделять внимание взрослому читателю. Сказки стали часто заканчиваться «как в жизни» - героев ожидали тяжелые испытания и беспросветный конец. Но в то же время они остаются счастливы, потому что своей болью и страданиями они расплачиваются за жизнь и счастье других людей.

– Сколько сказок Г.Х.Андерсена вы знаете? (Ответы).

слайд 5

А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, служивых, птиц, животных, растений…

В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Тихим, ровным голосом рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом.

– Сегодня мы вспомним сказки Х.К.Андерсена, поразмышляем, почему они так полюбились детям и взрослым и узнаем, какая команда знает лучше эти сказки.

Участники нашей игры – 3 команды.

Команды, представьтесь.

1) Представление команд.

1-я команда с6

Девочка спит и пока что не знает.
Что в этой сказке её ожидает:
Жаба под утро её украдёт,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка?

“Дюймовочка”

2-я команда с7

Бравых 25 солдат,
И друг другу каждый брат.
Самый младший из бойцов
Был на подвиги готов.
В грустной сказке — западня…
Нет спасенья от огня.

3 команда с8

Перед нами птичий двор.               
Мы заглянем за забор.               
Гуси тут, а тут хохлатки,               
И у всех свои порядки.               
Средь обиды, зла живёт               
Неуклюженький урод.               
Но обидчики не знают,               
Что красавца обижают.               
(Гадкий утёнок)

Все задания рассчитаны на 2 команды. На каждом слайде одно задание для 1-й команды, а второе задание для 2-й команды.

2 выступление литераторов (сказочные премудрости) с9

3 Узнай свою иллюстрацию (мгновения сказки) с10-16

4 Выступление художников с17

5.Вопросы от с 18

«Гадкий утёнок»

В какое время года вылупился из яйца гадкий утёнок? (Летом)

Куда отправились утка и утята , когда те вылупились из яйца? (На птичий двор)

Какой породы была самая знатная утка на птичьем дворе? (Испанской)

Почему гадкий утёнок сбежал с птичьего двора? (Его все обижали)

Так прошел первый день, затем пошло еще хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!» — а мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видали!» Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

Не выдержал утенок, перебежал двор и — через изгородь! Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов.

Кого встретил утёнок в избушке у старушки? ( Кота и курицу)

Как называла старушка курицу? ( Коротконожка)

Что умел делать кот? (Выгибать спину и пускать искры)

Что делала курица в доме у старушки? (Несла яйца)

Почему утенок ушёл от старушки? ( Он мечтал плавать и нырять)

В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя)

«Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за мою дерзость, за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитым ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»

И он слетел в воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему.

— Убейте меня! — сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное отражение, но он был уже не безобразною темно-серою птицей, а — лебедем!

Не беда появиться на свет в утином гнезде, если вылупился из лебединого яйца!

Теперь он был рад, что перенес столько горя и бедствий: он лучше мог теперь оценить свое счастье и все окружавшее его великолепие. Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладя клювами по перышкам.

11.Какими качествами обладает наш главный герой?

Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный!

И старые лебеди склонили перед ним головы.

А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он был чересчур счастлив, но нисколько не гордился: доброе сердце не знает гордости, помня то время, когда все его презирали и гнали. 

1.Понравился ли вам сказка?

2.Какое настроение вызвала у вас эта сказка?

3. Как бы вы поступили, увидев гадкого утенка?

«Стойкий оловянный солдатик»

Сколько всего солдатиков было в коробке?(25)

Кем приходились солдатики друг другу?(Братьями)

Кто была их мама? (Старая оловянная ложка)

Чем отличался последний солдатик от своих братьев? (Он был одноногим)

В кого влюбился солдатик? (В бумажную танцовщицу)

Кто жил в табакерке? (Маленький черный тролль)

С какого этажа упал солдатик? ( с третьего)

Из чего сделали мальчишки лодочку для солдатика? (Из старой газеты)

Начал накрапывать дождь, капли падали все чаще, и наконец хлынул настоящий ливень. Когда он кончился, пришли двое уличных мальчишек.

— Гляди-ка! — сказал один. — Вон оловянный солдатик! Давай отправим его в плаванье!

И они сделали из газетной бумаги кораблик, посадили в него оловянного солдатика, и он поплыл по водосточной канаве. Мальчишки бежали рядом и хлопали в ладоши. Батюшки, какие волны ходили по канаве, какое стремительное было течение! Еще бы, после такого ливня!

Кораблик бросало то вверх, то вниз и вертело так, что оловянный солдатик весь дрожал, но он держался стойко — ружье на плече, голова прямо, грудь вперед.
Вдруг кораблик нырнул под длинные мостки через канаву. Стало так темно, будто солдатик опять попал в коробку.

«Куда меня несет? — думал он. — Да, да, все это проделки тролля! Ах, если бы со мною в лодке сидела та барышня, тогда будь хоть вдвое темнее, и то ничего!»

Какой документ попросила крыса у солдатика под мостом? (Паспорт)

Затем кухарка взяла солдатика двумя пальцами за поясницу и принесла в комнату. Всем хотелось посмотреть на такого замечательного человечка — еще бы, он проделал путешествие в брюхе рыбы! Но оловянный солдатик ничуть не загордился. Его поставили на стол, и — каких только чудес не бывает на свете! — он оказался в той же самой комнате, увидал тех же детей, на столе стояли те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей. Она по-прежнему стояла на одной ноге, высоко вскинув другую, — она тоже была стойкая. Солдатик был тронут и чуть не заплакал оловянными слезами, но это было бы не пригоже. Он смотрел на нее, она на него, но они не сказали друг другу ни слова.

Что осталось от солдатика и танцовщицы в конце сказки? ( Кусочек олова и брошка)

Вдруг один из малышей схватил оловянного солдатика и швырнул в печку, хотя солдатик ничем не провинился. Это, конечно, подстроил тролль, что сидел в табакерке.

Оловянный солдатик стоял в пламени, его охватил ужасный жар, но был ли то огонь или любовь — он не знал. Краска с него совсем сошла, никто не мог бы сказать, отчего — от путешествия или от горя. Он смотрел на маленькую танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но по-прежнему держался стойко, не выпуская из рук ружья. Вдруг дверь в комнату распахнулась, танцовщицу подхватило ветром, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом — и нет ее. А оловянный солдатик стаял в комочек, и наутро горничная, выгребая золу, нашла вместо солдатика оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась одна только блестка, и была она обгорелая и черная, словно уголь.

Что общего у оловянного солдатика у солдатика с танцовщицей?

Конец сказки веселый или грустный?

Почему история любви часто заканчивается грустно?

«Дюймовочка»

Какое зерно дала старая колдунья бедной женщине? ( Ячменное)

Сколько денег заплатила женщина за это зерно? (12 грошей)

Что выросло из ячменного зернышка? (Цветок, похожий на тюльпан)

Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребёнка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:

— Мне так хочется иметь ребёночка; не скажешь ли ты, где мне его достать?

— Отчего же! — сказала колдунья. — Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что крестьяне сеют в поле или бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок — увидишь, что будет!

— Спасибо! — сказала женщина и дала колдунье двенадцать скиллингов; потом пошла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшок, и вдруг из него вырос большой чудесный цветок вроде тюльпана, но лепестки его были ещё плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона.

— Какой славный цветок! — сказала женщина и поцеловала красивые пёстрые лепестки.

Что-то щёлкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зелёном стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, её и прозвали Дюймовочкой.

От чего цветок распустился? (женщина поцеловала)

Какого роста была девочка в цветке? ( Один дюйм или 2,7см)

Что служило колыбелькой для Дюймовочки? (Скорлупка грецких орехов)

Кто похитил Дюймовочку из дома? (Жаба)

У кого перезимовала Дюймовочка? ( У полевой мыши)

Кто официально сватался к Дюймовочке, соблюдая все правила? (Крот)

Кто помог Дюймовочке сбежать от Крота? (Ласточка)

Всю зиму прожила тут ласточка, и Дюймовочка ухаживала за ней. Ни крот, ни полевая мышь ничего не знали об этом — они ведь совсем не любили птичек.

Дюймовочка подняла глаза и увидела ласточку, которая пролетала мимо. Ласточка тоже увидела девочку и очень обрадовалась, а девочка заплакала и рассказала ласточке, как ей не хочется выходить замуж за противного крота и жить с ним глубоко под землёй, куда никогда не заглянет солнышко.

— Скоро придёт холодная зима, — сказала ласточка, — и я улетаю далеко-далеко, в тёплые края. Хочешь лететь со мной? Ты можешь сесть ко мне на спину — только привяжи себя покрепче поясом, — и мы улетим с тобой далеко от гадкого крота, далеко за синие моря, в тёплые края, где солнышко светит ярче, где всегда лето и цветут чудные цветы! Полетим со мной, милая крошка! Ты ведь спасла мне жизнь, когда я замерзала в тёмной, холодной яме.

— Да, да, я полечу с тобой! — сказала Дюймовочка, села птичке на спину, упёрлась ножками в её распростёртые крылья и крепко привязала себя поясом к самому большому перу.

11.За кого вышла замуж Дюймовочка? (За короля эльфов)

12. Самым лучшим подарком для Дюймовочки стали … (Прозрачные крылышки)

1.Какие чувства вызвала у вас сказка?

2.Чему можно учиться у Дюймовочки?

3.Как вы понимаете выражение “человек с большим сердцем”?

4.Можно ли это сказать о Дюймовочке и почему?

6.«Соревнование с Андерсеном» с19-22(приложение)

Сейчас вы получите текст – отрывок из сказки, в котором пропущены прилагательные.

Ваша задача – подобрать нужные, подходящие эпитеты. А жюри сравнит ваши прилагательные и те, которые были в сказке Андерсена. Кто ближе к истине, т.е. кто подобрал более точные слова, тот и получит больше балов. ( Приложение.)

1.______, ______скорлупка ______ ореха была её колыбелькою, ______ фиалки — матрацем, а лепесток розы — одеяльцем; в эту колыбельку её укладывали на ночь, а днём она играла на столе. На стол женщина поставила тарелку с водою, а на края тарелки положила венок из цветов; _______ стебли цветов купались в воде, у самого же края плавал _________ лепесток тюльпана. 

2.Все солдатики оказались совершенно ________, и только один-________ был немножко не такой, как все: у него была только одна нога, потому что отливали его ________, и олова не хватило. Но и на ______ ноге он стоял так же твердо, как _________ на двух, и вот с ним-то и приключится  _________ история.

3.Раз вечером, когда солнышко еще так славно сияло на небе, из-за кустов поднялась ________ стая _______, _______птиц; утенок сроду не видал таких красавцев: все они были ______ как снег, с ______, ______ шеями! То были лебеди. Они испустили какой-то ________ крик, взмахнули ______,  ______ крыльями и полетели с ______ лугов в ______ края, за  ______  море. 

7. Заключительное слово учителя.с 23

Оле-Лукойе:  

 Закончились сказки, рассвет настает.

    Пора просыпаться, работа всех ждет.

    Я каждую звездочку с неба сниму,

    Почищу и снова на место верну.

    Весь мир разукрашу

    К воскресному дню.

    А вечером снова

    Со снами приду.

слайд 24

Есть в Копенгагене в Центральном городском парке, где всегда много людей и куда каждый день приходят дети, памятник Андерсену. На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».

слайд 25

И хоть сегодняшнее  наше  необыкновенное путешествие закончилось, но  самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей.

 (Подведение итогов игры, награждение победителей.)

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1.______, ______скорлупка ______ ореха была её колыбелькою, ______ фиалки — матрацем, а лепесток розы — одеяльцем; в эту колыбельку её укладывали на ночь, а днём она играла на столе. На стол женщина поставила тарелку с водою, а на края тарелки положила венок из цветов; _______ стебли цветов купались в воде, у самого же края плавал _________ лепесток тюльпана. 

2.Все солдатики оказались совершенно ________, и только один-________ был немножко не такой, как все: у него была только одна нога, потому что отливали его ________, и олова не хватило. Но и на ______ ноге он стоял так же твердо, как _________ на двух, и вот с ним-то и приключится  _________ история.

3.Раз вечером, когда солнышко еще так славно сияло на небе, из-за кустов поднялась ________ стая _______, _______птиц; утенок сроду не видал таких красавцев: все они были ______ как снег, с ______, ______ шеями! То были лебеди. Они испустили какой-то ________ крик, взмахнули ______,  ______ крыльями и полетели с ______ лугов в ______ края, за  ______  море.