РУССКИЙ ЯЗЫК

В этом разделе сайта собраны дидактические материалы к урокам по русскому языку, интерактив- ные тесты и различные тренажеры.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Итоговая диагностическая работа.

  1. В каком слове при постановке ударения допущена ОШИБКА?
  1. досУг       2) облЕгчить       3) звалА       4) щавЕль

  1. Какое из выделенных слов образовано приставочно-суффиксальным способом?
  1. Яркое СОЗВЕЗДИЕ
  2. ОЖИДАНИЕ встречи
  3. начинается ПРИМЕРНО так
  4. НЕЧТО необходимое

  1. Установите соответствие между выделенным в предложении словом и частью речи: определите, к какой части речи относится выделенное слово в каждом предложении.

А) Тетя Клава ВЗВОЛНОВАННА и рассеянна.

Б) Люди ВЗВОЛНОВАНЫ активностью солнца.

В) Витя ВЗВОЛНОВАННО рассказывал о состоявшемся матче.

ЧАСТИ РЕЧИ

1) Наречие

2) Прилагательное

3) Причастие

4) Категория состояния

  1. В характеристике какого из выделенных  слов допущена ОШИБКА?
  1. УЧИТЫВАВШИЙ-действительное причастие  прошедшего времени
  2. СЕМЕРО – порядковое числительное
  3. СПРОСОНЬЯ – обстоятельственное наречие со значением причины
  4. ТРИЖДЫ – определительное наречие со значением меры

  1. В каком случае при образовании слова (формы слова) допущена ОШИБКА?
  1. семьЮстАми монетами
  2. согласно планА
  3. две пары носкОВ
  4. выполнил ЛУЧШЕ всех

  1. В каком предложении при употреблении причастного (деепричастного) оборота допущена ОШИБКА?
  1. Тени деревьев, растущих вдоль дороги, падали на проезжавшие машины.
  2. В книгу стихов, написанных молодыми поэтами, были отобраны наиболее интересные произведения.
  3. Прогуливаясь по берёзовой роще, она думала о предстоящем вечере.
  4. Смех детей, доносившихся с улицы, разбудил меня на рассвете.

  1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
  1. провер..шь, закле..нный
  2. вид..мый, он подогре..т
  3. выпуст..шь, движ..мый
  4. вид..вший, вытащ..шь

  1. В каком предложении в слове на месте пропуска пишется НН?
  1. Утро было ветре..ым.
  2. На ужин мы приготовили варе.ую колбасу с горошком.
  3. Ребята умышле..о не сделали работу над ошибками.
  4. Через пару дней округа будет занесе..а снегом.

  1. В каком ряду в обоих случаях НЕ со словом пишется слитно?
  1. (не)занят никем, (не)оконченный роман
  2. (не)указаны в инструкции, (не)кирпичный дом
  3. (не)скошенная трава, (не)ожиданно  приехал
  4. (не)окончен рассказ,  (не)построенный к лету

  1.  В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
  1. Работа (В)СКОРЕ будет готова, примерно через (ПОЛ)ЧАСА.
  2. (В)ПРОДОЛЖЕНИИ романа страниц будет (В)ДВОЕ больше, чем в первой части.
  3. ЧТО(БЫ) найти вход в пещеру, спелеологи (В)ТЕЧЕНИЕ трёх недель методично обследовали склон горы.
  4. Зарплата менеджера (НА)ПРЯМУЮ зависит (ОТ)ТОГО, сколько сделок удаётся заключить в течение месяца.

  1. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и та же буква?
  1. смешной индюш..нок, сладкаячереш..нка
  2. ландыш..вый запах, расстроен неудач..й
  3. обломившийся суч..к,  сбереж..нный запас
  4. на улице свеж.., пережж..т орешки

  1.   В каком предложении на месте пропуска пишется буква И?
  1. Я н.. верю писателям, н.. любящим поэзию и живопись.
  2. Весна приходит н.. сразу.
  3. Н.. бродить, н.. мять в кустах багряных лебеды...
  4. На небе н.. облачка.

  1.   В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые (знаки препинания не расставлены)?

Неожиданно начавшийся (1) дождь (2) пробежавший на цыпочках (3) по траве (4) закончился так же неожиданно.

  1. 2,4 – выделяется запятыми деепричастный оборот
  2. 1,3 – выделяется деепричастный оборот,
  3. 2,3– выделяется причастный оборот
  4. 2,4– выделяется причастный оборот

  1.  Прочитайте текст.

  1. В 1986 году группой японских аквалангистов, проводивших исследования у острова Йонагуни, были замечены под водой загадочные массивные объекты. 2. Это несколько пирамид, десятки террас и ровных, гладких платформ разной величины, изрытых траншеями и испещрённых причудливым узором из ромбов и прямоугольников. 3. Профессор университета Рюкю, известный сейсмолог и геолог МасаакиКимура, посвятив изучению объектов Йонагуни больше десяти лет,  в результате пришёл к выводу, что комплекс Йонагуни представляет собой не что иное, как рукотворный мегалит – древнее культовое сооружение ранее неизвестной цивилизации, ушедшее под воду в результате природного катаклизма огромной силы, скорее всего мощнейшего землетрясения. 4. Если доводы Кимура верны, то учёным придётся скорректировать, а возможно, и пересмотреть сложившуюся на сегодняшний день картину развития человечества.

В КАКОМ ИЗ ПРИВЕДЁННЫХ НИЖЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ВЕРНО ОПРЕДЕЛЕНА ГЛАВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, СОДЕРЖАЩАЯСЯ В ТЕКСТЕ?

  1. Найденный под водой у острова Йонагуни подводный мегалитический объект в результате исследований профессора Кимура стал широко известен международной научной общественности.
  2. В 1986 году японскими аквалангистами около острова Йонагуни были обнаружены подводные пирамиды, террасы и платформы разной величины, испещрённые узором из ромбов и прямоугольников.
  3. Известный сейсмолог и геолог МасаакиКимура, профессор университета Рюкю, на протяжении десяти лет исследовал обнаруженный в 1986 году подводный мегалитический комплекс Йонагуни.
  4. Если выводы Кимура верны и найденный у острова Йонагуни подводный объект – затонувший рукотворный мегалит, то учёным придётся скорректировать свои взгляды на историю человечества.
  1.  Какой  тип речи представлен в тексте?
  1. Повествование
  2. Повествование с элементами рассуждения
  3. Описание
  4. Рассуждение с элементами описания

  1.  В предложениях 1-2 найдите синоним к слову УДИВИТЕЛЬНЫЕ.

 Напишите это слово.

  1. Среди  предложений 1-4 найдите сложные. Напишите номера этих предложений.

  1. Каким членом предложения является выделенный фрагмент.

Это несколько пирамид, десятки террас и ровных, гладких платформ разной величины, изрытых траншеями и испещрённых причудливым узором из ромбов и прямоугольников.

  1. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

Ответы

1

2

2

1

3

231

4

2

5

2

6

4

7

3

8

3

9

3

10

1

11

2

12

4

13

4

14

4

15

2

16

загадочные

17

3,4

18

определение

19

3

Система оценивания

«2»

«3»

«4»

«5»

0-9

10-13

14-17

18-19


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тест №1

Тест №2

З  или  С?

1.  бе…церемонный

2.  и…подлобья

3.  ро…сыпь

4.  чре…мерный

5.  бе…вкусный

6.  во…соединить

7.  …дача

8.  чере…чур

9.  ра…цвести

10.ра…жать

11….жечь

12.бе…численный

13.в…бираться

14.в…ходы

15.и…зябнуть

16….грызть

17….дание

18.бе…жалостный

20.не  видно  ни  …ги

21.не…добровать

22.не…балансированный

23.бе…болезненный

24.ни…падать

25.не…гибаемый

26.и…желта-красный

27.и..синя-чёрный

28.ни…вергнутый

29.ра…учить

30.местора…положение

Выделите  те  слова,   которые  пишутся

 с  удвоенной  согласной

 на  стыке  приставки  и  корня

1.  ро(с,сс)пись

2.  ра(с,сс)читать

3.  бе(с,сс)чётный

4.  ра(з,зз)евать

5.  ра(з,зз)охоться

6.  ра(с,сс)чёт

7.  ра(с,сс)ледование

8.  ра(с,сс)вет

9.  ра(с,сс)цвет

10.ра(с,сс)чётливый

11.ра(с,сс)чистить

12.и(с,сс)хоженный

13.ра(с,сс)твор

14.во(з,зз)вание

15.обе(з,зз)оружить

16.мирово(з,зз)рение

17.ра(с,сс)каяние

18.бе(с,сс)ребреник

19.перера(с,сс)чёт

20.пре(д,дд)ипломный

21.о(т,тт)иск

22.конт(р,рр)азведка

23.о(т,тт)енок

24.о(с,сс)лавить

25.обе(с,сс)лавить

26.и(с,сс)тупление

27.ра(з,зз)орить

Тест №3

Тест №4

ПРЕ-  или  ПРИ- ?

1.  пр…увеличение

2.  пр…чудливый

3.  непр…станный

4.  пр…образовать

5.  беспр…кословно

6.  пр…обрести

7.  пр…успевающий

8.беспр…дельный

9.  пр…небрегать

10.пр…рогатива

11.пр…тендент

12.непр…рекаемый

13.непр…каянный

14.пр…щёлкнуть

15.пр…граждение

16.пр…оритет

17.пр…тензии

18.пр…вращение

19.пр…имущество

20.пр…странный

ПРЕ-  или  ПРИ- ?

1.  пр…ходящие  трудности

2.  пр…подать  урок

3.  пр…сяжные  заседатели

4.  непр…ступный  вид

5.  беспр…страстный  судья

6.  пр…высить  норму

7.  пр…ступить  к  делу

8.  пр…зирать  сирот

9. достойный  пр…емник   пр…зидента

10.пр…скверный  характер

11.пр…скорбный  факт

12.пр…клонный  возраст

13.пр…вратности  судьбы

14.пр…зидиум  собрания

15.пр…урочить  к  празднику

16.пр…мадонна  театра

17.пр…дел  желаний

18.пр…бывать  в  неведении

19.пр…успевающий  коммерсант

20.пр…клонить  колени

ТЕСТЫ (Правописание  приставок)

Тест №5

Тест №6

1.  непр…нуждённый  ра…говор

2.  не  пр…минул  ра…спросить

3.  чре…мерно  пр…льститься

4.  чере…чур  непр…стойный

5. не   во…ражать  пр…мьер-министру

6.  ра…дражают  пр…тензии

7. бе…пр…цедентный  поступок

8.  Ваше  пр…освященство

9.  пр…дчувствовать  пр…вратности  судьбы

10.пр…одолеть  пр…грады  и  пр…пятствия

11.ни…провергать  пр…тендента

12.пр…задумался  над  пр…данием

13.непр…рекаемое  пр…восходство

14.пр…чудливые  пр…вращения

15.пр…горела  пр…права

16.пр…следовать  пр…ступника

17.пр…обрели  радиопр…ёмник

18.пр…старелый  пр…дставитель

19.пр…неприятное  пр…ключение

20.пр…небрегать  пр…достережением

21.ра…стилались  пр…волжские  просторы

22.бе…пр…кословно  пр…творять  в  жизнь

23.пр…рекания  пр…пятствовали  пр…мирению

24.пр…добрые  и  гостепр…имные  соседи

25.бе…пр…рывно  пр…слушиваться

1.  пр…ступить  закон

2.  пр…ступить  к  работе

3.непр…ходящее  значение

4.  пр…ходящая  медсестра

5.  пр…дать  осмеянию

6.  пр…дать  значение

7.  пр…ткнуться  в  уголок

8.  камень  пр…ткновения

9.  пр…терпелся  к  боли

10.план  пр…терпел  изменения

11.пр…дел  возможностей

12.пр…дельно  допустимо

13.за  пр…делами  страны

14.пр…дел  храма

15.пр…зирать  негодяя

16.дом  пр…зрения

17.жить  пр…певаючи

18.непр…ложная  истина

19.пр…ложить  к  этому  делу  руку

20.пр…ложить  все  силы

21.пр…клоняться  перед  талантом

22.пр…вентивные  меры

23.пр…винтить  к  столбу

24.пр…творить  дверь

25.пр…творённый  в  жизнь  проект

Тест №7

Тест №8

1.  пред…нфарктный  период

2.  под…мать  тяжести

3.  работать  до  сверх…знурения

4.  без…глый

5. без  …глы  шприц

6.  двух…гольчатый

7.  трёх…мпульсный

8.  от…грать

9.  от  …гры  отказался

10.об…скать

11.об  …нтересном  фильме

12.до…сторический

13.пред…стория

14.без…нфляционный  период

15.гипер…нфляция

16.пост…мпрессионистский

17.пред…мпрессионизм

18.от…мённый

19.пред…юльский

20.без…дейность

21.вз…мать

22.из…мать

23.от…скать

24.без…нвентарный

25.спорт…нвентарь  

1.  вз…мать  налоги

2.  раз…скивать  одноклассников

3.  деревья  об…ндевели

4.  ра…пространять  дез…нформацию

5.  об…скать  пр…ступника

6.  сверх…зысканный  пр…ём  пр…зидента

7.без…нициативный  фин…нспектор

8.  небез…нтересная  контр…гра

9 с…змала  пр…нимал  лекарственные  пр…параты

10.с…знова  прослушал  пр…людию

11.под…тожить  ра…ходы

12.под…маться  по  ступеням  пед…нститута

13.без…сходность  положения  пр…вратника

14.не  пр…минул  пр…драться

15.пред…стория    пр…ключений

16.пр…нести  победу  в  спорт…гре

17.пр…поднести  букет  пр…мадонне

18. меж…гровой  период  в  супер…гре

19.торг…нспекция  пр…ступила  к  проверке

20.нельзя  пр…небрегать  дез…нфекцией

21.пр…успевающий  экс-…мператор

22.непр…менно  обработать  развед…нформацию

23.сверх…нтересное  старинное  пр…дание

24.без…скусное  пр…даное  невесты

25.от…мённые  пр…лагательные



Предварительный просмотр:

Упражнение 1. Объясните употребление разделительных ъ и ь, указав случаи отсутствия разделительных знаков.

Адъютант, арьергард, барельеф, барьер, безъядерный, безоблачный, бурьян, волеизъявление, вьюшка, главюрист, дьявол, дьяк, изъян, изъясняться, медвежий, медвежьего, миньон, объедки, объем, панъяпонский, подьячий, подъемник, подъесаул, подоснова, премьера, пьедестал, пьяница, соловьи, субъективный, съестное, фельдъегерь, шьют.

Упражнение 2. Раскройте скобки, образовав слова с данными перед скобками элементами, объясните правописание образованных слов.

Без (аварийный, укоризненный, язычный), из (ездить, обильный), меж (атомный, областной, языковой), об (углить, единение, явление), пред (определение, явление), раз (уверить, ездить, есть), с (агитировать, ехидничать, уметь, ябедничать), транс (альпийский, океанский, европейский), трех (атомный, электродный, ярусный).

Упражнение 3. Измените слова таким образом, чтобы возникала необходимость в употреблении на письме разделительного ь.

Воробей, волчий, дерево, друг, залить, крыло, лист, муравей, разбить, ручей, слить, стул, улей, чей.

___________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 1. Объясните употребление разделительных ъ и ь, указав случаи отсутствия разделительных знаков.

Адъютант, арьергард, барельеф, барьер, безъядерный, безоблачный, бурьян, волеизъявление, вьюшка, главюрист, дьявол, дьяк, изъян, изъясняться, медвежий, медвежьего, миньон, объедки, объем, панъяпонский, подьячий, подъемник, подъесаул, подоснова, премьера, пьедестал, пьяница, соловьи, субъективный, съестное, фельдъегерь, шьют.

Упражнение 2. Раскройте скобки, образовав слова с данными перед скобками элементами, объясните правописание образованных слов.

Без (аварийный, укоризненный, язычный), из (ездить, обильный), меж (атомный, областной, языковой), об (углить, единение, явление), пред (определение, явление), раз (уверить, ездить, есть), с (агитировать, ехидничать, уметь, ябедничать), транс (альпийский, океанский, европейский), трех (атомный, электродный, ярусный).

Упражнение 3. Измените слова таким образом, чтобы возникала необходимость в употреблении на письме разделительного ь.

Воробей, волчий, дерево, друг, залить, крыло, лист, муравей, разбить, ручей, слить, стул, улей, чей.

___________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 1. Объясните употребление разделительных ъ и ь, указав случаи отсутствия разделительных знаков.

Адъютант, арьергард, барельеф, барьер, безъядерный, безоблачный, бурьян, волеизъявление, вьюшка, главюрист, дьявол, дьяк, изъян, изъясняться, медвежий, медвежьего, миньон, объедки, объем, панъяпонский, подьячий, подъемник, подъесаул, подоснова, премьера, пьедестал, пьяница, соловьи, субъективный, съестное, фельдъегерь, шьют.

Упражнение 2. Раскройте скобки, образовав слова с данными перед скобками элементами, объясните правописание образованных слов.

Без (аварийный, укоризненный, язычный), из (ездить, обильный), меж (атомный, областной, языковой), об (углить, единение, явление), пред (определение, явление), раз (уверить, ездить, есть), с (агитировать, ехидничать, уметь, ябедничать), транс (альпийский, океанский, европейский), трех (атомный, электродный, ярусный).

Упражнение 3. Измените слова таким образом, чтобы возникала необходимость в употреблении на письме разделительного ь.

Воробей, волчий, дерево, друг, залить, крыло, лист, муравей, разбить, ручей, слить, стул, улей, чей.



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

2022-2023 учебный год

10-11  класс

Продолжительность – 120 минут

Уважаемый участник олимпиады!
Вам предстоит выполнить письменные задания.
Время выполнения заданий соревновательного тура – 2 астрономических часа(120 минут).
Выполнение письменных заданий целесообразно организовать следующим образом:
 не спеша, внимательно прочитайте задание;
 обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;
 если Вы отвечаете на задание, связанное с заполнением таблицы или схемы, не старайтесь детализировать информацию, вписывайте только те сведения или данные, которые указаны в вопросе;
 особое внимание обратите на задания, в выполнении которых требуется выразить Ваше мнение с учетом анализа поставленной проблемы. Внимательно и вдумчиво определите смысл вопроса и логику ответа (последовательность и точность изложения).
Отвечая на вопрос, предлагайте свой вариант решения проблемы, при этом ответ должен быть кратким, но содержать необходимую информацию.
Задание соревновательного тура считается выполненным, если Вы вовремя сдаете его членам жюри.


Максимальная оценка-85 баллов

ЗАДАНИЕ 1.  Расставьте ударение в словах:

Включат, диспансер, завидно, заржаветь, камбала, колосс, некролог, обеспечение, симметрия, ходатайство.

ЗАДАНИЕ 2.  

Какие из приведенных слов являются заимствованными? По каким признакам каждого заимствованного слова вы пришли к такому выводу?

Город, обаяние, маркетинг, пафос, аэродром, препона, конферансье, ошеломить, сарафан, штаб.

ЗАДАНИЕ 3.  От географических названий образуйте нарицательные существительные со значением «житель данной местности».

Архангельск –

Одесса –

Кострома –

Киев –

Курск

Пермь-

Рим –

Баку –

ЗАДАНИЕ 4. Объясните разницу в значении паронимов, составив с каждым предложение:адресат – адресант, дипломат – дипломант, гарантийный – гарантированный.

ЗАДАНИЕ 5.

 Прочитайте стихотворение-«азбуку» В.Я. Брюсова «Июльская ночь».

Алый Бархат Вечереет,                                      Улетели Феи  Холить

Горделиво Дремлют Ели,                                  Царство Чары Шаловливой,      

Жаждет Зелень  - И iюль                                   Щебет Ѣдких Эпиграмм…

Колыбельной  Лаской  Млеет…                         начинаетЪ снЫ неволитЬ,

Нежно Отзвуки  Пропели…                                мVро льёт нетерпеливый

Разостлался Синий Тюль.                                 Юга Ясный θимиам. 

Назовите буквы, которые 1) исключены из состава современного русского алфавита, 2) сохранились в современном алфавите, но утратили первоначальное значение, 3) есть в современном алфавите, но не названы в стихотворении.

ЗАДАНИЕ 6

В современной науке в зависимости от морфологических и синтаксических свойств местоимения разделяют на следующие классы: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-наречия, местоимения-предикативы (выступают в роли сказуемого), местоимения-числительные.

Многие местоимения-существительные имеют формы всех падежей, однако из этой закономерности есть исключения. Например, у местоимения себя нет формы именительного падежа. Некоторые местоимения на более ранних этапах истории русского языка имели больше форм, чем сейчас.

Вопросы и задания:

1. Проанализируйте приведённые отрывки (1, 2) из текстов XVIII–XIX вв. и найдите в них местоимения-существительные, которые не имеют в современном русском языке форм всех падежей. Выпишите их в начальной форме и укажите разряд.

(1) Рой пчёл, по чудному случаю покрывший его лице, привёл его домашних в удивление. Они поверили, что Бог назначил его к нечему великому.

(2) …Он иногда плакал, а иногда, возводя глаза на небо, просил отпущения грехов некому, о имени которого не упоминал тогда.

2. Запишите в начальной форме два представленных в современном русском языке местоимения с той же приставкой и с тем же значением, что и подчёркнутое слово в предложении (3). Если какое-либо из них может иметь несколько вариантов в той же грамматической форме, что и подчёркнутое слово, перечислите все эти варианты.

(3) Я сей град, ради некакой надобности, воздвигнул, я же его, ради той же надобности, и разрушить хочу.

3. Выпишите из предложения (4) местоимение-наречие, определите его значение. Назовите представленное в современном русском языке местоимение-наречие того же разряда и образованное таким же способом, как и выписанное вами в данном пункте слово. Определите его значение, приведите пример употребления.

(4) Негде написано, что земледелец сеет со слезами, а с радостию пожинает.

*Примечание.

Все примеры приводятся в современной орфографии и пунктуации.

ЗАДАНИЕ 7

Какое значение вносят морфемы в общий смысл слова «перестройка»: сравнить корень, приставку, суффикс. Сравните окончание с отдельно взятыми фонемами или слогами с точки зрения их значимости. Имеют ли самостоятельное значение слоги и фонемы в слове «перестройка». Каким частям слова свойственная значимость?

ЗАДАНИЕ 8

Установите соответствие между типом словаря и словарной статьей. 1) энциклопедический; 2) этимологический; 3) грамматический; 4) толковый; 5) словарь литературных эпитетов.

а) ТЁРН, ТЕРН, -а; м. Колючий кустарник или дерево рода слив с мелкими тёмно-синими плодами, терпкого кисло-сладкого вкуса; плоды такого дерева. Заросли, кусты тёрна. Варенье из тёрна. Жареный гусь с маринованным тёрном. Терновый, -ая, -ое. Т. куст.

 б) ТЕРН. • Жгучий (Фруг). • Колючий (Дрожжин, Полежаев). • Язвительный (Фет, Фруг).

в) ТЕРН (терновник) — дерево или кустарник рода слива семейства розоцветных. Выращивают в основном в Европе; в России — в Поволжье. Плоды (1-4 кг с куста) терпкокислые; используются для изготовления варенья, мармелада.

г) ТЕРН. Народн. тёрен, род. п. тёрна, укр. те́рен, род. п. те́рну, др.-русск. тьрнъ, ст.-слав. трънъἄκανθα (Супр.), болг. трън, сербохорв. трн̑ , род. п. трн̑ а, словен. tŕn, чеш. trn "шип, колючка", trní ср. р. "колючий кустарник", слвц. tŕň м. "колючка", tŕniе ср. р. "колючий кустарник", польск. tarn, cierń, др.-польск. tarn, cirznie, в.-луж. ćerń м., н.-луж. śerń. Праслав. *tьrnъ, собир. *tьrnьĵe, родственно др.-инд. tŕ̥ṇam ср. р. "трава, стебелек", гот. Þaúrnus м. "терн, колючка"; см. Мейе, Ét. 447; Траутман, ВSW 324; Уленбек, Aind. Wb. 115; Торп 182; Шахматов, ИОРЯС 7, 1, 305.

 д) ТЁРН. Тёрн, тёрны, тёрна, тёрнов, тёрну, тёрнам, тёрн, тёрны, тёрном, тёрнами, тёрне, тёрнах.

ЗАДАНИЕ 9.

Даны следующие предложения со словом что:

        1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

             2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?

             3. Всё утро я думал, что скажу матери.

             4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.

             5. Что, у вас каждый день такой?

             6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.

Определите в каждом случае, какой частью речи является слово что  и какова его функция в высказывании.

ЗАДАНИЕ 10

Даны четыре фрагмента из поэтических текстов:

I.

Чуть свернешь, покинув тропы торные,

К откровенью Смуты ― и на миг

Будто злое зелье наговорное

Обожжет из кубка древних книг.

(Д. Андреев. Подмена)

II.

…А он взывал: «Пречистая, внемли! Житейский путь мой каменист и торен. Кабатчикам попал я в кабалу. Нордау Макса принял я хулу, да и его ли только одного!»

То был Верлен.

(Л. Мартынов. Проблема перевода)

III.

… Старый Мазай

Любит до страсти свой низменный край.

Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,

Торной дорогой ходить ему — скука!

(Н. Некрасов. Дед Мазай и зайцы)

IV.

Что ж! Пойду дорогой торной,

Думал я, толпе вослед,

Скромен, тих, благонамерен,

Бросив юношеский бред.

(А. Плещеев. Много злых и глупых шуток…)

Вопросы и задания:

1. Лингвист А. предположил, что в одном из приведённых выше фрагментов слово торный имеет авторское (окказиональное) значение, противоположное тому, в котором оно употреблено в трёх остальных фрагментах. Истолкуйте оба этих значения, соотнеся их с фрагментами поэтических текстов. Объясните, как возникло авторское (окказиональное) значение.

2. Назовите глагол, от которого образовано слово торный.

В данном прилагательном и производящем глаголе представлен корень, который в исторически родственном им бесприставочном глаголе содержит иную гласную. Укажите этот бесприставочный глагол.

3. Перед вами ещё один поэтический фрагмент. В нём лирический герой обращается к Африке:

V.

Дай за это дорогу мне торную__

Там, где нету пути человеку,

Дай назвать моим именем черную

До сих пор не открытую реку.

(Н. Гумилёв. Вступление к сборнику «Шатёр»)

В некоторых изданиях на месте подчёркивания стоит запятая, в других изданиях она отсутствует.

Объясните, возможно ли понимание в данном фрагменте слова торный в окказиональном значении, если на месте подчёркивания есть запятая.

КЛЮЧИ:

Задание 1.

Модель ответа.

Включат, диспансер, завидно, заржаветь, камбала, колосс, некролог, обеспечение, симметрия, ходатайство.

Критерии оценивания: по 0,5 балла за верный ответ.

Итого: максимум 5 баллов.

Задание 2.

Модель ответа:

 К заимствованным словам относятся:

1) маркетинг (английское -инг);

2) пафос (греческое -ос);

3) аэродром (латинский словообразовательный элемент аэро);

4) конферансье (французское - конечные ударные -е/-э, -и, -о);

5) сарафан (тюркизм: «сингармонизм» - гармония гласных);

6) штаб (немецкое начальное шт-).

Критерий оценивания: 1 балл за каждое правильно выбранное слово и по 1 баллу за каждый комментарий к слову. Итого: мaксимум 12 баллов.

Задание 3.

Модель ответа:

архангелогородцы, -ец, -ка 
одесситы, -ит, -ка 
костромичи, -ич, жительница Костромы 
киевляне, -ин, -ка 
куряне, -ин, -ка
пермяки, -як, -ячка 
римляне, -ин, -ка 
бакинцы, -ец, -ка

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждое верно образованное слово.

Итого: максимум 8 баллов 

Задание 4.

Модель ответа:

Адреса́т (или получатель) — человек или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.
Адреса́нт (или отправитель) — человек или организация, которые адресуют почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение

Дипломат – должностное лицо, специалист, занимающийся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений. 
Дипломант – лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п.

Гарантийный – относящийся к гарантии.
Гарантированный – обусловленный законом, обеспеченный.

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждое правильно составленное предложение.

Итого: максимум 6 баллов

Задание 5.

Модель ответа:

 1) Исключены из состава современного алфавита буквы, имевшие названия «и десятиричное» (с точкой сверху), «ять», «ижица», «фита». 2) Сохранились в современном алфавите, но утратили первоначальное значение буквы, называвшиеся «ерь» (мягкий знак) и «ер» (твердый знак). 3) Есть  в современном алфавите, но не названы в стихотворении буквы Ё и Й. 

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждый  правильный ответ .

Итого: максимум  3 балла.

Задание 6

Модель ответа:

1. Это неопределённые местоимения нечто, некто.

2. Некий и некоторый. У некий имеются вариантные формы некой и некоей, каждая из которых в современном русском языке могла бы служить переводом подчёркнутой формы.

3. Негде ‘где-то’ / ‘кое-где’. Современное слово — некогда в значении ‘когда-то’.

Возможные примеры употребления: «Требовались новые люди, и скоро Новосёлов сделался директором того самого института, который некогда с таким трудом окончил». [В. П. Катаев. Фиалка (1973)] / «Единственный хищник ― динго, и то его считают одичалой домашней собакой, некогда привезённой сюда аборигенами». [Д. А. Гранин. Месяц вверх ногами (1966)]

Критерии оценивания:

1. За указание местоимений некто и нечто — по 1 баллу (всего 2 балла). За верно указанный разряд местоимений — 1 балл. Всего 3 балла.

2. За указание местоимений некий и некоторый — по 1 баллу (всего 2 балла). За указание вариантных форм: некой — 0,5 балла, некоей — 1 балл (всего 1,5 балла). Всего 3,5 балла.

3. За указание слова негде — 0,5 балла; за определение значения ‘где-то’ / ‘кое-где’ — 1 балл (всего 1,5 балла). За указание слова некогда — 0,5 балла; за определение значения ‘когда-то’ — 1 балл; за приведение корректного примера — 0,5 балла (всего 2 балла). Всего 3,5 балла.

Итого: максимум 10 баллов.

Задание 7

 Какое значение вносят морфемы в общий смысл слова «перестройка»: сравнить корень, приставку, суффикс. Сравните окончание с отдельно взятыми фонемами или слогами с точки зрения их значимости. Имеют ли самостоятельное значение слоги и фонемы в слове «перестройка». Каким частям слова свойственная значимость?

Модель ответа:

 в слове пере-строй-к-а выделяются: корень строй-, приставка пере-, суффикс –к- и окончание –а. Каждая из этих морфем обладает определённой значимостью. Корень выражает основную идею общего значения слова, суффикс и окончание указывают на то, что данное слово обозначает действие, названное корнем как предмет (в широком смысле), является существительным, приставка пере- указывает на направление того действия, которое обозначено корнем. Своей значимостью морфемы отличаются от фонетических частей слова – звуков и слогов, которые сами по себе никаких значений не выражают. Это же слово перестройка можно поделить на звуки: [п-е-р-е-с-т-р-о-й-к-а], на слоги: пе-ре-строй-ка. И те и другие лишены самостоятельного значения.

Критерии оценивания: по 3 балла за каждый из трёх ответов на вопрос.

Итого: максимум 9 баллов.

Задание 8

Модель ответа:

Ответ: 1- в; 2 – г; 3 – д; 4 – а; 5 – б

Критерии оценивания: за каждое верное соответствие – 2 балла

 Итого: максимум 10 баллов.

ЗАДАНИЕ 9.

Даны следующие предложения со словом что:

        1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

             2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?

             3. Всё утро я думал, что скажу матери.

             4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.

             5. Что, у вас каждый день такой?

             6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.

Модель ответа

1. В первом предложении что  – подчинительный союз, его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.

2. В втором предложении что – это вопросительное местоимение, его функция – специальный вопрос (или помогает задать вопрос).

3. В третьем предложении что- относительное местоимение в роли союзного словаФункция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.

4. В четвертом предложении что  – подчинительный союз, его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.

5. В пятом предложении что-частицаФункция- предание предложению определенного эмоционального оттенка. А данном предложении недоумения.

6. В шестом предложении что- относительное местоимение в роли союзного словаФункция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.

Критерии оценивания: за правильно указанную часть речи 1балл, за указание функции 1балл(всего 2 балла за правильный ответ)

Итого: максимум 12 баллов

Задание 10

Модель ответа.

1.

I, III, IV: торный ‘гладкий / ровный / привычный / лёгкий / проходимый’.

II: торный ‘трудный, непроходимый’. Это значение возникло в результате контаминации со словом тернистый.

2. Торить (допустимо: проторить), тереть (сравни: торная дорога протёртая дорога).

3. Если запятая есть, слова «там, где нету пути человеку» можно интерпретировать как уточнение к прилагательному торный. Тогда прилагательное можно понять в окказиональном значении. Возможно и ещё одно объяснение: слово там — это обстоятельство, которое относится ко второй части предложения (строки 3-4), тогда дальнейший контекст никак не влияет на интерпретацию слова торный, которое в таком случае можно понять и как ‘лёгкий, ровный’, и как ‘тернистый’.

Критерии оценивания:

1. За указание на пример II, в котором слово торный имеет авторское (окказиональное) значение, — 2 балла.

За истолкование значения ‘трудный, непроходимый’ — 2 балла.

За истолкование в примерах I, III, IV слова торный как ‘гладкий / ровный / привычный / лёгкий / проходимый’ — 1 балл.

За указание на то, что в примере II контаминация с тернистый, — 2 балла.

Всего за п. 1 — 7 баллов.

2. За указание на глагол торить (допустимо: проторить) — 1 балл. За указание на глагол тереть — 2 балла. Всего 3 балла.

№ заданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Кол-во баллов

5

12

8

6

3

10

9

10

12

10

Итого

85 баллов.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

                                                  Причастие

https://grammatika-rus.ru/wp-content/uploads/2018/06/Prichastiya-obshh..jpg

Задания :

№1. Найдите причастие.

А)худющий Б)все В)присутствующие Г)глядя Д)решён

№2.  Найдите в предложениях 1—6 страдательное причастие прошедшего времени.

(1)Азотную кислоту используют для производства минеральных удобрений, медикаментов, взрывчатых веществ и в качестве окислителя в лабораторной практике. (2)Промышленное производство кислоты

основано на каталитическом окислении аммиака до оксида азота, последующем его окислении кислородом до окиси азота и взаимодействии его с водой. (3)Соли азотной кислоты (нитраты) применяют в качестве азотных удобрений. (4)Хотя смертельная доза нитратов для человека колеблется от восьми до пятнадцати граммов, их суточное потребление не должно превышать пяти миллиграммов в расчёте на килограмм массы тела. (5)Внесение в почву избыточного количества азотных удобрений приводит к страшным последствиям. (6)Весной, когда тает снег, нитраты из почвы попадают в источники питьевой воды — реки, озёра, ведь все они прекрасно растворимы.

№3.  Определите страдательное причастие прошедшего времени.

А)ходивший  Б)летящий

В)несомый  Г)сшитый

№4.  Найдите действительное причастие прошедшего времени.

А)рисующий  Б)сорванный

В)нарисовавший Г)почитаемый

№5.  Спишите предложения, расставьте знаки препинания, если они необходимы. Выделите причастные обороты, как члены предложения. Укажите границы причастного оборота.

  1. Близко растущие у крыльца вишни привлекали множество пчел.
  2. Месяц чётко оттеняемый сумраком бледнел над тёмным лесом.
  3. Охотники вспугивали целые стаи уток приютившихся на болоте.
  4. Косо навешенная калитка громко заскрипела, когда Димка открыл ее.
  5. Сухая жёлто-красная листва  чем-то сладко пахнущая усыпала всю лужайку.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист.

                                                                                      Приложения

Пример

Правило

  1. На митингах мы, любознательные газетчики, узнали много новостей.

Любые приложения (распр. и нераспр.), относящиеся к личному местоимению, независимо от степени их распространенности и местоположения

                 *

Личн. мест. + прилож.

  1. Песня, крылатая птица, смелых скликает вперед.

Любые приложения,

стоящие после определяемого слова - существ.

                  *

Сущ. + прилож.

  1. Тренером команды назначен Лучников, бывший нападающий.

юбые приложения,

стоящие ТОЛЬКО после определяемого слова -  существ. собств.

Если наоборот, обособляться не будет!!!!

                *

Сущ. собств. + прилож.

  1. Смелый охотник, хорёк нападает на животных и крупнее его.

Приложения, стоящие перед им. сущ., имеющие обстоятельственное значение причины

  1. Собачка эта, по кличке Чибис, была любопытнейшим созданием.

Приложения, присоединяющиеся словами по имени, по прозвищу, по фамилии, или, родом, например, то есть…

Примечание:  жирным шрифтом выделено приложение, подчеркнуто- определяемое слово

Задание-практикум.

Спишите предложения, выделите  обособленные приложения, над определяемым словом поставьте крестик..

Дубровский, отставной поручик гвардии, был ближайшим соседом Троекурова. Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. Их волосы, шёлковые и чёрные, были распущены. Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться провиантом.