Выступления на МО

В данном разделе выложены выступления на методических объеденениях 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения

ВВЕДЕНИЕ

Современная педагогическая наука приоритетным направлением развития системы образования определяет гуманистический подход в организации процесса обучения. Ведущим принципом гуманистической модели учебного процесса является развитие личности обучающегося. Степень развития обучающегося измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности.  

Среди факторов, способствующих формированию творческой активности обучающихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого  обучающегося позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа  является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

1. Виды самостоятельной работы обучающихся (слайд 1)

Все виды самостоятельной работы, применяемые мною в учебном процессе можно классифицировать по различным признакам:

  • по дидактической цели,
  • по характеру учебной деятельности учащихся,
  • по содержанию,
  • по степени самостоятельности ,
  • по элементу творчества учащихся и т. д.

Классификация самостоятельной работы по дидактической цели, которая выделяет пять групп деятельности: (слайд 2)

1) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

2) закрепление и уточнение знаний;

3) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;

4) формирование умений и навыков практического характера;

5) формирование умений и навыков творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.

К основным видам самостоятельных работ, которые я применяю на своих занятиях я выделяю  следующие: (слайд 3)

1. Работа с книгой, справочником,  информационным материалом и т.д.

2. Упражнения.

3. Выполнение практических и лабораторных работ.

4. Проверочные, самостоятельные, контрольные работы, диктанты.

5. Подготовка докладов, рефератов, презентаций, сообщений;

6. Домашняя работа, наблюдения.

Говоря о типах самостоятельной работы, я выделяю в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности воспроизводящие ( применяю в начале обучения), реконструктивно-вариативные (применяю, когда ребята овладевают навыками самостоятельной работы),  творческие (для «продвинутых»)

(4 слайд)

К творческим самостоятельным работам можно отнести такие формы как:

  • практические работы;
  • контрольные работы;
  • тематические зачеты;
  • защита и написание рефератов, докладов, сообщений, презентаций;
  • решение проблемных задач и другие.

С точки зрения организации самостоятельная работа может быть: (слайд 5)

фронтальной - учащиеся выполняют одно в то же задание (обучающиеся работают с учебником, информационными картами и другими раздаточными материалами;

групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы по 3- 6 чел.  

парной - например, при проведении практических занятий, выполнении различных таблиц, схем, построений  и др., затем при обмене тетрадями ребята выполняют взаимопроверку выполненных заданий;

индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание (применяю на занятиях при закреплении знаний, формировании умений и навыков, контроле знаний).

Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяю  четыре ее разновидности в процессе обучения: (слайд 6)

1. Цель и план работы учащийся определяет с помощью преподавателя.

2. Цель учащийся определяет с помощью педагога, а план самостоятельно.

З. Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт преподаватель (использую при написании учащимися докладов, сообщений, презентаций)

4. Без помощи учителя учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.

Очевидно, что педагог лишь организует и направляет познавательную деятельность обучаемых. Ее эффективность зависит от собственных усилий обучающихся. При правильной организации самоподготовка имеет решающее значение для развития самостоятельности обучающихся:

  • сознательное и прочное усвоение знаний по предмету;
  • овладение способами и приемами самообразования;
  • развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний.

Самоподготовка способствует формированию высокой культуры умственного труда, приобретению приемов и навыков самостоятельной работы, умений разумно расходовать и распределять свое время, накапливать и усваивать необходимую для успешного обучения и профессионального становления информацию.

Самостоятельная работа развивает у обучающихся такие качества, как организованность, дисциплинированность, инициативность, волю; вырабатывает мыслительные умения и операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.), учит самостоятельному мышлению, позволяет сформировать свой собственный стиль работы.

Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавание объектов путем их сравнения с известным образцом до составления  модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях.

При постановке целей и задач самостоятельной работы я учитываю следующие дидактические требования: (слайд 8)

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача преподавателя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у обучающихся интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать учащегося при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами обучающиеся - подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3. На первых порах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с преподавателем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

(слайд 9)

4. Для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым алгоритмам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей учащихся.

5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениям и навыками различным учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть.

(слайд 10)

7. Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.

8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание и изложения материала преподавателем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

9. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать преподавателю. Педагог продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на занятии, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает учащихся методами самоконтроля и осуществляет контроль за качеством ее выполнения, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы.

Лучшим способом анализа самостоятельной работы является фронтальная работа с классом в конце урока или по окончании выполнения учащимися самостоятельной работы в форме обсуждения ее хода и результатов.

        3.Технология организации самостоятельной работы учащихся

Говоря о технологической стороне, организация самостоятельной работы может включать в себя следующие компоненты: (слайд 11)

Целевой компонент самостоятельной работы. Основаниями для отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по разделам дисциплины.

Содержательный компонент самостоятельной роботы. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ). Индивидуально-психологические особенности учеников (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности). При этом важную роль играет подборка учебного материала, т.к. с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения.

Контрольно-корректировочный компонент самостоятельной работы. Включает тщательный отбор средств контроля, определение эталон, разработку индивидуальных форм контроля.

Заключение
(слайд 12)

Изменения, происходящее в мире заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Начинает уделяться внимание его умению адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы быть хоть в некоторой степени успешным.

Самостоятельная работа обучающегося  является высшей формой его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания.

Я считаю, что самостоятельная работа обучающихся является важной составляющей учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС третьего поколения, на что и нужно обратить внимание при написании рабочих программ.



Предварительный просмотр:

Коллективное творческое дело - КТД

Мы знаем, что школа это трехсторонний процесс = дети, родители, классный руководитель.


Как молодой специалист, я столкнулась с такой проблемой. Со стороны детей, что у учеников
 низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно. На уроках не активны, спят, часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, не выполняют домашнее задание. И со стороны родителей были выявлены такие проблемы, низкая посещаемость родительских собраний.

Коллективное творческое дело - КТД

Воспитательная цель: развитие познавательных интересов и мотивации к учебной деятельности у учащихся, повышение успеваемости через коллективное творческое дело.

Задачи

  1. Планировать воспитательную работу в классе и учебный процесс с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
  2. Продолжить работу по сплочению дружного коллектива, формировать положительные мотивы в отношении с окружающими.
  3. Совершенствовать навыки культурного поведения и культуры общения.
  4. Индивидуальная работа с детьми по повышению успеваемости.

В воспитательной работе использовала разные формы работы: беседы, классные часы, спортивные мероприятия. Воспитательная работа планировалась исходя из возрастных особенностей младшего возраста, их интересов и потребностей.

Наиболее удачными оказались мероприятия:

  • 23 февраля.
  • 8 марта. Праздник для мам, бабушек и девочек.
  • «Защитники вперед» районный конкурс
  • Театрализованное представление

Все три мероприятия были разработаны и проведены совместно в параллели с Васимой Хамзавной и Инной Валерьевной.

Театрализованное представление, было выполнено совместно с Кларой Маликовной.


РАССКАЗАТЬ!!!

Учащиеся данного класса принимали активное участие в жизнедеятельности класса и школы.  С большим желанием участвовали в различных конкурсах и школьных делах.

В классе каждый ученик имел свои обязанности. В конце месяца подводился итог проделанной работы.

Многие ребята легко усваивают программный материал. Петрова Ксюша, Хайруллина Диана, Козлова Лиза, Бабушкин Андрей, Сорокина Аня, Ганиева Камилла выделяются активной, познавательной работой на уроках. Велась индивидуальная работа со слабоуспевающими Поляков Максим, Нуртдинов Эмиль, Кашапов Аскар, Коновалова Вероника.  Проводились беседы с их родителями. 

Велась индивидуальная работа с одаренными детьми (подготовка к конкурсам).

Родители принимают активное участие в жизни класса. Они оказывают необходимую помощь в проведении и организации внеклассных мероприятий. Положительной в воспитательной работе, я считаю то, что ребята научились организовать учебную деятельность, сформированы навыки культуры общения и поведения. Повышена познавательная активность.

 В новом учебном году в воспитательной работе следует больше внимания уделять  развитию интеллектуальных задатков,  сохранению нравственного, психического и физического здоровья детей, продолжить работу по формированию навыков культуры поведения.