Консультации для родителей

Малиновская Лина Владимировна

Уважаемые родители! Если  Вы воспитываете ребенка с особыми образовательными потребностями, Вам будет интересно узнать сильные и слабые стороны личности своего малыша. Советы специалистов помогут Вам вовремя заметить отклонения в развитии ребенка,  обратиться за помощью  и  научиться преодолевать трудности вместе с ребенком. 

                                                                               «О чем говорят движения ребенка 5-6 лет?»

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка счастливым, здоровым, умным, веселым. Для этого малышу покупают яркие красивые игрушки, читают сказки, вместе играют в различные игры, делают зарядку, катаются на велосипеде, собирают яркие осенние листья и многое другое. В большинстве случаев общение родителей с детьми приносит свои плоды, ребенок растет и развивается в соответствии со всеми критериями и показателями медицинской и психологической  науки. К сожалению, имеется категория детей, которую мы можем отнести к  группе риска. Они  развиваются не так, как их сверстники и требуют особого внимания.  К  такой категории относятся дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Движения дошкольников с задержкой психического развития имеют некоторые особенности.  Условно мы можем разделить их на 2 большие группы. Одни  производят впечатление активных, подвижных  детей, которые без устали бегают, прыгают, словно заводные. Но если мы приглядимся к ним внимательно, то увидим, что движения ребят резкие, как бы угловатые, плохо координированные. Во время подвижных игр малыши часто сталкиваются друг с другом, падают, не могут «вписаться» в поворот.  В другой группе картина резко противоположная. Дошкольники производят впечатление вялых, апатичных детей, которые медленно, как бы с большой неохотой, совершают любые движения. Однако в обеих группах имеются общие особенности. Очень  часто при ходьбе дети опускаю голову, глядят под ноги, рассматривая дорогу. Создается впечатление, что они не уверены в себе, бояться упасть. Во время ходьбы движения рук и ног слабо координированы, перекрестные движения  - «левая рука - правая нога» и наоборот -  нечеткие и вялые. При ходьбе по скамейке ребята скованы, напряжены от страха, очень часто пытаются ходить боком, приставляя ноги. Такая ситуация наблюдается, когда малыш ходит по любой плоскости, приподнятой от пола, будь то скамейка, доска или просто веревка, лежащая на полу. Во время прыжков также  заметно напряжение, страх. Ребенку трудно оттолкнуться от пола двумя ногами одновременно, приземляется он  жестко на всю стопу.  Вместе с взрослыми играя с мячом, малыш не может его поймать, каждый раз роняет мяч. Он с большим трудом учится прыгать через скакалку, ездить на велосипеде. 

 Поставить медицинский диагноз «задержка психического развития» имеет право только врач-психиатр. Однако внимательный родитель может заподозрить что-то неладное, просто наблюдая за движениями ребенка на прогулке.  Что должно насторожить родителей?

1.     Умеет ли ребенок самостоятельно одеваться на прогулку и раздеваться после? Аккуратно ли он складывает свои вещи на место? К 5 годам у детей уже сформированы все навыки самообслуживания, они должны уметь самостоятельно одевается, застегивать  молнии, мелкие пуговицы, завязывать шнурки, поддерживать порядок в своей комнате.

2.     Как ребенок спускается и поднимается по лестнице, использует он приставной шаг или переменный? К шестому году жизни  дети поднимаясь вверх по лестнице и спускаясь вниз,  должны ставить по одной ноге на каждую ступеньку.

3.     Если ребенок ходит шаркающим «старческим» шагом, смотрит себе под ноги.  В норме дети  к 5 годам ходят и бегают со свободными движениями рук, работа рук и ног координирована, при ходьбе не шаркают ногами, держат голову прямо.

4.     Боится ли ребенок ходить по бордюрам, спрыгивать с них на землю? После 3 лет малыши могут  пройти по узкой доске, затем остановиться, развернуться, побежать. На 6 году жизни  дети должны свободно ходить по доске или скамейке (высота 30 см, ширина 20 см), прыгать с высоты без боязни.

5.     Любит ли ребенок играть с мячом и ловко с ним справляется?  В норме в 4 года дети  умеют бросать мяч двумя руками, а к 6 годам легко ловят его одной рукой.

6.     Любит ли ребенок прыгать вообще и перепрыгивать различные препятствия? Как он приземляется?  Дети с 4 лет при прыжках в высоту должны опускаться на полусогнутые ноги, при подскоках отрывать ноги от пола.  Ребенок с ЗПР при подскоках не отрывает ног от пола, часто просто приседает, имитируя подскоки.  В 6 лет дети с удовольствием прыгают с разбега в высоту и длину.

7.     Умеет ли ребенок кататься на трех колесном велосипеде? Дети 4 лет в норме должны овладеть навыком езды на этом виде транспорта.

Если Ваш  ребенок не справляется с вышеперечисленными  движениями, у него не развиты данные умениями и навыками, Вам стоит обратиться за консультацией к специалистам. Начните с посещения участкового врача-педиатра, объясните ему свою тревогу. При необходимости педиатр направит вас к узким специалистам, например, неврологу. Обязательно проконсультируйтесь с педагогом-дефектологом, психологом, посетите врача-психиатра. Только в тесном взаимодействии со всеми специалистами Вы сможете помочь своему ребенку преодолеть все трудности в его развитии.

Литература:

1.     Безруких М.М. Расти, парвоклашка. М., Эксмо,2010.

2.     Мамайчук И.И.,  Ильина М.Н..  "Помощь психолога ребенку". С-Пб., Речь, 2004.        

3.     Мастюкова Е.М.. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М., АРКТИ, 2014.

4.     Пустовой В.В. От года до семи. Пособие для родителей. Калининград, Калининградское книжное издательство, 1986. 

 

 

Зачем нужна коррекционная ритмика

ребенку с задержкой психического развития

 

У детей с задержкой психического развития наблюдаются не только особенности мыслительной деятельности, но и двигательных умений и навыков.  Если мы приглядимся к детям с задержкой психического развития внимательно, то увидим, что движения ребят резкие, как бы угловатые, плохо координированные. Во время ходьбы перекрестные движения  - «левая рука - правая нога» и наоборот -  нечеткие и вялые. Прыгая, ребенку трудно оттолкнуться от пола двумя ногами одновременно, приземление происходит жестко, на всю стопу. При подскоках дети не отрывают ног от пола, просто приседают, имитируя подскоки. Они с трудом удерживают равновесие, стоя на одной ноге.  Во время подвижных игр малыши часто сталкиваются друг с другом, падают, не могут «вписаться» в поворот. Вместе с взрослыми играя с мячом, они не могут его поймать, каждый раз роняют мяч. Дети с большим трудом учатся прыгать через скакалку, ездить на велосипеде. 

Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. Медленное формирование межанализаторных связей в коре головного мозга приводит к  недостаткам развития общей моторики ребенка.

Преодолеть недостатки физического развития помогает коррекционная ритмика. Коррекционная ритмика - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

     С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, то есть социализируют ребенка.

Занятия коррекци­онной ритмикой призваны укреплять костно-мышечный аппарат, развивать дыхание, моторные функции, формировать правильную осанку, походку, грацию движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.

Постепенно формируются пространственные представления, способность произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развиваются двигательные качества - ловкость, сила, выносливость, координация движений и др. Происходит  воспитание и развитие чувства ритма. Развивается способности к восприятию музыкальных образов и умения ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом.  Это приводит к развитию творческих способностей детей. Занятия коррекционной ритмикой способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, самостоятельности, собранности и т.д.     Включенные в занятие игры имеют особое значение. Коррекционные игры не только  способствуют развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей, они активизирует личностные качества ребёнка, вызывают стремление осознать правила игры, дают возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре, тем самым подготавливают ребенка к социализации в обществе.

      Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что музыкально-ритмические занятия имеет большое значение для детей с задержкой психического развития. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии), направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

Литература

1.     Бутко Г.А. «Физическое воспитание детей с ЗПР», М. Книголюб. 2006.

2.     Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». С-Пб.  XXI век.   1998.

3.     Игнатова Л.В. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. М. Сфера. 2008.

4.     Мастюкова Е.М. «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР», М. Аркти. 2004.