Наставничество

Иноземцева Валентина Ивановна

Предварительный просмотр:

«Наставничество

как метод обучения и развития педагогов»

ПОРТФОЛИО

ПЕДАГОГА - НАСТАВНИКА

Иноземцевой Валентины Ивановны

учителя биологии и химии

2021

IMG_0383

Иноземцева Валентина Ивановна

Образование -высшее

Наименование учреждения - Челябинский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт.

Квалификация - учитель

Должность - учитель биологии

Место работы - МОУ «Полтавская СОШ»

Учебная нагрузка - 24 часа

Стаж работы - 30 лет

. Работа с гимназией № 53 г. Магнитогорска:

Участие в школьной команде по разработке программ:

1.Модели поддержки общеобразовательных организаций с низкими результатами общего образования и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, «Сетевой навигатор качества образования» : новые возможности повышения качества образования.

2. Разработка школьной программы по наставничеству

Курсы профподготовки: Удостоверение №007999    22.08.2020Тема:Сдержание и методы поддержки общеобразовательных  организаций с низкими результатами и общеобразовательных организаций. Функционирующих в неблагоприятных социальных условиях с 10.08.2020-22.08.20. ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки повышения квалификации работников обазования»

Удостоверение №022703   От 22.09.2021Тема: экспертная детальность   в сфере оценки качества образования -ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования»

Удостоверение № 470-1851479  от 08.02.21. Тема:Методология и технологии дистанционного обучения в образовательной организации. ООО «Центр инновационного образования и воспитания»г. Саратов

Удостоверение   № 483-1851479  от 19.04.21Тема: Организация работы классного руководителя в образовательной организации для осуществления профессиональной деятельности в сфере образования по профилю «Классный руководитель.  250ч.. ООО «Центр инновационного образования и воспитания»г. Саратов

Удостоверение № 46-1851479  от 30.05.21 Тема: «Цифровая грамотность педагогического работника»(цифровой куратор). 285ч. ООО «Центр инновационного образования и воспитания»г. Саратов

Удостоверение    Челябинск от 2021. Тема: Инновационные методы управления образовательными  организациями. Проектирование моделей сопровождения (наставничества) в образовательной организации. ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки повышения квалификации работников образования»

Обучение на курсах позволяет грамотно применять на уроках современные формы и методы обучения, развивать у детей творческое мышление, самостоятельность в работе, любознательность и ответственное отношение к учебе

Качество обучения 100%,  качественное 35% - 85%(химия и биология)

Работаю над повышением своего профессионального уровня: руководитель ШМО, активно учавствую в обсуждении и обмена опытом  в работе РМО. Являюсь тьютором в ТриО - центре(биология) - с 2010 года.

Участие в сетевых сообществах:

1.Технология формирования гибких компетенций https://vk.com/club195979526

2.Низкомотивированные, слабоуспевающие обучающиеся https://vk.com/club195981761

3.Заседание методического объединения по теме: «Эффективные педагогические технологии, направленные на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» https://vk.com/topic- 195979526_46411506

Учащиеся школы успешно обучаются в высших и средних медицинских учреждениях, сельхоз и др. учреждениях области и региона. Активный участник по обмену опытом в интернет сообществах.

Награды:

2004 год, Грамота Главного Управления образования и науки Челябинской области

2009 год, Почетная Грамота Министерства образования и науки Челябинской области

2012год, Грамота Главы Карталинского муниципального района

Благодарность Главы Карталинского муниципального района, 2018

В течение всей моей педагогической деятельности применялось наставничество на разных уровнях. (учитель-учитель, учитель - ученик)

Курс «Наставничество как метод обучения и развития педагогов», был для меня очень интересным . Содержание материала  лекций, дополнительного материала к лекциям, презентации, глоссарий внесли новые понятия, формы, методы, организации наставничества в школе.

Выполнение практических работ и тезисных работ способствовали совершенствованию и контролю материала.

При выполнении работ были затруднения:

В отсутствии прямого контакта с куратором, для решения проблемных вопросов (не работал форум).

Нет интерпретации теста для наставника.(очень нужен для работы, если есть возможность пожалуйста пришлите)

Спасибо за комментарии к работам. Ирина Юрьевна, с Вами, приятно было  работать. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество

 

  1. «Великие о наставниках и наставничестве…»

Автор

Цитата/ содержательная идея

Ссылка на источник

Сокра́т

древнегреческий философ

 470/469 г. до н.э., Афины  399 г.до н.э.

Сократ главной задачей наставника считал пробуждение мощных душевных сил ученика.

… Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов

. –– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.Эволюция идей (концепций, теорий) о наставничестве

https://studref.com558244/pravo…idey…nastavnichestve

История взаимоотношений «Учитель - ученик»

https://vuzlit.ru714842/istoriya_vzaimootnosheniy_…

 Мишель де Монтень  французский писатель и философ

1533 – 1592

«Пусть наставник заставляет ученика как бы просеивать через сито все, что он ему преподносит, и пусть ничего не вдалбливает ему в голову, опираясь на свой авторитет и влияние».

Монтень Мишель - Опыты (Том 3), Страница 105, Читать...

https://a1.rbook.me›book/3574872/read/page/105/

Читать "О воспитании детей" - Монтень Мишель... - ЛитМир

https://litmir.mebr/?b=80626&p=3

Этические идеи Мишеля Монтеня - Этика

https://studref.com553775/etika_i…idei_mishelya_montenya

Читать книгу «Опыты» мудреца Мишеля Монтеня...

https://iknigi.netavtor-mishel-monten…mishel-monten/read…

Гилберт Ньютон Лью́ис  

американский физикохимик;

1875 – 1946 г.г.

«Наставничество» - система отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому.

Современный взгляд на систему наставничества

https://donskih.ru›2016/08…na-sistemu-nastavnichestva/

Наставничество (стр. 1 )

https://pandia.rutext/78/213/16067.php

Исторический аспект наставничества как форма...

https://moluch.ruМеждународные конференцииПедагогические науки/185/9138

Константи́н Дми́триевич 

Уши́нский

русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России, 1823-1871 г.г. 

«…нельзя гордиться своей опытностью, высчитывая по пальцам годы своей воспитательной деятельности…»

Исторический аспект наставничества как форма...

https://moluch.ru›Международные конференции›Педагогические науки›/185/9138

Методические материалы на тему: "Наставничество"

multiurok.ruindex.php/files/mietodichieskiie-…

"Наставничество: эффективные технологии развития..."

ramrdu.edumsko.ruДеятельностьinnovation/post/310572

«Эстафета поколений». Ветеранские организации...

bbratstvo.comЭстафета поколений

Ян Амос Коменский… 1592-1670гг

 Великий чешский педагог и просветитель XVII в.

Основоположник педагогики как самостоятельной дисциплины, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы. «Отец педагогики».

… Я. А. Коменский, размышляя о наставничестве и роли учителя-наставника в воспитательном процессе, в трудах «Великая дидактика» и «Пампедия» писал: «Никто не может сделать людей нравственными или благочестивыми, кроме нравственного и благочестивого учителя-наставника»

 

 Эволюция идей (концепций, теорий) о наставничестве

    …«Великая дидактика» и «Пампедия»

https://ru.lafeum.org/quotes/nastavnichestvo

Блинов В.И.доктор педагогических наук, директор Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХи ГС  Москва

Есенина Е.Ю., Сергеев И.С.-ведущие научные сотрудники Центра профессионального образования профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХи ГС  Москва

В основе деятельности наставника лежит восполнение того или иного образовательного дефицита сопровождаемого, а также

и в устранение внутренних образовательных дефицитов обучающихся (наставляемых), т. е. создание условий для формирования у них готовности самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных или профессиональных проблем.

Наставничество в образовании: Нужен хорошо заточенный инструмент. Авторы: Блинов В.И. Есенина Е.Ю.Сергеев И.С.

Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-v-obrazovanii-nuzhen-horosho-zatochennyi-instrument

IMG_256Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнёрстве.          Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.                                                                                                                                                                                        

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.                       Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определён термином "обучающийся".                                    Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.                                                                                                                                                     Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.

Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях.

Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.

Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.

Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).

Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.

Эндаумент - фонд целевого капитала в некоммерческих организациях, обычно в сфере образования или культуры, который формируется за счет добровольных пожертвований. В частности, в школьный фонд целевого капитала пожертвования могут приходить от благодарных выпускников школы, желающих поддержать ее развитие. Средства фонда передаются в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, который можно использовать на финансирование уставной деятельности, например, на инновационные образовательные программы, научные исследования, стимулирование педагогов и обучающихся

ТЕМА 2. Кто такой наставник. Место наставничества в системе образованияbook026

Интеллект - карта. Наставник

Интеллект - карта. Наставник

IMG_256

     

skola1

Вопрос анкеты

ответ

балл

1

Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества?

да

2

 Если да, то где?

В  школе, наставник для студентов - практикантов и молодых специалистов

3

Ожидаемая эффективность программы наставничества

10

4

Ожидаемый комфорт от работы в программе наставничества?

9

5

 Насколько эффективно Вы сможете организовать мероприятия. (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями)

Рабочее место не всегда соответствует требованиям(недостаточность материально-техничекой базы: АРМы)

9-10

6

Ожидаемая эффективность программы профессиональной и должностной адаптации

10

7

Как Вы думаете, насколько хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми теоретическими знаниями?

9

8

Как Вы думаете, насколько хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми практическими навыками?

9

9

Ожидаемое качество разработанной Вами программы профессиональной адаптации

9-10

10

Ожидаемая включенность наставляемого в процесс

9

11

Ожидаемый уровень удовлетворения совместной работой

10

12

Что Вы ожидаете от программы и своей роли?

Достижение поставленных результатов.Творческую самореализацию, как наставника так и наставляемого. Сотрудничество

13

13. Что особенно ценно для Вас в программе?

Вхождение наставляемого в профессиональную самостоятельную деятельность

14

Как часто Вы собираетесь проводить мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах)

Каждое мероприятие, из перечисленных,1-2 раза (согласно профессиональным требованиям)

15

Рады ли Вы участвовать в программе наставничества?

да

ГлоссарийIMG_256

Наставничество — это универсальная технология передачи жизненного, личностного и профессионального опыта,формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве;

Наставничество - личностно ориентированный педагогический процесс, призванный помочь начинающему работнику овладеть профессией, определить для себя её значимость в своей жизни.

Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает

новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся

Педагогическое взаимодействие - это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в снове воспитания. Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений.

Тема 3.Модели наставничества. book026

Типы, методы и технологии наставничества как деятельностного

сопровождения молодого специалиста в ОО

Проект  программыskola1

«Школа наставничества»

Учитель-молодой специалист

                               Люди учатся, когда они учат.

Сенека

Пояснительная записка

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог. Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику, а  поэтому и возникают проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются молодые педагоги: отсутствие мотивации к работе, отношения с коллегами, отношения с детьми; отношения с родителями; неумение обеспечить дисциплину; неумение планировать урок;
незнание современных форм и методов работы на уроке, неуверенность в себе; непонимание, как вести себя на уроке; несоблюдение логической структуры урока; неумение организовать воспитательную работу в классе
.

Педагогам, имеющим подобные проблемы  необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя.

 Настоящая примерная программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.

Срок реализации программы: 3 года.

Цель: обеспечить качественный уровень развития системы наставничества на институциональ-ном уровне, сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога, для оказания помощи молодым учителям в и профессиональном становлении.             Задачи:

  1. Способствовать успешной  адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
  2. Использовать  эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
  3. Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
  4. Повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
  5. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
  6. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению  на основе школьных традиций.

Ожидаемые результаты

для молодого специалиста:

- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;

- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;

- появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);

- участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;

- наличие портфолио у каждого молодого педагога;

 успешное прохождение процедуры аттестации.

для наставника:

- эффективный способ самореализации;

-  повышение квалификации;

- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

- успешная адаптация молодых специалистов;

-повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательных организациях района.

Принципы наставничества: добровольность, гуманность, соблюдение прав молодого специалиста, соблюдение прав наставника, конфиденциальность, ответственность, искреннее желание помочь в преодолении трудностей, взаимопонимание, способность видеть личность.

 Нормативной  основой  проекта программы «»Школы наставничества» является:

Нормативно - правовая база РФ, нормативно - правовая база (документы организации):

«Положение об организации наставничества в Школе» , которое состоит из:

- Общего положения, целей и задач наставничества, организационной основы наставничества, обязанностей наставника, права наставника, обязанностей молодого специалиста, права молодого специалиста, руководства работой наставника, документов регламентирующих наставничество((приказы директора Школы и др).

Проект программы содержит  примерный план работы с молодым специалистом, основываясь на принципах:

-уважения и доверия к коллеге, сотрудничества, индивидуализации.

skola1

Мероприятие

Деятельность наставника

Результат работы

1

Выявление про-фессиональных проблем и образо-вательных запросов молодого специалиста

Подбор/разработка диагностических материалов, методик.Осуществление диагностических процедур  (анкетирование, собеседование)

Индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста

(далее – МС)

2

Проектирование и анализ образовательной деятельности  в контексте требований ФГОС

Открытые  занятия наставника,  педагогов школы, их анализ.

Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия.

Разработка инструментария  для самос-тоятельного проектирования урока МС.

Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа

3

Освоение современных

образовательных

технологий

Планирование и организация мастер-классов наставника и педагогов школы .Организация работы педмастерской по проектированию урока  с  использова-нием конкретных технологий обучения

Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и тех-нологий обучения, динамика в осво-ении образовательных технологий.

4

Моделирование воспитательной работы класса

Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в классе (проектирование целей, методы сплочения классного коллектива, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.)Консультации по созданию  рабочей программы по воспитательной работе.

Подборка методических рекомендаций  для работы с родителями (тематика родительских собраний, тесты, памятки, сценарии тематических бесед и др.)

Самостоятельное оформление МС школьной документации.

Наличие рабочей  программы по предмету, по воспитательной работе.

5

Введение в процесс аттестации. Требова-ния к квалификации.

Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников

Подготовка  МС к прохождению аттестации.

Продуктивная деятельность

Организация деятельности педагогической мастерской по разработке и реализации телекоммуникационной инициативы

Совместный проект

6

Муниципальный конкурс «Молодой специалист + наставник = команда»

Показать опыт работы по применению педагогической технологии

Опыт работы МС по применению педагогической технологии.

7

Итоги реализации программы

Подготовка отчета наставника и МС.

Мониторинг профессионального роста  МС.

Интеллект - карта

Модели наставничества

 

IMG_256

Видеокейс – метод анализа конкретной ситуации, которая описывается средствами кино. 

Кейс - стади –метод анализа проблемной ситуации; 

Ме́тод — способ достижения какой-либо цели; 

Модель – мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает или воспроизводит объект (природный или социальный) и способна замещать его так, что ее изучение даёт новую информацию об этом объекте; виртуальный образ управляемого объекта путём проектирования и исследования его модели, с учетом социальных контекстов; 

Моделирование – построение, совершенствование, изучение и применение моделей реально существующих или проектируемых объектов (процессов и явлений); 

 Профессиональная успешность педагога - наличие устойчивых высоких результатов педагогической деятельности; авторитет среди учеников, их родителей и коллег; успешное наставничество и опережающий инновационный характер труда. 

 Технология – система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи; 

Цель - конечный результат деятельности человека (или группы людей), предварительное идеальное представление о котором, совместно с желанием её достигнуть, определяет выбор соответствующих средств и действий по его достижению.

Наставничество традиционное -Наставник, как правило, успешный и опытный профессионал,работает с менее опытным подопечным (или протеже) для улучшения работы, карьерного роста и налаживания рабочих (профессиональных) связей.

Наставничество партнерское: «равный – равному» - Наставником является сотрудник, равный по уровню подопечному, но с опытом работы в предметной области, которым партнер не обладает.

Наставничество групповое - Связь нескольких лиц с более опытными коллегами («Круги наставничества»)

Наставничество Флэш- Наставничество через одноразовые встречи или обсуждения

Наставничество Скоростное Обеспечивает место встречи для участников, чтобы помочь построить отношения равного наставничества

Реверсивное наставничество Профессионал младшего возраста становится наставником опытного сотрудника по вопросам новых тенденций, технологий и т.д

Виртуальное наставничество Советы и рекомендации наставником предоставляются в режиме онлайн

Интерактивные методы («Inter» - взаимный, «act» - действовать) – означают взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы не только на более широкое взаимодействие наставляемых и наставника, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения

book026

 

                      АНКЕТА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТАIMG_256

Уважаемый молодой педагог!

               Ответьте на вопросы анкеты для того, чтобы мы могли Вас лучше  

                узнать и найти пути дальнейшего вашего становления как педагога.

1. Что послужило выбором вашей профессии?

осознанный выбор, наличие определенных интересов и склонностей, любимый предмет - математика___________________________

  1. Как Вы оцениваете свою профессиональную подготовку?

 Теоретически подготовлена___________________________________

3. С какими трудностями Вы уже столкнулись в работе? В какой помощи

нуждаетесь? Методике, организации, поддержке администрации и коллег

4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?

________поддержка коллег, администрации

5. Каковы ваши профессиональные планы на будущее?                           Продвижение по карьерной лестнице

6. Что вас привлекает в работе коллектива:

- новизна деятельности;

- условия работы;

- возможность экспериментировать;

- пример и влияние коллег и руководителя;

- организация труда;

- доверие;

- возможность профессионального роста.

другое_____________________________________________________________

  1. Что вам хотелось бы изменить?                                                        Повысить профмастерство, карьерная лестница_____________

Согласно анкете, необходимо составить индивидуально - образовательный маршрут молодого специалиста. Рекомендуется совместная работа  наставляемого с учителем - наставником, имеющем педагогический опыт, психологом, с целью изучения преодоления затруднений в профессиональной деятельности и работе педагогического коллектива.

Прилагается примерный план работы наставника с молодым педагогом

skola1

        Примерный план работы наставника с молодым педагогом

Тема

Рассматриваемые вопросы

Сроки

Знакомство с

молодым

педагогом.

Изучение

нормативно-

правовой базы.

Ведение

документации.

Диагностика умений и навыков молодого

специалиста. Заполнение информационной

карточки молодого педагога.

Изучение "Закона об образовании",

ФГОС,локальных актов ОУ, Устава щколы. Составление календарно-тематического

планирования, заполнение журналов,дневников наблюдений

Октябрь

Разработка

индивидуального

плана

(самообразования)

профессиональног

о становления

Проверка работы

молодого педагога

с целью оказания

помощи

Педагогическое самообразование, участие в мероприятиях, в работе методического объединения,

- просмотр планов;

- консультации по составлению

индивидуального образовательного маршрута;

- помощь в составлении программ по учебномупредмету или адаптация имеющихся образовательных программ к особенностям группы;

- посещение уроков.

Практикум по разработке тематических и

поурочных планов

Октябрь, ноябрь

Работа с

психологом

Психологическая гостиная: «Способы и

приемы формирования авторитета начинающего педагога»;

Дискуссия "Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё". Анализ педагогических ситуаций.

Анализ различных стилей педагогического

общения (авторитарный, либерально-

попустительский, демократический).

Лекторий: Функция общения на занятии.

Эмоциональная стрессоустойчивость молодого педагога.

Тренинг: «Страх публичного выступления»,«Способы снятия эмоционального напряжения».

Индивидуальные консультации

В течение года

Секреты

мастерства. «Как

подготовить

современный

урок».

Круглый стол «Как провести эффективно

занятие». Педагог – наставник делится опытом:

(общие вопросы методики проведения уроков,

наставник совместно с молодым педагогом

готовят планы занятий, проговаривают каждый занятие в присутствии наставника, после занятий идёт анализ т.е. детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее) Изучение методических разработок «Требования к анализу

урока» и локальных актов «Положение об уроке» и др.

Ноябрь

и в

течение

года

Имидж педагога

Материалы по вопросам педагогической этики,риторики, культуры и т.д.

Октябрь

Копилка

интересных

занятий.

Разработка или описание интересных занятий

постоянно

Самообразование

начинающего

педагога

Выбор методической темы. Предлагаются

примерные темы по самообразованию,

проводятся консультации и даются рекомендации как спланировать работу над методической темой на год

В течение

года

Работа с основными

документами

Как составить рабочую программу,

В течение

года

Подготовка к

участию в научно-

практической

конференции или

другим

мероприятия

Изучить рекомендации как подготовить презентацию.

Сроки по

положению

Курсы повышения

квалификации

Как написать

обобщение

педагогического

опыта

Обмен опытом о взаимопосещении занятий, совместное обсуждение возникших проблем на уроке.

Подготовка отчета по выбранной методической теме, технология описания опыта

Апрель

Методическая

выставка

достижений

молодого мастера.

Уровень профессионализма молодого педагога– систематизация наработок

профессиональной деятельности.

Конец

учебного

года

Диагностика

Знакомство с методикой проведения

обследования. Совместно с психологом

Май, июнь

skola1

Тезисный план к лекции 4

  1. Вступление .

 Определить основные задания к теме, которые состоят из фиксации теоретического и практико-ориентированного материала и  составить  тезисный план к теме по лекции.

  1. Из предложенных основных вопросов  вызывает интерес первый вопрос о функции региональных центров по наставничеству.
  2. Обратить внимание на ключевые определения из раздела «Термины дня»:  Программа наставничества, ресурсы, система . Проработать их определения.(см. слайд)
  3. Целевая модель наставничества – основные содержательные блоки темы ,  будут вращаться вокруг этого определения. Это особый вид модели .  Реализация это модели внесёт существенный вклад в развитие качественных образовательных программ, профессионального потенциала, профессионального развития ОО различных уровней и в  процесс  становления молодых специалистов. Дать определение. Проработать  определение целевой модели наставничества.(см.слайд)
  4. Координаторами данной программы стали региональные ресурсные центры.
  5. Представитель Невинномысского Государственного гуманитарно-технического института Булат К.В.  поделилась информацией о внедрении данной программы, целью которой является максимально полное развитие личности наставляемого, которое необходимо ему для успешной личностной самореализации в современных условиях неопределённости, а также для создания условий формирования эффективной  системы поддержки, определения, профориентации всех обучающихся, пед. работников разных уровней образования, а также представителей бизнес сообществ, проживающих на территории РФ. Она определила задачи и предполагаемые результаты.(см. видеофайл лекции)
  6. Термин АНТИЦИПАЦИЯ –предвидение или предвосхищение будущих событий(когда индивид представляет себе результат действия до момента его осуществления), характерно для руководителей региональных программ наставничества и это признаётся.
  7. Необходимо прокомментировать нормативно-правовые регламенты целевой программы.
  8. Обратить внимание на структуру методических рекомендаций, на разделы , на отдельно отработанные разделы, которые специфичны для данной модели.(см.файл) Использовать методические материалы для кураторов из информационного блока.
  9. Схема реализации целевой программы наставничества, (разработанная центром МЕНТОРИ), имеет конкретный практико-ориентированный характер и соответствует требованиям, предъявляемые ФГОС ОО всех уровней.( см. файл).
  10. В целевой модели наставничества представлено: нормативно-правовое, концептуальное обоснование, механизмы реализации программы наставничества, компоненты системы наставничества.
  11. Региональным центром наставничества  в Саратовской области  является Государственное автономное  ОУ Саратовской области Энгельсский промышленно-экономический колледж(январь 2020г).Руководители таких центров обладают умением перестраивать работу не меняя статуса ОУ. Одним из ведущих компонентов динамических способностей и возможностей руководителя ля современной школы является форсайт-компетенции, которые находят свою реализацию при одновременном управлении и ОО и при управлении Региональными центрами наставничества.(см. видеофайл)
  12. Цель внедрения Региональных центров развития наставничества – максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределённости, а также для создания условий формирования эффективной  системы поддержки самореализации  профориентации всех обучающихся в возраст от 10 лет, подготовки  педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов,  проживающих на территории РФ.
  13. Таким образом, обсуждая этот блок , мы ожидаем некоторые дескрипторы, показатели, их улучшение во всех сферах образования. Обращается внимание на создания канала обобщения опыта
  14. Целевая  модель наставничества позволяет использовать в работе своего ОУ лучшие методики, обеспечить формирование баз данных программ наставничества, лучшие практики, отобрать только то, что станет точкой роста для своей ОО, своих педагогических работников и обучающихся.
  15. Функции ОО меняются в связи с внедрением целевой программы наставничества. Для этого разрабатывается дорожная карта внедрения целевой модели,  которая охватывает все моменты целевой программы. ОО д. быть готово к вхождению  в пространство целевой модели наставничества, формированию особого статуса этой модели, которая связана с определением цели.

IMG_256

Антиципация - предвидение или предвосхищение в той или иной форме будущих событий (индивид представляет себе результаты некоторого действия до того момента, как действие реально

осуществилось);

Воспитание - развитие направленности личности – процесс и результат. Формы направленности

личности: мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы и т. д.;

Модель – мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображает или воспроизводит объект (природный или социальный) и способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте; виртуальный образ управляемого объекта путем проектирования и исследования его модели, с учётом социальных контекстов;

Профессиональная успешность педагога - наличие устойчивых высоких результатов педагогической деятельности; авторитет среди учеников, их родителей и коллег; успешное наставничество и опережающий инновационный характер труда;

Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношения наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов;

Ресурс - совокупность информационных, методико-технологических, кадровых, материально-технических и иных средств осуществления образовательной (наставнической) деятельности

Cистема – средство достижения цели; основные особенности систем: целостность, относительная обособленность от окружающей среды, наличие связей со средой, наличие частей и связей между ними (структурированность), подчиненность всей организации системы некоторой цели;

Целевая модель наставничества -это система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Наставничества, с точки зрения системы, целевая модель  представляет собой совокупность

структурных компонентов и механизмов, обеспечивающих реализацию наставничества и достижение поставленных результатов.

• С точки зрения наставничества как процесса целевая модель описывает этапы реализации программы и роли участников, организующих эти этапы.

book026

Формализованный отчёт наставника о результатах работы подопечного

Уважаемый наставник! Предлагаем Вам принять участие в оценке процесса наставничества

Иноземцева Валентина Ивановна

                                                        (ФИО)

____________________________________Лопатина Ольга Викторовна________________                           (ФИО лица, в отношении которого осуществлялось наставничество)

Используя шкалу от 1 до 10 (где 10 – максимальная оценка, 1 – минимальная оценка, проведите оценку по нижеследующим параметрам.

№п\п

Вопрос

Оценка

1

Достаточно ли было времени, проведённого Вами с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, для получения им необходимых знаний и навыков?

10

2

Насколько точно следовало Вашим рекомендациям лицо, в отношении которого осуществлялось наставничество?

10

3

В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено  проработке теоретический знаний?

8

4

В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке практических навыков?

10

5

Насколько, по Вашему мнению, лицо, в отношении которого осуществлялось наставничество, готово к самостоятельному исполнению должностных обязанностей благодаря наставничеству?

10

6

Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень профессионализма лица, в отношении которого осуществлялось наставничество?

10

7

Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является наиболее важным для  нового сотрудника при прохождении наставничества?

7.1.

Помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми правилами поведения

10

7.2.

Освоение практических навыков работы

10

7.3.

Изучение теории, выявление пробелов в знаниях.

10

8

Какой из используемых Вами метод обучения Вы считаете наиболее эффективным? Создание ситуации и их обсуждение т.к в этом процессе осуществляется оценка и осмысление опыта, полученного в деятельности

8.1.

Самостоятельное изучение обучаемым  материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте

8.2.

В основном самостоятельное изучение обучаемым  материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону

8.3.

Личные консультации в заранее определённое время.

10

8.4.

Личные консультации по мере возникновения необходимости

10

8.5

Поэтапный совместный разбор практических заданий.

10

9

 Оцените, в какой мере лицо, в отношении которого осуществлялось наставничество, следует общепринятым правилам и нормам поведения и работы!

10

Ольга Викторовна принимала участие в муниципальном этапе конкурса - «Педагогический дебют», «Учитель года». Результат призер (2 мес)

Формализованный отчет подопечногоskola1

о прохождении наставничества и работа наставника

Лопатина Ольга  Викторовна

ФИО

Иноземцева Валентина Ивановна

ФИО лица от имени которого осуществлялось наставничество

Используя шкалу от 1 до 10(10 максимальная оценка, 1- минимальная), проведите оценку по параметрам

вопрос

оценка

1

Достаточно ли было времени, проведённого с вами наставником, для получения необходимых знаний  навыков

10

2

Как бы вы оценили мастерство наставника?

10

3

Насколько полезными в работе оказались полученные в процессе наставничества теоретические знания по вашей специализации?

7

4

Насколько полезными в работе оказались полученные в процессе наставничества практические  знания по вашей должности?

9

5

Насколько быстро вам позволили  освоится на новом месте работы знания об истории, культуре принятых в образовательном учреждении, нормах и процедурах работы

10

6

Являются  ли  полученные в ходе наставничества знания и навыки достаточными для  самостоятельного  выполнения обязанностей, предусмотренных вашей должностью?

10

7

Расставьте баллы от 1 до 10 для каждого из методов при оценке времени, потраченного наставником  на различные способы обучения при работе с вами

  1. Способ почти не используется, 10 - максимальные затраты времени)

7.1

В основном  самостоятельное изучение материалов и выполнение заданий; ответы  наставника на возникающие вопросы по электронной почте

7.2

В основном  самостоятельное изучение  обучаемым материалов  выполнение заданий, ответы наставника,  возникающие вопросы по телефону

7.3

Личные консультации в заранее  определённое время

10

7.4

Личные консультации по мере возникновения необходимости

10

7.5

Поэтапный совместный разбор практических заданий

10

  1. Какой из перечисленных методов или иных используемых методов, вы считаете  наиболее эффектным и почему?         Создание ситуаций и  обсуждение . В процессе этого осуществляется оценка и осмысление  опыта, полученного в конкретной  деятельности.
  2.  Какие наиболее важные, на ваш взгляд, знания и навыки, для успешного выполнения должностных обязанностей вам удалось освоить, благодаря наставничеству?

 Видения проблемы и принятия самостоятельных решений

10.Кто из коллег вашего отдела, кроме наставника, особенно помог вам в период адаптации?

Руководитель ШМО

skola1

Тема № 5. Интеллект -карта

                         Реализация целевой модели наставничества в образовательной организации

ЭТАП

РАБОТА ВНУТРИ ОРГАНИЗАЦИИ


           РАБОТА С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ

1

Подготовка условий для запуска программы наставничества

- Обеспечить нормативно-правовое оформление программы наставничества;
- информировать коллектив и обучающихся о подготовке программы, собрать предварительные запросы обучающихся, педагогов, молодых специалистов;
- сформировать команду и выбрать куратора, отвечающих за реализацию программы;
- определить задачи, формы наставничества, ожидаемые результаты;
- сформировать дорожную карту внедрения целевой модели наставничества, определить необходимые для реализации ресурсы - внутренние и внешние

- Определить заинтересованные в наставничестве аудитории в зависимости от выбранной формы наставничества;
- информировать аудитории через целевые медиа о возможностях программы наставничества, планируемых результатах и вариантах участия

2

Формирование базы наставляемых

- Информировать родителей, педагогов, обучающихся о возможностях и целях программы;
- организовать сбор данных о наставляемых по доступным каналам (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты), в том числе сбор запросов наставляемых к программе;
- включить собранные данные в базу наставников, а также в систему мониторинга влияния программы на наставляемых

3

Формирование базы наставников

- Информировать коллектив, обучающихся и их родителей, педагогов и молодых специалистов о запуске;
- собрать данные о потенциальных наставниках из числа педагогов и обучающихся

- Взаимодействовать с целевыми аудиториями на профильных мероприятиях с целью найти потенциальных наставников;
- мотивировать наставников

4

Отбор и обучение наставников

- Разработать критерии отбора наставников под собранные запросы;
- организовать отбор и обучение наставников

- Привлечь психологов, сотрудников педагогических вузов, менторов к отбору и обучению наставников;
- найти ресурсы для организации обучения (через некоммерческие организации, предприятия, гранты, конкурсы)

5

Формирование наставнических пар или групп

- Разработать инструменты и организовать встречи для формирования пар или групп;
- обеспечить психологическое сопровождение наставляемым, не сформировавшим пару или группу, продолжить поиск наставника

- Привлечь психологов, волонтеров, сотрудников педагогических вузов к формированию пар или групп

6

Организация работы наставнических пар или групп

- Выбрать форматы взаимодействия для каждой пары или группы;
- проанализировать сильные и слабые стороны участников для постановки цели и задач на конкретные периоды;
- при необходимости предоставить наставникам методические рекомендации и/или материалы по взаимодействию с наставляемым(и);
- организовать сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов для мониторинга эффективности реализации программы;
- собрать данные от наставляемых для мониторинга влияния программы на их показатели;
- разработать систему поощрений наставников

- Промежуточные результаты программы транслировать партнерам программы и медиа для актуализации и потенциального вовлечения в будущий цикл программы

7

Завершение наставничества

- Организовать сбор обратной связи наставляемых, провести рефлексию, подвести итоги мониторинга влияния программы на наставляемых;
- организовать сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов для мониторинга эффективности реализации программы;
- реализовать систему поощрений наставников;
- организовать праздничное событие для представления результатов наставничества, чествования лучших наставников и популяризации лучших кейсов;
- сформировать долгосрочную базу наставников, в том числе включая завершивших программу наставляемых, желающих попробовать себя в новой роли

- Привлечь сотрудников педагогических институтов, психологов к оценке результатов наставничества;
- пригласить представителей бизнес-сообщества, образовательных организаций, НКО, исполнительно-распорядительных органов муниципального образования, выпускников на итоговое мероприятие;
- популяризировать лучшие практики и примеры наставничества через медиа, участников, партнеров

                   Тема № 5. Термины и определенияIMG_256

Критическое мышление - это система суждений, которую применяют для анализа вещей, явлений, событий и для последующего составления объективных выводов; способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения. 

Мониторинг наставнической деятельности - система сбора, обработки, хранения и использования информации об этой деятельности и/или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления всем процессом этой деятельности; Педагогическая риторика – одна из частных современных риторических дисциплин, теория эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, а также практика ее оптимизации.

Педагогика – одна из сфер так называемой «повышенной речевой ответственности», в которых важность особенностей речевого поведения человека (учителя), последствия его умения или неумения владеть словом трудно переоценить. 

Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношения наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов; 

Риторика (греч. rhetorike - искусство говорить) - теория и практическое мастерство красноречия (устного и письменного), убеждения, воздействия средствами речи. 

 Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом. 

 Хакатон (англ. hackathon, от hack (см. хакер) и marathon — марафон) — форум для разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща решают какую-либо проблему на время. •

 Целевая модель - это система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях

Целевая модель с точки зрения системы наставничества целевая модель представляет собой совокупность структурных компонентов и механизмов, обеспечивающих реализацию наставничества и достижение поставленных результатов. С точки зрения наставничества как процесса целевая модель описывает этапы реализации программы и роли участников, организующих эти этапы.

IMG_256

Педагогический коучинг. Коуч приходит на урок и фиксирует данные. После, в общении тет-а-тет с педагогом он посредством вопросов помогает учителю раскрыть возможности, потенциал. Как правило, план развития подготовлен заранее.

Профессиональные обучающиеся сообщества. Группа педагогов  берет педагогическую тему и в течение года ее прорабатывает. Группа сама выбирает, есть ли необходимость в совместном планировании, посещении уроков, при этом встречи группы должны проходить регулярно.

Межпредметный speed dating («быстрые знакомства»). Устраивается серия трехминутных встреч учителей с постоянной сменой партнеров. У каждого учителя при этом распечатаны календарно- тематические планы и список интересов. В процессе учителя находят коллег со схожими интересами, планируют интегрированные уроки.

Исследование в действии. Аналог исследовательской, проектной работы для педагогов Обязательные компоненты: гипотеза (или  исследовательский  вопрос), чётко сформулированные понятия, эксперимент. Жёсткие требования к количеству участников отсутствуют.

Педагогические прогулки. Учителя объединяются в группы (5- 7 человек) и за один день посещают большое количество уроков или фрагментов занятий. В процессе они оценивают один заранее выбранный аспект. После происходит обсуждение, генерация идей по улучшению ситуации. Как правило, прогулка проводится не чаще одного раза в четверть.

Эксплицитное обучения педагогов -  подразумевает передачу теоретических знаний

Имплицитное  обучения педагогов - демонстрируются конкретные модели поведения, паттерны, что гораздо эффективнее.

IMG_256

Тема № 6. Термины и определения

Критическое мышление - это система суждений, которую применяют для анализа вещей, явлений, событий и для последующего составления объективных выводов; способность человека ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения.

Риск - возможность не достижения планируемых результатов деятельности.

Технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

ТРИЗ – педагогика – научное и педагогическое направление, в качестве основы имеющее теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ); ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Целевая модель - это система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации

программ наставничества в образовательных организациях.

Социальная компетентность - это интегрированная категория, качественное новообразование личности, совокупность социальных знаний, умений, навыков, способов деятельности, а такжесоциально-важных качеств и характеристик личности, необходимых для обеспечения качественной результативной профессиональной, общественной и личностной деятельности. [Новикова А.А.]

Комментарии (2)

Изображение пользователя Исайкина Ирина ЮрьевнаИсайкина Ирина Юрьевна - Ср, 14 июл 2021, 21:40

Уважаемая Валентина Ивановна, сердечно благодарю Вас за представленное портфолио ПЕДАГОГА - НАСТАВНИКА. Профессионально, добросовестно, содержательно выполнена Работа. Огромный Труд. Большая Честь для меня, уважаемая Валентина Ивановна, сотрудничать с Вами.

Несколько раз знакомилась с содержанием Вашего Портфолио. Очень высоко. Низко Вам кланяюсь, Валентина Ивановна. Спасибо большое Вам за выбор Курса "Наставничество как метод обучения и развития педагога" (ООО "НМЦ "Аксиома") и очень добрые, столь важные слова в мой адрес. Крепкого здоровья, профессиональных успехов, востребованности Ваших знаний, Вашего Труда, благополучия желаю Вам. Вы очень необходимы всем педагогам, ученикам.

Информация о сроках выдачи сертификата (или удостоверения о ПК) будет передана Вам модераторами курса - специалистами НМЦ "Аксиома" до 31 июля 2021 года (контакты представлены на сайте Центра). И.Ю. Исайкина,8-915-474-88-03

Изображение пользователя Исайкина Ирина ЮрьевнаИсайкина Ирина Юрьевна - Ср, 14 июл 2021, 21:42

Уважаемая Валентина Ивановна, мне неловко, но прошу уточнить Ваш запрос по интерпретации теста по самообразованию педагога). Спасибо. Тогда я подготовлю и вышлю Вам. ИЮ Исайкина

     a_0f68fe77                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо

заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019 – № 3 – С. 4–18.

Каргина Н.Н. Самообучающаяся организация как концептуальная модель проектирования инновационной модели образовательной организации // Universum:психология и образование. 2017 № 3 (33). С. 8–11.

И.А.Наставничество как стиль работы современного руководителя//Образование личности.-№1.-2017.-С.63-65. ol-journal.ru/sites/default/files/ol-01-17.pdf

Лабунская Н. Л.,. Максимова Н. П., Наумова В. И., Никонова Е. П. Наставничество как институт профессионального становления молодых педагогов: описание системы работы / ГБОУ СПО Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. Волкова В. А. –Новокузнецк: Изд-во «ГБОУ СПО КузТСиД», 2015 – 89 с.

Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях/Под ред. Синягиной Н.Ю. , Райфшнайдер Т.Ю. - М.: Рыбаков Фонд, 2016  Наставнику [Электронный httpwww.kadry24.krskstate.rudatbinart23822_pamytka_nastavnikam.pdf

Чеглакова Л. М. Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала // Экономическая социология. 2011 Т. 12 №

Щербакова Т. Н., Щербакова Е. В. Исторический аспект наставничества как форма

профессиональной адаптации молодого педагога // Теория и практика образования в

современном мире: материалы VIII Международная научная конференция (г. Санкт-

Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015 — С. 18-22.

Исайкина Ирина Юрьевна,

эксперт-преподаватель ООО «Научно-методический центр «Аксиома»,

Москва;

«Наставничество

как метод обучения и развития педагогов»

5.07.2021 - 14.07.2021

Контакты

организационно-технологической поддержки

______________

тел. +7 (495) 128-1986

teacher@axiom.expert



Предварительный просмотр:

ТЕМА 5

Реализация целевой модели наставничества в образовательной организации.

Этапы программы.

  1. Уважаемые  коллеги,

предлагаем вам представить прослушанный, самостоятельно изученный информационного материал по теме 5.

 (интеллект-карта, тезисный план, таблица-пустографка  «Этапы  цикла наставничества в ОО», иное) в ходе прослушивания   данной лекции  (тема 5)  и освоения  основных вопросов встречи, работы с видеокейсами,  иное (!!!то, что вам кажется полезным для вашей наставнической работы). Разместите, пожалуйста, выполненное задание в разделе «Коллектор» Вашего Портфолио наставника.

  1. В раздел «Глоссарий»  Вашего Портфолио наставника разместите основные термины темы 5.

Спасибо.



Предварительный просмотр:

Формализованный отчёт наставника

о результатах работы подопечного

Уважаемый наставник!

Предлагаем Вам принять участие в оценке процесса наставничества

Иноземцева Валентина Ивановна

                                                        (ФИО)

____________________________________Лопатина Ольга Викторовна________________                           (ФИО лица, в отношении которого осуществлялось наставничество)

Используя шкалу от 1 до 10 (где 10 – максимальная оценка, 1 – минимальная оценка, проведите оценку по нижеследующим параметрам.

№п\п

Вопрос

Оценка

1

Достаточно ли было времени, проведённого Вами с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, для получения им необходимых знаний и навыков?

10

2

Насколько точно следовало Вашим рекомендациям лицо, в отношении которого осуществлялось наставничество?

10

3

В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено  проработке теоретический знаний?

8

4

В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке практических навыков?

10

5

Насколько, по Вашему мнению, лицо, в отношении которого осуществлялось наставничество, готово к самостоятельному исполнению должностных обязанностей благодаря наставничеству?

10

6

Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень профессионализма лица, в отношении которого осуществлялось наставничество?

10

7

Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является наиболее важным для  нового сотрудника при прохождении наставничества?

7.1.

Помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми правилами поведения

10

7.2.

Освоение практических навыков работы

10

7.3.

Изучение теории, выявление пробелов в знаниях.

10

8

Какой из используемых Вами метод обучения Вы считаете наиболее эффективным? Создание ситуации и их обсуждение т.к в этом процессе осуществляется оценка и осмысление опыта, полученного в деятельности

8.1.

Самостоятельное изучение обучаемым  материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте

8.2.

В основном самостоятельное изучение обучаемым  материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону

8.3.

Личные консультации в заранее определённое время.

10

8.4.

Личные консультации по мере возникновения необходимости

10

8.5

Поэтапный совместный разбор практических заданий.

10

9

 Оцените, в какой мере лицо, в отношении которого осуществлялось наставничество, следует общепринятым правилам и нормам поведения и работы!

10

Ольга Викторовна принимала участие в муниципальном этапе конкурса - «Педагогический дебют», «Учитель года»



Предварительный просмотр:

Интеллект -карта

Реализация целевой модели наставничества в образовательной организации.

ЭТАП

РАБОТА ВНУТРИ ОРГАНИЗАЦИИ


           РАБОТА С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ

1

Подготовка условий для запуска программы наставничества

- Обеспечить нормативно-правовое оформление программы наставничества;
- информировать коллектив и обучающихся о подготовке программы, собрать предварительные запросы обучающихся, педагогов, молодых специалистов;
- сформировать команду и выбрать куратора, отвечающих за реализацию программы;
- определить задачи, формы наставничества, ожидаемые результаты;
- сформировать дорожную карту внедрения целевой модели наставничества, определить необходимые для реализации ресурсы - внутренние и внешние

- Определить заинтересованные в наставничестве аудитории в зависимости от выбранной формы наставничества;
- информировать аудитории через целевые медиа о возможностях программы наставничества, планируемых результатах и вариантах участия

2

Формирование базы наставляемых

- Информировать родителей, педагогов, обучающихся о возможностях и целях программы;
- организовать сбор данных о наставляемых по доступным каналам (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты), в том числе сбор запросов наставляемых к программе;
- включить собранные данные в базу наставников, а также в систему мониторинга влияния программы на наставляемых

3

Формирование базы наставников

- Информировать коллектив, обучающихся и их родителей, педагогов и молодых специалистов о запуске;
- собрать данные о потенциальных наставниках из числа педагогов и обучающихся

- Взаимодействовать с целевыми аудиториями на профильных мероприятиях с целью найти потенциальных наставников;
- мотивировать наставников

4

Отбор и обучение наставников

- Разработать критерии отбора наставников под собранные запросы;
- организовать отбор и обучение наставников

- Привлечь психологов, сотрудников педагогических вузов, менторов к отбору и обучению наставников;
- найти ресурсы для организации обучения (через некоммерческие организации, предприятия, гранты, конкурсы)

5

Формирование наставнических пар или групп

- Разработать инструменты и организовать встречи для формирования пар или групп;
- обеспечить психологическое сопровождение наставляемым, не сформировавшим пару или группу, продолжить поиск наставника

- Привлечь психологов, волонтеров, сотрудников педагогических вузов к формированию пар или групп

6

Организация работы наставнических пар или групп

- Выбрать форматы взаимодействия для каждой пары или группы;
- проанализировать сильные и слабые стороны участников для постановки цели и задач на конкретные периоды;
- при необходимости предоставить наставникам методические рекомендации и/или материалы по взаимодействию с наставляемым(и);
- организовать сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов для мониторинга эффективности реализации программы;
- собрать данные от наставляемых для мониторинга влияния программы на их показатели;
- разработать систему поощрений наставников

- Промежуточные результаты программы транслировать партнерам программы и медиа для актуализации и потенциального вовлечения в будущий цикл программы

7

Завершение наставничества

- Организовать сбор обратной связи наставляемых, провести рефлексию, подвести итоги мониторинга влияния программы на наставляемых;
- организовать сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов для мониторинга эффективности реализации программы;
- реализовать систему поощрений наставников;
- организовать праздничное событие для представления результатов наставничества, чествования лучших наставников и популяризации лучших кейсов;
- сформировать долгосрочную базу наставников, в том числе включая завершивших программу наставляемых, желающих попробовать себя в новой роли

- Привлечь сотрудников педагогических институтов, психологов к оценке результатов наставничества;
- пригласить представителей бизнес-сообщества, образовательных организаций, НКО, исполнительно-распорядительных органов муниципального образования, выпускников на итоговое мероприятие;
- популяризировать лучшие практики и примеры наставничества через медиа, участников, партнеров



Предварительный просмотр:

ТЕМА 4

Функции ОО по реализации программы наставничества.

Механизм реализации ПН

  1. Уважаемые  коллеги,

предлагаем вам представить прослушанный, самостоятельно изученный информационный материал по теме 4  в форме тезисного плана, составленного Вами в ходе прослушивания   данной лекции  (тема 4)  и освоения  основных вопросов встречи, работы с видеокейсами,  иное (!!!то, что вам кажется полезным для вашей наставнической работы). Разместите, пожалуйста, выполненное задание в разделе «Коллектор» Вашего Портфолио наставника.

  1. Уважаемые коллеги,

предлагаем вам:

провести анкетирование молодых специалистов (предполагаемых наставляемых вами - наставниками) и предложить им письменно (кратко) сформулировать ответы  на вопросы данной анкеты;

сформулировать (в свободной форме) краткие выводы по итогам анкетирования молодых специалистов/ предполагаемых наставляемых (см. Приложение). Разместите, пожалуйста, выполненное задание в разделе «Коллектор» Вашего Портфолио наставника.

  1. В раздел «Глоссарий»  Вашего Портфолио наставника разместите, пожалуйста, основные термины темы 4.

Спасибо.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: