Очно-дистанционный курс "Анатомия и физиология человека"

Иноземцева Валентина Ивановна

Очно-дистанционный курс "Анатомия и физиология человека" создан для обучающихся 9 классов сдающих ГИА по биологии. Цель курса: воспроизвести  материал  и поработать  с рисунками, текстами, КИМ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация курса

Программа:

Анатомия и физиология человека

 

Преподаватель:

Иноземцева Валентина Ивановна

МОУ «Полтавская СОШ» 

Целевая аудитория:

Программа предназначена для обучающихся  9 классов (подготовка к ОГЭ –курс «Анатомия и физиология человека»)

Формы работы:

Очные занятия 2 часа в месяц на базе  МОУ «Полтавская СОШ»

 

Краткое содержание:

 Цель программы:

  • Повторение материала, расширение и углубление знаний в предметной области Биология – курса – «Анатомия и физиология человека». Для успешной подготовки к аттестации в форме ОГЭ.

программу включены разделы:

  • Общий обзор организма человека
  • Нервная система
  • Гормональная            регуляция           и вегетативная нервная система
  • Поведение и психика
  • Кровь и кровообращение
  • Дыхание 
  • Пищеварение
  • Обмен веществ и энергии
  • Выделение
  • Кожа и теплорегуляция
  • Опорно-двигательная система
  • Органы чувств и анализаторы 

Планируемые результаты:

В результате, обучающиеся повторят основные темы по Анатомии и физиологии человека.  Сформируются знания (морфологических, анатомических, физиологических, гигиенических, экологических понятий раздела «Анатомия и физиология»), повысится качество усвоения знаний для прохождения аттестации в 9 классе. Получат возможность овладеть навыками работы с бланками и тестами ОГЭ.

 



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по дополнительному очно-заочному курсу биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы для основного общего образования по биологии (базовый уровень): «Человек и его здоровье».

Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по биологии рассчитана на обучающихся восьмых ,девятых классов.

Актуальность:

 раздел курса ««Анатомия и физиология человека» в экзаменационной работе представлен большим количеством вопросов и вызывает наибольшее количество ошибок при ответах в вопросах на соответствие, объяснение и математические расчеты в заданиях № 30-34 (основе анализа ГИА по биологии 2018 года). В курсе 8 класса недостаточно времени на отработку такого рода заданий. Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы, учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные органоиды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека.

В ходе занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

Курс призван систематизировать и отработать навыки работы с определенными вопросами, восполнить пробелы в знаниях и повторить курс.

Цель программы:

  • Повторение материала, расширение и углубление знаний в предметной области Биология – курса – «Анатомия и физиология человека». Для успешной подготовки к аттестации в форме ОГЭ.

Задачи:

  1. Повторить и закрепить наиболее значимые темы из курса биологии.
  2. Закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ
  3. Формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами извлекать и анализировать информацию из различных источников;
  4. научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
  5. Научить выпускников правильному оформлению бланков.
  6. Опробировать  разработанные КИМы для сдачи экзамена.

Курс расчитан на обучающихся 9 классов

Форма работы: очно (2часа в месяц –очные занятия). Всего -

Занятия проводятся 2 раза в месяц.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения курса ученик должен знать/понимать

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость.
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

Содержание программы.

Науки, изучающие организм человека (2 час)

Анатомия, физиология, психология и гигиена. Становление и методы исследования.

Происхождение человека (3 часа)

Систематическое положение человека Основные этапы эволюции человека. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация  модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

Строение организма человека (4 часов).

Общий обзор организма

Клеточное строение организма. Ткани

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация  разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторная работа №1 «Ткани»

Рефлекторная регуляция органов и систем организма

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга

Опорно-двигательная система (8 часов)

Значение опорно-двигательной системы

Скелет человека.Скелет поясов свободных Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация  скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы №2 «Микроскопическое строение кости.»

Лабораторные работы №3 « Мышцы человеческого тела» (выполняется либо в классе, либо дома).

Лабораторные работы №4 « Утомление при статической и динамической работе.»

Лабораторные работы №5 « Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия» 

.Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус_фактор. Пересадка органов и тканей.

Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация  моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы №6 «Функции клапанов»

Лабораторные работы №7 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.»

Лабораторные работы №8 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок сосудов»

Лабораторные работы №9 «Функциональная проба на нагрузку»

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Дыхание (5 час)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация  модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы №10 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация  торса человека.

Лабораторная работа №11 «Действие ферментов слюны на крахмал.»

Самонаблюдение: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Обмен веществ и энергии (4 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро_ и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные работы №12 «Определение изменение веса тела за день в зависимости от пищевого рациона и энергозатрат»

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

Покровные органы. Теплорегуляция.Выделение (5 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация  рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдение: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.Выделительная система

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация  модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Нервная система человека (4 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический под отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация  модели головного мозга человека.

Лабораторные работы №13»Пальценосовая проба»

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрация  моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

Лабораторная работа № 14 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация  безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторные работы № 15 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.»

Лабораторные работы №16 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.»

Эндокринная система (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация  модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

Индивидуальное развитие организма (6 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость.

Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация  тестов, определяющих типы темпераментов.

Учебно-тематическое планирование

Количество часов всего-68ч    В неделю-2ч.   Дистанционно – тестовые задания

№ п/п

тема

Количество часов

тестов

1

Науки, изучающие организм человека 

2

2

Происхождение человека (3 часа)

3

3

Опорно-двигательная система (8 часов)

8

4

Строение организма человека (4 часов).

Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

4

6

5

Дыхание (5 час)

5

6

Пищеварительная система (6 часов)

6

7

Обмен веществ и энергии (4 часа)

4

8

Покровные органы. Теплорегуляция.Выделение (5 часа

5

9

Нервная система человека (4 часов

4

10

Анализаторы (5 часов)

5

11

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 час

6

12

Эндокринная система (2 часа)

2

13

Индивидуальное развитие организма (6 часов)

6

14

Эндокринная система (2 часа)

2

15

Индивидуальное развитие организма (6 часов)

6

18

15

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

 общее строение организма человека;

 строение тканей организма человека;

 рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.

 строение нервной системы;

 соматический и вегетативный отделы нервной системы.

 объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности;

 объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов.

 вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности;

 особенности высшей нервной деятельности человека.

 выделять существенные особенности поведения и психики человека;

 жизненные циклы организмов;

 мужскую и женскую половые системы;

 наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём, а также меры их профилактики.

Учащиеся должны уметь:

 выделять существенные признаки органов размножения человека;

 объяснять вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;

 приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

 сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;

 проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

  • классифицировать железы в организме человека;
  • устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.
  • классифицировать железы в организме человека;

 устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.

— приводить доказательства (аргументировать) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

 сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;

 проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.

Личностные результаты обучения

 Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;

 соблюдать правила поведения в природе;

 понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

 умение учащимися реализовывать теоретические познания на практике;

 понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;

 признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 осознание значения семьи в жизни человека и общества;

 готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;

 уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

 проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

 признание права каждого на собственное мнение;

 эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

 готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

 умение отстаивать свою точку зрения;

 критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;

 умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.


Календарно-тематическое планирование курса «Анатомия и физиология человека»

Тема

Кол- во

часов

Дата

Основные термины

и понятия

Науки, изучающие организм человека (2час)

1(1)

Анатомия , физиология, психология и гигиена человек

Анатомия, физиология,гигиена, психология,

биологическая природа

2(2)

Становление наук о человеке

Гераклит, Аристотель, Гиппократ, Клавдий Гален, Леонардо да Винчи

тестирование

Происхождение  человека (3ч)

4(3)

Систематическое положение человека

Таксоны, рудименты,

атавизмы

5(4)

Историческое прошлое людей

Австралопитеки, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонцы

6(5)

Расы человека

Европеоидная, негроидная

, австралоидная, монголоидная

тестирование

Строение организма человека (4ч)

1(6)

Общий обзор организма человека

Уровни организации, структура, органы, системы

органов, гормоны, нерв

2(7)

Клеточное строение организма

Мембрана, ядро, ДНК,РНК, ядрышко, органоиды, лизосомы

3(8)

Ткани эпителиальная, соединительная,

нервная, .мышечная

Эпителиальная, соединительная , мышечная, нервная Л.р №1 «Виды тканей»

4(9)

Рефлекторная регуляция

Рефлекс, рефлекторная дуга, рецептор чувствительный, вставочный, рефлексогенная зона

тестирование

Опорно-двигательная система (8ч)

1(10)

Значение опорно-двигательной системы. Л.р №2 «Микро-

скопическое строение кости»

Скелет, мышцы, надкостница, костномозговая полость, красный и жёлтый костный мозг, типы костей

Осевой и добавочный скелет, позвоночник, межпозвоночный диск, отделы позвоночника

Плечевой пояс, кости рук, тазовый пояс, кости ноги, соединение костей,суставы

2(11)

Скелет человека

3(12)

Скелет поясов свободных конечностей: добавочный скелет .Соединение костей

4(13)

Строение мышц .

Л.р №3 « Мышцы человеческого тела»

Сухожилия, брюшко мышцы, головка и хвост. Мышцы, антагонисты,

Синергисты. Двигательная единица,

Исполнительный нейрон,

тренировочный эффект ,гиподинамия, биологическ окисление

Осанка, остеохондроз, плоскостопие

Ушиб ,перелом , синяк, шина, вывих

5(14)

Работа скелетных мышц и их регуляция Л.р №4 « Утомление при статической работе»

6(15)

Осанка. Предупреждение плоскостопия

Л.р №5 «Осанка и плоскостопие»

7(16)

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах

8(17)

Обобщающий урок

тестирование

Внутренняя среда  Организма(3ч)

1(18)

Кровь и остальные

компоненты внутренней среды организма

Кровь, тканевая жидкость. Лимфа, лимфатический сосуд, узел, эритроцит гемоглобин, оксигемогбин,  лейкоцит, лимфоцит, фагоцит, антигены, тромбоцит, фибрин

2(19)

Борьба организма

с инфекцией

Иммунитет, антигены, антитела, иммунная система, воспаление, инфекции.  Болезни,бацилло-и вирусоноситель

3(20)

Иммунология на службе здоровья

Иммунология, лечебные сыворотки, прививки, антитоксин, естесств. иммунитет, приобретён

искусственный, тканевая совместимость

тестирование

Кровеносная и лимфатическая  системы(6ч)

1(21)

Транспортные

системы человек

Артерии, аорта, кровеносные сосуды, вена, лимфатические капилляры,лимфатические узлы

2(22)

Круги кровообращения. Л.р №6 «Функции венозных клапанов»

Предсердия, желудочки аорта, артерии, капилляры, легочные артерии, альвеолы, арт.и венозная кровь

3(23)

Строение и работа сердца

Клапаны, автоматизм,сердечный цикл, фазы цикла, пауза, симпатически и блуждающий нерв

4(24)

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Л.Р №7 «Измерение кровотока в сосудах ногтевого ложа» Л.р№8 «Пульс связан с колебаниями стенок артерий»

Артериальное давление, пульс, кровоснабжение органов,гипертония, гипотония, спазм сосудов,

артериолы, некроз, инсульт, инфаркт

5(25)

Гигиена сердечно

-сосудистой системы .Первая помощь при заболевании сердца

Л.р №9 «Функциональная проба»

Ударный объём сердца, перемежающаяся хромота, гангрена, спазм сосудов ,стенокардия ,электрокардиограмма, функц. проба

тестирование

Дыхание(5ч)

1(26)

Значение дыхания.

Органы дыхательной

системы, дыхательны Заболевания дыхательных путей

Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, бронхи, лёгкие, лёгочная плевра, бронхиальное дерево, альвеолы,голосовые связки

2(27)

Лёгкие. Лёгочное

дыхание и тканевое

«ворота лёгких», лёгочная  плевра, пристеночная плевра, плевральная полость, диффузия

3(28)

Механизм вдоха

и выдоха. Регуляция

дыхания .Охрана воздуха

Дыхател .центр, продолговатый мозг,рефлекторная и гуморальная регуляция наркогенные в-ва, никотин респиратор, карбоксигемоглобин

4(29)

Функциональные возможности дыхательной. системы. Болезни и травмы органов дыхания .Л.р№10 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

Жизненная ёмкость,остаточный воздуз, обхват груди ,флюораграфия, туберкулёз, палочка Коха, рак лёгких, электротравма, клиническая смерть, биологическая смерть, искуственное дыхание, масса

5(30)

Обобщающий урок

тест

тестирование

Пищеварение(6ч)

1(31)

Питание и пищеварение

Пластический обмен,энергетический, пищеварение пит. в – ва ,пищевые прод

укты, аминокислоты ,глицерин и жирные к-ты

2(32)

Пищеварение в ротовой полости

Глюкоза, простые в-ва перистальтика, ротовая полость,рецепторы вкуса слюнные железы,зубная эмаль,дентин, виды зубов

3(33)

Пищеварение в желудке и двенадца типёрстной кишке.

Пищевод, желудок, пепсин, двенадцатипёрстная кишка, Л.р №11 «Действие слюны на крахмал»

4(34)

Ф-и тонкого и толстого кишечника .Всасывание. Барьерная роль печени

Всасывание, ворсинка воротная вена,печень

печеночная  вена, заменимые и незам АК,желчь, мочевина, глюкоза, гликоген, аппендикс, перетонит

5(36)

Регуляция пищеварения

Фистула, безусловные и условные ефлексы,мнимое кормление,гуморальное сокоотделение

6(36)

Гигиена органов пищеварения .Предупреждение жел.-киш.

заболеваний

Ботулизм,анаэробы, сальмонелёз, холера, холерный вибрион,карантин дизентерия, дезинфекция

тестирование

Обмен веществ и Энергии (4ч)

1(37)

Обмен в-в и энергии-основное свойство всех живых существ

Подготовительная,основная заключительная стадии, заменимые и незаменимые  АК, амилаза, микроэлементы

2(38)

Витамины

авитаминоз, гиповитаминоз, водорастворимые, жирорастворимые витамины, каротин,рахит

3(39)

Энергозатраты человека и пищевой рацион. Л.р №12 « Установление между нагрузкой и уровнем обме-

на»

Основной обмен, общий, энерготраты, энерг. ёмкость продуктов

Практич.

4(40)

 «Определение изменение веса тела за день в зависимости от пищевого рациона и энергозатрат»

секундомер

Практич.

Кожа. Терморегуляция.

Выделение (5ч.)

1(41)

Кожа- наружный покровный орган

Эпидермис, дерма, гиподерма, сальные железы, потовые ,волосы, ногти, терморегуляция

2(42)

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.

Болезни кожи

Угревая сыпь, гормональные и гиповитам. Нарушения кожи, болезни кожи, ожоги

3(43)

Терморегуляция организма. Закаливание

Терморегуляция, теплообразование, теплоотдача, тепловой и солнечный удар

закаливание

4(44)

Выделение

Почки, мочевые пути, мочеточник, мочевой пузырь, корковое и мозговое в-во,нефрон, мочекаменная

болезнь

5(45)

Обобщающий урок по темам «пищеварение», «Обмен в-в»,

«Покровные органы»

Терморегуляция, теплообразование, теплоотдача, тепловой и солнечный удар

закаливание

тестирование

Нервная система  (4ч.)

1(46)

Значение нервной системы .Строение нервной системы

Потребности, активность, опознание .отражение, кора, ядра нервные волокна,передниеи задние объектов, борозды, позвоночный канал, спинномозговая  жидкость

2(47)

Строение головного мозга. Ф-и продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка Л.р № 13 «Пальценосовая проба»

Задний мозг, продолговатый,мост, мозжечок, средний мозг, передний, промежуточный, большие полушария

3(48)

Функции переднего

мозга

Таламус, гипоталамус,мозолистое тело, кора, борозды, извилины, доли мозга, временные связи

4(49)

Соматический и автономный (вегетат.)отделы нервной систем

Соматический  и автономные отделы, симпатическая  нервная система,  парасимпатическая.Блуждающий нерв

тестирование

Анализаторы. Органы чувств (5ч.)

1(50)

Анализаторы

Анализатор, модальность,

рецепторы, нервные пути,чувств. Зоны:первичные

вторичные, третичные, галлюцинации, иллюзии

2(51)

Зрительный анализатор. Л.р № 14 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

Глазное яблоко, глазница,

белочная оболочка, роговая, зрачок, радужная , хрусталик, сетчатка, палочки,колбочки

3(52)

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

Близорукость, дальнозоркость, мышцы ресничного тела, преломляющая  способность.

4(53)

Слуховой анализатор

Наружное, среднее и внутреннее ухо, стереофоническое звучание, воспаление

среднего уха

5(54)

Органы равновесия, кожно-мышечной чувств., обоняния и вкуса

Вестибулярный аппарат, кожная чувствительность, вибрационное ч-во, осязание, вкусовые сосочки, рецепторы

тестирование

Высшая нервная деятельность.Поведение. Психика (6ч.)

1(55)

Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности

Безусловные и условные рефлексы, временная связь,растормаживание, усло

вные рефлексы,закон  взаимной индукции, возбуждение-торможение, доминанта

2(56)

Врождённые и приобретённые программы поведения. Л.р №15

« Выработка навыка

зеркального письма»

Врождённые прогр. Поведения, инстинкты, прирбретенные .

программы поведения, рассудочная деятельность, динамический.

стереотип

3(57)

Сон и сновидения

Биоритмы, сон и бодрствование, медленный и быстрый сон, сновидения

4(58)

Особенности высшей

нервной деятельности. Речь и сознание .Познавательный интерес

Базовые и вторичные потребности, сознание, интонация, речь, познавательные интересы

5(59)

Воля ,эмоции ,внимание

Волевые действия, внушаемость, негативизм, эмоции ональные р-и, состояние, внимание

6(60)

Обощ. Урок по темам «Нервная сист.» «Анализаторы»,«Высшая нерв. Деятельность» Л.р №16

«Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды

Безусловные и условные рефлексы, временная связь,растормаживание, усло

вные рефлексы,з-н взаимной индукции, возбуждение-торможение, доминанта

тестирование

Эндокринная система (2ч.)

1(61)

Роль эндокринной

системы

Эндокринная система, железы внутренней, смешанной секреции. и внешней, надпочечники нейрогармоны,

2(62)

Функции желёз внутренней секреции

Гипофиз, гормон роста, акромегалия, щитовидная железа, кретинизм, половые

железы, подж. железа

Индивидуальное развитие(6ч.)

1(63)

Жизненные циклы. Размножение.

Оплодотворение, редукционное деление, гены. Половые хромосомы,

2(64)

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследств. И врождённые заболевания.Болезни , передающиеся половым путём

Биогенетический з-н, онтогенез, филогенез, плацента, зародыш, наследственные болезни

3(65)

Развитие ребёнка после рождения. Становление личности

Личность, темперамент, характер, экстраверты, интроверты, самооценка

4(66)

Интересы, склонности

способности

Интересы:рнепосредственые, опосредованные, склонности, способности

5(67)

Здоровье- величайшая ценность для личности и общества

тестирование



Предварительный просмотр:

Изменения в КИМ  Биология ОГЭ,2020 год

  • Сокращено количество заданий с 32 до 30
  • максимальный первичный балл - с 46 до 45.
  • Отдельные изменения коснулись следующих позиций:
  • в части 1 работы включены новые модели заданий в линиях 1 и 20
  • в части 2 добавлена новая линия заданий (27),
  • линия 30 (задания 31 и 32 в модели 2019 г.) претерпела значительную переработку.

,


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: