Программа " Одарённые дети".

Потрошилина Светлана Николаевна

Программа " Одарённые дети"( с приложением).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_odaryonnye_deti_2.doc861 КБ

Предварительный просмотр:

  В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить…

                                                                                       Шалва Амонашвили

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»

                                                  на  2015-2019 гг.

Учреждение

МКОУ «Плотниковская ООШ»

Наименование программы

Программа   «Одарённые дети»

(2015-2019гг.)

Основная цель

-создать условия для выявления, поддержки      и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Основные задачи

 -выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;

-разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития одаренных детей;

-создание базы данных ОД в рамках Программы;

-внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

-развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей и социума;

-подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

Кем  утверждена программа

Решением педагогического совета

Разработчик

программы

Потрошилина Светлана Николаевна

Исполнители

программы

Руководители:

-зам. директора по ВР;

-учитель начальных классов и учитель-предметник.

Творческая группа:

  • учитель начальных классов и родители;
  • школьный библиотекарь;
  • руководители спортивных секций;
  • социальный педагог школы.

А также:

- учащиеся данного класса

Основания

для разработки программы

Закон Российской Федерации «Об образовании»,

Федеральный Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования»,

Приоритетный национальный проект «Образование»,

Федеральная целевая программа развития образования,

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Концепция

- работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.  Диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Срок действия программы

2015-2019 гг.

Этапы реализации программы

2015-2016 гг. - подготовительный этап.

​ Подготовительная работа – нацелена на создание единой программы работы с одаренными детьми

1 этап. 2016-2017 учебный год – проектировочный

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

-​ изучение нормативной базы, подзаконных актов;

-​ разработка Программы работы с одаренными учащимися;

-​ разработка структуры управления Программой, должностных инструкций, распределение обязанностей;

​-анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2 этап. 2017-2018 учебный год – экспериментальный

Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

-​ диагностика склонностей учащихся. Создание базы данных одаренных детей;

- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников;

- формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися;

- повышение квалификации педагогов.

3 этап. 2018-2019учебные годы – переход в режим функционирования

Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

-анализ итогов реализации программы;

-достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе;

-​ коррекция затруднений педагогов в реализации программы

Ожидаемые

результаты

программы

-создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности;

-формирование системы работы с одаренными детьми;

-обеспечение преемственности в работе начальной и основной школы;

-результативное  участие школьников в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;

-разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и основной школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся;

-использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности;

-обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

1.Актуализация
В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным
в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской деятельности.
При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой
общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности
.

2.Пояснительная записка.

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

К школе сегодня предъявляются высокие требования, поэтому развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования. В рамках классно – урочной системы не всегда  удаётся организовать работу с более успешными детьми. От класса к классу у них снижается мотивация к обучению и как следствие результативность. А требование общества к результатам образования повышаются, в связи с необходимостью повышения социально – экономического потенциала государства. Социальная значимость и актуальность проблемы привели к созданию данной программы в МКОУ « Плотниковская ООШ» по работе с детьми, имеющими высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности, различные творческие способности, хорошие природные задатки, разнообразные интересы.

У школы есть определенный опыт работы с одарёнными детьми, есть условия и заинтересованные педагогические кадры. Разработана программа  « Создание среды для развития интеллекта и творческих способностей младших школьников в условиях сельского социума», осуществляющие эту деятельность. Создание и реализация программы «Одарённые дети» позволит систематизировать работу с одаренными обучающимися, а также поднять ее на более качественный уровень.

3.Концепция программы. 
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

4. Принципы направления программы.

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии.

5.Методы  программы:

-​ частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);

-​ исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);

-​ проблемный;

-​ проективный.

6.Фомы работы с одаренными детьми:

-​ нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);

-​ классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания, создание проектов;

- ролевые игры;

-​ консультации.

        -индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов             дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские;

- групповые занятия с одаренными учащимися;

-предметные кружки, факультативы;

       -​ кружки по интересам;

 -​ конкурсы;

 -​ курсы по выбору;

 - участие в предметных олимпиадах и творческих конкурсах;

 -​ работа по индивидуальным планам;

- ​ исследовательская деятельность и участие в научно-практических конференциях;

-​ использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, электронная энциклопедия и др.);

- создание детских портфолио.

7.       Технологическая карта педагогической программы работы

                                  с одаренными детьми

Виды

работ

Работа на уроке

Внеурочная деятельность

Работа с родителями

Когда?

При определении уровня предшествующей подготовки и на основании результатов диагностики.

На индивидуальных занятиях, на занятиях научного общества «НОУ»,кружках, спортивных секциях.

Через индивидуальные беседы, круглый стол, родительские собрания.

Зачем?

Для развития творческих способностей, для формирования мотивации к обучению.

Для создания интереса к учебе, для создания ситуации успеха, для получения более широкого спектра знаний в ряде образовательных областей.

Для создания единого образовательного пространства, для определения интересов ребенка, его склонностей и возможностей.

Что?

Выход за рамки программ. Поощрение инициативы  учащихся, их самостоятельности

Внеклассная индивидуализация с преобладанием знаний на повышенном уровне сложности.

Совместные занятия, открытые уроки, совместная исследовательская деятельность, совместные мероприятия.

Как?

Включение нестандартных дифференцированных заданий, Введение элементов пропедевтики.

Творческая мастерская, клуб «НОУ», олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы.

Совместное выполнение творческих заданий, участие в совместном заседании научного общества, тесты и анкеты.

8. План работы по реализации программы «Одаренные дети»

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Работа с обучающимися

1

Диагностика одаренных детей

Постоянно

Потрошилина С.Н.

2

Расширение сети кружков, секций по выбору с учетом способностей обучающихся, запросов учащихся и их родителей

Май,

ежегодно

Потрошилина С.Н., Ваганова И.Ю.

3

Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», « Узнавай-ка», « Изучай-ка»,  « Окружай-ка», « Лисёнок», « Львёнок»,» Русский с Пушкиным, « Старт»,олимпиадах.

Постоянно

Потрошилина С.Н.

4

Организация и проведение 1 тура Всероссийской олимпиады школьников по предметам:

русский язык,

математика,

окружающий мир,

английский язык.

Сентябрь, октябрь

Администрация, Потрошилина С.Н.

5

Развитие художественной, спортивной, интеллектуальной одаренности посредством кружковой работы.

В течение учебного года

Потрошилина С.Н.

6

Студия  «Волшебный карандаш».

Выставка изобразительного искусства «Волшебная кисточка»

апрель

Руководитель студии

7

Творческая мастерская

Выставки: « Чудеса аппликации»,

« Квиллинг»

Март

Потрошилина С.Н.

8

Работа групп для одаренных детей в школьном летнем оздоровительном лагере, в каникулярной школе.

Ежегодно

Потрошилина С.Н., зам. директора по ВР

9

Проведение тематических выставок, викторин

В течение уч. года по плану

Потрошилина С.Н., библиотекарь

10

Проведение предметных недель:

русского языка

математики

окружающего мира

английского языка

согласно плану работы ШМО

учителя начальных классов

11

Поощрение одаренных детей за высокие показатели в учебной, конкурсной, исследовательской деятельности

Ежегодно

Потрошилина С.Н., родительский комитет

Работа с родителями одаренных детей

1

Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к работе с одаренными детьми

Май

Потрошилина С.Н.

2

Родительское собрание «Развитие творческого потенциала ребенка»

В течение года

Потрошилина С.Н.

3

 Круглый стол «Организация досуга одаренных детей»

Декабрь

Потрошилина С.Н.

4

 Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ:  «Осенние этюды», « Новогодняя сказка», « Мои умелые руки» и т. д

В течение года

Потрошилина С.Н., родительский комитет, руководители кружков

5

 Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»

В течение года

Классный руководитель, учитель физкультуры, родительский комитет

6

 Отправление благодарственных писем родителям учащихся

Май

Потрошилина С.Н.

Сотрудничество с другими организациями

1

СПК «Красное Знамя», КДО, детский сад «Малыш», библиотека, медпункт

Весь период

Потрошилина С.Н., родительский комитет

9. Требования, которые необходимо предъявлять к учителю, работающему с одаренными детьми .

   Учитель должен быть:

 - творческим, способным к инновационной деятельности;

 - увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

            -владеть современными педагогическими технологиями;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.

 

    При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

- обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

- стимулировать познавательные способности обучающихся;

- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать обучающихся;

 - принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

- отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

            10. Материально-техническое обеспечение реализации программы:

-комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой;

-соответствие материально-технической базы современным требованиям ФГОС;

-Формирование системы поощрения одаренных детей, учителей.

11. Нормативно - правовая база и методическое обеспечение

     -Конвенция ООН о правах ребенка

-ФЗ от29.12.2012 №273 - ФЗ "Об образовании  в Российской Федерации"

    -Устав МКОУ "Плотниковская ООШ"

-Положения, локальные акты, приказы по школе

-Программы факультативов, ИГЗ, кружков

-Материалы, освещающие работу с одаренными детьми.

12.Список литературы

       

  1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.- М. Просвещение,2011г.
  3. Григорьев Д.В.Программы внеурочной деятельности. М. Просвещение,2011г
  4. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
  5. Матюшина А.М. Что такое  одаренность: выявление и развитие одаренных детей – М. Омега –Л.2008
  6. Щедрова Е.Ф. Развитие одаренных детей Волгоград :Учитель, 2010
  7. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктив- ного обучения. – М.: Владос, 2000.

      8. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. – С.-П.: Изд. дом Литера,  

            2002.

      9. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1980.

      10. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.:  

          Просвещение, 1990.

      11. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. –    М.:

          Илекса, 2002.

      12. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике. – Сара          

            тов ОАО Издательство ―Лицей‖, 2003.

     13. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-

          математической литературы, 1979.

    14. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, го

         ловоломки./ Сост. Калугин М.А. – Ярославль: Академия развития, 1997.

   15. Родионова Е.А. Олимпиада ―Интеллект‖. – М. : - Образование, 2002.

   16. Из материалов программы «Модель работы с одаренными детьми в началь

        ной школе» авторы: Жукова Т.А., Кругова С.А., Игнатьева И.А., Толстова  

        Н. А.Научный руководитель – кандидат пед.наук, доцент Кулагина Л.И.

    17. Интернет ресурсы:http://liuda-alekseeva.narod.ru/p13aa1.html, http://www.iaro.ru, http://www.school220.ru, http://www.zankov.ru,.

Приложение 1.

Для  определения и уточнения целей и задач программы необходимо дать определение  одаренности, опираясь на понятия «одаренность» и «одаренные дети».

Одаренность -

1. проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений

и   восприимчивости к учению во многих областях знаний.

2. качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность

выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать  недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

Одаренные дети - 

1. дети с высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению;

2. дети, обнаруживающие  общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.)

Познавательные возможности обучающихся:

1. Гениальность - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

2. Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

3. Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

     Приложение 2

1. Портрет одаренного ребенка

1.​ Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2.​ Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3.​ Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4.​ Склонен к рискованным действиям.

5.​ Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6.​ Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7.​ Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8.​ Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

9.​ Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10.​ Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.

Приложение 3 Родительское исследование

(заполняют родители)

1.​ У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)

2.​ Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)

3.​ Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)

4.​ Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)

5.​ Он очень любит рисовать (Да / нет)

6.​ Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)

7.​ Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)

8.​ Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)

9.​ Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________________________________________________________________________

10.​  С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. _____________________________________________________________________________

Приложение 4.

Анкетно-биографические сведения об одаренных детях

(заполняется по образцу в течение учебного года)

№ п/п

ФИО

Год рождения

Домашний адрес

Класс

Виды одаренности

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Результативность

Приложение 5

 Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

 математика и техника (1-й столбец листа ответов);

​ гуманитарная сфера (2-й столбец);

​ художественная деятельность (3-й столбец);

​ физкультура и спорт (4-й столбец);

​ коммуникативные интересы (5-й столбец);

​ природа и естествознание (6-й столбец);

​ труд по самообслуживанию (7-й столбец).

Анкета для учащихся

Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

1.​ Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

2.​ Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.

3.​ Петь, музицировать.

4.​ Заниматься физкультурой.

5.​ Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

6.​ Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.

7.​ Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8.​ Собирать технический конструктор.

9.​ Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.

10.​ Самостоятельно рисовать.

11.​ Играть в спортивные, подвижные игры.

12.​ Руководить играми детей.

13.​ Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

14.​ Ходить в магазин за продуктами.

15.​ Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.

16.​ Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17.​ Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

18.​ Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19.​ Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

20.​ Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).

21.​ Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

22.​ Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.

23.​ Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

24.​ Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

25.​ Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

26.​ Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).

27.​ Ухаживать за домашними растениями.

28.​ Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).

29.​ считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

30.​ Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31.​ Участвовать в постановке спектаклей.

32.​ Заниматься спортом в секциях и кружках.

33.​ Помогать другим людям.

34.​ работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35.​ Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Приложение 6.

 Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов).

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

​ интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);

​ творческая (2-й столбец);

​ академическая (3-й столбец);

​ художественно-изобразительная (4-й столбец);

​ музыкальная (5-й столбец);

​ литературная (6-й столбец);

​ артистическая (7-й столбец);

​ техническая (8-й столбец);

​ лидерская (9-й столбец);

​ спортивная (10-й столбец).

Приложение 7.

Анкета для учащихся

Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:

«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;

«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Вопросы:

1.​ Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.

2.​ Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3.​ Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4.​ В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5.​ Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6.​ Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7.​ Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

8.​ Интересуется общением со сверстниками.

9.​ Инициативен в общении со сверстниками.

10.​ Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11.​ Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12.​ Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13.​ Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14.​ Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15.​ Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16.​ Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17.​ Интересуется актерской игрой.

18.​ Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19.​ Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20.​ Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21.​ Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22.​ Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23.​ Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24.​ Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.

25.​ Хорошо поет.

26.​ Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27.​ Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28.​ Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

29.​ Легко общается с детьми и взрослыми.

30.​ Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31.​ Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32.​ Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.

33.​ Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34.​ Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35.​ В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36.​ Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37.​ Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38.​ Любит чертить чертежи и схемы механизмов.

39.​ Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.

40.​ Бегает быстрее всех в классе.

41.​ Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42.​ Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43.​ Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44.​ Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45.​ Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46.​ Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47.​ Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.

48.​ Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49.​ Часто руководит играми и занятиями других детей.

50.​ Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51.​ Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52.​ Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53.​ Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54.​ Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55.​ Хорошо играет на каком-либо инструменте.

56.​ Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57.​ Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58.​ Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59.​ Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60.​ Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61.​ Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62.​ Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63.​ Умеет делать выводы и обобщения.

64.​ Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.

65.​ В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66.​ Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67.​ С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68.​ Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69.​ Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70.​ Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71.​ Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72.​ Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73.​ В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74.​ Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75.​ Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76.​ Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.

77.​ Любит игры-драматизации.

78.​ Быстро и легко осваивает компьютер.

79.​ Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80.​ Физически выносливее сверстников.

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Приложение 8

.Психодиагностические обследования среди учащихся

Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет.

В качестве диагностического материала планируется использовать:

 анкетирование родителей и учителей;

специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;

​ диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);

​      диагностику видеомоторной коррекции;

​ вербальный тест Айзенка;

​ опросник САН (самочувствие, активность, настроение);

​ шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;

​ методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;

​ методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;

​ тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);

​ тест «Уровень сформированности творческих способностей»;

​ тесты для интеллектуалов.

Приложение 9.

 Портфолио учащихся и учителей

Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.

Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.

Образец портфолио для детей

Портфолио

Ф.И.О. ,

ученика (цы) ____ класса «___» « Плотниковская ООШ»

Тайна моего имени:

Карта моих интересов

Знак зодиака:

Я родился (родилась) в год:

Я занимаюсь в кружках, секциях:

Мои любимые занятия, увлечения:

Участие в конкурсах

Участие в концертах

Участие в олимпиадах

Участие в общественной жизни школы и класса

Мои добрые и полезные дела

Награды и достижения

Приложение 10.

 Карта моих интересов

№ п/п

Вопросы

Ответ

(да / нет)

1

Есть ли у тебя друзья?

2

Нравится ли тебе проводить с ним свободное время?

3

Тебе нравятся уроки математики?

4

А русского языка?

5

Чтение книг – твое любимое занятие?

6

Нравится ли тебе получать хорошие отметки?

7

Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам?

8

С радостью ли ты ходишь в школу?

9

Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения?

10

Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву?

11

Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?

12

Тебе нравится решать математические задачи?

13

Стараешься ли ты находить разные способы решения задач?

14

Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру?

15

Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей?

16

Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?

17

Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты?

18

Ты подкармливаешь животных зимой?

19

Ты с удовольствием работаешь на уроках труда?

20

Ты любишь рисовать?

21

Ты любишь узнавать новое о великих художниках?

22

Ты посещаешь кружки?

23

А спортивные секции?

24

Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях?

25

Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе?

26

Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?

27

Любишь ли ты делать приятное своим друзьям?

28

Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства?

29

Есть ли у тебя домашние обязанности?

30

С удовольствием ли ты выполняешь их?

Приложение 11.

 Система работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

-​ совершенствование предметных умений и навыков;

-​ повышение учебной мотивации одаренных детей;

-​ развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;

-​ развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;

-​ овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

Методы:

-​ частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);

-​ исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);

-​ проблемный;

-​ проективный.

Формы:

-​ нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);

-​ классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;

-​ ролевые игры;

-​ консультации.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Приложение 12. Предметные олимпиады

Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.

Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.

Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.

В школьном туре участвуют все желающие, во втором и третьем - победители отборочного тура. В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.

Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность и классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.

Олимпиады – это в первую очередь праздник для детей. Поэтому перед началом проведения олимпиад необходимо провести торжественную линейку, на которой прозвучат поздравления, пожелания удачи в интеллектуальном состязании.

Олимпиады в старшем и среднем звене проводятся по таким предметам как: математика, русский язык, литература, биология, химия, география, технология, физическая культура, обществознание, история, экономика, право. Победители школьного тура награждаются грамотами.

Приложение 13 . Характеристики доминирующих способностей ребенка

1.​ Интеллектуальные способности

​ 1.1. Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко.

​ 1.2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.

​ 1.3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное. Догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

​ 1.4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

​ 1.5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.

​ 1.6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает свою мысль.

​ 1.7. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два.

​ 1.8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.

​ 1.9. задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых.

​ 1.10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.

​ 1.11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.

​ 1.12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

​ 

2.​ Художественные способности

2.1. В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).

2.2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

2.3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении. Описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок. Открыток и т.д.).

2.4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка. Композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

2.5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит. Создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).

2.6. Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.

2.7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2.8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобразить события или вещи в трех измерениях и пространственно.

3.​ Музыкальный талант

3.1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.

3.2. Хорошо поет.

3.3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

3.4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

3.5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

3.6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.

3.7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

3.8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

4.​ Способности к занятиям научной работой

4.1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).

4.2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

4.3. Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений.

4.4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительными восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

4.5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные, детективы и пр.

4.6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.

4.7. Пытается выяснить причины и смысл событий.

4.8. Проводит много времени над созданием собственные «проектов»: конструирование радиоприемника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т.д.

4.9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

5.​ Литературное дарование

​ Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

​ Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

​ Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

6.​ Способности технические

6.1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.

6.2. Интересуется механизмами и машинами.

6.3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

6.4. Может чинить несложные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

6.5. Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

6.6. Любит чертить чертежи и рисовать наброски механизмов.

6.7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.

7.​ Способности к спорту

7.1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.

7.2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

7.3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).

7.4. Бегает быстрее всех в классе.

7.5. По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений, двигается легко и грациозно.

7.6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

7.7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).