Самоанализ урока окружающего мира.

Потрошилина Светлана Николаевна

Самоанализ урока окружающего мира в 3 классе по теме  : " Почва.Её состав и свойства".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_samoanaliz.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

Потрошилина С.Н., учитель начальных классов

МКОУ « Плотниковская ООШ»

Самоанализ урока по окружающему миру,

по теме: «Почва. Её состав и свойства».

                                         Уважаемые члены жюри!

Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира в 3  классе по теме «Почва. Её состав и свойства». 3 класс- самый большой класс  в школе. Дети моего класса по уровню развития разные. 20% имеют высокий  уровень развития,40%-средний, остальные   - низкий. Ребята в этом классе  очень разные : эмоциональные, любознательные, жизнерадостные. Поэтому при планировании урока, учитывала индивидуальные возможности каждого ученика.

 Обучение веду  по рабочей программе, составленной на основе авторской программы «Окружающий мир», авторы: О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, М.: Академкнига/Учебник, 2013 год

Цель   :

 создать условия для формирования у учащихся представлений о почве ,её составе и  свойствах.

Задачи:      

Образовательная:

-сформировать представление о почве и ее образовании, о составе  и  свойствах.

Развивающая:        

-развивать умения работы с научным текстом и схемам

 -выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой    природой,

-делать выводы на основе проведенных опытов,

-развивать познавательный интерес.

 Воспитательная-  воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю, к земле.

Урок первичного представления новых знаний. Данный урок соответствует программе «Перспективная начальная школа».

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, кластер «Состав почвы», стакан с  водой, образцы почвы, стеклянные трубочки, салфетки, стёклышки, держатель, спиртовка.

Структура урока полностью соответствует его типу. Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Реализуя цели и задачи данного урока, я пыталась сформировать такие универсальные учебные действия, как:

Личностные:

-самоанализ и самоконтроль результата;

-самоопределение;

-смыслообразование;

-выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос;

-мотивация и познавательный интерес к новому материалу;

-в  диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

 -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

- работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные:

- в ходе практической работы определить, что входит в состав почвы,  перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

- формирование умения общаться в паре, группе.

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно- деятельностного подхода. Для достижения цели урока использовала технологию развития критического мышления. На уроке использовались информационные компьютерные средства(презентация) для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся, мотивации познавательного интереса учащихся к уроку; развития их воображения, мышления, памяти.

На уроке применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная ,индивидуальная работа, практическая работа , которые в ходе урока сменяли друг друга.

Урок старалась строить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя творцом, исследователем, чтобы в нем раскрылись все таланты и способности, данные ему от природы, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса для достижения поставленных целей и раскрытия темы урока. Способствовала тому,  чтобы на уроке царила доброжелательная, теплая атмосфера и дети активно работали на уроке.

На данном уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.

Методы: словесный, наглядный, исследовательский

Первый этап-мотивация к деятельности, проведенная в начале урока, сформировала у учащихся потребность изучения данной темы. Слова мудреца : « Всё в твоих руках»-стали путеводителем на нашем уроке-исследовании. Каждый ребёнок верил, что сможет сам, что всё в его руках.

Второй этап-актуализация знаний, способствовала планированию воспроизведениея учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового .Была создана  проблемная ситуация.

Третий этап -учебно-познавательная деятельность

вызвала у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.Тему и задачи урока обучающиеся определили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Учебный материал не давался в готовом виде. На данном уроке я использовала задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием : работали с русским  словарём (  презентации),с учебником.

– Определили, какие задачи мы будем решать на данном уроке.

4этап-интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.

Была поставлена задача - Что нам предстоит сделать? 

(провести   практическую работу по исследованию состава и свойств почвы)

и определена цель  исследования(Какова  цель  нашего  исследования? 

(определить, что входит в состав почвы, какими свойствами обладает почва?)

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на данном этапе, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся. Знания не давались в готовом виде. Ребята сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысленного чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы. Презентация сопровождала каждый этап урока, активизируя внимание ребят.

В целях воспитания бережного отношения ко всему живому на Земле,к природе, к почве итогом данного этапа было творческое  задание :Как понимаете фразу: «Спасая почву ,мы спасаем себя и жизнь нашей планеты».Ответы были полными и интересными, основанными на жизненном опыте.Дети свободно выражали свою мысль, думая ,что она правильная.

V этап.

Рефлексия деятельности  

Цель -  самооценка результатов деятельности, осознание границ применения новых знаний

Дети оценили  свою практическую деятельность с помощью оценочного листа( розового цвета)

Ответили на вопросы:

-Достигли цели?( да, нет)

-Для чего нужен материал, изученный сегодня на уроке?

VIэтап.  

Контроль деятельности ученика . Домашнее задание

Цель -  применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации  успеха.

Завершающим этапом была оценка результатов урока, подведение итогов.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей

На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказаться. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей данного класса .Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников , соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что  поддерживало высокий уровень мотивации ребенка и позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена поз, видов деятельности, проведена гимнастика для снятия физического напряжения  и усталости на уроках.

На этапе рефлексии каждый ребенок попытался  сам оценить свою работу, выбирая необходимую для себя фигурку.

На основе подведения итогов, рефлексии, можно сделать вывод, о том, что поставленные цели и задачи урока были выполнены.

Перспективы на будущее: я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках.

Мне удалось реализовать намеченный план урока, решить поставленные задачи и сделать выводы. Я считаю, что урок цели достиг.

                                                  Спасибо за внимание!!!